Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
1. Маркетинг – инструмент продвижения услуг5
1.1 Функции и понятия маркетинга5
1.2 Маркетинг в сфере услуг: комплекс маркетинга, особенность элементов8
2. Роль маркетинга в сфере культуры и искусства17
2.1 Роль маркетинга в сфере культуры и искусства17
2.2 Роль маркетинга в театральной деятельности22
Заключение27
Список использованных литературных источников28
Выдержка из текста работы
Государственная система финансирования сферы культуры определяется степенью централизации государственного управления и характером межбюджетных отношений.
Можно с уверенностью сказать, что культура выступает сегодня непременным условием функционирования любого общества. В связи с этим ее можно рассматривать как народное достояние. Практически невозможно представить сегодняшнее общество, где не уделяется соответствующего внимания такой сфере, как культура. Но, как и другая сфера деятельности, она не может функционировать без денежных вложений. Следовательно, на повестку дня выступают вопросы ее финансирования.
В случае если сфера культуры постоянно не получает средств для финансирования в полном объеме, то можно будет отметить ее постепенное угасание. Большой урон сфере культуры был нанесен тем, что практически 2/3 средств планируемых для финансирования сферы культуры не поступали по назначению, а утвержденные сметы не были полностью профинансированы, что зачастую приводило к задержкам в выплатах и так маленькой заработной платы, а также отключение всех коммунальных услуг за задержку платежей. И это учитывая то, что именно культура поддерживала столь хрупкое равновесие в белорусском обществе.
От финансирования сферы культуры в недостаточном объеме большая часть культурного наследия Республики Беларусь оказалась на грани уничтожения. Многие исторические памятники находились в аварийном состоянии, а некоторым постройкам в ближайшее десятилетие грозило полнейшее разрушение.
Самой распространенной формой прямой государственной поддержки являются гранты, которые выплачиваются как организациям, так и отдельным работникам культуры. Условия их предоставления существенно различаются в разных странах. Многообразие грантов отличает шведскую систему финансирования культуры и искусства. Здесь организации культуры могут претендовать на договорной грант (его размер определяется заключаемым на год соглашением между государственными органами и организацией культуры), грант, выплачиваемый по результатам труда в соответствии с нормами субсидирования, пропорционально объему товаров и услуг, или же на так называемый базисный (формульный) грант. Последний должен покрыть определенную долю (обычно 55%) нормативных затрат на заработную плату, утвержденных для каждой категории организаций (театров, оркестров, региональных музеев и библиотек)
Актуальность данной темы заключается в том, что во времена кризиса, культура не является приоритетной сферой в распределении государственных финансов и остается наименее подготовленной к реалиям рыночной экономики. На сегодняшний день износ музейных фондов, библиотек, а также построек, которые являются культурным наследием Беларуси достаточно высокий и требуется срочно решать вопрос с финансированием их восстановления, так как существует вероятность полной утраты народного достояния.
Объектом исследования выступают учреждения СКС.
Предметом исследования выступают в основном пути и способы государственного финансирования учреждений СКС (на примере организаций культуры Республики Беларусь).
Цель курсовой работы:
Задачи работы:
1 Провести обзор литературы по теме исследования.
2 Изучить исторический аспект становления финансирования культурной сферы в Республике Беларусь.
3 Изучить основные понятия и способы финансирования сферы культуры; проанализировать особенности финансирования предприятий в культурной сфере.
4 Рассмотреть анализ финансирования предприятий в сфере культуры
5 Разработать основные направления повышения эффективности финансировании организаций в сфере культуры.
Методы исследования: сравнение, дедукция и индукция, анализ и синтез.
Методологическая база исследования включает работы отечественных и зарубежных авторов в области организации финансов государственных учреждений СКС, таких как Мустафина Н. Я., Белицкая А. В,, Рудник Б. Л., Варнавский Г. Е.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы для лекций и семинарский занятий.
Структура и объем курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения. Объем курсовой работы составил 34 страницы.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1 Обзор литературы по теме исследование
По мнению Абанкина Т. В. сфера культуры во всем мире строится на сочетании бюджетного и внебюджетного финансирования, в ее рамках существуют различные виды деятельности, большой объем движимого и недвижимого имущества, часть которого выведена из гражданского оборота или имеет ограничения по гражданскому обороту (памятники, библиотечные, архивные и др. фонды, музейные коллекции и т.п.). В отношении этого имущества требуются специальные режимы управления.
При этом автор утверждает, что сфера культуры объединяет различные виды деятельности и организации – библиотеки, музеи, театры, концертные организации, цирки, клубы, парки, и т.д. По своему «коммерческому потенциалу», т.е. возможности существовать в рыночных условиях, организации культуры отличаются существенной неоднородностью. Кроме того, выполнение некоторых закрепленных за ними учредителем / собственником функций, вообще не может быть организовано на рыночных принципах: оно не зависит от спроса или востребованности населением и должно финансироваться по принципу «открытых дверей». Такие ситуации хорошо описаны в экономической литературе и получили название «провалы рынка». И, наконец, организации культуры обеспечивают достижение социально значимых целей, эффекты и результаты которых не могут и не должны измеряться только экономической эффективностью, а выражаются в развитии культуры и общества, творческого потенциала, гарантиях социальной защиты, социальной справедливости и т.д. [1].
Муравьева Н. Я. пишет, что в каждой стране на основе выбора финансовых методов, форм и механизмов складывается собственная модель многоканального финансирования сферы культуры и искусства. Она формируется в рамках национальной модели бюджетирования и определяется ее спецификой, в частности, степенью централизации или децентрализации государственного управления, характером бюджетных отношений между разными уровнями власти и бизнесом, социальной ориентацией и предпочитаемыми методами государственного регулирования экономики. Сильное влияние на принципы и модель финансирования оказывают такие факторы, как сложившееся отношение государства к культуре и искусству, особенности государственной политики в этой сфере, степень развития благотворительности, спонсорства и меценатства [22, с. 42].
Абанкин Т. В. утверждает, что центральные бюджеты европейских стран поддерживают сферу культуры и искусства по нескольким каналам:
— в форме прямого финансирования;
— при помощи системы межбюджетных общих и целевых трансфертов субнациональным бюджетам;
— на основе совместного участия в финансировании органов власти разного уровня;
— через независимые посреднические структуры;
— с использованием механизмов партнерства на основе смешанного государственно-частного финансирования [1].
Многие авторы, среди альтернативных способов финансирования учреждений в сфере культуры называют государственное частное партнерство.
В широком смысле государственное частное партнерство представляет собой взаимодействие государства и бизнес-структур для достижения общих целей социально-экономического развития.
Если рассматривать государственное частное партнерство в более узком плане, то оно представляет собой реализацию финансирования крупномасштабных проектов, а также иное финансовое участие государства в осуществлении бизнес-проектов, а также инвестирование от частного сектора государственных и общественных проектов, которые имеют стратегическое значение. Также государственное частное партнерство можно рассматривать и как вариант привлечения частных государственных инвестиций в развитие социальных программ.
По мнению белорусского исследователя В.Н. Карягина, в сфере культуры государственное частное партнерство проявляется в доверительном управлении историко-культурными комплексами и недвижимыми объектами культуры (зданиями музеев, библиотек, театров и т.п.), в безвозмездной передаче частному бизнесу объектов, находящихся в аварийном или руинированном состоянии, с обеспечением их реставрации или капитального ремонта за счет последнего, в проведении тематических конкурсов, в создании частными инвесторами электронных библиотек, музеев, архивов [8, с. 14].
Старший научный сотрудник отдела социальной сферы Научно- исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь Е. В. Рыбчинская к формам ГЧП в сфере культуры Беларуси относит также концессию (форма договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю), аутсорсинг (передача организацией исполнение определенных функций другой компании, специализирующейся в соответствующей области), фандрайзинг (поиск и привлечение средств на развитие организаций, учреждений культуры или личных проектов), инвестиционные проекты [15, с. 7]…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1) Систему полного прямого финансирования текущих расходов и капиталовложений можно назвать одним из старейших форм, с помощью которых государство может финансово поддерживать культурную сфере. Но сегодня ее начали использовать лишь немногие страны и касается она в основном отдельных организаций в сфере культуры. Примером может послужить национальный музей, архив, библиотека, эфирное вещание. Использование специальных целевых трансфертов ограничивается в основном национальными программами развития культуры.
2) Так, во Франции, начиная с 80-х годов двадцатого века осуществляется программа перестройки и модернизации коммерческих отраслей культуры, нацеленная на финансовое оздоровление организаций культуры, развитие их предпринимательской деятельности, качественное обновление технической базы и выпускаемой продукции. В рамках бюджета Министерства культуры была создана специальная «бюджетная линия», обеспечившая субсидирование следующих отраслей культуры: производства короткометражных фильмов, цирков, изобразительного искусства, промышленного дизайна, танцевального искусства, фотографии.
3) Подводя итог работе можно отметить, что в различных странах мира государство поддерживает сферу культуры и искусства .
— в форме прямого финансирования;
— при помощи системы межбюджетных общих и целевых трансфертов субнациональным бюджетам;
— на основе совместного участия в финансировании органов власти разного уровня;
— через независимые посреднические структуры;
— с использованием механизмов партнерства на основе смешанного государственно-частного финансирования.
Все большее применение на практике в Республике Беларусь находит программный подход к государственному финансированию некоммерческого сектора сферы культуры и искусства. Это
Направления финансирования:
— на поддержку государством профессионального творчества, создание условий для его развития и участия граждан в культурной жизни;
— на развитие инфраструктуры отрасли культуры и искусства;
— на создание условий для доступа граждан к культурным благам;
—на повышение роли культуры в укреплении институтов гражданского общества, формировании социально активной личности.
4) По результатам анализа государственного финансирования в сфере культуры можно сделать вывод, что в последнее время наблюдается снижение показателя финансирования социальной сферы. Расходы консолидированного бюджета на социальную сферу в 2013 году составляли порядка 36,7% от общего уровня всех расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, то в 2016 году их удельный вес составил порядка 25,5%.
Порядка 70% большинства расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, которые государство тратит на финансирование социальной сферы, проходит через местный бюджет, что является свидетельством значимости местного бюджета как канала распределения средств бюджета. В большей степени финансирование осуществляется за счет местного бюджета таких отраслей, как образование и здравоохранение. А финансирование культурной сферы в основном осуществляется за счет республиканского бюджета. Это связано с тем фактом, что первые расходы в основном обусловлены на содержание конкретных учреждений, закрепленных за определенной территорией. А вот большая часть расходов республиканского бюджета тратится на мероприятия централизованного характера.
Одним из альтернативных вариантов финансирования организаций из сферы культуры может выступать государственное частное партнерство.
5) Развитие механизмов государственного частного партнерства на основе кластерной стратегии, адаптированной к белорусским социально-экономическим условиям, требует решения трех основных задач: формирование полной и замкнутой законодательной базы, создание организационной и управляющей структуры по вопросам государственного частного партнерства, осуществление подготовки и повышения квалификации кадров.
Основными признаками государственное частное партнертсво в области развития социально-культурных кластеров, наравне с иными проектами, являются следующие: участвующими сторонами выступают государство и частный бизнес; взаимоотношения сторон носят партнерский, равноправный характер; стороны имеют общую цель, выраженный государственный интерес и общественную направленность; стороны распределяют между собой расходы и риски в заранее согласованных пропорциях, а также участвуют в использовании полученных результатов; взаимоотношения сторон зафиксированы в официальных документах (договорах, контрактах и др.). Государственно-частное партнерство представляет собой мощный ресурс для развития кластерных инициатив и, впоследствии, решения многих проблем не только социально-культурной сферы страны и ее отдельных регионов, но и формирования инновационной экономики, повышения ее конкурентоспособности, обеспечения устойчивого национального и регионального развития.
Таким образом, основными признаками государственное частное партнертсво в области развития социально-культурных кластеров, наравне с иными проектами, являются следующие:
— участвующими сторонами выступают государство и частный бизнес;
— взаимоотношения сторон носят партнерский, равноправный характер;
— стороны имеют общую цель, выраженный государственный интерес и общественную направленность;
— стороны распределяют между собой расходы и риски в заранее согласованных пропорциях, а также участвуют в использовании полученных результатов;
— взаимоотношения сторон зафиксированы в официальных документах (договорах, контрактах и др.)
На примере ГУК «Дрогичинская районная централизованная библиотечная система» организацию финансирования учреждений культуры. Средства для библиотеки выделяются на основании сметы расходов, которая представляется в Дрогичинский районный исполнительный комитет. Для того, чтобы расширить способы финансирования библиотеки и изыскать дополнительные возможности пополнения библиотечных фондов предлагается создать на базе предприятия системы оказания платных услуг по подбору по запросу литературы, составлению оформленных списков к научным работам и написанию обзоров литературы по заданной системе исследования. При горизонте 5 лет чистая дисконтная стоимость составила 5888 руб., то есть, больше нуля. Следовательно, по этому критерию проект является прибыльным
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абанкин, Т. В. Финансирование организаций культуры: проблемы и перспективы в условиях кризиса / Т. В, Абанкин // НИУ-ВШЭ [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: pubs/share/ direct/document/98177503, – Дата доступа: 04.11.2017.
2. Белицкая, А. В. Перспективы развития законодательства о государственном частном партнерстве / А. В. Белицкая / Хозяйство и право. – 2014. – № 6. – С. 110-114.
3. Белицкая, А. В. Государственное регулирование отношений государственно-частного партнерства / А. В. Белицкая // Закон. – Октябрь, 2010. – С. 112-119.
4. Варнавский, Г. Е. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски / Г. Е. Варнавский. – М., 2015. – 315 с.
5. Государственный бюджет: общие методические указания // Брестский государственный технический университет. – Брест, 2012. – 61 с.
6. Гриненко, А. В. Государственная социальная политика / А. В. Гриненко. — М.: КноРус, 2014. – 1016 c.
7. Канаева, О. А. Социальная политика государства и бизнеса: Учебник / О.А. Канаева. — Люберцы: Юрайт, 2016. – 343 c.
8. Карягин, В.Н. Государственно-частное партнерство: приоритеты и перспективы для Беларуси / В.Н. Карягин. – Минск: Тесей, 2012. – 354 с.
9. Культура Беларуси: факты. – Режим доступа: ru/belarus/culture/. – Дата доступа: 04.11.2017.
10. Лисин Н. В. Направления и механизмы развития конкуренции за бюджетные средства в социально-культурной сфере Москвы / Н. В, Лисин, Б. Л. Рудник // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 1. С. 28–42.
11. Министерство финансов Республики беларусь. – режим доступа: www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2016/ym2016.pdf. – Дата доступа: 27.11.2017
12. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – режим доступа: ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/kult/. – Дата доступа: 04.11.2017.
13. Поляк, Г. Б. Финансы бюджетных организаций / Г.Б. Поляк. — М.: Вузовский учебник, 2016. – 363 с.
14. Рудник Б.Л. Трансформация экономических механизмов в сфере культуры: последовательное развитие или движение по кругу? // Вопросы государственного и муниципального управления / Б. Л. Рудник. –2015. – № 3. – С. 83–102.
15. Рыбчынская, А. Крэатыўны сектар: час для практыкі / А. Рыбчынская // Культура. – 2015. – 31 лютага. – С. 7.
16. Самыгин, С. И. Социальная политика: Учебник для бакалавров / С.И. Самыгин, И.А. Янкина, А.В. Рачипа. – М.: Дашков и К, 2013. – 224 c.
17. Самякин А.Г Социальная политика: Учебник для бакалавров / А. Г. Самякин — М.: Дашков и К, 2015. – 224 c.
18. Святлоў, Б. Агляд сферы культуры за 2014 год / Б. Святлоў // Культура. – 2015. – 14 лютага. – С. 3-5.
19. Табыкин С. И. Социальная политика: Учебник для бакалавров / Табыкин С. И. — М.: ИТК Дашков и К, 2015. – 224 c.
20. Тавокин, Е. П. Социальная политика: Учебное пособие / Е.П. Тавокин. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 157 c.
21. Фёдорова, Н. В. Государственная и муниципальная социальная политика / Н.В. Фёдорова, О. Ю. Минченкова. — М.: КноРус, 2014. – 1016 c.
22. Муравьева Н.Я. Формы и виды финансирования в сфере культуры / Н.Я. Муравьева // Культура: управление, экономика, право, 2015. – №2. – С. 42 – 44.
23. Мустафина Н. Я. Система платных услуг в сфере культуры / Н.Я. Мустафина // Культура: управление, экономика, право. – 2014. – №2. – С. 44
24. Социокультурная политика белорусского государства – ключевой фактор укрепления единства нации. – Режим доступа: RU/news/sociokulturnaya-politika-gosudarstva-1362. – Дата доступа: 04.11.2017.
25. Финансирование культуры за рубежом. – Режим доступа: finansirovanie-kulturyi-za-rubezhom/. – Дата доступа: 27.11.2017