Содержание
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Специфика развития ребенка и роль педагога в его Монтессори-педагогике.
1.1.Особенности развития ребенка и его потребности.
1.2.Педагогические принципы системы.
1.3. Роль педагога.
1.4. Основные понятия педагогики Монтессори.
ГЛАВА 2. Влияние подготовительной среды и дидактических материалов на развитие ребенка.
2.1. Организация подготовительной среды.
2.2. Дидактические материалы.
ГЛАВА 3. Монтессори-педагогика в России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Список литературы.
Выдержка из текста работы
Во все времена дошкольное образование закладывало основу личности и способствовало раскрытию способностей ребенка на протяжении всей его последующей жизни. Важным условием является гармонично устроенное обучение и жизнь в детском саду. Поэтому, педагоги дошкольного воспитания должны использовать в свой практике личностно — ориентированные модели воспитания, в которых учитывались бы возрастные и индивидуальные особенности детей, и которые предполагали бы субъект — субъектные отношения педагога и воспитанника.
Среди известных гуманистически ориентированных педагогических систем особое место занимает Монтессори — педагогика, основателем которой была итальянский педагог, врач, философ Мария Монтессори (1870-1952). Ее теория свободного воспитания лежит в основе многих существующих систем воспитания маленьких детей. Тысячи Монтессори — школ открыты по всему миру. Особенно широкое распространение ее идеи получили в США, Англии, Испании, Индии и Голландии.
В России Монтессори — педагогика применяется уже 24 года. Датой ее возрождения можно считать 1991 год, когда благодаря усилиям Е.А. Хилтунен, в Москве в ведомственном детском саду открылась первая Монтессори — группа. Сейчас эта система переживает пик своей популярности. С каждым годом, по всей стране появляется все больше единомышленников и последователей. Открываются центры, детские сады, школы. Московский центр Монтессори с помощью немецких специалистов подготовил несколько выпусков квалифицированных педагогов. Все чаще родители выбирают для своих детей Монтессори — школы. В обществе растёт запрос на свободную саморазвивающуюся личность, способную адаптироваться в современных социально-экономических и политических условиях, но государственная система образования не в силах в полной мере удовлетворить данную потребность. Из этого следует противоречие, которое обусловило актуальность исследования:
Цель курсовой работы: научное обоснование реализации принципов индивидуального развития ребенка в системе М. Монтессори.
Объект исследования: педагогическая система индивидуального развития ребенка в наследии М. Монтессори.
Предмет исследования: принципы индивидуального воспитания детей в педагогическом наследии М. Монтессори.
Гипотеза исследования: Обучение по системе Монтессори будет более качественным, если:
· обеспечится логика и поэтапность введения педагогических инноваций Монтессори в деятельность образовательных учреждений;
· реализуется системно-целевой подход к подготовке преподавательско — воспитательских кадров на основе овладения современным научным мировоззрением и социально-педагогическими технологиями Монтессори
· педагоги будут подстраивать ее под потребности современного общества. Брать из нее отдельные элементы не теряя смысла — обеспечивать детей правильно организованной средой для развития.
Задачи исследования:
1) выявить концептуальные особенности индивидуального развития детей в педагогическом наследии положения М. Монтессори;
2) проанализировать педагогические принципы педагогики Монтессори;
3) показать возможности использования идей М. Монтессори в современном педагогическом процессе на примере конкретного дошкольного учреждения
Методы исследования:
1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2) изучение дидактических материалов, применяемых в системе Монтессори;
3) педагогическое наблюдение;
4) опытно — экспериментальная работа в ДОУ.
Глава 1. Основные положения методики М. Монтессори. Место ребенка в системе Монтессори.
1.1. Основные концептуальные положения методики М. Монтессори.
В Италии Мария Монтессори сформулировала свой метод воспитания, в котором нашли выражение гуманистические идеи прогрессивных психолого-педагогических направлений того времени. Термин «метод» предложен самой создательницей и подразумевает более широкое понятие — педагогическая система. То есть, мы не ошибемся, если назовем эту методику, разработанную Монтессори, системой. По определению М. Монтессори, разрабатываемая ею педагогическая система представляет собой «метод свободного саморазвития ребенка в условиях подготовленной среды» [8, с. 101 ].
Отдавая должное ценности идей М. Монтессори, П.П. Блонский обосновал причины интереса к системе М. Монтессори в России. В качестве объективной предпосылки широкого распространения метода он видит то обстоятельство, что система дошкольного воспитания Ф. Фребеля утратила свою новизну, а другой, которая бы её заменила в то время не было [16, с. 90 ]. Именно система М. Монтессори, ориентирующаяся на методы экспериментальной психологии, явилась удовлетворением острой потребности в новом подходе к организации дошкольного воспитания.
Большое внимание организации обучения по системе М. Монтессори уделяет Л.С. Выготский в статье «Предыстория письменное речи». Рассматривая аспекты обучения детей чтению и письму, он отмечает целесообразность раннего обучения детей, а также дает подробный анализ условий и методов организации работы М. Монтессори в своих детских садах [4, с. 76 ].
В центре системы Монтессори стоит ребенок — независимо от его культурной, этнической, половой принадлежности, социального и психологического статуса и пр. Это система саморазвития ребенка в специально подготовленной развивающей среде. В этом весь смысл исходной позиции системы М. Монтессори. Ребенок развивается сам в любых условиях, где бы он ни родился, и все педагогические техники и методики лишь помогают ему развиваться так, как это принято в данной культуре [9, с. 43].
Именно уникальная возможность саморазвития ребенка отличает систему М. Монтессори от других педагогических систем. Именно в этой системе ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, самостоятельно развиваться, но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает. Взрослые занимаются только тем, что организуют среду для ребенка, в которой он движется сам. Ребенок не способен сам для себя создать развивающую среду, а взрослый может это делать. Только взрослый может показать ребенку, как обращаться с любыми предметами. Вся эта развивающая среда для взрослых кажется простейшей: ведь она состоит из обыденных предметов, которые встречаются в каждом доме. Но для маленького ребенка — это полный открытий мир, который он постепенно познает.
Отметим, что система М. Монтессори строилась не один день. Она плодотворно общалась с основателем генетической психологии Жаном Пиаже и некоторое время он лично возглавлял Монтессори-общество Женевы, также переписывалась с дочерью Зигмунда детским психологом Анной Фрейд. Под их влиянием и кое-где даже помощью она уточняет выводы своих наблюдений за закономерностями детского развития [2, с. 54].
В 1896 г., защитив диссертацию по психиатрии и став первой в Италии женщиной — доктором медицины, Монтессорицеликомпосвятила себя работе с детьми. Большое впечатление производят на нее работы врача французского Национального Института для глухонемых Ж.Б.Г.Итара и психиатра и педагога Э.Сегена. После детального исследования их работ, она приходит к твердому убеждению, что таким детям можно помочь не только и не столько медицинскими средствами, но главным образом путем педагогического воздействия [2, с. 78].
1907 год стал годом рождения первого «Дома ребенка» для здоровых детей в Риме, в одном из микрорайонов для бедных. С этого времени до конца жизни, то есть в течение 45 лет, М. Монтессори занималась проблемами воспитания и образования именно здоровых детей. В Доме ребенка продолжается дальнейшая разработка комплекса средств обучения, носящих в настоящее время имя Монтессори, и постепенно в ходе экспериментальной работы складывается ее «метод» [5, с. 89].
Будучи педагогом, М. Монтессори во многом она остаётся врачом и исходит из физиологии детей, это очень помогает ей в педагогической деятельности. Даже в понятие свободы она вкладывает биологическое значение и понимает под ней, прежде всего, независимость. На примерах из собственной педагогической практики М. Монтессори доказывает, что взрослый может не делать что-то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятельно. На самом деле для родителей это особый труд, ведь им проще что-то сделать самим и быстро, чем позволить малышу. А малыш попадает в наш мир и видит его чуждым и неприспособленным для его жизни. У него пока не развита координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами. Ребенок зависим от «великанов», которые называются взрослыми, и «строят» свой мир под себя, не задумываясь о нем. Ребенку трудно расстегнуть пуговицы на курточке, завязать шнурок на ботинке, перенести свой стул в удобное место [5, с. 76].
Главное, что подчеркивает М. Монтессори, и на чем основывается её подход — это понимание того, что мир детей и мир взрослых — совершенно разные миры. В этой связи, задача воспитания состоит в том, чтобы понять мир детства, дать возможность раскрыться этому миру во всём многообразии и уникальности его форм и процессов в жизни ребенка путём оказания соответствующей педагогической помощи и специально организованной развивающей среды [8, с. 118].
Монтессори-педагогика является альт……..