Содержание
Введение3
Глава 1. Римская республика4
1.1. Положение населения4
1.2. Гражданство6
1.3. Семья7
1.4. Государственный строй8
1.5. Армия13
Глава 2. Падение республики и переход к империи15
Глава 3. Римская империя20
3.1. Общественный строй20
3.2. Государственный строй22
3.3. Принципат22
3.3. Армия25
3.4. Доминат26
Заключение31
Список литературы:32
Выдержка из текста работы
Римская цивилизация является одним из самых великих государственных памятников человечества. Рим стал уникальным явлением античного мира, он оказал огромное влияние на ход мировой истории, на развитие европейской государственности. Именно в Риме зародились образцы государственного строя, общественно-политического устройства, которые в последствие стали основой развития европейских государств в средние века. Европейское сообщество и по сей день придерживается доктрины сохранения преемственности, своего происхождения от Римской империи. Нами и сегодня используются государственные институты подобные римским, используется терминология и основные традиции работы органов государственного управления. А роль римского права в современной юридической науке и праве наших дней переоценить невозможно.
Таким образом, тема данной курсовой работы является действительно актуальной.
Тысячелетнюю историю Древнего Рима принято делить на три основных периода:
царский (середина VIII в. до н.э. — 509 г. До н.э.);
период республики (509 — 27 гг. до н.э.);
период монархии (27 г. до н.э. — 476 г. н.э.).
Каждому из этих периодов соответствовал государственный строй, который был возможен для того экономического, общественно-политического и военного уровня развития рабовладельческого государства, тому историческому этапу и ситуации.
В данной работе затрагивается интересный и без сомнения важный вопрос — причины прекращения Римской республики и перехода к монархической форме правления. Нами была предпринята попытка изложить и проанализировать, что же привело к централизации и узурпации власти, перехода ее в руки императоров, какие обстоятельства не допускали более существования республики.
Безусловно, что возникновение Римской империи является одним из наиболее интересных вопросов в истории государств. Рим прошел огромный путь эволюции от небольшого города-государства до империи, владевшей значительными территориями в Европе, на Британских островах, в Азии и Африке. Он оказал значительное влияние и на дальнейшее развитие государств, возникших уже после распада Римской империи. Поэтому знания о причинах кризиса, установлении военной диктатуры и переходе к монархии актуальны и необходимы.
Данный вопрос в своих трудах рассматривали такие ученые как К.И. Батыр, Н.А. Машкин, И.А. Покровский, И.В. Игнатенко и др.
Целью настоящей курсовой работы является выявление особенностей и основных черт исторического периода от падения Римской республики до становления и развития Римской империи.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
а) рассмотреть исторические предпосылки возникновения кризиса Римской Республики;
б) детально рассмотреть те условия, при которых происходило падение Римской республики;
в) проследить, как изменялось государственное устройство в разные периоды существования Римского государства
Методологическую основу курсовой работы составил диалектический метод — универсальный метод научного познания. Особое значение придавалось таким методам научного познания, как анализ и синтез.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.
ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ И ИСТОКИ КРИЗИСА РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
.1 Причины развития политического кризиса
Войны II-I вв., которые в основном велись на территории Италии, оказали разрушительное действие на крестьянское хозяйство. Разорение страны в ходе Второй Пунической войны нанесло. непоправимый удар италийскому земледелию. Длительные заморские войны приводили к отрыву собственников от их участков и способствовали их разорению. Немалое значение имели конкуренция дешевого привозного хлеба и развитие скотоводства, требовавшее больших пастбищ. Пользуясь своим экономическим и политическим преобладанием, сенаторы и всадники скупали участки крестьян, оккупировали огромные территории из ager publicus и тем самым стимулировали процесс экономической дифференциации.
Таким образом, римские завоевания второй половины III — первой половины II в н.до э послужили главной причиной кризиса Римской республики. Она оказалась совсем не готовой к новым масштабным изменениям государства. Кризис Римской республики стал следствием кризиса цивитас. А гражданские войны стали их выражением и одновременно катализатором. Итак, основными причинами кризиса цивитас явились:
римская гражданская община была разрушена из-за роста экономического потенциала римской державы ;
римская община перестала быть самообеспечивающимся и замкнутым организмом. И таким образом ,потенциал провинций, которые были включены в державу, кардинально превышал военные, экономические, а также людские ресурсы цивитас;
названные изменения привели к разрушению монолитности гражданского общества — появились очень богатые и очень бедные, а средний слой, который состоял из мелких и средних земледельцев — опора цивитас — резко сокращался, тем самым его социальная роль падала;
вследствие резкого увеличения масштабов государства традиционные органы власти Римской республики, которые создавались для античной гражданской общины, стали неспособными нормально функционировать в новых условиях и, фактически, лишались реальной власти. Тем самым создавались предпосылки для усиления влияния отдельных лиц, которые опирались на новые силы, неподконтрольные цивитас — профессиональную армию и провинции;
изменявшиеся политические и социально-экономические условия разрушали мир духовных ценностей Рима, как цивитас, что стало следствием глубокого кризиса общественного и индивидуального сознания.
.2 Реформы Гракхов
Во II в. до н. э. после победы над Карфагеном в Северной Африке Рим господствует практически над всеми землями, омываемыми Средиземным морем. Эти земли, помимо своей особенной ценности, стали для Рима источником рабов. Рабы широко использовались в обширных латифундиях (поместьях) старой и новой знати — сенаторов и всадников, трансформировавшихся в IV-III вв. до н.э. в сословие нобилей .
Однако стоит отметить, что именно в это время стали ощущаться первые симптомы грядущих потрясений. Римляне. с нарастающей тревогой и удивлением стали замечать, что римская армия начинает терпеть одну неудачу за другой. Это проявилось в ряде военных конфликтов. Но самое главное, что армия больше не могла выполнять одну из своих главных задач — не только удерживать рабов в повиновении, но и подавлять их восстания. Так, на острове Сицилия вспыхнувшее в 138 г. до н.э. рабское восстание переросло в настоящую войну. Сицилия, которая была превращена в римскую провинцию и которой управлял римский наместник, была одним из самых плодородных островов, на котором земельные магнаты имели свои огромные поместья. Тысячи рабов работали в этих поместьях. Восстание началось в имении Дамофила, одного из таких магнатов, который особенно жестоко обращался с рабами. Дамофил был убит, его вилла сожжена.
Эти события стали сигналом для массового выступления. Практически вся Сицилия оказалась в руках рабов. Поскольку большинство восставших было сирийцами, то ими провозглашено создание Новосирийского царства. Раб-сириец Эвн, который стоял был избран царем и принял обычное для сирийских царей имя Антиоха.
Военные силы римлян, которые находились в Сицилии, терпели неоднократные поражения от восставших. Римляне были вынуждены послать в Сицилию большую армию под руководством консула. Однако борьба все еще была долгой и упорной; восстание длилось около четырех лет (136-132гг.). И подавлено оно было с особой жесткостью. Прошло около 30 лет и в Сицилии началось новое восстание рабов, и снова остров на длительное время оказался в руках восставших. Это восстание рабов также было подавлено только после того, как римлянам удалось переправить на остров мощные военные силы.
Римляне стали задумываться о тех причинах, которые способствовали ослаблению римской армии, и тем самым пришли к выводу, что это положение армии связано с ослаблением слоя средних и мелких земледельцев, которые составляли основу римского ополчения. Это ослабление объяснялось тем, что римская армия, все еще комплектовалась по принципу ополчения. Консул проводил набор в армию, однако призыв граждан не регламентировался, и консулы могли поступать по своему усмотрению и произволу. Так консулы чаще призывали одних и реже других — тех, у кого были деньги, влияние и связи. Поскольку походы римской армии осуществлялись далеко за пределами Италии, земледельцы надолго были оторваны от своих участков, которые приходили в полное запустение, а иногда их прибирали к рукам богатые соседи. Кроме того, у богатых римлян, которые уклонялись от армейской службы, была возможность занять большие и лучшие участки общественной земли, которые по прошествии времени начинали считать своей собственностью. На этих участках использовались рабы, которые постепенно становились основными производителями в сельском хозяйстве Италии.
Плутарх вкладывает в уста лидера развернувшегося аграрного движения Тиберия Гракха такие слова, ярко рисующие сложившееся положение: "И дикие звери в Италии имеют логова и норы, куда они могут прятаться, а люди, которые сражаются и умирают за Италию, не владеют в ней ничем, кроме воздуха и света, и, лишенные крова, как кочевники, бродят повсюду с женами и детьми. Полководцы обманывают солдат, когда на полях сражений призывают их защищать от врагов гробницы и храмы. Ведь у множества римлян нет ни отчего алтаря, ни гробниц предков, а они сражаются и умирают за чужую роскошь, чужое богатство. Их называют владыками мира, а они не имеют и клочка земли".
Следствием данной ситуации стало резкое уменьшение граждан, которые имели достаточный имущественный ценз для службы в армии, и это привело к сокращению ее численного состава, а также к резкому падению морального духа солдат, что отразилось на их боеспособности. С целью укрепления римского государства через усиление армии Тиберий Гракх, занявший пост народного трибуна в 133 г. до н.э., предложил аграрную реформу.
Тиберий Гракх был аристократом по происхождению. Он предложил народному собранию закон, который устанавливал максимальный размер землевладения, который мог находится в частных руках,- 1000 югеров (250 га) на семью. Тем самым создавался земельный фонд, служивший реформе. Однако самой земли было еще недостаточно. Крестьяне нуждались в деньгах для покупки скота, семян и пр. А деньги были в распоряжении сената.
Крупные землевладельцы, а значит, и сенаторы, были крайне озлоблены. Они зацепились за то, что, проведя закон через комиции, Тиберий трижды нарушил римскую Конституцию: потребовал смещения своего коллеги Октавия, который был против реформы; предложил, чтобы не сенат, а само Народное собрание решило вопрос о субсидиях (и эта мера была принята комициями). Наконец, Тиберий добивался избрания его на новый срок, чего никогда еще не было.
Таким образом, Реформы Гракхов имели серьезные последствия и результаты. Их деятельность подорвала монопольное положение высшей прослойки римского общества — нобилитета и его опоры — сената и вывела на политическую арену новые социальные силы всадников и городской плебс, темсамым была усилена роль народных собраний. В ходе политической борьбы произошло формирование двух основных политических сил следующей эпохи: популяров — сторонников реформ и оптиматов — консерваторов. Но самое главное, что братья Гракхи как бы разбудили римское общество. Не даром именно с их реформ начинается эпоха гражданских войн.
Но каков был результат главного направления деятельности Гракхов? Хотя количество мелких крестьянских хозяйств в Италии благодаря аграрной реформе увеличилось на десятки тысяч, остановить процесс концентрации землевладения в условиях укреплявшейся частной собственности на землю и роста товарности сельского хозяйства Гракхи уже не могли. Римская экономика развивалась в обратном замыслу Гракхов направлении. Также не изменилось и положение римской армии, так как масштабы римских военных операций требовали кардинально другой военной реформы.
1.3 Реформа Гая Мария. Союзническая война
В самой ближайшей по времени Югуртинской войне (111-105 гг. до н.э.) римляне потерпели несколько позорных поражений. Но эта война происходила далеко от Рима, в Африке.В это время, и сам вечный город, подвергся страшной угрозе с севера, когда в Италию вторглись германские племена тевтонов и кимвров. В период с 113 до 105 г. до н.э. они нанесли римлянам шесть поражений, в одной из битв погибло около восьмидесяти тысяч человек. В это сложное для Рима время на политической арене появился великий полководец и политический деятель Гай Марий. Он не только успешно закончил Югуртинскую войну, но также спас Рим от страшной угрозы со стороны варваров. Но успех Мария был следствием не только его военных талантов и мужества римских солдат, а также и военной реформы, которую он начал осуществлять в 107 г. до н.э.
Военная реформа Мария подразумевала вербовку в армию абсолютно всех граждан, не учитывая имущественный ценз. Набирались добровольцы из числа беднейших горожан и безземельных крестьян, которые получали от государства вооружение и плату за службу, а по ее окончании — земельный участок. Римская армия с этого времени становилась в профессиональной. Однако, она не стала армией наемников. Служба в легионах по-прежнему оставалась привилегией римских граждан, командование осуществляли магистраты гражданской общины, военная карьера по-прежнему была неотделима от карьеры политической. Но армия стала теперь отличаться по своим нуждам и интересам от остального населения. Армия была преданной и беспрекословно подчинялась своим командирам, от которых в свою очередь зависело благосостояние и судьба каждого легионера. Армия становилась самостоятельной политической силой, а роль ее в последующих событиях была определяющей.
Новый виток политической борьбы в Риме произошел в результате возвращения к вопросу о наделении правами римского гражданства италийских союзников Рима. Народный трибун, который предложил данный законопроект, был убит наемным убийцей, что стало поводом восстания союзников против Рима. Союзническая война (91-88 гг. до н.э.) по своему характеру и результатам стала переломным событием эпохи кризиса Римской республики. Впервые политические столкновения в Риме сменились настоящей войной регулярных армий. Война велась на огромны территориях. По сути дела в этой войне столкнулись между собой две части римской армии. Само требование союзниками гражданских прав, основывавшееся на старинном отождествлении солдата и гражданина, впоследствии рассматривалось как справедливейшее даже римскими писателями, которые включали Союзническую войну в общий контекст развития политической борьбы в Риме. Война приняла очень напряженный характер, и Рим был вынужден мобилизовать все свои силы. Однако добиться перевеса с помощью вооруженной силы римлянам не удалось, и положение становилось все более критическим. Неудачи в войне заставили римлян пересмотреть политику: в 90 г. до н.э. был принят закон о даровании римского гражданства тем италикам, которые сохранили верность Риму, в 89 г. до н.э. — всем тем, кто в течение двух месяцев сложит оружие. Последний закон внес раскол в среду восставших, и это обеспечило перевес Риму. Союзники потерпели ряд поражений, и в 88 г. н.э. были окончательно разбиты. Города и селения италиков, решивших сражаться до конца — за полную независимость, были превращены римлянами в груду развалин.
Таким образом, главным результатом Союзнической войны стало политическое поражение Рима, хотя ему и удалось в конечном итоге одержать военную победу. В результате Рим даже формально перестал существовать как цивитас. Союзные общины превращались в сохранившие самоуправление города-муниципии, входившие в единое государство. Внутреннее устройство муниципиев копировало римские порядки: главным органом самоуправления была курия (сенат в миниатюре), состоящий из ста декурионов, бывших магистратов, избираемых народным собранием. Общая численность римских граждан после Союзнической войны увеличилась с четыре сот тысяч до двух миллионов.
.4 Первые поражения республики — предвестники эпохи диктатур
В то время как Рим переживал внутренние сложности, связанные с Союзнической войной, римские владения на востоке оказались под угрозой со стороны Понтийского царя Митридата VI Евпатора. Вопрос о том, кто встанет во главу ведение войны с Митридатом стал самым главным поводом гражданской войны 80-х гг. I в. до н.э..
Сулла заставил сенат назначить его диктатором на неопределенное время. Сулла увеличил число сенаторов, а также убрал должность цензора, и тем самым пополнил сенат своими сторонниками и расширил его компетенцию. Также была ограничена власть трибуна, теперь его предложения должны были предварительно обсуждаться сенатом, — а из компетенции народного собрания были изъяты судебные полномочия и контроль за финансами, возвращенный сенату. Диктатура Суллы преследовала цель реставрировать старые, догракховские порядки и укрепить власть нобилей. В новых условиях такая реставрация была уже невозможна. Отсюда известная противоречивость в политике Суллы: наряду с консервативными мероприятиями он должен был утвердить уравнение в правах италиков, раздать земли ветеранам, вышедшим из среды тех же италиков и плебса, несколько умерить ограбление провинций, заменив откупную систему непосредственным взиманием налогов с населения. Наиболее же существенным отступлением от «обычаев предков» было установление бессрочной диктатуры, опиравшейся на войско.
После смерти Суллы власть какое-то время находилась в руках его сторонников, однако им все сложнее было ее удерживать из-за увеличивающего недовольства порядками Суллы.
Большим потрясением для Рима во второй половине 70-х гг. до н.э. стало крупнейшее в истории восстание рабов под предводительством Спартака.
Заговор, в котором принимало участие около двухсот рабов, возник в одной из гладиаторских школ города Капуи:
«Некий Лентул Батиат в Капуе содержал школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы. Попали эти люди в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно вследствие несправедливости хозяина, насильственно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. 200 из них сговорились бежать. Замысел был обнаружен по доносу, но все же наиболее дальновидные, в числе 78, успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, везших в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе трех предводителей. Первым из них был Спартак, фракиец, происходивший из пастушеского племени, — человек, не только отличавшийся выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и мягкости характера стоящий выше своего положения и, вообще, более походивший на эллина, чем можно было бы ожидать от человека его племени…» Вначале в Риме не придали большого значения этому заговору и бегству гладиаторов. Но благодаря человеку, который безусловно обладал талантами организатора и полководца — Спартаку — сила и мощь восставших росла очень и очень быстро. Моментом наибольшего успеха стала блистательная победа около города Мутины. Его армия насчитывала уже сто двадцать тысяч человек.
Спартак направился на юг, однако переправа на Сицилию не осуществилась ввиду того, что флот отсутствовал. Сюда же успел подойти со своей армией Красс. Восстание было подавлено. Шесть тысяч рабов в знак мести и торжества победителей были распяты на крестах, по дороге из Капуи до Рима.
Таким образом, восстание Спартака стало прекрасным примером борьбы угнетенных за свою свободу и имело большие последствия для Рима. Рабы после поражения, даже такого масштабного восстания лишились воли к борьбе за свободу. Однако, стоит заметить, что рабовладельцы стали предпочитать доморощенных рабов и стали применять разные методы материального и морального поощрения. Сама система классического рабства после восстания Спартака стала развиваться вглубь, чтобы достигнуть высочайшей степени совершенства. Восстание Спартака показало, что кризис Республики имеет и еще одну, роковую для всей римской державы сторону, и что республиканские механизмы уже плохо справляются с задачей удержания рабов в повиновении даже на территории Италии. Это стало одной из причин перехода Рима к новой политической системе.
ГЛАВА 2. ПАДЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СТРОЯ В РИМЕ
Самым ближайшим. следствием. восстания рабов явилось падение сулланской конституции. Консулами 70 г. до н.э. стали Марк Красс и Гней Помпей. Каждый из них считал себя победителем Спартака. Оба они испытывали взаимную ненависть друг к другу и соперничали между собой. По инициативе Помпея, были восстановлены демократические элементы римской политической системы, которые до этого были ликвидированы Суллой, а также фактически был ликвидирован созданный им политический порядок. В 60-х гг. до н.э. роль Помпея в политической жизни общества еще более возросла, также как возрос и его авторитет, благодаря успешно проведенной операции по очистке Средиземного моря. от пиратов и благодаря не менее успешному завершению еще одной войны Рима с Митридатом. В результате восточных походов римская армия под руководством Помпея разгромила войска в общей сложности двадцати двух царей и завоевала Риму несметные богатства.
В конце шестьдесят втором г. до н.э. Помпей Великий прибыл вместе со своей армией в Италию. Он пребывал в лучах славы и могущества, имел огромные богатства и верную армию. Ему ничего не стоило двинуть армию на Рим и объявить себя новым диктатором. Однако он, как законопослушный гражданин, распустил свои легионы и стал ждать своего триумфа. Но сенатская аристократия, испытывала большой страх перед Помпеем, а также перед его армией, и сенаторы приложили все усилия, чтобы унизить великого полководца. Хотя Помпею был организован шикарный триумф, все же сенат отказался утверждать его постановления на востоке, отказал ему в консульстве и дал землю для его ветеранов.
В это время на политической арене появился Гай Юлий Цезарь. Его личность столь значительная в античной истории, что Плутарх удостоил его сравнения с Александром Македонским в своих "Сравнительных жизнеописаниях". Цезарь смог примирить Помпея и Красса и создать антисенатское объединение трех величайших людей Рима. А если быть точнее тех сил, которые за ними стояли: за Цезарем — городской плебс, за Крассом — всадническое сословие, за Помпеем — его ветераны. Этот неофициальный союз сложился в 60 г. до н.э. и получил название триумвират, хотя некоторые современники назвали его "трехглавым чудовищем".
При поддержке ветеранов Помпея и всадников Красса Цезарь был избран консулом на 59 г. до н.э. и в течение этого года последовательно реализовал программу триумвиров, тем самым он удовлетворил требования сил, которые его поддерживали. После консульства Цезаря был принят закон, который устанавливал, что каждый из трех получал в управление провинции на пять лет с правом набора легионов. В наиболее выгодной ситуации оказался Цезарь, которому досталась Галлия и Иллирик. В течение 58-56 гг. до н.э. Цезарь совершил завоевание огромнейшей территории до Британии на севере и до Рейна на востоке. Красс, который мечтал о военной славе и завидовал успехам Цезаря, поставил цель осуществить завоевания на востоке, но там ему противостояла могущественная Парфия. Под командованием Красса римляне вторглись в Северную Месопотамию, но вскоре потерпели сокрушительное поражение в битве при Каррах (53 г. до н.э.), после которой погиб и сам Красс.
Стоит отметить, что среди представителей римского нобилитета оставалось еще немало врагов Цезаря. Но к ним он относился слишком миягко, ведь он не убирал людей, которые явно ненавидели его. Многие были недовольны нарушением республиканской конституции, отстранением их от государственных должностей и искали случая отомстить Цезарю за обиды и оскорбления. Представителей республиканских настроений не только среди знати, но и в широких слоях римлян особенно тревожили явные монархические устремления Цезаря и его приближенных. Все это и привело в конечном итоге к заговору, в котором приняло участие около шестьдесят сенаторов. В мартовские сорок четвертого г. до н.э. несмотря на множество дурных предзнаменований, красочно описанных Плутархом и Светонием, Цезарь пришел на заседание сената, на котором заговорщики напали на него и стали наносить ему удары кинжалами. Обливаясь кровью, диктатор упал к подножию статуи своего главного противника — Помпея. Как выяснилось позже, заговорщики действовали нерешительно и боялись Цезаря: из двадцати трех нанесенных ему ран только одна оказалась смертельной. И все же вековые республиканские традиции оказались еще живучими. Республика продолжала переживать кризис, и убийство диктатора смогло лишь ненадолго продлить ее существование.
.2 II триумвират. Падение Римской республики
Убийство Цезаря вызвало резкое разграничение политических сил. Безболезненное возвращение к республике оказалось не более чем утопией. Римская республика со слабым государственным аппаратом, разделением властей, господством сената, нуждалась в срочной замене другим государственным устройством.
Римское общество разделилось на сторонников традиционного устройства республиканцев и сторонников программы Цезаря, который преследовал цель создать новый государственный строй. Партию республиканцев возглавляли Цицерон, Брут и Кассий. А партию цезарианцев возглавили ближайшие сторонники Цезаря в последние годы его правления — Марк Антоний, консул сорок четвертого г. до н. э., и Эмилий Лепид, начальник конницы, т. е. официальный заместитель диктатора. Вскоре к ним присоединился и наследник Цезаря -девятнадцатилетний Гай Октавий, внук его сестры Юлии. Согласно завещанию Цезаря он был усыновлен и, по установленному обычаю, он получил имя Гай Юлий Цезарь Октавиан. В его руки было передано огромное имущество покойного диктатора. Цезарианцы располагали поддержкой части сенаторов, которые попали в высшее сословие при Цезаре, римского плебса, который был подкуплен богатыми раздачами, жителей италийских городов, многих муниципалов, а также провинциалов, которые получили права римского гражданства из рук Цезаря. Наконец, их мощной опорой были многочисленные (более ста тысяч) ветераны Цезаря, одаренные им земельными участками и деньгами. В сложной и противоречивой обстановке, сложившейся в Риме после убийства Цезаря, именно его ветераны стали играть роль основной, хорошо организованной ударной силы по поддержанию и закреплению установленного Цезарем режима. Собрав двадцатитысячную армию, возглавляли которую Октавиан и Марк Антоний, конфликтовавшие по поводу легитимности признания Октавиана наследником, цезарианцы диктовали свою волю непосредственным руководителям, сенату, народному собранию, провинциям.
Марк Антоний, Лепид и Октавиан оформили свой союз официально, образовав в сорок третьем г. н.э. II триумвират. Эти события получили название «диктатуры легионов», поскольку все решения лидеров принимались под влиянием мнения двадцати тысячного войска из ветеранов цезарианцев.
Получив в свои руки неограниченную власть и идя навстречу требованиям легионных масс, триумвиры развязали самый настоящий террор против своих политических противников. Если главным принципом внутренней политики Цезаря было милосердие и прощение, то главным правилом его наследников-триумвиров стали ненависть и месть. Сразу же после утверждения триумвирата были составлены кровавые проскрипции, которые по своей жестокости превзошли проскрипции Суллы. В списки было внесено около трехсот самых крупных сенаторов (одним из первых стал — великий римский оратор и мыслитель Марк Туллий Цицерон), свыше двух тысяч наиболее влиятельных представителей другого высшего сословия республиканского Рима — всадников и много тысяч людей более простого звания. Стоит заметить, что в списки заносились даже люди, которые были далеки от политики, но обладали большим состоянием, а имущество их переходило в руки триумвиров и их клевретов. Проскрипционные списки постоянно дополнялись по многочисленным доносам людей, которые очень часто просто сводили личные счеты. Тогда в Риме впервые появились доносчики, и доносительство стало обычным явлением. Пожалуй, 14-летний период правления вторых триумвиров с сорок четвертого по тридцатый г. до н.э. можно назвать одним из самых кровавых в тысячелетней истории Древнего Рима.
Проскрипции II триумвирата привели к физическому уничтожению римской аристократии, которая была ориентирована на республиканский порядок, к перераспределению собственности, в том числе и земли от республиканской знати в пользу новых слоев римского общества, консолидирующихся в опору рождающегося монархического режима, и в первую очередь армии. От конфискаций и проскрипций пострадали не только римская знать, высшие сословия, но также и рядовые жители многих италийских городов. Так, чтобы обеспечить воинов своих легионов земельными участками, триумвиры выбрали восемнадцать городов Италии с плодородными почвами, затем согнали жителей с земель и распределили землю между ветеранами.
Победив более чем двухсот тысячное войско оппозиционеров под руководством Юния Брута и Лепида, а позднее армию Секста Помпея триумвиры праздновали полную победу, использованную для новых казней и конфискаций. Сторонники традиционной Республики были разгромлены и политически и в военном отношении.
Таким образом, триумвират превратился в дуумвират. Власть над Римской державой была разделена между Антонием, который управлял восточными провинциями, и Октавианом, управлявшим Италией, а также западными и африканскими провинциями. Тем самым между двумя могущественными правителями, которые давно ненавидели друг друга, не могла не вспыхнуть смертельная борьба за власть. Решающая битва между армией и флотом Антония и Октавиана в тридцать первом г. до н. э. закончилась полной победой Октавиана. Антоний бежал и позже покончил с собой.
Единым правителем Римской средиземноморской державы стал победитель Антония, официальный наследник Цезаря, его приемный сын Гай Юлий Цезарь Октавиан, который открыл своим правлением новую историческую эпоху — эпоху Римской империи.
ГЛАВА 3. РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
3.1 Принципат и его сущность
С гибелью Антония закончился длившийся целое столетие период гражданских войн в истории Рима, а с завоеванием Октавианом Египта закончился период эллинизма. Окончание гражданских войн открывало новый период — период Римской империи, которая синтезировала достижения всех предшествующих ей цивилизаций.
Огромные размеры римской державы, неумение больше сенаторского правительства организовать эффективное управление ею, увеличивающаяся роль армии все это наводило общество на мысли о том что необходимо единоличное правление. Тем самым, приход Октавиана к власти не стал неожиданностью и не вызвал большого сопротивления. Однако, трагическое происшествие с Цезарем вынуждало Октавиана проявлять большую осторожность.
В 29 г. до н.э. Октавиан, после возвращения в Рим, отметил шикарный триумф. Октавиан получил от сената и комиций почетно.е звание императора (однако еще в республиканском смысле этого слова). Он получил полномочия цензора, и произвел кардинальную изменения в сенате и удалил из него противников, оставил шестьсот человек. В списке сената его имя было первым — princeps senatus, что значило его первое положение среди всех остальных жителей государства. Именно это положение, было оформлено особенным образом и стало основой политической системы — принципат.
Началом установления этой политической системы принято считать получение Октавианом различных государственных должностей. Все же правильным будет считать началом этой политической системы тринадцатое января 27 г. до н.э. В этот день Октавиан, придя на заседание сената, сообщил о том, что его здоровье подорвано и что он хочет уйти в личную жизнь. При этом он торжественно объявил о восстановлении старой республики и попросил сенат сложить с него все полномочия. Однако все это было не ловким политическим ходом. Октавиан отлично понимал настрой сената, где абсолютное большинство после чистки были его сторонники. И его ожидания полностью были оправданы: люди, которые присутствовали на заседании стали слезно умолять его остаться и не бросать их в столь тудное для государства время. Октавиан какое-то время ради приличия противился, но, в конце концов "сдался" просьбам и согласился остаться у власти, но попросил себе дополнительных полномочий. С течением времени ему были даны звания и привилегии и соответствующие полномочия, оформлявшие его статус, которые фактически закрепляли за ним верховную власть.
По сути Октавиану удалось решить очень сложную политическую задачу: он сохранил все республиканские институты, коренным образом изменив их сущность, получил сам всю полноту власти, не возвышаясь до положения монарха, и создал новые учреждения, развитие которых завершало созданную им систему.
Власть Октавиана, который принял теперь новое имя — Император Цезарь Август (augustus — возвеличенный богами, священный), сын божественного, была основана на соединении различных магистратур, которые были не соединимых в годы республики, и, отчасти, в наделении некоторых традиционных полномочий новым смыслом.
Титул императора помимо того, что он традиционно подчеркивал связь Октавиана с армией, теперь начинает терять свое былое значение и обозначать высшую военную власть. Титул императора теперь наделяет правом также объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию, право высшего гражданского и уголовного суда, право толковать законы. Также империум в соединении с проконсульской властью дает власть над провинциями. С 19 г. до н.э. Октавиан был удостоен пожизненных знаков консульского достоинства и шестнадцать раз консулом избран был он. С 36 г. до н.э. он наделен пожизненной трибунской властью, которая помимо права вето и законодательной инициативы, определяла его положение как вождя и главы плебса. Тогда же был сформулирован тезис, по которому римский народ перенес свое и свою власть на императора, следствием чего было, что нарушение верности ему такое же тяжкое преступление, каким было бы оскорбление .римского народа, другими словами измена родине. Титул императора наделял его высшей судебной и апелляционной властью. Титул Августа обозначал особую близость к божественному, и тем самым придавал власти сакральный характер. С двенадцатого года г. до н.э. он носил также титул верховного понтифика, что и позволяло ему осуществлять наивысший контроль над римским религиозным культом. Также Август помимо всех перечисленных полномочий брал на себя временные полномочия: по проведению ценза, а также обеспечению Рима продовольствием.
Август и все следующие императоры ,наследовали право верховной собственности на провинциальные земли, также как и право контроля за италийскими землями.
Во втором г. до н.э. от имени сената и народа Октавиан был назван "отцом отечества". Это звание означало повиновение подданных и их беспрекословное почтение. В знак признания заслуг Августа двери его дома на Палатине были украшены венком и лаврами, а в сенатской курии был установлен золотой щит, на котором были перечислены его добродетели.
При всей совокупности полномочий, которые делали Августа истинным императором, он гордился тем, что смог превзойти всех остальных только своим авторитетом (auctoritas), и говорил, что власти у него не больше, чем у коллег по магистратурам.Также Август никогда не хотел выделяться и внешне: был очень скромным в быту, в манерах и в одежде. А его реальный авторитет был основан на громадной армии, которая находиласьу него в подчинении и на огромных богатствах, которые были награблены во время проскрипций и военных походов, а также были собраны в виде контрибуций и налогов с провинций. Август, бесспорно, был одним из самых богатых людей во всей римской державе, и это богатство делало его положение особенно крепким.
Октавиан Август также сохранил все республиканские учреждения. Сенат официально оставался высшим органом государства. Ему также были переданы ряд функций народного собрания, законодательные и судебные полномочия. Стоит заметить, что Август очень мудро разделил провинции. Он оставил в управление сената старые провинции, а себе взял недавно новые и недавно завоеванные. Объяснял он это тем, что не желает доставлять сенату лишних беспокойств и забот. Однако в новых провинциях была сосредоточена большая и наилучшая часть армии, помимо того, старые провинции были давно уже разграблены, а новые обещали много богатств. Были также поделены и финансы. У сената Август оставил старую республиканскую казну — эрарий, а себе Август создал новую особую — императорский фиск. Сенату было разрешено чеканить только лишь медную монету, а Августу разрешалось чеканить золотую и серебряную. Помимо всего этого у Августа были реальные рычаги, благодаря которым он мог влиять на всю деятельность сената. Пользуясь своими цензорскими полномочиями, он всегда имел право вывести из состава сената нежеланных ему людей и ввести в сенат угодных ему. Как народный трибун, он мог предложить сенату любой законопроект и а также обладал правом вето на любое невыгодное ему решение сената. Как принцепс, Август первым высказывался по любому вопросу и первым голосовал, задавая тон всей работе сената.
Народные собрания во время правления Августа собирались как и раньше. Сначала они еще принимали законы, однако со временем эта их функция стала принадлежать сенату. За народными собраниями оставалась прерогатива выборов должностных лиц, однако выборы не были свободными , абсолютно все кандидаты занимаемые должности были рекомендованы Августом.
Также сохранились и все магистратуры, но число их сильно возросло, следовательно, была уменьшена власть каждого из магистратов. При единовластии Августа консульство стало почетной должностью, а цензура утратила всякое значение. Вся деятельность магистратур принадлежала воли Августа, который как бы давал "дружеские" и "отеческие" советы, которые должны были восприниматься как приказ, обязательный для исполнения.
Также при правлении Августа был завершен переход к профессиональной армии. Ее командный состав был у него в прямом подчинении. По плану Августа армия из более опасного для государства элемента, должна была превратиться в послушное орудие для укрепления нового режима.
Стоит отметить, что кроме традиционных гос. структур при Августе появились и новые структуры. Была создана преторианская гвардия, которая служила личной охраной принцепса. Преторианцы были в привилегированном положении, тем самым обеспечивалась их преданность императору. Общая численность преторианцев составляла девять тысяч человек, и треть из них квартировалась именно в Риме, не только охраняя Августа, но и поддерживая общественный порядок в Риме. Преторианцы представляли собой силу, которая способна была предотвратить нарушения законности и порядка.
Новым органом стал совет принцепса — консилиум ,который состоял из приближенных Августа. Консилиум осуждал все самые важные вопросы государственной жизни. Также появляются новые должности — префекты. Наибольшее значение из префектов имел командир преторианской гвардии — префект претория. Также были: префект города — мэр императорской столицы, префект вод — ответственный за водоснабжение Рима, префект Египта — управляющий новой провинцией, ставшей личным владением Августа, префект анноны — ведающий снабжением Рима продовольствием, префект вигилов — руководящий ночной стражей и пожарной охраной. Стоит добавить, что провинциями императора, его земельными владениями и рудниками управляли должностные лица в ранге прокураторов. Несмотря на все это, пока римская империя, которая пока еще только формировалась, могла обходиться почти без бюрократии. Роль мелких чиновников выполняли рабы, так как каждое должностное лицо обладало солидным количеством рабов, и они использовались в качестве секретарей, писцов и разносчиков корреспонденции и т.д.
3.2 Римский доминат
В III в. н. э. (с 284 г.) в Риме была установлена неограниченная монархия. Это период называется периодом домината (от «доминус» — господин). Старые республиканские учреждения были ликвидированы. Управление монархией стало сосредоточено в руках нескольких главных ведомств. Этими ведомствами руководили сановники. Сановники назначались императором. Следует выделить два основных ведомства: государственный совет при императоре (орган, который готовил законопроекты и обсуждал вопросы политики), а также финансовое ведомство. Военное ведомство возглавляли, которые назначались императором.
Особую организацию получают чиновники. Им присваивается специальная форма одежды. Для них устанавливаются специальные привилегии. Они получают право на пенсию.
Семнадцатого ноября 284 г. в Никомедии императором был провозглашен Гай Аврелий Валерий Диоклетиан. Его правление (284-305) связано с началом эпохи Поздней Римской империей. Перед ним встала очень сложная задача восстановления целостности империи и преодоления кризиса. В целом достойно с ней справиться. В начале своего правления он вел постоянные войны: с восставшими пастухами в Галлии, с персами на востоке, в Сирии с арабами, с франками и аламанами на западе, с варварами на Дунае. Именно благодаря активным и масштабным военным действиям ему удалось добиться ликвидации сепаратистских движений, а также укрепить границы империи.
С самого начала правления Диоклетиан внес большие изменения в систему управления монархией. Он создал новую политическую систему , которая получила название доминат. Само это слово объясняет сущность новой системы: dominus в переводе с латыни означает "господин", "хозяин", и новая политическая система подразумевала, что император есть полный господин, а все остальные — его подданными без различия их ранга и сословного положения. Таким образом, доминат окончательно порвал с политической системой принципата, которая подразумевала императора не как монарха, а как первого сенатора и первого гражданина, который обладал самым высшим авторитетом и наделялся специальными полномочиями. Диоклетиан открыто ликвидировал старые традиции, а также заложил основы для последующего превращения римского государства в абсолютную монархию. Теперь римский император символом божества, был введен специальный дворцовый церемониал и даже совет императора отныне стал называться консисториум (корень этого слова в переводе с латинского означает "стоять"), так как в присутствии императора никто не имел права сидеть.
Политическую основу домината составляли монархическая власть, армия и бюрократический аппарат управления. У каждого высшего чиновника имелась своя канцелярия и штат, численность которого доходила до несколько сот человек. Сенат утратил свое политическое значение и стал, по сути, муниципальным советом города Рима. Однако сенаторское сословие как и раньше оставалось самым высшим. А магистратуры превратились в чисто почетные звания. А о народных собраниях теперь даже никто и не вспоминал. Таким образом, от демократии республиканских времен новая политическая система не оставила ровным счетом ничего.
Понимая сложности управления огромной империей, даже обладая абсолютной властью, Диоклетиан внес кардинальные изменения и в сам механизм управления империей. Сначала он назначил себе соправителем в ранге цезаря своего друга Максимиана, затем последний был возведен в ранг августа (такой же ранг имел и сам Диоклетиан), а в 293 г. были назначены помощники августов в ранге цезарей — Гай Галерий и Констанций Хлор. Они были усыновлены августами и женились на их дочерях. Каждый из соправителей получил в управление часть империи, но официального разделения ни империи, ни армии, ни чиновничества не последовало: Диоклетиан оставался доминусом и старшим августом, также ое и инициировал все закон и распоряжения. Подразумевалось, что через двадцать лет августы добровольно сложат с себя полномочия и уйдут в отставку, освободив место цезарям, а те, в свою очередь, назначат себе новых помощников-цезарей. По мысли Диоклетиана, эта система должна была обеспечить твердый порядок престолонаследия и дать гарантию против узурпаций. Такое разделение власти получило название тетрархия — четверовластие.
Дальнейшая деятельность Диоклетиана была направлена на усиление внутреннего режима империи. С этой целью он провел ряд крупнейших реформ. Эти реформы были дополнены в IV веке императором Константином. Так как новая государственная система требовала огромных средств, Диоклетианом была проведена и налоговая реформа, которая устанавливала новую систему налогообложения, а также требовала прикрепления населения к земле и месту его обитания. За регулярное и правильное поступление налогов несли ответственность сословие куриалов и городские советы, а также владельцы поместий. Так как, одной из наиболее главных проблем кризиса III в. была инфляция, Диоклетиан провел также и монетную реформу, которая устанавливала твердые нормы драгоценных металлов в золотой и серебряной монете.Им был издан и эдикт о ценах, который представлял собой первую и заведомо неудачную попытку государственного регулирования обращения путем установления максимальных цен и минимальной заработной платы. Большей эффективности управления империей должна была служить проведенная административная реформа. Согласно этой реформе Римская империя была разделена на сто провинций, двенадцать диоцезов и четыре префектуры. Благодаря этой реформе бюрократический аппарат получил строгую организацию, а империя обрела четкую структуру. Также, потому что важнейшей опорой домината была армия, Диоклетиан провел и военную реформу, которая делила вооруженные силы империи на две основные части: пограничные, которые состояли из оседлых частей, которые формировались в основном из варваров-колонистов, и мобильные — легионные части, перебрасывавшиеся в разные части империи в зависимости от обстановки. Военная реформа подразумевала и частичное комплектование армии за счет рекрутского набора и за счет службы варварских отрядов, которые перешли на сторону Рима.
Когда в 305 г. исполнилось двадцать лет правления Диоклетиана и Максимиана, и оба они, как и подразумевалось, ушли в отставку. Однако задуманный Диоклетианом механизм преемственности не сработал, так как он не учел очень важный принцип абсолютной монархии это передачи власти по наследству. После скоропостижной смерти Констанция Хлора, императором был провозглашен его сын Константин. Однако не был цезарем, и началась гражданская война, которая продолжалась в основном до 313 г., когда множества претендентов на власть остались лишь двое — Константин и Лициний. Впрочем, соправителями они оставались недолго: в 323 г. Константин разгромил армию Лициния и стал единственным правителем всей Римской империи, а о системе тетрархии теперь полагалось забыть.
Константин был у власти до самой своей смерти в 337 г. его можно охарактеризовать как расчетливого, дальновидного, коварного и очень жесткого, однако смелого, энергичного и вместе с тем осторожного правителя. Государственная деятельность Константина продолжала основные направления политики Диоклетиана, и только в религиозной сфере он действовал совершенно по-другому. Новая государственная система — доминат — требовала и нового идеологического и религиозного обоснования. Диоклетиан искал идеологическое обоснование на путях укрепления старой римской религии. Монархическая власть получила "божественный" статус через провозглашение самого императора богом. Диоклетиан носил официальный титул "Сын Юпитера" (Максимиан — "Сын Геркулеса"), былою построено много храмов языческим богам. Так как христианство шло вразрез с официальным культом и рассматривалось как идеологический соперник императорской власти, при Диоклетиане состоялось самое жестокое и самое широкомасштабное гонение на христиан. Однако оно, как и все предыдущие гонения, не достигло цели. Реанимация старой религии протекала вяло, ибо она базировалась на полисных ценностях и к IV в. уже изжила себя. Насаждение культа императора тоже не вызвало особого энтузиазма, так как он был слишком официальным и бездушным. Зато христианство в этом жестоком гонении не только сумело выстоять, но еще больше поднять свой авторитет.
Вскоре тщетность .борьбы с христианством была осознана императорской властью. В период гражданской войны, последовавшей после ухода Диоклетиана от власти, преследования христиан время от времени еще возобновлялись, но уже в 311 г. Галерий, один из инициаторов гонения и один из самых жестоких гонителей. христиан, издал эдикт о терпимости, разрешавший исповедание христианства и собрания христиан. Однако подлинная легализация христианства была осуществлена два года спустя знаменитым. Миланским эдиктом Константина. Христианам давалось право открыто отправлять свой культ и владеть имуществом, им к участию в языческих жертвоприношениях. Легализация. христианства с. возвращалось конфискованное имущество, запрещалось привлекать христиан тала еще одним важным мероприятием, оформлявшим систему домината, а Константин за этот эдикт и последующую политику в пользу христианства получил от. церкви почетное звание Великий.
Говоря о Константине, следует также добавить, что он основал в 330 г. новую восточную столицу Римской империи — Константинополь, и с этой даты берет начало история Византии.
Созданная Диоклетианом и Константином система домината обеспечила на время стабильность Римской империи и приостановила разрушительные кризисные явления. Опорой императора служила армия, бюрократия, а также новая сила — христианство. Эти связующие Империю силы заменяли фактически разрушенное социально-экономическое единство. Пока светские и духовные магнаты нуждались в поддержке центральной власти, пока бюрократический аппарат мог получать свое содержание за счет более или менее исправного. поступления налогов, а армия не была еще полностью варваризирована, система домината еще сохраняла свою жизнеспособность. Такое положение в целом сохранялось на протяжении почти всего IV века, в котором наблюдался некоторый экономический подъем и сохранялась относительная, по сравнению с III в. политическая стабильность, хотя имели место и узурпации власти, и гибельные вторжения варваров. Однако история Римской империи в IV веке — это уже история сначала христианизирующейся, а затем христианской Римской империи…
Подводя итог, что сделал Диоклетиан, выделим следующее:
а) для наилучшего управления огромной империей верховная власть была разделена между четырьмя соправителями. Двое из них, носившие титул августов, занимали первенствующее положение, управляя каждый своей половиной империи. — Западной и Восточной;
б) армия, увеличенная на одну треть, была разделена по роду службы: одна часть ее размещалась на границах империи, охраняя последние, другая находилась в том месте, где в ней была нужда;
в) административная реформа привела к разукрупнению провинций и одновременно с тем к их объединению во вновь созданные области (диоцезы). Италия окончательно теряет свое привилегированное положение: как и другие, части империи, она была разделена на провинции и диоцезы (хотя Рим продолжал, по крайней мере, официально, считаться еще столицей всей империи);
г) вместо косвенных налогов разного рода был введен прямой поземельно-подушный налог, взыскиваемый в натуре-зерном, мясом, шерстью и пр.; размер обложения был значительно увеличен;
д) империя получила полноценную золотую монету (ходящую наряду с серебряной и медной);
е) рост цен вызвал к жизни известный эдикт 301 г., установивший максимальные цены на продаваемые товары.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем итоги курсовой работы. Причинами падения Римской республики стало резкое расслоение общества на бедных и богатых, мелких и крупных землевладельцев. Кардинальные различия в состоянии, увеличение класса пролетариев, которые жили подачками государства и были готовы следовать за тем политическим деятелем, который обещал наибольший материальный успех, не могли не свести на нет старое республиканское равенство и народовластие. Также римские республиканские институты были сложены как институты, которые могли управлять городом, а не целой империей. Отсюда смена республиканской формы правления на монархическую стала неизбежна, тем более что монархический элемент, прослеживается и в старой республиканской Конституции Рима.
В новых условиях стало невозможным дальнейшее устранение рабовладельческих классов в завоеванных Римом провинциях от политической власти. Пожертвовав исключительным положением «римского народа», империя способствовала консолидации рабовладельцев на всей ее территории, консолидации в господствующий класс, связанный единством коренных интересов. Тем самым была создана достаточно прочная социальная база того политического режима, который при всех переменах продержался также долго, как и республика, около пятисот лет.
Начальный период империи назывался принципатом, следующий — доминатом.
Принципат сохранял сущность республиканской формы правления и практически все основные учреждения республики. В этот период собирались народные собрания и сенат. Император — принцепс — сосредотачивал в своих руках полномочия диктатора, цензора, трибуна, консула и верховного жреца. Народные собрания пришли в упадок, они потеряли судебные полномочия, лишились своего права избирать магистраторов. Центром всех высших органов власти стал двор принцепса. Армия была наемной и постоянной. В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев.
Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия:
) сословие нобилей, формировавшихся из патрицианско-плебейской поместной знати. Это сословие занимало высшее положение, как в обществе, так и в государстве в целом на основе имеющихся у них земельных наделов, рабов и зависимых крестьян;
) сословие всадников, которое образовывалось из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.
Одновременно происходило превращение свободного крестьянина в арендатора — издольщика — колона. Развитие колоната было результатом грабежа крестьянской земли и связанного с этим роста латифундий. Другой его причиной было уменьшение притока рабов из-за границы.
Доминату характерны признаками неограниченной монархии. Старые республиканские органы государственной власти ликвидируются. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств, которыми руководили сановники. Самые значительные из них следующие:
) государственный совет при императоре;
) финансовое ведомство;
) военное ведомство.
Римская империя была разделена на четыре части (префектуры), состоявшие из двенадцати диоцезов. Гражданская власть наместников была отделена от военной. Основами налогообложения стали натуральные поземельные налоги и повинности.
В период империи была реорганизована полиция. Принцепсы учредили должность префекта города, который был наделен широкими полномочиями по охране общественного порядка. У него в подчинении находились полицейские когорты, которые были обязаны осуществлять надзор за рабами. Особый префект возглавлял пожарную команду. Во главе провинциальной полиции стоял легат.
Таким образом, в данной курсовой работе были выполнены поставленные задачи: рассмотрены исторические предпосылки возникновения кризиса Римской Республики, также условия, при которых происходило падение Римской республики, изучен период установление военной диктатуры, также была сделана попытка проследить, как изменялось государственное устройство в разные периоды существования Римского государства. Благодаря выполнению данных задач была достигнута цель выявление особенностей исторического периода от падения Римской республики до становления и развития Римской империи.
Полученные знания могут быть в дальнейшем использованы для более полного и глубокого исследования данной темы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
. Булгакова Д.А., Истаев А.Ж., Всеобщая история государства и права, Алматы, Юридическая литература, 2005 г
. История Древнего мира т.1. Ранняя Древность: в 3-ех т., Издание третье./Ред. Дьяконова И.М., Нероновой В.Д., Свенцицкой И.С., — М.: Издательство «Наука», 1989.
. Батыр К.И., Всеобщая история государства и права, Юристь, Москва, 1998г., С.90
. Плутарх, Сравнительное жизнеописание, научная литература, Москва, 1994г.
5. Кузищин В.И., История древнего Рима М., 2001.
6. Жидков О.А., История государства и права зарубежных стран, Норма-Инфра, Москва 1999, С.138
. Плутарх о восстании Спартака. http://vivl.ru/spartak/plytarx.php
8. Утченко С.Л., Всемирная история, Москва, 1956 г.
9. Утченко С.Л., Юлий Цезарь, Москва 1986 г.
. Алферова М.В., История Древнего Рима. — М.:Литера,2009.
. Егоров А.Б., Рим на грани эпох. Проблемы рождения и формирования принципата. Л., 1985.
. Машкин Н.А., Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность. М., Л., 1949.
13. Кравчук А., Император Август. М., 1994.
. Шифман И.Ш., Цезарь Август. Л., 1990.
. Косарев А.И., История государства и права зарубежных стран. 2-е изд. — М.: Юриспруденция, 2007 г.
. Графский В.Г., Всеобщая история права и государства. Норма, Москва,2007. — 752 с.
. Кудинов О.А., История государства и права зарубежных стран. М.: МЭСИ, 2004
. Черниловский З.М.,
. Батыр К.И., Поликарпова Е.В., Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М. 2002.
. http://mmkaz.narod.ru/antiquity/lectures/l17_crisis.htm