Содержание
Содержание
Введение…3
1. Теоретические аспекты малого бизнеса в современной экономике…5
1.1. Сущность и основные типы малого бизнеса.5
1.2. Значение и основные задачи малого бизнеса в условиях рыночных
отношений9
2. Анализ развития малого бизнеса в Российской Федерации..14
2.1. Особенности развития малого бизнеса в России….14
2.2. Перспективы развития малого бизнеса в РФ…21
3. Рекомендации по совершенствованию развития предпринимательства
в России..31
Заключение.34
Список используемой литературы…36
Приложения
Выдержка из текста работы
Данная тема является актуальной на сегодняшний день потому, что как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
Возрастание роли малого бизнеса является необходимым условием скорейшего перехода к зрелым рыночным отношениям, способствующим решению острых проблем в государстве, поэтому состояние научной разработанности проблем малого бизнеса в экономической литературе достаточно объемное.
Итак, целью работы является изучение в целом роли и перспектив малого бизнеса, рассмотрение малого предпринимательства в России и за рубежом.
В первой главе курсовой работы даются определение малого бизнеса, его сущность и основные черты; преимущества, недостатки; значение и роль в экономике.
Во второй главе рассматриваются этапы развития малого бизнеса и в нем произведен детальный анализ проблем, стоящих на пути становления малого бизнеса в России и тормозящих его развитие.
В третьей главе: зарубежный опыт развития малого бизнеса на примере США
Глава 1. Малый бизнес
1.1 Понятие, сущность и основные черты малого бизнеса
Как явствует из самого определения, «малый бизнес» — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия.
Западные экономисты определяют предпринимательство как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем .[10]
Отечественные психологи усматривают в предпринимательстве особый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела, а также творческую активность в экономике, требующих специфических личностных качеств.
Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. [2]
Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.
Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих. Приведем критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, которые применяются в странах с развитой рыночной экономикой. Итак, в Европейском сообществе с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся предприятия при непревышении ими следующих показателей:
? Количество занятых работников до 50 человек;
? Годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;
? Сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ; [7]
В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-43 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
? в промышленности, строительстве, на транспорте — 100 человек;
? в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек;
? в оптовой торговле — 50 человек;
? в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
? в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица».[8]
Итак, основные экономические черты малого предпринимательства:
? обособленность (т.е. хозяйствование на свой страх и риск);
? специализация на каком-либо виде деятельности;
? реализация произведенных товаров (услуг) через куплю — продажу на рынке;
Можно сформулировать несколько групп устойчивых черт малого
предпринимательства, обусловленных:
1.Характером производственного процесса:
? ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов;
? небольшая номенклатура выпускаемых изделий, т.е. узкая специализация; упрощенность системы сбыта.
2. Спецификой системы управления и руководства:
? единство права собственности и непосредственного управления предприятием;
? особое значение роли руководителя в жизни предприятия, его непосредственную включенность практически во все функциональные области;
? компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров;
? отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля;
? быстрота принятия решений.
3. Состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.):
? особый, персонифицированный характер отношений между работником и хозяином (малый бизнес гораздо более склонен к патернализму, чем крупный);
? гибкость, восприимчивость к нововведениям;
? небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов;
? низкая капитализация, означающая, что владельцы пускают на расширение основного капитала лишь малую долю доходов;
? высокая оборачиваемость капитала;
? существенное влияние на кадровую политику, принятие стратегических решений,выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.
4. Особенностями внешних воздействий:
? локальность ресурсных и сбытовых рынков;
? неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;
? положение «ведомого» в системе кооперационных связей с крупными и средними предприятиями;
? сверхчувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства;
? ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов (если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты банков, собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых и родственников);
? большая степень зависимости от системы поддержки малого предпринимательства.
Малое предпринимательство — вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. [4]
1.2 Преимущества и недостатки
Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойственны определенные преимущества.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:
? увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса — главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
? рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
? селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;
? создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
? трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);
? подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
? разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
? косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);
? ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
? мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;
? снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений; например, в США у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности;
? улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.[8]
Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.
Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:
? более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
? зависимость от крупных компаний;
? недостатки в управлении собственным делом;
? слабая компетентность руководителей;
? повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
? трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
? неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.[6]
1.3 Значение и роль малого бизнеса в экономике
Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должны стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Отрицательное влияние на развитие малого предпринимательства оказали последствия разразившегося в августе 1998 г. финансового кризиса.[9]
Доля малых предприятий в основных экономических показателях России в 1999г., по данным Госкомстата РФ, представлена в табл. 1.
Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях предприятий и организаций отраслей экономики(%).
Таблица 1
Численность работавших и объем произведенной продукции на малых предприятий 1997 г. 1998 г. 1999 г.
Средняя численность работников 12,0 12,1 12,8
Средняя численность внешних совместителей 43,7 44,5 42,7
Средняя численность работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера 48,4 36,4 31,5
Выпуск товаров и рыночных услуг 8,0 6,5 6,2
Инвестиции в основной……..
Литература
1. Баженов Ю. К., Баженов А. Ю. Малое предпринимательство. — М.: 1999.
2. Базилевич А.И; под ред. Горфинкеля В.Я. Организация предпринимательской деятельности.-М.:Проспект,2010.
3. Береснева А. В. Роль малого бизнеса в развитии экономики. — ЭКО № 8, 2000.
4. Блинов А.О. Малое предпринимательство. Теория и практика. — М.: Эксмо, 2008.
5. Горфинкель В.Я. Экономика предприятий. -М.: ЮНИТИ, 2000.
6. Грузинов В.П. Экономика предприятий. -М.: Финансы и статистика,1997.
7. Грядов С.И. Организация предпринимательской деятельности. — М.: КолосС, 2003.
8. Грядов С.И. Теория предпринимательства. — М.: КолосС, 2005.
9. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебное пособие. — М.:ИНФА-М, 2002.
10. Муравьев А.И. Малый бизнес : экономика, организация, финансы. — М.:1999
11. Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях рыночных реформ в России // №2, 2001.
12. Шестоперов О.М. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России / Вопросы экономики, №4, 2002.
13. МГТУ 2000 [email protected]
14. Российский статистический ежегодник. 2005.: Статистический сборник. — М .: 2006.