Содержание
Введение3
1.Государство как хозяйствующий и регулирующий субъект в рыночной экономике. Цели, субъекты, объекты государственного регулирования5
2.Средства и методы государственного регулирования рыночной экономики11
3.Фискальная экономическая политика государства15
4.Экономическая политика государства и деятельность правоохранительных органов25
Выводы31
Список использованной литературы33
Выдержка из текста работы
Рыночный механизм, ориентированный на максимизацию прибыли, не может в полной мере решать экономические и социальные задачи (защита внешней среды, развитие фундаментальной науки, непроизводственной инфраструктуры культуры и образования, здравоохранения и др.), а также задачи управления на макроуровне и задачи обороны страны.
Рыночный механизм безразличен к проблеме социальной справедливости и равенства, что приводит к дифференциации доходов, социальной незащищенности людей, чревато острыми социальными конфликтами. Следует также учитывать, что свойственная для рынка тенденция к концентрации производства и монополизму подрывает свободную конкуренцию, необходимую для осуществления регулирующей функции рынка. Все это ведет к фактическому фиаско рынка.
Существенные недостатки рыночного механизма требуют государственного регулирования экономики. Ставка только на рыночное саморегулирование может нанести большой вред экономическому и социальному развитию общества, поставить под вопрос само существование общественной системы.
В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Государственное воздействие на микро- и макроэкономику представляет собой целенаправленную систему мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, имеет свои способы, формы, методы и инструменты.
Актуальность темы контрольной работы «Роль государства в современной экономике» в том, что государственное регулирование обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться. И, хотя подобное регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно — командной системе, все же здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.
Цель- рассмотреть особенности роли государства в современной экономике.
Задачи:
— выявить причины вмешательства государства в экономику;
— рассмотреть сущность «фиаско» рынка и несостоятельность государства;
— проанализировать сферу действия государства в рыночной экономике
— охарактеризовать внешние эффекты
Объект исследования – государство.
Предмет исследования – роль государства в современной экономике
В контрольной работе были использованы труды таких авторов как О.В. Агуреева Г.С., Вечканова П.Г, Ермишин П.Г., О.В. Корниенко, М.С. Нуреева, В.Н. Салина и др.
1. ПРИЧИНЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКУ
Государственное вмешательство в экономику — это система мер государства, с помощью которых оно воздействует на социально-экономическое развитие общества. Это вызвано многими причинами, связанными с несовершенством, рынка, противоречиями, возникающими на нем . Рынок не всегда обеспечивает занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.
Экономическая роль государства в той или иной стране определяется долей национального дохода, сосредоточенного «в руках» государства.
Если государству принадлежит почти весь национальный доход, то это чисто государственная экономика. В таком случае управление осуществляется из единого центра, а экономическую систему называют административно-командной, или тоталитарной. Подобная экономика имела место в Советском Союзе, в других социалистических странах.
В экономике социалистических стран свободный рынок отсутствовал. Переход к рыночной системе означает, грубо говоря, «отъем» национального дохода («национального пирога») у государства и передачу его в частное (индивидуальное или групповое) владение, распоряжение и использование, Этот переход государственной собственности в частную может происходить или насильно (революционным путем), или добровольно (эволюционным путем), например, как это произошло в результате приватизации государственной собственности в России через ваучеры. Таким образом, исторический процесс развития экономики зависит от решения вопроса: какова доля государства в экономической деятельности?
Если государство распоряжается 10-50 % национального дохода, то такая экономика является смешанной, т. е. одна часть национального дохода сосредоточена в руках государства, а другая — в руках частных владельцев…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос о месте и роли государства в современной экономике является одним из центральных как в теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. С одной стороны, широко известна позиция либеральных экономистов относительно минимальной роли государства в регулировании экономики. С другой стороны, ряд научных школ обосновывает необходимость активного вмешательства государства в рыночные процессы. Дать однозначный ответ на вопрос об оптимальных масштабах государственного регулирования очень сложно. В истории разных стран были периоды превалирования как первой, так и второй точки зрения.
Особое место государства в системе общественных институтов определяется тем, что государство – это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения. Это право реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения действующего законодательства, и, как правило, облекается в законодательную форму. С другой стороны, государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями, поскольку в лице госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и услуг (в том числе рыночных).
Место и роль государства в экономической теории и на практике обычно рассматриваются исходя их его взаимодействия с рыночным механизмом.
Необходимость государственного регулирования экономики связана с наличием ситуаций, в которых результат действия свободных рыночных сил не эффективен с точки зрения общества в целом. Иными словами, что государственное вмешательство в экономику признается оправданным только в тех случаях, когда рынок не работает или не обеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции общественных интересов.
Масштабы государственного регулирования зависят не только от объективных факторов, они определяются политическим процессом, общественным выбором. Но даже в либеральных странах влияние государства на экономику широко и не ограничивается компенсацией традиционных провалов рынка.
Следует отметить, что неэффективность присуща не только рыночным механизмам, но и государственному вмешательству в экономику. Расширение регулирующих функций государства и объема подконтрольных ему ресурсов выше определенного предела негативно сказывается на экономической ситуации. К числу подобных «провалов» государственного сектора относятся: неполная информированность государства о реальных процессах, происходящих в экономике (прежде всего, на микроуровне); искажающее воздействие государственного воздействия на рыночные процессы; неполный учет общественных приоритетов и др.
Размеры государственного сектора должны соответствовать спросу на общественные блага, масштабам внешних эффектов, а также реальным возможностям государства по управлению находящимися в его распоряжении ресурсами. Необходимо четкое определение границ между государственным и рыночным секторами экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агуреева О. В., Замедлина Е. А., Шерстнева О. О. Краткий курс по? эко?но?мическо?й тео?рии. — М.: «Окей-книга», 2009. — 176 с.
2. Вечкано?в Г. С., Вечкано?ва Г. Р. Макро?эко?но?мика. — СПб.: «Питер», 2009. — 560 с.
3. Ко?рниенко? О. В. Осно?вы эко?но?мическо?й тео?рии. — Ро?сто?в н/Д.: «Феникс», 2010. — 349 с.
4. Нуреев М.С. Эко?но?мическо?е развитие и мо?дели стано?вления рыно?чно?й эко?но?мики. — М.: Наука, 2012. – 344с.
5. Курс эко?но?мическо?й тео?рии / По?д ред. М.Н. Чепурина, Е. А. Киселево?й. — Киро?в: «Аса», 2012 . — 846 с.
6. Салин В.Н., Медведев В.Г., Кудряшо?ва С.И., Шпако?вская Е.П. Макро?эко?но?мическая статистика: Учеб. по?со?бие. – М.: Дело?, 2011. – 336 с.
7. Тальнишних Т. Г. Осно?вы эко?но?мическо?й тео?рии. — М.: «Академия», 2009. — 282 с.
8. Тарасевич Л. С., Гребеннико?в П. И., Леусский А. И. Макро?эко?но?мика. — М.: «Высшее о?бразо?вание», 2010. — 654 с.
9. Эко?но?мическая тео?рия: учебник / По?д ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко?. – Мн.: ИП «Эко?перспектива», 2009. – 432 с.
10. Яко?венко? Б.А. Макро?эко?но?мика. – М.: Знание, 2012. – 548с.