Содержание
Содержание
Введение3
1. Теоретические основы предпринимательства5
1.1. Понятие и сущность предпринимательства5
1.2. Правовая основа хозяйственной деятельности предприятия в России8
2. Анализ развития предпринимательства в России на примере малого и среднего бизнеса11
2.1. Анализ динамики развития малого и среднего бизнеса в России11
2.2. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России13
3. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России16
Заключение23
Список используемой литературы25
Выдержка из текста работы
Сельское хозяйство наиболее сложная и трудоемкая отрасль, как в агропромышленном комплексе, так и во всем народном хозяйстве. Обусловлено это, прежде всего воздействием на производство почвенно-климатических условий. Кроме того, сельское хозяйство в России характеризуется, как отрасль с отсталой материально-технической базой. Положение усугубилось с началом широкомасштабного реформирования экономики.
В последние годы наблюдается самый продолжительный за минувшие полвека рост производства в сельском хозяйстве, что, безусловно, является большим достижением. Но качество этого роста не соответствует общественным ожиданиям. В последние четыре года он ослаблен и темпы в 3-4 раза ниже, чем в целом в экономике. На сегодняшний день актуальными остаются проблемы низких объемов валовой продукции сельского хозяйства, недостаточности удовлетворения потребностей населения в продовольствии отечественного производства. Также наблюдается разбалансированность межотраслевых связей в АПК. Ухудшилась материально-техническая база сельского хозяйства. Сельскохозяйственные предприятия, по существу, перестали вносить минеральные удобрения. Резко ухудшились финансовые результаты их деятельности — около 90% предприятий стали убыточными.
В настоящее время большие надежды для восстановления сельского хозяйства возлагают на эффективную организацию производства на предприятии. Это значит сформулировать долговременную цель, разработать перспективную производственную программу, создать необходимые ресурсы, стимулировать высокопроизводительный труд, обеспечить работникам благоприятные социальные условия, ввести эффективную систему планирования, учета и контроля.
Планирование выполняет роль определения направлений эффективного функционирования сельскохозяйственных предприятий. Подтверждением высокой роли планирования на предприятии служит необходимость тщательного анализа сложившейся ситуации и оценки наметившихся тенденций при составлении плана деятельности на предстоящую перспективу.
Таким образом, важность планирования как инструмента управленческой деятельности не вызывает сомнений.
Целью курсового проекта является организационно-экономическое обоснование и составление проекта развития на будущий период отрасли растениеводства в СПК «Авангард».
В зависимости от цели в работе поставлены следующие задачи:
-раскрыть роль и место планирования в экономике сельскохозяйственного предприятия;
-провести анализ современного состояния СПК «Авангард»;
-дать организационно-экономическое обоснование развития отрасли растениеводства в СПК «Авангард»;
-спроектировать развитие отрасли растениеводства в СПК «Авангард» на будущий период.
Объектом исследования является СПК «Авангард» Акбулакского района Оренбургской области.
Предметом исследования явились основные производственные показатели деятельности предприятия, основные экономические показатели предприятия, организация производства на предприятии.
Информационной базой работы явились данные первичного учета, кассовые документы, нормативно-правовая документация. В качестве источников данных были использованы: нормативные документы, статьи журналов, план организационно-хозяйственного устройства, данные годовой бухгалтерской отчетности СПК «Авангард» за 2009, 2010, 2011 годы.
Теоретической и методологической основой работы послужили труды современных отечественных ученых и практиков: учебники под редакцией Владимировой Л.П. «Прогнозирование и планирование в условиях рынка», Ильина А.И. «Планирование на предприятии».
Для получения фактического материала были использованы методы монографического исследования, сравнения, табличный, коэффициентный, статистический, математический и др.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что основные положения работы могут быть использованы для повышения экономической эффективности отрасли растениеводства в СПК «Авангард» Акбулакского района Оренбургской области.
1 Стратегическое планирование на предприятии. Обоснование стратегии развития предприятия: цели и задачи
Каждая фирма, работающая в условиях рыночной экономики, стремиться обеспечить себе долговременный сбыт продукции как залог постоянной прибыли. Для этого она разрабатывает долгосрочную программу действий, адекватную: а) конъюнктуре рынка; б) конкуренции; в) собственным ресурсным возможностям. Такая программа отражает стратегию фирмы. Стратегия — это обобщающая модель длительных действий, необходимых фирме для достижения поставленных целей при имеющихся возможностях. Применительно к экономической организации стратегия — совокупность ее главных целей и основных способов их достижения. Разрабатывая стратегию действий, фирма определяет общие направления деятельности.
Термин «стратегия» в переводе с греческого означает «stratos» — войско и «ago»—веду. Применение в управлении военной терминологии, видимо, лишний раз подтверждает боевой характер предпринимательства.
Стратегия — понятие многогранное. В качестве его важнейших характеристик можно привести следующие определения, которые, вполне отвечают сущности понятия:
средство достижения конечного результата;
объединение всех частей организации в единое целое;
охват всех основных аспектов деятельности фирмы;
обеспечение совместимости всех планов фирмы;
план действий;
прикрытие, т. е. рассматривается как действия, нацеленные на победу в конкурентной борьбе;
порядок действий, т. е. план, может быть нереализуем, но порядок действий должен быть обеспечен в любом случае;
перспектива, т. е. видение того состояния, к которому надо стремиться;
результат анализа сильных и слабых сторон организации работы в фирме и определение возможностей и препятствий ее развития;
заранее подготовленная реакция фирмы на изменения внешней среды.
Разрабатывая стратегию развития фирмы, необходимо добиваться, чтобы она отвечала ряду требований:
содержала ясные цели, достижение которых является решающим для общего исхода дела;
было обозначено скоординированное руководство;
поддерживала прогрессивную инициативу;
главные усилия должны быть сконцентрированы в нужное время и в нужном месте;
обеспечивала гарантированные ресурсы;
предусматривала гибкость поведения в тактических действиях для использования минимума ресурсов при достижении максимума результата.
Стратегия должна исходить не из мечтаний, а из реальных возможностей фирмы. Поэтому стратегия — это, прежде всего реакция фирмы на, объективные внешние и внутренние обстоятельства ее деятельности. Процесс обоснования стратегии развития обусловлен результатами изучения внешней и внутренней среды хозяйствования, прежде всего выявления потребностей рынка и определения возможностей фирмы в их удовлетворении.
Стратегия развития фирмы предусматривает разработку комплекса подходов, которые обеспечили бы ей жизнеспособность на рынке в будущем. Только после принятия стратегии развития и ее документального подтверждения в виде стратегического плана фирма перейдет к обоснованию своих планов в области маркетинга и производства, построит свою организационную структуру управления, определит размер необходимых инвестиций, установит заработки персоналу и т.д.
Стратегия фирмы может развиваться, и после ее утверждения. Не всегда сразу удается в ней продумать все до мелочей и затем долгое время жить без изменений. Процесс разработки стратегии чувствителен к изменениям среды. А так как на рынке проявляется непредсказуемый характер конкуренции, бывают взлеты и падения цен, появляются новые подходы в государственном регулировании и другие события, то они могут потребовать изменения стратегии субъекта предпринимательства. Всегда находится нечто новое, на что фирме надо реагировать, и в результате этого у нее могут открыться новые стратегические ниши. Поэтому задача совершенствования стратегии бесконечна. Стратегия развития фирмы должна сочетать в себе запланированную и продуманную линию ее поведения, а также возможность реагирования на ключевые новшества.
Современное понимание стратегии исходит из необходимости сохранения максимальной эластичности фирмы. Стратегия касается лишь формирования общей идеи будущего, не затрагивая его деталей и компонентов. Она не увязывается жестко со структурой и состоянием имеющихся ресурсов, так как неизбежны изменения. Организационным воплощением стратегии является стратегическое планирование Стратегическое планирование — это документальное: подтверждение выбранной стратегии развития фирмы.
Стратегическое планирование представляет собой, во-первых, процесс моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформулирована концепция долговременного развития. Во-вторых, это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами на перспективу. Наконец, в-третьих, стратегическое планирование — это адаптивный процесс, в результате которого происходит: а) регулярные (ежегодные) корректировки решений, оформленных в виде планов; б) пересмотр системы
Стратегическое планирование характеризуется следующими особенностями. Оно:
§ являе……..
Список используемой литературы
1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / учебник для вузов / под ред. С.М. Пястолова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2002. — 336с.
2.Бураев, Ф.В. Планирование как неотъемлемый элемент развития сельскохозяйственного производства. // Вестник РАСХН, — 2007. — №5.
3.Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / учебное пособие / под ред. Л.П. Владимировой. — 4-е изд., пераб. и доп. — М.: Дашков и Ко, 2005. — 400 с.
4.Волохов, Ю. Как будет развиваться сельское хозяйство до 2012 года. // Аграрный эксперт, — 2007. — №12.
5.Воронцов, А. Экономико-правовые положения и научные основы заработной платы на сельскохозяйственном предприятии. // Агробизнес — Россия, — 2006. — №7.
6.Дедеева, С.А. Современное состояние сельского хозяйства. // Вестник ОГУ, — 2008. — №5.
7.Ильин, А. И. Планирование на предприятии: учебник, 4-е изд., стереотип. / А. И. Ильин — Мн.: «Новое знание», 2003 — 635 с.
8.Исянов, Р. Аграрный сектор в рыночной экономике. // Вопросы экономики, — 2008. — №12.
9.Маркова, А.И. Статистический анализ и прогнозирование временных рядов: учебное пособие. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2007.
10.Максимец,Н.Д. Управление эффективностью сельхозпроизводства.// Экономика сельского хозяйства России, — 2007. —
11.Минаков, И.А. Экономика сельского хозяйства — М.: Колос С,2004
12.Нанаенко, А.К. Эффективность производства с/х культур.// Экономика сельского хозяйства России, — 2007. — №3.
13.Петриков, А.В. Сельское хозяйство России: состояние, регулирование, перспективы развития. // Молочная промышленность, — 2008. -№1.
14.Попов, И.А. Организация с/х производства — М.: Финансы и статистика, 2000.
15.Пястолов, С.М., Экономический анализ деятельности предприятия: учебник для вузов/ С.М. Пястолов — М.: Академический проект, 2003. — 385с.
16.Сидоренко, В. Стратегия развития аграрного сектора экономики России. // Международный сельскохозяйственный журнал, — 2009. — №1.
17.Устав СПК «Авангард»