Выдержка из текста работы
Социальная работа как особый вид деятельности по оказанию помощи нуждающимся людям возникла на заре человеческого общества и прошла несколько этапов в своем развитии. Ее содержание изменялось с возникновением новых социальных проблем, сформировались субъекты и объекты помощи. Существовали различные типы и виды социальной помощи. Исторически сложились «открытая» и «закрытая» системы призрения. Содержание и формы социальной помощи изменялись с развитием цивилизации, что нашло отражение в периодизации истории социальной работы. В целом, периодизация истории социальной работы в России и за рубежом включает общие этапы, однако выделяются несколько специфических периодов, характерных для каждого общества (например, период социального обеспечения в России, филантропический период за рубежом).
Внимание к социальному развитию общества становится определяющим фактором прогресса. На сегодняшний день «закрытая» система социальной работы не сформирована в полной мере, а следовательно, недостаточно эффективна. Переориентация социальной политики в отношении социально незащищенного населения от преодоления негативных тенденций к профилактической работе и предупреждению возникновения общественного неблагополучия требует обращения к историческому опыту призрения в России и зарубежных странах. Незащищенные слои населения не в состоянии самостоятельно реализовывать свои конституционные права на полноценную жизнь, охрану здоровья, образование, другие права. Эту функцию должно выполнять государство. На этом фоне в последнее время резко возрос интерес общества к опыту решения данной проблемы как в России, так и за рубежом.
Актуальность исследования проблемы становления и развития «закрытых» систем социальной работы обусловлена следующими обстоятельствами:
— чрезвычайной важностью комплексного и системного изучения данной проблемы начиная с XV века для поиска путей решения в современных условиях ;
— возрастанием в настоящее время необходимости глубокого и всестороннего познания модели социальной трансформации, сопровождающейся обострением социальных проблем;
— необходимостью выявления региональных особенностей данной проблематики на примере Краснодарского края;
— возрастанием роли современных органов социальной защиты в организации поддержки нуждающихся в этом детей, их реабилитации и помощи в жизненном определении.
Степень разработанности проблемы. Изучению исторического опыта развития социальной работы в целом, в том числе и «закрытых» систем социальной работы, посвящены труды таких авторов, как К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин, Б.А. Туаева, К.А. Кравченко, Л.В. Бадя, Л.И. Беляева и др. авторов.
Вместе с тем, в научной литературе недостаточно освещенными остаются многие вопросы, связанные с решением проблем функционирования «закрытых» систем социальной работы в настоящее время. Отсутствуют комплексные работы по проблеме преодоления негативных социальных факторов, приводящих к увеличению числа незащищенных слоев граждан.
Объектом исследования является история развития «закрытых» систем социальной работы и особенности их функционирования в современных условиях
Предмет исследования составляют различные виды учреждений, оказывающих стационарную помощь детям-сиротам, пожилым людям, инвалидам и др.
Цель данного исследования заключается в рассмотрении сущности «закрытых» систем социальной работы, принципов функционирования и изучении особенностей их формирования и становления.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
— изучить научные и общественные подходы к сущности «закрытой» системы социальной работы;
— изучить исторический опыт развития специализированных благотворительных учреждений, домов призрения и реабилитационных центров, выявить проблемы, связанные с их функционированием;
— проанализировать формы и методы деятельности государственных учреждений закрытого типа;
— разработать методы решения проблем, связанных с функционированием «закрытых» систем социальной работы.
Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, два раздела, заключение, список использованных источников.
1 Сущность «закрытой системы социальной работы», исторические этапы её развития
1.1 Понятие «закрытой» системы социальной работы
закрытая система социальная работа
Социальная работа — профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.
Как следует из определения социальной работы, принятом Международной ассоциацией школ социальной работы (см. International Association of Schools of Social Work) и Международной федерацией социальных работников (см. International Federation of Social Workers) 27 июня 2001 года в Копенгагене, «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы». Систему социальной работы, как и любую другую, можно классифицировать. Попытку её классификации предпринял Р.Килманн, который все множество теорий и классификаций разбил на четыре группы: открытые и закрытые, технические и социальные системы (рисунок 1) [1, c. 199].
Термины «закрытая система» и «открытая система» прочно утвердились в научной литературе. Они обозначают два разных типа организации — замкнутые исключительно на внутренние проблемы и ориентированные на взаимодействие с окружением.
Рисунок 1 — Метатипология Килманна
В то время как открытая социальная система обеспечивает формальное соединение институционального и технического уровней организации, «закрытая» социальная система демонстрирует неформальный тип интеграции, главным образом, благодаря групповым процессам. Акцент в подобной системе перенесен с взаимоотношений организации и среды на межличностные взаимоотношения, с проблемы изменения на проблему лояльности.
Критерием эффективности в «закрытой» социальной системе являются успешность решения внутренних, человеческих проблем, формирование социальной интеграции и приверженность сотрудников целям организации. Каждая организация рассматривается как неповторимая, обладающая уникальной комбинацией человеческих качеств, характеризуется своеобразным микроклиматом и историей. Если сочетание факторов окружающей среды подчиняется вероятностным законам и анализируется статистическими методами, то уникальные качества людей требуют особых способов познания.
Технология рассматривается в «закрытой» социальной системе как условие межличностной коммуникации. Она тормозит, облегчает, определяет потоки информации, решения, мнения, слухи, действия и т.п. Коммуникация подразделяется на вербальную и невербальную. Ее направляет присутствие (даже мыслимое) другого, на которого ориентировано социальное действие. Структура такой системы описывается в терминах неформальной организации. К элементам структуры относят повторяющиеся способы взаимодействия людей, а к социометрической диаграмме — частоту и направление этого взаимодействия (коммуникации). Структура изменяется, когда организация набирает новый персонал. Это исключительное свойство неформальной организации, так как формальная не претерпевает изменений в случае замены одних индивидов на других [1, c. 200].
Механизм контроля в «закрытой» социальной системе основан на групповых нормах и социальном давлении на тех, кто их нарушает. Она описывается в терминах групповой динамики, нормативной структуры группы, группового консенсуса. Сплоченность группы прямо коррелирует с исполнительностью. В сплоченной группе, нормы которой благоприятствуют высокой производительности труда, качество исполнения лучше, напротив, в сплоченной группе, нормы которой сдерживают рост производительности труда, оно хуже
Цель «закрытой» социальной системы — поддержание и развитие неформальных групп.
В русском языке в отношении «закрытых» систем социальной работы возник специальный термин — призрение, глагольная форма которого «призреть» означает «опекать», «заботиться о ком-то», «приглядывать за кем-то». Ныне этот термин, долгое время считавшийся устаревшим, вновь возвращается, приобретая новое, современное звучание. Это одна из наиболее цивилизованных форм благотворительности, осуществляемых государством, церковью, обществом и частными лицами и выражающаяся, прежде всего в предоставлении нуждающимся приюта и пропитания. Это организованная система помощи сложившаяся в России в XIX веке со стороны государственных институтов или общества нуждающемуся населению. Призреть кого-либо — значит дать ему приют и пропитание. Это простейшая форма социальной поддержки, содействие в удовлетворении простейших человеческих потребностей.
Закрытая система призрения — специализированные благотворительные заведения, деятельность и содержание работы которых регламентированы законом, оказывающие помощь целенаправленно и постоянно (богадельни, приюты, больницы, работные дома и т.д.).
Конкретное содержание проявления системы призрения с течением времени, конечно же, менялись, находясь в зависимости от общего уровня развития цивилизации.
Общественное призрение — совокупность благотворительных учреждений и мероприятий, имеющих целью оказание помощи лицам, которые по болезни, старости и иным причинам лишены возможности добывать себе пропитание самостоятельно. Различают системы государственного, общинного и частного призрения, а по форме оказываемой помощи — системы обязательных работ трудовой, натуральной и денежной помощи. Государство берет на себя заботы о помощи безработным и больным лишь в исключительных случаях стихийных и народных бедствиях; так, например, во время неурожаев, наводнений государство берет на себя организацию общественных работ или временную раздачу продовольствия для наиболее нуждающейся части населения, а также выдачу семян для посевов. Во всех цивилизованных странах попечение о бедных и беспомощных больных лежит на общинах и приходах. В Англии с ХVII века для этой цели взимается с членов приходов особый налог для бедных. По общему правилу в Западной Европе каждая община обязана содержать и лечить своих нетрудоспособных членов, причем закон устанавливает условия, при которых лицо приобретает право на призрение (место рождения и срок пребывания). В XVII — XVIII веках была особенно распространена форма призрения посредством работных домой, куда помещались лица, просящие милостыню, для обязательных работ. Во второй половине XIX века эта система признана не достигающей своей цели и вытеснена так называемой трудовой помощью [2, c.31]. В России преобладала система частного призрения, осуществляемого при помощи отдельных благотворительных обществ, частных лиц и сословных учреждений. Более конкретно развитие «закрытых» систем общественного призрения в России и зарубежных странах будет рассмотрен ниже.
1.2 История развития «закрытых» социальных систем в России до XX века
Первые попытки создания «закрытых» систем социального призрения принадлежат Православной церкви. В период феодальной раздробленности именно церковь оказывается во главе помощи нищим и убогим. Особое место здесь занимает фигура Феодосия Печерского. В XI веке были созданы обители при монастырях, как форма социальной организации людей. Монастыри решали различные задачи: призрение нетрудоспособных, организация больниц и домов инвалидов. Появление первых «закрытых» социальных систем в России историки связывают с правлением Петра I, который принимает решительные меры к урегулированию частной благотворительности, определяет организованную помощь общества, устанавливает органы призрения и необходимые для него средства. Таким образом, применяемые им меры составляют уже не ряд разрозненных попыток помощи, а целую систему. Обращаясь к отдельным мероприятиям Петра Великого, необходимо отметить наиболее важные из них: заботясь «о пристройстве» истинно нуждающихся в 1700 году он пишет о постройке по всем губерниям богаделен для старых и увечных, которые не могут работать. В связи с тем, что при богадельнях стало, кормится много народа способного самостоятельно зарабатывать на жизнь, он приказывает произвести разбор призреваемых. Петр 1 пытался бороться с профессиональным нищенством и бесконтрольным подаянием. По замыслу Петра 1 духовное ведомство должно заботиться о тех кто не может трудиться на “государственную пользу”, остальными же нищими должен заниматься магистрат. В соответствии в указами тех времен отправлять нищих-мужчин в смирительные дома, чтобы в дальнейшем использовать их на тяжелых работах, а нищенок в прядильные дома. Аналогичная система работных домов почти тюремного типа сложилась в 18 веке в просвещенной Англии. Но до конца претворить в жизнь этот проект у него не хватило ни сил ни времени. Контроль и проведение мероприятий по борьбе с нищенством возлагались на полицию. Иными словами, была разрушена система открытого призрения, установленная еще Иваном IV (то есть система содержания нищих за счет милостыни), произошел поворот в сторону «закрытой» системы призрения. Петр 1 принимал не только репрессивные меры, во время его царствования появились и остались существовать после него такие государственные учреждения, как:
а) смирительные дома для мужчин «непотребного» вида и поведения. В них следовало сажать «ленивых, здоровых нищих и гуляк», с организацией в них работ, чтобы « ленивые прошаки» не даром хлеб ели, а «могли пропитание свое заработать, чтоб никогда праздны не были». В эти же смирительные дома надлежало присылать преступников, расстратчиков и вообще всех тех «рабов непотребных, которых уже никто в службу не приемлет». прядильные дома или «шпингаузы» для таких же женщин; Созданные для тех же целей, что и смирительные дома, с единственной разницей, что в них должны были содержаться лица женского пола, причем как нищие, так и особы «непотребного и неистового же» поведения (то есть проститутки).
б) сиротские дома. В 1706 году митрополитом Иовом был основан первый в России приют для «зазорных» (незаконнорожденных) детей. Царь с сочувствием отнесся к этому учреждению и отдал ему доходы с нескольких вотчин.
В 1715 году он повелел в городах организовать госпитали для незаконнорожденных. По указу Петра 1 туда следовало приносить незаконнорожденных детей и подкладывать их в специальные окна, чтобы не было видно лица приносящего. Как только призреваемые дети вырастут их надо было пристроить, мальчиков в услужение какого-нибудь мастеру, а девочек в богатые дома в услужения или замуж. Писалось, что если они потеряют работоспособность или сойдут с ума, то в старости могут вернуться в эти приюты как в родительский дом. Эти учреждения просуществовали несколько лет, а потом стали закрываться одно за другим. По указу 1712 г в госпитали и сиротские дома должны были приниматься младенцы, «которые не от законных жен рождены, дабы вящего греха не делали, сиречь убийства». Более пространен ноябрьский указ 1715 г. Там определялись следующие меры:
а) набирался штат детских приютов и госпиталей из « искусных жен» (кормилиц) с назначением жалованья за работу (по 3 рубля в год);
б) за умерщвление незаконнорожденных виновные наказывались смертью;
в) устанавливалась анонимность приема (подкидывания) незаконнорожденных в приюты;
г) на содержание незаконнорожденных отводилось по три деньги (то есть по полторы копейки) в день.
По тому же указу принятые в приюты мальчики в дальнейшем должны были отдаваться в обучение к какому-нибудь мастеру, а девочки — в услужение, а если выдавался случай, и замуж.
Особо подчеркивалось, что «если впоследствии они подвергались болезням или увечью, или впадали в помешательство, то могли возвращаться в эти приюты, как в родительские дома». [3, c. 345]
Петра I можно считать прародителем системы здравоохранения в нашей стране. Петр I говорил, что государство должно «старым зело и увечным кормовщикам, также и вдовам старым давать кормовых денег до их смерти». Содержание и устройство больниц и богаделен лежало на обязанности сначала Патриаршего, с 1701 г.— Монастырского приказа, а с 1721г.— в ведении Святейшего Синода и Камер-конторы. В ноябре 1715 г. появляется новый указ Петра I, где были даны распоряжения об обязательном строительстве госпиталей (каменных в Москве, деревянных в других городах). В результате к 1724 г. в одной только Москве насчитывалось 90 богаделен и госпиталей (мужских и женских), в которых состояло около 4 тыс. нищих.
Особое место в системе государственного призрения заняли уволенные со службы военнослужащие (унтер-офицеры, рядовые драгуны и солдаты), не имевшие средств на жизнь.
Так, по указу 1722 г. таким отставникам предлагалось либо попытаться обзавестись собственным хозяйством, либо постричься в монахи и получить государственное содержание в богадельнях при монастырях. Им он отводил главную роль и не скупился на их финансирование. А действительно из каких средств происходило финансирование системы социальной помощи.
К сожалению, Петр 1 много не успел совершить из своих планов; даже духовная коллегия не выполнила порученного ей наставления. Непосредственно после смерти Петра Великого наступает период законодательного затишья. Ближайшие наследники мало заботились о полном проведение мер по призрению, они лишь усиливают указы о жестоких наказаниях нищенствующих.
Условно общественное призрение 1-й четверти XVIII в. можно классифицировать по трем направлениям:
— социально-философское;
— социально-административное или реформистское;
— социально-медицинское.
Социально-философское направление подготовило теоретическое обоснование и предоставило проекты общественного призрения.
Социально-административное или реформистское направление указами, инструкциями обязало государственные органы управления сформировать:
— призрение детей, вдов, служащих;
— попечение и опеку несовершеннолетних;
— богадельни для людей, потерявших трудоспособность;
— смирительные дома, работные дома (для прядильщиц), странноприемницы;
— губернские органы защиты и помощи нуждающихся (комитеты);
— профилактика нищенства;
— школы для детей.
Социально-медицинское направление:
а) госпитали и «другие, где болезни лечат»;
б) лазареты;
в) дома для душевнобольных. [3, c. 346]
Законодательная ответственность, организация и финансирование возлагались на святейший синод, магистраты, губернии, монастыри, городских помещиков в своих селениях.
С уверенностью можно сказать, что в I четверти XVIII в. реформами Петра I в области общественного призрения было положено начало не только для развития последующих этапов благотворительности, но и формирование социальных технологий, таких как: социальные адаптация, реабилитация, коррекция, экспертиза, прогнозирование, посредничество, консультирование, обеспечение, опека и попечительство.
Считается, что в период правления Екатерины 1, а затем и Елизаветы Петровны, происходит заметное ухудшение в этой области. В целом главенствующим направлением в социальной работе становится ужесточение мер по борьбе с нищенством, то есть происходит дальнейшая регламентация системы наказаний.
В марте 1726 г. издается указ Екатерины 1 о необходимости подыскания особых домов для приема и призрения незаконнорожденных. Однако принятия каких-либо практических мер в этом направлении не наблюдалось, и вскоре даже те приюты, которые открылись при Петре 1, прекратили существование. Некоторое оживление внимания правительства к проблемам призрения относится к правлению Анны Иоанновны [3, c.356]. Было осуществлено три основных мероприятия:
— строительство новых богаделен;
— были ужесточены наказания за занятия попрошайничеством и нищенством;
— впервые выявилось еще одно направление социальной работы государства. По указу, изданному в августе 1733 г., немые и умалишенные нищие должны были направляться в Святейший Синод, а оттуда определяться на содержание в монастыри «для прокормления и исправления в уме их».
В царствование Елизаветы Петровны были приняты специальные указы по вопросам общественного призрения и осуществлены конкретные меры по улучшению благотворительной помощи и постоянного приюта немощным и крайне нуждающимся. Она повелела построить в губерниях богадельни, возложив их содержание на Статс-Контору. Предложила при этом учредить еще и дома для призрения вдов и дочерей заслуженных чиновников.
Немного нового в дело благотворительности внесло и краткое пребывание на российском престоле императора Петра III. Стало очевидным, что у государства не хватает денег на содержание все увеличивающегося числа нищих и богаделен. Поэтому указами в феврале и марте 1762 г предусматривалось, что содержание богаделенных и инвалидов, а также отставных унтер-офицеров и солдат, не имевших источников пропитания, возлагалось на доходы с монастырских имений. Наконец, в апреле 1762 г. последовало указание императора о строительстве специальных домов для умалишенных (так называемых «долгаузов») вне монастырей [2, c.42].
Первое десятилетие царствования Екатерины 2 характеризуется подъемом общественной мысли
В 1763 году был подписан манифест, по которому создавалась система закрытых учреждений для воспитания и профессиональной подготовки детей и подростков. В нее входили воспитательные дома для подкидышей в Москве (1764) и Петербурге (1770) , а позднее в нее еще вошли и училище для мальчиков из разных сословий (кроме крепостных) при Академии художеств, Коммерческое училище в Москве, а так же институт благородных девиц при Воскресенском (Смольном) монастыре с отделением для девочек из мещан.
Приказы общественного призрения — губернские административные органы в России, созданные по административной реформе 1775 года. Имели в своем составе шесть заседателей (по два от каждого из трех губернских сословных судов (дворянства, купечества и мещанства)), возглавлялись губернаторами. Приказы подчинялись министерству внутренних дел и правительственному сенату. Ведали местными школами, госпиталями, больницами, богадельнями, сиротскими домами, а также некоторыми тюремными учреждениями — «работными» и «смирительными» домами, куда, кроме бродяг и нищих, помещики имели право помещать непокорных крепостных. Располагали средствами на благотворительные цели, получаемые от правительства и частных лиц. Были преобразованы в результате буржуазных реформ 1860-70-х гг.
В функционировании приказов общественного призрения существовали свои особенности. Сами приказы были переведены на самофинансирование, каждому было единовременно выделено по 15 тыс. рублей. Предполагалось, что названная сумма будет обращена в первоначальный уставный капитал, который следовало умножить через раздачу в займы (под залог имений) или получение процентов на вклады в банки. Кроме того, приказы получили право принимать частные пожертвования, а города, селения и частные лица могли устраивать «общеполезные мероприятия» (благотворительные балы, спектакли, концерты и т. п.) для сбора средств в пользу неимущих.
Императрица Мария Федоровна возглавляет и разворачивает, невиданную дотоле, благотворительную и просветительскую деятельность. При ее участии утверждается сеть воспитательных, сиротских, больничных, образовательных и других богоугодных заведений [2, c.45].
Императрица проявила большую заботу об улучшении их санитарно-гигиенического состояния; для этого число детей, воспитываемых в Воспитательных домах обеих столиц, было ограничено пятьюстами в каждом, причем предполагалось, что оставаться в них будут лишь, совершенно слабые дети, требовавшие непрестанного ухода». Более крепких младенцев во избежание перенаселения домов предписывалось „отдавать в казенные государевы деревни благонадежным и доброго поведения крестьянам с целью приучить питомцев к правилам сельского домоводства».
После смерти Марии Федоровны эти учреждения стали именоваться Ведомством учреждений императрицы Марии Федоровны. Все многочисленные учреждения, находящиеся под ее управлением, поступили в ведение специально образованного Четвертого отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии (возглавлял его особый статс-секретарь), они развивались и успешно существовали до событий 1917 года. С наступлением советской власти все эти учреждения были упразднены или переданы под начало Народных комиссариатов
К началу XX века «закрытая» социальная система призрения имела следующую структуру:
— призрение младенцев. Имелось 2 воспитательных дома в Москве и Петербурге, жегодно принимавших более 20 тыс. незаконнорожденных. Кроме того, под покровительством Домов находилось до 80 тыс. человек, находившихся в частном воспитании. Для обучения сирот содержалось около сотни школ. Наблюдались и новые явления; так, в 1880-1890-е гг. ширится сеть «яслей» при некоторых губернских и уездных детских приютах;
— опека над подростками. К началу 1900-х гг. имелось 176 детских приютов (на 14 тыс. детей), в том числе 4 тыс. пансионеров находилось на полном содержании заведений. Все призреваемые в обязательном порядке проходили курс народной школы;
— призрение слепых и глухонемых. Для лишенных зрения детей было открыто 21 училище (2 в столицах и 19 в провинции), где обучалось более 700 детей. Кроме того, содержалось 6 заведений для помощи взрослым слепым. Имелось училище и для глухонемых детей (на 250 человек);
— призрение престарелых и оказание врачебной помощи. В 36 богадельнях (в том числе двух столичных вдовьих домах) находилось на попечении ведомства до 5 тыс. человек [4 c. 131].
Основным направлением в работе «закрытых» социальных систем в СССР можно отметить государственную защиту детей. С насущной проблемой массового сиротства и беспризорничества, острейшей необходимостью государственного устройства, содержания и воспитания детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, послереволюционная Россия столкнулась уже в первые годы советской власти. Декретом СНК РСФСР от 9 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» детские дореволюционные приюты и сиротские дома преобразовывались в государственные детские дома и передавались в ведение специально созданных комиссий. В 1917—1918 годах детские дома находились в непосредственном подчинении Народного Комиссариата социального обеспечения, а с 30 мая 1918 г. передавались в ведение Наркомата просвещения ( специальным декретом СНК). Отныне все дети России признавались детьми молодого советского государства и находились под его защитой.
Начала реализовываться возникшая еще в конце 19 века идея о том, что социальное обеспечение детей должно быть всецело передано в веденье государства. Более того, в теоретических трудах Н. Крупская и А. Коллонтай эта идея доводилась до крайних пределов: по их мнению, государство должно было взять на себя воспитание и материальное обеспечение всех без исключения детей, чтобы освободить их от влияния семьи и создать новый тип людей, способных создать коммунистическое общество. Примечательно, что советская власть пыталась на практике реализовать эти утопические идеи, взяв на себя заботу о детях.
Голод 1921 года в Поволжье внес существенные коррективы в планы работы с детьми. Помимо имеющихся 5 млн. беспризорных, в сфере голода оказалось еще 8 млн. детей, многие из которых потеряли детей. В этих условиях комиссия вынуждена была заниматься только неотложными мерами по спасению детей. Был найден единственный правильный в тех условиях способ — массовое открытие новых детских домов, где дети могли получать хоть скудное, но все же достаточное до выживания питание. Была так же организована перевозка детей из районов голода в другие. Была проделана поистине титаническая работа, но тем не менее беспризорность продолжала носить массовый характер (1922 — 7 млн. беспризорный детей). Детские дома содержали к тому времени 540 тыс. детей, и практически не выполняли ни какой педагогической работы.
Наряду с детским домами в 20-е годы существовали и другие государственные интернатные учреждения: детские коммуны и городки, трудовые колонии, пионердома. Многие педагоги 20-х годов отдавали предпочтение детским домам смешанного типа (школьного и дошкольного возрастов). «Детский дом должен являться частицей жизни, — говорили они, — в жизни же все возрасты связаны и смешаны». Процесс преобразования детских домов (школьного и дошкольного типов) в настоящее время осуществляется именно по такому пути. В школьных детдомах сейчас открываются дошкольные отделения, а в дошкольных детдомах — школьные. В таких учреждениях (семейного типа) появляется высокая ответственность старших воспитанников по отношению к младшим (забота, уход, шефство), да и смягчается сам психологический климат таких, заведений в сторону домашнего воспитания. Нестандартным типом детских учреждений 20-х годов были пионердома. От обычных детских домов школьного типа они отличались стопроцентным пионерским составом — в то время это встречалось нечасто. В пионердома принимали детей с 12 лет, а их количество не превышало в этих заведениях 80 человек. Работа пионердомов строилась по принципу деятельности пионерской организации (создание пионерских звеньев) и носила ярко выраженный политический характер первых революционных лет.
В эти же годы в зависимости от местных уровни создавались и детские трудовые (промышленные или сельскохозяйственные) коммуны для несовершеннолетних правонарушителей 12—17 лет. Эти учреждения отличались специфичностью контингента, раздельным воспитанием (девочки и мальчики раздельно) и некоторыми организационными принципами. К ним относились: полное самообслуживание, производственный труд оплата труда подростков в мастерских, частичная, хотя и минимальная, самоокупаемость учреждения. К середине 30-х годов детский дом как одна из форм государственного попечения о детях, был признан лучшим типом воспитательно-образовательного учреждения, наиболее отвечающим целям коммунистического воспитания детей того времени, нуждающихся в помощи государства.
В годы Великой Отечественной войны с особой остротой встал вопрос об устройстве детей-сирот. В январе 1942 г. было принято постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». Основной целью этого постановления было определение основных направлений работы органов государственной власти, партийных организаций по предупреждению детской беспризорности и уменьшению для детей тягот войны. Необходимо было спасти и устроить в детские учреждения сотни тысяч детей, потерявших родителей во время войны.
На государственные средства создавались новые детские дома для детей воинов Советской армии, партизан и детей, родители которых погибли (специальные детдома). К концу 1945 г. таких детдомов в СССР было около 120, в них воспитывалось свыше 17 тыс. детей. Создавались для детей, оставшихся без родителей, и детские дома на средства общественности (колхозов, комсомола, профсоюзов, милиции, промышленных предприятий).
Кроме того, в годы Великой Отечественной войны был возрожден институт патронирования (передача детей на воспитание в семьи), который был отменен в первые годы советской власти, но распространяется ныне в России. Надо сказать, что россияне в экстремальных условиях (война, экологические катаклизмы, голод) всегда проявляли милосердие по отношению к детям-сиротам. Так, в 1941—1945 гг. гражданами России было усыновлено, взято под опеку и на патронирование 278 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на столь внушительное число детей, взятых в семьи, большинство детей — сирот войны содержалось в детских домах (по России — 400 тыс., по СССР — 600 тыс.) за государственный счет.
С 1956 г. по решению XX съезда КПСС в СССР начали создаваться школы-интернаты для детей-сирот, детей одиноких матерей, инвалидов войны и труда, пенсионеров, а также детей, родители которых в силу разных причин нуждались в помощи государства.
В 1959—1965 гг. с учетом местных условий и возможностей в стране осуществлялось преобразование детских домов школьного типа в школы-интернаты, К сожалению, такая практика преобразования учреждений не оправдала себя. Сейчас происходит обратный процесс преобразования школ-интернатов в детские дома. Детский дом, как и в 30-е годы, вновь становится одним из оптимальных типов государственных учреждений для детей-сирот. Однако меняется его режим работы: детский дом из казарменного учреждения все более становится семейным, теплым домом.
1.3 История развития «закрытых» систем общественного призрения в зарубежных странах
Развитие «закрытой» системы социальной защиты населения на европейском континенте имеет не менее длительную историю.
Уже в XV веке в странах Западной Европы организовывались лечебницы для умалишенных и для больных венерическими заболеваниями. Французские законы против бродяг запретили официально нищенствовать, и обязали города помогать своим беднякам. В 1532 году Парижский парламент принял решение подвергать нищих аресту и , сковывая цепью попарно, отправлять на принудительные работы на городских стоках. В условиях эпидемии 1538 года власти Гренобля решили поместить всех городских нищих (около 300 человек) в особую богадельню, где они обеспечивались пищей, собираемой жителями города.
Но всё же главным стал проект создания системы работных домов для здоровых нищих. Первенствующая роль здесь принадлежит работному дому Бридвел в Лондоне, создание которого стало результатом экспериментов английской социальной политики, пришедшей к выводу, что труд под страхом наказания явится наиболее эффективным путём искоренения нищенства. В 1552 г. специальная комиссия, созванная Эдуардом VI и лондонским епископом Николасом Ридли сформулировала цели политики помощи в Лондоне: бродяги, бездельники и «паразиты» должны быть помещены в poorhouses, где будет введен строжайший трудовой режим. К 1557 г. такой дом был открыт в Бридвеле, бывшей резиденции Генриха VIII.Традиционно считается, что как идея создания работных домов, так и наилучшая реализация этого проекта принадлежит протестантским странам (Англии или Голландии).
В целом, при всём многообразии моделей работных домов, нашедших своё применение в разных странах Западной Европы, эти исправительные заведения исполняли две важнейшие функции: а)изъятия из общества праздношатающихся и профилактики волнений и бунтов с целью поддержания социального мира и равновесия; б) использования дешевой рабочей силы через предоставление работы людям, которых держат под замком и заставляют трудиться «на благо всех» [5, c.56].
XVIII век вошел в историю человеческой цивилизации под названием Просвещения. Произошли изменения существующей системы призрения, заключающейся во всемерной изоляции нищих и больных в работных домах. Общественное мнение постепенно пришло к осознанию пагубности данной практики на том простом основании, что бедняки, как бы там ни было, тоже являются людьми, личностями. Подвергать их изоляции абсурдно, напротив, им следовало предоставить полную свободу перемещения в социальном пространстве. Превратившись же в источник дешёвой рабочей силы, они дадут толчок развитию торговли и промышленности. Однако на практике, в реальной жизни, реформирование и определение нового места и роли изоляторов происходило постепенно и не столь гладко. Об этом можно говорить на примере Франции и, отчасти, Англии. Были предприняты попытки реорганизации существующей системы изоляции на новых, более продуманных и приспособленных к жизни началах (1760-1785гг),попытки некоторого ограничения практики изоляции. И в 1789-1793 гг.: полная реорганизация системы изоляции во Франции. Таким образом система изоляции во Франции приблизилась к своему логическому завершению: изолятор как таковой стал местом содержания безумных людей, приобретя в соответствии со своим предназначением и совершенно новые функции.[3, 474]
В середине XIX века на смену практики изоляции приходит так называемая «карцерная» система. Она представляла своим заключённым некое подобие свободы выбора, но одновременно заимствовала и принципы тюремного заключения. В рамках «карцерной» системы принцип безусловной изоляции от общества уже не соблюдался в полной своей мере, а принцип извлечения пользы предусматривает не только использование дешёвой рабочей силы, но может сочетаться с состраданием и оказанием необходимой помощи. В рамках данной системы сужается количество обьектов социального призрения: из их числа исключаются здоровые бедняки, способные свободно продавать свою рабочую силу на рынке труда. «Карцерная» система уже не представляет из себя изолятор в его чистом виде: это целая сеть благотворительных заведений, оказывающих специализированную помощь нуждающимся.В эту сеть включаются сиротские приюты, благотворительные школы, школы для взрослых, бесплатные больницы, богадельни и т.п. Объектами социальной помощи становятся дети-сироты, дети, обладающие физическими и умственными недостатками развития, неизлечимо больные, одинокие старики и др.Пионерами в создании этой новой системы стали Франция, Великобритания и Германия. Благотворительные общества и полиция составляли неотъемлемые части «карцерной» системы призрения, соединяя её промежуточные элементы (приюты, богадельни, больницы, школы, колонии и т.п.) и приучая массы к порядку и повиновению. Особое место в «карцерной» системе призрения заняли заведения для малолетних детей : ясли и детские сады, созданные прежде всего для бедных слоёв населения. Первые детские сады были созданы в ряде городов Германии, для детей, чьи родители были заняты на производстве. Во второй половине XIX века детские сады появляются и в других странах Европы (во Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландах), а так же в США.В Великобритании были так же созданы филантропические школы при домах призрения бедных. В них дети получали одежду, книги и пищу за счёт содержавших их общин. Особым типом благотворительных заведений стали школы для детей, имевших отклонения в физическом и умственном развитии. В 1841 г. в Абендберге (Швейцария) была создана первая школа для слабоумных.
Иными словами, в рамках «карцерной» системы трудоспособные бедняки должны работать на заводах и фабриках, принося пользу обществу, но «свободно» распоряжаться своей рабочей силой; неизлечимо больные и безумцы должны находиться в больницах и клиниках; дети- в приютах, благотворительных школах и колониях; одинокие и немощные старики- в богадельнях, преступники -в тюрьмах. Бесперебойное функционирование такой системы будет обеспечивать административный и карательный аппарат(служба правосудия, армия, полиция и благотворительные общества).Наказание и сострадание переплетаются здесь в причудливый и крайне противоречивый симбиоз[6.c.32]. Противоречие заключалось в том, что институты «карцерной» системы, призванные оказывать необходимую помощь нуждающимся, противодействуют реальной социализации человека, определяя ему место в иерархической сословной системе и препятствуя развитию социальной мобильности в обществе. Именно это противоречие во многом и даёт толчок развитию на рубеже XIX-XX вв. теории социальной работы.
2 Современное состояние «закрытой» системы социальной работы в России и за рубежом (в к.XX — н.XXIвв.)
2.1 Структура «закрытой» системы социальной работы в России на современном этапе развития
В настоящее время деятельность «закрытых» систем в социальной работе регламентируют следующие нормативно-правовые акты различных уровней:
— Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ»Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»(с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)
— Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)
— Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания — ГОСТ Р 52498-2005
— Закон Краснодарского края от 29 декабря 2004 г. N 825-КЗ «О социальном обслуживании населения Краснодарского края» (в редакции Закона Краснодарского края от 05.06.2008 г. N°1485-КЗ)
— Постановление главы администрации Краснодарского края от 28 июля 2003 г. N 720 «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Краснодарском крае на 2003 — 2010 годы и др[7].
Важнейшим признаком становления «закрытой» системы социального работы с населением является ее динамично развивающаяся инфраструктура. В Российской Федерации социальные услуги закрытых систем предоставляют сетью стационарных центров, оказываемых социальную, психологическую, медицинскую, учебную и другие виды помощи незащищенным слоям населения. К таким стационарным центрам относятся прежде всего: дома престарелых, детские дома, реабилитационные центры, дома инвалидов и т.д. Рассмотрим основные принципы функционирования некоторых из них.
Как следует из 1 Принципа ООН в отношении пожилых людей, пожилые люди должны иметь доступ к соответствующего требованиям продовольствию, воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию через посредство обеспечения им дохода, поддержки со стороны общины.
Дома-интернаты для престарелых и инвалидов являются на сегодня наиболее распространенным типом государственных учреждений, осуществляющих заботу о престарелых.
Деятельность домов-интернатов для престарелых и инвалидов регулируется Типовыми правилами социального обслуживания в государственных медико-социальных учреждениях и негосударственных медико-социальных организациях для престарелых и инвалидов общего типа.
Дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа является медико-социальным учреждением, предназначенным для временного или постоянного проживания престарелых и инвалидов 1, 2 группы, нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе, бытовом и медицинском обслуживании, социально-трудовой адаптации. Руководство деятельностью домов-интернатов для престарелых и инвалидов осуществляют областные управления труда и социальной защиты населения.
В дом-интернат принимаются лица (супружеские пары), не имеющие близких, совершеннолетних, трудоспособных родственников, обязанных по законодательству их содержать и заботиться о них, а также имеющие близких родственников, которые по объективным причинам не могут обеспечить им постоянную помощь и уход (в силу преклонного возраста, имеют инвалидность первой, второй группы, онкологические, психические заболевания, находятся в местах лишения свободы, или выехали на постоянное местожительство за пределы страны).
Основными задачами дома-интерната являются: материально-бытовое обеспечение престарелых и инвалидов, создание для них благоприятных условий жизни, приближенных к домашним; организация ухода за проживающими лицами, оказание им медицинской помощи и проведение культурно-массовой работы; осуществление мероприятий, направленных на социально-бытовую и трудовую реабилитацию инвалидов.
Основой социальной терапии должно быть установление социальных связей опекаемых как между собой, так и со здоровыми людьми. Социальная терапия также охватывает и такие элементы, как комфорт в палатах, возможность обслуживать себя и других без посторонней помощи, режим работы, организация микро и макро социальных групп, индивидуализированная культтерапия, психотерапевтическое искусство персонала.
Пожилые и инвалиды направляются в дом интернат уполномоченным органом в области социальной защиты населения. Прием лиц на социальное обслуживание осуществляется на основании следующих документов:
а) заявление по форме, утвержденной Типовыми правилами;
б) направление уполномоченного органа;
в) удостоверение личности;
г) свидетельство о присвоении регистрационного номера
налогоплательщика;
д) свидетельство о присвоении социального индивидуального кода;
е) медицинская карта по форме, утвержденной Типовыми правилами;
ж) выписка из амбулаторной карты;
з) пенсионное удостоверение (для лиц пенсионного возраста);
и) удостоверение, подтверждающее статус инвалида, участника ВОВ и лиц, приравненных к ним (для инвалидов, участников ВОВ и лиц, приравненных к ним);
Для инвалидов дополнительно:
— копия выписки из справки об инвалидности;
— копия выписки из индивидуальной программы реабилитации инвалида.
В настоящий момент в России сейчас около 30 млн. пожилых: 4,3 % из них — это люди старше 75 лет. 3-4 млн. пожилых нуждаются в постоянной медико-социальной помощи, а в интернатах пребывает только 216-220 тыс. человек. Только в Краснодарском крае насчитывается около 20 домов престарелых и 1 реабилитационный центр для пожилых людей [7].
По состоянию на 31 декабря 2009 года в Краснодарском крае действовало 53 государственных учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, комплексные центры социального обслуживания населения, социально-оздоровительный центр, центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий), в которых обслужено более 322 тысячи человек. Объем финансирования на 2009 год составил 123820,1 тысячи рублей. Для создания условий для предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания Краснодарского края, требованиями к доступности, безопасности и комфортности жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов проведены капитальные ремонты в порядке выполнения предписаний контрольно-надзорных органов в Тимашевском, Красноармейском, Белореченском, Усть-Лабинском и Выселковском домах-интернатах, отделениях временного проживания города Новороссийска и Щербиновского района. Произведена поставка медицинского и технологического оборудования, облегчающего уход за гражданами пожилого возраста, в Ленинградский, Новороссийский, Тимашевский, Армавирский, Усть-Лабинский дома-интернаты.
На ряду с государственными учреждениями существуют частные дома-интернаты, оказывающие помощь пожилым людям [7].
Частные дома — интернаты могут создаваться как предприятиями, организациями, так и гражданами, для них также, как и для государственных, необходимо получение лицензии на медицинскую деятельность и регистрация в органах юстиции. Прием лиц на обслуживание осуществляется на основании списка документов, аналогичных для приема в государственное учреждение за исключением направления уполномоченного органа. Условия содержания и требования к комплектности зданий установлены Типовыми правилами. Учредитель дома — интерната утверждает Правила внутреннего распорядка и назначает директора дома — интерната. Лица, поступающие в частный дом — интернат для престарелых должны заключать договор с администрацией, в котором оговариваются условия проживания, права и обязанности сторон, услуги, которые будут оказываться опекаемым, вопросы питания, а также цена, которую опекаемые должны выплачивать учреждению за проживание. Цена определяется учредителем самостоятельно или по договоренности сторон.
Детские дома. В детских домах, приютах, домах ребенка и школах-интернатах России воспитываются и постоянно проживают 260,000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для этих детей государственное учреждение вынужденно становится единственным домом. В 1990 году в России насчитывалось 564 детских дома, в 2004 их количество увеличилось почти втрое и составило 1,4 тысячи. В начале 2007 г. в России насчитывалось 748 тысяч детей-сирот (2,8 % от всей детской популяции (26,5 миллионов). Из них:
— усыновлено — 153 тысячи;
— под опекой — 384 тысячи;
— приёмные и патронатные семьи — 37 тысяч [8].
Школа-интернат — образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Слово «интернат» произошло от лат. internus (внутри).
Общеобразовательные школы-интернаты делятся на:
а) начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
б) с углубленным изучением предметов (напр. физико-математические школы-интернаты и т.п.);
в) гимназии-интернаты;
г) лицеи-интернаты;
д) санаторно-лесные школы, санаторные школы-интернаты.
По контингенту воспитанников школы-интернаты различаются
назначением:
— для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие,
слабослышащие и т.д);
— спец. для детей со способностями (отбираемых в т.ч. на олимпиадах, см.
напр. выше);
— спец. для «трудных» подростков, т.е. не достигших совершеннолетия, не совершивших уголовно наказуемых деяний, но дающих все поводы предположить, что это дело времени (с частыми приводами в милицию за хулиганство, состоящие на учёте в детской комнате милиции, или задерживаемые за бродяжничество, с другими поводами).
На конец 2004 года в России насчитывалось 692 школы-интерната общего типа, в том числе школ-интернатов для детей-сирот — 150, для детей с ограниченными возможностями здоровья — 1410. Общее число воспитанников в общеобразовательных школах-интернатах — 342,6 тыс. чел (из них около 74 тыс. — детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей). В отличие от других образовательных учреждений, дети, находящиеся в школах-интернатах называются воспитанниками [8].
В школу-интернат принимаются в первую очередь дети, нуждающиеся в помощи государства, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей, отцов, дети, находящиеся под опекой (попечительством).
По просьбе родителей (лиц, их заменяющих) директор школы-интерната может отпускать воспитанников домой на время каникул, в воскресные и праздничные дни, а по уважительным причинам — и в другие дни.
Прием детей в школы-интернаты с углублённым изучением отдельных предметов, гимназии-интернаты и лицеи-интернаты для получения среднего (полного) общего образования проводится по заявлениям на конкурсной основе.
Дети, проживающие в семьях, могут обучаться в школе-интернате только в случае, если на данной территории нет общеобразовательного учреждения.
За содержание воспитанников в школе-интернате с родителей (лиц, их заменяющих) взимается плата в установленном порядке.
В исключительных случаях по решению учредителя (учредителей) родители (лица, их заменяющие) могут быть освобождены от платы за содержание детей в школе-интернате полностью или частично.
Воспитанники школы-интерната обеспечиваются в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарём, предметами личной гигиены, а также учебниками, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарём.
По окончании школы-интерната воспитанникам выдаются бесплатно комплект одежды и обуви, находившийся в их пользовании в период обучения.
Воспитанникам, выбывающим из школы-интерната по другим причинам, выдаются бесплатно комплект сезонной одежды и обуви, находящийся в их пользовании.
В школе-интернате дети делятся на полных сирот и на детей, оставшихся без попечения родителей. В первом случае — это дети, родители которых умерли или считаются безвестноотсутвующими, а так же родители, получившие тюремный срок в виде пожизненного заключения зачастую детей этих родителей признают полной сиротой.
Во втором случае — это дети, родители которых живы, но либо отказались от своих детей, либо были лишены родительских прав по решению суда за те или иные действия/бездействия по отношению своих детей.
Отличие между двумя типами этих детей в том, что полным сиротам государство ежемесячно выплачивают небольшие суммы денег на личную книжку, открытую в банке сразу же, после получения статуса полной сироты. По достижении 18-ти летнего возраста на счету этого ребёнка может накопиться приличный «стартовый» капитал в жизни (но суммы как правило не превышающие 100 000 рублей)
Детям, оставшимся без попечения родителей государство ничего не платит, суд обязывает родителей выплачивать своим детям каждый месяц с заработной платы, отец 13 % от суммы заработка, мать 10 %. Но, как показывает практика, родители таких детей редко работают официально или вообще не работают, и деньги ребёнку не зачисляются годами[8].
Социальные реабилитационные центры для несовершеннолетних. Функциями данных центров является: первичная профилактика и ранняя коррекция поведения ребенка и родительско-детских отношений. Работа в отношении таких детей нацелена на развитие форм общественного и государственного воздействии с целью коррекции поведения и социальной адаптации детей, находящихся в зоне социального риска.
Данные центры осуществляют меры контроля и социального сопровождения в процессе реабилитации подростка, имеющего опыт бродяжничества, криминальной деятельности, употребления психотропных веществ [9, c.40]. Деятельность специалистов центра направлена на поддержание воспитательных функций семьи в отношении несовершеннолетнего и на пресечение негативных последствий детской неблагополучности.
Главная задача центров — это индивидуальная, конкретная работа с несовершеннолетним в условиях сохранения его межличностных связей, а также работа с семьей до, во время и после прохождения курса реабилитации несовершеннолетнего в специализированных учреждениях.
В связи с этим специалисты Территориальных Центров осуществляют свою работу по следующим направлениям
— традиционная форма патронажа и социального контроля семей социального риска для создания условий более плотного взаимодействия;
— проведение тематических бесед и лекций для детей и подростков;
— клубная и кружковая работа, задачами которой является реабилитация и социальная адаптация детей с девиантным поведением, т. е. профилактика дальнейшего отклонения в поведении подростка;
— комиссия общественного воздействия, задачи которой состоят в выявлении причин и условий, способствующих девиантным проявлениям детей и подростков, в защите прав детей в неблагополучных семьях;
— работа по индивидуальной карте социальной адаптации подростков, с целью реабилитации подростка, находящегося в условиях глубокой социальной депривации;
— работа в отделении дневного пребывания, с целью профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и реализации программ социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков, склонных к противоправному поведению в школе, семье и на улице;
— организационная работа по улучшению уровня взаимодействия различных служб на территории микрорайона, с целью профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних.
Для более эффективной работы с беспризорными детьми и их семьями в г. Краснодаре создано учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Краснодарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Авис». Работа центра предполагает постоянное взаимодействие, сотрудничество со школами, с детскими дошкольными учреждениями, Комиссией по делам несовершеннолетних. Объектами первичной работы являются дети и подростки, которые не были замечены в проявлении антиобщественных поступков, но пребывают долгое время в социально-опасном положении и имеют проблемы в школьном обучении, интеллектуальном развитии, общении, имеют неустойчивые социальные связи с семьей, родственниками, которые в дальнейшем могут привести к побегам ребенка из семьи или воспитательного учреждения.
Основными целями учреждения являются: профилактика беспризорности и безнадзорности; реабилитация несовершеннолетних с различными формами и степенью социальной дезадаптации, оказание им социальной помощи, поддержки; обеспечение социального патронажа несовершеннолетних [10, c. 3].
Для достижения поставленных целей, Учреждение в установленном законодательством порядке осуществляет следующие виды деятельности:
— принимает участие в выявлении, устранении причин и условий способствующих безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних; осуществляет межведомственное взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
— обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации;
— осуществляет круглосуточный приём и размещение несовершеннолетних, содействие адаптации их к новой обстановке и коллективу;
— оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи;
— осуществляет медицинскую деятельность согласно специальному разрешению- лицензии;
— разрабатывает и реализует индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации;
— содействует несовершеннолетним в профессиональной ориентации и получении специальности, образования;
— включает несовершеннолетних в разнообразные виды трудовой деятельности, проводимой в Учреждении и за его пределами, с учётом возрастных и физиологических особенностей;
— в соответствии со статьям 69, 70, пунктом 3 статьи 73 Семейного Кодекса Российской Федерации инициирует в судебном порядке лишение (ограничение) родительских прав [11].
В структуру учреждения входят следующие подразделения:
— приёмное отделение с карантинным блоком;
— отделение диагностики социальной дезадаптации;
— отделение реализации программ социальной реабилитации;
— отделение социально-правовой и психолого-педагогической помощи;
— отделение перевозки несовершеннолетних;
— семейная воспитательная группа.
Таким образом, территориальная система помощи складывается из совокупности различных учреждений, которые имеют разные формы собственности, систему подчинения, методы работы, направления в оказании поддержки, источники финансирования и юридический статус.
2.2 Особенности «закрытой» системы социальной работы за рубежом
Социальная политика большинства зарубежных государств ориентирована на принцип раздельного содержания пожилых граждан и инвалидов, когда в дом — интернат для престарелых не могут быть помещены молодые инвалиды и наоборот.
В домах для нетрудоспособных в европейских странах живут в основном престарелые люди, нуждающиеся в долговременном уходе, их средний возраст — 84 года. Большей частью это женщины, никогда не состоявшие в браке и не имеющие детей. Большинство домов для нетрудоспособных (80%) в США приносят прибыль частным владельцам, которые ими владеют, за счет оплаты опекаемыми их услуг, получения спонсорской помощи и государственных дотаций. Государство выдает лицензии и контролирует соответствие нормативам условия содержания в них. Нормативы имеют федеральный характер, то есть обязательны для всех учреждений такого типа. Часть домов имеют некоммерческий характер и принадлежат различным благотворительным и религиозным организациям или государству. Все конфессии США (наиболее значительные — протестантская, католическая и иудейская) имеют свои благотворительные организации, в том числе и дома для престарелых. Опекаемыми являются не только единоверцы, но и люди, принадлежащие к другим религиозным общинам. В штатах этих организаций много добровольцев.
В Испании и Греции также молодые инвалиды не помещаются в дома — интернаты для одиноких престарелых и престарелых инвалидов, а проживают отдельной общиной. Также в этих странах распространено создание небольших интернатов на 15-20 человек, которые могут быть открыты благотворительными организациями и частными лицами.
В Дании, начиная с 2002 года, не строят интернаты для престарелых, вместо этого строятся отдельные жилища, приспособленные к потребностям пожилого человека. Они могут располагаться в обычных домах или строиться отдельно. Некоторые дома для престарелых переоборудованы в дома с отдельными квартирами и названы «центрами для пожилых граждан».
Из требований, предъявляемых в развитых странах к зданиям домов — интернатов для престарелых следует, что дизайн зданий должен гарантировать:
— независимость и безопасность опекаемых (во избежание падения, нетрудоспособности и снижения сенсорных способностей);
— достижение психического равновесия и безопасности (определенные пространства, которые компенсировали бы пространственную дезориентацию и побуждали бы контакт с внешним миром и природой);
— уважение частной жизни;
— облегчение работы персонала для реализации их функций.
В Германии детский дом имеет собственно характер дома, т.е. ребенок живет в семье, которая согласна такого ребенка воспитывать. Это не усыновление, оно не порождает всех юридических последствий, люди остаются «юридически чужими» а государство выплачивает соотв. компенсацию (расходов на предоставление ребенку жилой площади, питание, одежду и все такое).
В Америке нет детских домов в нашем понимании, т.е. где воспитанники живут на более-менее постоянной основе. Здесь широко развита система приёмных родителей (foster-parents), которые берут к себе жить детей без формального усыновления, а государство им платит за это какое-то пособие. Поэтому конечно существуют центры-распределители, где дети находятся пока не попадут в какую-нибудь семью. Чтобы взять ребенка кто-нибудь из взрослых должен пройти специальное обучение и получить разрешение.
Нахождение в «детских домах казарменного типа», где на десятки детей приходится один воспитатель рассматривается как преступление против личности: ребенок должен жить в семье, у него должен быть свой собственный взрослый или взрослые, которым он небезразличен и которые небезразличны ему.
В США, Великобритании и Франции существует развитая система частных школ-интернатов высокого уровня, как правило дорогостоящих. В отличие от российской системы образования, где школы-интернаты в основном содержатся за счет государственного бюджета и лишь частично — родительской платы, за рубежом учредителями этих учреждений являются состоятельные частные лица, богатые благотворительные фонды или общественные структуры, но родительская плата покрывает основные виды расходов. Как правило, западные школы-интернаты довольно престижны и рассчитаны не на сирот или нуждающихся детей, а на детей состоятельных родителей.
2.3 Проблемы и перспективы развития «закрытых» систем социальной работы
В настоящее время существует ряд нерешенных проблем в области функционирования «закрытых» систем социальной работы.
Государственными органами не рассматривается вопрос основания домов — интернатов только для престарелых и только для инвалидов, когда молодые инвалиды могут содержаться раздельно от инвалидов по старости и престарелых.
В России преобладают дома — интернаты смешанного типа, где в одном здании, но в разных отделениях содержатся престарелые и молодые инвалиды. Трудотерапия проводится в одних цехах, опекаемые постоянно испытывают дефицит общения, на обстановке отрицательно отражается и тот факт, что опекаемые, являющиеся инвалидами, помещаются в дома — интернаты для престарелых и инвалидов с 18 лет и живут там на протяжении всей жизни. Между тем пожилые поступают в дома — интернаты только после достижения преклонного возраста. Инвалиды с детства и престарелые, ставшие инвалидами по болезни либо по возрасту, а также просто пожилые люди имеют разный менталитет, психологические наклонности и восприятия. Испытывая проблемы адаптации, нервно — психологическое напряжение, стресс, принадлежа к разным возрастным категориям и переживая межпоколенческие конфликты, они оказывают друг на друга неблагоприятное воздействие.
Результаты мониторинга проживания опекаемых в государственных домах — интернатах показывают, насколько сильно концепция управления и организации их деятельности нуждается в совершенствовании. Принятые методы деятельности отстают от реалий современности и не принимают во внимание наработанный опыт развитых зарубежных стран. Такая практика выделяет пожилых и инвалидов в маргинальную группу, способствует их изолированности.
Необходимо ввести типовое деление домов — интернатов, поскольку существующая система домов — интернатов не только не способствует реабилитации и внедрению в общество, а напротив ведет к деградации личности (дома — интернаты для престарелых, дома — интернаты для молодых инвалидов). При этом в положениях о домах — интернатах необходимо предусмотреть, что они могут соответствовать лишь одному типу. Принятию положений о домах — интернатах должно предшествовать внесение изменений в законодательные акты. Помимо принятия изменений и дополнений в законы, необходимо принятие нормативно — технических документов, согласованных с профильными специалистами: медиками, строителями, проектировщиками, способствующих правильной организации реабилитационных мероприятий. То есть, определение форм и методов организации медицинского обслуживания, обучения, организации труда и отдыха, досуга, планировки комнат, наличие спортивных залов и т.д.
Необходимо отметить недостаточно открытый для общества характер функционирования системы домов — интернатов. Часто администрация не сотрудничает с национальными и международными неправительственными организациями, занимающимися проблемами инвалидов и престарелых. Между тем, посещение социальных учреждений представителями общественных организаций является наиболее эффективным способом контроля за соблюдением прав лиц, проживающих в них. Также администрациями домов — интернатов не организуется проведение проектов, программ местного, регионального уровня в целях совершенствования деятельности интернатных учреждений или по вопросам улучшения условий содержания опекаемых.
Согласно Принципам ООН в отношении пожилых людей, принятым резолюцией 46/91 Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1991 года, пожилые люди должны иметь возможность жить в условиях, которые являются безопасными и могут быть адаптированы с учетом личных наклонностей и изменяющихся возможностей [12].
В большинстве домов — интернатов опекаемые поселены в соответствии с половыми, возрастными, двигательными способностями. Данное несоответствие обусловлено нехваткой жилых помещений. Наблюдается общая перенаселенность людей в учреждении.
Супругам из числа проживающих в доме — интернате должно выделяться изолированное жилое помещение для совместного проживания, в этой связи во всех домах — интернатах разрешено проживание семейных пар, что обеспечивает реализацию права лиц с ограниченными возможностями на личную свободу и семейную жизнь, предусмотренную положением № 9 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов и Принципами ООН в отношении пожилых людей.
К числу положительных характеристик жилищных условий отечественных домов-интернатов следует отнести то, что здания многих из них окружены насаждениями, опекаемые имеют возможность совершать прогулки.
Большинство зданий домов-интернатов построены более 30-40 лет назад. Строительные нормативы и правила по проектированию и строительству социальных объектов для престарелых и инвалидов также нуждаются в пересмотре с целью наиболее полного учета их возможностей по передвижению и самообслуживанию. Здания государственных домов — интернатов в большинстве своем требуют капитального ремонта, модернизации внутреннего устройства. Вопрос, требующий особого внимания — безопасность и адаптация зданий к нуждам пожилых лиц с ограниченными возможностями
В многих домах-интернатах выявлены факты отсутствия в них условий для проживания лиц с ограниченными возможностями: лифтов, пандусов, спусков, приспособленных туалетных помещений.
Санитарно-гигиенические условия в большинстве домов-интернатов удовлетворительные. Все дома — интернаты имеют душевые, бани и прачечные.
В большинстве домов — интернатов отсутствуют приспособления для пожилых лиц с ограниченными возможностями, что усугубляет санитарно-эпидемиологическую ситуацию в домах-интернатах. Лица с ограниченными возможностями, не способные самостоятельно себя обслуживать, вынуждены большое количество времени проводить в комнате, что сказывается на их здоровье и самочувствии.
Проблемой также является обеспечение прав пожилых при размещении их в комнатах. Так, практически во всех домах интернатах есть 3-6 местные комнаты, соответственно в одной комнате допускается проживание более 3 человек. Большая скученность людей, являющихся пожилыми и инвалидами оказывает неблагоприятное влияние на состояние их душевного равновесия и не прибавляет оптимизма в настроениях. Также данный факт не соответствует 5 Принципу ООН в отношении пожилых людей в части того, что пожилые люди должны иметь возможность жить в условиях, которые могут быть адаптированы с учетом личных наклонностей и изменяющихся возможностей [12]. Именно скученность является поводом для возникновения конфликтных ситуаций между пожилыми, поскольку они не имеют или имеют очень ограниченное личное пространство, не позволяющего чувствовать себя в уединении и заниматься своими делами.
Проведение мониторинга посещаемых домов — интернатов для престарелых и инвалидов показало, что в некоторых домах-интернатах недостаточное внимание уделяется вопросам обеспечения такими условиями, как теплоснабжение, доступ к пользованию бытовыми услугами.
Практически во всех домах — интернатах возможно отключение электроэнергии, что крайне нежелательно. В этой связи есть необходимость местным исполнительным органам рассмотреть вопрос перевода домов — интернатов на первую категорию энергоснабжения в целях обеспечения бесперебойной подачи электроэнергии для нужд опекаемых.
В большинстве государственных домов — интернатов состояние одежды и обуви опекаемых удовлетворительное. Одежду выдают один или два раза в год либо по мере возникновения необходимости.
Наиболее серьезные нарушения прав пожилых людей, выявленные в результате посещения домов-интернатов, допускаются при получении опекаемыми пенсий.
Особое внимание в домах — интернатах уделяется участникам и ветеранам Великой Отечественной войны. Участники Великой Отечественной войны, а также лица, приравненные к ним, принимаются в дома — интернаты в первоочередном порядке, независимо от наличия близких совершеннолетних трудоспособных родственников, обязанных по законодательству их содержать и заботиться о них. Дополнительно администрация домов — интернатов создает особые условия для их проживания. Вместе с тем участникам и ветеранам ВОВ не уделяется должного внимания не только со стороны персонала домов — интернатов, но и со стороны общества. В основном они служат объектами внимания только во время празднования памятных дат.
Наиболее сложными для опекаемых являются первые месяцы пребывания в домах — интернатах. Около полугода пожилые люди оказываются в кризисной ситуации. В первые дни это связано с поступлением в дом — интернат, переменой места жительства, сменой жизненных стереотипов, осознанием необходимости в посторонней помощи. В течение первого месяца пребывания решается вопрос расселения в жилых комнатах. При этом возникают вопросы межличностных отношений, психологической совместимости.
Совместное проживание пожилых и лиц с тяжелыми физическими недостатками отрицательно сказывается на обеих группах и влияет на все стороны их жизни. Для большинства людей поступление в дом-интернат и отказ от привычных условий и окружения является огромным стрессом, который влияет на психическое самочувствие и, в последствии, на физическое здоровье. Все это создает препятствия для адаптации в новых условиях. В этой связи для поступающих необходимо создавать психологическую установку на новый образ жизни, важно как можно больше активизировать старых людей, выявлять среди них лидеров, которые могут помочь соседям. В работу также должны быть вовлечены реабилитологи, психологи, обладающие специфичными знаниями и опытом работы, которых в большинстве домов — интернатов нет.
Отсутствие достаточного количества приспособлений и техники для пожаротушения, неработающая автоматическая пожарная сигнализация, плачевное состояние электросетей и электрооборудования — вот неполный список нарушений пожарной безопасности.
Особенно актуальным по всем домам — интернатам является вопрос организации эвакуации опекаемых. Зачастую неходячие больные и инвалиды поселены на верхних этажах и не везде есть специальные пандусы для спусков с 3-5 этажей (поскольку большинство зданий домов — интернатов имеют высотность в 4-5 этажей) и вместительные лифты. Также практически нет средств эвакуации для опекаемых, испытывающих трудности с передвижением.
Следует рассмотреть также тему нарушителей режима, которыми в большинстве своем оказываются бывшие пожилые осужденные. В соответствии с Уголовно-исполнительным кодекса РФ инвалиды 1 и 2 группы, а также мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома престарелых [13]. Единственными противопоказаниями для приема в дома-интернаты являются заболевания медицинского характера, от поступающих в дома-интернаты не требуют характеристики с места последнего содержания или работы. Подопечные также могут быть отчислены из дома — интерната при систематическом (более трех раз) нарушении внутреннего распорядка, в том числе употреблении наркотических средств, распитии спиртных напитков, порчу товарно-материальных ценностей и иного имущества, а также при совершении противоправных действий. Между тем, данные требования не останавливают некоторых нарушителей, которые причиняют неудобства большей части опекаемых, а также могут навредить себе. В этой связи целесообразно создание нескольких домов — интернатов для престарелых и инвалидов, представляющих социальную опасность для окружающих. Дело в том, что некоторые лица, имеющие судимости, держат в страхе не только совместно проживающих соседей, но и медицинский, обслуживающий персонал. Административные и уголовные дела против таких опекаемых, как правило, не возбуждаются, другие меры воздействия безрезультатны. Угроза исключения из интернатов их также мало пугает, тогда как по жалобам отчисленного, действия администрации могут быть проверены несколько раз контролирующими органами.
По заявлению администрации домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в учреждениях к провинившимся жителям не применяются меры медицинского воздействия (успокаивающие уколы, психотропные вещества, подавляющие волю) либо какие-либо другие меры наказания.
Современное состояние детских домов и те проблемы, с которыми сталкиваются их воспитанники при выходе из них, обращают на себя внимание очень многих специалистов. Причина этого кроется в том, что выпускники детских домов являются «чужими» в обществе после оставления ими детского дома. Они не чувствуют себя нормальными членами общества, не ощущают себя встроенными в нормальные социальные связи и взаимоотношения. Это является следствием их воспитания в детском учреждении, вырывания из привычной жизненной среды. Эти факты накладывают отпечаток на процесс социализации, который значительно отличается от того, который идет в семье. А значение процесса социализации в жизни человека очень велико.
Очень серьезные изменения претерпевает процесс социализации у детей, воспитывающихся в детских домах. Изменения происходят в любом случае и не зависят от причин, по которым ребенок попадает в детский дом: потеря родителей, отказ родителей от ребенка, невозможность родителями реализовать свою главную функцию — воспитательную. Все эти случаи ведут к нарушению семейной социализации, во время которой закладываются основы основ.
Социализация не прекращается с попаданием ребенка в детский дом, она идет своим чередом, но весь вопрос состоит в том, каким образом она продолжается и чем отличается от семейной, какие последствия имеет для дальнейшего развития личности?
Эти вопросы являются серьезными и требуют тщательного анализа, так как от того, как прошла социализация в детстве, зависит вся дальнейшая жизнь человека, именно в детстве закладывается все то, что потом помогает жить в течение всей жизни.
По данным Генпрокуратуры РФ только 10 % выпускников российских государственных детских домов и интернатов адаптируются к жизни, 40 % совершают преступления, еще 40 % выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 10 % кончают жизнь самоубийством.[14]
Ежегодно из детских домов России выпускается 26 тысяч воспитанников. По данным Министерства образования РФ, за последние 15 лет 90 тысяч из них не были обеспечены положенным по закону жильем.
Председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина выделила шокирующую статистику, сообщив о том, что в России сейчас 700 тысяч сирот — больше, чем в конце Второй мировой войны, когда погибло примерно 25 миллионов советских граждан.
Е. Мизулина отметила, что у России также далеко не лучшая репутация в вопросе усыновления детей. По ее словам, за последние три года приемные, воспитывающие и опекунские семьи в России вернули назад в детские дома 30 000 детей. [15]
Количество детей, признанных сиротами, в России в 4-5 раз больше, чем в Европе и США. 30 процентов из них живет в детских домах. В большинстве своем от этих детей либо отказались родители, либо органы опеки перевели их в детдома, забрав ребят у родителей, не заботящихся о них.
В целях решения выше перечисленных проблем необходимо применять следующие меры:
— увеличение финансирования «закрытых» систем социальной работы из бюджетных и внебюджетных источников финансирования;
— создание новых домов интернатов повышенной комфортности для улучшения психологического климата внутри заведения;
— увеличение штата квалифицированных сотрудников, способных оказывать психологическую помощь;
— установление жесткого контроля над целевым использованием денежных средств, выделенных на функционирование «закрытой» системы социальной работы;
— оказание адресной помощи выпускникам домов-интернатов, детских домов в их социализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня Россия находится в непростом социально-экономическом положении, что обусловлено ее неоднозначным процессом социльно-исторического развития. Перед нашим обществом стоят множество нерешенных проблем в области развития «закрытых» систем социальной работы. Эти проблемы крайне противоречивы и многоаспектны. История развития системы призрения, берущая свое начало с правления Петра I, претерпела множество изменений. Однако, несмотря на многолетний опыт функционирования «закрытых» систем социальной работы, Россия практически не перенимала положительный опыт развития социальных систем в Европе.
Сложившаяся ситуация требует незамедлительного принятия специальных мер, направленных на ее изменение. Поэтому в нынешнее время просто необходимо, чтобы все требующиеся меры по улучшению сложившейся ситуации принимались «сверху» (т.е. посредством государственных решений) и плавно вводились в сложную систему социальной работы.
Написав данную дипломную работу, мы попытались разобраться в сущности института призрения, как формы социальной защиты государства.
Таким образом, основной вывод работы, состоит в том, что при всем богатстве конкретно-исторического опыта развития «закрытых» систем его нельзя переоценивать, так как он в большинстве случаев неприменим в настоящее время. Вместе с тем, органам власти, общественности, всем заинтересованным субъектам необходимо осмыслить более глубоко природу «закрытых» социальных учреждений как в России в целом, так и в ее отдельных регионах, что позволит избежать неоправданных издержек и опасных ошибок.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, основные выводы и рекомендации будут способствовать более глубокому пониманию содержания проблем функционирования социальных учреждений закрытого типа.
В ходе проведения работы нами была достигнута основная ее цель, т. е. мы изучили теоретические основы «закрытой» системы социальной работы, историю её развития и основные механизмы ее реализации на практике.
Для совершенствования «закрытой» системы социальной работы нами были предложены следующие меры:
— Увеличение государственной поддержки;
— Ориентирование на личностные потребности незащищенных слоев населения;
— Увеличение числа квалифицированных работников, способных оказывать психологическую помощь нуждающимся.
Реализация данных мер на практике будет способствовать повышению эффективности деятельности специализированных учреждений закрытого типа и частичному уменьшению остроты социальных проблем в современном обществе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Кравченко А.И. Социология: учебник СПб: Питер, 2008. 198 С.
2. Костина Е.Ю. История социальной работы: Учебное пособие. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. 31 С.
3. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы: Учебное пособие для ВУЗов М: Трикса, 2005. 16 С.
4. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. 131 с.
5. Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы: Учебное пособие. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. 56 с.
6. Лозовская Е.Г., Новак Е.С., Краснова В.Г. История социальной работы в России: Учебно-методическое пособие для студентов по специальности «Социальная работа». Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. 32 с.
7. Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Краснодарском крае на 2003 — 2010 годы: принят постановлением главы администрации Краснодарского края от 28 июля 2003 г. N 720 » URL: http://www. sznkuban.ru/about.html (дата обращения 04.05.2010).
8. Калашникова А.А «Брошенные дети» — проблемы социализации URL: http://www.unn.ru/rus/f14/k2/students/hopes/7.htm (дата обращения 05.05.2010).
9. Манукян Э.А. Территориальные центры социальной помощи семье и детям: опыт, тенденции, перспективы. Российский журнал социальной работы. 1996. № 2/4. 40 с.
10. Устав «Краснодарского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Авис».
11. Cемейный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 8.12.1995 в редакции Федерального закона от 24.04.2008 N 49-ФЗ: одобрен Федер. Собр. Рос. Федерации: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 18 дек. 2006 г. № 231-ФЗ Последняя редакция URL: http://www.semkodeks.ru/ (дата обращения 05.05.2010).
12. Принципы ООН в отношении пожилых людей URL: http://www.un.org/russian/topics/socdev/elderly/oldprinc.htm (дата обращения 05.05.2010).
13. Уголовно-исполнительный кодекс РФ: принят Государственной Думой от 18.12. 1996 в редакции Федерального закона от 17.12.2009 N 325-ФЗ: одобрен Федер. Собр. Рос. Федерации: ввод. Федер. Законом Рос. Федерации от 8 января 1997 г N 1-ФЗ URL: http://www.uikodeks.ru (дата обращения 05.05.2010).
14. Статистические данные Генпрокуратуры URL: http://www.deti-blago.ru/2009-10-08-12-00-30 (дата обращения 05.05.2010).
15. Russian Orphanage Offers Love, but Not Families («The New York Times»,США) 06.05.2010 (перевод Ю. Цигун) URL: http://www.miloserdie.ru/ (дата обращения 05.05.2010).
16. Бадя Л.В., Демина Л.И., Егошина В.Н. и др. Исторический опыт социальной работы в России. М.: «Весь мир», 1994. 29 C.
17. Белоножко Е.П. Краткий исторический очерк социальной работы в России Х нач. ХХ вв. Белгород: «Прогресс-Плеяда», 1999. 3 C.
18.Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 2002. 42 C.
19. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М.: Владос, 1999. 29 C.
20. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М.: Юристъ, 1995. 56 C.
Размещено на