Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования развивающих игр в практике работы начальной школы6
1.1. Понятие «развивающие игры» в педагогике и психологии6
1.2. Возможности использования развивающих игр в процессе обучения младших школьников10
Выводы по Главе 115
Глава 2. Методические основы использования развивающих игр в начальной школе16
2.1. Виды развивающих игр, их характеристика и использования в начальных классах16
2.2. Методы использования развивающих игр в обучении младших школьников26
Вывод по Главе 231
Заключение33
Список использованных источников37
Введение
Актуальность. Игровая деятельность связана со многими актуальными научными проблемами. Ее исследовали психологи: Выготский Л.С., Смирнова Е.О., Эльконин Д. Б. , Фрадкина Ф. И. , Пиаже Ж. ; социологи: Лукашевич М.П.; культурологи: О.С. Найден; педагоги: Барташников И. А., Бондаревская Е. В., Беспалько В. П., Вакарчук Н., Кудыкина Н. В., Мельник А. О., Мещанова Г., Никитин Б. П. и др. Ученые-специалисты в околице педагогических проблем младшего школьного возраста (Савченко О.Я., Вашуленко М.С.) непременно рассматривали игру как средство реализации разнообразнейших задач учебно-воспитательной работы.
Развивающие игры — интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.
Игра это одновременно развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореализации, сотрудничества, содружества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. Школа современности нацелена на индивидуальный подход к каждому ребенку. Игра незаменимый в этом помощник. Потому что всех учителей интересуют вопросы: как сделать обучение наиболее эффективным, и какими методами поддерживать интерес к учению. Нередко случается, что учитель под влиянием признания учебной игры переоценивает ее возможности. Опыт показывает, что если игру использовать в обучении осознанно, опираясь на научное понимание социальных и психологических закономерностей жизни и развития ребенка, исходя из представлений о месте игры в процессе школьного обучения и о механизме воздействия игры на протяжении этого процесса, тогда игра оказывает на формирование ребенка положительное влияние. Обучающая игра приносит обучающемуся радость и пользу, содействует его успешному развитию, если учитель хорошо разбирается в условиях продуктивного применения игры для организации школьного обучения. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, упорство, настойчивость в достижении цели. Кроме всего этого, игра развивает коммуникативные способности, логическое мышление, учит предвидеть последствия своих и чужих поступков. Учитель, с помощью игры, надеется организовать внимание детей, повысить активность, облегчить запоминание учебного материала. Это, конечно, нужно, но этого мало.
Объект исследования. Процесс использования развивающих игр в обучении младших школьников.
Предмет исследования. Условия использования развивающих игр в практике работы в современной начальной школе.
Цель исследования. Использование развивающих игр в практике работы современной начальной школы.
Цель исследования позволила поставить задачи исследования:
1)раскрыть содержание понятия «развивающие игры» в педагогике и психологии;
2)классификация развивающих игр, дать им характеристику;
3)раскрыть возможности возможности использования развивающих игр в начальных классах;
4)охарактеризовать методы использования развивающих игр в обучении младших школьников.
При написании работы использовались методы: теоретический анализ научной литературы и других источников по психологии, педагогике.
Работа имеет структуру: введение, две главы, заключение, список литературы составляет 44 наименований.
Выдержка из текста работы
Глава I. Теоретические основы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы…………………………………………………..7
1.1 Теоретические подходы к решению проблем здоровьесбережения в образовательной системе…………………………………………………………………………..7
1.2 Педагогические условия здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы…………………………………………….13
Выводы по первой главе………………………………………………………….18
Глава II Опытно-экспериментальное исследование процесса реализации здоровьесберегающих технологий в начальном образовани………………………20
2.1 Организация опытно-эксперементального исследования процесса реализации здоровьесберегающих технологий в начальном образовании..………20
2.2 Анализ эффективности создания здоровьесберегающей среды в обучении и воспитании младших школьников…………………………………………………………………21
Выводы по второй главе…………………………………………………………..24
Заключение …………………………………………………………………………….26
Список использованных источников …………….………………………………….28
Приложение № 1……………………………………………….………………………29
Приложение № 2…………………………………………………………………………………………..33
Приложение № 3…………………………………………………………………………………………..34
Приложение № 4 ………………………………………………………………………39
Введение
Здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью процесса сохранения и укрепления здоровья. Здоровье, в свою очередь, является главной ценностью человека и общества, и вызывает серьёзную озабоченность, как медицинских работников, так и педагогов, психологов и родителей. Поэтому здоровьесберегающие технологии относятся к категории государственных приоритетов. Вследствие этого, в масштабе страны принимаются законы, создаются и реализуются программы, направленные на повышение духовности и укрепление здоровья граждан, а в частности детей младшего школьного возраста: Законы Российской Федерации и Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; Национальная доктрина образования России, Федеральная программа развития образования и другие.
Долгие годы исследованием здоровьесберегающих технологий занимались такие ученые, как Коробов А.В., Апанасенко Г.Л., Никитин Н.В., Третьяков П.И. и многие другие. В настоящее время ведется поиск методов оздоровления детей в условиях школы. По мнению ученых для сохранения и укрепления здоровья учащихся должны использоваться эффективные и несложные в осуществлении методы, обеспечивающие максимально полный охват, и в то же время не нарушающие воспитательно-образовательный процесс в школе.
Не смотря на большое количество существующих исследовательских работ, посвященных здоровьесберегающим технологиям, картина здоровья детей находится на довольно низком уровне. Наблюдаются противоречия между теорией и практикой по реализации здоровьесберегающих технологий. Они заключаются в том, что использование здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ) должно быть систематичным, последовательным, грамотным, но еще не разработан эффективный механизм внедрения в педагогический процесс технологий оздоровления. Пока отсутствует комплексное, системное оздоровление, которое представляло бы собой единство целенаправленных действий участников образования. Попытки реализации отдельных оздоровительных форм в учебном процессе оказываются недостаточными для достижения общей цели — повышения результативности образования и сохранения здоровья детей и подростков. Необходимая система комплексных мероприятий с участием представителей различных министерств и ведомств, организаций, заинтересованных в здоровье подрастающего поколения не реализуется. Отсутствует специальная подготовка педагогических кадров, необходимая для создания условий сохранения здоровья участников образовательного процесса. На данный момент разработаны требования к здоровьесберегающему уроку, однако в основном они не выполняются, учителя используют ЗОТ от случая к случаю. Для наблюдения за процессом здоровьесбережения и управления им, для диагностики и мониторинга состояния здоровья необходимы конкретные показатели, по которым следует оценивать изменения в состоянии здоровья, а также система критериев оценки здоровья.
Все выше изложенное позволяет сделать вывод о том, что тема «Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе» является актуальной.
Указанные противоречия определили проблему данного исследования: Каковы условия внедрения здоровьесберегающих технологий в современной начальной школе?
Предметом курсовой работы был избран учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Объектом являлось — здоровьесбережение в образовательном учреждении.
Цели исследования:
1.Изучение теоретических подходов к решению проблемы здоровьесбережения в образовательной системе.
2.Выявление особенностей включения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
3.Организация опытно-экспериментального исследования процесса реализации здоровьесберегающих технологий в начальном образовании.
Эти цели были достигнуты путем решения следующих задач:
1.Изучение в научно-педагогической литературе степени разработки данной
проблемы.
2.Определение понятия « Здоровьесберегающие технологии ».
3.Выявление путей повышения культуры здорового образа жизни.
4.Разработка критерий использования здоровьесберегающих технологий.
5.Связь результата с конкретными материалами.
Гипотеза исследования. Если в образовательном процессе начальной школы будут созданы следующие педагогические условия:
— построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с учетом вопросов здоровьесбережения младших школьников.
— обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей;
— формирование у детей культуры здорового образа жизни ;
— тщательная диагностика, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся, то это будет способствовать эффективности реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов педагогического исследования:
1. Теоретические методы: теоретический анализ педагогической литературы;
2. Эмпирические методы: анкетирование (младших школьников и родителей), наблюдение, беседа с учителями начальных классов, анализ документации, продуктов деятельности детей.
Глава I.Теоретические основы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
1.1 Теоретические подходы к решению проблем здоровьесбережения в образовательной системе.
Школа — открытая социально-педагогическая система, которая находится под постоянным воздействием экономических, политических и духовных сфер жизни государства.
Низкий уровень физического и психического здоровья детей и молодежи создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования, без чего невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы.
Достижению целей системы образования в области сохранения здоровья подрастающего поколения в наибольшей степени способствует опора на следующие подходы к воспитанию обучающихся:
1. Аксиологический — «Воспитание у ученика личной системы ценностей» (по В. А. Караковскому);
2. Личностно — ориентированный — создание атмосферы уважительного отношения к индивидуальным особенностям личности;
3. Гуманистический — поддержка и защита ребенка в социальном, правовом, педагогическом и медико-психологическом аспектах;
4. Системный — воспитательная и учебная работа осуществляются комплексно, по общей системе.
Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса является качественной характеристикой деятельности педагога. При разработке и реализации здоровьесберегающих технологий, важно учесть имеющийся на сегодняшний день педагогический опыт и тот факт, что здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно-ориентированной педагогике и др.), но определяет последовательное формирование в школе здоровье……..
Список использованных источников
I Книги:
1. Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. -Сергиев Посад, 1995. — 180 с.
2. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2001. — 174 с.
3. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. Вузов / Под ред. В.А. Сластенина. — М., 1999. — 246 с.
4. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П.. Основы социальной педагогики.- М., 2002. — 351 с.
5. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. — М., 2004.-№1. — 287 с.
6. Смирнов Н. К. Здоровье — сберегающие образовательные технологии и психология здоровья. М., 2006 г. — 111 с.
7. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Педагогика.//М.: — 2005. -№ 6. — 125 с.
8. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. / Серия «Учение с увлечением».// — Ростов н /д: изд-во «Феникс»,: 2004.- 428 с.
9. Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе/И.В. Чупаха, Е.С. Путаева, И.Ю. Соколова. // — М.: Илекса.-2001. — 211 с.
II Интернет-источник:
10. Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Электронный ресурс] / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов.- Режим доступа: sotsialnaya-psihologiya-knigi/713-ekspress-diagnostika-lichnostnoy-22522.html