Содержание
Введение3
Глава 1. Основные характеристики банковской системы Германии4
1.1 Понятие и история возникновения банковской системы4
1.2 Структура и функции банковской системы8
Глава 2. Особенности — денежно кредитной политики Германии14
2.1 Инфраструктура денежно-кредитной системы14
2.2 Система регулирования денежно-кредитных отношений17
Глава 3. Роль банков в экономике Германии19
3.1 Положение в банковском секторе19
3.2 Назначение коммерческих банков20
Глава 4. Роль банковской системы Германии в Европейском валютном союзе (ЕВС)21
4.1 Цель создания Европейского валютного союза21
4.2 Функции и задачи немецких банков в ЕВС25
Заключение27
Библиография28
Приложение А30
Приложение Б31
Приложение В32
Выдержка из текста работы
Денежная система играет очень большую роль в экономике государства. Во многом от того, насколько хорошо она организована, зависит уровень экономического развития страны. В каждом государстве исторически сложилась своя денежная система, со своими традициями и особенностями.
Однако сегодня мы можем наблюдать уникальный пример союза государств, которые создали для себя новую денежную систему с единой валютой, которая успешно функционирует и развивается. Таким примером является Европейский валютный союз. Интерес представляет процесс создания этой новой системы, ее особенности и элементы.
Целью моей курсовой работы является рассмотрение денежной системы Европейского союза. Для этого необходимо было решить следующие задачи: разобраться, что представляет собой денежная система государства и из каких элементов она состоит; понять, что такое Европейский валютный союз, как он формировался и каков он сегодня; а также рассмотреть принципы функционирования денежной системы Европейского валютного союза.
Для достижения поставленных цели и задач автором курсовой работы было изучено большое количество литературы, посвященной, преимущественно, мировой экономике.
Глава 1. Денежная система и ее элементы
1.1. Типы и структура денежных систем
Денежная система – это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Ее составной частью является национальная валютная система, которая в то же время относительно самостоятельна.
Денежные системы сформировались в Европе в 16 – 17 вв. в период укрепления государственной власти и формирования национальных рынков, хотя отдельные их элементы появились в более ранний период.
Необходимость в формировании единой и стабильной денежной системы обусловили следующие причины:
1. феодальная раздробленность, которая препятствовала образованию национального рынка;
2. товарно-денежные отношения периода капитализма свободной конкуренции, которые требовали устойчивости денежной системы, относительного постоянства стоимости денежной единицы.
В зависимости от того, в какой форме функционируют деньги: как товар – всеобщий эквивалент или как мера стоимости, различают два типа денежных систем:
1. системы металлического обращения, при которых денежный товар непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги размены на металл;
2. системы обращения денежных знаков, когда золото и серебро вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами.
При металлическом обращении в зависимости от металла, который в данной стране принят в качестве всеобщего эквивалента, и базы денежного обращения различают биметаллизм и монометаллизм.
Биметаллизм – это денежная система, при которой государство законодательно закрепляет роль всеобщего эквивалента за двумя благородными металлами (обычно за золотом и серебром), предусматривает свободную чеканку монет из обоих металлов и их неограниченное обращение.
Система биметаллизма была широко распространена в 16-17 вв., а в ряде стран Западной Европы и в 19 в. Однако биметаллическая система была неустойчива и противоречива. Она не соответствовала потребностям развитого товарного хозяйства, так как использование в качестве меры стоимости одновременно двух металлов противоречит природе этой функции денег, так как всеобщей мерой стоимости может служить только один товар.
Помимо этого, устанавливаемое государством жесткое стоимостное соотношение между двумя металлами не соответствовало их рыночной стоимости. В результате удешевления производства серебра в конце 19 в. и его обесценивания золотые монеты стали уходить из обращения. В 1987 г. в странах была прекращена свободная чеканка серебряных монет. В итоге всеобщим стоимостным эквивалентом стал служить один металл – золото, хотя сохранилось формальное равноправие обоих металлов.
Развитие товарного производства требовало устойчивости денег, единого всеобщего эквивалента, поэтому биметаллизм уступил место монометаллизму.
Монометаллизм – это такая денежная система, при которой один денежный металл (золото или серебро) служит всеобщим эквивалентом и одновременно в обращении присутствуют другие знаки стоимости (банкноты, казначейские билеты, разменная монета), разменные на этот денежный металл.
Монометаллизм существовал в России, Индии, Голландии. Несколько позднее он был введен в Германии, Швеции, Франции, Австрии и США. К концу 19 в. практически все страны перешли к монометаллизму.
В зависимости от характера обращения и обмена денежных знаков на золото в теории денег различают три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный.
В середине 30-х годов 20 в. в мире начинают функционировать денежные системы, основанные на обороте неразменных кредитных денежных знаков. Для таких систем характерны следующие черты:
1. вытеснение золота как из внутреннего, так и из внешнего оборота и оседание его в золотых резервах, при этом золото продолжает выполнять функцию сокровища;
2. выпуск наличных и безналичных денежных знаков на основе кредитных операций банков;
3. развитие безналичного денежного оборота и сокращение наличного денежного оборота;
4. создание и развитие денежно-кредитного регулирования со стороны государства.[1]
После Второй мировой войны была создана так называемая Бреттон-Вудсская денежная система, которая юридически была оформлена в 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН в г. Бреттон-Вудсе (США). Эта система представляла собой систему межгосударственного золотодевизного стандарта – по существу, золото-долларового стандарта. В 50-60-е годы она способствовала расширению международного торгового оборота, а также росту промышленного производства.
В 70-е годы в связи с ослаблением позиций США на внешнем рынке в результате сокращения золотых запасов страны мировая денежная система, которая фактически основывалась на долларе как эталоне ценности всех денежных единиц, потерпела крах. Был прекращен обмен доллара на золото, отменена официально долларовая цена золота. Роль резервных валют стали выполнять марка ФРГ и японская йена, а также СДР И ЭКЮ.
На смену Бреттон-Вудсской денежной системе пришла Ямайская денежная система, оформленная Соглашением стран-членов МВФ в Кингстоне (о. Ямайка) в 1976 г. После ратификации странами этого Соглашения в апреле 1978 г. были внесены изменения в Устав МВФ. Новая денежная система характеризовалась следующими чертами:
1. мировыми деньгами объявлялись специальные права заимствования в МВФ – СДР, которые становились международной счетной единицей;
2. доллар США сохранял важное место в международных расчетах и в валютных резервах других стран, а также продолжал играть важную роль при расчетах условной стоимости СДР;
3. юридически была завершена демонетизация золота, т.е. утрата золотом денежных функций, отмена его официальной цены; однако золото оставалось резервом государства и использовалось для приобретения ключевых денежных единиц других стран.
1.2. Элементы денежной системы
Как любая систем, денежная система состоит из ряда элементов. Выделяются следующие элементы денежной системы:
1. название денежной единицы как единицы денежного счета, необходимого для выражения цены товара;
2. масштаб цен;
3. виды денег и денежных знаков, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством;
4. порядок эмиссии и характер обеспечения денежных знаков, выпущенных в обращение;
5. методы регулирования денежного обращения.
Рассмотрим более подробно каждый из элементов денежной системы.
Денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие, пропорциональные части. В большинстве стран в настоящее время действует десятичная система деления.
Наименование денежной единицы складывается исторически. Однако в некоторых случаях государство может установить новое наименование денежной единицы.
Масштаб цен – это средство выражения стоимости в денежных единицах, техническая функция денег. При металлическом обращении, когда денежный товар – металл – выполнял все функции денег, масштаб цен представлял собой весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы или ее кратных частей. Государства фиксировали масштабы цен в законодательном порядке.
Первоначально весовое содержание монет совпадало с масштабом цен (например, английский фунт стерлингов представлял собой фунт серебра). Но в ходе исторического развития масштаб цен постепенно обособлялся от весового содержания монет. Это было связано с порчей монет, их изнашиванием, переходом к чеканке из более дешевых металлов вместо дорогих.
С прекращением размена кредитных денег на золото официальный масштаб цен утратил свой экономический смысл. А в результате валютной реформы 1976-1978 гг. официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц были отменены. В настоящее время масштаб цен складывается стихийно и служит для соизмерения стоимостей товаров посредством цены.
Виды денежных знаков. В настоящее время ни в одной стране нет системы металлического обращения. Основными видами денежных знаков являются: кредитные банковские билеты (банкноты), а также государственные бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета, являющиеся законными средствами платежа в стране.
Банкноты – это вид денежных знаков, законное платежное средство, выпускаемое в обращение центральными банками. Банкноты выпускаются строго определенного достоинства.
Казначейские билеты – бумажные деньги, выпускаемые непосредственно государственным казначейством – министерством финансов или специальным государственным финансовым органом, как правило, для покрытия бюджетного дефицита. Казначейские билеты никогда не обеспечивались в отличие от банковских билетов драгоценными металлами и не подлежали размену на золото или серебро. После отмены золотого стандарта между казначейскими билетами и банкнотами практически стерлась.
Разменная монета – слиток металла, имеющий установленные законом весовое содержание и форму. Монеты чеканятся, как правило, казначейством, причем стоимость металла монеты соответствует лишь части номинала разменной монеты. Монеты служат в качестве разменных денег и позволяют совершать любые мелкие покупки.
Эмиссионная система – это законодательно установленный порядок выпуска и обращения неразменных на золото кредитных и бумажных денежных знаков.
Разные экономические и исторические предпосылки возникновения и использования кредитных и бумажных денег предопределили и разный порядок их эмиссии.
Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) в государствах исторически осуществляли:
1. центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов, составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения;
2. казначейство (министерство финансов или аналогичный исполнительный орган), выпускающее мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла).
В настоящее время эмиссию денежных знаков независимо от их вида осуществляют эмиссионные банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние. Поэтому нет четкой грани между кредитными и бумажными деньгами. И те, и другие являются покупательными и платежными средствами на внутреннем рынке страны, а некоторые валюты и на внешнем рынке (конвертируемые валюты).
Денежное регулирование представляет собой комплекс мер государственного воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития. Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки.
Глава 2. Европейский валютный союз
Формирование и развитие Европейского союза – это интеграция западноевропейских стран в политическом, экономическом, культурном аспектах. Этот процесс продолжается и сегодня: Евросоюз постоянно расширяется, не исключено, что расширение ЕС будет иметь место и в дальнейшем. Растет и валютный союз европейских государств. И хотя не все члены ЕС перешли в настоящий момент на евро, многие из этих стран собираются присоединиться к валютному союзу в ближайшее десятилетие.
Основной целью образования Европейского союза стало создание единого рынка для более чем 370 миллионов европейцев, обеспечивающего свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала. Среди целей создания Европейского валютного союза можно выделить такие как облегчение взаиморасчетов между странами участницами, стабилизация валютных курсов, а также появление единой крепкой и устойчивой европейской валюты, которая бы смогла на равных конкурировать с долларом на мировых рынках.
В середине ХХ века впервые в современной истории Европа оказалась без мировой валюты: послевоенная Бреттон-Вудская модель международной валютной системы базировалась на долларе США, который еще в 30-е гг. вытеснил с лидирующих позиций британский фунт стерлингов. Поэтому в 1950 г. был создан Европейский платежный союз, в который вошли ФРГ, Франция, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Швеция, Норвегия, Исландия, Швейцария, Австрия, Италия, Греция, Португалия и Турция (впоследствии он был преобразован в Европейское валютное соглашение).
В апреле 1951 г. был подписан Парижский договор о создании Европейского объединения по углю и стали, положивший начало европейской экономической интеграции. C 1 января 1958 года согласно договору, подписанному в марте 1957 года в Риме, создается Европейское экономическое (ЕЭС), известное как Общий рынок[2]. ЕЭС первоначально включало в себя шесть стран — ФРГ, Францию, Италию, Бельгию, Нидерланды и Люксембург. В последующие годы к сообществу стали присоединяться и другие европейские государства. Экономическое объединение Европы всей логикой своего развития вело к необходимости наличия единых денежных знаков, и уже в 1962 г. Комиссия ЕЭС выдвинула для этих стран идею единой валюты.
В апреле 1975 г. была введена европейская расчетная единица – ЕРЕ (European unit of account — EUA), курс которой зависел уже не от доллара, а от рыночной стоимости составляющих ее европейских валют. Эта единица использовалась в межгосударственных расчетах и бюджете ЕЭС, в операциях Европейского инвестиционного банка. В 1977 г. идея валютного союза была вновь реанимирована канцлером ФРГ Г. Шмидтом и президентом Франции В. Жискар д’Эстеном и поддержана тогдашним председателем Комиссии ЕС Р. Дженкинсом.
Определенные экономические успехи стран Общего рынка в конце 1970-х – начале 1980-х гг. позволили Европейскому сообществу на базе его экономического союза создать новую международную единицу экю, которая стала выполнять роль международного платежного средства в мировой торговле, кредитных операциях и на рынке капиталов[3] .
В итоге 13 марта 1979г. появилась европейская валютная единица – «экю» (European currency unit — ECU) и основанная на ней Европейская валютная система (ЕВС). Важной особенностью ЕВС было то, что она включала в свой состав все страны ЕЭС.
Определение целей и путей создания Экономического и валютного союза в Западной Европе было закреплено в тексте Маастрихтского договора об образовании Европейского союза. Этот исторический договор был одобрен главами государств и правительств ЕС на сессии Европейского совета 10-11 декабря 1991 г. и подписан 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды). Маастрихтский договор, вступивший в силу 1 ноября 1993 г., предусматривал на только создание Экономического и валютного союза, но и формирование союза политического. Фактически только после подписания этого договора страны ЕС перешли к проведению общей экономической и финансовой политики, конечной целью которой было объявлено введение единой валюты. Договор предусматривал поэтапный график ее введения и устанавливал общие правила в сфере государственного бюджета, инфляции, процентных ставок для всех членов будущего валютного союза. В процессе построения ЭВС в качестве главных стратегических целей были названы «независимая единая денежно-кредитная политика, направленная на поддержание ценовой стабильности, и создание единого внутреннего рынка, предполагающего полное снятие ограничений на перемещение капиталов».
Маастрихтское соглашение устанавливало, что для принятия в члены ЕВС страны ЕС должны соответствовать следующим макроэкономическим критериям «сходимости»:
1. Темпы инфляции в стране – кандидате в ЕВС не должны более чем на 1,5% превышать средний показатель инфляции для трех стран с наиболее стабильными уровнями цен.
2. Страна должна поддерживать стабильный курс своей валюты за счет использования механизма валютных курсов ЕВС и не проводить девальвацию по собственной инициативе.
3. Бюджетный дефицит страны не должен превышать 3% от величины ВВП (за исключением случая возникновения временных чрезвычайных ситуаций).
4. Государственный долг страны не должен превышать 60% величины ее ВВП. [4]
Пакт преследует две важные цели: во-первых, избежать чрезмерного дефицита бюджета путем жесткого контроля над бюджетной политикой государств – членов Союза. Во-вторых, в случае нарушения со стороны одного из государств – членов ЭВС появляется возможность обязать его ликвидировать дефицит. В противном случае предусматривается применение санкций к нарушителю в виде штрафов.[5]
2.2. Этапы пути к современному Европейскому валютному союзу
Продвижение к современному ЕВС разбито на несколько этапов:
1. Создание экономического и валютного союза. В 1998 г. определиться первая группа стран, принимающих участие в этом союзе ЕС(8), учреждается Европейский центральный банк. Форсируется подготовка к новой валюте в странах участницах. Вся экономическая жизнь продолжает функционировать в прежнем режиме, т.е. на основе национальных валют.
2. Этот этап начнется 01.01.1999 г. и завершиться 31.12.2001 г., т.е. рассчитан на три года. Начинается реальная деятельность ЕВС. Жестко фиксируются курсы национальных валют стран-участниц по отношению к евро, евро становиться самостоятельной полноправной денежной единицей. Хозяйствующие субъекты могут начать расчеты в евро. На этой стадии параллельно и равноправно функционируют и евро и национальные валюты.
3. На этом этапе осуществляется полный переход на евро. После 31.12.2001 г. все счета, которые до тех пор выражались в национальных валютах участвующих стран, должны в обязательном порядке конвертироваться по официальным курсам в евро. С 01.01.2002 г. в течении срока, который каждая страна определяет самостоятельно (но не более 6 месяцев), в обращении вводятся новые банкноты и монеты в евро, замещающие прежние банкноты и монеты в национальных денежных единицах. В течении полугода, т.е. не позже, чем до 01.06.2002 г., старые национальные банкноты и монеты могут обращаться наравне с евро. После этой даты евро становится единственным законным платежным средством в соответствующих странах.
Таким образом, к 1 января 2003 года полный переход на евро во всех странах – участницах ЕВС был завершен. Отныне, евро стал единственным законным платежным средством в странах Еврозоны.
Новая валюта неожиданно быстро завоевала популярность и расположение европейцев. Руководство Европейского союза позитивно оценило этот процесс. Европейская валюта даже стала пользоваться популярностью в странах, не присоединившихся к Еврозоне.
Глава 3. Денежная система Европейского валютного союза
3.1. Денежная единица Европейского валютного союза
Значительным событием последних лет явилось создание единой европейской валютной системы, ставшей важнейшей частью мировой. Эволюция европейской валютной системы дает уникальный пока пример постепенного перехода большой группы стран к единой валюте.[6]
Интеграционные процессы в Европе привели к созданию не только политического, культурного и экономического союзов, но и к формированию единой денежной системы. Движение к созданию единой денежной системы ЕВС было длительным, оно прошло в своем развитии целый ряд этапов и завершилось созданием единой валюты – евро. Однако первоначально общей валютой являлась ЭКЮ.
Экю – старинная французская золотая и серебряная монета, в 1979 году принятая в качестве расчетной единицы странами ЕЭС. Первоначально она оценивалась на базе 12 валют европейских стран, которые для ее обеспечения депонировали 2800 т золота (однако оно существовало только в виде записей) и долларовые активы. Из счетной единицы экю постепенно превратилась в почти реальные деньги – инструмент урегулирования международных расчетов. Но творцы экю усматривали в ней не просто расчетную единицу, а прообраз будущей валютной системы, способной обеспечить нужды объединяющейся Западной Европы. В 1979 г. на ее базе была введена новая Европейская валютная система (ЕВС), ее основой и стала экю, которая должна была выполнять задачи взаимных расчетов в рамках ЕВС. На сессии ЕС в декабре 1991 г. в Маастрихте было принято решение еще до конца XX века превратить экю в реальное платежное средство.
По идее создателей новой валюты роль универсального средства, способного определять реальные стоимости, в рамках ЕС должна была выполнять европейская валютная единица, создание которой преследовало и другую цель, а именно освободить ЕВС от возможных необратимых колебаний исключительно одной национальной (т.е. американской) валюты и от политики одной страны. Таким образом, это была не простая единица пересчета, а реально функционирующая валюта, на которой основывалась денежная система Европейского сообщества, позволяющая ей стать относительно независимой от американского доллара.
В 1993 году экю стала единой европейской валютой, которая контролировалась Европейским центральным банком (ЕЦБ). Но выбор в конечном счете был сделан в пользу евро. Речь идет только о наименовании валюты, а не о содержательно-концептуальной стороне, которая развивалась в связи с экю.[7]
Сейчас официальной денежной единицей ЕВС является евро. С 1 января 2002 г. началось налично-денежное обращение этой самой молодой валюты современного мира. Евро подразделяется на 100 евроцентов. Эмиссией евро занимается Объединенный Европейский центральный банк. Данная валюта заменила обращение национальных валют в 12 странах — членах Европейского союза: Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии, Финляндии и Франции. Помимо них в зону обращения евро вошли Азорские Острова, Андорра, Балеарские Острова, Остров Мадейра, Автономный край Косово, Ватикан, Монако, Сан-Марино. При этом последние три страны производят собственную чеканку монет евро.
Единым эмиссионным центром Европейского союза является Европейский центральный банк, при этом физическим изготовлением денежных знаков занимаются практически все страны еврозоны: две денежные фабрики в Германии и по одной в каждой стране Евросоюза, за исключением Люксембурга. Все банкноты имеют единое тематическое и стилевое решение.[8]
Официальное соотношение между евро и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.
Эмиссия наличных денег (банкнот и монет), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Европейского союза осуществляются исключительно Европейским центральным банком. Подделка денежных средств и их незаконное изготовление преследуются по закону.
Среди наименее трудных препятствий на пути к созданию валютного союза был вопрос о выборе внешнего вида и названия для новой евровалюты. Тем не менее достижение согласия по этой проблеме оказалось весьма непростым.
Некоторые европейские лидеры хотели сохранить национальные символы не тех новых банкнотах, которые должны были выпускать в обращение их национальные центральные банки. В частности, Великобритания настаивала на том, чтобы на выпускаемых ею купюрах присутствовало изображение английской королевы. Нов конечном итоге компромисс был достигнут. Было решено, что на банкнотах евро не будет никаких национальных символов, а на монетах одна сторона должна быть «европейской», а другая – «национальной». При этом на «национальной» стороне монет допускалось размещение национальных символов.
Каждая банкнота евро имела изображение флага ЕС над неким придуманным шедевром европейской архитектуры. ЕС дает следующее полное описание банкнот евро и причин выбора их внешнего вида:
Имеется семь типов банкнот разного цвета и размера номиналом в 500, 200, 100, 50, 20 10 и 5 евро. Их внешний вид лишь символически представляет архитектурное наследие Европы, так как изображенные сооружения не соответствуют никаким реальным памятникам архитектуры. Окна и двери, нарисованные на каждой банкноте, являются символами духа открытости и сотрудничества в ЕС. На оборотной стороне банкнот нарисован мост, являющийся метафорой связи между народами Европы и между европейцами и людьми остального мира. Окончательный вариант внешнего вида банкнот был представлен в декабре 1996 г. на заседании Европейского совета в Дублине. Все банкноты имеют многочисленные степени защиты, обеспечиваемые за счет использования современных технологий.
Относительно внешнего вида монет ЕС сообщает следующее:
Предусмотрено использование восьми типов монет номиналом в 1 и 2 евро, а также в 50, 20, 10, 5, 2 и 1 цент. Аверс всех монет будет иметь «общеевропейский» вид. На реверсе каждая страна может размещать свои изображения, разработанные в соответствии со своими национальными мотивами. Вне зависимости от изображений на реверсе монет они могут на равных правах использоваться во всех странах, входящих в зону евро. На аверсе всех монет будет изображена карта ЕС на фоне поперечных линий со звездами европейского флага. На монетах в 1 и 2 евро будет изображена карта Европы без внутренних границ. Окончательный внешний вид монет был одобрен на заседании Европейского совета, состоявшемся 11 июня 1997 г. в Амстердаме.[9]
Поиск названия для новой денежной единицы также представлял собой непростую задачу до тех пор, пока в декабре 1995 г. не было решено назвать ее «евро».
Постепенное укрепление международных позиций евро, исторический рекорд повышения его курса к доллару в начале 2000-х гг. свидетельствуют о появлении реального конкурента американскому доллару как функциональной формы мировых денег.[10]
3.2. Европейская система центральных банков и Европейский центральный банк
Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), осуществляющая монетарную политику в зоне использования евро, состоит из Европейского центрального банка, находящегося во Франкфурте-на-Майне (Германия), и одиннадцати национальных ЦБ, которые в настоящее время выполняют функции, аналогичные функциям региональных банков ФРС США. Решения ЕСЦБ принимаются членами исполнительного совета ЕЦБ, состоящего из шести членов исполнительного комитета и руководителей национальных ЦБ. Таким образом, высшее руководство ЕЦБ, состоящее из членов его исполнительного комитета, взаимодействует с представителями национальных ЦБ в вопросах выработки монетарной политики для всей зоны использования евро. Иными словами, все национальные ЦБ стран союза вне зависимости от того, входят ли их страны в зону использования евро, представлены в ЕСЦБ и их руководители участвуют в работе «генерального совета» ЕЦБ. Но генеральный совет ЕЦБ в отличии от его исполнительного совета имеет мало полномочий и не принимает решений по вопросам установления процентных ставок в зоне использования евро.
Разработчики Маастрихтского соглашения надеялись создать независимый центральный банк, защищенный от политических влияний, способных вызвать рост инфляции. Это соглашение дает ЕСЦБ первостепенные права на использование мер, направленных на обеспечение ценовой стабильности, и содержит многочисленные положения, призванные изолировать процесс принятия решений по вопросам монетарной политики от влияния различных политических сил. Кроме того, в отличие от других ЦБ мира ЕСЦБ действует совершенно независимо от любого национального правительства.
В задачи ЕСЦБ и ЕЦБ входит:
1. определение и осуществление валютной политики ЕС;
2. проведение международных валютных операций;
3. хранение официальных валютных резервов стран-участниц ЕВС и управление ими (при этом часть резервов останется в распоряжении правительств участвующих стран);
4. обеспечение нормального функционирования платежной системы.
В уставе ЕСЦБ и ЕЦБ провозглашается независимость этих организаций от других органов ЕС, от правительств стран-членов и любых других учреждений.
В сферу деятельности ЕЦБ входит :
1. предоставление кредитов, в том числе ломбардных, финансовым институтам;
2. операции на открытом рынке с различными финансовыми инструментами;
3. установление минимальных резервных требований для кредитных институтов стран-членов ЕВС
Устав запрещает ЕЦБ и национальным банкам кредитование (в любой форме) межгосударственных (в системе ЕС), государственных, региональных и местных органов власти и организаций, действующих на основе государственного права. Это положение не распространяется на государственные кредитные институты, которые рассматриваются так же как частные кредитные институты.
По уставу центральные банки должны передать ЕЦБ (на кредитной основе) валютные резервы на общую сумму 50 млрд. ЭКЮ. Взнос каждого центрального банка определяется в соответствии с его долей в капитале ЕЦБ. (Бельгия — 2.8885%; Дания — 1.6573%; Германия — 24.4096%; Греция — 2.0585%; Испания — 8.8300%; Франция — 16.8703%; Ирландия — 0.8384%; Италия — 14.9616%; Люксембург — 0.1469%; Голландия 4.2796%; Австрия — 2.3663%; Португалия — 1.9250%; Финляндия — 1.3991%; Швеция — 2.6580%; Англия — 14.7109%) Валютные резервы, остающиеся в распоряжении национальных банков, используются ими для выполнения их обязательств по отношению к международным организациям. Все прочие операции с этими резервами, сверх определенных лимитов, подлежат одобрению ЕЦБ. Собственный капитал ЕЦБ к началу его деятельности определен в размере 5 млрд. ЭКЮ. Весь капитал принадлежит только национальным центральным банкам. Доля каждого центрального банка определяется по следующей формуле :
— 50 % этой доли — в соответствии с удельным весом каждой страны в общем населении ЕС;
— 50 % этой доли — в соответствии с удельным весом каждой страны в совокупном ВВП ЕС.
Устав ЕЦБ предусматривает значительную децентрализацию деятельности ЕЦБ, с тем чтобы такие операции, как, например, валютные интервенции, осуществлялись национальными центральными банками. Каждый из них может также самостоятельно определять, какие активы коммерческих банков приемлемы в качестве залога.
Каждый центральный банк, входящий в Европейскую систему центральных банков, имеет свою давнюю и длительную историю развития, собственные традиции, сложившийся имидж в обществе и является одним из главных институтов национального суверенитета.
Каждая из стран еврозоны сохраняет собственную, независимую и самобытную, банковскую систему. Степень влияния Европейского центрального банка на данные вопросы незначителен.
Полномочия Европейского центрального банка ограничены проведением денежной политики и формированием платежно-денежного пространства. Надзор за банковскими системами осуществляют национальные банки. Председатель Европейского центрального банка каждый месяц выступает перед СМИ с разъяснением проводимой политики. Денежно кредитная политика является согласованной, а бюджетная и налоговая проводится национальным правительством каждой из стран.
3.3. Обновленный механизм валютного контроля
Для стран ЕС, еще не ставших членами Европейского валютного союза, обновленный механизм валютных курсов, получивший название МВК2, определяет широкие диапазоны изменения курсов валют относительно евро и уточняет соглашения о взаимных интервенциях с целью сохранения этих валютных коридоров. МВК2 рассматривался в качестве инструмента, необходимого для того, чтобы воспрепятствовать конкурирующим девальвациям относительно евро со стороны других членов ЕС, не входящих в зону единой евровалюты, а также для того, чтобы дать потенциальным кандидатам на вступление в ЕВС возможность добиться соответствия критериям валютной стабильности.
В условиях МВК2 и ЕЦБ, и национальный ЦБ страны, являющейся членом ЕС и имеющей собственную валюту, могут приостановить валютную интервенцию с использованием евро, если она способна привести к изменениям денежной массы, создающим угрозу сохранению стабильности внутреннего уровня цен.
Процесс интеграции в Европе привел к формированию крупного и экономически развитого союза стран – Европейского валютного союза. На сегодняшний день это является пока единственным примером столь удачного объединения денежных систем разных государств и создания абсолютно новой системы – денежной системы Европейского валютного союза.
Современная денежная система ЕВС базируется на единой валюте – евро, которая используется в большинстве стран-участниц ЕВС. Хотя путь к становлению этой денежной единицы был долгим и непростым.
Эмиссией и денежным регулированием в Европейском валютном союзе занимается Европейский центральный банк и Европейская система центральных банков.
В процессе написания данной курсовой работы автором была достигнута основная цель – рассмотрена денежная система Европейского валютного союза и ее элементы. Для достижения этой цели были решены все основные задачи: было рассмотрено, что представляет собой денежная система государства, что такое Европейский валютный союз, а также то, как функционирует денежная система ЕВС.
Переход Европейского валютного союза на единую валюту евро, несомненно, явился наиболее значимым событием последних лет. И это оказало большое влияние на мировую экономику и Мировую валютную систему.
Современная денежная система ЕВС еще достаточно молода и имеет большие перспективы развития.
Список литературы
1. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов. под ред. Жукова Е.Ф. – М.: Юнити-Дана. 2007. – 703 с.
2. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов. под ред. Казака А.Ю., Марамыгина М.С. – М.: Экономистъ. – 2007. -656 с.
3. Кругман Пол. Р., Обстфельд Морис. Мировая экономика. 5-е изд. – СПб.: Питер. – 2004. – 832с.
4. Курочкин Д.Н. ЕВРО: новая валюта для старого света. Проблемы становления и перспективы развития Европейского экономического и валютного союза. – Мн.: Европейский гуманитарный университет. – 2000. – 272 с.
5. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. под ред. Красавиной Л.Н. – М.: Финансы и кредит. – 2006. – 576 с.
6. Мовсеян А.Г., Огнивцев С.Б. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник. М.: Инфра-М. – 2005. – 312 с.
7. Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. Деньги и регулярное денежное обращение: теория и практика. под ред. Грязновой А.Г. – М.: «Финансы и статистика». – 2002. – 220 с.
8. Распад мировой долларовой системы: ближайшие перспективы. Сборник работ под общей редакцией Маслюкова Ю.Д. – М.: Издатель Н.Е. Чернышова. 2001. -384 с.
9. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. под ред. Сенчугова В.К., Архипова А.И. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект. 2006. – 720 с.
10. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: в 2-х т. Т. 2. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика» ». – 2001. – 674 с.
[1] Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. под ред. Сенчугова В.К., Архипова А.И. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект. 2006. – с.134
[2] Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов. под ред. Жукова Е.Ф. – М.: Юнити-Дана. 2007. – с.449
[3] Распад мировой долларовой системы: ближайшие перспективы. Сборник работ под общей редакцией Маслюкова Ю.Д. – М.: Издатель Н.Е. Чернышова. 2001. – с.165
[4] Кругман Пол. Р., Обстфельд Морис. Мировая экономика. 5-е изд. – СПб.: Питер. – 2004. – с. 681Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. Деньги и регулярное денежное обращение: теория и практика. под ред. Грязновой А.Г. – М.: «Финансы и статистика». – 2002. – с.176
[5] Кругман Пол. Р., Обстфельд Морис. Мировая экономика. 5-е изд. – СПб.: Питер. – 2004. – с. 681
[6] Мовсеян А.Г., Огнивцев С.Б. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник. М.: Инфра-М. – 2005. – с.39
[7] Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: в 2-х т. Т. 2. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика» ». – 2001. – с.545
[8] Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов. под ред. Казака А.Ю., Марамыгина М.С. – М.: Экономистъ. – 2007. — с.120
[9] Кругман Пол. Р., Обстфельд Морис. Мировая экономика. 5-е изд. – СПб.: Питер. – 2004. – с.683-684
[10] Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. под ред. Красавиной Л.Н. – М.: Финансы и кредит. – 2006. – с. 104