Содержание
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I. Формы правления. Понятия и виды
1.1.Парламентская республика………………………………………………..6
1.2.Президентская республика…………………………………………………7
1.3.Смешанные республиканские формы правления………………………15
Глава II. Характеристика смешанной формы правления в РФ……………….30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………35
Выдержка из текста работы
Оглавление Оглавление 2 Введение 3 Глава 1 Понятия и виды республик 1. Историческое развитие республики 2. Монархия и республика: сравнительная характеристика 1.3 Общая характеристика республики 4. Парламентарная республика 5. Президентская республика 15 Глава 2 Особенности организации и правового положения органов государственной власти в смешанных республиках 1. Смешанная республика 2.Суперпрезидентская республика 26 Глава 3 Состояние и перспективы развития формы правления в РФ 28 Заключение 30 Библиографический список 31 Введение В своей курсовой работе я хочу исследовать республиканскую форму правления. Рассмотрев следующие вопросы: 1. Понятие и виды республик, их историческое развитие. 2. Монархия и республика: сравнительная характеристика. 3. Подробное рассмотрение каждого вида республиканской формы правления. 4. Состояние и перспективы развития формы правления в РФ. Но прежде чем перейти к данным вопросам хочу раскрыть само понятие форм правления.
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними, а также их взаимодействие между собой и с населением. Степень участия населения в их формировании.
Форма государственного правления дает возможность уяснить: — как создаются высшие органы государства, и какого их строение; — как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; — как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; — в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
Форма правления занимает особое место в теоретическом осмыслении государства, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе.
В современном мире актуальность темы обусловлена постоянным развитием общества, переходом его от одной ступени развития к другой. Все больше стран стремятся к демократическому правовому государству, а его функционирование невозможно без четко отлаженной структуры формирования и осуществления государственной власти.
Объектом исследования в данном случае выступает государство как особая политическая, структурная и территориальная организация общества. Предметом исследования являются различные виды республиканской формы правления в зависимости от исторических, правовых и национальных предпосылок в современном обществе. Целью является выявление наиболее актуальной на сегодняшний день формы правления для большинства государств. Существует две основные формы правления – монархия и республика. Вот теперь попробуем рассмотреть республиканскую форму правления и ее разновидности с современной точки зрения.
Глава 1
Понятия и виды республик
Существует множество понятий республики, все они похожи (по смыслу) Рассмотрим некоторые из них, которые, на мой взгляд, являются самыми содержательными. Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Республика (от лат. res publica — общественное дело) — представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок. Республика – форма правления, при которой в основе организации и функционирования высших органов государственной власти лежат принципы выборности и периодической сменяемости.
Иными словами при республиканской форме правления органы государственной власти либо избираются на определенный срок, и к их избиранию юридически допускаются граждане, либо образуются общенациональным представительным учреждением.
Республика – форма правления, при которой главой государства является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих определенными «квалификациями» (определенный срок, рождение в данной стране от граждан этого государства, обладание полными гражданскими и политическими правами и др.)1 Республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет его работу и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность. 1.
Историческое развитие республики
В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.
Например, республиканская форма правления во Франции окончательно установилась лишь с принятием Конституции 1875 г. после двукратной реставрации монархии. Швейцария и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально.
Большинство же современных европейских республик обрели ее после военных и революционных потрясений XX века, связанных, прежде всего с двумя мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий также, как правило, порождала республиканскую форму правления. Равным образом и в Африке и в Азии распад колониальной системы в середине XX века привели, за единичными исключениями, к образованию республик.
При прочих равных условиях республика — наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в конечном счете, основываются на мандате народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных условиях. Зародилась же республиканская форма правления в рабовладельческих государствах.
Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Африканской республике. Здесь все органы государства, в том числе высшие, избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно- земельная знать. В эпоху феодализма республиканская форма правления применялась нечасто. Она возникла в тех средневековых городах, которые имели право на самоопределение ( Венеция, Генуя, Любек, Новгород и др. ). Купеческие города-республики выборным путем создавали органы власти во главе с ответственными должностными лицами.
В XII – XV веках могущественной городской республикой стало Новгородское государство, которым фактически управлял совет бояр, возглавляемым архиепископом. Эта разновидность формы правления утратила значение с развитием централизованного государства. Завоевание буржуазией государственной власти привело к новой модификации республиканской формы правления.
Буржуазное государство имеет преимущественно республиканскую форму правления. Парламентом в средние века в Западной Европе в XII – XIII вв. называли торжественные собрания, а потом этот термин закрепился в Англии за сословно-предствительным собранием, а во Франции за высшими судебными учреждениями. В современный период его наименования разнообразны в различных станах мира как высший обязательный представительный орган государства, являющийся законодательным учреждением, возникает в большинстве стран в эпоху буржуазных революции. Его появление в этом качестве связано с провозглашенной буржуазией идеей народного суверенитета.
Буржуазные республики возникают в разных политических условиях. Первой в 1692 году была создана буржуазная республика в Голландии. Все разновидности республиканской формы правления в буржуазных странах выстроены на основе парламентаризма. 1.2.
Монархия и республика: сравнительная характеристика
Историческая и современная нам действительность представляет чрезвычайное разнообразие государственных форм. Классификация их, установление основных типов всегда привлекали к себе внимание мыслителей.
К разрешению этой задачи подходили не только с одной логической стороны, но вносили и политический момент, обусловленный интересами исторической эпохи. Если все государства разделяются на два основных типа, монархию и республику, то спрашивается, что составляет предмет классификации? Монархия есть такая форма государства, в которой имеется единоличный, наследственный и безответственный орган власти.
Источник силы этого органа заключается в исторической традиции, в мистическом уважении или к самой идеи монархии или к долго царствующей династии. В представлении неразвитого человека абстрактная власть только и умещается в образе живого человека. Личные качества монарха, его ум или неразвитость, доброта и жестокость, смелость и трусость, имеют уже второстепенное значение, способствуя лишь повышению или понижению монархических чувств в стране.
Другим основным государственным типом является республика. С первого взгляда кажется, что не может быть никаких сомнений в различии республики и монархии, конечно, конституционной2. Однако эта видимая ясность опровергается теоретической трудность провести между данными основными типами бесспорную грань. Государства, поставленные в последовательный ряд, обнаруживают незаметный переход от монархии к республике: Россия, Пруссия, Австро-Венгрия, Италия, Бельгия.
Такая последовательность приводит к мнению, что «между новейшей конституционной монархией и республикой нельзя установить существенного различия». Научные попытки отличить республику от монархии подтверждают теоретическую трудность. Прежде всего, наиболее распространенным житейским взглядом можно признать тот, что в монархии видят властвование одного лица, а в республике всего народа. Но в конституционной монархии, если и есть единоличный орган власти, то рядом с ним стоит другой, народный, организованный иногда на широких демократических началах.
С другой стороны власть всего народа следует признать чистой фикцией, которая не соответствует действительности, хотя и оказывает психологическое воздействие на эту действительность. Основное затруднение при разграничении республики от монархии заключается в том положении, какое место занимают в главных республиках президенты. Исторически не подлежит сомнению, что президенты республики созданы по образу и подобию монархов.
Чаще всего различие между монархом и президентом республики находят в том, что монарх есть орган наследственный, тогда как президент республики – выборный или срочный. С этой стороны оправдывает себя замечание Батби, что Конституционный король есть лишь наследственный президент, а президент есть конституционный король на время. 1.3
Общая характеристика республики
Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства.
В развитых государствах взаимоотношения между высшими органами власти строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними. Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки: 1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству. 2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий.
Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д. В современном мире существуют три основные разновидности республики: президентская, парламентарная и смешанная ( президентско-парламентарная ), хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др. Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство и перед кем оно ответственно, и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти (на принципе разделения властей, что характерно для президентской республики, либо исходя из принципа сотрудничества властей, что свойственно парламентарной республике). 1.4. Парламентарная республика Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента в организации государственной жизни страны.
Правительство формируется парламентским путём из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте. Члены правительства за свою деятельность несут ответственность перед парламентом.
Правительство правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется доверием парламентского большинства. В противном случае оно либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
Главными функциями парламента являются законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики. Глава государства – президент – в парламентарной республике обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от народа (избирателей) и не мог противопоставлять себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами. Применяются различные способы непрямых выборов президента.
Он избирается либо парламентом (Греция, Ливан, Турция), либо специально образуемой парламентской коллегией (например, в Германии в состав коллегии входят все депутаты нижней палаты и такое же число депутатов, избранных представительными органами земель; эта коллегия называется Федеральным собранием). В Италии в состав коллегии входят члены обеих палат парламента и делегаты областных советов, в Индии – выборные члены парламента и выборные члены законодательных собраний штатов.3 В парламентарной республике президент по конституции нередко наделяется широкими полномочиями, но осуществлять их может лишь по предложению («совету») правительства.
То есть полномочия президента по сути являются формальными и на практике он не оказывает сколько-нибудь значительного влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть реализовано только с согласия правительства, а исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них ответственность.
В такой республике президент не правит, но это не значит, что его роль в государстве незначительна. Некоторые вопросы государственного значения президент решает самостоятельно (в Италии он назначает некоторых должностных лиц, в ФРГ в определенных условиях вправе отклонить просьбу правительства о роспуске нижней палаты). В условиях, когда в парламенте ситуация складывается таким образом, что правительственная партия утрачивает большинство (например, в результате перехода депутатов в другие партии), президент может проявить самостоятельность в формировании нового правительства (так было, например, в Индии). Глава правительства (премьер-министр, канцлер, председатель совета министров, глава кабинета министров) в парламентарной республике назначается, как правило, президентом.
Являясь лидером партии, получившей большинство голосов в парламенте, он формирует правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.
Иными словами, способ выборов президента не является решающим критерием отличий парламентарной республики от президентской. Главное состоит в порядке назначения правительства и его политической ответственности. Как мы уже указали выше в парламентарной республике по тексту конституции, как и в республике президентской, правительство назначается президентом.
Но в отличие от президентской республики это формальный акт. В парламентарной республике, как и в парламентарной монархии, глава государства не является главой правительства и не свободен в выборе премьер-министра, который потом определяет состав правительства (кабинета) и вносит его на утверждение парламента. Президенту приходится назначать лидером правительства лицо, которое пользуется доверием парламента (его нижней палаты), иначе правительство не будет утверждено парламентом.
Поэтому в парламентарной республике пост премьер-министра занимает лидер партии, имеющей большинство в парламенте, или кандидат, предложенный блоком объединившихся партий, которые вместе располагают таким большинством (коалиционное правительство). Это означает, что правительство формируется партией (партиями), победившей на парламентских (а не на президентских) выборах.
В парламентарной республике правительство несет ответственность только перед парламентом, но не перед президентом. Вотум недоверия, принятый парламентом (большинством голосов), обязывает правительство уйти в отставку. Правда, есть вариант: президент, действующий в парламентарной республике по совету и с согласия правительства, может распустить парламент с обязательным назначением новых выборов. Если их результат будет не в пользу правительственной партии, т.е. она проиграет выборы, правительство уходит в отставку.4 Есть основания утверждать, что парламентарная республика представляет собой такую организацию высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, правовой порядок.
Парламентарная республика, особенно в её «чистом» виде, распространена гораздо меньше, чем президентская. В качестве примеров парламентарных республик можно привести такие страны, как Австрия, ФРГ, Финляндия, Италия, Венгрия, Чехия, Эстония, Индия, Ирландия, Португалия (после ряда реформ конституции 1976 г существенно ослабивших позиции президента), Кабо-Верде в Африке (с 1990 г.), Вануату в Океании и немногие другие страны.
Правда, в последние годы после ликвидации тоталитарных режимов по пути создания парламентарной республики идут многие страны Африки, но их опыт слишком мал, чтобы делать обобщающие выводы. 1.5. Президентская республика Президентская peспyбликa – это госудаpcтво, где должность президента является политически самостоятельной, позволяет главе государства под свою ответственность принимать решения.
Одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.5 Президентская республика — одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Первый президент в мире Дж. Вашингтон 1789г. Наиболее характерные черты президентской республики: — президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. — внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства. — наиболее последовательно проведен принцип разделения властей. — ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом. — более широкие, чем в парламентарной республике полномочия главы государства.
Законодательная, и исполнительная власть в президентской республике получают свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства. Судьи, как высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств.
Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не желает. Главный признак данной формы правления — отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закона. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая.
Тем не менее, они вынуждены сотрудничать, ибо ни одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую (смещение парламентом должностных лиц исполнительной и судебной власти путем импичмента может иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные правонарушения). Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в том, что президент может тормозить законодательную деятельность парламента, налагая на принятые им законы отлагательное вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь, как мы видели, верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а, кроме того, ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом международные договоры.
Судебная власть контролирует конституционность и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.
Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — президенту, судебная — Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) — через коллегию выборщиков.
Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц, принадлежащих к его партии. Президентские республики распространены в Латинской Америке. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики характеризовались исследователями как суперпрезидентские.
В них почти вся реальная власть сосредотачивается у президента, который выходит из-под контроля парламента и судебных органов и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями, а, например, в Заире, Малавии даже объявляется пожизненным главой государства. В последние 10-15 лет, однако, ситуация во многих из этих стран стала меняться и приближаться к конституционному эталону. В различных странах президентская форма правления имеет свои особенности.
Однако для всех президентских республик характерным является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице, либо непосредственно назначает главу правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров. Как мы уже отмечали в президентской республике непосредственно сам президент, как правило, избирается независимо от парламента (например, в Мексике прямым голосованием избирателей, в США – косвенным), хотя есть и исключения (в Суринаме одно время – 2/3 голосов парламента, в Египте кандидатуру президента на голосование избирателей может предложить только парламент). В большинстве республик президент лично назначает министров, как, например, в США или Бразилии, и в этом случае отдельного от президента правительства нет, существует кабинет президента, где министры имеют только совещательный голос.
В некоторых президентских республиках он может назначить также премьер-министра.
В этом случае есть правительство во главе с премьером, но фактическим руководителем правительства остается президент. Кроме того, ни премьер, ни министры политической ответственности перед парламентом не несут, не могут быть уволены им в отставку. Это означает, что кабинет или правительство формируется партией (крайне редко – блоком партий), победившей на президентских, а не на парламентских выборах, и президент – это лидер правящей партии, хотя во многих странах, будучи избран, он слагает с себя партийные обязанности и выступает как «надпартийный» деятель. Президент свободен в подборе членов правительства и делает это по своему усмотрению (в Нигерии, США и некоторых других странах необходимо, однако, при назначении министров согласие верхней палаты парламента – сената). Как правило, министры несут ответственность за свою деятельность только перед президентом и не могут быть уволены в отставку путем вотума недоверия в парламенте.
Иногда конституция прямо устанавливает, что президент является главой правительства (ст. 117 конституции Мозамбика 1990 г.). Как уже говорилось, в большинстве президентских республик нет особой должности премьер-министра, им является президент. Если же такая должность есть (иногда она предусмотрена конституциями, но может и не упоминаться ими, и во многих странах Азии и Африки она то вводилась, то упразднялась), то это так называемый административный премьер.
Политику правительства определяет президент, под руководством которого проходят заседания совета министров, где решаются наиболее важные вопросы (менее важные вопросы решаются под председательством административного премьера). В президентской республике осуществляется «жёсткое» разделение властей: президент не вправе досрочно распустить парламент (на практике в развивающихся странах это бывает; например, в 1993 г. президент Перу приостановил действие конституции и распустил парламент, назначив, правда, новые выборы), но и парламент не вправе смещать министров путем вотума недоверия. В тех же редких случаях, когда такая возможность может быть использована, всегда предусмотрено, что это не относится к фактическому главе правительства – президенту.
Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию (её называют «разделенным правлением»), характеризующуюся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая.
Тем не менее они вынуждены сотрудничать, ибо ни одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую (смещение парламентом должностных лиц исполнительной и судебной власти путём так называемого импичмента может иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные правонарушения). Ответственность правительства (министров) перед президентом – главный признак президентской республики.
Правда, парламент в такой республике имеет определенные полномочия (нередко весьма значительные) по контролю над управлением.
Судьи, как и высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств. Чтобы избежать диктата исполнительной власти на законодательную и судебную власть, в президентских республиках на уровне конституции закрепляется сложная система эффективно действующего механизма взаимных «сдержек и противовесов». Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в том, что президент может тормозить законодательную деятельность парламента, налагая на принятые им законы отлагательное вето, для преодоления которого требуется повторное рассмотрением законов в парламенте и квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента.
В свою очередь, как мы отмечали, верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а кроме того, ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом международные договоры.
Судебная власть контролирует конституционность актов и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью. Президент в пределах своей компетенции самостоятельно издает нормативные акты (например, указы, декреты и т.д.), которые занимают важное место в системе законодательства соответствующих стран. В настоящее время президентская республика является достаточно распространенной формой правления во многих регионах мира. Наиболее она распространена в Латинской Америке.
Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в частности, некоторые латиноамериканские президентские республики характеризуются исследователями как суперпрезидентские. Специфическими чертами обладала президентская республика в некоторых бывших странах социалистической ориентации.
В отдельные государствах (Ангола, Бенин, Конго, Мозамбик) практиковалось избрание президента республики высшим органом (съездом или центральным комитетом) единственной в стране правящей партии. Председатель этой партии, избранный её съездом, становился в соответствии с этим партийным постом автоматически президентом республики. Он получал лишь инвеституру (утверждение, вручение власти) в парламенте: последний не мог ни отказать в признании его президентом, ни избрать президентом другое лицо. Такой президент опирался не только на государственный, но и на реально властвовавший партийный аппарат.
Глава 2
Особенности организации и правового положения органов государственной власти в смешанных республиках
Смешанная республика Смешанная республика или ещё ее называют президентско-парламентская отличается двойной ответственностью правительства — перед президентом и парламентом. Схожие черты правления можно найти и в современной России, хотя роль парламента существенно ограничена по сравнению с французским парламентом.
Смешанная республика сочетает в себе наиболее сильные стороны парламентской и президентской систем правления. Она соединяет в себе сильную президентскую власть (достоинство президентской республики) и эффективный контроль за правительством со стороны парламента (сильная сторона парламентской республики). С одной стороны, президент наделён широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения парламента, назначает главу правительства (премьер-министра), имеет право распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т.д. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства посредством утверждения бюджета страны, вынесения вотума недоверия им. Например, по Конституции Французской Республики 1958 г. Президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики.
В то же время, назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента — Национального собрания, что характерно для парламентарной республики.
Вместе с тем Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления. Наблюдается самое различное соединение элементов парламентарной и президентской республик, а иногда появление таких черт, которых не было ни у одной из этих форм. В последнем случае происходит не просто смешение разных сторон отдельных разновидностей республиканской формы правления, а рождается новое качество, возникает своеобразный гибрид.
В результате остается все меньше «чистых» президентских или парламентарных республик, возникают полупрезидентские, полупарламентарные республики.6 Для этой цели используются как концепция «рационализированного парламентаризма», имеющая целью ограничить власть парламента и усилить исполнительную власть, так и требование ответственного правительства, неразрывно связанное с идеей парламентарной республики.
Один из наиболее типичных примеров смешанной формы — республика Перу по конституции 1933 года (до переворота 1968 г). Отличительная черта формы правления в Перу состояла в двойственном положении правительства по отношению к президенту и конгрессу по вопросу о политической ответственности. Совет министров был ответственен как перед президентом, так и перед законодательным органом.
К тому же реализацию президентом некоторых своих важных функций конституция ставила в преимущественную зависимость от волеизъявления конгресса. Особая разновидность смешанной формы правления существовала в Панаме с 1972 по 1979 годы. Ее существенная отличительная черта состоит в особом положении главы правительства в системе государственных органов республики — по конституции 1972 года он, а не президент был ключевым звеном государственного механизма.
Президент юридически, а еще больше фактически был низведен до положения второстепенной фигуры в структуре центральных органов государства. Совет кабинета наделялся конституцией главным образом совещательными полномочиями и действовал как консультативный орган при носителе высшей исполнительной власти — главе правительства. Еще одна особенность формы правления Панамы до конца 1978 года — формальное отсутствие в стране партийной системы, поэтому парламентские выборы проводились по территориальному признаку.
Для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделенным от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство. В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству.
Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом. В смешанной республике имеются следующие черты, присущие президентской формой правления: 1.Президент избирается непосредственно народом, что делает его независимым от парламента и дает ему возможность противопоставить себя парламенту.
Но в данном случае есть риск обострения отношений между президентом и парламентом, а также вследствие этого – между президентом и избирателями, в связи с чем, например, де Голль ушел в отставку с поста президента, когда на референдуме была отвергнута его реформа верхней палаты парламента – Сената. В тоже время при слабом парламенте республика, будучи по конституции полупрезидентской, на деле превращается в президентскую. 2.Вице-премьеров и министров президент может назначить по своему усмотрению, независимо от партийной расстановки сил в парламенте.
Премьер-министра он назначает тоже сам но по-разному: во Франции и Казахстане самостоятельно (хотя потом ему, а значит и правительству может быть выражено недоверие), в России, на Украине назначает с согласия парламента (в России – Государственной Думы). 3.Правительство несет ответственность перед президентом, который может по своему усмотрению уволить премьер-министра, отдельного министра и все правительство в отставку. Наряду с сильными элементами президентциализма, в полупрезидентской республике имеются черты парламентаризма.
Главная из них – ответственность правительства перед парламентом. Она всегда затруднена, в меньшей степени во Франции (нужно собрать не менее 10% подписей общего состава палаты для внесения такой резолюции, есть и другие условия), больше – в России, еще сложнее добиться такой ответственности в Белоруссии и некоторых других странах.
Второй элемент парламентаризма: согласие нижней палаты парламента на назначение определенной кандидатуры, предлагаемой президентом, на должность премьер-министра. Такой порядок предусмотрен не во всех странах, во Франции его нет, но в России и ряде других стран такое согласие обязательно. Наряду с совмещением черт президентской и парламентской форм правления полупрезидентская республика имеет такие особенности, которые не присущи первым. Основная из них — особый статус президента.
По конституции президент выводится за триаду разделения властей. Он не относится ни к одной ветви власти, в том числе к исполнительной власти, как это всегда бывает в президентской республике и по традиции – в парламентской. 2.2.
Суперпрезидентская республика
Вследствие особой роли главы государства, концентрации в его руках больших полномочий отдельные страны латинской Америки давно получили название суперпрезиденстких республик. Однако в последние десятилетия в Азии и Африке появились такие республики, где власть президентов была еще более усилена.
Они являлись руководителями единственной легальной, а то и вообще единственной партии, провозглашенной конституцией в тех или иных формулировках руководящей силой общества и государства. Президенты были главными идеологами страны, создателями официально провозглашенной идеологии (Гана при президенте Кваме Нкруме, Гвинея при президенте Секу Туре, Заир при президенте Мобуту и т.д.). Наконец, многие из таких лидеров в разных странах (Заир, Тунис, Уганда, Экваториальная Гвинея и др.) были провозглашены пожизненными президентами.
Таким образом, возникла президенстко-монократическая республика, форма президентского абсолютизма. В настоящее время в связи с процессами глобальной демократизации в мире таких форм президентской республики почти нет, но нельзя исключать их появление в дальнейшем. Особой формой суперпрезидентской республики является такая форма правления, которая устанавливается во многих государствах в результате военных переворотов.
Это довольно частое явление в развивающихся странах: со временем образования независимых государств в Латинской Америке (приблизительно полтора века назад) в странах этого региона, а также в Азии и Африке произошло более тысячи военных переворотов, более половины из них были успешными и привели к созданию новой системы управления. В этом случае парламент, как правило, распускается (исключение составила, например, Бразилия, где в 1964 году была лишь его чистка), правительство и президент смещаются со своих постов.
Создается новый высший орган – военный совет (революционный совет, совет национального спасения и т.д.), его председатель – лидер переворота провозглашается президентом республики.7 На места назначаются военные губернаторы, коменданты и др. Из прежних органов сохраняются обычно гражданские суды, но параллельно с ними создаются военные трибуналы, которые судят и гражданских лиц. Хотя в условиях военного управления могут проводиться выборы низовых представительных органов на местах (как трижды в Алжире и дважды – в Нигерии), они ставятся под надзор военных властей. Создается, таким образом, фактически республика без республиканских учреждений, можно сказать, что это президентстко-милитаристкая республика.
Глава 3
Состояние и перспективы развития формы правления в РФ
Республиканская форма правления в России, определяющая организацию высших органов государственной власти и порядок их деятельности, установлена в соответствии со ст. 1 Конституции Российской Федерации.
Главным определяющим признаком такой формы правления является выборность главы государства. Этим главным признаком республиканская форма правления отличается от монархии, характеризующаяся наследованием статуса главы государства.8 Конституция РФ, устанавливая республиканскую форму правления в России, одновременно закрепила следующие ее признаки: отказ от какого-либо независимого и длительно обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством и незыблемостью гражданских свобод; формирование государственных органов на основе свободных выборов и на определенный ограниченный срок и т.д. Российской Федерации, как и некоторым другим государствам, присущи черты парламентской и президентской республики.
Это находит свое выражение в установлении сильной президентской власти при сохранении ряда типичных признаков парламентской формы (наличие председателя (премьер-министра) правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти правительства Федеральным Собранием РФ 9парламентом) и роспуск парламента Президентом РФ). С момента своего становления в качестве конституционного государства Российская Федерация постоянно движется в сторону усиления черт президентской республики.9 По ряду формально-юридических признаков к республике смешанного типа можно отнести и Российскую Федерацию.
Особенностью формы правления в Российской Федерации является то, что в силу своего федерального характера она имеет в своем составе 21 республику в качестве субъектов Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 5 Конституции РФ 1993 года, республика в составе РФ является государством, имеющим свою Конституцию и законодательство. Федеративный договор, за которым Конституция РФ признает качество источника конституционного права Российской Федерации, называют республики суверенными. Они имеют собственное гражданство, собственную государственную символику, а так же имеют право свободного выхода из Российской Федерации.
Если Россию относят к республике смешанного типа, то среди республик в ее составе имеются как республики смешанного типа, так и республики с президентской формой правления. В Российской Федерации большую роль играет власть Президента. Ее трудно отнести к исполнительной или законодательной власти. Это особая форма, самостоятельная власть, вытекающая из статуса главы государства как гаранта Конституции.
Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом, правительством и парламентом, но и созданием при президенте специальных органов (администраций, управлений делами, комиссий, комитетов, аналитических центров, аппарата представителей и т.д.), содействующий президенту Российской Федерации и осуществления его полномочий главы государства. Гаранта Конституции, в реализации его законодательной инициативы.
Заключение
Базируясь на полученных знаниях и специализированной литературы, можно сделать следующие выводы: — что республика как форма правления доказала свою исключительную живучесть, приспособляясь к различным условиям и эпохам политической истории. — что не может быть одной модели формы правления для всех государств.
Форма правления зависит от многих факторов и на территории каждого конкретного государства с учетом определенных предпосылок ( национальный состав, религия, менталитет, исторические традиции ) следует применять оптимально соответствующую форму правления именно для данного государства, с учетом мнения и требований народа, проживающего на территории государства. Подводя итог над курсовой работой, заключим, что республиканская форма правления в наибольшей степени обеспечивает участие население в формировании высших органов государственной власти.
Библиографический список
1.Благож Й. Форма правления человека в буржуазных государствах. – М.: Юридическая литература, 1985. 2.Гукепшоков М.Х. Форма правления современного государства // Правовая политика и правовая жизнь. – 2002 № 1. 3.Гулиев В.Е. Российская государственность: состояние и тенденции // Политические проблемы теории государства. – М 1993. 4.Денисов А.И. Сущность и формы государства. – М.: Изд-во МГУ, 1960. 5.Ермаков А.П. Теория формы государства в советской юридической науке: автореф… канд. юрид. Наук. – М 1985. 6.Ильин И.А. О монархии и республике // Вопросы философии. – 1991 № 4-5. 7.Каск Л.И. Функции и структура государства. – Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1969 8.Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (опыт сравнительно-правового анализа) // Государство и право. – 2003 № 10 9.Кулябин А.И. Президентство – лучшая ли это форма исполнительной власти? // Государство и право № 8. 10. Локк Дж. Два тракта о правлении // Локк Дж. Сочинения: в 3 т. – М.: Мысль, 1988. 11.Окуньков Л.А. Президент и правительство в механизме государственной власти // Журнал российского права. – 2001 № 4. 12. Петров В.С. Тип и формы государства. – Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1967. 13.Петров В.С. Сущность, содержание и формы государства. – Л.: Наука, 1977. 14. Писаренко К.А. Об эволюции форм правления европейских государств в новое и новейшее время (конец XVI-XX вв.). – М 1998. 15. Степанов И.М. Парламентская демократия и выбор формы правления // Конституционный строй России: сборник статей.
Вып. 2 Вопросы парламентского права. – М 1995 16. Чиркин В. Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. – 1994 № 1. 17. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М.: Артикул, 1997.