Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ6
1.1. Основные теоретические подходы к исследованию агрессии6
1.2. Причины возникновения агрессии и особенности ее проявления в старшем дошкольном возрасте13
1.3. Значение развивающих игр в психическом развитии ребенка17
ГЛАВА 2. РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА21
2.1. Результаты изучения уровня агрессивного поведения21
2.2. Развивающие игры как средство преодоления агрессивного поведения детей в старшем дошкольном возрасте28
2.3. Результаты проведенного исследования29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Диагностика состояния агрессии (опросник «Басса-Дарки»)37
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Коррекционная программа38
Выдержка из текста работы
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики детей дошкольного возраста в процессе художественной творческой деятельности 7
1.2. Модель развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности 17
Выводы по главе 1 30
Список литературы 31
Введение
В условиях гуманизации и демократизации системы образования, широкой вариативности действующих программ воспитания и обучения детей в детских садах и начальных классах школы, все более актуальной становится проблема обеспечения им преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Она наиболее остро проявляется на практике в недостаточной готовности детей к систематическому, целенаправленному обучению в школе, слишком длительной адаптации некоторых первоклассников к новым для них условиям учебного труда.
Синонимом готовности детей к обучению в школе является понятие «школьная зрелость», которая в психолого-педагогической литературе трактуется, как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе. Общеизвестно, что многие дети хотят стать учащимися начальных классов, однако не все одинаково хорошо подготовлены к выполнению новых обязанностей.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности.
Педагог В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. Все эти факты должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.
Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Одним из средств развития мелкой моторики являются занятия изобразительной деятельности. Доказано, что рисование, лепка, аппликация, оригами и другие виды детского творчества не только развивают ребенка эстетически, но и помогают ему учиться аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись, а также разрабатывают мелкую моторику пальцев, что упрощает обучение письму и способствует формированию правильной и красивой речи. В ходе занятий у ребенка появляется четкость движений, ловкость пальцев, аккуратность и внимательность.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развивать мелкую моторику в старшем дошкольном возрасте и недостаточным количеством исследований в данной области, между возможностями занятий по изобразительной деятельности для развития мелкой моторики и недостаточной разработанностью методики использования приемов рисования, лепки, аппликации и конструирования из бумаги в развитии мелкой моторики у старших дошкольников.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности».
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать программу развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста на занятиях по художественно-творческой (изобразительной) деятельности.
Объект исследования – развитие мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования – программа развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста на занятиях по художественно-творческой (изобразительной) деятельности.
Гипотеза исследования: занятия изобразительной деятельности способствуют развитию мелкой моторики старших дошкольников, если модель развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 1) включает два направления: работа с детьми и работа с родителями; 2) работа с детьми осуществляется в различных формах с помощью определенных методов и средств обучения.
Задачи исследования:
1. провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте;
2. разработать модель развития мелкой моторики старших дошкольников в изобразительной деятельности;
3. провести диагностику развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
4. разработать программу по развитию мелкой моторики старших дошкольников в изобразительной деятельности и проверить ее эффективность.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, моделирование, наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент.
Экспериментальная база исследования: МДОУ №220 г.Челябинска.
Глава 1. Теоретические аспекты развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной творческой деятельности
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики детей дошкольного возраста в процессе художественной творческой деятельности
Мелкая моторика — один из основных навыков, которым должен овладеть ребенок в самом начале своей жизни. Под понятием мелкой моторики подразумевается работа пальцев рук, направленная на хватание, удерживание и манипулирование различными предметами [13].
Понять основные психофизиологические закономерности двигательного развития ребенк.Бернштейна. Развитие двигательной сферы ……..
Список литературы
1. Архарова Н.В. Развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования. – Мосальск, «Воспитатель года», 2006. – 30 с.
2. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. — 120 с.
3. Бернштейн И.А. О построении движения. — М.: Просвещение, 2005. — 213 с.
4. Вершинина Н.А. Особенности понимания детьми дошкольного возраста категорий прекрасного и безобразного // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Герценовские чтения. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. — С.95-96.
5. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок: Монография / Под ред. Н.А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1972. — С.7-21.
6. Виниченко В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 5. — С.41-43.
7. Водянская М.С. Ребенок нуждается в творчестве! Переживания в красках // Дошкольное образование. – 2002. — №11. — С. 22-23.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-e изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
9. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. — М.: ТЦ «Сфера», 2000.
10. Григорьева Г.Г. Влияние игровых приемов обучения на развитие детского изобразительного творчества: Тезисы докладов. — Горький, 1984. — С.10.
11. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 272с.
12. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. — 1997. — №1. — С.3-18.
13. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий, 2003. – 80 с.
14. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Минск, Попурри, 1997. — 93 с.
15. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. — 1980. — № 2. — С. 107-114.
16. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений // Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. II. — М.: Педагогика, 1986. – 286 с.
17. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. — М.: Просвещение, 1967. — 323 с.
18. Захарова В.М. Основы изобразительного искусства и методика изобразительной деятельности детей. Для студентов-заочников дошкольных факультетов педвузов. — М.: Просвещение, 1968. — 72c.
19. Иванникова С.В. Педагогические условия развития детского изобразительного творчества // Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия: Герценовские чтения. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. — С.112-113.
20. Ивкина Т.В. Педагогическое значение детского рисунка для развития изобразительного творчества в старшем дошкольном возрасте // Духовно-нравственные и государственно-правовые основы отечественного просвещения: Сборник научных работ. — М.: Общество «Радетели просвещения», 1998. — С.100-101.
21. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. – 155 с.
22. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. — М: ТЦ Сфера, 2004.
23. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 304 с.
24. Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности // Проблемы способностей / отв. ред. В.Н.Мясищев. — М.: Изд-во АПН СССР, 1962. — С. 153-165.
25. Коллективная изобразительная деятельность – одно из средств воспитания дружеских взаимоотношений детей 3-7 лет: Методические указания для воспитателя детского сада. — Магнитогорск, 1982. — 36с.
26. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить: Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. — СПб., 2004. – 132 с.
27. Комарова Т., Зырянова О. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 160 с.
28. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192 с.
29. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М.: Просвещение, 1976. – 214 с.
30. Леонтьев А.И. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т II. — М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
31. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 208 с.
32. Маханева М. Ищем новые формы развития творчества дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 7. — С.12-16.
33. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников: Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О.В. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – 320 с.
34. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.– СПБ.: КАРО, 2008.– 90 с.
35. Новикова Г.П. Инновационные подходы к развитию детского художественного творчества // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов / Ред. Е.А.Леванова. — Калининград, 2000. — Вып. 8. — С.99-104.
36. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976. – 304 с.
37. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 712 с.
38. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1973. – 208 с.
39. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
40. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. — М.: Учпедгиз, 1956. — 160с.
41. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Владос, 2006. – 144 с.
42. Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. — М.:Просвещение, 1969. — 30 с.