Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РАДИОВЕЩАНИЯ7
1.1 Радиостанции России: специфика вещания и аудитория7
1.2 Типологическая характеристика современного радиовещания15
ГЛАВА 2. МОЛОДЕЖНАЯ АУДИТОРИЯ И СМИ В РОССИЙСКОМ КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ18
2.1 Психолого-педагогические особенности возраста старшеклассников19
2.2 Влияние средств массовой коммуникации на формирование ценностных ориентаций и норм поведения подростков.21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ34
Выдержка из текста работы
3. Фан-шоу Так как номинация юмористическая передача не имеет терминологического статуса, по аналогии с терминами ток-шоу, реалити-шоу, авторами пособия было предложено ввести термин фан-шоу (fun — веселье, show — представление, шоу). Журналистика сферы досуга / Под ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПб., 2012. Стр. 196;
4. Шоу;
5. Телеигры.
Ток-шоу — «вид телепередачи, в котором несколько приглашённых участников ведут обсуждение предлагаемой ведущим темы. Как правило, при этом присутствуют приглашённые в студию зрители. Иногда зрителям предоставляется возможность задать вопрос или высказать своё мнение» Ток-шоу // Википедия. Свободная Энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BA-%D1%88%D0%BE%D1%83. Дата обращения 19.05.14. Произошло от англ. talk — говорить. Смысл таких передач — показать, что существует некоторая проблема и дать экспертам высказаться по поводу того, как можно решить данную проблему, куда обратиться, дать совет. Также благодаря ток-шоу люди понимают, что они не одиноки и такая проблема есть у кого-то еще.
В зависимости от целевой аудитории ток-шоу делятся на несколько групп:
· Семейные — «Пусть говорят» (Первый канал), «Моя семья» («Россия»), «Принцип домино» (НТВ), «Открытая студия» (5 канал), «Говорим и показываем» (НТВ), «На ночь глядя» (Первый канал). Этот тип ориентирован на семью, разбираются проблемы, в равной степени интересные для обоих полов;
· Женские — «Лолита. Без комплексов» (Первый канал), «Чего хочет женщина» («Россия»), «Модный приговор» (Первый канал), «Давай поженимся!» (Первый канал), «Наедине со всеми» (Первый канал). В данных ток-шоу разбираются проблемы, которые интересуют женщин: мода, красота, личная жизнь;
· Узкоспециализированные — «Смак» (Первый канал), «12 злобных зрителей» (MTV), «Жить здорово» (Первый канал). Тематика этого типа ток-шоу самая разная: музыка, кулинария, здоровье.
Реалити-шоу — «разновидность развлекательной телевизионной передачи и онлайн-трансляции. Сюжетом является показ действий группы людей в приближенной к жизни обстановке» Реалити-шоу // Википедия. Свободная Энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BA-%D1%88%D0%BE%D1%83. Дата обращения 19.05.14. Название произошло от англ. reality — действительность. Выделяют следующие признаки реалити-шоу:
· Отсутствие сценария;
· Выход в эфир с первого дубля;
· Условия съемки максимально приближенные к естественным (за исключением экстремальных ситуаций);
· Участие «обычных» людей — не актеров (за исключением случаев, когда эти актеры — медийные персоны и участвуют на правах неспециалиста).
Примеров реалити-шоу на современном российском телевидении очень много: «За стеклом», «Голод» (ТНТ), «Дом-2» (ТНТ), «Фабрика звезд» (MTV), «Холостяк» (ТНТ), «Битва экстрасенсов» (ТНТ).
Смысл данных программ в том, что группу людей помещают чаще всего в некое замкнутое пространство и смотрят на их поведение в течение некоторого времени. Е. П. Почкай считает, что «польза реалити-шоу коренится в зрелищности и свежей развлекательности (юмор, вызванный абсурдными действиями, возможность беспрепятственно входить в бытовые и интимные моменты каждодневной жизни)» Почкай Е. П. Парадоксы восприятия реалити-шоу // Говорит и показывает кафедра радио и телевидения / Под ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Осинского. СПб., 2009. Стр. 63. Повышенный интерес к такого рода программам вызван тем, что они эмоционально очень насыщены: так кипят страсти, постоянно разгораются скандалы. Реципиенты получают сильные эмоции и это заменяет им реальные ощущения от событий в собственной жизни.
Фан-шоу — юмористическое шоу. Такие программы построены на двух понятиях: «смех» и «юмор». Они находятся в причинно-следственных связях относительно друг друга: чтобы зрителю было смешно, в программе должно быть юмористическое содержание. У этого жанра выделяют большое количество субжанров Журналистика сферы досуга / Под ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПб., 2012. Стр. 199-200:
· Телеигра — «КВН», «Убойная лига», «Смех без правил»;
· Телеконцерт — «Смехопанорама», «Аншлаг», «Вокруг смеха», «Кривое зеркало»;
· Сольные выступления, бенефисы — «Задорники» Михаила Задорнова, «Хазанову, до востребования» Геннадия Хазанова;
· Скетч-шоу — «Женская лига: парни, деньги и любовь», «Ералаш», «Городок», «6 кадров», «Джентльмен-шоу»;
· Скетчком — «Саша и Маша», «Наша Russia», «Каламбур»;
· Ситком — «Счастливы вместе», «Кто в доме хозяин?», «Моя прекрасная няня», «Папины дочки»;
· Импроком — «Слава Богу, ты пришел!»;
· Пародийные передачи — «Большая разница», «Временище», «Схема смеха»;
· Телебеседа — «Клуб “Белый попугай”»;
· Телерозыгрыш — «Розыгрыш»;
· Передачи, в которых демонстрируются любительские видеоролики — «Сам себе режиссер».
Практически все эти субжанры совпадают с обычными телевизионными жанрами — концерт, телеигра, телебеседа и др. Отличие именно в юмористической составляющей.
Шоу — телепрограммы, в основе которых лежит зрелищность. Это, пожалуй, самая большая группа развлекательных передач. Вот лишь некоторые примеры: «Ледниковый период», «Голос», «Вышка», «Точь-в-точь», «Один в один», «Рецепт на миллион», «Непутевые заметки», «Снимите это немедленно», «Минута славы», «Едим дома», «Танцы со звездами» и другие. Тематика этих программ различная: спорт (фигурное катание, бальные танцы, прыжки в воду), путешествия, кулинария, мода, красота, различные таланты, музыка, пародии. Общая особенность — привлечение знаменитостей.
Телеигра — «это разновидность развлекательной передачи, направленной на раскрытие любой творческой или физической способности человека, заурядных или, наоборот, необычных навыков. Предметом телеигры могут быть спортивные или интеллектуальные состязания, создание и преодоление экстремальных ситуаций, умение готовить, дрессировать животных, желание петь, танцевать, заниматься балетом и прочее» Приключения для оптимистов. Телеигра: жанр, раскрывающий способности // Телеконтекст — сборник фактов о телевидении. http://xn--e1aaatbcqh4abgd.xn--p1aadc.xn--p1ai/products/item133.php. Дата обращения 07.05.14.. Появились игры сначала в США и Великобритании еще в 50-е годы и начинались с жанра викторин. Они сразу же подняли рейтинги своих каналов, и это определило дальнейшую судьбу телеигр, ставших практически обязательной частью телевизионного эфира. Существуют разные классификации телеигр, приведем одну из них:
· Интеллектуальные — «Кто хочет стать миллионером?», «Слабое звено», «Русская рулетка», «Своя игра»;
· Развлекательные — КВН, «Поле чудес», «Интуиция»;
· Детские — «Звездный час», «Зов джунглей», «Ступни»;
· Музыкальные — «Угадай мелодию», «Два рояля»;
· Спортивные — «Счастливый рейс», «Большие гонки», «Стенка на стенку»;
· Приключенческие — «Форд Боярд», «Хрустальный лабиринт», «Звонок».
1.2 Тематика развлекательных программ
Развлекательные программы занимают сейчас настолько большую нишу, что уместно буде делить их не только жанрово, но и тематически.
Так как развлекательное телевидение направлено на привлечение аудитории, то темы должны быть интересны этой самой аудитории. Наиболее часто затрагиваются темы бытовых и семейных проблем («Моя семья»); проблемы усыновления и судьба приёмных детей, ранения и смерти солдат-срочников, нарушение авторских прав («Свобода и справедливость»), проблемы бракоразводного процесса («Я подаю на развод!»), темы любви, отношений, выбора спутника («Любовь с первого взгляда», «Давай поженимся!», «Поцелуй навылет»), тема интуиции, «шестого чувства» и паранормальных явлений («Интуиция», «Битва экстрасенсов»), проблема адаптации человека в сложных условиях («Последний герой», «Форд Боярд», «Фактор-Х»), удача и эрудиция («Русская рулета»), проблема прав потребителей и качества товаров («Контрольная закупка»), социальные и экономические проблемы: конверсия, налоги, частная собственность на землю, благотворительность («Мы»), проблема гражданских прав («Федеральный судья»), гастрономическая тематика («Званый ужин», «Реальная кухня», «Едим дома»), тема кино («Закрытый показ»), тема спорта («Танцы со звездами», «Лед и пламень», «Ледниковый период», «Большая гонка», «Вышка»), тема моды, красоты («Модный приговор», «Снимите это немедленно»), музыкальная тематика («Голос», «Один в один», «Живой звук», «Битва хоров»), пародийность («Повтори!», «Точь-в-точь»), проблемы здоровья («Жить здорово», «Малахов+»), тема домашних животных («Дог-шоу»).
Самую большую нишу занимают юмористические программы. Темы шуток обычно зависят от происходящего в мире, но кроме этого мужчины («Comedy club») шутят на темы семьи, холостяков, женской логики; женщины («Comedy Women») — на тему непонимания между мужчинами и женщинами. От Михаила Задорнова часто звучат шутки на тему культурных различий между людьми. Также на политические темы шутит все тот же Задорнов, «Comedy Club», КВН.
1.3 Влияние эстетического фактора на аудиторию
развлекательный телевизионный программа социокультурный
Прежде чем говорить об эстетическом факторе, определимся с понятием «эстетики». Эстетика — это «красота, художественность в оформлении, организации чего-нибудь» Толковый словарь русского языка / Под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. М., 2001. Стр. 913. Таким образом, эстетический фактор — это влияние художественного оформления студии, в которой ведется запись телепередачи, а также влияние внешнего вида ведущего на восприятие как самой передачи, так и затрагиваемых тем аудиторией.
Оформление студии Примеры оформления см. Приложение 1 и художественная заставка помогут на первом этапе установить контакт с телезрителем, ведь первое чувство, которое задействуется, — это зрение. Кроме того, чем скурпулезнее оформление, тем больше доверия у зрителя.
Выбор ведущего для программы очень важен, потому что именно он ее лицо и от него зависит, как аудитория будет воспринимать программу. Однако сейчас изменились тенденции: если раньше программы вели журналисты-мастера своего дела, то сейчас на телевидении появляется все больше шоуменов.
Однако и они стремятся выглядеть солидно. Большинство ведущих придерживаются официально-делового стиля Примеры внешнего вида ведущих см. Приложение 2 в одежде, хотя в развлекательных, в частности, в юмористических программах иногда допустимы и послабления. Например, в «Comedy Club» резиденты выступают как в официально-деловой одежде, так и в повседневной. Это не портит восприятие, так как они говорят не о серьезных вещах, а, собственно, шутят, так что это идет им даже в плюс.
2.1 История телепередачи
Одна из самых известных и популярных телеигр российского телевидения — КВН — зародилась более полувека назад, во время хрущевской «оттепели». Идея создать такой формат программы пришла в голову С. А. Муратову в 1957 г. Следствием хрущевской «оттепели» стал VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который собирались провести в Москве в 1957 г. Он стал, к слову, самым многочисленным по количеству участников за всю история проведения Фестиваля — в нем приняли участие 34000 человек! На комсомольском собрании незадолго до мероприятия Сергей Александрович выступил с предложением создать редакцию, которая занималась бы программами для молодых. Идею поддержали и поручили дело инициатору. «Мы хотели сделать передачу, которая перевернула бы пресный и скучный ход телевидения, стала бы сродни фестивалю, который мы так ждали» «Я родился при восходе всемирного телевидения». Интервью с Сергеем Муратовым // Огонёк. 2011. №16., — вспоминает Сергей Муратов. Он вместе с инженером электролампового завода Михаилом Яковлевым и студентом-медиком Альбертом Аксельродом придумали легкую молодежную программу по образцу чешской передачи «Гадай, гадай, гадальщик» и назвали ее «Вечер веселых вопросов». Она транслировалась по Первой программе ЦТ. Задумана она была как викторина, где зрители отвечали на вопросы ведущих, причём особенно приветствовался юмор. Впервые в телепередаче СССР участвовали зрители и телезрители. О целях этого мероприятия рассказывал А.А. Алексеев, главный редактор «ВВВ»: «…важным было желание объединить зрителей вокруг какой-то весёлой, развлекательной программы. Мы слышали о разных «шоу» на американском телевидении, но конкретного представления о них мы не имели, да, честно говоря, и не очень бы хотели иметь — мы были молоды и хотели «открыть Америку» сами. Мы твёрдо знали одно — эта программа не должна походить ни на телевизионный журнал, ни на эстрадный концерт, ни на традиционную викторину» Гальперина Е. КВН — как это делалось, или Метаморфозы Клуба веселых и находчивых // Музей телевидения и радио в Интернете. http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=8725. Дата обращения 30.04.14.
На роли ведущих пригласили композитора Никиту Богословского и актрису Маргариту Лифанову. В 1960-ых гг. телепередачи вели в парах — мужчина и женщина.
Однако в эфире она находилась совсем недолго: уже после третьего выпуска ее закрыли. Причиной стала нелепая ошибка, информацию о ней можно найти во многих источниках, но мы обратимся к Саппаку. Он описал свое мнение о том случае в одной из своих книг (название программы он не обозначил — может, не запомнилось, может, принципиально): «Однажды (это было уже год или два назад) ведущие викторины допустили какую-то ошибку. Условия игры были слишком облегчены, и победителей оказалось во много раз больше, чем предполагалось. Мы, зрители, стали свидетелями, как выполнившие задание все прибывали и прибывали из города, вот они уже забили всю сцену, мы увидели растерянность организаторов передачи, наступила “томительная” (а для нас полная переживаний и впечатлений!) пауза; наконец, передача была прервана, прекращена. А через некоторое время где-то даже промелькнуло сообщение, что, мол, на “виновных” наложено взыскание… Право же, их стоило премировать!». Саппак В.С. Телевидение и мы: четыре беседы. М., 1988. С. 29 Разъясним ситуацию: «На третьей передаче был обещан приз всем, кто приедет в студию в шубе, шапке и валенках (дело было летом) и с газетой за 31 декабря прошлого года. Ведущий передачи, композитор Никита Богословский, забыл упомянуть о газете. Разумеется, зимняя одежда была практически у всех телезрителей. Приехали и ворвались в студию толпы людей в шубах и валенках, смели милиционеров, начался полный хаос. Трансляцию прекратили, но передачу ничем не заменили. До конца вечера телевизоры показывали заставку «Перерыв по техническим причинам» КВН // Википедия — Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D1%83%D0%B1_%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%91%D0%BB%D1%8B%D1%85_%D0%B8_%D0%9D%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%87%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D1%85. Дата обращения 06.05.14. Передачу и редакцию закрыли.
Эта ошибка у многих вызвала радость, но не из-за самого факта срыва передачи, а потому что это была импровизация, свободное действие, неконтролируемый процесс, из которого можно было вынести урок, ведь «ничто так не противопоказано телевизионной дистанции общения, как бутафория чувств» Муратов С.А. Диалог: Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 1983. С. 6 и зазубренный текст.
Прошло четыре года, но первый успех не забылся. «Вместе с Аксельродом и Яковлевым мы придумали новую, не имеющую аналогов в мире игру. В качестве названия предложили марку первого, в те годы еще популярного, массового телевизора (с линзой перед экраном) — КВН. Кто знал, что эта игра просуществует так долго, сохранив свой былой “формат”, как муха, застывшая в янтаре, или экспонат из музея мадам Тюссо» Егоров В.В. Телевидение: страницы истории. М., 2004. С. 69-70, — так сказал о своей новой идее С. Муратов.
Первый выпуск вышел в эфир 8 ноября 1961 г. Это снова была скорее викторина, в которой две команды (в той передаче это был ИнЯз и МИСИ) отвечали на интеллектуальные вопросы ведущего, а если не знали правильного ответа, то отшучивались. Следует отметить, что первые передачи КВН выходили в прямом эфире, правда, сначала по Второй передаче ЦТ (на всякий случай), поэтому за пять минут до эфира в зал приходила редактор Елена Гальперина и произносила, как она сама ее назвала, «тронную речь»: «Мы приветствуем вас в нашем Клубе веселых и находчивых. Мы надеемся, вы получите удовольствие от предстоящих соревнований. Мы уверены, что вы своим хорошим настроением поможете зрителям у телеэкранов разделить с вами это удовольствие. Болельщикам разрешается вести себя так, как и положено им испокон веков. Единственно, о чем мы просили бы вас, не забывать, что на вас смотрят миллионы глаз, не выключайте самоконтроль. В ходе передачи возможны неполадки — мы в прямом эфире, относитесь к ним спокойно. К командам и конечно к «Капитанам» особая просьба — соблюдать правила речевой безопасности и помнить, что мы — те, кто готовил эту передачу, завтра хотим еще выйти на работу. Ни пуха вам, ни пера!» Гальперина Е. КВН — как это делалось, или Метаморфозы Клуба веселых и находчивых // Музей телевидения и радио в Интернете. http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=8725. Дата обращения 05.05.14.
Тем не менее, игроки не всегда были осторожны или понятия о «речевой безопасности» у всех разное, но временами всплывали вещи, которые показывать было чревато. Именно из-за «желания снова выйти завтра на работу» был придумана страховка: если шутка грозила в дальнейшем проблемами, режиссер программы показывал крупным планом свою помощницу, а речь участников «захлопывал», т. е. громче пускал аплодисменты. И эту женщину, Елену Сылко, прикрывавшую собой опасные моменты, в КВН называли «лицом советской цензуры» КВН родился благодаря «Комсомолке» и … валенкам // Музей телевидения и радио в Интернете. http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=12452. Дата обращения 05.05.14.
А лицом самой программы сначала были актриса театра Сатиры Н. Защипина и А. Белявский, потом Н. Фатеева, А. Роговцева, О. Борисов… Их минус был в том, что они подходили к этому, как к выступлению на сцене театра, только играли заученные роли, они не жили тем, о чем говорили. И тогда было решено отдать место ведущего одному из его создателей: Альберту Аксельроду. Хоть он и не был профессиональным ведущим — этим делом он искренне был заинтересован. Немного позже ему в напарницы пригласили диктора Светлану Жильцову. Они с Аксельродом дополнили друг друга, получился отличный тандем. Кроме всего прочего, благодаря им КВН завоевал огромную популярность.
Однажды, в 1963 г., на Первой программе Центрального Телевидения вышла заминка и в эфир не могли выпустить одну из передач, образовавшийся пробел было решено заменить «Клубом веселых и находчивых». Это был звездный час КВН. С тех пор он не покидает эфир Первой программы (позже «Первого канала»), если не считать 14 лет «отпуска».
Вскоре после этого значимого для КВН события, передачу покинула вся команда его создателей: Муратов, Аксельрод и Яковлев. Официальной причиной ухода Альберта Аксельрода была названа предстоящая работа над диссертацией.
Снова встал вопрос о ведущем. Обратимся к книге В. Егорова, в которой описаны требования, предъявляемые к ведущему, чтобы понять, перед каким непростым выбором стояло руководство: «… он должен уверенно проводить интервью с одним или несколькими участниками передачи, работать во всех формах вещания, быстро и точно ориентироваться в самых различных ситуациях. Вместе с тем уметь молчать, давая другим возможность высказаться. Ведущий обязан владеть ситуацией, придавать передаче «стиль», оказывать влияние на ее качество и продолжительность, уметь успокоить собеседника, а в случае необходимости «разогреть» его или «спровоцировать» на откровенный разговор. Ведущий может выступать в роли посредника, но в случае необходимости должен с достоинством выйти из положения» Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. М., 1992. С. 36.
Одним из претендентов на это место был Александр Масляков, на кастинг его привел друг. Из воспоминаний режиссера КВН, Беллы Сергеевой, о Маслякове: «волосенки торчат, глазенки бегают, невзрачный такой, унылый, озирается» Старый КВН. 1961-71 гг. // Официальный сайт международного союза КВН. http://www.amik.ru/. Дата обращения 06.05.14 . Однако. Как показывает опыт, не всегда можно судить только о внешности. Когда этот претендент на роль ведущего стал репетировать со Светланой Жильцовой текст, он сразу преобразился. После Александра Маслякова даже никого и просматривать не стали. Это было в 1964 г. С тех пор сменилось несколько поколений, изменилась власть, распался СССР, КВН закрывали и открыли снова, а Александр Масляков по-прежнему ведет КВН и предан своему делу. Он остался на своем месте, только значимость его заметно возросла: из простого ведущего Александр Масляков превратился в «отца КВН».
В 1968 г. программа перестала выходить в прямом эфире. Причина: слишком частая ирония участников по поводу действующей власти и идеологии. Теперь неугодные шутки можно было вырезать и на телеэкран не пропустить (к слову, так делается до сих пор). Цензура становилась все более жесткой, и в 1971 г. КВН исчез с советского телевидения. Так прокомментировал это Александр Масляков: «КВН начался в 1961 году, еще при Хрущеве, а через восемь лет, при Брежневе, его закрыли. Мол, в стране все замечательно, чего это студенты высмеивают какие-то темы?! Они не правы — закрыть!» Интервью с Александром Васильевичем Масляковым // Суббота. 2010. №28. . Получается очень символично: начался КВН во время «оттепели», а закончился — с началом «застоя».
Прошло 14 лет, прежде чем идея вернуть КВН в эфир пришла в голову бывшему капитану команды МИСИ Андрею Меньшикову. Закончилась эпоха «застоя», началась «перестройка», и перестроить решили передачу, в мыслях телезрителей ставшую уже легендой. Возродить — и перестроить.
Первый выпуск второго этапа КВН вышел 25 мая 1986 г. После того, как несколько новых идей по поводу ведения программы (например, доверить это компьютерам: Саше и Свете) были отвергнуты, на пост ведущего снова позвали Александра Маслякова. Светлана Жильцова отказалась от роли соведущей, и руководство программы решило, что Масляков справится и один. В остальном же происходили значительные перемены. Изменилась система оценок, структура передачи, появились новые конкурсы, был даже опыт судейства из соседней комнаты (благодаря посредничеству телевизора)! Но со временем все нововведения исчезли — только новую песню Клуба на старую решили не менять.
Таким образом, сформировался КВН в том виде, в котором мы смотрим его до сих пор.
2.2 Сравнительный анализ функционирования программы в советский период и настоящее время
Начать стоит с того, что задумывалась программа как развлекательно-просветительская, поскольку она имела определенные черты викторины и участники вполне серьезно отвечали на вопросы из разных областей науки. Это если мы говорим о программе 1960-ых гг. А после этого времени и до настоящего характер КВН характеризуется исключительно как культурно-развлекательный.
Также напомним, что в 1961-1967 гг. программа выходила в прямом эфире.
Еще КВН у истоков отличается от современного импровизационностью. Первые участники, идя на игру, не знали, что их ожидает. КВН сегодняшний напоминает театр: команды разыгрывают на сцене заранее продуманную и много раз отрепетированную постановку.
Кроме того, состав жюри отличается. КВН первого периода судили профессионалы в разных сферах: А. Свободин — искусствовед, Я. Голованов — журналист, Л. Теплов — художник и журналист, Ю.Моралевич — капитан дальнего плавания, автор научно-популярных книг, Л. Лиходеев — писатель-сатирик и др. КВН второго периода оценивают профессиональные юмористы: «выпускники» КВН разных лет. Их имена мы называли в первой главе. Хотя тенденцией последнего года-двух стало приглашать звезд телевидения, которые в прошлом не имели отношения к КВН, например, Дмитрия Нагиева.
Кроме всего прочего, со временем изменялись конкурсы, входящие в игру. Например, в 1965 г. названий как таковых не было, но можно выделить несколько часто встречающихся:
· Приветствие (или представление);
· Разминка (в вопросно-ответной форме);
· Основной конкурс (зависит от темы программы);
· Конкурс самодеятельности;
· Музыкальный конкурс (самодеятельность);
· Домашнее задание.
Позднее были добавлены еще несколько конкурсов:
· СТЭМ (Студенческий театр эстрадной миниатюры) — 1995 г.;
· СТЭМ со звездой;
· Конкурс новостей;
· Фристайл — 2003 г.;
· Киноконкурс;
· Триатлон.
В 1960-ых гг., хоть это и не было регулярным конкурсом, участников КВН могли отправить на 60 минут за пределы зала, для выполнения какого-либо задания, например, принести что-то. А оставшиеся игроки команд участвовали в это время в других конкурсах.
Еще нами было замечено, что в 1961-1972 гг. не оценивалось приветствие. Эта тенденция появилась в 1986 г.
Ко всем вышеперечисленным отличиям можно добавить, что совсем недавно каждую команду обязали приглашать звезду на свое выступление в специальный конкурс — СТЭМ со звездой.
Содержание программы образца 1960-ых гг. отличается от современного КВН: сначала внимание уделялось не шуткам как таковым, а остроумным ответам на различные вопросы и выполнению скорее забавных, чем очень смешных, заданий. Необходимо было быть не только смешным, но и эрудированным. Например, в одном из выпусков программы 1964 г. игрокам предложили конкурс, суть которого заключалась в том, чтобы пятью вопросами загнать противником в тупик. Вот один из кругов, в котором команда МИИТ задавала вопросы команде МАИ:
« — Скажите, пожалуйста, почему дугу, открытую Петровым, называют Вольтовой дугой?
— По имени итальянского ученого Вольта.
— Ну, это понятно, что по имени Вольта. А почему именем Вольта ее называют?
— По ошибке.
— А почему по ошибке?
— Потому что правильней было бы назвать ее дугой Петрова, так как Петров открыл дугу раньше.
— Ну, хорошо. А почему ее называют дугой Вольта? Вы мне так и не ответили.
— По ошибке» Портал Youtube. http://www.youtube.com/watch?v=6XE53km6yZc&list=PL4B96E7F9D38FD229. Дата обращения 08.05.14.
Вторая команда оказалась не в состоянии ответить на этот вопрос, и жюри засчитало им поражение в этом раунде.
А позже команды стали соревноваться в умении шутить смешнее, чем оппоненты. Разумеется, содержание шуток меняется от года к году. А если современному человеку посмотреть выпуски первых лет, он может и не понять многого. Дело в том, что должны быть одинаковые фоновые знания у тех, кто шутит, и тех, кто эти шутки слушает. Нужно быть в курсе происходящих в стране событий, как политических, так и экономических, культурных и социальных, нужно знать тенденции времени, нужно смотреть одни и те же фильмы, слушать одну и ту же музыку. В противном случае, зрители и выступающие друг друга понимать не будут. Однако хочется отметить и некое сходство в юморе: политика. Про президентов и чиновников хохмили, хохмят и будут хохмить всегда. Однако в определенное время стоило делать это крайне осторожно. И как отмечает ведущий, который присутствует и на каждой игре, и на репетициях, нельзя сказать, что юмор испортился. По мнению Александра Маслякова, смешные и несмешные шутки были всегда.
Что касается ведущего, то в советский период Александр Масляков вел передачу, стоя в центре сцены, а в российской истории КВН он стоит за стойкой сбоку. Это значит, что раньше роль ведущего КВН была едва ли не центральной: он связывал все происходящее на сцене, устанавливал порядок, общался с игроками, задавал вопросы. А сейчас он немного дистанциирован от игроков и лишь направляет их, не концентрируя внимание на себе. Это изменение сам Масляков прокомментировал в одном из интервью: «…все равно главными остаются они, игроки. Долго не мог найти себе места: и в зале сидел, и рядом с жюри. Потом подсмотрел трибунку, с которой выступали на Западе лекторы и руководители государств, попросил соорудить похожую, поставив в уголочке сцены» Интервью с Александром Масляковым // Итоги. 2012. №51. . Также примечательно, что изменился стиль ведущего. В 60-ые гг. Светлана Жильцова и Александр Масляков шутили, участвовали в диалоге друг с другом, демонстрировали пример исполнения того или иного задания. Сейчас же ведущий строг, беспристрастен, объективен и достаточно холоден. Крайне редко он позволяет себе улыбнуться особенно удачным шуткам.
Нельзя не добавить также несколько слов про качество съемки. Научно-технический прогресс шагнул далеко вперед с 1960, и даже с 1980 года. Хоть это относится скорее не к «Клубу веселых и находчивых», а к телевидению в целом, мы все же считаем необходимым это упомянуть. Качество съемки и изображения в 1960-ых гг. было значительно хуже нынешнего, к тому же телевизоры были черно-белыми. Цветное телевидение — SECAM — в СССР появилось в 1967 г., и постепенно программы стали снимать в цветном формате. Сейчас мы имеем возможность смотреть записи игр в высоком качестве.
Самым серьезным отличием, на наш взгляд, между этой передачей советского периода и современности — в коммерциализации проекта. Во второй половине прошлого века «Клуб веселых и находчивых» был лишь программой, призванной выполнять рекреативную функцию: одни люди играли и получали от этого удовольствие, другие — проводили досуг перед телевизором и наслаждались шутками. Но положение дел изменилось. Ведущий, который до этого не имел отношения к производственному процессу передач, в 1990 г. основал ТТО «АМиК» («Александр Масляков и компания»). Несложно догадаться, что директором компании стал он сам. Теперь это целая империя: кроме привычных воскресных игр по Первому каналу, которые именуются Высшей лигой КВН, появились еще несколько лиг:
· Премьер-лига КВН: выходит в эфир на Первом канале с 2003 г., ведущим стал Александр Масляков-младший. Вторая телевизионная лига после Высшей, в ней участвуют более молодые команды: в основном чемпионы и финалисты разных официальных лиг. Это их первый шанс громко заявить о себе, так как трансляции игр проходят на Первом канале;
· Первая лига КВН: выходит в Беларуси (транслирует канал СТВ) с 1993 г., ведущий с 2002 г. — Александр Масляков-младший;
· Высшая украинская лига: выходила в 1999-2003 гг., потом была закрыта и возобновила свою деятельность в 2004 г, вести программу доверили Андрею Чивурину, бывшему игроку и редактору Премьер-лиги. В сезоне 2013 г. не транслируется, но игры продолжают проводиться;
· Международный фестиваль в Сочи «КиВиН»;
· «Голосящий КиВиН»: ежегодный музыкальный фестиваль команд КВН в Юрмале в рамках сезона Высшей лиги. Проводится с 1995 г. Он не похож на обычные игры КВН, потому что включает в себя всего один конкурс — музыкальный. Участвуют в этой игре только те коллективы, которые были приглашены компанией «АМиК». В качестве судей выступают от 6 до 9 российских и латвийских деятелей культуры: актером, музыкантов, режиссеров и др. После совещания жюри и принятия общего решения, команды получают от членов жюри и ведущего — Александра Маслякова-старшего — специальные награды, «КиВиНы».
А вот среди неизменных вещей можно отметить структуру программы: выход ведущего, представление жюри, представление команд, конкурсы и оценки, подведение итогов.
2.3 Отражение деятельности «Клуба веселых и находчивых в СМИ»
Совсем не удивительно, что такая бурная деятельность находит отражение в СМИ. Интервью с игроками и информационные заметки о проводимых играх или о выходах тех или иных команд в полуфинал/финал появляются в самых разных изданиях. Мы провели мониторинг интернет-изданий и выяснили, что об игре КВН пишут не только российские сетевые СМИ, но и зарубежные. Приведем некоторые примеры:
· «Рад, что большой КВН возвращается в Баку» http://www.1news.az/bomond/bomaz/20140517113859642.html. Дата обращения 18.05.14 — Последние новости Азербайджана 1NEWS.AZ (Азербайджан);
· «Евгений Кунчиц: “Кроме КВНа у меня ничего нет”» http://sibdepo.ru/interview/119851-evgeniy-kunchits-krome-kvna-u-menya-nichego-net.html. Дата обращения 18.05.14 — Региональный новостной портал Сiбдепо (Россия);
· «Финал КВН в Даугавпилсе или The show must go on!» http://www.nasha.lv/rus/blog/blogs/SvetI/149153.html. Дата обращения 18.05.14 — Городской информационный портал nasha.lv (Латвия);
· «Звезды КВН Высшей лиги вновь на израильской сцене» http://www.isra.com/news/172879. Дата обращения 18.05.14 — Israland (Израиль).
В основном это короткие материалы, носящие информационный характер, но появляются также и большие интервью. Иногда это беседы с капитанами команд, но подавляющее большинство — с ведущим Александром Масляковым: например, «Веселый и находчивый» http://www.itogi.ru/arts-spetzproekt/2012/51/185258.html. Дата обращения 18.05.14 в журнале «Итоги», «Веселый и находчивый» http://izvestia.ru/news/372264. Дата обращения 18.05.14 в газете «Известия», «В КВН никогда не будут снимать на сцене штаны и ругаться матом» http://www.kp.ru/daily/24135.3/354123/. Дата обращения 18.05.14 в газете «Комсомольская правда», «Как живём, так и шутим» http://www.aif.ru/culture/person/44391. Дата обращения 18.05.14 в «Аргументах и фактах», «Александр Первый и Александр Второй» http://www.rg.ru/2005/04/29/kvn-otec-sin.html. Дата обращения 18.05.14 в «Российской газете». На этом мы остановимся, потому что перечислять можно бесконечно долго. Добавим только несколько программ, в которые Маслякова приглашали как гостя: «На ночь глядя», которую ведут Борис Берман и Ильдар Жандарeв, и «Познер».
Интерес к данной программе вызван ее актуальностью и востребованностью в нынешнее время. Несмотря на то, что с годами ее популярность несколько падает, размер аудитории все равно внушительный. Заметную роль играет популяризация этой игры: летние музыкальные фестивали, университетские и школьные лиги. Это обуславливается тем, что в «Клубе веселых и находчивых» задействована в основном молодежь, а значит, программа всегда будет интересна этому поколению.
1. Телевизионные — о них мы говорили в третьей главе;
2. Центральные (Азия, Краснодарская, Поволжье, Лига Москвы и Подмосковья, Слобожанская, Юго-Западная, Рязанская, Уральская, Старт);
3. Межрегиональные (ПлюС, Астана, Среднеазиатская, Днепропетровская, Первая украинская, Рига, Тихоокеанская, Каспий, Сибирь, Северная, Дальневосточная, Полесье);
4. Региональные (Запад России, Европа, Кавказ, Балтика, Ала-ТОО);
5. Лиги особого статуса (Всероссийская Юниор-лига).
Кроме этих игр, проходящих под эгидой «АМиК», тысячи школ и вузов создают свои лиги, образуют команды и так же соревнуются, кто смешнее шутит. И не только в Росси и на территории бывшего СССР! Америка, Канада, Германия — везде, где есть русская диаспора, проводят КВН.
Ни одно объединение или движение не сравнится сегодня по размаху с КВН по ряду причин:
· Охват территории (сотни городов России, страны бывшего СССР, США, Германия, Канада и др.);
· Количество команд и играющих в них людей (тысячи студенческих и школьных команд и сотни тысяч игроков);
· Количество болельщиков (несколько миллионов);
· Частота и регулярность проводимых мероприятий (сезон КВН длится круглый год);
· Четкий контроль над проведением мероприятий на всех уровнях (система лиг и «всевидящее око» Александра Маслякова);
· Внутренняя и внешняя атмосфера вокруг КВН;
· Интерес всех слоев населения;
· Широкое освещение на телевидении.
Кроме того, «Клуб веселых и находчивых» — это отличная «школа»: «КВН — это не просто игра. Она очень полезна: развивает креативное мышление, навыки публичных выступлений, работы в команде, реализации собственных проектов. Именно играя в КВН, многие впервые работают с редакторами текстов и видео, записывают первые ролики, первую музыку — причем на достаточно высоком уровне» Мы начинаем КВН: Клуб юмористов отмечает день рождения // Городской информационный канал m24.ru. www.m24.ru . Дата обращения 12.05.14, — так считает Павел Павловский, редактор и ведущий некоторых КВН-лиг. И сложно с ним не согласиться, ведь если мы обратимся к списку телевизионных ведущих российского телеэкрана, мы увидим множество имен, звучащих до этого в контексте КВН: это и упоминавшиеся выше Юлий Гусман, Леонид Якубович, Валдис Пельш, Геннадий Хазанов, так и другие: Михаил Задорнов, Алексей Кортнев, Татьяна Лазарева, Михаил Шац, Елена Ханга, Пелагея, Вадим Галыгин, Павел Воля, Гарик Мартиросян, Иван Ургант, Арарат Кещан, Михаил Галустян, Александр Пушной, Сергей Светлаков, Семен Слепаков, Тимур Родригез и многие другие. Для этих людей КВН не просто игра, и даже не смысл жизни — это трамплин. Он помог им не просто остаться на телевидении, а прыгнуть еще выше. Теперь это редакторы, продюсеры, ведущие, актеры, сценаристы, певцы. У них свои проекты и даже программы. Набравшись опыта в телевизионной игре, участники стали создавать другие юмористические шоу: «Comedy Club» «Comedy Woman», «6 кадров», «Уральские пельмени», Слепаков стал продюсером комедийных сериалов «Универ», «Интерны», «Сашатаня». КВН оставляет след в жизни каждого человека, который с ним соприкоснулся.
Мы выяснили, что наибольший интерес к данной программе наблюдается у сетевых СМИ, которые поставляют оперативную информацию. Таким образом, зрители могут быстро узнать о событиях из жизни программы. Также популярен у журналистов и ведущий Александр Масляков. Ему не устают задавать вопросы о том, что значит КВН для него, какие у него планы на эту программу и многое другое.
Следует отметить, что в нашей работе мы старались использовать как можно больше теоретического материала, чтобы быть объективными, однако в последней главе не удалось обойтись без некоторого субъективизма, так как видеть отличия и сходства — это вопрос личного человеческого восприятия.
Тем не менее, благодаря поставленным задачам и проведенному исследованию, цель курсовой работы была достигнута.
1. Аксельрод А.Ю. Курс веселых наук. М., 1974.
2. Барманкулов М. Жанры печати, радиовещания и телевидения. Сравнительный анализ: Учебно-методическое пособие. Алма-Ата, 1974.
3. Борецкий Р.А. Беседы об истории телевидения. М., 2011.
4. Борецкий Р.А. Телевизионная программа. М., 1967.
5. Бровченко Г.Н., Найден М.А. Роль телевещания в формировании единого культурного пространства России: ценностный аспект проблемы // Вестник электронных и печатных СМИ. 2008. №12.
6. Брус Льюис. Диктор телевидения. М., 1973.
7. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002.
8. Вайль П., Генис А. 60-ые. Мир советского человека. М., 1996.
9. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. М., 1997.
10. Ватанова Е. Л. Современная медиаструктура. М., 2002.
11. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках: Учебное пособие. М., 2003.
12. Васильев А.Д. Слово в телеэфире: Очерки новейшего словоупотребления в российском телевещании. Красноярск, 2000.
13. Говорит и показывает кафедра радио и телевидения / Под ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Осинского. СПб., 2009.
14. Горохова А. В. Основные теории медиаиндустрии и коммуникаций в современном массовом обществе // Вопросы философии. 2009.
15. Дебор Ги. Общество спектакля. М., 2007.
16. Егоров В.В. Телевидение: страницы истории. М., 2004.
17. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. М., 1992.
18. Ерофеева И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре (репрезентация ценностей в журналистике начала XXI века). Чита, 2009.
19. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе // Психология человека в современном мире. М., 2006.
20. Журналистика сферы досуга / Под ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПб., 2012.
21. Журналистика XXI века: К правде жизни / Под ред. И. Н. Блохина, С. Г. Корконосенко. СПб., 2014.
22. Засорина Т., Федосова Н. Профессия — журналист. Ростов н/Дон. 1999.
23. Зверева Н.В. Прямой эфир: В кадре и за кадром. М., 2012.
24. Интервью с Александром Васильевичем Масляковым // Суббота. 2010. №28.
25. Интервью с Александром Масляковым // Итоги. 2012. №51.
26. Кисунько В. «Почем опиум для народа?» Как живут и умирают телевизионные циклы? // Техника кино и телевидения. 2001. №12.
27. Кузнецов Г.В. Семь профессиональных граней журналиста ТВ. Так работают журналисты ТВ. М., 2001.
28. Культурология: история мировой культуры: Учебное пособие / Под ред. Н. О. Воскресенской. М., 2008.
29. Лотман М. Ю. Беседы о русской культуре. СПб., 2011.
30. Лотман М. Ю. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002.
31. МакКуэйл Д. Журналистика и общество: Учебное пособие. М., 2013.
32. Мамонтов С. П. Основы культурологии. М., 1999.
33. Марков Б. В. Культура повседневности: Учебное пособие. СПб., 2008.
34. Марфин М.Н., Чивурин А. П. Что такое КВН? М., 2002.
35. Марьина Л. П. Глобальный контекст социокультурной социализации: динамика журналистской деятельности и СМИ // Актуальные проблемы журналистики в новом тысячелетии. Ижевск, 2012.
36. Марьина Л. П. Журналистика и культура: динамика взаимодействия: Учебное пособие. Львов, 2013.
37. Марьина Л. П. Отражение культурной жизни мегаполиса в СМИ. СПб., 2009.
38. Марьина Л. П. Свобода творчества: социокультурная динамика журналистики. СПб., 2010.
39. Муратов С.А. В поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. М., 2009.
40. Муратов С.А. Диалог: Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 1983.
41. Муратов С.А. Игра имени телевизора // Огонек. 2006. №45.
42. Муратов С.А. Я думаю, ты думаешь… М., 2012.
43. Саппак В.С. Телевидение и мы: четыре беседы. М., 1988.
44. Саруханов В.А. Азбука телевидения. М., 2003.
45. Современный российский медиаполис / Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2012.
46. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2009.
47. Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения // Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2014.
48. Тен Ю. П. Культурология и межкультурная коммуникация. Ростов н/Дон, 2007.
49. Толковый словарь русского языка / Под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. М., 2001.
50. Ученова В. В., Шомова С. А. Полифония текстов в культуре. М., 2003.
51. Фетисова Т. А. Культура города. М., 2002.
52. Флиер А. Я. Массовая культура и социальные ориентации // ОНС: Общественные науки и современность. М., 1998.
53. Цивилизация: вызовы современности: сб. статей / Под ред. Уварова М. С. СПб., 2009.
54. «Я родился при восходе всемирного телевидения». Интервью с Сергеем Муратовым // Огонёк. 2011. №16.
55. Ярцев В. Ведущая КВН // Советское радио и телевидение. 1966. №9.
Список электронных источников
1. БСЭ // Яндекс.Словари. 1969—1978. http://slovari.yandex.ru/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%B0%20(%D0%B2%D0%B8%D0%B4%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8)/. Дата обращения 05.05.14.
2. Жюри КВН // Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D1%8E%D1%80%D0%B8_%D0%9A%D0%92%D0%9D. Дата обращения 06.05.14.
3. Музей телевидения и радио в Интернете. http://www.tvmuseum.ru/. Дата обращения 05.05.14.
4. Мы начинаем КВН: Клуб юмористов отмечает день рождения // Городской информационный канал m24.ru. http://www.m24.ru/. Дата обращения 12.05.14.
5. Официальный сайт международного союза КВН. http://www.amik.ru/. Дата обращения 06.05.14.
6. Портал Youtube. http://www.youtube.com/. Дата обращения 08.05.14.
7. Приключения для оптимистов. Телеигра: жанр, раскрывающий способности // Телеконтекст — сборник фактов о телевидении. http://xn--e1aaatbcqh4abgd.xn--p1aadc.xn--p1ai/products/item133.php. Дата обращения 07.05.14.
8. Проект Фонда «Общественное мнение». http://fom.ru/. Дата обращения 29.04.14.
9. СССР ТВ. http://cccp.tv//. Дата обращения 02.05.14.
10. Старые газеты. http://oldgazette.ru/index.html. Дата обращения 04.05.14.
Телестудия «Первого канала». Дебаты |
||
Телестудия «РБК-ТВ» |
||
Дом КВН |
Павел Воля на сцене «Comedy Club» |
||
Александр Масляков на сцене КВН |
Создатели КВН: Яковлев, Аксельрод, Муратор и редактор Гальперина |
||
Первый ведущий Аксельрод |
||
Ведущие Светлана Жильцова и Александр Масляков, 1960-ые |
Жюри КВН |