Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК ЧАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ6
1.1 Понятие музыкального восприятия младших школьников6
1.2 Приемы музыкального воспитания младших школьников7
1.3 Музыкально-дидактические игры как форма обучения11
ГЛАВА II ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ15
2.1 База и методы исследования15
2.2 Проведение исследования15
2.3 Результаты исследования и их интерпретация22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ25
ЛИТЕРАТУРА27
Выдержка из текста работы
Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ас-социаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом — это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, — формирование вкуса.
Учащиеся могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное – они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.
Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания, ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса. [Назайкина 2009]
Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, школьники приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков способствовало формированию их предпочтений, интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения, вкусов.
Проблемой становления музыки как искусства занимались О.А.Апраксина, О.П. Радынова, Г.Я. Лешакова, В.С. Уколов, Е.Л. Рыбалкина, Л. Школяр, А.Г. Юсфин и многие другие ученые и педагоги.
Проблемой формирования музыкально вкуса занимались Б.А. Бечак, Л. В. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, Д.Б. Кабалевский, О. П. Радынова и др.
В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием.
Проблема развития музыкального вкуса школьников привлекает внимание многих исследователей. Несмотря на многочисленные работы в этой области, она все еще продолжает оставаться актуальной. [Теплов 2008]
Проблема заключается в отсутствии музыкальной культуры подрастающего поколения, а значит и музыкального вкуса.
Сейчас люди живут в такое время, когда музыку можно услышать практически везде. Этому способствуют радио, телевидение, а также появление множества легкодоступного музыкального материала (аудио кассеты, диски, видео записи).
Вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музы-ки. Она превращается в практически не воспринимаемый шум. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез.
Воспитание детского музыкального вкуса – вопрос сложный и мало изученный. Наблюдая детей, легко убедиться в том, что одни из них предпочитают петь или танцевать, другие играть на музыкальных инструментах или слушать музыку. Это говорит о разнообразии детских вкусов, которые необходимо постоянно развивать и совершенствовать.
Актуальность данной курсовой работы заключается в подчёркивании практической значимости преподавания музыки в рамках современных образовательных программ и рассмотрении передовых технологий проведения уроков музыки в начальной школе.
В нашей работе мы рассмотрим современные передовые методы преподавания музыки в начальной школе, их влияние на духовное и физическое здоровье школьников.
Актуальность этих проблем побудило нас выбрать тему курсовой работы «Значение духовной музыки в музыкальном образовании младших школьников».
Объект исследования: Педагогический процесс формирования восприятия музыки.
Предмет исследования: Содержание и методы формирования восприятия духовной музыки младшими школьниками.
Цели исследования: Разработать условия для успешного формирования восприятия духовной музыки детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современную педагогическую и научную литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть научную сущность восприятия музыки.
3. Определить психолого-педагогические основы содержания восприятия.
4. Дать определение основным понятиям и категориям процесса вос-приятия музыки.
5. Проанализировать этапы развития духовной музыки в России.
6. Выявить наиболее эффективные виды музыкальной деятельности в восприятии духовной музыки.
7. Рассмотреть современные образовательные технологии на уроках музыки для младших школьников.
Методы исследования: теоретический, эмпирический и математиче-ский.
Работа состоит из введения, где мы доказали актуальность темы исследования. Определили объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. Первый раздел теоретический, который называется «психолого — педагогические основы процесса восприятия музыкальных образов произведений духовной музыки младшими школьниками». Здесь мы раскроем сущность и содержание основных понятий и категорий процесса восприятия музыки. А также пронаблюдаем этапы развития русской духовной музыки, рассмотрим наиболее эффективные виды и методы музыкальной деятельности в восприятии музыки. Во втором разделе «обобщение педагогического опыта по проблеме исследования» сначала мы проанализируем современные образовательные технологии на уроках музыки для младших школьников, а затем сделаем обобщение по статье В. В. Медушевского «Дух музыки и дух музыкального воспитания»…………
Список использованной литературы
Апраксина О.А. Методика развития музыкального восприятия, – М., 2009
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности – М.: Просвещение, 2009
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях, – М.: Изд. центр «Академия», 2008
Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочи-нения, – М., 2009
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком, – М., 2009
Брунер Дж. Психология познания, – М., 1977
Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания – М.: Просве-щение,2009
Выготский Л.С. Психология искусства, – М., 1987
Головинский Г.Л. О вариативности восприятия музыкального образа // Восприятие музыки: Сб. статей под ред. В. Максимова, – М., 1980
Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности – М.: Педагогика, 2007
Готсдинер А. Л. Музыкальная психология – М.: Музыка, 2008
Гофман Э.Т. Старинная и новая церковная музыка//- М.: Музыка, 2008
Грубер Р. И. История музыкальной культуры т.1- М. –Л.: Музыка 2007
Гуткина Н. И. О возникновении рефлексивных ожиданий в онтогенезе. // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания: Тез. докл. Всес. конф., – М., 1979
Дажидарьян И. А. Психология общения и развития личности. // Психология формирования и развития личности, – М.: Наука, 1981
Даль В. Толковый словарь великорусского языка Т. 1-4, – М.: Рус-ский язык 1981-1982
Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.: Просвещение, 2009
Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы — М.: Музыка,2001
Каргапольцев С. М. Музыкальное воспитание как фактор воспита-ния: Теория, история, практика. / Южно-Уральский научно-образовательный центр РА образования, – Челябинск: Б.И., 2006
Келдыш Ю. В. Очерки и исследования по истории русской музыки. — М.: Сов. Композитор,2008
Критская Е. Д. Теория и методика музыкального образования детей – М.: Наука,2008
Медушевский В. В. Концепция: Основы духовно- нравственного воспитания и образования в школе – М.: Московская консерватория, 2007
Медушевский В. В. Дух музыки и дух музыкального воспитания –М: Искусство в школе, 2005
Метлик И. В. Программа по музыке и церковному пению для общеобразовательных учреждений – М.: Пересвет, 2003
Михалкович Н. В. Духовность человека: педагогика развития – М.: Тессей,2006
Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия – М.: Музыка, 2009
Осеннева М. С. , Безбородова л.А. Методика музыкального воспитания мл. школьников:- М.: Изд. Центр “Академия”,2008
Остроменский В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема, – Киев: Муз. Украина, 1975
Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания – М.: ПРО-ПРЕСС, 2006
Проблемы музыкального образования на современном этапе в кон-тексте истории отечественной музыки. / Межвуз. сборник. Оренбургский гос. институт искусств., Издательство ООИПКРО, 2002
Радынова О. П. Функции музыкального руководителя и воспитателя – М.: Музыка, 2006
Розеншильд К. К. Музыкальное искусство и религия. Исторический очерк. — М.: Музыка, 2009
Синдикова Г. М. Влияние ценностного потенциала музыкальных произведений на духовное развитие учащихся – М.: музыка в школе,2005
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей – М.: Музыка, 2008
Школяр Л. В. Музыкальное образование в школе – М.: Музыка 2009
Яркина Т. Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосферой эпохи – М.:2007