Содержание
Введение3
Глава I. Проблемы развития речи детей школьного возраста.6
I.1. Состояние звукопроизношения у детей, нормы и патологии.6
II.2. Специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дизлексия)17
Глава II.Развивающий массаж21
II.1. Массаж по методике Ауглина21
II.2. Виды развивающего массажа.25
3аключение33
Выдержка из текста работы
Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показали, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Мелкая моторика начинает формироваться на первом году жизни и имеет большое значение на развитие ребенка. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель.
Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.
Развивать мелкую моторику ребенка можно различными способами, в том числе и при помощи пальчиковых игр.
Цель: изучить особенности использования пальчиковой гимнастики, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Объект исследования — мелкая моторика дошкольников.
Предмет исследования – пальчиковая гимнастика.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.
2. Раскрыть роль мелкой моторики в развитии ребенка
3.Охарактеризовать роль пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников.
4. Подобрать пальчиковые игры на развитие мелкой моторики рук у дошкольников.
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
1.1 Значения развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Педагоги, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Моторика — совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику…
Заключение
Целью исследования было изучить особенности использования пальчиковой гимнастики, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нами были решены теоретические задачи и сделаны выводы о том, что:
Мелкая моторика — это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она — необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, — выработанных в ходе культурного развития человеческого общества.
Развитие мелкой моторики очень важно для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.
Организованные движения рук формируются у ребенка постепенно на протяжении первого — второго полугодия жизни, прежде всего в результате развития действий с предметами.
Диагностические тесты разработаны как ориентир для диагностики психомоторного развития в соответствии возрастным нормам. Тестовые задания, выполнение которых требует участие тонких движений рук
Пальчиковая гимнастика способствует развитию кисти рук, и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Пальчиковая гимнастика — это игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Все эти занятия помогают развить двигательные навыки и умения кисти и пальцев, совершать сложные манипуляции с предметами.
Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возрастных особенностей ребенка, уровня развития мелкой моторики.
Список литературы
1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель. 2017.
2. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М., 1991.
3. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2016.
4. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П. Ильин. – СПб., 2013.
5. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1995.
6. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н. Кирпичникова // Дошкольное воспитание. — Б.м…-2015.
7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. М., 1993,
8. Косинова Е.М. Пальчиковая гимнастика. – М.: Эксмо. 2014.
9. Леонтьев «Проблемы развития психики» М., 1991.
10. Логопедия: учебник. /Под ред. Л.С. Волковой. – М.: 2015.
11. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: 1991.
12. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 2013.
13. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2011.
14. Соковых С.В. использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики. /С.В. Соковых.//Логопед. Научно-методический журнал. – 2012.
15. Солнцева Е.А., Белова Т.В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики . – М.:АСТ Астрель, 2016.
16. Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. — М, 2007.
17. Ткаченко Т.А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010. – 113 с.
18. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Играем пальчиками – развиваем речь. – М.: 2014.
19. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2013.
20. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М., 2015. Шебеко В.Н. и др. Физическое воспитание дошкольников. — М.: Издательский центр «Академия», 2016.
21. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., «Педагогика», 1999.