Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические положения по теме исследования6
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста6
1.2. Делинквентное и девиантное поведение и особенности их проявления в подростковом возрасте11
1.3. Самооценки и особенности ее развития в подростковом возрасте21
1.4. Задержка психического развития: характеристика и подходы к изучению28
Выводы по Главе 134
Глава 2. Эмпирическое исследование роли самооценки в формировании делинквентного поведения подростков с ЗПР36
2.1. База и методы исследования36
2.2. Анализ результатов исследования45
Выводы по Главе 255
Заключение57
Список использованной литературы60
Приложение64
Выдержка из текста работы
Сложные социальные условия жизни в современном обществе вызвали большой рост возникновения девиаций у населения, под наибольшим ударом находятся дети и подростки, так как, во-первых, они являются самым незащищённым слоем общества, а во-вторых, именно в этом возрасте происходит переход от детства к взрослости. Аддикции — наиболее частое проявление девиаций у несовершеннолетних. В связи с увеличением количества детей и подростков с зависимым поведением возникает необходимость в изучении причин формирования данного отклонения. Вопрос о профилактике аддиктивного поведения детей и подростков в последнее время привлекает особое внимание разных категорий учёных. Зависимое поведение среди подростков — это серьезная социальная проблема, этот вид девиации затрагивает любую семью и может быть опасным не только непосредственно для семьи, но и для всего общества в целом, поскольку влечёт за собой большое количество негативных последствий, в том числе совершение преступлений. Статистика показывает, что происходит рост числа подростковых преступлений, совершённых в состоянии химически изменённого состояния сознания. В последние годы проблема аддиктивности у подростков является одной из острейших проблем современного российского общества.
Проблема зависимого поведения изучается как отечественными, так и зарубежными учёными и совершенно не теряет своей актуальности, а, наоборот, имеет тенденцию к актуализации в связи с ростом числа детей и подростков с аддиктивным поведением.
Существует масса факторов, влияющих на формирование аддиктивного поведения у несовершеннолетних подросткового возраста, мы хотим рассмотреть каждый из них.
Выбор объекта, предмета и гипотезы исследования обусловлены актуализацией данного вопроса, его социальной значимостью и недостаточной разработанностью.
Объект исследования — аддиктивное поведение.
Предмет исследования — факторы, влияющие на формирование аддиктивного поведения у несовершеннолетних.
Гипотеза — существуют несколько факторов, влияющих на формирование зависимого поведения в подростковом возрасте.
Цель — исследование факторов, способствующих формированию зависимого поведения у несовершеннолетних.
Задачи:
1. Провести анализ проблем зависимостей и аддикций в психологии и других гуманитарных науках.
2. Проанализировать зависимое (аддиктивное) и девиантное поведение.
3. Рассмотреть причины возникновения зависимого поведения.
4. Проанализировать особенности девиантного поведения у подростков.
5. Раскрыть основые формы зависимого поведения и факторы, влияющие на его формирование.
Теоретические методы исследования: анализ, обобщение, синтез.
Практическая значимость: данная теоретическая работа может быть использована в дальнейшем для создания программы по коррекции или профилактике девиантного аддиктивного поведения подростков.
Глава. 1. Анализ понятия «зависимость» в психологии и других смежных науках
1.1 Соотношение понятий «зависимость» и «аддикция» в психологии, медицине, социологии, философии
Мы часто слышим слово «зависимость», оно уже давно вошло в обиход, но что означает оно на языке учёных: психологов, медиков, философов? Ведь наука о зависимостях (аддиктология) возникла в Соединённых Штатах Америки в конце 80-х годов, и изначально являлась самостоятельным ответвлением наркологии. В своём развитии аддиктология претерпела значительные изменения, и сейчас наука находится на стыке таких научных дисциплин, как психиатрия, клиническая психология и наркология. Мы решили рассмотреть понятие «зависимость» с нескольких научных точек зрения. Так, например, в Большой медицинской энциклопедии определение зависимости звучит так: «Зависимость — синдром, наблюдающийся при нарко- или токсикоманиях и характеризующийся патологической потребностью в приеме психотропного средства с тем, чтобы избежать развития абстиненции или нарушений психики и состояния дискомфорта, возникающих при прекращении приема этого средства.» [18] Если обратиться к Большому психологическому словарю, то определения зависимости там нет вовсе, зато есть такое понятия, как «аддикция», или «аддиктивное поведение», что для авторов данного словаря — Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко является синонимами. Эти психологи определяют аддиктивное поведение как «(от англ. addiction — склонность, пагубная привычка; лат. addictus — рабски преданный) — особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния.» [4] М.А.Гулина — автор словаря-справочника по социальной работе сужает смысл понятия «зависимость» и определяет его как «Зависимость — термин, который чаще всего используется применительно к употреблению наркотиков; означает влечение человека к повторному употреблению наркотика». [5] Философский словарь Н.Н. Леонова отождествляет понятия «зависимость» с такими терминами, как «функция» и «отношение» и даёт два определения: «Функция (лат. functio — совершение, исполнение) — 1) деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, ‘ которой он принадлежит; 2) вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого, при этом второй объект также называется Ф. Первого.»
Так, мы видим, что в гуманитарных науках о зависимости говорят с разных точек зрения, где-то очень широко, а где-то, наоборот, сужая определение до частного случая. Заметим, что термин «аддикция» употребляется лишь в психологии, другие смежные науки не используют данное слово при объяснении феноменов зависимостей. Отсюда можно сделать вывод о том, что зависимость есть некое общее определение, тогда как аддикция является именно деструктивным, патологическим явлением в зависимом поведении. То есть любая аддикция (или аддиктивное поведение) всегда будет являться зависимостью, но не любое зависимое поведение можно назвать аддиктивным. Мы хотим привести такой пример: любой ребёнок, особенно младенец, находится в зависимости от своей матери и других опекающих лиц, эту зависимость можно назвать и психологической, но никакого деструктивного характера она в себе не несёт, а значит, данный вид зависимости не является аддикцией. В отличие от младенца, поведение наркомана, зависящего от принимаемых психотропных средств, является именно аддиктивным поведением, так как его поведение несёт в себе характер деструктивности.
Известный российский психиатр, психотерапевт Ц.П. Короленко даёт такое определение аддикций: «одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций». [9] То есть, чтобы зависимое поведение можно было отнести к аддикциям, должно присутствовать несколько психологических феноменов. Аддиктивное поведение всегда является стремлением изменить своё психическое состояние, тогда как зависимое поведение никакой цели в себе не несёт.
1.2 Соотношение понятий «девиация» и «аддикция»
В данном разделе мы хотим ответить на вопрос: «Является ли аддиктивное поведение девиантным?». Для начала рассмотрим сущность девиантного поведения.
Девиантным поведением является любое поведение, отклоняющееся от нормы. Определения данному виду поведения так же даются во всех гуманитарных науках, давайте рассмотрим каждое из них.
В медицине девиантным поведением называют отклонения от общепризнанных норм в межличностых взаимодействиях в обществе: различных действий, совершаемых в рамках психического здоровья в первую очередь, а также в разных формах нервно-психических патологий.
В социологии девиантным поведением называют различные социальные явления, представляющие реальную угрозу физическому и социальному нахождению человека в данной социальной среде.
Психология же называет отклонение от социально-психологических и нравственных норм, несущее в себе ущерб общественному благополучию, окружающим людям и самому себе девиантным поведением.
Подходит ли аддиктивное поведение под какое-либо определение девиантного поведения, данное наукой? Да, безусловно.
Химические аддикции, к примеру, несут в себе огромную угрозу для здоровья аддикта, вызывают серьёзную патологическую химическую зависимость на физическом уровне, избавиться от которой без применения каких-либо лекарственных средств не представляется возможным.
Любая аддикция является девиацией, так как деструктивное зависимое поведение не является нормой ни в одном общественном строе. Аддиктивное поведение в большинстве случаев ведёт к нарушению аддиктом различных социальных и нравственных норм, что можно назвать докриминогенным уровнем девиантного аддиктивного поведения, а в дальнейшем неминуемо наступает так называемый криминогенный уровень — совершение серьёзных преступлений, нарушение законов, совершение преступных уголовно-наказуемых деяний. Так, например, нехимический аддикт, страдающий патологической зависимостью к азартным играм (гэмблинг), сначала просто всё больше и больше времени проводит в казино и других местах, предназначенных для азартных игр, а затем, когда средства уже не позволяют ему постоянно участвовать в играх, аддикт влезает в долги, а за невозможностью их вернуть, начиает совершать кражи или разбойные нападения, подвергая таким образом риску жизнь и здоровье окружающих его людей.
Ещё одним доказательством того, что аддиктивное поведение является девиантным, может служить тот факт, что аддикт постепенно становится всё более и более замкнутым, перестаёт участвовать в жизни общества, ведёт отшельнический образ жизни, не поддерживает никаких социальных связей. Наибольшее количество времени человек с зависимым поведением проводит в одиночестве.
Безусловно, аддиктивное поведение является реальной угрозой как для общества, так и для индивида. Аддикт не может являться полноценным членом общества, семьи или любой другой социальной группы (за исключением аддиктивной), так как эмоциональное состояние зависимого человека очень нестабильно, аддикты не в состоянии контролировать своё поведение. В связи с этим, у зависимых людей гораздо чаще, чем у остальных членов общества, возникают проблемы с законом. Согласно статистике, треть совершённых преступлений взрослыми людьми совершается в состоянии алкогольного опьянения, а каждое шестое преступление совершает пьяный подросток. Такое поведение называется уже не девиантным, а делинквентным — это разновидность девиантного поведения, но такой тип поведения несёт в себе реальную угрозу обществу, т.е. совершение преступлений и проступков, запрещённых законом.
Помимо огромного количества преступлений, совершаемых аддиктами ежегодно, большой процент самоубийств происходит либо также под действием каких-либо психоактивных веществ, либо зависимость (химическая или процессная) является одной из причин, побудившей индивида на совершение суицида. Бытует мнение, что зависимое поведение, особенно пристрастие к химическим, психотрапоным веществам, является медленным самоубийством. С такой позицией сложно спорить, так как, действительно, химические зависимости в подавляющем большинстве случаев приводят к смерти аддикта.
1.3 Основные подходы к проблеме зависимого (аддиктивного) поведения
Проблема зависимого поведения изучается не так давно, но достаточно активно. Как известно, существует отдельная наука, изучающая проблемы аддиктивного поведения, — аддиктология. Она существует около сорока лет, и родиной аддиктологии принято считать США, где она выделилась из наркологии. Но ещё в 70-х годах прошлого столетия термин «аддиктивные расстройства» был предложен отечественным психиатром, профессором Короленко Ц.П.
Являясь одним из основоположников аддиктологии как науки, Короленко предложил свой подход к проблеме аддиктивного поведения. [5] В своей классификации он разделяет зависимости на 2 части: химические и нехимические (процессные) аддикци. Химическими профессор называет те зависимости, где объектом зависимости становится какое-либо химическое вещество, изменяющее сознание. Некоторые из подобных веществ могут вызывать физическую зависимость, в связи с включением таких веществ в обмен. Короленко относит к химическим аддикциям:
· наркоманию,
· токсикоманию
· алкогольную аддикцию.
Нехимические (или процессные, поведенческие) аддикции — те аддикции, где в качестве аддиктивных агентов аддикт использует некий поведенческий паттерн. К поведенческим аддикциям Короленко относит следующие аддикции:
· гэмблинг (страсть к азартным играм),
· интернет-аддикции,
· работоголизм,
· созависимость,
· ургентные аддикции,
· религиозные аддикции,
· шоппинг,
· эротические аддикции,
· любовные аддикции,
· аддикции избегания,
· сексуальные аддикции,
· со-сексуальные аддикции,
· кибер-порно аддикции,
· социальная организация как форма аддиктивной фиксации.
Отдельно Короленко Ц.П. Выделяет аддикции к еде, не относя их ни к химическим, ни к процессным формам, он называет их «промежуточными» аддикциями в связи с тем, что в данных формах аддицкции задействуются именно биохимические процессы. Аддикциями к еде Короленко называет булимию и анорексию. [5]
Существует 5 основных подходов к проблеме аддиктивного (зависимого) поведения.
Первый подход носит название «персонологический подход». Приверженцы данного подхода говорят о том, что тип личности предопределяет лишь вероятность аддиктивного поведения у человека, но не определяет вид аддикции, который может быть избран инивидом. То есть некоторые типы личности более подвержены аддиктивному поведению, чем другие. Так, например, было выяснено, что не существует алкогольной личности, обречённой на алкоголизм.
Второй подход называется психодинамическим подходом. Этот подход рассматривает аддиктивное поведение больше с психолого-социальной точки зрения. Согласно данному подходу, зависимое поведение носит причинно-множественный характер и зависит не столько от типа личности, сколько от окружающей среды и особенностей взаимодействия индивида с окружающими. Личность второстепенна и носит лишь предрасполагающий характер.
Третий подход — мотивационный подход. Данный подход относится к теории реактивного сопротивления. Приверженцы этой теории говорят о том, что мотивация возникает в ситуациях, когда личностная свобода человека подвергается угрозе нарушения либо уже была нарушена. Мотивация реактивного сопротивления связана со стремлением индивида восстановить свободу, подвергшуюся угрозе.
Четвёртый подход описан в теории социального научения, он позволяет выявить какие-либо причины, побуждающие индивида употреблять какие-либо психоактивные вещества.
Пятый подход — теория ожидаемого действия. Данный подход привносит в изучение аддиктивного поведения когнитивный компонент. Согласно данной теории, аддикция вляется одной из альтернатив реакции преодоления, что позволяет индивиду находиться в ожидании позитивного влияния наркотических средств, а, как следствие, позволяет избавиться от чувства ответственности за собственные поступки и действия.
1.4 Причины возникновения зависимого поведения
Как мы уже говорили, аддиктивное поведение подразумевает под собой употребление психоактивных веществ либо постоянную фиксацию внимания на каком-либо процессе или предмете с целью изменения своего психического состояния. Этот процесс всегда сопровождается развитием очень сильных эмоций, что и заставляет аддикта возвращаться к такому типу поведения из раза в раз.
Основой для развития зависимого поведения у человека является желание изменить своё психическое состояние, чтобы избавиться от состояния дискомфорта. Психологическая реальность может вызывать у человека ощущение дискомфорта и приводить индивидуума к состоянию грусти, обиды, неуверенности, подавленности, разочарования, скуки и так далее. Любое отрицательное переживание может лежать в основе формирования зависимого поведения. Негативные психологические переживания, возникающие у человека повседневно, могут провоцировать его на возникновение аддикции.
Но одних лишь отрицательных эмоций недостаточно, чтобы человек стал аддиктом. Для формирования аддикции всегда необходим так называемый триггер — пусковой фактор всего аддиктивного процесса. Этим пусковым фактором могут являться множество вещей, событий и переживаний — дополнительные психологические, социальные либо биологические факторы, являющиеся значимыми для индивидуума.
Также, разумеется, нельзя забывать о личностных факторах, влияющих на формирование аддикции у человека, а так же имеющих огромное значение для дальнейшего развития всего аддиктивного процесса. Так, люди с недостаточно сформированным супер-эго более подвержены возникновению аддикции, так как для таких людей характерна мотивация на немедленное получение удовольствия, а также завышенные нарцисстические требования. Чувства вины и стыда у людей со слабым супер-его недостаточно представлены, что лишь усугубляет их предрасположенность к аддиктивному поведению.
Также на формирование зависимостей может влиять такой личностный фактор, как нарушения в структуре эго. Слабость его не позволяет до конца сформировать волевые функции, а также затрудняет преодоление фрустрации. У таких людей часто возникают проблемы в формировании социальных либо профессиональных навыков, что может явиться триггером в возникновении аддикции.
Ещё одним личностным фактором, влияющим на формирование аддиктивного поведения у человека, может являться ощущение дискомфорта, вызванное неудовлетворённостью своим ролевым поведением. Такие люди подвержены зависисмому поведению, так как аддиктивная реализация позвляет им на какое-то время избавиться от своей роли в обществе и выйти за пределы реальности.
Безусловно, говоря о личностных факторах, имеющих значение при формировании аддикций, нельзя забывать о таком феномене, как вытеснение в бессознательное негативных эмоциональных переживаний. Содержание такого рода переживаний может быть совершенно различным. Эти переживания вызывают комплексы и, по-прежнему находясь в бессознательном, провоцируют различные негативные эмоции, такие как беспокойство, тревога или чувство вины, которые человек не в состоянии осознать.
Различные социальные фобии, а также любые трудности в установлении социальных контактов тоже относятся к тем особенностям личности, которые имеют большое значение для развития аддиктивного процесса. Сюда также можно отнести постоянное чувство одиночества или скуки.
Благоприятной почвой для формирования зависимости у человека является и эмоциональная нестабильность, отсутствие постоянства в семье, а так же воспитание в отсутствии достаточной эмоциональной поддержки со стороны родителей либо любых других близких людей. Все эти факторы вызывают у человека чувство неуверенности в себе, что усугубляет вероятность формирования аддиктивного поведения у индивидуума.
Состоянием, характерным для аддикта, часто является скука. Ситуация не обязательно должна быть конфликтной, чтобы сформировалось аддиктивное поведение. При отсутствии целенаправленной деятельности у индивидуума естественным образом возникает чувство скуки, но у человека нет сил и энергии, чтобы это чувство преодолеть. Для лиц, предрасположенных к аддиктивным реакциям, скука является универсальным триггером в формировании зависимого поведения. Чувство так называемой аддиктогенной скуки может содержать в себе разные оттенки, например, чувство нарастающей тревоги в период ожидания аддиктом кого-либо или чего-либо. Ожидание в принципе аддиктами переносится крайне неблагополучно. Короленко Ц.П. предлагает выделить синдром сниженной толерантности к переживанию ожидания. [5]
Говоря о социальных причинах возникновения аддиктивного поведения, в первую очередь необходимо обратить внимание на роль семьи в жизни аддикта. Семейные факторы напрямую влияют на предрасположенность ребёнка в будущем к зависимому поведению. Так, например, гиперопека способствует формированию у человека неуверенности в себе, страха неудачи, что, естественно, в будущем может явиться причиной для аддикции. Помимо гиперопеки, воспитание в условиях гипоопеки, в семье с непомерными требованиями к ребёнку, либо в семье с непредсказуемыми эмоциональными раекциями также неблагоприятно сказывается на дальнейшей судьбе индивидуума и может быть благоприятной почвой для формирования зависимого поведения как в подростковом, так и во взрослом состоянии.
Разумеется, помимо семьи существует множество других социальных факторов, которые могут спровоцировать возникновения зависимостей у населения. Так, например, в современном обществе главной целью является конечное достижение целей, а не сам процесс этого достижения и жизни в целом. Такая система ценностей напрямую провоцирует формирование аддиктивного поведения у всей популяции. Также в обществе «не принято» выражать свои эмоции, на первый план всегда ставится логика и разум, а не чувства, а это тоже является благоприятной почвой для аддикций.
Говоря о социальных факторах, сразу вспоминается бум анорексии, появившийся недавно в современном обществе. Пищевые аддикции стали очень распространёнными в связи с модой у девушек и женщин на худобу и стройность. Желая подходить под социальные идеалы и иметь «совершенное тело», девушки мучили себя голодом, что впоследствии вызывало анорексию или булимию.
Ещё одним примером социального фактора при формировании зависимого поведения может являться культ материальных благ. Люди ищут смысл жизни в деньгах или приобретательстве. Как результат — аддиктивное поведение в форме шоппинга.
Небольшой процент аддиктивных реакций возникает в длительных экстремальных ситуациях. В подобных случаях аддикция является компенсацией, защитой от ужасной реальности, с который индивид справиться не в состоянии. Примером такой зависимости является работоголизм — человек с головой уходит в работу, стараясь отвлечься и не обращать внимания на стрессовую экстремальную ситуацию, в которой он находится.
Выводы
ь Понятия «зависимость» и «аддикция» не всегда синонимичны, так как аддикция подразумевает под собой деструктивное, патологическое явление в зависимом поведении. Аддиктивное поведение всегда направлено на изменение психического состояния аддикта посредством употребления каких-либо психоактивных веществ либо фиксации внимания на каком-либо предмете или процессе, что сопровождается появлением у аддикта очень сильных положительных эмоций.
ь Аддиктивное поведение является разновидностью девиантного поведения, а в частных случаях — делинквентного поведения. Зависимое поведение является отклонением от нормы, аддикты представляют реальную угрозу для общества, такие люди чаще остальных совершают преступления, а также они наиболее подвержены к совершению самоубийств. Аддикты в большинстве случаев ведут отшельнический образ жизни, не могут являться полноценными членами общества, а также малых групп.
ь Выделяется два уровня девиантного аддиктивного поведения: докриминогенный и криминогенный.
ь Ц.П. Короленко разделяет аддикции на два вида — химические и нехимические (процессные, поведенческие), а также выделяет промежуточный тип аддикций — пищевые.
ь Существует 5 основных подходов к изучению проблемы аддиктивного поведения:
1. Персонологический
2. Психодинамически
3. Мотивационный
4. Теория социального научения
5. Теория ожидаемого действия
ь Основой для возникновения зависимого поведения является желание изменить своё психическое состояние посредством употребления психоактивных средств или фиксации внимания на каком-либо предмете или процессе в связи с постоянным ощущением дискомфорта в реальном психическом состоянии. Это может быть ощущение грусти, подавленности, неуверенности и тд.
ь Необходимым условием для возникновения аддикции является триггер — пусковой фактор. Он не связан напрямую с отрицательными эмоциями, описанными выше. Это может быть социальный или биологический фактор.
ь Личностными факторами, влияющими на формирование аддикций у инвида, являются:
— недостаточно сформированное супер-эго
— нарушения в структуре эго
— неудовлетворённость социальным ролевым поведением
— наличие вытесненных в бессознательное отрицательных эмоциональных состояний
— социальные фобии
— эмоциональная нестабильность
ь Социальными факторами, влияющими на формирование аддикций у индивида, являются:
— неблагополучная семья, воспитание
— отрицание значимости процесса достижения цели, признание лишь конечного результата
— явление моды в обществе
— культ материальных благ
ь Возникновение аддикций возможно в длительных экстремальных ситуациях
ь Переживание скуки может явиться триггером аддикции. Короленко Ц.П. Предлагает выделить синдром сниженной толерантности к переживанию ожидания у людей, склонных к аддитивному поведению.
подросток медицина аддитивный социология
Глава 2. «Особенности зависимого поведения у несовершеннолетних подросткового возраста»
2.1 Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст принято считать переломным моментом в жизни каждого человека. Часто его характеризуют как сложный период, но ещё чаще его называют периодом полового созревания. Подростковый возраст — это время завершения детства, переходный период от детства к взрослости.
Обычно подростковым возрастом считается период с 10-11 до 14-15 лет.
В этом возрасте основной психологической потребностью подростка является общение со сверстниками, а также желание стать независимым и самостоятельным, школьник начинает требовать признания своих прав от взрослых, хочет, чтобы все признавали его значимость и взрослость.
И.В. Шаповаленко пишет, что «сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя». [7 с. 242] То есть человек, сравнивая себя с детьми и взрослыми, приходит к выводу, что всё-таки он уже скорее взрослый, а не ребёнок.
Подростковый возраст анализировали многие психологи во многих психологических школах. Так, например, психаналитики З.Фрейд и А.Фрейд говорили о том, что основной причиной появления конфликтов в этом возрасте является именно половое созревание. Прилив сексуальной энергии расшатывает равновесие в структуре личности, а это вызывает огромный дисбаланс в психическом состоянии подростка. [7 с. 244]
Интересную теорию изложил К.Левин. Он считал подростков маргиналами, находящимися между культурой детей и культурой взрослых. К миру детей подросток себя относить уже не хочет и стремится попасть в мир взрослых, но там он встречает сопротивление со стороны социальной реальности. Отсюда и возникает то самое состояние «когнитивного дисбаланса». У подростка возникает неопределённость и растерянность.
Э. Эриксон считал подростковый возраст периодом, когда подростку необходимо найти решение в личностном самоопределении. [7 с.245]
Отечественные психологи тоже не оставили этот вопрос без анализа, о подростковом возрасте писали такие учёные, как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и другие. Все они схожи во мнении, что во время подросткового возраста ребёнок выходит на новую для него социальную ступень, на которой он должен найти своё место в обществе.
Частые конфликты в этот период связаны с завышенными притязаниями и неадекватной оценкой подростком своих сил и возможностей, это вызывает ссоры с родителями и другими взрослыми, а также именно с этим связано часто протестное поведение ребёнка.
Божович Л.И. пишет о подростковом возрасте как о «периоде нормальной патологии», тем самым подчёркивает бурное протекание процесса взросления, а также сложность этого периода как для самого подростка, так и для всех людей, его окружающих.
Ведущей деятельностью для подростка является общение со сверстниками. Ребёнок всячески экспериментирует с отношениями с людьми, ищет новых друзей, влюбляется, ссорится, конфликтует, идёт на компромиссы, меняет компании.
Эльконин говорит о 3-х периодах динамики мотивов общения с ровесниками на протяжении подросткового возраста: 10-12 лет — желание просто находиться рядом со сверстниками и вести какую-то совместную деятельность, 12-13 лет — желание занять своё собственное место в среде ровесников, 14-15 — стремление к независимости и самостоятельности, а также требование признания ценности своей собственной личности. [7 с.245]
Самосознание как основное новообразование психики в подростковом возрасте формируется во время интимно-личностного общения — то есть деятельности, направленной на практическое освоение морально-нравственных ценностей.
Так как основным видом деятельности подростка является общение, то именно от этого зависит успеваемость ребёнка в школе. Так, например, при ухудшении отношений со сверстниками успеваемость подростка стремительно падает и, наоборот, чем лучше отношения с ровесниками, тем выше уровень успеваемости.
Личко [10] пишет о специфических особенностях психики и поведения подростков и выделяет несколько подростковых психологических реакций. К ним относятся:
- реакция эмансипации — желание быть самостоятельным
- реакция «отрицательной имитации» — борьба за независимость
- реакция группирования — стремление к образованию подростковых групп и компаний со своей внутренней системой и строем
- реакция увлечения — стремление к занятию хобби
- реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением
Все психологи схожи во мнении, что во время подросткового периода происходит наиболее интенсивный личностный рост и развитие ребёнка.
Л.С. Выготский выделял 2 фазы подросткового возраста и называл их «позитивная» и «негативная». Во время негативной фазы появляются первые сексуальные влечения и интересы и происходит отмирание предыдущих, детских интересов. С этим связана частая грубость, резкость, раздражительность подростка, падение успеваемости и снижение общей работоспособности. А во время позитивной фазы подросток формирует новую систему интересов, в которую входит повышенный интерес к психологическим переживаниям других людей, а также самого себя. Ребёнок начинает задумываться о своём будущем и создаёт свою некую воображаемую действительность, мечту.
Для всех подростков характерны резкие перепады настроения, неустойчивость физического состояния, частые депрессивные мысли, излишняя эмоциональность, ранимость и сентиментальность, противоречивость желаний и побуждений.
Во время подросткового возраста у ребёнка формируется особая форма самосознания. Человек начинает идентифицировать себя с миром взрослых и у него появляется так называемое чувство взрослости.
Ребёнок начинает подражать поведению взрослых, это может выражаться в использовании косметики (для девушек), преувеличенном интересе к противоположному полу, появлению пагубных привычек — табакокурение и употребление алкоголя, а также копирование привычных видов коммуникации среди взрослых. Подростки-мальчики начинают воспитывать у себя силу воли и другие черты, присущие в их субъективном понимании идеальному мужчине.
Некоторые учёные выделяют особую форму в самосознании подростка подростковый эгоцентризм. В этом возрасте ребёнок очень сильно озабочен самим собой, своими чувствами, переживаниями, поведением, внешним видом. Более того, подросток уверен, что все остальные увлечены тем же самым и постоянно оценивают его. Выделяют так называемый «феномен воображаемой аудитории» — когда подросток убеждён, что его постоянно окружают зрители, а он находится на сцене, где все смотрят на него и обсуждают. Примером данного феномена может являться стеснение несовершеннолетнего подросткового возраста выйти из вагона метро и поехать в другую сторону, если он случайно проехал свою остановку. Ребёнок уверен, что все будут смеяться над его невежеством и невнимательностью. Такая ситуация является стрессовой для подростка. Другим феноменом подросткового эгоцентризма считается личный миф — то есть убеждённость в уникальности своих собственных переживаний и эмоций — любви, ненависти, стыда.
Биологической особенностью подросткового возраста является гормональная перестройка организма, всплеск гормонов. С этим связана половая идентификация подростков. Они очень увлечены своим внешним видом и очень болезненно реагируют на любое несовпадение с субъективной нормой внешности, подростки часто преувеличивают и выдумывают телесные недостатки. Именно в этом возрасте закрепляются особенности поведения относительно своей полоролевой принадлежности.
Огромную роль в жизни подростка играют сексуальные интересы.
Для старшего подросткового возраста характерно такое новообразование, как Я-концепция. Данный уровень самосознания побуждает ребёнка на познание самого себя, своей уникальности или сходства с окружающими людьми. Для подростков характерна заниженная самооценка и негативная характеристика самого себя.
2.2 Психологические аспекты девиантного поведения у подростков
Девиантное поведение — то есть поведение, отклоняющееся от нормы, часто присуще несовершеннолетним подросткового возраста.
Как мы уже говорили в п.1 гл.2, для подростка основным видом деятельности является общение, и огромное значение подростки уделяют выделению себя как отдельного, уникального члена общества. Попытки выделиться из «серой массы» могут привести ребёнка к совершению асоциальных действий.
Для подростков характерна тяга к риску, попытка найти пределы допустимого, но в связи с заниженной самооценкой и завышенными требованиями к себе, часто это приводит к пагубным последствиям. Для подростка рискнуть — значит выделиться, стать лидером, самоутвердиться.
Желание выделиться часто подростки удовлетворяют посредством яркой одежды, большим количеством косметики, необычными цветами волос, пирсингом, татуировками. Часто подобные эксперименты не одобряются родителями или любыми другими взрослыми, что приводит к нарастанию конфликтов. Как следствие — ребёнок может решить уйти из дома, решив, что родители не признают его уникальности. Уход из дома — достаточно частое проявление девиантного поведения среди подростков. Будучи очень эмоциональными и импульсивными, дети убегают из дома, но в большинстве случаев быстро возвращаются обратно.
Подростки стремятся в кратчайшие сроки расширить границы собственного личного опыта, они ищут приключения, и, зачастую, не признают своё поведение отклоняющимся от нормы. Они считают это абсолютно нормальным, так как очень увлечены собой и не умеют пока ещё адекватно оценивать ситуации и собственные возможности.
Одной из форм девиантного поведения подростков является самоубийство. Подростки отличаются высоким уровнем экспрессивности и эмоциональности, но при этом в данном возрастном периоде часто наибольший перевес имеют депрессивные мысли и переживания детей. Мысли о том, что «я никому не нужен» посешают каждого подростка. Часто дети думают, что без них всем будет легче и лучше, что их существование лишено всякого смысла. Часто во время конфликтов подростков посещают мысли о смерти, и тогда дети начинают представлять собственную смерть как бы со стороны — как все будут плакать, как всем будет его не хватать, все будут просить прощения за свои слова и поступки и так далее. Но одного подросток не понимает — он умрёт по-настоящему. После всех извинений и слёз его родственников и друзей хэппи-энда не будет, он действительно умрёт и больше никогда не оживёт. Не осознавая этого, подростки часто решаются на добровольный уход из жизни и совершают попытку суицида. Для подросткового возраста типичны попытки суицида, которые заведомо не могут привести к смерти. Тем самым подросток даёт о себе знать окружающим, он хочет внимания, а также хочет напугать взрослых своими действиями. Но иногда попытки суицида приводят к неисправимым последствиям — к летальному исходу подростка. [6]
Ещё одним видом отклонений в поведении, получившим распространение среди не совершеннолетних подросткового возраста, является проституция. К сожалению, в современной жизни феномен проституции приобретает всё большее распространение и омоложение. Девушки занимаются этим как ради материального обеспечения (в частности, для оплаты своего пристрастия к наркотикам), так и с мыслями о будущей успешности и «красивой жизни».
Причиной отклонений в поведении подростков может являться отрицательное влияние семьи на ребёнка — непонимание родителей, безнадзорность, дефицит общения внутри семьи, попустительство со стороны близких и даже отрицательное оценивание ребёнка родителями своих друзей. Семья не престаёт играть огромную роль в жизни ребёнка, подростку важно мнение родителей и других взрослых, но в то же время он хочет эмансипации. Часто подростки не знают как попросить совет у взрослых, думая, что тем самым они опустятся в глазах родителей и снова встанут на ступень детства.
Социальным фактором формирования девиантного поведения могут стать плохие отношения ребёнка в школе со сверстниками. Если подросток отвергается ровесниками или учителями, если он чувствует на себе «ярлык изгоя», то это может стать пусковым фактором для проявления девиаций.
Если подросток отвергаем в школе, а потребность к самоутверждению не удовлетворена, то ребёнок ищет себе компанию за территорией школы. Часто такие компании называют «уличными», про них говорят, что «ребёнок попал в плохую компанию». Подростку необходимо доказать себе и окружающим, что он взрослый, и, как у каждого взрослого, у него есть друзья. В этой компании ребёнок может компенсировать свои личностные неудачи в школе.
Также к социальным факторам формирования девиантного поведения у подростков является очень чёткое расслоение современного общества. Ярлыки «бедный/богатый» сильно мешают подростку самоутвердиться. У него нет возможностей и ресурсов носить ту одежду, которую хотелось бы, получать образование в каких-либо привилегированных местах, обладать дорогими аксессуарами и тд. Всё это может вызывать злость, агрессию у ребёнка, и, как следствие, формировать отклонения в поведении. Более того, такая социальная стратификация может привести не только к девиантному, но и к делинквентному поведению — не имея возможности (или желания) зарабатывать деньги собственным трудом, подросток начинает воровать. Или, вымещая агрессию, часто влезает в драки, нападает на окружающих. Подростковые преступления — достаточно распространённое явление по всему миру, в этом возрасте дети ещё не умеют адекватно оценивать последствия своих действий, а выделяемая энергия и очень сильные эмоции побуждают подростка на совершение преступных деяний.
2.3 Формы зависимого поведения у подростков
Наиболее распространённый вид девиантного поведения в период подросткового возраста — аддитивного поведения.
Подростки стремятся во всём подражать взрослым, а большой процент взрослых страдает разными формами зависимого поведения.
Рассмотрим химические формы зависимого поведения, присущие несовершеннолетним подросткового возраста.
Одним из наиболее характерных для подростков видом аддикций является табакокурение. Среди взрослых курение табака достаточно распространено, чтобы этот процесс стал привлекательным для подростка, старающегося подражать взрослому человека. Комфортность также является движущим фактором для формирования никотиновой зависимости. Курение табака вызывает у подростков ещё больший всплеск раздражительности и нетерпимости, курящие подростки отличаются низким уровнем памяти и внимания, а также резко падающей успеваемостью в школе. Так как большинство подростков скрывают свою пагубную привычку от взрослых (что тоже вызывает у них прилив адреналина от якобы протестных действий), им приходить курить быстро и тайком, что ещё более негативно влияет на детский, ещё неокрепший организм.
Ещё одной распространённой формой аддитивного поведения подростков является подростковый алкоголизм. Старшенбаум пишет о статистике подросткового алкоголизма: «Среди подростков 14-18 лет спиртные напитки потребляют 88% мальчиков и 93% девочек. Из каждых 100 000 подростков 22 уже больны хроническим алкоголизмом, а 827 регулярно употребляют спиртное без проявления признаков физической зависимости». [19] Эта страшная статистика говорит о том, что практически все дети старшего подросткового возраста употребляют алкоголь, что, безусловно, является предпосылкой для развития алкоголизма в более страшем, взрослом возрасте.
Алкоголь также ассоциируется у детей с тем самым сладким запретным плодом, но мало кому спиртные напитки начинают нравиться с первого глотка. Новичку приходится «распробовать» напиток, чтобы придумать для себя позитивные ассоциации и продолжать его употреблять. Подростки считают, что алкоголь позволяет им забыть о своих проблемах и наслаждаться жизнью. Также для подросткового возраста типично «запивать боль», то есть употреблять алкоголь, чтобы отвлечься от болезненных переживаний, например, при переживании первой несчастной любви.
Подростки входят в группу риска, особенно те подростки, которые уже отличаются отличным от нормы поведением, хулиганы, прогульщики, грубияны, а также дети, выросшие в неблагополучных семьях.
Наркомания также является одной из форм аддитивного поведения подростков. К сожалению, употребление наркотических средств среди подроскового населения в современном обществе носит характер эпидемии, число наркоманов стремительно растёт. Старшенбаум приводит ещё более пугающую статистику: «86% больных наркоманией составляют лица от 15 до 25 лет. Средний возраст начала наркомании в настоящее время снизился до 12 лет. В настоящее время наркотики потребляют 45% мальчиков и 18% девочек. За последние десять лет на наркологический учет было поставлено в 13 раз больше подростков, чем в предыдущие годы: вместо 5-68 человек на 100 000 подросткового населения. За последние пять лет количество детей и подростков, доставленных в здравоохранительные учреждения в состоянии наркотического опьянения или абстиненции («ломки»), увеличилось в 16 раз. На четверть выросло количество подростков, совершивших преступления, связанные с продажей и изготовлением наркотиков, и в полтора раза — совершивших преступления под их воздействием». [19] Подросток, начинающий употреблять наркотические вещества, втягивает ещё нескольких друзей в это занятие, и так раз за разом, всё больше и больше детей вступают на эту смертельную тропу. Наиболее распространенными видами наркомании является курение гашиша, марихуаны, употребление кокаина и героина, а также пристрастие к психотропным веществам, например, ЛСД. Употребление любых наркотических веществ в подростковом возрасте ведёт к неминуемым последствиям: заражения ЗППП (венерические заболевания, а также СПИД) и летальный исход. Подростки, страдающие наркоманией, отличаются повышенным уровнем агрессии, в том числе и сексуальной, низкая успеваемость в школе, частые прогулы учёбы и даже оставление школы, а также общее снижение интеллектуальной активности. Тяжёлые наркотики вызывают очень сильную как физическую, так и психологическую зависимость, подросток перестаёт контролировать свои действия, и, в большинстве случаев, начинает совершать преступные деяния, чтобы оплатить своё пристрастие к наркотикам.
Помимо химических аддикций, для подростков характерны и процессные зависимости. И наибольшее распространение в современности получила Интернет-аддикция. Пользование сетью Интернет уже настолько прочно вошло в нашу жизнь, что отказаться от него практически невозможно, но не все могут разграничить необходимый уровень использования данного вида общения.
Подростки наиболее подвержены формированию Интернет-аддикции, их привлекает возможная анонимность данного вида коммуникации, а также реальность обсуждения тех тем, которые не одобрялись бы родителями или любыми другими взрослыми. Для Интернет-аддиктов подросткового возраста характерны резкое снижение успеваемости в школе, потеря интереса ко всем остальным хобби и другим видам деятельности, а также систематическое невыполнение домашних заданий. Интернет-зависимые дети отличаются очень частыми перепадами настроения, они перестают следить за своим внешним видом, так как их больше интересует их амплуа в сети Интренет. Такие подростки становятся ещё более замкнутыми и начинают предпочитать коммуникацию в социальных сетях живому общению с реальными друзьями и знакомыми.
Ещё одной формой аддиктивного поведения подростков является порно-аддикция. В подростковом возрасте дети огромное значение уделяют своим сексуальным желаниям, ведь биологически именно в этом возрасте происходит гормональный всплеск. С появлением в нашей жизни сети Интернет, доступ к порнографии стал намного легче, в связи с этим дети и подростки получили практически неограниченный доступ к любым порно-записям. Просмотр порнографии позволяет подростку болше узнать о мире секса, ему становится легче понять свои сексуальные желания, но часто подростки становятся зависимыми от записей, содержащих откровенные эротические сцены. Подростки пока ещё не могут воплотить все свои сексуальные желания в реальную жизнь, им мешает ранний возраст, страх, социальная неодобряемость ранних половых отношений и множество других факторов, но сексуальное желание неизбежно нарастает, и единственный выход, который подросток находит — просмотр порнографии. Такие дети проводят очень много времени за компьютером, чаще всего у них отсутствуют реальные половые партнёры, им свойственны неадекватно низкая самооценка и психологическая дистанция по отношению к окружающим.
Аддикция к еде, занимающая переходную позицию между химическими и нехимическими аддикциями, также характерна для несовершеннолетних подросткового возраста. Аддикциями к еде называют нервную анорексию — расстройство приёма пищи, которое заключается в преднамеренном снижении веса посредством отказа от приёма пищи и добровольно поддерживается аддиктом; и нервную булимию — расстройство приёма пищи, характеризующееся резким повышением аппетита, сочетающимся с приступами мучительного голода. Данный вид аддикций наиболее характерен для подростков-девушек, которые очень озабочены своим внешним видом и следят за модными тенденциями в обществе. Обычно это девушки из хорошо обеспеченных семей, которые обучаются в престижных школах. Они выбирают для себя в качестве эталона какую-либо стройную кинозвезду или модель и всяческими образами пытаются подражать её внешнему виду, истерически стараясь похудеть. Это приводит к весьма пагубным последствиям вплоть до необратимых изменений в состоянии здоровья аддикта или летального исхода.
2.4 Основные факторы формирования зависимого поведения подростков
Предрасположенность подростка к аддитивному поведению может быть обусловлена несколькими факторами, давайте рассмотрим основные.
Основную роль в жизни ребёнка играет семья, она формирует мировоззрение и ценностные ориентации подростка, семья влияет на выбор ребёнком своих увлечений и интересов. Воспитание в неблагополучной семье резко повышает риски формирования аддитивного поведения у подростка. Если у ребёнка перед глазами всегда присутствует отрицательный пример поведения взрослых, то, скорее всего, подросток будет следовать ему, несмотря на ценностные ориентиры общества. Статистика показывает, что большинство детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, особенно в семьях с примерами аддиктивного поведения, наиболее предрасположены к формированию зависимого поведения. В семьях родителей-алкоголиков или наркоманов дети часто подвергаются насилию, такие семьи создают предпосылки для формирования у детей сбоев в развитии чувства независимости и враждебности в социальной среде. Такие дети отличаются нерешительностью в принятии социально важных решений, у них наблюдается задержка в формировании культурных норм и традиций. Возникновение аддикций естественная реакция подростка на подобное воспитание. Плохие отношения с родителями и другими авторитетными взрослыми также могут повлиять на динамику формирования аддикций. Неполные семьи, частые конфликты, наличие отчима/мачехи, большое количество стрессовых ситуаций внутри семьи — это тоже факторы, оказывающие влияние на формирование зависимостей у детей подросткового возраста.
У детей, чьи родители употребляли алкоголь, никотин или были зависимы от наркотических веществ, существует генетическая предрасположенность к формированию химических аддикций. Такие дети составляют основную группу риска. Эти подростки наиболее предрасположены к употреблению психоактивных веществ, алкоголизм и наркомания прогрессируют у таких детей с большей скоростью и интенсивностью. Подростки, чьи родители страдали алкоголизмом или наркоманией, с наибольшей вероятностью будут переживать стрессовые ситуации при помощи алкоголя или наркотиков.
Как социальный фактор при формировании аддиктивного поведения у подростков могут являться плохие отношения со сверстниками. Подростки огромное значение придают коммуникации, и если в этом виде деятельности присутствуют какие-либо нарушения, вызывающие у тинэйджеров дискомфорт или стресс, то существует огромная вероятность, что подростку будет необходимо как-то компенсировать свои отрицательные эмоции. Как вариант — формируется аддитивное поведение. Подросток может начать употреблять психоактивные вещества, думая, что с их помощью он может контролировать собственные чувства и эмоции, хотя на самом деле это наркотики контролируют всю его жизнь. Также для таких детей типична
Интернет-аддикция как способ компенсации реального общения, которое по каким-то причинам у подростка не получается, виртуальным, где он может общаться совершенно анонимно либо может придать себе любые желаемые черты характера и говорить на любые темы, находящиеся в обществе под запретом.
Низкая самооценка или частые депрессивные состояния являются фактором формирования зависимостей у подростков. Такие личностные качества вынуждают подростка испытывать потребность в уходе от реальности. Низкая самооценка не позволяет подростку контактировать с той компанией, с которой хотелось бы, а депрессивные мысли и вовсе наталкивают на совершение самоубийства. Когда подростку становится невыносимо испытывать весь этот спектр отрицательных эмоций, он начинает искать способы уйти в другую реальность, ту, которая будет для него наиболее комфортна и будет вызывать наименьший процент стрессовых ситуаций. Как результат — подросток старается искусственным путём изменять своё психическое состояние, уходя в другую реальность. Аддиктивное поведение — единственный выход, который видит такой подросток.
Подростки, у которых наблюдается повышенная тяга к риску, также наиболее подвержены формированию зависимостей. Для несовершеннолетних подросткового возраста вообще характерна сильная тяга к риску и расширению своего личного экстремального опыта, но у некоторых индивидуумов она выражена наиболее ярко и является ведущей в его деятельности. Такие подростки наркотики видят именно очередной экстремальной ситуацией, для них это лишняя возможность самоутвердиться, подняться в своих глазах и глазах окружающих. Употребление наркотиков — это нарушение всех норм и запретов, а значит, ситуация, связанная с риском. Формирование химических аддикций для подростков с высокой степенью поведения в поиске острых переживаний весьма вероятно.
Низкая мотивация к обучению также является риском формирования зависимого поведения у подростков.
Не всегда низкая успеваемость в школе — следствие аддитивного поведения, иногда, наоборот, аддитивное поведения является следствием низкой мотивации к обучению и низкой успеваемости. Проводя мало времени в школе и не выполняя домашние задания, подросток получает много свободного времени. Он начинает проводить много времени либо в уличных компаниях, в которых широко распространены курение, алкоголь или даже наркотики, и со временем сам пристращается к такому виду проведения досуга. Либо всё своё свободное время подросток проводит у компьютера, что со временем тоже вызывает формирование аддиктивного поведения.
Некоторые учёные считают, что отсутствие религии также может привести к формированию аддитивного поведения подростков, [9] но мы не совсем согласны с данной точкой зрения. Безусловно, большинство религий отрицательно относятся к употреблению любых психоактивных веществ и сейчас ведут активную антинаркотическую кампанию, представляя свои варианты профилактических работ, но также есть и религии, активно использующие наркотики. Так, например, в США разрешено употребление галлюциногенных наркотиков в церкви Centro Espirita Benefeciente Uniao do Vegetal, так как последователи этой церкви утверждают, что наркотики помогают им общаться с богом. Что это, если не пропаганда наркомании среди населения? А, как известно, подростки наиболее подвержены влиянию пропаганды, чем другие возрастные группы. Для некоторых подростков соотнесение себя с последователями какой-то либо религии является сдерживающим фактором, для некоторых — нет. В известном автобиографическом произведении «Я, мои друзья и героин», написанном женщиной, начавшей употреблять героин в возрасте 12 лет, очень ярко описано, как в Германии в 70-х годах прошлого столетия оборот наркотиков проходил именно в католической церкви. Дети притворялись очень религиозными, а на самом деле покупали героин у священников. Если говорить о наркоманах, нашедших утешение в церкви и с её помощью избавившихся от наркотической зависимости, то здесь действует принцип «клин клином вышибают». У аддиктов такого рода происходит переформирование из химической аддикции в поведенческую, они избавляются от пристрастия к наркотикам посредством формирования у себя религиозной аддикции, и теперь уже не наркотики, а церковь контролирует жизнь аддикта, индивид становится деструктивно вовлечённым в религию. Впоследствии религиозная аддикция чревата религиозным фанатизмом и радикализмом.
Ещё одним фактором, оказывающим влияние на подростков, является мода в совеременном обществе. В кинематографе и литературе часто поднимается тема наркомании и других зависимостей подростков, но многие тинэйджеры воспринимают эту информацию не как предостерегающую их от пагубных привычек, а, наоборот, как инструкцию к действию.
Выводы
ь Подростковый возраст начинается в 10-11 лет и длится до 14-15. Этот период характеризуется резким гормональным всплеском, активным ростом ребёнка. В этом возрасте подростки очень возбудимы, эмоциональны и импульсивны, для них характерны резкие перепады настроения, ранимость, инфантильность, сентиментальность, а также протестное и конфликтное поведение, тяга к риску и желание во всём подражать взрослым людям. Основным видом деятельности для подростка является коммуникация со сверстниками, интимно-личностное общение.
ь Девиантное поведение достаточно типично для подростков. В этом возрасте дети пытаются определить границы дозволенного, часто их нарушая. Как примеры: аддикции, самоубийства, проституция, бродяжничество и тд.
ь Причинами для девиантного поведения подростков могут служить несколько факторов: неблагополучные семьи, плохие отношения со сверстниками или учителями, низкая самооценка, высокая тяга к риску, а также нехватка внимания.
ь Подростки подвержены всем видам аддикции: как химическим, так и нехимическим. Для тинейджеров характерно табакокурение, алкоголизм и наркомания как проявления форм химической зависимости; Интернет-зависимость, порно-аддикция как формы процессных зависмостей, а также нервные анорексия и булимия — аддикции к еде — как формы переходного типа зависимостей.
ь Для формирования аддиктивного поведения у подростков необходимо присутствие одного или нескольких факторов: неблагополучные семьи, генетическая предрасположенность к химическим аддикциям, низкая самооценка, психологические нарушения в виде частых депрессивных состояний, низкая мотивация к обучению, высокая степень поведения в поиске экстремальных ощущений, употребление психоактивных веществ в семье или ближайшем окружении, мода и тенденции в обществе.
Заключение
В настоящее время происходит рост девиаций среди населения, в том числе, среди детей подросткового возраста. У многих подростков наблюдается такой вид девиантного поведения, как аддитивное поведение. Данная проблема уже не один десяток лет не теряет своей актуальности. Сейчас одной из наиважнейших задач является создание и совершенствование программ по коррекции и профилактике зависимого поведения, особенно среди детей и подростков.
Список использованной литературы
1. Аддиктивное поведение и его профилактика. — 2-е изд., стер. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 240 с. (Серия «Библиотека психолога».)
2. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
3. Белоусова А.К., Евсеева О.Е., Николаев А.Ю. Интеллектуальные особенности юношей, имеющих опыт употребление психоактивных веществ. Юридическая психология. 2013. №4. С 25 — 28.
4. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
5. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. СПб.: Питер, 2008. — 400 с.
6. Дюркгейм Э.: Самоубийство. Социол. Этюд: пер. с фр. /изд. Подгот. Вал.А. Луков — Спб.: Союз, 1998. — 496 с.
7. И.В. Шаповаленко Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология») — М.: Гардарики, 2007. — 349 с.
8. Ковалёв М.А., Дворянчиков Н.В., Бовина И.Б. Специфика молодёжного дискурса о наркоманах.// Юридическая психология. 2013. №3. С 29 — 31.
9. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В.: Аддиктология: настольная книга. — М.: 2012. — 536 с.
10. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М., 1985. С. 20-35.
11. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — Издание 3-е, стереотипное. — М.: Тривола, 1998. — 352 с., ил.
12. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании/ Под. Ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000. — 256 с.
13. Психологические особенности самоакатуализации подростков с отклоняющимся поведением: Вахромов Е.Е.: М.: 2003 — автореферат на соискание учёной степени кандидата психологических наук — (Московский областной психологический университет)
14. Психология девиантного поведения: А.В. Хомич — учебное пособие. — Ростов-на-Дону, 2006. — (Южно-Российский гуманитарный университет)
15. Психология и лечение зависимого поведения/Под ред. С. Даулинга/Пер. С англ. Р.Р. Муртазина. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 240 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 85).
16. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987.
17. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007.—768 с.
18. Семашко Н. А. Большая медицинская Энциклопедия. Том 10 (1929)
19. Щеглов Ф. Г. Игровая зависимость. Рецепты удачи для азартных игроков. Изд. Речь, 2007.
Размещено на Allbest.ur