Содержание
Оглавление
Введение3
Глава I. Межличностное восприятие и его механизмы6
1.1. Понятие межличностного восприятия6
1.2. Механизмы межличностного восприятия7
1.3. Эмпатия как один из необходимых механизмов эффективного общения8
Глава II. Изучение взаимосвязи между уровнем развития эмпатии и рефлексией15
2.1.Методы исследования и обработки данных15
2.2. Результаты и их обсуждение18
Заключение24
Глоссарий27
Список использованных источников28
Приложение 29
Выдержка из текста работы
Курсовая работа по социальной психологии Тема ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА СОДЕРЖАНИЕ Стр. Введение 1. Теоретическая часть 5 Глава 1. Теоретические основы развития общения в подростковом возрасте .1. Социально-психологическая сущность общения 2. Этапы развития межличностного общения .8 1.3. Особенности развития межличностного общения в подростковом возрасте .14 Глава 2. Теоретические основы социально-психологического тренинга 1. Понятие тренинга 2. Виды тренинговых групп II. Практическая часть 31 Глава 1. Констатирующий эксперемент 36 Глава 2. Формирующий эксперемент 38 Глава 3. Контрольный эксперемент .45 Заключение 49 Список литературы 51 ВВЕДЕНИЕ Развитие межличностного общения происходит в течение всей жизни человека. Но самый важный и сложный этап приходится на подростковый возраст.
Психологи и педагоги стремятся как можно подробнее изучить особенности развития межличностного общения и своевременно оказать компетентную помощь в преодолении трудностей в межличностном взаимодействии.
Многочисленные работы, посвященные групповым коллективам почти не затрагивали вопросов о личных взаимоотношениях между учащимися.
Эти исследования касались в основном деловых отношений, организационной структуры коллектива, воспитания актива и т. д. Более близки к этой проблеме работы, посвященные дружбе между подростками. Однако проблемы взаимоотношений детей не исчерпываются изучением дружбы и товарищества. А методы, которые успешно используются при изучении дружбы, не всегда приемлемы при анализе всего разнообразия взаимоотношений в коллективе. То, что система личных взаимоотношений долгое время по существу ускользало из поля зрения исследователей, и только сравнительно недавно стала предметом изучения, обусловлено, прежде всего, двумя тесно связанными между собой причинами.
Во-первых, вне научного рассмотрения долго находился сам предмет исследования, а именно та социально-психологическая реальность, которую представляют собой личные взаимоотношения между людьми. Во-вторых, учеными не были известны надежные методы изучения этих отношений. Положение существенно изменилось, когда у нас начали широко вести социально-психологические исследования, в том числе изучать взаимоотношениях в малых группах.
Значительный сдвиг произошел благодаря тому, что исследователи освоили и начали активно применять экспериментальные методы, которые позволяют не только описывать, но и измерять различные параметры взаимоотношений. Актуальность решения этой проблемы обостряется тем, что именно в учебных заведениях происходит формирование и всестороннее развитие личности ребенка. Важно научить подростка коммуникативным навыкам и умениям, достойно выходить из трудной ситуации, познакомить с методами самораскрытия, самоанализа и саморазвития.
Таким образом, объектом нашего исследования будет развитие межличностного общения в подростковом возрасте. Предметом исследования мы выберем социально-психологический тренинг. Соответственно, гипотеза — социально-психологический тренинг способствует быстрому и эффективному развитию межличностного общения. Задачи исследования Изучить социально-психологическую сущность общения Изучить особенности развития межличностного общения подростков Изучить теорию социально-психологического тренинга Провести эксперимент как социально-психологический тренинг влияет на развитие межличностного общения подростков.
Методы исследования Анализ социально-психологической литературы Психологический эксперимент. I.
Теоретическая часть
Глава 1.
Теоретические основы развития общения в подростковом возрасте
1. Социально-психологическая сущность общения
В процессе своей жизнедеятельности человек вступает в систему объективных отношений, которые складываются между людьми.
Отражением этих объективных взаимоотношений являются субъективные межличностные взаимоотношения. Любая совместная деятельность предполагает установление контакта между людьми, включенными в нее. Общение — многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности Петровский А.В Ярошевский М.Г. Психололгия.
М 1998, с 223 . Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. Общение, как особый вид деятельности, имеет содержание, цель и средства. Содержанием общения является та информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа.
Человеческое общение по своему содержанию значительно богаче, чем содержание общения у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый жизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно и многообразно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию. Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Это побуждение к определенным действиям, передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование различных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений и т.д. Не менее существенны и средства общения.
Их можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа к другому Немов Р.С. Психология В 3-х кн. М 1999 кн.1, с.513 . Среди средств общения выделяют две группы 1. вербальные — речь 2. невербальные экспрессивно-мимические — улыбка, мимика предметные — позы, жесты, предметные действия.
При этом речевые средства общения являются ведущими, они позволяют передать максимально богатое содержание. В тоже время речевые средства подкрепляются невербальными, которые дают дополнительную информацию о собеседнике Реан А.А Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология — СПб 2000, с.98 . Кроме данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы самим человеком письменность в различных ее видах и формах технические средства записи, передачи и хранения информации.
В зависимости от содержания, целей и средств общение делится на несколько видов. По содержанию она может быть 1. материальное — обмен предметами и продуктами деятельности 2. когнитивное — обмен знаниями 3.кондиционное — обмен психологическими физиологическими состояниями 4. мотивационное — обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями 5. деятельностное — обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
По целям общение делится на 1. биологическое общение — необходимо для поддержания, сохранения и развития организма оно связано с удовлетворением основных органических потребностей 2. социальное — преследует цели расширения и углубления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. По средствам общение может быть 1. непосредственное — оно осуществляется с помощью естественных органов, данных природой руки, голова, туловище, голос и т.д. 2. опосредствованное — связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией природных предметов, знаков, систем 3. прямое — предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом 4. косвенное — осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди например, переговоры между конфликтующими сторонами. Среди видов общения можно выделить 1. деловое — включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения эффективности этой деятельности его содержанием является то, чем заняты люди, а не проблемы, затрагивающие их внутренний мир 2. личностное — наоборот, сосредоточено, в основном, вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые касаются личности человека 3. инструментальное — это такой вид общения, при котором само общение не является самоцелью, оно направлено на преследование какой-либо другой цели 4. целевое — само по себе служит средством удовлетворения потребностей в общении. 1.2.
Этапы развития межличностного общения
Как утверждают А.А. Реан и Я.Л. Коломенский Реан А.А Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология — СПб 2000, с.139. класс или другое объединение людей всегда представляет собой какое-то целое, малую группу в социально-психологическом смысле этого слова.
Что же сплачивает людей в группу, что заставляет их сближаться? Иными словами, какова внутренняя психологическая причина того, что люди вступают между собой в личный эмоционально насыщенный контакт? Потребность в общении — вот внутренняя основа личных взаимоотношений между людьми.
Эта основная социальная потребность возникает на самых ранних этапах человеческой жизни некоторые психологи считают ее врожденной и связывают с ней почти все другие общественные проявления человека. Трудно сказать, существует ли врожденная потребность в общении.
Но совершенно точно установлено, что возникает она и ясно проявляется уже в первые месяцы жизни ребенка.
Почвой для ее развития, как отмечал Л. С. Выготский, является то, что любая потребность младенца становится потребностью в другом человеке.
Первоначально это потребность во взрослом человеке. Уже на 2-3-м месяце жизни ребенок эмоционально переживает ее. Именно в этом заключается психологическая сущность комплекса оживления, который хорошо известен любой матери младенец реагирует на склонившегося к его колыбели взрослого радостными движениями ручек и ножек, улыбкой, звуками и т. д. Очень важно отметить, что уже на ранних этапах детства потребность в общении становится избирательной пройдет еще 2-3 месяца — и ребенок будет радоваться только при виде своих взрослых.
При встрече с незнакомыми людьми он либо улыбается, либо отворачивается и плачет.
Так возникают первые предпочтения, первый выбор, в загадку которого еще никто не проник. Постепенно потребность в общении заставляет ребенка искать эмоциональный контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками, с другими детьми. Уже на втором году жизни между детьми возникают разнообразные контакты, которые включают как положительные, так и отрицательные взаимоотношения. Среди различных видов контактов между детьми второго года жизни можно отметить очень интересную, эмоционально насыщенную форму отношений, которая, по-видимому, является самым ранним проявлением симпатии сверстника к сверстнику.
Как связующая форма между игровым и деятельностным общением в группе возникает беспричинная ласка. Это не игра и не совместная деятельность, а разученные действия, в которых проявляются эмоциональные отношения друг к другу, например, ребенок без видимой причины подходит к другому, ласкает его. Итак, уже на столь ранней стадии развития ребенка можно подметить зарождение личных отношений, отличных от тех, которые возникают в процессе деятельности.
Наблюдаются и индивидуальные особенности в общении со сверстниками. Следовательно, с социально-психологической точки зрения уже в группе детей ясельного возраста возникают зародышевые формы личных взаимоотношений — симпатии и антипатии, а также определенные индивидуальные различия в их проявлении. С возрастом потребность в общении расширяется и углубляется как по форме, так и по содержанию.
Дети начинают ее осознавать. При этом особенно остро проявляется потребность в общении со сверстниками, в коллективе. И если трех четырехлетний ребенок еще удовлетворяется обществом кукол и игрушек, то подросток нуждается в товарищах. Недаром уже с 14 — 15 лет изоляция подростка, от других детей — одно из самых тяжелых наказаний. Приход подростка в учебное заведение — очень важный момент в его жизни меняется социальная ситуация его психического развития.
С того момента, как подросток попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать в отрыве от взаимоотношений с другими членами группы. Именно здесь, на основе опыта общения со сверстниками закладываются основы нравственных качеств личности. Наблюдения показывают, что нередко уже в группе между подростками возникают взаимоотношения, которые не только не вырабатывают у ребят гуманных чувств друг к другу, но, наоборот, воспитывают нечто прямо противо- положное.
Не всем ребятам хорошо дышится в среде сверстников, не для всех здесь благоприятный эмоциональный климат. В подростковой группе обычно выделяется некоторое ядро, состоящее из нескольких чрезвычайно активных ребят, которые пользуются постоянной поддержкой наставников и служат для них опорой в воспитательной работе. Одновременно в группе есть ребята, находящиеся в подчинении у более активных. Такая поляризация вредно отражается на личностных качествах и тех и других.
У представителей ядра развиваются повышенная самооценка, стремление во что бы то ни стало быть впереди всех, жестокость по отношению к более пассивным ребятам. У тех, кто не входит в ядро, развиваются либо угодничество, стремление любой ценой заработать расположение главного, либо замкнутость, недоверие к людям и т. д. Такие ребята чувствуют себя неловко в группе сверстников и часто с большой неохотой идут на занятия. Важный этап развития потребности в общении начинается с поступления подростка в учебное заведение.
Особый интерес представляют взаимоотношения первокурсников. Как это ни странно на первый взгляд, но наблюдения показывают, что старшекурсники представляет собой более развитую социально-психологическую единицу, чем первый курс. Это можно объяснить несколькими причинами. Прежде всего, старший курс- это группа ребят, которые знают друг друга несколько лет, а первокурсникам еще нужно время, чтобы познакомиться. Далее, жизнь в школе способствует развитию личных взаимоотношений.
В учебном заведении возможности для этого ограничены студенты могут свободно общаться в основном лишь на переменах. Вообще в учебном заведении происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между ребятами. Здесь у подростков впервые появляется обязательная общественно значимая деятельность — учеба, способствующая формированию системы деловых отношений. Структура этих отношений во многом задается педагогом извне. В школе деловые отношения также существуют, но они еще не представляют собой организованной системы. И личные, и деловые отношения зарождаются одновременно, в первые дни пребывания подростка в учебном заведении.
Когда преподаватель или мастер начинает знакомить первокурсников друг с другом, стремится сдружить их, он тем самым создает базу и для отношений ответственной зависимости, и для личных отношений между однокурсниками. В дальнейшем две системы отношений — деловых и личных — развиваются неодинаково. Первая из этих систем постоянно сознательно строится педагогами, воспитателями, социальными педагогами. Они определяют структуру деловых отношений, намечают, кто какую общественную работу должен выполнять, когда и в какой форме отчитываться.
Одним словом, система отношений ответственной зависимости между студентами в группе в значительной мере программируется педагогом, управляется им и может довольно быстро измениться по его желанию. Система личных отношений, возникающая на базе симпатий и привязанностей не имеет, конечно, никакого официального организационного оформления. Ее структура складывается изнутри, стихийно.
Проявляя свою потребность в общении, студенты обнаруживают значительные индивидуальные особенности. Можно выделить две группы ребят. У одних общение с товарищами в основном ограничивалось учебным заведением и, по мнению преподавателя и родителей, не занимало большого места в их жизни. У других общение с товарищами уже занимало немалое место в жизни. Наряду с установлением личных контактов усиливается стремление найти свое место в коллективе, во взаимоотношениях с товарищами.
Конечно, уже на начальной стадии подросток стремится занять определен- ное положение в системе личных отношений и в структуре коллектива, зачастую тяжело переживая несоответствие между своими притязаниями и фактическим положением. Но у подростков все эти тенденции проявляются более остро. Многие исследователи неоднократно подчеркивали, что в этом возрасте потребность в общении проявляется также и в активном поиске близкого друга.
Общение с близким товарищем выделяется для подростка в совершенно особый вид деятельности, которая может быть названа деятельностью общения, чьим предметом является товарищ-сверстник как человек. С одной стороны, эта деятельность существует в виде поступков подростков по отношению друг к другу, с другой — реализуется в форме размышлений о поступках товарища и взаимоотношениях с ним. Как свидетельствуют работы по психологии дружеских отношений, в юношеском возрасте потребность в общении становится более глубокой по содержанию.
Расширяется область духовного и интеллектуального общения школьников, появляется новая, исключительно эмоционально насыщенная форма проявления этой потребности — любовь. Итак, в основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, которая сама претерпевает с возрастом глубокие изменения. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково. Это обусловлено тем, что для каждого человека в группе возникает своя, неповторимая ситуация общения, своя микросреда.
Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных, и в системе деловых отношений. 1.3. Особенности развития межличностного общения в школьном возрасте Как мы уже отмечали, деловые и личные отношения студентов зарождаются одновременно уже в первые дни пребывания в учебном заведении, поэтому их еще трудно дифференцировать друг от друга. Поэтому в виде исключения мы остановимся не только на анализе личных отношений, но затронем и деловые, которые складываются на начальных этапах обучения, хотя их целостный анализ не входит в нашу задачу.
В первые дни пребывания в учебном заведении ребята бывают настолько ошеломлены обилием новых впечатлений, что почти совсем не замечают своих однокурсников. Часто они даже не могут ответить, С кем они сидели за одним рабочим столом. Задача преподавателя состоит прежде всего в том, чтобы познакомить ребят друг с другом, помочь запомнить имена и т. д. Этот процесс длится весь первый месяц, а то и больше.
Характерно, что первокурсники поначалу даже как будто избегают непосредственных контактов с товарищами если, конечно, среди них нет соседей по дому или знакомых. Этот контакт осуществляется через педагога. Постепенно педагог приучает ребят помогать товарищам, учит их вступать в непосредственные контакты. Постепенно ребята начинают все больше осознавать себя частью какого-то целого. Теперь позиция студента может быть охарактеризована словами Мы и наш мастер. Появляется гордость за свою группу, стремление украсить как можно лучше свою мастерскую, добиться для своей группы почетного места в соревнованиях.
Эти первые ростки коллективизма необходимо укреплять и развивать. Очень большое значение уже на первых этапах формирования коллектива имеет создание его жизнеспособной структуры. Для этого необходимо разбить коллектив на более мелкие единицы и правильно распределить общественные поручения. Как показывают наблюдения и специальные исследования, студенты не могут находиться в реально близких и деловых отношениях с тремя, а то и четырьмя десятками своих сверстников, которые составляют группу.
Наиболее жизнеспособная величина первичного коллектива — это 4 — 5 одногруппников, сплоченных вокруг интересующего всех их дела. В таком маленьком коллективе есть возможность дать общественное поручение всем его членам. Это очень важно в целях выработки умения самостоятельно решать возникшие перед коллективом Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.
Минск, 1976, с. 147. задачи. Опыт показывает, что уже первокурсники способны выполнять многие общественные поручения, например такие, как дежурство по кабинету, по столовой по колледжу, проверка состояния учебников, уход за цветами, ответственность за проведение календаря природы, работа в редколлегии стенгазеты и т. д. В школе дети овладевают такими сложными формами отношений, как совместное выполнение группой одного задания. В этом случае школьники приобретают опыт распределения обязанностей, учатся действовать с учетом того, что и как делают их товарищи.
Сначала действия членов такой группы согласовывает учитель. Потом, когда ученики сами овладевают навыками совместной организационной работы, из них выделяется наиболее ответственный, который начинает выполнять функции руководителя группы. Постепенно у детей вырабатывается умение руководить и подчиняться, привычка уважать других членов коллектива. Такие же отношения вырабатываются и в подростком возрасте, но на более сложном этапе их жизни.
В связи с этим коллективные отношения ребят усложняются возникает группа, выступающая как своеобразное ядро коллектива появляется актив. Выделение актива — очень сложный и противоречивый процесс. Преподавателю надо постоянно помнить, что далеко не всегда активный студент выполняет общественные поручения из коллективистских побуждений, из желания действительно принести пользу другим ребятам. Нередко мотивом бурной деятельности отдельных ребят служит стремление показать себя, занять привилегированное положение среди сверстников.
Когда таким ученикам приходится подчиняться другим членам коллектива, они обижаются, иногда отказываются от работы, упрямятся, капризничают. Часто классы, на первый взгляд деятельные и жизнеспособные, становятся совершенно беспомощными, очутившись без руководства учителя. Оставшись наедине друг с другом, дети настолько меняются, а, казалось бы, уже сформировавшиеся коллективные отношения оказываются настолько слабыми, что класс, становится трудно узнать.
Педагоги учитывают эту опасность и специально вырабатывают у учеников умение самостоятельно действовать, самостоятельно решать неожиданные вопросы. Достигается это и всей системой воспитательной работы, и специальными тренировочными заданиями, в том числе и в процессе тренинга. Таким образом, общение представляет собой взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Общение, как особый вид деятельности имеет содержание, цель и средства. В зависимости от содержания, цели и средств общение делится на несколько видов. В дальнейшем нас будет интересовать межличностное общение, которое сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека. Глава 2. Теоретические основы социально-психологического тренинга 2.1. Понятие тренинга К концу XX века социально-психологическая практика накопила богатый материал проведения различных тренингов.
Но до сих пор существует ряд противоречий и неясностей в определении тренинга. Определяя понятие психологический тренинг , И.В. Вачков пишет Современное понимание тренинга включает в себя многие традиционные методы групповой психотерапии и психокоррекции, что вынуждает искать его истоки в разнообразных направлениях клинической психотерапии в группах Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга.
М 1999 с.7 . Есть еще одно определение тренинга С.И. Макшакова, который определяет тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации. По его мнению, тренинго- вое воздействие направляется на достижение позитивных изменений участников, повышение степени их конгруэнтности с собой и окружающей средой Макшаков С.И. Принципы психологического тренинга Журнал практической психологии, 1999, 3, с. 13-38 . Нам наиболее близко определение тренинга, которое дает Ю.Н. Емельянов Термин тренинг, в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением Емельянов Ю.М. Активное социально-психологическое обучение.
Л 1985 с. 144 . Традиционно психологический тренинг применяют для развития навыков самопознания, самопонимания, рефлексии, изменения отношения к себе, другим, выработке навыков саморегуляции, развития эмоциональной гибкости, для улучшения социальной адаптации участников, углубления опыта психологической интерпретации поведения других людей Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга.
Психологический тренинг как инструментальное действие. СПб 2002, с. 12-13 . 2.2. Виды тренинговых групп Виды тренинговых групп наиболее полно, на наш взгляд, изложены В.Ю. Большаковым Большаков В.Ю. Психотренинг социодинамика, упражнения, игры. С-Пб 1999, с. 154 . 1. Группы тренинга Т-группы. Тренинг развития личности в межличностном пространстве Этот вид тренингов своим появлением обязан известному социальному психологу Курту Левину, который работал над проблемами групповой динамики и социального действия. К. Левин разрабатывает свою теорию поля — жизненного пространства, под которым он понимает совокупность сосуществующих и взаимосвязанных факторов, определяющих поведение индивида в данное время. Эта совокупность факторов охватывает и личность, и ее психологическое окружение, образуя единое психологическое поле. К. Левин впервые употребляет термин групповая динамика. Собственно Т-группы тренинговые группы берут свое начало в 1945 г. на занятиях лабораторным тренингом под руководством К. Левина.
В 1947 году в США создается Национальная лаборатория тренинга.
Т-группы стали предшественницами большинства видов психологической работы с группами, которые объединяются у нас понятием социально-психологический тренинг. Цели лабораторного тренинга обычно содержат следующие основные аспекты развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической защиты и устранения неискренности на личностном уровне понимание условий, затрудняющих или облегчающих функционирование группы таких, как размер группы и членство постижение межличностных отношений в группе для более эффективного взаимодействия с другими овладение умениями диагностики индивидуальных, групповых и организационных проблем — например, разрешение конфликтных ситуаций в группе и укрепление групповой сплоченности.
Различные направления Т-групп роднит между собой и общее понимание принципов и элементов групповой динамики, в понятие которой входят пять основных элементов цели группы и нормы группы, структура группы и проблема лидерства, сплоченность группы и фазы ее развития.
В Т-группах при достаточной квалификации тренера участники приобретают ценные коммуникативные умения, опыт анализа межличностных взаимоотношений и групповой динамики, начинают лучше осознавать собственные и чужие потребности, расширяют диапазон своих поведенческих возможностей, становятся более подготовленными к решению жизненных проблем, вырабатывают адекватную самооценку и становятся более восприимчивыми к чувствам других людей.
Однако следует правильно соотносить выбранную форму тренинга с той целью, которой хотелось бы достичь, и использовать Т-группы избирательно. 2. Бихевиорально ориентированные группы Б-группы. Тренинг жизненных умений В западной психологической традиции основоположником научного бихевиоризма считается русский ученый И. П. Павлов, но отечественные психологи упорно выдвигают вперед имя Джона Уотсона, считая, что И. П. Павлов вовсе не был бихевиористом и что Д. Уотсон, обосновывая свое учение, сузил и исказил его идеи. Бихевиоризм неоднократно характеризовался как вульгарно-механистический, антигуманный подход, полностью лишенный внимания к движениям тонкой человеческой души. Однако опыт показывает, что в свое прикладной части методы бихевиористов работают и отвечают ожиданиям, несмотря на их серьезную и длительную критику.
До тех пор, пока от этих методов ожидают помощи в приобретении именно поведенческих навыков и умений, принципы бихевиоризма срабатывают зачастую лучше других обучающих подходов.
Если ведущий тренер заинтересован, например, в выработке определенных стереотипов поведения, помогающих справляться с теми или иными жизненными проблемами, ему стоит обращаться именно к бихевиоризму.
В самом элементарном виде суть бихевиоральной терапии состоит в следующем если свой опыт человек приобретает посредством научения, то для исправления неадекватного поведения необходимо отучить его от неэффективных реакций и переучить, выработав более адаптивные реакции все строго по теории И. П. Павлова. Б-группы имеют определенное сходство с Т-группами в том, что занятия в этих группах непосредственно связаны с выработкой определенных навыков социального взаимодействия, проявляющихся на уровни-поведения, так как изменение реакций может осуществиться только в присутствии и при помощи окружающих людей, то есть самой группы тренинга.
Работа в данных группах направлена на осознание каждым индивидуумом неэффективных способов общения, которыми он пользовался или пользуется до сих пор, и опробование новых видов поведения в безопасном окружении. Но если в Т-группах важное значение придается процессам групповой динамики, то в Б-группах групповая динамика в принципе не рассматривается как нечто существенное или же принимаются в расчет сугубо прагматические ее стороны, то есть с точки зрения непосредственной помощи каждому члену группы.
Одной из типичных методик проведения Б-групп является репетиция поведения. 1. Участникам демонстрируется модель оптимального поведения в какой-либо ситуации моделирование может происходить как с помощью видеотехники, так и в виде эпизода ролевой игры в группе . уровни-поведения, так как изменение реакций может осуществиться только в присутствии и при помощи окружающих людей, то есть самой группы тренинга.
Работа в данных группах направлена на осознание каждым индивидуумом неэффективных способов общения, которыми он пользовался или пользуется до сих пор, и опробование новых видов поведения в безопасном окружении. Но если в Т-группах важное значение придается процессам групповой динамики, то в Б-группах групповая динамика в принципе не рассматривается как нечто существенное или же принимаются в расчет сугубо прагматические ее стороны, то есть с точки зрения непосредственной помощи каждому члену группы.
Одной из типичных методик проведения Б-групп является репетиция поведения. 1. Участникам демонстрируется модель оптимального поведения в какой-либо ситуации моделирование может происходить как с помощью видеотехники, так и в виде эпизода ролевой игры в группе . 2. Затем наступает фаза репетиции, когда участник опробует новый тип поведения или его фрагмент.
При этом руководитель помогает ему, подсказывает при необходимости или предоставляет обратную связь, т. е. проводит инструктаж. 3. Наконец, наступает фаза подкрепления, т. е. поощрения за успешные действия, в виде положительных, реакций группы и руководителя или каких-либо наград. Существует и возможность отрицательного подкрепления неудачных действий наказания, но следует помнить, что в данном случае сильным отрицательным подкреплением могут служить неодобрительные реакции в группе или просто отсутствие положительной обратной связи. Чтобы успешнее переносить приобретенный в группе навык в реальную жизнь, участники тренинга часто получают домашние задания. 3. Психодраматический подход.
Ш — ей группы. Тренинг решения личностных проблем Заслуга возникновения психодрамы — одного из наиболее влиятельных и плодотворных течений в групповой психотерапии принадлежит Джекобу Леви Морено, так же, как и разработка широко распространенных в настоящее время методов социометрии и социодрамы.
Классическая психодрама — очень яркое и эмоционально богатое направление групповой работы, предъявляющее высокие требования к квалификации и творческим способностям ведущего, который выполняет одновременно функции режиссера, терапевта и аналитика. Сущность этого метода состоит в постановке спектаклей членами группы под руководством режиссера — ведущего в специально организованном пространстве и с помощью специальных приемов. В отличие от традиционных театральных постановок на сцене разыгрывается не чужой для участников сценарий, а его собственный жизненный опыт, его личные проблемы как в психодраме либо специфические социальные роли как в социодраме. Таким образом автором инсценировки становится сам член группы, которому помогают режиссер и другие участники.
Важное значение придается спонтанности и искренности, актерские же умения не играют роли, зачастую они даже мешают инсценировке. Профессиональными актерами, как правило, в группе бывают только помощники режиссера, но и это необязательно.
В момент кульминации психодраматического действия эмоциональный заряд группы достигает своего пика и наступает катарсис — внутреннее очищение, момент эмоционального отреагирования, который способствует инсайту — озарению, иному видению и осмыслению ситуации, необходимому для разрешения внутри- и межличностных проблем. Свой метод Д. Морено называл глубокой эмоциональной хирургией. Участники психодрамы способны испытать на сцене эмоциональное потрясение, которое оказывает сильное терапевтическое воздействие и позволяет освободиться от тревоги, преодолеть неэффективные стереотипы поведения и актуализировать свой творческий и человеческий потенциал.
Сильнее эмоциональные переживания испытывают и зрители в группе происходит как бы обмен чувствами — вчувствование людей друг в друга. В процессе ролевой игры участники получают возможность не только вновь почувствовать свой опыт, но и проанализировать ответные чувства и реакции, опробовать новые модели поведения. 4. Гуманистический подход.
В-группы. Тренинг свободного самоопределения группы Главным предметом гуманистической психологии является личность и ее уникальность, переживание человеком мира и осознание своего места в нем. Человек наделен возможностями непрерывного, развития и самореализации, и его задача — актуализация этих возможностей, рост и развитие личности. Образовалось новое направление групповой работы, получившее название групп встреч В-групп. Чаще всего с этим направлением группового движения связывают имена Карла Роджерса и Уильяма Шутца. Одна из характерных особенностей в этом движении — максимально не директивный демократический стиль управления группой.
Позиция руководителя здесь совершенно иная ведущий отказывается направлять и организовывать деятельность участников, создавая ситуацию фрустрации и вынуждая их проявлять активность и принимать на себя ответственность за все, что происходит с ними в группе. Проявления негативных эмоций не тормозятся, участники, их проявившие, наказанию не подвергаются, чтобы они осознали возможность откровенно высказывать любые а не только социально одобряемые чувства.
Впоследствии опыт проявления негативных эмоций конструктивно перерабатывается группой, и в ней возникает атмосфера взаимного доверия и открытости. Ведущий выступает в качестве модели самораскрывающейся личности, рассказывая о себе откровенно, как и остальные участники. Он должен быть внимательным и заботливым, создавая в группе обстановку принятия и эмпатического взаимопонимания.
В результате, как считает К. Роджерс, индивиды вступают в более близкий и непосредственный контакт, чем в повседневной жизни. Создается климат максимальной свободы для выражения личности, исследования чувств и межличностных коммуникаций Индивиды приходят к более полному познанию себя и каждого другого, чем это возможно в обычных социальных или рабочих отношениях климат открытости, принятия риска и честности порождает доверие, позволяет личности осознать и изменить установки к самозащите, проверить и принять обновленные и конструктивные поведения и впоследствии в ситуациях повседневной жизни относиться к другим более адекватно и эффективно . 5. Трансактный анализ.
ТА-группы. Тренинг рационального самопознания и саморазвития Трансактный анализ анализ взаимодействий, основоположником которого является Эрик Берн, имеет в своей основе концепцию психоанализа, которую Э.Берн несколько видоизменил в соответствии со своим пониманием, развил в определенном направлении.
По словам Э. Берна, наблюдения за пациентами привели его к открытию, что в каждый данный момент времени индивид существует в одном из трех основных состояний, именуемых состояниями Эго. Состояние Эго определяет, каким образом человек думает, чувствует и ведет себя в этот момент. Эти состояния Эго, в которых может находиться любой человек, носят названия Родитель , Взрослый и Ребенок. Личность индивида состоит из разных частей, и одна из этих частей может вводить в заблуждение другую точно так же, как он вводит в заблуждение других людей в своей повседневной жизни.
Принципы анализа взаимодействий объясняют, каким образом люди надувают самих себя и других, иногда с трагическими последствиями, и как они повторяют снова и снова такие шаблоны поведения. Различные внутренние Я взаимодействуют с другими людьми по-разному, и при этом далеко не всегда в открытую, а зачастую подразумевая нечто совсем иное. Структурный анализ диагностирует действующие в личности человека состояния Родителя, Взрослого и Ребенка.
Это начальная фаза анализа взаимодействий трансакций. Остальные фазы по степени возрастания сложности -анализ действий, анализ игр и анализ жизненных сценариев. На занятиях ТА-групп человек порой открывает для себя, что он до сих пор делал и каким образом его Ребенок чуть ли не всю жизнь водил его за нос. Участники групп обучаются распознавать, в какие психологические игры они вовлечены в процессе общения и какие виды манипуляций в них используются как при этом распределяются роли жертвы, преследователя и спасителя и как исполняющие их люди обмениваются этими ролями.
В ходе занятий участники достигают инсайта — момента озарения, когда становятся ясными подлинные мотивы тех или иных поступков. В ТА-группах инсайт в большей степени носит интеллектуальный, аналитический характер, что роднит его с методами рациональной терапии. 6. Гештальтподход в групповой работе. Т-группы. Тренинг самоактуализации и саморегуляции Основателем групповой гештальттерапии считается Фредерик Перлз, отошедший от догм фрейдистского учения и создавший новое направление в психологии, синтезировав идеи экзистенциальной философии, биоэнергетики, гештальтпсихологии, психодрамы и некоторых других психологических концепций.
В гештальттерапии Ф. Перлза встречаются многие элементы, нетрадиционные для психоаналитика, например, сознательный отказ от анализа прошлого опыта и работа по принципу здесь и теперь, провозглашение неприемлемости интерпретаций и комментариев событий, призыв к осознанию настоящего и способности жить в полной мере, а не рассуждать о жизни и т. д. Однако в самой идее гештальттерапии содержится зерно, роднящее ее с психоанализом.
В гештальттерапии важное место отводится процессу саморегуляции организма, приводящему к формированию целостного психического образования, некоей специфической организации частей, называемой гештальтом. Немецкое слово гештальт, не имеющее аналогов в русском языке, означает нечто целостно организованное.
Гештальттерапия как раз и видит свою задачу в том, чтобы помогать людям обрести утраченную целостность, перестать быть фрагментарными личностями, помочь им стать осознающими, принимающими, исправляющими и объединяющими разрозненные части своей личности М. Джеймс, Д. Джонгвард. Гештальт формируется на основе потребностей человека и объединяет те компоненты нашего опыта, которые значимы в данный момент, и имеет определенную самостоятельность, автономность.
При разрушении его части он перестает существовать как целостная структура. Когда потребность человека удовлетворяется, гештальт завершается и отступает на задний план, освобождая место новому образованию. Если же потребность не удовлетворена, гештальт не может завершиться и раствориться в фоне чувство, оставаясь неотреагированным, причиняет беспокойство, травмирует психику человека, вызывает неразрешимые проблемы. Задача гештальттерапии — по мочь выразить неотреагированные чувства, завершив таким образом гештальт и освободив место для решения других проблем.
В отличие от традиционных подходов к групповой работе, апеллирующих к человеческому сознанию, гештальттерапия провозглашает принцип забудь о своем уме и доверься чувствам. Это сильнодействующее средство, и применять его надо осторожно. В целом гештальттерапия в группах способствует самоактуализации, ведет к расширению осознания самих себя, усиливает эмпатию, увеличивает глубину переживаний и способность к контакту, чувство понимания себя другими, автономность, уменьшает отчужденность между членами групп, а также помогает личности перейти от зависимости к самостоятельности и уверенности в себе. II. Практическая часть Глава 1. Констатирующий эксперимент Для изучения межличностных взаимоотношений в современной психологии применяются различные методы объективное наблюдение опрос социометрия.
В нашем случае наиболее целесообразно применить социометрический метод изучения межличностных взаимоотношений так как он более широко позволяет раскрыть взаимоотношения в малых контактных группах.
Цель исследования — в процессе изучения отношений между подростками в группе определить статус каждого учащегося и определить уровень благополучия взаимоотношений в группе. В исследовании приняли участие 15 7 девушек и 8 юношей подростков в возрастете 17 — 19 лет, посещающих Гуманитарно-технический колледж-интернат г. Новокузнецка по специальности младший инженер-менеджер. В ходе исследования использовались методика Т.А. Репиной.
Подготовка исследования подготовлены переводные картинки по три штуки на каждого подростка. Проведение исследования. Исследование проводилось в первую половину дня вместо занятий в виде игры Секрет. Каждого подростка по секрету от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные три картинки трем учащимся из группы. Перед началом эксперимента каждый подросток получил инструкцию следующего содержания Сегодня все ребята из твоей группы будут играть в интересную игру. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки.
Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе. Подросткам дают три картинки и говорят Ты можешь подарить их тем ребятам, которым захочешь, но только по одной. Если хочешь, можешь подарить и тем, которые сейчас болеют. После того, как подросток делает свой выбор, ребенка спрашивают, почему он решил подарить картинку именно этому ребенку.
Затем подростка спрашивают Если бы у тебя было бы много-много картинок, и только трем ребятам из группы не хватило, кому из ребят ты бы не стал давать картинку и почему? Обработка данных Подсчитывается число общих и взаимных выборов, количество ребят, попавших в группы предпочитаемых, принятых, изолированных и уровень благополучия взаимоотношений в группе. Данные заносятся в таблицу 1. Выбор обозначается знаком, взаимный выбор — знаком. Проводится сравнительный анализ количества выборов.
На основании полученных данных определяется статусное положение каждого подростка и распределяются по следующим условным статусным категориям I. Предпочитаемые — ребята на которых приходится 6 — 7 выборов II. Принятые — 3 — 5 выборов III. Непринятые — 1 — 2 выбора IV. Изолированные — дети, не получившие ни одного выбора. Далее определяется уровень благополучия взаимоотношений в группе соотносится число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях предпочитаемые или принятые, с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях непринятые и изолированные. Уровень благополучия взаимоотношений УБВ в группе считается высоким — когда предпочитаемые принятые непринятые изолированные средним — когда предпочитаемые принятые непринятые изолированные низким — когда предпочитаемые принятые непринятые изолированные. Важным показателем уровня благополучия взаимоотношений в группе является также индекс изолированности процент членов группы, оказавшихся в категории изолированные. Он не должен превышать 15 — 20 . Эмоциональное благополучие ребят, личных взаимоотношений внутри группы зависит также от числа взаимных выборов.
Определяется коэффициент взаимности KB КВ Р1 Р х 100 , где P1- число взаимных выборов Р — общее число выборов, сделанных в ходе эксперимента.
На основании определения статуса каждого члена группы делается вывод о наличии микрогруппы в коллективе KB ниже 20 рассматривается как отрицательный показатель. Результаты исследования.
В ходе беседы с подростками все их ответы были записаны, а на оборотной стороне картинки — имя сверстника которому она подарена. Полученные результаты занесены в таблицу 1. На основании данных подростки распределены по следующим статусным категориям 1. Предпочитаемые — Дима В Никита М. 2. Принятые — Аня Б Костя В Оля Д Настя К Яна П Лена П Егор С Оля С. 3. Непринятые — Света Т Максим Ф Максим Я Илья Ш 4. Изолированные — Саша К. Аня Б. Костя В. Дима В. Оля Д. Настя К. Саша К. Никита М. Яна П. Лена П. Егор С. Оля С. Света Т. Максим Ф. Илья Ш. Максим Я. Аня Б. Костя В. Дима В. Оля Д. Настя К. Саша К. Никита М. Яна П. Лена П. Егор С. Оля С. Света Т. Максим Ф. Илья Ш. Максим Я. Число выборов 4 3 6 3 3 0 6 3 3 5 3 1 2 2 1 Статус II II 1 II II IV 1 II II II II III III III III w Находим УБВ 2 8 4 1, что означает высокий уровень благополучия в группе.
Количество взаимных выборов составляет КВ 7 45 х 100 16 , что рассматривается как отрицательный показатель.
На основании этого можно сделать вывод, что в группе преобладают приятельские взаимоотношения, а не дружеские. В процессе исследования было отмечено, по каким критериям подростки осуществляли свой выбор. Так, в ответах на вопрос Почему ты решил в первую очередь подарить картинку именно этому ребенку преобладали следующие высказывания я выбрала Аню Б потому что она добрая, всегда дает списать лекции и помогает в компьютерах разобраться. я выбрала Олю Д потому что она всегда красивая, эффектная Никита М. Никогда не обижает девочек, много знает интересный собеседник Егор С сильный и добрый, надежный друг Дима В. -рассказывает интересные истории, всех смешит и т.д. Подростки ценят в сверстниках, прежде всего, личностные качества — доброту, справедливость, умение считаться с другими, коммуникативные способности.
Обращает на себя внимание, что девочки, в основном, выбирают девочек и тех мальчиков, которые хорошо к ним относятся, а мальчики также предпочитают сверстников своего пола и ценят в них силу, ловкость, коммуникативные качества.
Отмечено, что многие ребята особенно девочки ценят в своих сверстниках внешнюю привлекательность она красивая, у него красивая одежда, у нее красивая прическа. Результаты исследования можно наглядно представить в виде круговой диаграммы 1. Диаграмма 1 Таким образом, в процессе исследования взаимоотношений в классе был определен статус каждого учащегося, определен уровень благополучия взаимоотношении в группе.
В результате выявлено, что в классе из 15 ребят два подростка 13 относятся к числу предпочитаемых лидеров, восемь ребят 53 — принятые и четыре подростка 27 — непринятые и один — 7 — изолированный. В целом, отношения в данной группе благоприятные, но для дальнейшего взаимодействия необходимо развитие коммуникативных умений и создание доброжелательной атмосферы. 38 Глава 2. Формирующий эксперимент Формирующий эксперимент проходил в форме тренинга коммуникативных умений. Цель эксперимента научить подростков легко и свободно общаться между собой и со взрослыми, избегать конфликтных ситуаций в процессе общения, а также преодолевать психологические барьеры, мешающие полноценному раскрытию и самовыражению В тренинге участвовали 15 подростков Гуманитарно-технического колледжа-интерната г. Новокузнецка.
Тренинг проходил один раз в неделю в первой половине дня на протяжении 6 недель в начале учебного года. Тренинговая программа была разработана на основе двух методик В.В. Петрусинского и А.С. Прутченкова Игры — обучение, тренинг, досуг.
Под ред. В.В. Петрусинского. М 1999 с. 264. и Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М. 2001. с. 221 Тренинг был разделен на б частей. 1. Знакомство. Цель ознакомить участников с основными целями и принципами проводимого тренинга. 2. Сотрудничество. Цель создать благоприятную атмосферу для самораскрытия и самоанализа участников тренинга и преодоления психологических барьеров. 3. Обсуждение. Цель обсудить качества, важные для эффективного межличностного взаимодействия, начать освоение активного стиля общения. 4. Активное общение.
Цель с помощью активного игрового взаимодействия совершенствовать коммуникативные умения и навыки. 5. Самоанализ. Цель расширить представление участников о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения. 6. Подведение итогов. Цель завершить работу тренинговой группы, ответить на все вопросы, оказать необходимую психологическую поддержку и настроить на продолжение в будущем дружеских отношений.
Для освоения каждой части тренинга проводилось одно занятие продолжительностью 2 академических часа. Каждое занятие имело свою структуру. 1. Нетрадиционное приветствие. 2. Упражнения на самораскрытие участников тренинга и создание доверительной атмосферы. 3. Упражнения на развитие коммуникативных умений и навыков. 4. Рефлексия. В качестве примера рассмотрим первое занятие. Знакомство Садимся в круг. Предлагаем вам задуматься о том, что в вас, в вашем характере является самым важным, самым существенным.
А теперь попробуйте найти этому краткую форму выражения, можно в стихотворной форме. Например Лед и пламень , То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя , Тиха, печальна, молчалива и т.д. Пожалуйста. Подумали? Хорошо. Сейчас по кругу, по очереди, начиная с участника, сидящего справа от ведущего, начинайте представляться группе. Сначала назовите свое имя, а затем скажите несколько слов о себе, о своей сути. Лучше, если это будет сказано одной фразой, можно в стихах или с использованием метафоры. То, что вы только что придумали.
Просим вас. Спасибо. Мы сделали один шаг навстречу друг другу. Обсудите, чьи представления произвели наибольшее впечатление. Ведущий, руководите. Спасибо, игра закончена. Метафора Каждому интересно знать, какое он производит впечатление на окружающих, какие вызывает ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается? Предлагаем всем поучаствовать в творческом процессе, в совместном создании художественного образа своего коллеги.
Для этого сначала предлагаем желающему быть предметом творчества, выйти в середину круга. Пожалуйста. Сейчас задание участникам какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя? Какую картину можно было бы дорисовать к этому образу? Какие люди могут его окружать? Какой интерьер или пейзаж составляет фон картины? Какие времена все это напоминает? Например, образ нашего добровольца может вас натолкнуть на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окруженной морскими существами, а может быть, вам придет в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда Итак, пожалуйста, поделитесь своими творческими идеями по этому поводу.
Спасибо. Есть ли еще желающие увидеть себя со стороны? Ведущий, руководите. Пожалуйста. Давайте обменяемся впечатлениями. Ведущий, руководите. Спасибо, на этом игра закончена. Фраза по кругу Выберем какую-нибудь простую фразу, например В саду падали яблоки. Теперь, начиная с первого игрока справа от экрана, начинаем произносить эту фразу все по очереди.
Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией вопросительной, восклицательной, удивительной, безразличной и т.д Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется несколько 3-4 победителей. Итак, по удару гонга, все участники игры, начиная с того, кто сидит справа от экрана, произносят одну и ту же простую фразу, но с разной интонацией.
Повторять интонации нельзя. Тот, кто не может придумать новую интонацию, выбывает из игры. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется 3-4 победителя. Может быть, она закончится и раньше, если никто из участников не сможет придумать ничего нового. Внимание, начали! Спасибо, поздравляем победителей. Всеобщее внимание Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих.
Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали! Подсчитываем, в заключение, кто привлек внимание большего числа участников игры. Зеркало Сейчас мы предлагаем выполнить несколько несложных заданий, точнее — сымитировать их выполнение. Внимательно прослушайте задания.
Их всего четыре. Задания следующие 1 пришиваем пуговицу 2 собираемся в дорогу 3 печем пирог 4 выступаем в цирке. Особенность этих заданий в том, что каждое из них вы будете выполнять попарно, причем напарники встанут друг против другой один из них станет на время зеркалом, т.е. будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Но сначала давайте разобьемся на пары. Пожалуйста. Пары готовы, приступаем к заданиям. Итак, все пары по очереди выполняют задания по своему выбору.
Один из них — исполнитель, а другой — его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы — зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях в роли исполнителя и в роли зеркала. Группа оценивает актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе.
Затем оценки всех участников будут суммироваться и каждый сможет узнать об успешности своей работы в роли зеркала. Итак, начинаем представление. Пожалуйста. Спасибо. Подведем итоги. Каждый участник вычисляет для себя суммарную групповую оценку, полученную им в роли зеркала. Итак, подводим итоги. Спасибо. Наш зеркальный тест завершен. Рассмешить партнера Выберем первую пару игроков. Один из выбранных игроков должен во что бы то ни стало, любыми средствами рассмешить своего партнера.
Если ему удастся это сделать, то его коллега становится смешащим и выбирает себе нового партнера из остальных игроков. Если рассмешить не удается никакими силами, то приходится выбирать нового партнера. Итак, по удару гонга один игрок пытается рассмешить другого. Остальные участники переживают происходящее, глядя со стороны. Если замысел удался, то смешащий удаляется, а тот, кого рассмешили, выбирает себе нового партнера для того, чтобы его рассмешить.
Если рассмешить не удалось, то на место игрока, которого не удалось рассмешить, выбирают нового игрока и так далее. Внимание! Начали! Спасибо, игра закончена. Ведущий! Определите самого насмешливого и самого смешливого игрока. Просьба Как много зависит от того, как попросить человека о каком-то одолжении, каким тоном, в какой обстановке, с каким настроением вы изложите свою просьбу. От этого, по существу, зависит — быть или не быть. А между тем существует совсем небольшое количество приемов, которые могут значительно повысить вероятность выполнения вашей просьбы.
Ну, давайте попробуем. Выберите себе партнера и пока в порядке шутки попросите его о некотором одолжении. Попросите у него на время, например, очки, авторучку. Можно что-то более существенное, можно попросить о каком-то одолжении с его стороны, но все зависит от той формы, в которой вы изложите свою просьбу. Собеседники всегда ценят тактичность, дипломатичность, а также оригинальность и находчивость.
Трудно отказать в просьбе, если она исходит от друга, а ведь можно создать дружеское расположение к себе и совсем незнакомого человека. Если ваша просьба будет начинаться с комплимента, упоминания заслуг того, к кому вы обращаетесь, его авторитета и знаменитости, ваши шансы повышаются, а сам факт обращения к нему создает еще большую значимость, повышает авторитет и является большой честью для всех, кто к нему обращается. Это, конечно, размягчит жесткое сердце противника. Известно, что когда к мужчине обращается с просьбой женщина, можно ожидать большего успеха.
Если за просьбой тут же следует, еще до получения ответа, косвенная признательность, благодарность за предстоящую услугу, уже трудно отказать. Итак, давайте попробуем. Выберите себе партнера, подойдите к нему, присядьте рядом и попробуйте, может быть начиная издалека, попросить у него что-нибудь. Пожалуйста, начали. Так, спасибо, спасибо. Теперь просьба каждому подойти к ведущему со своими трофеями.
Разумеется, их придется вернуть, но первенство все равно сохранится за тем, кто набрал больше всего трофеев. Пожалуйста! Благодарим всех за участие, а особенно победителей. Рефлексия. Итак, первое занятие закончилось и теперь у нас есть возможность обсудить все происшедшее прямо сейчас вслух. Если что-то осталось в душе, о чем хотелось бы поговорить, поделиться своими переживаниями, наблюдениями, выскажите это. Помните о том, что ваши мысли и переживания могут быть очень интересны и полезны всем остальным членам нашей группы.
Итак, кто начнет? Другие занятия тренинга проводились по аналогичной структуре. Изменялись виды упражнений в зависимости от цели занятия. Необходимо отметить, что учащиеся очень активно участвовали в занятиях, играли, общались, охотно выполняли задания тренера. В процессе тренинга всегда ощущалась доброжелательная атмосфера. Чувствовалось, что ребятам нравится такая форма общения. В конце последнего занятия ребята пожелали, чтобы такая форма взаимодействия присутствовала в учебной программе как можно чаще. Глава 3 Контрольный эксперимент Цель исследования — выявить изменения, происшедшие во взаимоотношениях между учащимися, проследить, как изменились статус каждого ребенка и уровень благополучия всего класса В исследовании приняли участие 15 7 девочек и 8 мальчиков подростков в возрасте 18 — 19 лет, обучающихся в Гуманитарно-техническом колледже-инетрнате г. Новокузнецка.
В качестве основного метода исследования был использован социометрический метод.
Подготовка исследования подготовлены 45 красочных поздравительных открыток по 3 открытки на каждого учащегося. Проведение исследования Исследование в первой половине дня вместо занятий в виде игры Поздравь товарища. Каждого подростка просят по собственному выбору подарить предложенные три поздравительные открытки трем учащимся из группы. Перед началом эксперимента каждый подросток получил инструкцию следующего содержания Скоро праздник. Вот тебе три поздравительные открытки, положи их по одной тем трем ребятам которых тебе хочется поздравить с наступающим праздником. Каждому будет приятно получить от тебя открытку, но ты должен сделать выбор, а того, кому открытки не достанется, ты можешь поздравить устно. Обработка данных.
Методика обработки данных эксперимента аналогична обработке данных констатирующего эксперимента см. главу 1 . Результаты исследования. Полученные результаты занесены в таблицу 2. На основании данных подростки распределены по следующим статусным категориям 1. Предпочитаемые — Дима В. 2. Принятые — Аня Б Костя В Оля Д Настя К Никита М Егор С. Оля С. 3. Непринятые — Саша К Яна П Лена П Света Т Максим Ф Максим Я Илья Ш. 4. Изолированные — нет. Находим УБВ 1 7 6 0, что означает высокий уровень благополучия в группе.
Количество взаимных выборов составляет KB -11 45 х 100 24 , что рассматривается как положительный показатель. На основании этого можно сделать вывод, что в классе начали развиваться дружеские взаимоотношения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень общительности в группе значительно повысился. Результат можно наглядно представить на диаграмме 2. Аня Б. Костя В. Дима В. Оля Д. Настя К. Саша К. Никита М. Яна П. Лена П. Егор С. Оля С. Света Т. Максим Ф. Илья Ш. Максим Я. Аня Б. Костя В. Дима В. Оля Д. Настя К. Саша К. Никита М. Яна П. Лена П. Егор С Оля С. Света Т. Максим Ф. Илья Ш. Максим Я. Число выборов 5 4 6 3 4 2 4 2 2 3 3 1 1 1 2 Статус II II I II II III II III III II II III III III III 0. D 50 43 7 — Предпочитаемые 50 — Принятые 43 — Непринятые 0 — Изолированные Диаграмма 2 ЗАКЛЮЧЕНИЕ В моей курсовой работе, согласно поставленным целям, мы рассмотрели социально-психологическую сущность общения.
Выяснили, что общение представляет собой взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение, как особый вид деятельности имеет содержание, цель и средства. В зависимости от содержания, цели и средств общение делится на несколько видов.
Выявили
Особенности развития межличностного общения в подростковом возрасте
Подростки, поступающие в наше учебное заведение, менее всего адаптированы к коммуникативным отношениям между собой, т.к. они являются инвалидами опорно-двигательного аппарата, посредником в их взаимоотношениях выступает мастер, социальный педагог, воспитатели в группе возникает общение преимущественно делового характера. Изучили теорию социально-психологического тренинга.
Рассмотрели основные понятия и виды тренинга. Выяснили, что тренинг является наиболее современным, динамичным и эффективным методом развития общения в малом коллективе. Нами был проведен психологический эксперимент по развитию межличностного общения у подростков. В ходе эксперимента с помощью тренинга проводилась коррекция взаимоотношений в группе. Сопоставляя данные констатирующего и контрольного экспериментов можно сделать следующие выводы значительно повысился уровень общительности в группе каждый подросток стал чувствовать себя увереннее и свободнее в процессе общения, как со сверстниками, так и со взрослыми уменьшилось число конфликтных ситуаций, так как ребята в процессе общения научились мирным путем разрешать споры возросший уровень коммуникабельности способствовал увеличению дружеских связей в группе, что положительным образом сказалось на успеваемости как отдельных учащихся, так и группы в целом.
Все вышеизложенное дает основание считать нашу гипотезу о том, что социально-психологический тренинг быстро и эффективно способствует развитию межличностного общения подтвердившейся.
На наш взгляд тематика данной работы является перспективной и интересной. Целесообразна разработка специальных программ по развитию общительности у подростков с нарушение опорно-двигательного аппарата и их широкое внедрение в образовательную систему.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М 1997. 2. Бодалев А.А. Личность и общение.
М 1983. 3. Большаков В.Ю. Психотренинг социодинамика, упражнения, игры. С- Пб 1999. 4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М 1999. 5. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 томах. М 1982 т. 1,2. 6. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М 1987. 7. Емельянов Ю.М. Активное социально-психологическое обучение. Л 1985. 8. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. С-Пб 2002. 9. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976, с. 147. 10. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.
М 1986. 11. Макшаков С.И. Принципы психологического тренинга Журнал практической психологии, 1999, 3. 12. Мухина B.C. Возрастная психология. М 1999. 13. Немов Р.С. Психология В 3-х кн. М 1999 кн.1. Н.Петровский А.В Ярошевский М.Г. Психология. М 1998. 15. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М 2002. 16. Психология Словарь Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.
М 1990. 17. Реан А.А Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология — С-Пб 2000.