Содержание
Введение3
1. Сущность и содержание социальной защиты населения4
2. Правовое обеспечение социальной защиты населения8
3. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения 13
4. Социальная защита и преодоление бедности. Основные направления борьбы с бедностью 18
Заключение 20
Список использованных источников и литературы 22
Выдержка из текста работы
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения.
В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием приемлемой нормативно-законодательной базы, недостаточностью финансирования и прочими трудностями, которые скажутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.
Выбранная тема как никогда актуальна для нашей страны. В условиях реформирования страны десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в немедленной социальной помощи и защите.
Цель данной курсовой работы: проанализировать формы и принципы социальной защиты населения в рыночной экономике на примере РФ.
В ходе достижения цели курсовой работы предстоит решить ряд задач:
1. Выявить сущность, основные направления и функции социальной защиты населения;
2. Изучить нормативно-правовые основы социальной защиты населения;
3. Оценить формы оказания социальной защиты населению учреждением, основные недостатки в деятельности;
4. Выявить тенденции развития системы социальной защиты населения.
Объектом исследования — является система социальной защиты населения России.
Предметом исследования — является исследование проблем развития и функционирования системы социальной защиты населения в условиях формирования рынка.
Глава 1. Общая характеристика социальной защиты населения в рыночной экономике.
1.1 Необходимость социальной защиты населения в рыночной экономике
Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.
Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворении их социальных потребностей существовала уже в начальный период развития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуалов. Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранить целостность и преемственность культуры семьи, рода, общности.
С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.
Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл: прежде всего как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений.
В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.
Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособность, вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал. …………………..
Заключение
Переход к рынку, ухудшение условий жизни значительной части населения страны, в особенности безработных, пенсионеров, семей с детьми, выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Это потребовало ее реформирования и практически полного обновления прежнего советского законодательства в области социального обеспечения.
В законодательстве, принятом в этой области на федеральном уровне с 1990 г. по настоящее время, нашли свое правовое закрепление следующие положения:
O всеобщность социального обеспечения, достигнутая путем расширения круга получателей пенсий, пособий, услуг и появления новых видов социального обеспечения в ответ на возникновение новых социальных рисков (например, социальных пенсий, пособия по безработице, компенсационных выплат лицам, подвергшимся нацистским преследованиям, ежемесячных пособий ВИЧ-инфицированным, пособий пострадавшим от воздействия радиации и т.д.);
O применение дифференцированного подхода в обеспечении различных социально-демографических групп и слоев населения;
O использование комплексных мер по социальной защите населения; стремление государства зафиксировать размер социальных выплат с учетом минимального потребительского бюджета;
O демократизация, во многих случаях, условий назначения и получения социальных выплат;
O предоставление возможности судебной защиты прав человека в этой области.
Большое значение для становления эффективной системы социальной защиты населения имеет такой подход законодателя, как адресность социальных выплат, льгот и услуг. При этом законодателем используются различные социально оправданные критерии дифференциации. К числу основных из них относятся:
O учет специфики видов общественно полезной деятельности;
O категории обеспечиваемых по уровню материального достатка либо по иным критериям.
Важной положительной чертой российской действительности в этой области является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения.
Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов.
Несмотря на то, что особенно в последнее время государство предприняло комплекс мер, направленных на улучшение материального положения пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения имеется целый ряд острых нерешенных проблем. Особого рассмотрения требует проблема, связанная с уровнем пенсионного обеспечения, решение которой зависит не только от состояния экономики, но и от новой концепции пенсионного обеспечения.
В числе различных организационно-правовых форм негосударственного социального обеспечения следует назвать систему производственного обеспечения, то есть обеспечения, предоставляемого от предприятий (хозяйствующих субъектов). В настоящее время на основе коллективных договоров (соглашений) в рамках этой формы выплачиваются единовременные пособия при выходе на пенсию, ежемесячные доплаты к государственным пенсиям по возрасту и инвалидности, пособиям по безработице, по уходу за ребенком, оказывается иная помощь семьям с детьми.
Подводя итог работе, необходимо отметить, что негативные социальные проблемы в области социальной защиты населения невозможно устранить за короткие сроки. Для реформирования системы социальной защиты не-обходимы:
O время;
O различные ресурсы (организационные, правовые, материально-технические и др.);
O разработка адекватных российским условиям и менталитету, востребованных технологий;
O подготовленные специалисты (медики, социальные работники, юристы, ортопеды, протезисты, инженеры, архитекторы, педагоги, психологи и другие);
O активная поддержка общественных организаций, всего населения.
Список использованной литературы:
1. Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. Учебное пособие. — М.: МГТУ, 1999 г.
2. Бугаев Ю.С. О некоторых проблемах и перспективах социального страхования в России. //Финансы. 2000. № 3.
3. Филатов О.К., Рябова Т.Ф., Минаева Е.В. «Экономика предприятий (организаций)». Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006.- 512 с.
4. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. «Макроэкономика»- СПб.: Питер, 2007.- 240 с.: ил.
5. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2005. – ХХХVI, 972 с.
6. Зайцев Н.Л. Краткий словарь экономиста. – 4-е изд., доп.- М.:ИНФРА-М, 2007.- 224с.
7. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. М.: Проспект, 1998. – 792 с.
8. Юрский В. С. Концептуальные модели государственного социального страхования. – М.: РГИУ, 2001.
9. Ветрова Н.С. Система социального страхования и государственной помощи // Ветрова Н.С. Социальные программы в странах Запада. — М., 1999.
10. Роик В., Чернышев С. Национальная модель социального страхования. //ЧиТ. 1997. № 9.
11. Социальная политика: реформа социального страхования. //Общество и экономика. 2000. № 10-11.
12. Социальное страхование. Тугой узел проблем. Человек и труд., 2000, №1.
13. Фильев В.И. Социальное страхование в России и зарубежных странах. Практическое пособие. М. 1998.
14. «Экономические основы социальной работы», Пантелеева Т.С., Червякова Г.А., «ВЛАДОС», 2001г.
15. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. — М: ИНФРА-М, 2002, с. 133-140
16. «Право социального обеспечения», под ред. К.Н. Гусова, ПБОЮЛ Грачев С.М.., 2001г.
17. Российский статистический ежегодник 2005: статистический сборник./ Госкомстат России. – М, 2005. – 819с.