Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. Содержание региональных финансов5
1.1 Понятие региональных финансов5
1.2 Структура регионального бюджета10
1.3 Роль региональных финансов в развитии региона17
ГЛАВА 2. Развитие Московской области19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ27
ЛИТЕРАТУРА29
ПРИЛОЖЕНИЕ30
Выдержка из текста работы
Переход РФ к рыночным методам хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы РФ и ее основного звена — бюджетной системы.
Проводимый в 1990-е годы курс на децентрализацию хозяйствования и управления, перераспределение полномочий между центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями усиливал внимание экономической науки и практики управления к региональному уровню социально-экономического развития, а также финансовому, в том числе финансово-бюджетному, состоянию регионов. Причем под региональным уровнем, точнее регионом, понимается уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республика, автономная область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями (районами, городами и т. д.).
Бюджетные отношения возникают в процессе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, направленной на обеспечение финансирования общегосударственных, региональных и муниципальных мероприятий по регулированию экономики, содержанию и развитию социальной сферы, охране обществ, порядка, упрочению национальной безопасности и др. Бюджетные отношения многообразны, поскольку опосредуют распределение денежных средств между секторами экономики, отраслями народного хозяйства, территориями страны и т.д.
Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих
регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
В связи с этим целью данной работы является рассмотрение сущности, содержания, функций и состава региональных финансов.
Основной задачей является определение особенностей региональных финансов и их роли в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.
Объектом изучения является субъект Российской Федерации — Краснодарский край. Предметом работы являются финансовые ресурсы региона. В данном исследовании рассмотрим и оценим финансовые ресурсы Краснодарского края в период 2008, 2009, 2010 годы.
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
1.1. Особенности региональных финансов, их место и значение в финансовой системе
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений, что отражено на рис.1………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются региональные (местные) финансы, которые охватывают территориальные (местные) бюджеты и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения региональных потребностей, а также внебюджетные фонды. Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.
Региональные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход; фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий.
В последние десятилетия наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Через региональные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.
С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.
Однако еще не сложилась универсальная модель системы управления региональными финансами. Как было рассмотрено на примере Краснодарского края, остаются не решенными многие проблемы региональных бюджетов, основным из них являются: ограниченность источников формирования доходов бюджета; зависимость от поступлений из федерального бюджета; зависимость от числа крупных налогоплательщиков в регионе; несбалансированность консолидированного бюджета; несовершенство бюджетного планирования.
Но также наблюдаются и положительные тенденции, оказывающие благоприятное влияние на динамику и структуру бюджета. К ним относят: совершенствование нормативно-правовой базы организации бюджетного процесса; создание системы мониторинга региональных финансов, целью которой является обеспечение прозрачности региональной финансовой политики; внедрение передовых методов управления государственными и муниципальными финансами; принятие мер по реструктуризации кредиторской задолженности и оптимизации бюджетных расходов; формирование объективного и прозрачного механизма распределения финансовой помощи муниципальным образованиям; совершенствование государственной политики в сфере управления государственным имуществом.
Основными целями Правительства субъектов РФ в области реформирования системы управления региональными финансами являются: достижение стабилизации бюджетной системы региона, максимальной мобилизации финансовых ресурсов для обеспечения дальнейшего социального развития региона, повышение качества предоставляемых населению бюджетных услуг и уровня жизни населения региона, создание благоприятных условий для экономического развития региона и привлечения инвестиций, получение положительных оценок проводимой органами государственной власти региона бюджетной политики со стороны налогоплательщиков и населения.
Дальнейшее реформирование системы региональных общественных финансов будет сориентировано на закрепление достигнутых результатов и направлено на дальнейшее повышение качества управления и развитие финансовой системы.
22.11.2011._________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ.
2. Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2012-2014 годах от 29 июня 2011 года.
3. Закон Краснодарского края о Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года от 16 апреля 2008 года.
4. Алёхин Э.В. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. — Пенза: Изд-во Пенз. гос.ун-та, 2010. — 350 с.
5. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. — М.: ЮНИТИ, 2006. — 688 с.
6. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. — 340 с.
7. Врубленская О.В. Бюджетная система РФ: учебник, 3-е издание исправленное и переработанное — М.: Юрайт-Издат, 2003г.-838с.
8. Дробоздина Л.А. Финансы: учебник для вузов — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003г. — 527с.
9. Занадворов В.С., Колосницына М.Г. Экономическая теория государственных финансов М.: ГУ ВШЭ, 2006. — 392 с.
10. Куликов Н.И., Чайникова Л.Н., Бабенко Е.Ю. Современная бюджетная система России: Учебное пособие. Тамбов: Издательство ТГТУ, 2007. — 104 с.
11. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обуч. по эконом спец. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 540 с.
12. Романовский М.В., Белоглазова Г.Н. «Финансы и кредит»: учебник-М.: Юрайт-Издат, 2003.
13. Самсонов Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 302 с.
14. Сенчагов В.К. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник, 2-е издание, переработанное и дополненное — М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. — 720 с.
15. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление: учебник-М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. — 320с.
16. Финансы. Методические указания по выполнению курсовой работы для самостоятельной работы студентов III курса, обучающихся по направлению 521600 «Экономика» (бакалавр) (первое высшее образование). — М.: ВЗФЭИ, 2009.
17. www.minfin.ru
18. www.kremlin.ru
19. www.krasnodar.ru
20. www.depfinance.ru.