Содержание
1.Введение
2.Что такое эмоции?
3.Возникновение эмоций
4.Развитие эмоций
5.Функции эмоций
5.1.экспрессивная
5.2.отражательно- оценочная
5.3.побуждающая
5.4.следообразование
5.5.предвосхищающая/ эвристическая
5.6.синтезирующая
5.7.организующая/ дезорганизационная
5.8.направление внимания
5.9.стабилизирующая
5.10.компенсаторная
5.11.переключающая
5.12.подкрепляющая
5.13.»аварийное» разрешение ситуации
5.14.активация и мобилизация организма
6.Эмоции и компоненты, образующие личность
6.1.потребность
6.2.мотивация
6.3.поведение
6.4.деятельность
6.5.образ жизни
6.6.переживания личности
6.7.роль этических чувств
6.8.воля
6.9.логика
6.10.мышление
7.Физиологическое значение эмоций
8.Заключение
9.Литература
Выдержка из текста работы
Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши, не выражают так ясно и верно нас самих, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей…
К. Д. Ушинский
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.
Б. Пастернак
<span Arial",«sans-serif»">
Эмоциями мы называем переживания человека,сопровождаемые чувствами приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия,а также их разнообразными оттенками и сочетаниями. Удовольствие инеудовольствие – это простейшие эмоции. Более сложные их варианты представленытакими чувствами, как радость, печаль, грусть, страх, гнев.
От ощущений эмоции отличаются тем, что ощущения никакимиспецифическими субъективными переживаниями типа удовольствия илинеудовольствия, приятного или неприятного обычно не сопровождаются. Они даютчеловеку объективную информацию о том, что происходит в нем и вне его. Эмоцииже выражают собой субъективные состояния человека, связанные с егопотребностями и мотивами.
Практически, однако, отделить эмоции от ощущений нелегко,так как они в едином переживании человека сливаются. Например, восприятиепроизведений искусства в образах всегда сопровождается теми или инымиэмоциональными переживаниями, выражающими отношение человека к тому, что онвидит и чувствует. Интересная, удачная мысль, творческая деятельностьсопровождаются эмоциями. Разного рода воспоминания также связаны с образами инесут в себе не только информацию, но и чувство. Простейшие вкусовые ощущения,такие, как кислое, сладкое, горькое и соленое, также настолько слиты сэмоциями, что без них не встречаются в жизни.
В эмоциях отражаются физическое и психологическое состояниячеловека и его организма. Здоровый человек, у которого удовлетворены всеосновные жизненные потребности, чувствует удовлетворенность; больной, а такжечеловек, потребности которого хронически не удовлетворяются, испытываетнеудовлетворенность. Удачно выполненное действие, хорошо сделанное делопорождают приятные эмоции, а неудачи сопровождаются неприятными эмоциональнымипереживаниями. Какой бы психический или органический процесс, какой быповеденческий акт мы ни рассматривали — всюду и везде можно обнаружить ихтесную связь с эмоциями. Следовательно, эмоции — необходимый атрибут любыхпроявлений жизни.
Какова же их роль? Эмоции, во-первых, отражают в своемкачестве характер протекания различных жизненных процессов. Во-вторых, ониуправляют этими процессами, активизируя или тормозя их в зависимости отнеобходимости. Под жизненными процессами здесь понимается то, что связано судовлетворением потребностей человека.
Хотя эмоции есть у всех живых существ, но эмоциональнаяжизнь человека все же самая богатая. Кроме простейших эмоций, свойственных всемвысшим живым существам: приятное и неприятное, страх, ярость и т. п., учеловека есть и более сложные эмоции, связанные с тем, что он приобретает вжизни. У человека есть настроения, аффекты, чувства, страсти и стрессы.
Настроение — это сравнительно слабовыращенное, долгое время сохраняющееся эмоциональное состояние, связанное или собщим физическим, или с психологическим самочувствием человека в данный периодвремени. Аффектом называется кратковременное и достаточно сильноеэмоциональное переживание, бурно протекающее, затрагивающее основныефизиологические процессы в организме и связанное с важными событиями в жизничеловека, достижениями и упущениями, успехами и неудачами. Примеры аффектов:радость, гнев, печаль, страх. Чувства — это сложные соединенияразнообразных настроений и аффектов, связанные у данного человека с различными,личностно существенными событиями в его жизни, с людьми и предметами, с видамидеятельности.
Иногда слово «чувство» употребляют в более широкомзначении, используя его как синоним понятия «эмоция». Но в болеестрогом, научном смысле это слово обозначает те комплексы специфических эмоций,которые вызывают у человека значимые для него люди, события и предметыокружающей действительности, а также виды его занятий. Это и есть те эмоции,которыми обычно сопровождаются образы, представления и мысли людей о том, чтоих окружает и что с ними происходит.
Страстью называется чрезмерно сильное, всеподавляющее чувство, подчиняющее себе все остальные эмоции и желания,побуждающее человека помимо его воли к определенным действиям по отношению кпредмету страсти. Эти эмоции с трудом управляются сознанием и мышлениемчеловека, более того — часто подчиняют их себе, делая поведение неразумным ифактически безвольным. Предметом страсти человека может стать какой-либо другойчеловек, какой-то определенный род или вид занятий, какая-либо жизненная цель,стремлению к которой человек посвящает всю свою жизнь. Стрессомназывается эмоциональное переживание, достигшее такой силы, что оно начинаетотрицательно сказываться на общем физическом состоянии, на психологическихпроцессах и поведении.
1. Понятие об эмоциях и чувствах.
Разговор об эмоциях и чувствах мы начнем с вопроса, которыйкажется странным и неожиданным на первый взгляд: зачем нужны чувства, зачемнужны эмоции? На самом деле, мы уже знаем, что благодаря познавательнымпроцессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждыйиз изученных процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию оботдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают ихцелостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатываютэтот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности,человек осуществляет свои планы и т. д. Может, легко было бы обойтись безрадости и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти?
В то же время из собственного опыта мы знаем, что вся нашапознавательная и предметная деятельность, вообще, вся наша жизнь немыслима безэмоций, без чувств.
Недаром издавна возникло представление о трехчленнойструктуре психической жизни: ум, воля и чувство; о противоположности ума исердца — «ум с сердцем не в ладу» и т. д. При этом, как отмечалиисторики психологии, наибольшее внимание всегда уделялось изучениюпознавательных и волевых процессов, тогда как исследование эмоциональной жизниоставалось уделом поэзии и музыки. Однако в наши дни проблемой эмоций и чувствзанимаются многие ученые и целые научные коллективы. И одним из главныхвопросов остается тот, с которого мы начали наш разговор: зачем нужны чувства?Иными слезами, каковы их функции, какую роль играют они в психической жизничеловека?
Оказалось, что ответить на этот вопрос односложно нельзя.Дело в том, что эмоции и чувства имеют не одну определенную функцию, анесколько. Прежде всего, эмоции и чувства, как и все остальные психическиепроцессы, представляют собой отражение реальной действительности, но только вформе переживания. При этом понятия «эмоции» и «чувства»,которые мы до сих пор использовали как равноценные, на самом деле обозначаютразличные психические явления, которые, конечно, самым тесным образом связанымежду собой. И в эмоциях и в чувствах отражаются потребности человека, вернее,то, как эти потребности удовлетворяются.
В эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимостьдействующих на человека явлений и ситуаций. Иначе говоря, эмоции — этоотражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений иситуаций. В общем, можно сказать, что все способствующее или облегчающееудовлетворение потребностей вызывает положительные эмоциональные переживания,и, наоборот, все, что этому препятствует, — отрицательные.
Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, чточувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникаютв ответ на конкретную ситуацию. Глубокая связь чувства с эмоциями проявляетсяпрежде всего в том, что чувство переживается и обнаруживается именно вконкретных эмоциях. Так, чувство любви к близкому человеку может переживаться взависимости от ситуации как эмоция радости за него, удовольствия от общения,тревоги в случае, если ему что-либо угрожает, досады, если он не оправдал нашихнадежд, гордости за его успехи, стыда в случае, если он совершил что-либонедостойное, и т. д. В структуру чувства входит не только эмоция,непосредственное переживание, но и более обобщенное отношение, связанное сознанием, пониманием, понятием.
Одна из главных функций эмоций состоит в том, что онипомогают ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы иявления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности иливредности.
По мнению советского психофизиологаП. В. Симонова, эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласование междутем, что необходимо знать и для того, чтобы удовлетворить потребность(необходимая информация), и тем, что на самом деле известно. На этой основесоздана своеобразная формула эмоций: Э=П (Н— С), где Э — эмоция, П— потребность (в формуле она берется с отрицательным знаком "—"), Н— информация, необходимая для удовлетворения потребности, С —информация, которую можно использовать, то, что известно.
Из этой формулы вытекают четыре следствия: 1) Если П = 0, т.е. если нег потребности, Э также равно 0. 2) Э = 0, т. е. эмоция не возникает итогда, когда Н=С. Это тот случай, когда человек, испытывающий потребность,обладает полной возможностью для ее реализации. 3) Э максимальна, если С = 0.Это значит, что наибольшей силы эмоция достигает тогда, когда потребностьсуществует, но совершенно нет информации о том, как ее удовлетворить. Здесьэмоция как бы компенсирует информационный дефицит. Недаром говорят, что пугаетне само событие, а неизвестность. 4) Наконец, согласно формуле, в случае, когдаС>Н, должна возникнуть положительная эмоция.
Многие явления эмоциональной жизни никак в формулу неукладываются. И это не удивительно: жизнь всегда богаче формул. Тем болееэмоциональная!
Велико значение эмоций и для регуляции поведения в техслучаях, когда требуется мгновенная мобилизация всех сил и возможностейорганизма. Не здесь ли следует искать разгадку удивительных на первый взглядявлений, когда под влиянием сильной эмоции человек совершает невозможное?
2. Эмоция как ценность.
Когда заходит речь о типологических различиях людей,неизбежно возникает вопрос: а что лучше? При этом следует подчеркнуть одноважное обстоятельство: для эмоционального насыщения нужны не толькоположительные эмоции, но и эмоции, связанные со страданием, неудовлетворением.Немало подтверждений этого на первый взгляд странного положения можно найти вхудожественной литературе.
-О господи, дай жгучего страданья
И мертвенность души моей рассей…
Ф. И. Тютчев
Пошли мне бури и ненастья,
Даруй мучительные дни,–
Но от преступного бесстрастья,
Но от покоя сохрани!
И. А. Аксаков
При этом в нас действует как бы «эмоциональныймаятник»: не испытав горечи, не ощутишь и сладости. Случается, что в одномпереживании сливаются воедино приятные и неприятные эмоции, положительные иотрицательные (такие переживания называются амбивалентными).
3. Биологические основы эмоций.
Факт тесной связи эмоций с жизненными процессами указываетна природное происхождение по крайней мере самых простейших эмоций. Во всех техслучаях, когда жизнь живого существа замирает, частично или полностьюутрачивается, мы прежде всего обнаруживаем, что исчезли ее внешние,эмоциональные проявления. Участок кожи, временно лишенный кровоснабжения,перестает быть чувствительным; физически больной человек становится апатичным,безразличным к тому, что происходит вокруг него, т. е. бесчувственным. Онтеряет способность эмоционально откликаться на внешние воздействия так, как принормальном течении жизни.
У всех высших животных и у человека есть в мозге структуры,тесно связанные с эмоциональной жизнью. Это так называемая лимбическаясистема, в которую входят скопления нервных клеток, расположенные подкорой головного мозга, в непосредственной близости к его центру, управляющемуосновными органическими процессами: кровообращением, пищеварением, железамивнутренней секреции. Отсюда тесная связь эмоций как с сознанием человека, так ис состояниями его организма.
Имея в виду важное жизненное значение эмоций, Ч. Дарвинпредложил теорию, объясняющую происхождение и назначение тех органическихизменений и движений, которые обычно сопровождают ярко выраженные эмоции. Этатеория получила название эволюционной. В ней великийестествоиспытатель обратил внимание на тот факт, что удовольствие инеудовольствие, радость, страх, гнев, печаль примерно одинаковым образомпроявляются как у человека, так и у человекообразных обезьян.
Ч. Дарвина заинтересовал жизненный смысл тех изменений ворганизме, которые сопровождают соответствующие эмоции, Сопоставив факты,Дарвин пришел к следующим выводам о природе и роли эмоций в жизни.
1. Внутренние (органические) и внешние (двигательные)проявления эмоций выполняют в жизни человека важную приспособительную роль. Онинастраивают его на определенные действия и, кроме того, это для него сигнал отом, как настроено и что намерено предпринять другое живое существо.
2. Когда-то в процессе эволюции живых существ теорганические и двигательные реакции, которые у них есть в настоящее время, быликомпонентами полноценных, развернутых практических приспособительных действий.Впоследствии их внешние компоненты сократились, но жизненная функция осталасьпрежней. Например, человек или животное в гневе оскаливают зубы, напрягаютмышцы, как бы готовясь к нападению, у них учащается дыхание и пульс. Этосигнал: живое существо готово совершить акт агрессии.
4. Физиологические основы эмоций.
Нигде, пожалуй, так ярко не обнаруживается взаимосвязьфизиологических и психических явлений, тела и души, как в психологии эмоций.Эмоциональные переживания всегда сопровождаются более или менее глубокимиизменениями деятельности нервной системы, сердца, дыхания, желез внутреннейсекреции, мышечной системы и т. д. Под влиянием эмоций меняется голос,выражение глаз, окраска кожи. Эмоции способны охватывать своим влиянием весьорганизм человека, дезорганизовать или, напротив, улучшать его деятельность.
Как же связаны между собой психологические эмоциональныесостояния и соответствующие физиологические изменения? Что от чего зависит? Напервый взгляд здесь все ясно: у человека под влиянием какого-либо внешнеговоздействия возникает определенная эмоция, которая и вызывает те или иныефизиологические изменения. Однако здесь все обстоит не так просто. В конце ХIХвека американский психолог У. Джемс и независимо от него голландскийфизиолог К. Ланге выдвинули теорию эмоций,которая получила название теории Джемса – Ланге."… Принято думать, — писал У. Джемс, — что восприятие некоторого фактавызывает душевное волнение, называемое эмоцией, и что это психическое состояниеприводит к изменениям в организме. Мой тезис, напротив, состоит в том, чтотелесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта ичто наше переживание этих изменений, по мере того как они происходят, иявляется эмоцией". Следовательно, по мнению Джемса, причинойэмоционального переживания является не то или иное волнующее событие, аопределенная система физиологических, телесных изменений, которые ивоспринимаются, переживаются и осознаются как эмоция. По словам Джемса,«мы огорчены, потому что плачем, разгневаны, потому что наносим удар,испуганы, потому что дрожим». Традиционное описание типа: «Я увиделмедведя, испугался и побежал», с точки зрения Джемса, неправильно отражаетпоследовательность событий. Попробуйте перестроить эту формулу «поДжемсу»… Получится: «Я увидел медведя, побежал, испугался».
Экспериментальной проверке теории Джемса — Ланге были посвящены опыты многих ученых. Часто в основеэтих опытов лежит следующее предположение. Известно, что при эмоциональномвозбуждении в кровь выделяется адреналин, под влиянием которого происходятразличные телесные изменения: появляется дрожь, меняется ритм работы сердца ит. д. А что, если вызвать искусственно эту внешнюю картину эмоций и выяснить,будет ли человек переживать соответствующее психологическое состояние? Если да,то Джемс был прав и именно эти состояния и переживаются как эмоция. Если нет,то… впрочем, воздержимся от окончательных выводов.
Большое значение для понимания физиологических явлений имелооткрытие нервных центров эмоций в глубинах мозга. Вживляя в подкорковые областимозга животных микроэлектроды, ученые смоглиустановить, что раздражение одних участков вызывает переживание удовольствия,других — страдания («центры радости» и «центры страдания»).Открыты центры, раздражение которых вызывает гнев, страх, дружелюбие и т. д.Есть данные, что и в мозгу человека есть центры, ведающие определеннымиэмоциями.
5. Внешние выражения эмоций.
Эмоциональные реакции связаны не только с деятельностьювнутренних органов. Они проявляются во внешних движениях выразительных илиэкспрессивных. На универсальность движения как выразителя и индикатора эмоцийуказывал великий русский физиолог Иван Михайлович Сеченов в своей замечательнойкниге «Рефлексы головного мозга». Он писал: «Смеется ли ребенокпри виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь кРодине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировыезаконы и пишет их на бумаге, — везде окончательным фактором является мышечноедвижение».
Зачем же нужны выразительные эмоциональные движения? Помнению Чарльза Дарвина, это пережитки прежде целесообразных действий.Напряжение мускулов, сжимание кулаков, скрежетание зубами при гневе («гнев— это заторможенная драка») — все это наследие наших далеких предков,которые спорные вопросы решали с помощью кулаков и челюстей. «Для примера,— пишет Дарвин, — достаточно вспомнить о таком движении, как наклонноеположение бровей у человека, который страдает от горя или тревоги… Или жетакие движения, как едва заметное опускание углов рта должны рассматриватьсякак последние следы или остатки более резко выраженных в прошлом движений,имевших понятный смысл».
Выразительные движения в наши дни служат в качественепроизвольного аккомпанемента эмоций; они играют огромную коммуникативнуюроль, помогают общению между людьми, обеспечивают эмоциональный контакт междуними. Именно благодаря мимике (выразительные движения лица), пантомимике(выразительные движения всего тела), эмоциональным компонентам речи и т. д. мыузнаем о переживаниях другого человека, сами проникаемся этими переживаниями,строим в соответствии с ними свои взаимоотношения с окружающими. Пониманиеязыка эмоций помогает нам найти верный тон в общении с окружающими. Наиболееполно и ярко эмоции выражаются изменениями человеческого лица. Недаром немецкийписатель Г. Лихтенберг заметил, что «самая занимательная для насповерхность на земле, — это человеческое лицо». Именно на лице другогочеловека «прочитываем» мы радость и печаль, задумчивость и гнев,любовь и ненависть. Точно так же «прочитываются» разнообразныеоттенки чувств и эмоций на нашем лице.
Из каких же элементов складывается «язык эмоций», какусваивается он человеком? Этим вопросам были посвящены многочисленныеисследования. Выяснилось, что наибольшее значение для выражения эмоций имеютглаза и рот. Недаром в произведениях Л. Н. Толстого описано восемьдесят пятьоттенков выражения глаз и девяносто семь оттенков улыбки.
Но обычно мы при прочтении эмоции по лицу учитываем всюситуацию, которая подсказывает характер эмоционального переживания. Радость ивеселье угадываются быстрее, чем страх и страдание.
На точность определения эмоции по внешним проявлениям влияетсостояние того кто оценивает, люди имеют тенденцию приписывать другому тепереживания, которыми они сами охвачены.
Принцип «физических действий», т. е. воссозданияэмоции по внешнему точному ее выражению, предложил К. С. Станиславский дляправдивого отображения на сцене эмоциональной жизни персонажей. Здесь имеется ввиду, конечно, не только мимика, но и другие способы внешнего выражения эмоций:жесты, движения, позы и т. д. Одним из самых сильных путей выражения эмоций ичувств является речь. Интонация, сила звука, ритм — все это всегда, с однойстороны, зависит от нашего эмоционального состояния и, с другой стороны, служитсредством его выражения.
Язык эмоций — это универсальные, сходные длявсех людей наборы экспрессивных знаков, выражающих те или иные эмоциональныесостояния. Мы в принципе можем правильно понять эмоции людей других культур инациональностей. Но эта универсальность не абсолютна. Есть определенныенациональные различия, которые определяются традициями и обычаями. Например, внекоторых частях Африки смех — показатель изумления и даже замешательства ивовсе не обязательно признак веселья. В некоторых странах Азии от гостя ждутотрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен. Тот же жест,замечает американский психолог Шибутани, вамериканском обществе вряд ли повлечет за собой повторное приглашение в гости.
Формы выражения эмоций зависят от принятых правил приличия.У нас, например, не принято в общественных местах громко хохотать, вообщепривлекать к себе всеобщее внимание проявлением своих эмоций. Есть ииндивидуальные особенности в проявлении эмоций, которые зависят от темпераментачеловека, его воспитания, привычек. Иногда привычные для человека эмоциинакладывают своеобразный отпечаток на выражение его лица. Недаром говорят олицах озабоченных, веселых, удивленных и т. д. Впрочем, такая "психологизация" внешности может быть результатом несовсем правильного «прочтения» природных особенностей лица.Интересное наблюдение приводит писатель 3. Тендряков. Герой его повести«Затмение» замечает: «Я скоро понял, что трагическая складка губи непроходящая тревога в ее распахнутых глазах —вовсе не отражение ее духовных переживаний. Просто так устроено ее лицо. Каккрепкая от природы нижняя челюсть вызывает часто впечатление волевогохарактера, как ямочки на щеках — мягкости и беспечности, так и лицо Майи(героини повести. — Я. К.) без ее участия, помимо ее желания молило меня опомощи, и я не имел сил устоять».
6. Эмоциональная жизнь личности.
Совокупность настроений, аффектов, чувств и страстейчеловека образует его эмоциональную жизнь и такое индивидуальное качество, какэмоциональность. Это качество можно определять как склонность человекаэмоционально реагировать на различные, затрагивающие его обстоятельства жизни,как его способность переживать разные по силе и качеству эмоции от настроенийдо страстей. Под эмоциональностью понимается также сила влияния эмоций намышление и поведение.
Рассуждая о чувствах человека, мы уже отмечали, что онимогут быть примитивными и высокими. Что же такое высокие чувства? Это такиеэмоции, которые в своей основе опираются на принятую человеком высшую мораль,на нравственные нормы и ценности поведения. Благородство чувств определяется несамим характером этих чувств, а целями и конечными результатами тех поступков,которые человек совершает под влиянием этих чувств. Если человек, случайносделав для другого что-то хорошее, чувствует из-за этого радость, то такоечувство можно назвать благородным. Если у него, напротив, возникает сожалениепо поводу того, что кому-то от его действий стало лучше, или, к примеру,чувство зависти от того, что кому-то хорошо, то такие эмоции благородными неназовешь.
Высшие эмоции человека — это мотивы поведения,т. е, они способны побуждать и направлять человека, стимулировать егосовершать определенные действия и поступки. Это в свое время ярко описализвестный голландский философ и психолог Б. Спиноза. Природа людей, утверждалон, такова, что по большей части к тем, кому плохо, они чувствуют сострадание,а кому хорошо — завидуют. Сострадание и зависть — трудно совместимые эмоции.Однако они, к сожалению, в жизни встречаются почти одинаково часто, делая поройлюдей эмоциональными двуликими янусами. Вместе с темна протяжении веков великие и благородные умы человечества постоянно боролись ипризывали к тому, чтобы исключить из жизни людей неблагородные чувства.
7. Влияние эмоций на поведение человека.
Поведение человека в значительной мере зависит от его эмоций,причем различные эмоции по-разному влияют на поведение. Есть так называемые стенические эмоции, которыеповышают активность всех процессов в организме, и астенические эмоции,которые их тормозят. Стеническими, как правило,бывают положительные эмоции: удовлетворенность (удовольствие), радость,счастье, а астеническими — отрицательные: неудовольствие, горе, печаль.Рассмотрим каждый вид эмоций подробнее, включая настроение, аффект, чувство,страсть и стресс, в их влиянии на поведение человека.
Настроение создает определенный тонус организма, т.е. его общий настрой (отсюда название «настроение») на деятельность.Производительность и качество труда человека в хорошем, оптимистическом,настроении всегда выше, чем человека, настроенного пессимистически. Человек,настроенный оптимистически, всегда и внешне привлекательнее для окружающих, чемтот, у которого постоянно плохое настроение. С улыбающимся по-доброму человекомокружающие с большим желанием вступают в общение, чем с человеком, у которогонедоброе лицо.
Аффекты играют в жизни людей иную роль. Они способнымоментально мобилизовать энергию и ресурсы организма для решения внезапновозникшей задачи или преодоления неожиданно появившегося препятствия. В этомсостоит основная жизненная роль аффектов. В соответствующем эмоциональномсостоянии человек иногда совершает такое, на что он обычно не способен. Мать,спасая ребенка, не чувствует боли, не думает об опасности для собственнойжизни. Она — в состоянии аффекта. В такой момент расходуется масса энергии, причемочень неэкономно, и поэтому для продолжения нормальной деятельности организмуобязательно нужен отдых. Аффекты часто играют и отрицательную роль, делаютповедение человека бесконтрольным и даже опасным для окружающих.
Еще более значительна, чем у настроений и аффектов,жизненная роль чувств. Они характеризуют человека как личность, достаточноустойчивы и обладают самостоятельной мотивирующей силой. Чувствами определяетсяотношение человека к окружающему миру, они же становятся нравственными регуляторамипоступков и взаимоотношений людей. Воспитание человека с психологической точкизрения есть в значительной степени процесс формирования его благородных чувств,к которым относятся сочувствие, доброта и другие. Чувства человека, ксожалению, могут быть и низменными, например чувства зависти, злости,ненависти, В особый класс выделяются эстетические чувства, которые определяютотношение человека к миру прекрасного. Богатство и разнообразие человеческихчувств — хороший индикатор уровня его психологического развития.
Страсти и стрессы в отличие от настроений, аффектов и чувствиграют в жизни в основном отрицательную роль. Сильная страсть подавляетостальные чувства, потребности и интересы человека, делает его одностороннеограниченным в своих устремлениях, а стресс вообще разрушающе действует напсихологию и поведение, на состояние здоровья.
8. Основные классификации эмоций.
Среди вопросов об эмоциях, которые легче задать, чемответить на них, есть, казалось бы, самый естественный и как будто простой:какие бывают эмоции, какие бывают чувства? Трудности здесь возникают, преждевсего, из-за огромного многообразия эмоциональных явлений. Ведь их можноклассифицировать по-разному: по «знаку» (плюс — минус) переживания —приятные — неприятные; по характеру потребности, которая лежит в основепереживания, — биологическая или духовная; по предмету, по явлению окружающегомира, вызвавшему эмоцию или чувство; по их влиянию на деятельность человека —активизируют или тормозят; по степени выраженности — от легкого«нравится» до страстной любви и т. д. Но есть и еще одна трудность,связанная с необходимостью определить то или иное эмоциональное переживаниесловесно. Недаром Ф. И. Тютчев, замечательный лирический поэт, писал:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Разве легко точно обозначить словом то, что ты переживаешь,чувствуешь, прикрепить словесную этикетку к эмоции?
Недаром создано так много различных схем для обозначенияэмоциональных явлений. Например, основоположник научной психологии («отецпсихологии», как его иногда называют) Вильгельм Вундт предложилхарактеризовать эмоции по трем направлениям: 1) удовольствие —неудовольствие, 2) напряжение — разряжение, 3) возбуждение — торможение.Современный американский исследователь эмоций К. Изард(его книга “Эмоции человека” опубликована на русском языке) считает ряд эмоцийфундаментальными, а все остальные — производными. К фундаментальным относятся:1) интерес — волнение; 2) радость; 3) удивление; 4) горе — страдание; 5)гнев; 6) отвращение; 7) презрение; 8) страх; 9) стыд; 10) вина. Из соединенияфундаментальных эмоций возникают, например, такие комплексные эмоциональныесостояния, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, ивину, и интерес — возбуждение. К комплексным (сложным) эмоциональнымпереживаниям относят также любовь и враждебность.
Какой бы список эмоций мы ни рассматривали, всегдаобнаруживается одна интересная особенность: к любой положительной эмоции —эмоции, которая переживается нами как приятная, можно подобрать соответствующуюили, может быть, лучше сказать противоположную эмоцию, что и составляет такназываемую полярность чувств и эмоций.
Наверное, старый викинг преувеличивает, но доляпсихологической правды в этом есть. Важно отметить, что люди могут весьмасущественно отличаться друг от друга не только по характеру переживаемыхэмоций, по их силе, но и по способности сочувствовать, сопереживать. Этаспособность получила название эмпатии. По словамамериканского психолога Карла Роджерса, «быть всостоянии эмпатии означает воспринимать внутренниймир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будтостановишься этим другим, но без потери ощущения „как будто“. Так,ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь ихпричины, как он их воспринимает… Быть эмпатичнымтрудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время —тонким и чутким».
</