Выдержка из текста работы
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что за последние два года рынок труда претерпел значительные изменения, в большей степени обусловленные экономическим кризисом. Положение выпускников вузов на рынке труда характеризуются неоднозначностью, что обусловлено специфичностью направлений подготовки выпускников и их востребованностью на рынке труда. Так, согласно результатам различных исследований, невостребованность выпускников вузов достигает от 28 до 50%, а по некоторым специальностям — и до 70%. Обозначенную тенденцию подтверждают и данные статистики. Из 1,5 млн. выпускников вузов востребованы отечественным рынком труда только треть.
В ситуации превышения предложения рабочей силы на рынке труда, сформированного в основном за счет специалистов по управлению персоналом со стажем, выпускникам, только что окончившим вуз и преимущественно не имеющих опыта работы по специальности, достаточно сложно выдержать конкуренцию и претендовать на качественные рабочие места.
Актуальной задачей становится исследование требований работодателей к качественным характеристикам выпускников вузов, позволяющим последним выдержать конкуренцию на рынке труда по сравнению с другими участниками, занять свое трудовое место в соответствии с профилем полученной специальности и эффективно выполнять свои функциональные обязанности.
Состояние научной разработанности проблемы исследования
Проблемам конкурентоспособности выпускников на рынке труда посвящены работы российских ученых О.А. Александровой, М. Вражновой, Г. Зборовского, И. Ивановой, О.В. Киржбаум, Н.А. Лоншаковой, Л.И. Мошкович, А.В. Новачук, Н. Нуриева, С.Д. Резника, М. Скоробогатовой, Е. Шуклиной и др.
Большую практическую ценность представляют труды ученых, разработавших методические подходы к оценке уровня конкурентоспособности выпускников вузов, Е.В. Масленниковой, Н. Нуриева, В.А. Оганесова, М.Л. Полдолиной, Т.П. Савенковой, А. Степусь, С.И. Сотниковой, А.В. Чистяка, О.А. Ткачевой, Т.В. Черняка, Д.В. Чернилевского, О.А. Шавандиной, В.И. Шаповалова и др.
Важное значение имеют работы исследователей, посвященные выделению критериев оценки качественных характеристик выпускников вузов. Позиция работодателей относительно качественных характеристик выпускников вузов отражена в исследованиях А. Гнетневой, Н. Григорьевой О. Дымарской, А. Жигадло, М. Лемуткиной, О.А. Лышовой, М. Филь. С позиции вуза к качественным характеристикам выпускников вузов подходят в своих работах исследователи О. Берестнева, Н.Я. Гарафутдинова, З.А. Капелюк, Н.Р. Кельчевская, М.Г. Сергеева, П.Е. Щеглов.
Механизмы взаимодействия рынка труда и высшей школы анализируются в трудах И. Артюшиной, С.М. Астаховой, Т.Б. Беляевой, В. Казерина, Г.А. Лукичева, JI. Чижовой, М.В. Юрасовой.
На сегодняшний день недостаточно исследованными остаются теоретические и прикладные аспекты оценки уровня конкурентоспособности выпускников вузов, учитывающие как требования государственных образовательных стандартов, так и требования работодателей. В частности, нет однозначного понимания понятий «выпускник вуза», «конкурентоспособность выпускника вуза», отсутствует классификация факторов, оказывающих воздействие на конкурентоспособность выпускников вузов, не определены составляющие конкурентоспособности и их содержание.
Материалы журнальных статей, а также Интернета, дают отдельные отрывочные представления о конкурентоспособности выпускников вузов и ее составляющих, что не создает полного представления о ее сущности и методах разработки критериев оценки.
Очень важной, но неисследованной остается проблема согласования требований, предъявляемых к специалистам со стороны вузов и работодателей, в связи с чем отсутствует методика оценки уровня конкурентоспособности выпускников, учитывающая указанные выше аспекты. Особую важность в этой связи приобретают вопросы связанные с разработкой методических и практических рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности выпускников вузов.
В ходе проведенного анализа исследований были выявлены некоторые недостатки. Так, практически половина исследований проведена в рамках одного вуза либо в нескольких вузах (но не более 10), опрашивались несколько работодателей из одного города. Поле таких исследований невелико, что не позволяет говорить об универсальности выводов.
Кроме того, недостаточно изучены требования работодателей, как непосредственного участника процесса трудоустройства выпускников вузов.
Вопрос эффективного формирования и использования трудового потенциала молодых специалистов — самой продуктивной части населения, является важнейшим вопросом в социально-экономическом развитии страны. На российском рынке труда молодых специалистов наблюдается растущий спрос на гибких профессионалов, способных в течение жизни неоднократно сменить сферу профессиональной деятельности. Тенденции Ульяновской области повторяют общероссийские: инициативные универсалы, готовые выполнять обязанности за нескольких человек. Ульяновская область по-прежнему находится на 2-ом месте в рейтинге ПФО по уровню регистрируемой безработицы, уступая только Нижегородской области (0,61 %). По состоянию на 15 ноября 2012 года на одного безработного приходится 2,4 вакансии. Основной проблемой при трудоустройстве граждан остаётся несоответствие спроса и предложения рабочей силы в области. В ходе кабинетного исследования мы выяснили, что основные требования работодателей к специалистам с высшим образованием на 70% совпадают с компетенциями, которыми должен обладать выпускник.
Проблема нашего исследования: с одной стороны, требования работодателей и реальные компетенции выпускников вузов совпадают, с другой стороны, молодые специалисты с высшим образованием испытывают трудности при трудоустройстве по специальности.
Объектом нашего исследование стало поведение выпускников вузов на региональном рынке труда, а предметом — факторы, влияющие на успешное трудоустройство выпускников ВУЗов
Цель: изучить стратегии поведения выпускников ВУЗа на рынке труда г. Ульяновска, построить алгоритм успешного трудоустройства.
Задачи:
1. Проанализировать состояние рынка труда России и г. Ульяновска
2. Оценить информированность выпускников ВУЗов о требованиях работодателей
3. Изучить наиболее распространенные технологии поиска работы
4. Выявить основные стратегии поведения выпускников ВУЗа на рынке труда
5. Выделить факторы, влияющие на результат поиска работы и удовлетворенность трудоустройством
Исследование базируется на принципах многопричинности, комплексности, системности.
Методология включает следующие подходы:
Структурно-функциональный подход позволяет определить значение факторов влияющих на потребительскую активность, а так же выделить самые приоритетные из них. Этот подход позволяет объяснить отношения между системными единицами — элементами и факторами, влияющими на успешное трудоустройство. Он предусматривает, что любая системная единица обязана быть функциональной, т.е. вносить свой вклад в деятельность по достижению поставленных целей, а значит, способствовать адаптации системы в целом: повышать ее устойчивость, эффективность взаимодействия с аудиторией, осуществлять регуляцию внутренних связей и поведения отдельных частей системы. Данный подход помогает выяснить, какие факторы оказывают влияние на успешное трудоустройство выпускников ВУЗов
Теоретической основой среднего и частного уровня выступают:
1) Теория человеческого капитала Г. Беккера
«Человеческий капитал — это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации». Отправным пунктом для Беккера служило представление, что при вкладывании своих средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. На основании этой теории можно вывести закономерность: чем больше усилий тратит выпускник на приобретение качественного образования, тем выше его шансы на успешное трудоустройство.
2) Теория труда К. Маркса. В качестве идеала выступает «гармонично развитый индивидуум», понимаемый как работник, постоянно сменяющий различные виды деятельности, осваивающий их и становящийся разносторонним человеком, лучше осознающим свое место в мире. Основываясь на эту теорию, можно предположить, что важным фактором успешного трудоустройства является готовность к самообразованию, дополнительному обучению.
3) Теория профессиональной самореализации Е. А. Климова. Ученый выявляет идеал «легкого труда». Например, таким «идеалом» мог бы стать образ человека, не прилагающего никаких усилий в своей работе (тогда спрашивается, зачем ему нужны способности, умения), не напрягающего свою память (зачем тогда знания и способы ориентировки в мире науки), не переживающего и не волнующегося за свою работу (зачем тогда нужны чувства) и т.п. На основании этой теории можно предположить, что выпускники вуза, которые ищут «легкую, но хорошо оплачиваемую работу», имеют низкие шансы успешного трудоустройства
4) Теория рынка труда А. Смита. Безработица в значительной мере носит добровольный характер, поскольку связана с нежеланием работников трудиться за недостаточно высокую, по их мнению, заработную плату. Главным фактором борьбы с безработицы выступает снижение заработной платы. Основываясь на данную теорию, можно предположить, что проблемы с трудоустройством у молодых специалистов возникают из-за завышенных ожиданий уровня заработной платы.
Мы использовали следующие методы исследования:
1. Анализ вторичной информации (теоретической и эмпирической)
2. Анкетный опрос выпускников ВУЗов г. Ульяновска 2010-2012 годов (выборка составила 360 человек)
3. Фокус-групповая дискуссия (2 фокус-группы по 10 человек)
4. Наблюдение («Кадровые агентства г. Ульяновска как источник информации о вакансиях для молодых специалистов с высшим образованием»)
1. Состояние рынка труда в России и регионе
1.1 Общие тенденции изменения российского и регионального рынка труда
Рынок труда молодых специалистов, выпускников системы высшего профессионального образования — специфическая социальная сфера, где навстречу друг другу идут два социальных потока. С одной стороны — это группа выпускников высших профессиональных образовательных учреждений, российских университетов. А с другой стороны — потребность производственной сферы, которая может быть материальной, социальной, государственной или частной, в сотрудниках, перспективных, имеющих желание работать, по-новому подготовленных, знающих особенности современной профессиональной деятельности. Этот рынок можно рассматривать как нишу, созданную в результате деятельности системы высшего профессионального образования, как результат действий механизма подготовки новых профессионалов. Объем этого рынка зафиксирован на официальном сайте Министерства образования и науки: 2009 г. — 297 467 чел.; 2010 г. — 292 369 чел.; 2011 г. — 278 529 чел. Следует обратить внимание на то, что даже после усилий министерства по сокращению бюджетных мест в российских университетах, объем рынка выпускников вузов не претерпел больших изменений. Группа выпускников университетов каждый год пополняет статистику ищущих работу, и подавляющее большинство находит работу в течение первых месяцев после выпуска. Рынок на некоторое время замирает для того, чтобы наполниться следующей группой выпускников следующего года. В этом ритме заключается особенность рынка труда молодых специалистов.
Среди факторов, которые влияют на состояние и динамику рынка выпускников, доминирующим и определяющим является экономика, ее подъем или упадок. В этом случае выпускники, как социальная группа, могут сыграть либо как инновационная, либо как инерционная сила. Современный этап развития экономики, в том числе экономики наиболее развитых регионов России, вполне закономерно определяется как инновационный. Идею инновационного развития экономики в период, когда научно-технический прогресс приобретает необратимый характер, обосновал еще экономист и общественный мыслитель Й. Шумпетер. Резкая активизация инновационного процесса, интереса к инновациям связана с формированием нового типа экономического развития, в основе которого непрерывное изменение производственной базы и характера выпускаемой продукции, с появлением принципиально новых технологий и новых товаров и услуг. В условиях ужесточения конкуренции на мировых рынках за новизну и качество инновации превратились в основной вектор экономического развития. С этой точки зрения, синергетическая связь между производством и высшей профессиональной школой становится основой для инновационного развития экономики. Причем связь эта осуществляется во многом через рынок труда выпускников высших профессиональных образовательных учреждений, университетов. Без такой связи невозможен ритмичный процесс разработки и внедрения передовых технологий и продвижение на рынок новых видов продукции.
В настоящее время, когда наблюдается оживление российской экономики, от некоторых общественных деятелей и аналитиков можно услышать, что система профессионального, в том числе высшего профессионального образования, не обеспечивает растущую экономику необходимыми ей кадрами. Экономика сталкивается с острым дефицитом квалифицированных инженеров, техников, рабочих. Однако неверно представлять, что происходит возрождение советской индустриальной экономики, основу которой составляли гигантские заводы с поточно-массовым производством, с преобладанием промышленных рабочих в общей численности занятого населения. Попытки возродить или поддержать прежних индустриальных гигантов всегда заканчиваются убытками и банкротством таких предприятий и производств. Возрождение индустриального типа экономики на стадии постиндустриального глобализированного общества невозможно. Системе высшего профессионального образования предстоит готовить специалистов для деятельности в иной, новой, постиндустриальной экономике, где инновации играют первостепенную роль.
В современной российской экономике можно уже видеть черты этой экономики. В промышленности на смену заводам с тысячью и более сотрудников пришли высокопроизводительные предприятия с несколькими десятками сотрудников. Объем выпускаемой продукции этих предприятий, их налогооблагаемая база одинаковы, но производительность труда в десятки раз выше. Примером постиндустриальных изменений служит автомобильная промышленность. На смену гигантским предприятиям с замкнутыми производственными циклами, с многочисленными цехами, выпускающими весь спектр деталей, составляющих автомобиль, со сложной управленческой структурой, огромными производственными площадями, складскими помещениями, с производством, ежедневно собирающим большое количество людей в одном месте, пришли сетевые международные автомобильные корпорации. Эти сети объединяют отдельные сравнительно небольшие предприятия, выпускающие различные детали, узлы и агрегаты, из которых затем на сборочных заводах, расположенных в разных странах собирается конечное изделие. Так работают фирмы «Дженерал Моторс», «Форд», «Рено», «Ситроен», «Тойота» и др. Подобная организация производства распространяется и на многие другие отрасли промышленности, захватывая даже отрасли добывающей промышленности, нефтегазовой, угольной и др. Это предприятия иного типа, требующие профессионалов, подготовленных по-другому. Меняются структура занятости и характер труда в строительстве, сельском хозяйстве. Самое главное, что из материального производства сельского хозяйства (первичного сектора) и промышленности (вторичного сектора) высвобождается большое количество людей. Они поглощаются сферой услуг (третичным сектором). Сфера услуг включает в себя два сектора: производство материальных услуг (транспорт, торговля, жилищно-бытовое обслуживание и т.д.), а также производство нематериальных услуг (управление, армия и органы безопасности, образование, здравоохранение, наука, искусство, социальное обслуживание, маркетинг, аудит, кредитование, страхование и т.п.).
Увеличение доли сферы услуг в объеме внутреннего валового продукта страны до 50% и более — признак перехода экономики страны к постиндустриальной стадии экономики. Сейчас к странам такого типа относят США (на сферу услуг приходится 80% ВВП, 2002 г.), страны Евросоюза (сфера услуг — 69,4% ВВП, 2004 г.), Япония (67,7% ВВП, 2001 г.), Россия (58-61% ВВП, 2007-2008 гг.).
Основным ответом на вызовы новых технологий стало повышение уровня образования и улучшение профессиональной подготовки, что не может не сказываться на изменении структуры и качества образования.
На рынок труда, куда вступают выпускники высших профессиональных учреждений, серьезное влияние оказывает ряд факторов. Наблюдается тенденция к увеличению доли квалифицированного труда в общей занятости и в индустриально развитых странах, и в странах развивающихся, причем в последних эта тенденция значительно заметнее. Состояние рынка труда определяется также демографическими, миграционными процессами, степенью вовлеченности страны в мировое разделение труда. Важным фактором, связанным с процессом глобализации и оказывающим влияние на тенденции занятости и рынок труда выпускников университетов, является рост числа иммигрантов. Увеличение притока иностранных специалистов, получивших хорошую подготовку в университетах, обостряет конкуренцию на рынке интеллектуальной рабочей силы. К неблагоприятным факторам, проявляющим себя в развитых странах с начала 80-х гг. ХХ в., способствующим росту напряженности на рынке интеллектуального труда, следует отнести достаточно высокую зарегулированность социально-трудовых отношений. Подобная зарегулированность выражается в жестком контроле государством форм занятости, оплаты труда, системы социальной помощи. Курс на усиление гибкости рынка труда выпускников университетов, взятый в настоящее время в развитых странах, позволяет им решать проблему вовлечения в инновационную производственную деятельность своих стран наиболее хорошо подготовленных выпускников высших профессиональных образовательных учреждений, даже если они были подготовлены зарубежными университетами. Этому во многом способствует развитие Болонского процесса, затронувшего и российские университеты.
Таким образом, действие указанных мною факторов, во многом имеющих всеобщий, а не локальный характер, инициировало позитивные тенденции на рынке труда выпускников вузов, в занятости и активности на рынке труда, одновременно породит сложные проблемы, связанные с угрозой безработицы.
Нужно отметить, что, несмотря на рост и диверсификацию потребностей производства в персонале, имеющем высшее образование, усилия государства, стремящегося помочь молодым специалистам, все это не снимает сложности вхождения в активную жизнь для большинства выпускников высшей школы. Причины, как мне кажется, здесь следующие:
1. Динамичное изменение структуры современной экономики, которое неизбежно опережает консервативную систему высшего профессионального образования. С одной стороны, возрастает спрос на высококвалифицированных специалистов в расширяющейся сфере услуг, с другой, сокращается спрос в традиционных отраслях экономики, на которые в большой степени и ориентируется сложившаяся система высшего профессионального образования.
2. Для выпускников, вышедших на рынок труда, являются проблемой диспропорции в подготовке и выпуске специалистов в области гуманитарных и естественнонаучных, технологических профессий, так как они требуют разной сложности материальной базы учебного процесса и по-разному финансируются в разных странах.
3. Рынок труда выпускников вузов испытывает влияние транснациональных компаний, которые влияют на создание новых сегментов, где концентрируется деятельность в производствах, требующих внедрения новейших достижений НТП, что обусловливается дешевизной и неразвитостью спроса на таких специалистов в России.
4. Немаловажное значение в настоящее время в России играет активизация процессов трудовой миграции, создающая одновременно дополнительные возможности мобильности высокообразованной и хорошо подготовленной рабочей силы и угрозу безработицы для коренного населения.
5. Определенной сложностью является разница потребностей и ожиданий выпускников университетов и работодателей.
6. Следует отметить и, активно обсуждающуюся сейчас в России, утечку части выпускников за пределы страны. На внутреннем же рынке преобладает спрос на работников низкого и среднего уровня квалификации. Отсутствие условий для повышения профессиональной, территориальной и отраслевой мобильности молодых специалистов.
Естественным ответом на эти проблемы, поставленные новыми технологиями и процессами растущей глобализации, является не только повышение уровня образованности выпускников высшей школы, использование новых форм организации труда в университетах, но, главным образом, улучшение именно профессиональной подготовки молодых специалистов. Скорость, технологические нововведения, которые вносят изменения в рынок труда и требуемые знания, ставят все новые задачи перед системой высшего профессионального образования, ориентируя ее на подготовку специалистов особого типа, умеющих самостоятельно мыслить и доучиваться, лучше приспосабливаться к изменяющимся технологиям, чем специалист, накрепко овладевший определенными навыками. Работник современного предприятия должен быть готов к постоянному овладению новыми знаниями по мере появления на производстве информационных или иного типа технологий. Специалист, подготовленный современным вузом, должен обладать способностью оценивать организацию, в которой он работает, не с точки зрения своей узкой специальности, а находить место отдельной проблемы, приобретающей актуальность в системе производственной деятельности. Разнообразие навыков предполагает режим постоянного переобучения. На рынке труда молодых специалистов наблюдается растущий спрос на гибких профессионалов, способных в течение жизни неоднократно сменить сферу профессиональной деятельности, а не на специалистов, отлично освоивших одну специальность. То есть, инновационный тип развития производственной сферы с особой остротой ставит проблему неразрывной связи образования с производственной деятельностью на протяжении всей трудовой жизни. И, в конечном итоге, это означает более тесный и органичный диалог между высшими профессиональными учебными заведениями и сферой предпринимательских отношений, бизнесом.
Можно с уверенностью утверждать, что расширение доступа к высшему образованию и рост спроса на высококвалифицированных специалистов на рынке труда выпускников вузов благоприятно сказываются на занятости выпускников. Хотя сторонники идеи «избытка образованности» считают, что на рынке труда появляются тенденции востребованности выпускников с высшим образованием на должностях промежуточного (не высшего) уровня. Вместе с тем отмечается, что рост числа образованных людей является потенциально позитивным для экономического развития, для общества в целом. «Избыток» выпускников высшей школы играет решающую роль в появлении новых потребностей в профессиональных навыках и знаниях, их преобразовании в требования рынка труда и создании новых рабочих мест.
Эволюция высшего профессионального образования в области квалификации и компетенции проявляется в современных условиях, прежде всего, в растущем признании среди работодателей необходимости высокого уровня образования, широких знаний в избранной профессиональной области и многофункциональной компетенции у выпускников. Это объясняется невозможностью из-за быстрых изменений на рынке труда заранее определить уровень компетенции, который может быть востребованным в той или иной области, и трудностью найти компромисс между специфической компетенцией и конкретными профессиональными задачами.
Таким образом, рынок труда выпускников системы высшего профессионального образования представляет собой своеобразную социальную сферу, где происходит общественно важный обмен между образованием и производством. Современный рынок труда молодых специалистов, развивающийся в условиях перехода промышленности на постиндустриальную стадию, предъявляет к подготовке специалистов требование, суть которого заключается в гибкости, обеспечивающей интеграцию базового и узкоспециального образования, а также знаний межотраслевого характера. Одновременно, согласно концепции непрерывного, продолжающегося в течение всей профессиональной жизни образования, университеты должны иметь возможность предложить дополнительные консультативные услуги, вместо чрезмерного специализированного образования.
Ульяновская область по-прежнему находится на 2-ом месте в рейтинге ПФО по уровню регистрируемой безработицы, уступая только Нижегородской области (0,61 %).По состоянию на 15 ноября 2012 года на одного безработного приходится 2,4 вакансии. Основной проблемой при трудоустройстве граждан остаётся несоответствие спроса и предложения рабочей силы в области.
В настоящее время особое внимание при формировании вакансий уделяется оплате труда. В данном направлении руководством Департамента занятости принято решение провести анализ заявленных в службу занятости вакансий по уровню оплаты труда по категориям отраслей и подготовить предложения по расширению поиска вакансий с высоким уровнем оплаты труда.
Рынок труда области сегодня можно охарактеризовать по отдельным позициям кадровым дефицитом. Как и в других регионах России, работодатели Ульяновской области, принимая на работу соискателя, стремятся «убить сразу двух зайцев». Поэтому инициативные универсалы, готовые выполнять обязанности за нескольких человек, по-прежнему остаются на особом счету. С другой стороны, кадровики констатируют факт: к профессионализму претендентов по прошествии кризиса стали предъявляться более жесткие требования. То есть, по меркам работодателей, профессионал должен быть «еще профессиональнее», чем раньше.
Молодые специалисты, только что выпорхнувших из учебных заведений профессионального образования «во взрослую жизнь» вполне приходятся к месту в роли специалистов начального уровня, которых работодатели готовы за свой счет доучить до требующейся квалификационной планки. Здесь традиционными формами «доводки» остаются стажировка и корпоративное обучение.
Компания HeadHunter проанализировала более 6000 вакансий, размещенных на сайте hh.ru по Ульяновской области в 2011-2012 годах, и определила, кто нужен сегодня в регионе. Кроме того, был сделан прогноз на пять лет. Согласно исследованию, в первую очередь работодатели ждут студентов в отрасли продаж (32,3 % от всех вакансий). На втором и третьем местах — отрасль финансов и банков, а также консультирование (по 16,1 % и 14,2 % соответственно).
Также высокий спрос на молодых специалистов в сфере страхования, транспорта, управления персоналом и на производстве.
Средняя заработная плата, предлагаемая молодым специалистам и студентам в Ульяновске, сегодня составляет 11 350 рублей (в 2011 году — 10 200 рублей). Для сравнения, средняя заработная плата по рынку труда Ульяновска в целом в июне составила 19 400 рублей.
В ближайшее десятилетие на рынке труда Ульяновской области будет расти спрос на менеджеров по продажам. Также хорошим спросом пользуются IT-профессионалы всех уровней — от помощников системного администратора до IT-директора. В 2015-2020 годах компания HeadHunter прогнозирует высокий спрос на специалистов в сфере нанотехнологий. Хорошие перспективы и предложения появятся для специалистов в сфере биохимии, генетики и фармацевтики. В период острой конкуренции и перенасыщения рынка возрастет роль маркетологов и рекламистов с высоким уровнем креатива и изобретательности.
Руководители стали уделять больше внимания личностным качествам кандидатов. Работодатель хочет, чтобы соискатель был обучаем, гибок, мобилен, ответственен, самоорганизован, самостоятелен в поиске дополнительной информации, чтобы мог ориентироваться в смежных областях и постоянно наращивал свой объем знаний. Кроме того, он должен быть готов работать в компании на долгосрочную перспективу и в связи с этим планировать свои личные интересы. Соискатели же, изучая рынок предложения, прежде всего смотрят на уровень зарплаты, отмечают эксперты.
Если выставить вакансию дворника с зарплатой 30 тысяч рублей, телефон разорвется, причем люди с высшим образованием тоже будут звонить. Это общероссийская тенденция: исследования ВЦИОМ, опубликованные в конце прошлого года, показали, что в выборе компании-работодателя самым важным критерием для россиян является хорошая зарплата. На втором месте — выполнение компанией обязательств перед работниками, на третьем — социальный пакет.
Наибольшую заинтересованность в молодых специалистах проявляют западные компании, которые имеют опыт «выращивания» для себя сотрудников. Наиболее востребованы инженерно-технические специалисты, владеющие иностранным языком (чаще всего английским). К сожалению, в регионе пока еще остро ощущается дефицит перспективных кадров, владеющих иностранным языком и связывающих свое будущее с работой в Ульяновске.
Основные трудности, с которыми столкнулись молодые специалисты г. Ульяновска — это небольшой опыт работы (70%), предложение низкой заработной платы (53%), отсутствие вакансий по специальности (40%). Интересно, что дикриминацию по половому признаку отметили 12% девушек. Чаще всего с отсутствием вакансий по специальности сталкивались выпускники естественно-научного профиля (51%), реже всего — выпускники технического профиля (33%), «технари» чаще других сталкивались с несоответствием знаний требованиям (29%). Эту же проблему отметили «хорошисты» (31%) и «троечники» (33%). «Гуманитарии», в свою очередь, реже других специалистов отмечают несоответствие своих знаний требованиям (16%) и чаще всего признаются, что труждности возникали из-за приёма на работу «по знакомству» (см. табл. 1.1.1.).
Таблица 1.1.1.
Трудности при трудоустройстве молодых специалистов г. Ульяновска в зависимости от профиля специальности и успеваемости (в % от числа опрощенных, n=360)
Показатели |
Всего |
Профиль специальности |
Успеваемость в вузе |
|||||||
гуманитарный |
экономический |
технический |
естественно-научный, |
отлично |
отлично и хорошо |
в основном хорошо |
в основном удовлетв |
|||
Трудности при трудоустройстве |
||||||||||
Отсутствие вакансий |
40 |
41 |
44 |
33 |
51 |
36 |
40 |
45 |
35 |
|
Несоответствие знаний требованиям |
22 |
16 |
30 |
29 |
16 |
22 |
11 |
31 |
33 |
|
Небольшой опыт работы |
70 |
64 |
71 |
82 |
60 |
64 |
69 |
69 |
80 |
|
Предложение низкой заработной платы |
53 |
53 |
34 |
60 |
66 |
72 |
56 |
46 |
57 |
|
Страх при собеседовании |
7 |
7 |
7 |
7 |
9 |
6 |
4 |
10 |
11 |
|
Отсутствие карьерного роста |
21 |
22 |
23 |
18 |
27 |
22 |
32 |
18 |
17 |
|
Принимали «по знакомству» |
11 |
17 |
15 |
5 |
6 |
8 |
5 |
14 |
11 |
|
Ограничения по возрасту |
6 |
8 |
6 |
4 |
6 |
11 |
5 |
8 |
2 |
|
Дискриминация по половому признаку |
7 |
8 |
14 |
3 |
4 |
9 |
6 |
2 |
||
Другое |
2 |
3 |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
2 |
0 |
(в сумме не получается 100% , потому что вопрос предлагал многовариантность ответа)
Интересно также, с какими трудностями чаще всего сталкиваются неработающие на данный момент студенты. Чаще всего это отсутствие вакансий (77%), отсутствие карьерного роста (29%) и страх при прохождении собеседования — 23%, при среднем значении 7%(см. Рис.1.1.1.)
Рис. 1.1.1. Трудности при трудоустройстве неработающих выпускников ВУЗов (в % от числа опрощенных, n=360) (в сумме не получается 100%, потому что вопрос предлагал многовариантность ответа)
1.2 Компетенции выпускников высших учебных заведений Ульяновска: самооценки и оценки работодателей
рынок труд региональный специалист
Компетенция (в переводе с латинского competentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Под компетенцией мы понимаем в соответствии с Глоссарием Европейского Фонда образования:
— способность делать что-либо хорошо или эффективно;
— способность удовлетворять требования к выполнению работы;
— способность удовлетворять требования к выполнению определенных рабочих функций.
Другими словами, компетентность — это способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии. Профессиональные стандарты очень важны для системы образования, поскольку позволяют понять, какие требования к квалификации выпускника предъявляют работодатели.
Определение ключевых для выпускников компетенций необходимо для того, чтобы люди, закончившие профессиональные учебные заведения, были востребованы на рынке труда даже в контексте грядущих структурных изменений. Выпускники должны обладать набором ключевых для своей специальности характеристик, которые можно сформулировать только с учетом знания требований работодателей, преподавателей и самих выпускников. В результате разработки такого набора корректируются учебные планы и диверсифицируются каналы взаимодействия с работодателями. В настоящее время Россия переживает базисные изменения социально-экономической ситуации, суть которых — формирование рыночных отношений в экономике и либерализация социальной сферы. Мировая цивилизация вступила в принципиально новый этап своего развития, характерными особенностями которого являются интеллектуализация, технологизация, информатизация и глобализация экономики. На этом этапе ведущая роль человеческого фактора в экономическом развитии и национальном богатстве становится все более очевидной. Эффективное использование и развитие человеческого капитала, способность создавать и осваивать новейшие технологии становятся не только критическими условиями устойчивого повышения уровня жизни, но и главными качественными критериями, отличающими передовые страны от отстающих.
Важной составляющей перемен является вхождение России в современную информационную цивилизацию, когда объем информации удваивается каждые три года, список профессий обновляется более чем на 50 % каждые семь лет, и чтобы быть успешным, человеку приходится менять место работы в среднем 3-5 раз в жизни.
В обществе, основанном на знаниях, основным фактором социально-экономического развития становится человеческий капитал, который составляют опыт, умения, навыки человека, его творческие способности, моральные ценности и культура труда.
Сегодня от профессионала требуется не столько обладание какой бы то ни было специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы. О своей неудовлетворенности качеством подготовки кадров в системе профессионального образования страны все более категорично заявляют работодатели как главные их «заказчики» и «потребители».
Эффективность и качество начального профессионального образования принято измерять по показателям трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений, их социального самочувствия, уровню конкурентоспособности молодых рабочих и специалистов на рынке труда, показателям молодежной безработицы.
Очевидно, что некачественная профессионализация затрудняет социальную адаптацию молодых людей в современных социально-экономических условиях: по данным социологов, страх потери работы испытывают 77 % выпускников в возрасте 18-29 лет.
Современный рынок труда, основными характеристиками которого являются гибкость, изменчивость, высокая инновационная динамика, предъявляет новые, неартикулированные ранее требования к соискателям рабочих мест. Среди них: готовность к непрерывному самообразованию и модернизации профессиональной квалификации, деловым коммуникациям, кооперации (сотрудничеству), действиям в нестандартных и неопределенных ситуациях, способность к принятию ответственных решений, критическому мышлению, самоуправлению поведением и деятельностью, навыки работы с различными источниками информации и эффективного поведения в конкурентной среде в условиях стрессогенных факторов и т. д.
Следует отметить, что требования работодателей формулируются не только и не столько в формате «знаний» выпускников, сколько в терминах способов деятельности («умения», «способность», «готовность»). Таким образом, речь идет об особых образовательных результатах системы профессионального образования, в рамках которых знания выступают необходимым, но не достаточным условием достижения требуемого качества профессионального образования, — о «профессиональной компетентности» и таких ее составляющих, как специальные профессиональные и ключевые (базовые) компетенции.
Ключевые компетенции профессионала определяются основными заказчиками системы профессионального образования — работодателями, государством и обществом — и отражают актуальные потребности и интересы всех субъектов рынка труда. Как показывает обзор публикаций по методикам исследования рынков труда, одним из важных методов мониторинга требований работодателей к соискателям рабочих мест является опрос работодателей.
В 2009 году был проведен экспертный опрос потенциальных работодателей, а также представителей системы образования с целью выявить ключевые компетенции выпускников.
Полученные результаты представляют собой оценку ключевых компетенций «глазами работодателей».
На современном этапе адаптации к рыночным условиям в список ключевых компетенций для системы профессионального образования необходимо включить еще три дополнительные ключевые компетенции, которые не диктуются условиями работодателей, а являются очевидными дополнительными требованиями и в том или ином ракурсе присутствуют во многих исследованиях социально-экономических, кадровых проблем современной России — это предпринимательская компетенция (иначе: способность к самозанятости), способность к эффективному поведению на рынке труда и готовность к непрерывному самообразованию.
В результате анализа публикаций по методикам исследования рынков труда, результатов опроса работодателей разных регионов России были сформированы списки ключевых компетенций и перечни их покомпонентного состава. Характерно, что во всех рассматриваемых материалах результаты оценок рынка труда свидетельствуют о том, что на большинстве обследованных предприятий работодатели постепенно поднимают планку требований к соискателям рабочих мест и к своим сотрудникам, особенно к персоналу экономических и финансовых служб. Становится востребованным все более широкий перечень специальных компетенций, их список детализируется, что указывает на более тщательный отбор работников.
В результате сопоставительного анализа всех вышеуказанных материалов был сформирован следующий список ключевых компетенций.
1. Информационная компетенция
2. Социально-коммуникативная компетенция
3. Способность к эффективному поведению на рынке труда
4.Способность к профессиональному росту и непрерывному самообразованию
Рассмотрим, какие из вышеперечисленных компетенций имеются у выпускников г. Ульяновска и помогают ли они им в успешном трудоустройстве.
Информационные компетенции
Современные требования к профессиональной подготовке специалистов высшей квалификации предполагают такой уровень владения современными информационными технологиями, который мог бы обеспечить достаточную функциональную независимость человека в процессе обработки информационных потоков. И сегодня особое внимание уделяется именно информатизации образования, т.е. процессу становления профессионала, способного полноценно жить и работать в условиях информационного общества.
Современное высшее профессиональное образование должно быть и направлено не просто на повышение уровня образованности будущего специалиста, а на формирование нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления, приспособленного к весьма быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира; нового информационного мировоззрения, основанного на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в профессиональной деятельности. Главная задача профессионального образования — подготовить специалиста, приспособленного к миру постоянно меняющихся высоких технологий. К потребительским качествам современного специалиста в числе других относят профессиональное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и современных технических средств; наработанную коммуникационную среду; умение искать, анализировать и перерабатывать информацию и т. д. Поэтому среди обширного комплекса компетенций, которыми должен обладать современный специалист, особое место занимает информационная компетенция.
Информационная компетентность выпускников была оценена в ходе проведенной нами фокус-группы. Участникам были заданы следующие вопросы: «Как вы оцениваете уровень своей информационной компетентности?», «Помогло ли Вам обучение в вузе повысить уровень навыков по поиску и систематизации информации из различных источников?», «Пригодится ли Вам этот навык в будущем?». Почти все респонденты признали, что информационные навыки во время обучения у них сформировались на высоком уровне: «Поиск информации к семинарам и рефератам — это, пожалуй, самое главное, чему я научилась», «Анализ информации по предмету — основная задача студента», «Большая часть заданий была для самостоятельного изучения и волей-неволей приходилось искать нужную информацию из разных источников — в библиотеках, Интернете и так далее»
Анализ информационной компетентности включает в себя так же и анализ успеваемости молодого специалиста, потому что основные навыки по поиску, систематизации, анализу, интерпретации и представлении информации в различных формах студент получает именно во время подготовки рефератов, курсовых и дипломной работ. Показатели успеваемости были выявлены в ходе анкетирования, при сравнении их с показателями трудоустроенности, они, в целом, дали ожидаемые результаты: те студенты, у которых в аттестате преобладают оценки «отлично» (10%) или «отлично» и «хорошо» (38%) на данный момент имеют больший процент трудоустроенности, чем те, в аттестате которых преобладает оценка «удовлетворительно» (12%).
Социально-коммуникативные компетенции
Для эффективной работы любому специалисту одних только знаний недостаточно. На современном рынке труда по-настоящему конкурентоспособен работник, который не только хорошо знает технические особенности своей профессии, но и общителен, уверен в себе, умеет работать в стрессовой ситуации, обладает навыками самопрезентации и ораторского мастерства, умеет управлять персоналом, представить продукт своего труда клиентам и широкой публике и т. д. Работник, обладающий вышеуказанными качествами, называется гибким специалистом.
Таблица 2.1
Зависимость навыков, полученных в вузе, от профиля специальности и трудоустроенности на настоящий момент (в % от числа опрошенных, n=360)
Показатели |
Всего |
Проф. спец-ти |
Трудоустр. |
Успеваемость в вузе |
||||||||
гуманитарный |
эконом. |
технич. |
естственнауч |
Да |
Нет |
отлично |
отл и хор |
> хор |
> удовл |
|||
Навыки, полученные в ВУЗе |
||||||||||||
навыки проведения консультаций |
22 |
23 |
25 |
17 |
23 |
32 |
8 |
25 |
20 |
24 |
16 |
|
навыки ораторского мастерства |
30 |
41 |
32 |
14 |
32 |
59 |
34 |
61 |
39 |
19 |
12 |
|
навыки уверенности в себе, позитивной самооценки |
53 |
55 |
56 |
53 |
40 |
65 |
37 |
53 |
60 |
52 |
30 |
|
навыки проведения собраний, дискуссий, управления группами |
32 |
41 |
32 |
32 |
21 |
45 |
11 |
47 |
36 |
29 |
30 |
|
навыки письменной речи, ведения телефонных переговоров |
42 |
59 |
37 |
32 |
45 |
42 |
27 |
53 |
46 |
37 |
58 |
(в сумме получается больше 100% , потому что вопрос предлагал многовариантность ответа)
Следует также отметить, что современному работнику необходимы и такие личностные качества, как коммуникабельность и доброжелательность; готовность и способность идти на компромисс; мобильность, способность перестраиваться, убеждать других и переубеждаться самому; умение анализировать и чувствовать рынок; быть толерантным. Нет сомнения, что речь идет преимущественно об особенностях личности, об индивидуально-личностных качествах человека. По мнению Нутфулиной Р. М., «сугубо личностные качества работника стали восприниматься на рынке труда (и шире — во всем обществе) как важнейшая форма проявления его профессионализма. Теоретические знания и практические навыки без человеческих качеств сегодня уже не столь эффективны, как ранее. Личностные качества человека рассматриваются теперь как его атрибутивный признак, своего рода профессиональный инструментарий, в чем заключен глубокий смысл».
Её слова подтверждает и Гришина О. В., которая тоже считает, что в современных условиях конкурентоспособность выпускника вуза определяется не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и социально-личностными компетенциями. Социально-личностные компетенции можно рассматривать как универсальную составляющую жизни личности, которая формирует способность индивидуума решать различные социальные, профессиональные и индивидуально-психологические проблемы. Социально-личностные компетенции способствуют пониманию и решению проблем, которые возникают в процессе профессионально-ориентированных взаимоотношений с опорой на социальные нормы, ценности и задачи личностного саморазвития.
Социально-личностные компетенции гарантируют профессиональный успех, дают возможность расширить круг общения, способствуют быстрому овладению информацией, адекватной реакции на стрессовые ситуации в процессе профессиональной деятельности.
Мы опросили выпускников, какие имеющиеся у них личностные качества, по их мнению, способствуют успешному трудоустройству? Полученные результаты представлены ниже на рисунке 2.3. В варианте «особые навыки» респонденты указывали такие личностные качества, как «быстрая обучаемость», «мобильность» и даже «искренность». Как мы видим из гистограммы, самые необходимые качества для успешного трудоустройства это ответственность (75%), работоспособность (65%) и коммуникабельность (59%) — эти личностные качества намного опережают другие варианты ответов респондентов. Стоит отметить, что в ходе фокус-групповой дискуссии старшекурсникам была предложена ролевая игра «Собеседование». Победителями этой игры стали те, кому удалось проявить вышеназванные качества. «У неё хорошо поставленная речь, она доказала, что обладает всеми необходимыми навыками» — так объясняют свой выбор участники фокус-групповой дискуссии.
Рисунок 2.3.
(в сумме получается больше 100% , потому что вопрос предлагал многовариантность ответа)
Самые необходимые навыки, способствующие успешному трудоустройству по мнению выпускников (в % от числа опрошенных, n=360)
Наличие социально-коммуникативных компетенций можно оценить и по участию студентов во внеучебной деятельности вуза. Многие необходимые в дальнейшем и очень востребованные навыки за годы обучения в вузе можно получить, только активно занимаясь внеучебной работой. В органическом единстве учебного и внеучебного процессов, через овладение разнообразными видами деятельности происходит освоение различных социальных ролей, что дает некий новый интегративный результат образования и способствует адаптации в послевузовской среде.
Денисова А. Б. считает, что чем разнообразнее по формам и содержанию будет опыт, полученный за время обучения, тем активнее будет включение в профессиональную самореализацию, в процесс построения карьеры, так как свойство активности, креативности станет свойством личности, позволяющим быстро найти сферу приложении творческого и профессионального потенциала.
По опросам, 35% выпускников занималось наукой, 33% увлекались культурно-массовой деятельностью, общественная жизнь привлекла 31% студентов и 33% опрошенных признались, что за время обучения в вузе не заинтересовались ни одним из предложенных видов внеучебной активности. На рисунке 2.2 можно увидеть зависимость внеучебной активности в вузе от трудоустроенности респондентов на настоящий момент.
Рисунок 2.2
(в сумме получается больше 100% , потому что вопрос предлагал многовариантность ответа)
Зависимость трудоустроенности выпускников от внеучебной активности во время студенческой жизни (в % от числа опрошенных, n=360)
Способность к эффективному поведению на рынке труда
Эти компетенции будут более подробно рассмотрены во второй главе нашего исследования, в параграфе «Технологии поиска работы молодыми специалистами с высшим образованием».
Способность к профессиональному росту и непрерывному самообразованию
Одна из гипотез, сформулированных нами в начале исследования, звучит так: «чем больше усилий тратит выпускник на приобретение качественного образования, тем выше его шансы на успешное трудоустройство». Поэтому одной из задач нашего исследования было проследить взаимосвязь, помогает ли дополнительное образование и готовность к саморазвитию, найти работу. В таблице 2.3 представлены полученные нами результаты.
Таблица 2.3.
Зависимость наличия и уровня полученного дополнительного образования от вуза, профиля специальности, успеваемости и трудоустроенности в настоящий момент (в % от числа опрошенных, n=360)
Показатели |
Всего |
Вуз, который окончили |
Проф. спец-ти |
Трудоустр. |
Успеваемость в вузе |
|||||||||||||
УлГУ |
УлГТУ |
УлГПУ |
УгСХА |
УВАУГА |
Другое |
гуманитарный |
экономический. |
технический |
естественнаучный |
Да |
Нет |
отлично |
отл и хор |
> хор |
> удовл |
|||
Наличие дополнительного профессионального образования |
||||||||||||||||||
Да |
31 |
20 |
44 |
31 |
3 |
27 |
27 |
44 |
33 |
27 |
7 |
34 |
18 |
51 |
46 |
18 |
16 |
|
Нет |
69 |
80 |
56 |
69 |
97 |
73 |
73 |
56 |
67 |
73 |
93 |
66 |
82 |
49 |
54 |
82 |
84 |
|
Уровень полученного дополнительного образования |
||||||||||||||||||
Краткосрочные курсы, семинары, тренинги |
12 |
64 |
29 |
23 |
0 |
0 |
57 |
36 |
42 |
31 |
25 |
37 |
14 |
26 |
33 |
42 |
57 |
|
Второе высшее образование |
14 |
55 |
49 |
39 |
100 |
0 |
0 |
51 |
39 |
38 |
75 |
43 |
86 |
63 |
47 |
33 |
43 |
|
Магистратура |
3 |
14 |
8 |
8 |
0 |
0 |
0 |
7 |
4 |
16 |
0 |
9 |
0 |
11 |
11 |
3 |
0 |
|
Аспирантура, соискательство |
3 |
5 |
15 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
4 |
22 |
0 |
11 |
0 |
32 |
8 |
3 |
0 |
|
Самообразование |
9 |
9 |
24 |
31 |
0 |
100 |
43 |
29 |
19 |
25 |
0 |
26 |
0 |
42 |
23 |
23 |
0 |
|
Другое |
1 |
0 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
16 |
0 |
0 |
0 |
(в сумме не получается 100% , потому что вопрос предлагал многовариантность ответа)
Были обнаружены следующие тенденции: из всего массива опрошенных только 31% выпускников решились продолжить своё профессиональное образование. Интересной особенностью стало то, что в аттестате этих респондентов преобладают оценки «отлично» и «хорошо». Оставшиеся респонденты (69%), с успеваемостью ниже среднего, хоть и явно нуждаются в повышении своего профессионального образования, отказываются от него. В качестве дополнительного образования у выпускников чаще всего выступает второе высшее образование, его выбрали 12% респондентов, на втором месте (12%) находятся курсы, семинары и тренинги, и еще одним из наиболее выбираемых вариантов стал пункт «самообразование» (9%), его выбрали люди с средними и высокими оценками, студенты же с преобладающими «удовлетворительно» в зачетке вообще не выбирали данный пункт в своих анкетах.
Если смотреть результаты по вузам и специальностям, то чаще всего получают дополнительно профессиональное образование выпускники УлГТУ (44%) и УлГПУ (31%), из специальностей, которые считают необходимым повысить уровень своего образования можно выделить гуманитариев (44%) и экономистов (33%).
На основе изучения достаточного количества публикаций на тему конкурентоспособности выпускников вузов, можно выделить следующие навыки и умения, которые становятся всё более необходимыми для успешного трудоустройства:
— владение иностранным языком
— владение компьютерными технологиями
— качество полученного образования
— качество прохождения практики и стажировок
Рассмотрим их применительно к ульяновским специалистам.
Знание иностранных языков
Знание иностранных языков — одно из самых распространенных требований, предъявляемых новоиспеченным выпускникам. А вот уровень языка, преподаваемого в университете, оставляет желать лучшего. Наибольшее количество студентов (21%) оценили свой уровень знаний иностранного языка на 4 балла по десятибалльной шкале, средний балл по всему массиву составил 4,9. Подтверждает важность знания иностранного языка для успешного трудоустройства и то, что более половины респондентов в открытом вопросе, посвященным знаниям и навыкам, которых выпускники недополучили в вузе вписали ответ «иностранный язык»
Уровень владения компьютерными средствами
В условиях современного рынка труда необходимым требованием работодателей к специалистам с высшим образованием является обязательное наличие компьютерной грамотности не ниже уровня опытного пользователя. В основном требования по знанию информационных технологий сводятся к овладению программных пакетов MS Office: Word, Excel, Power Point, а также Internet, специализированных программ 1C.
Все выпускники, оценивающие свой полученный в вузе уровень владения компьютерными технологиями как «высокий» (22%) на данный момент имеют место работы. Большая же часть выпускников, оценивающие свой уровень компьютерных навыков как «средний» (40%) и «низкий» (38%) не смогла найти себе подходящее место работы (см. рис. 2.1)
Рисунок 2.1
Зависимость полученного в вузе уровня владения компьютерными технологиями для решения профессиональных задач от трудоустроенности в настоящий момент
(в % от числа опрошенных, n=360)
Качество полученного образования
Важнейшим показателем качества профессиональной подготовки является степень удовлетворённости молодых специалистов качеством своего образования (рис. 5). Самыми высокими баллами (по 5-ти балльной шкале) респонденты оценили обеспечение учебно-методической литературой (3,8 баллов), доступность преподавателей для консультаций (3,7 балла) и методы и технологии обучения (3,6 баллов). На самом низком уровне в вузах, по мнению выпускников, организована внеучебная работа студентов и прохождение всевозможных практик и стажировок (3,1 балла и 3,1 балла соответственно). Если смотреть по вузам, то самые лучшие показатели в этом вопросе у УлГТУ и чуть ниже у УлГПУ — выпускники этих вузов высоко оценили качество полученных ими образовательных услуг.
Таблица 2.2.
Зависимость качества предоставляемых вузом услуг от профиля специальности, трудоустроенности на настоящий момент и вуза
(средний балл от числа опрошенных, n=360)
Показатели |
Всего |
Вуз, который окончили |
Проф. спец-ти |
Трудоустр. |
||||||||||
УлГУ |
УлГТУ |
УлГПУ |
УгСХА |
УВАУГА |
Другое |
гуманитарный |
экономический. |
технический |
естественнаучный |
Да |
Нет |
|||
Качество представленных вузом услуг |
||||||||||||||
Обеспечение учебно-методической литературой |
3,8 |
3,5 |
4,1 |
3,6 |
3,2 |
3,3 |
4,4 |
3,6 |
4 |
4 |
3,6 |
3,8 |
3,9 |
|
Методы и технологии обучения |
3,6 |
3,5 |
3,7 |
3,5 |
3,8 |
3 |
4,2 |
3,5 |
3,7 |
3,8 |
3,4 |
3,6 |
3,5 |
|
Компьютерное обеспечение учебного процесса |
3,4 |
3,5 |
3,4 |
2,9 |
3,2 |
2,8 |
3,8 |
3,2 |
3,5 |
3,7 |
2,8 |
3,4 |
3,5 |
|
Доступность преподавателей для консультации |
3,7 |
3,6 |
3,8 |
3,7 |
3,3 |
2,5 |
4,1 |
4 |
3,4 |
3,6 |
3,4 |
3,7 |
3,6 |
|
Организация практик, стажировок |
3,1 |
3 |
3,2 |
3,2 |
3,4 |
3 |
3,3 |
3,2 |
2,7 |
3,3 |
3,2 |
3,2 |
2,9 |
|
Организация самостоятельной работы в вузе |
3,4 |
3,3 |
3,5 |
3,5 |
3,6 |
2,6 |
3,7 |
3,6 |
3,3 |
3,4 |
3,2 |
3,5 |
3,1 |
|
Внеучебная работа со студентами |
3,1 |
3,1 |
3,2 |
3 |
2,8 |
2,6 |
3,7 |
3,3 |
3 |
3,1 |
2,9 |
3,1 |
2,7 |
Качество прохождения практики и стажировок
Качественное прохождение практик и стажировок тоже является одним из условий будущего успешного трудоустройства. По мнению Копай И.Г. в настоящее время «производственная практика становится из второстепенного вида учебных циклов дисциплин стержневой основой образовательного процесса». На рис. 2.4 представлена зависимость качества организации производственных практик от фактического трудоустройства на момент анкетирования. Из общего массива опрошенных выпускников, 39% прошли практику, получив необходимые профессиональные навыки, но почти половина респондентов (48%) признались, что практика проходила формально, для отчетности.
Рисунок 2.4.
Зависимость качества прохождения производственной практики в вузе от трудоустроенности в настоящий момент (в % от числа опрошенных, n=360)
В заключение можно отметить, что результаты проведенного нами исследования в целом совпадают с общероссийскими тенденциями: сейчас конкурентоспособность выпускника вуза определяется не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и дополнительными факторами: уровнем владения компьютерными средствами, иностранными языками, участием во внеучебной деятельности вуза, навыками межличностного общения, качеством прохождения производственной практики. Из необходимых выпускнику качеств для успешного трудоустройства можно выделить: ответственность, работоспособность, коммуникабельность, готовность к самообразованию (прохождение семинаров, курсов, получение второго высшего).
Выводы
Таким образом, общая тенденция российского рынка труда выражается в том, что, с одной стороны, возрастает спрос на высококвалифицированных специалистов в расширяющейся сфере услуг, с другой, сокращается спрос в традиционных отраслях экономики, на которые в большой степени и ориентируется сложившаяся система высшего профессионального образования. Еще одной из тенденций в настоящее время в России является активизация процессов трудовой миграции, создающая одновременно дополнительные возможности мобильности высокообразованной и хорошо подготовленной рабочей силы и угрозу безработицы для коренного населения. Определенной сложностью является разница потребностей и ожиданий выпускников университетов и работодателей. Также следует отметить утечку части выпускников за пределы страны. На внутреннем же рынке преобладает спрос на работников низкого и среднего уровня квалификации. Ситуация характеризуется отсутствием условий для повышения профессиональной, территориальной и отраслевой мобильности молодых специалистов.
Естественным ответом на эти проблемы является не только повышение уровня образованности выпускников высшей школы, использование новых форм организации труда в университетах, но, главным образом, улучшение именно профессиональной подготовки молодых специалистов. Скорость, технологические нововведения, которые вносят изменения в рынок труда и требуемые знания, ставят все новые задачи перед системой высшего профессионального образования, ориентируя ее на подготовку специалистов особого типа, умеющих самостоятельно мыслить и доучиваться, лучше приспосабливаться к изменяющимся технологиям, чем специалист, накрепко овладевший определенными навыками. Работник современного предприятия должен быть готов к постоянному овладению новыми знаниями по мере появления на производстве информационных или иного типа технологий. На рынке труда молодых специалистов наблюдается растущий спрос на гибких профессионалов, способных в течение жизни неоднократно сменить сферу профессиональной деятельности, а не на специалистов, отлично освоивших одну специальность. Тенденции Ульяновской области повторяют общероссийские: инициативные универсалы, готовые выполнять обязанности за нескольких человек, по-прежнему остаются на особом счету — работодатели Ульяновской области, принимая на работу соискателя, стремятся «убить сразу двух зайцев». Ульяновская область по-прежнему находится на 2-ом месте в рейтинге ПФО по уровню регистрируемой безработицы, уступая только Нижегородской области (0,61 %). По состоянию на 15 ноября 2012 года на одного безработного приходится 2,4 вакансии. Основной проблемой при трудоустройстве граждан остаётся несоответствие спроса и предложения рабочей силы в области.
В конечном итоге, решение этой проблемы означает более тесный и органичный диалог между высшими профессиональными учебными заведениями и сферой предпринимательских отношений, бизнесом.
Сегодня от профессионала требуется не столько обладание какой бы то ни было специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы.
Современный рынок труда, основными характеристиками которого являются гибкость, изменчивость, высокая инновационная динамика, предъявляет новые, неартикулированные ранее требования к соискателям рабочих мест. Среди них: готовность к непрерывному самообразованию и модернизации профессиональной квалификации, деловым коммуникациям, кооперации (сотрудничеству), действиям в нестандартных и неопределенных ситуациях, способность к принятию ответственных решений, критическому мышлению, самоуправлению поведением и деятельностью, навыки работы с различными источниками информации и эффективного поведения в конкурентной среде в условиях стрессогенных факторов и т. д.
Проведенный нами исследование в целом совпадает с общероссийскими тенденциями: сейчас конкурентоспособность выпускника вуза определяется не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и дополнительными факторами: уровнем владения компьютерными средствами, иностранными языками, участием во внеучебной деятельности вуза, навыками межличностного общения, качеством прохождения производственной практики. Из необходимых выпускнику качеств для успешного трудоустройства можно выделить: ответственность, работоспособность, коммуникабельность, готовность к самообразованию (прохождение семинаров, курсов, получение второго высшего). Всё это помогает выпускнику быть востребованным на рынке труда. Но важно не только обладать всеми этими навыками для успешного трудоустройства, но и владеть технологией трудоустройства. Мы изучили технологии поиска работы выпускников Ульяновской области и получили следующие результаты.