Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические подходы к определению роли малого бизнеса в экономике5
1.1. Общая характеристика и роль малого предпринимательства5
1.2. Классификация субъектов малого бизнеса11
1.3. Социальная роль малого бизнеса16
1.4 Экономическая роль малого бизнеса22
Глава 2. Анализ условий развития малого предпринимательства в России31
2.1. Современное состояние малого бизнеса31
2.2. Система государственной поддержки43
2.3.Налогообложение малых предприятий61
Глава 3. Основные направления развития малого предпринимательства в РФ81
Заключение111
Литература и источники117
Выдержка из текста работы
Формирование и развитие рыночных отношений предполагают свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит малому предпринимательству.
В современной России на протяжении последних лет становление малого предпринимательства проходит на фоне серьезных социально-политических преобразований, внося существенный вклад в экономическую жизнь общества.
Роль малого бизнеса в экономике государства крайне важна. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. А развитие малого бизнеса в нашей стране поможет решить ряд острейших социально-экономических проблем переходного периода. Это формирование эффективной структуры экономики, создание среднего класса, смягчение безработицы, распределение доходной части бюджетов всех уровней, обеспечение политической стабильности в обществе.
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/4 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.
Малое предпринимательство по накопленному в нем человеческому потенциалу, по неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который ему предстоит освоить, призвано стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований и обеспечения достойных условий жизни миллионов граждан.
Особо отметим следующие социальные факторы этого сектора.
Во-первых, развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.
Во-вторых, малый бизнес — не только источник средств существования, но и способ раскрытия внутреннего потенциала личности.
В-третьих, объективно расширяющая реструктуризация средних и крупных предприятий вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.
В-четвертых, сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а потому может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.
В-пятых, массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной установки и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.
Цель работы: выявить направления развития малого бизнеса в экономике России.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
– раскрыть содержание, виды, формы и критерии малого предпринимательства;
– дать характеристику развития малого предпринимательства в транзитивной экономике России;
– обозначить тенденции развития малого бизнеса в России;
– определить проблемы малого бизнеса;
– обозначить перспективы развития малого предприятия.
Становление малого бизнеса исследовали как зарубежные, так и отечественные ученые экономисты, среди них можно выделить следующих Архиев А.О., Бусыгин А., Виленский А., Голубцов С., Дымов Т., Иванова Л., Крайний В., Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л., Подпорин Ю., Савельев С., Михеев Ю., Крайнов В., Крайнов А., Фадеева Е. и др.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Содержание, виды, формы и критерии малого предпринимательства
Основу рыночной экономики любой страны составляет малый бизнес, осуществляемый малыми предприятиями. Статистика показывает, что в развитых странах на долю их производства приходится более половины всей продукции.
В соответствии с Федеральным законом от 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (с изм. и доп. от31 июля 1995, 21 марта 2001г.) (статья 3)
В современных условиях развития экономических отношений малые предприятия представляют собой динамично развивающийся сектор любой рыночной, в том числе и российской экономики. Их высокая эффективность связана с двумя факторами:
• во многих отраслях минимум средних долгосрочных издержек достигается при небольших объемах выпуска продукции; соответственно оптимальным в этих отраслях является малый размер предприятия;
• у малых фирм низки внутрифирменные трансакционные издержки.
В России толчком к формированию сферы малого бизнеса послужило кооперативное движение в конце 80-х годов. Большинство «кооперативов» тех лет в действительности являлось частными предприятиями, принадлежавшими не номинальным членам-кооператорам, а только руководителям. Позже на смену им пришли фирмы, уже и юридически организованные как частный бизнес.
Создание малых частных фирм шло двумя путями: с помощью так называемой малой приватизации и в результате грюндерства. Малая ………
Список использованной литературы
1. «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» Федеральный закон от 14.06.95г. № 880ФЗ.
2. Архиев А.О. Становление механизма реализации потенциала малого предпринимательства // Внешнеэкономический бюллетень. 1999 № 7.
3. Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс. — М., 1997
4. Виленский А. Этапы развития малого бизнеса. //Вопросы экономики. 1996. -№7.
5. Виленский Л. Почему не востребован малый бизнес в России // Бизнес для всех. — 2000. — № 2. С. 34-37
6. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. — М., 1996
7. Закон Челябинской области от 28.09.00 №142-30 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Челябинской области».
8. Зевелев В.А. Малый бизнес – большая проблема России – М., 1994.
9. Земляк С. Концептуальные подступы к разработке региональной модели устойчивого функционирования и развития малого предпринимательства //Ресурсы Информация Снабжение Конкуренция (РИСК) 2001 №4 стр.47-51
10. Иванова Л. Есть ли потенциал у малого предпринимательства // Малое предприятие. — 2000. — № 1. С. 30-36.
11. Крайний В. Большая борьба малого бизнеса // Финансовая Россия. — 2000. — № 12. С. 7-15.
12. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА – М, 1998.
13. Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства в России //Вопросы экономики №7 2002 стр.119-126.
14. Подпорин Ю. Малых не становится больше. // Экономика и жизнь. — 2001. — № 6. С. 32-39.
15. Попов С. Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга. Учебное пособие. — М.: «Ось — 89», 1999 г.
16. Постановление Губернатора Челябинской области от 05.04.02 №163 «О дополнительных мерах по поддержке малого предпринимательства в Челябинской области на 2002 год»
17. Постановление Правительства Российской Федерации «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности», №1460 от 31 декабря 1999 года.
18. Предпринимательство: Учебник/ под ред. М.Г. Лапусты – М.: ИНФРА – М, 2000. – (Серия «Высшее образование»).
19. Программа государственной поддержки МП на 2001-2002.// Малое предприятие. 2000г. № 6.
20. Проект Программы Общероссийской политической общественной организации «Отечество» О развитии малого и среднего предпринимательства России // Малое предприятие. — 2000. — № 10. С. 21-25
21. Российский малый бизнес. Рейтинг регионов //Человек и труд. – 2005. – № 8. -С. 58-62.
22. Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России //Менеджмент в России и за рубежом №2 200 стр.44-59
23. Савельев С., Михеев Ю., Крайнов В., Крайнов А. Взаимодействие малых предприятий малых предприятий с крупным производством // Журнал для акционеров. 1999г. № 4.
24. Фадеева Е. Выживание не грани вымирания. Число малых предприятий неуклонно сокращается. // Учет, налоги, право. 2000г. № 28.
25. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы.
26. Федеральный закон от 14.07.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». В ред. от 31.07.98.