Выдержка из текста работы
Город-государство Древний Рим завершил своё существование в V в. н.э. Римская цивилизация, просуществовавшая более тысячи двухсот лет, оставила всему миру огромное наследие. То есть большой объём достижений в самых разнообразных сферах жизни человечества. Это различные знания в науке, технике, строительстве, архитектуре, военном искусстве. Но самым главным достижением древних римлян, безусловно, является создание цельной и продуманной государственной системы и системы права с четкими, высокой степени совершенства правовыми нормами. Почему мы в XXI веке изучаем Римское право, родившееся в глубокой древности? Чем нас привлекают законы, правовые нормы, труды великих юристов Древнего Рима в условиях нашей современной жизни и современной юриспруденции? Почему и ныне современные юристы-ученые и юристы- практики (судьи, адвокаты, прокуроры, юристконсульты) время от времени обращаются к нормам и прецедентам Римского права? На самом деле ответы на эти вопросы очень просты. Ведь именно Римское право, нормы которого были объективны и продуманы до мельчайших деталей и римская государственная система стали прообразами для большинства правовых и государственных систем современности. Римское право классифицировалось на два больших подразделения: публичное, определяющее функции государственных структур и гражданское, которое включало в себя другие подотрасли права, определяющие общественную жизнедеятельность граждан. Существование и развитие Римского права проходило на четырех временных этапах: Древнейшем, Предклассическом, Классическом и Постклассическом. Далее мы подробно рассмотрим особенности формирования публичного и гражданского Римского права на каждом из этапов.
1 . Древнейший период Римского права
Этот период Римской истории в историческом смысле представляет собой три процесса: Первый – это основание города Рима в 754 г. до н.э. Это первая фаза его существования в виде общества «военной демократии» или как его по-другому называют «вождества». То есть у власти в родоплеменной организации стоит военный вождь с некоторыми элементами царской власти. Поэтому в литературе он именуется царём (римск. – rex[рэкс]). Второй – развитие протогосударственной структуры общества, в основе которой лежит пока обычное право (то есть правовые обычаи), формирующее органы управления, состоящие из цепочки REX (царь) – СЕНАТ (совет старейшин, в который каждый из 300 патрицианских родов выдвигал одного представителя) – народное собрание (куриатные комиции, т.е. «собрание по куриям»(1 курия = 10 патрицианских родов)). Третий – с середины VI в. до н.э. начинается борьба между патрициями и плебеями. Т.е. между представителями трёх народов, основавших Рим и другими его гражданами. Характерная черта этого периода – тщательная регламентация института частной собственности. Наиболее ярко это выражалось в резком разграничении по размерам и качеству патрицианских и плебейских земельных наделов, в имеющемся на вооружении у патрициев jusoccupation («права захвата» земли из фонда agerpublicus), в суровой каре, согласно обычаям, за покушение на частную собственность или имущество: за воровство, потравы, поджоги, изменение межи и межевых законов и т.п. Важной особенностью Древнего Римского права является связь его правовых норм с религией. Понтифики (главные жрецы) были и единственными судьями и единственными толкователями права. Ещё одной важной особенностью Древнейшего Римского права являлось наличие различного рода ритуалов, обрядов, условных правовых формул, формальных церемоний, которыми сопровождались правовые акты или действия. В условиях только что нарождавшейся письменности и неграмотности большинства граждан правовая фиксация юридических актов проводилась в виде фиксирующих актов и строго выверенных ритуалов. Особенно наглядно это демонстрируют зачатки обязательственного права на древнейшем этапе. Условия развития хозяйственной и общественной жизни молодого полиса требовали проведения многочисленных хозяйственных и торгово-меновых сделок между гражданами, оформления передачи имущества из рук в руки, дарений, актов наследования и брачных условий. Из-за отсутствия письменности возникают три устных способа фиксации и закрепления обязательств: манципация, стипуляция, виндикация. Манципация – это форма фиксации купли-продажи, дарения, отпуска раба на свободу и вообще всех видов передачи имущества из рук в руки. При пяти свидетелях (обяз. граждан Рима) и понтифике продавец (или лицо, передающее вещь) держа одну руку на веще или держа в руке её символ, другой рукой ударял по ней (нему). Звук, который при этом издается означает момент фиксации сделки. Стипуляция – форма фиксации словесных обязательств. При таких же свидетелях один из участников сделки произносит определенную фразу-формулу, в которой должно быть слово-символ (слово-пароль), например, обещаю или согласен. При каждой такой акции главным была фраза со словом-паролем, произнесение которого и означало фиксацию сделки. Виндикация – способ, использовавшийся, когда патрицию необходимо было гласно, в присутствии свидетелей выкупить или изъят во владение землю из фонда agerpublicus по патрицианскому праву захвата (jusoccupation). При тех же свидетелях патриций, претендующий на данный участок земли, вонзал в эту землю копьё, указывая, что он завоевал эту землю по «праву захвата».
2. Предклассический период Римского права
Во второй половине VI в. до н.э. Сервий Тулий создаёт 5 реформ, которыми он относительно уравнял плебеев и патрициев, разделив общество на 5 классов (по принципу денежного дохода: от 1 класса с доходом от 100 тыс. асов, куда вошли в основном крупные землевладельцы, до 5 с доходом ниже 12,5 тыс. асов); заложил основу постоянной армии, обязав каждый класс выставить определенное количество центурий – подразделений вооруженных воинов (1 центурия = 100 воинов) ; разделил Рим и окрестные территории на трибы (4 городских и 17 сельских), преобразовав народное собрание в вид центуриатных, а потом трибутных комиций; способствовал возникновению суда и судебного процесса. В 509 г. до н.э. Рим становится республикой. Публичное право определяет функции всех органов только что возникшего государственного аппарата. Именно это время принято считать моментом начала формирования Римского государства. Дальнейшее период времени до принятия в 449 г. до н.э. Законов XII таблиц принято считать периодом возникновения государства в Риме, ведь в этот период возникают следующие его признаки:
1) Отделение публичной власти от народа. Т.е. создание властных государственных структур лишь частично зависящих от народа;
2) Территориальное деление, способствующее развитию администрации и фиска;
3) Сословное деление: юридически закрепленное социально-имущественное неравенство;
4) Фискальная система, организующая налоговую функцию государства;
5) Армия, организующая военную функцию как во вне, против внешнего врага, так и репрессивную функцию для подавления внутреннего врага;
6) Коммуникационная система, т.е. организация путей сообщения, позднее почты и т.д.;
7) Монетарная система, т.е. организация финансово-денежной системы;
8) Религиозная организация. Т.е. осуществление религиозно-идеологической поддержки государства;
Судебная систем, право, оформившееся в виде кодификации.
римский право публичный гражданский
2.1 Публичное право на предклассическом этапе