Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СУЩНОСТИ ДЕНЕГ5
1.1 Происхождение, формы и эволюция денег5
1.2 Сущность денег: деньги как деньги и деньги как капитал6
1.3 Функции денег.9
2 РОЛЬ ДЕНЕГ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ14
2.1 Роль денег в воспроизводственном процессе14
2.2 Особенности проявления роли денег в разных моделях экономики18
3 СОСТОЯНИЕ ДЕНЕЖНОЙ СФЕРЫ В РОССИИ19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Схема эволюции форм денег26
Выдержка из текста работы
Предметом науки о финансах является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Финансы — это система экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода.
На современном этапе финансы выступают одним из важнейших инструментов воздействия на систему рыночных преобразований в стране, преодоления кризисных явлений в общественном развитии. Это обусловлено существенным расширением и разнообразием финансовых отношений экономических субъектов, многозвенностью финансовых систем в условиях трансформирующейся экономики, высокой степенью их воздействия на воспроизводственные процессы. В связи с этим раскрытию сущности финансов, их экономической роли в условиях перехода к рыночным отношениям уделяется все большее внимание.
Целью данной курсовой работы является изучить роль финансов в воспроизводственном процессе.
Объектом курсовой работы является категория финансов.
Предметом исследования является основные направления эффективного использования финансов в общественном воспроизводстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и функции финансов;
проанализировать основные направления использования финансов в общественном воспроизводстве;
выявить роль финансов в воспроизводственном процессе;
определить пути повышения эффективности функционирования финансов в воспроизводственном процессе.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
.1 Понятие и сущность финансов
Финансы — экономические отношения, связанные с процессом формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. [1, с 19]
Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми.
Финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.
Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:
. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.
. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.
. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.
Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).
Финансовое регулирование экономических и социальных процессов — второе направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.
Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами [1, c 19]:
·через эффективное вложение финансовых ресурсов;
·создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);
·использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);
·использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).
Процесс воспроизводства представляет из себя совокупность непрерывно повторяющихся циклов [8, c 31].
Каждый последующий цикл воспроизводства возможен лишь после того, как вновь созданная стоимость подвергнется распределению, в результате которого будут созданы целевые денежные фонды, являющиеся основой удовлетворения разнообразных потребностей, Причем это происходит в обезличенной форме. Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса. Но только на второй стадии движение стоимости происходит обособленно от движения товара и характеризуется ее отчуждением (из рук в руки) или целевым обособлением каждой части стоимости (в рамках одного владельца). На этой стадии, стадии возникновения финансовых отношений, происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования.
Однородные экономические отношения, будучи представленными в обобщенном абстрактном виде, образуют экономическую категорию — финансы.
Таким образом, критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым являются:
. Реальное движение денежных средств, то есть переход от одного владельца к другому.
. Распределительный характер этих отношений.
. Место возникновения — вторая стадия воспроизводственного процесса. Деньги первичны — финансы вторичны.
Примерами финансовых отношений являются[5, c 27]:
·отношения между предприятиями и работниками (выплата заработной платы, выдача дивидендов, материальные санкции);
·отношения между предприятиями и его филиалами, подразделениями (наделение оборотными средствами, предоставление им ресурсов для обновления материально-технической базы, подготовка и повышение квалификации кадров;
·отношения между предприятиями (оплата счетов, выплата авансов, совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов, взыскание санкций за нарушение договоров);
·отношения между предприятием и государством (платежи налогов, финансирование из бюджета отдельных затрат);
·отношения между предприятиями и банками (хранение собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и долгосрочное кредитование);
·отношения между государством и населением (уплата налогов и сборов, финансирование государством части социально — культурных потребностей населения, приобретение облигаций государственных займов);
·отношения между банками и населением (вклады населения в Сбербанк и другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата банками населению дохода по вкладам, сертификатам;
·отношения между вышеуказанными субъектами и теневой экономикой.
.2 Функции финансов
Выделяют несколько основных функций финансов: распределительную, контрольную и регулирующую, стимулирующую и воспроизводственную.
)Распределительная функция финансов заключается:
в создании так называемых основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства;
в создании вторичных или производных доходов путем перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.
)Контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и их расходованием по целевому назначению посредством регламентации финансовой информации и стимулирования процесса расширенного воспроизводства. [8, c 38]. Одной из задач финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Финансовый контроль осуществляется в процессе финансового планирования, при использовании доходной и расходной частей бюджетной системы.
) Регулирующую функцию связана с вмешательством государства через государственные расходы, налоги, государственный кредит в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. [5, c 28]
)Стимулирующая функция состоит в использовании распределенного дохода либо для расширения производства, либо для накоплений и социальных потребностей. Государство с помощью системы финансовых рычагов воздействует на развитие отраслей, предприятий в ту или иную сторону. [10, c 21]
Рычаги функций: бюджет, цены и тарифы, налоги, экспортные и импортные пошлины и тарифы.
)Воспроизводственная функция обеспечивает сбалансированность трудовых, материальных и денежных средств на всех стадиях простого и расширенного производства. Способствует развитию производства через рост инвестиций. [8, c 38]
Функции финансов осуществляются:
·на всех уровнях управления экономической системой (Федеральном, территориальном, местном);
·во всех сферах общественной жизни (материальное производство, сфера обращения, сфера потребления);
·на всех уровнях экономической системы (внутрихозяйственном — финансы предприятий, внутриотраслевом — финансы комплексов, межотраслевом и межтерриториальном — госбюджет и внебюджетные фонды).
1.3 Финансы и расширенное воспроизводство
Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части — национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.
Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства, социальных мероприятий и налоговую политику.
Следует отметить, что в условиях административно-командной системы эффективность использования государственных средств на финансирование народного хозяйства была низкой. Росло незавершенное строительство, увеличивался объем неустановленного оборудования, в том числе импортного. Были подорваны основы хозрасчетной деятельности предприятий: средства высокорентабельных предприятий изымались и перераспределялись в пользу убыточных производств; финансовые права предприятий были урезаны, что не позволяло им принимать оперативные решения, направленные на получение высоких финансово-хозяйственных результатов.
В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы финансовых отношений в народном хозяйстве. Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.
. За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов.
Следует отметить, что расходы из бюджета на финансирование народного хозяйства в реальном выражении в 1990-е годы сократилась. Так, в бюджете РБ на 1998 г. они составляют 41 млрд. руб., или 8% общей суммы расходов бюджета против 33-34% в условиях административно-командной системы.
. С начала 1992 г. по 1998 г. отмечалось замедление темпов инвестиционной активности. Сокращались объемы централизованных капитальных вложений. Недостаточны были объемы государственных инвестиционных кредитов.
Инвестиционная деятельность особенно сокращается в производственной сфере во всем народнохозяйственном комплексе. Одна из причин этого — кризис неплатежей в народном хозяйстве. Особенно существенно свертывание капитального строительства наблюдается в отраслях топливно-энергетического и агропромышленного комплексе. Для инвесторов более предпочтительной является непроизводственная сфера, в частности, успешно развивающееся жилищное строительство. Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятий и отраслей.
Следует иметь в виду, что падение производства нельзя остановить без увеличения инвестиций в российскую экономику. Инвестиционную политику предусматривается осуществлять в следующих направлениях:
) дальнейшая децентрализация инвестиционного процесса на основе развития многообразных форм собственности, повышения роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;
) государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций при переносе центра тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование (на возвратной и платной основе). Сохранение безвозвратного бюджетного финансирования преимущественно для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий характер;
) размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе;
) усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направляемых на инвестиции в форме безвозвратного финансирования и кредитования;
) значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;
) использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса, независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки производства;
) совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций.
Государственные инвестиции должны быть социально обоснованными, направленными на создание дополнительных рабочих мест, улучшение качества жизни, стимулирование собственной инвестиционной активности предприятия. Большое воздействие на финансы предприятий оказывают налоговая политика, виды налогов, их ставки, льготы. Однако в современных условиях налоговая политика не стимулирует расширенное воспроизводство.
Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой помимо оплаты труда входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров. Прекращение спада производства и экономический рост возможны только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, облегчения налогообложения производственных предприятий.
ГЛАВА 2. РОЛЬ ФИНАНСОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Направление участия финансов в воспроизводственном процессе
Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса осуществляется путем распределения национального дохода. Материальными носителями финансовых распределительных отношений являются финансовые ресурсы, представляющие собой денежные средства, накапливаемые государством и экономическими (хозяйствующими) субъектами.
Финансы используют для достижения конечной цели распределения ресурсов — финансового обеспечения воспроизводственного процесса и укрепления обороноспособности государства, повышения жизненного уровня населения.
Государство использует финансы как действенное орудие в распределении финансовых ресурсов, которые представлены совокупным общественным продуктом и национальным доходом.
Основными экономическими агентами, доходы которых перераспределяются с помощью финансов, являются:
частный бизнес — производители материальных и нематериальных благ и услуг;
население — потребители этих ценностей;
государство как институт, создающий условия для максимизации полезностей частного бизнеса и населения. [4, c 99]
Основные взаимосвязи между ними могут быть описаны с помощью таких макроэкономических показателей, как:
валовой внутренний продукт (ВВП — текущая стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных в течение определенного периода времени (главным образом, года) на экономической территории страны);
национальный доход (НД — вновь созданная за год стоимость, которая рассчитывается как часть ВВП по доходам за вычетом амортизации и косвенных налогов);
инфляция (устойчивый рост среднего уровня цен на товары и услуги в экономике в процентах);
сальдо бюджетов всех уровней государственной власти (соотношение доходов и расходов бюджетной системы, которое проявляется либо в дефиците — при превышении расходов над доходами, либо в профиците — при превышении доходов над расходами);
сальдо текущих операций (соотношение совокупной кредиторской и дебиторской задолженности в национальной экономике);
потребительский и отложенный спрос населения (часть национального дохода, которая расходуется на потребление, и часть его, которая сберегается соответственно);
сальдо торгового и платежного балансов (результат операций национальных хозяйствующих субъектов с внешним миром) и т.п. [2, c 102]
Максимизация (ВВП, НД) или минимизация (инфляции, дефицита) тех или иных макроэкономических показателей выступает той целью развития экономической системы, которая реализуется (или должна реализовываться) с помощью финансов.