Содержание
Введение3
Глава 1. Становление юридического образования в России8
§ 1.1. Высшее юридическое образование – теоретико-правовые аспекты развития8
§ 1.2. Этапы становления высшего юридического образования9
Глава 2. Социальные основания эффективности системы юридического образования в советский период16
§ 2.1. Демонтаж системы юридического образования в России16
§ 2.2. Юридическое образование в военные годы24
§ 2.3. Юридическое образование во время перестройки и периода реформ26
Заключение29
Список источников литературы31
Нормативно-правовые акты31
Учебные материалы32
Выдержка из текста работы
В начале XX века выдающийся русский психолог Лев Семёнович Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребёнка. По его убеждению, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития… Обучение хорошо только тогда, когда оно идёт впереди развития» [8]. Разумеется, Л.С. выготский ни в коей мере не отрицал необходимость усвоения знаний, умений и навыков. Но они являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.
Своё дальнейшее развитие идея развивающего обучения получила в экспериментальных работах последователей Л.С. Выготского – Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др.
В последние годы внимание педагогов всё чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми они связывают возможность изменений в педагогической практике. Именно это и определяет актуальность темы нашего исследования.
Объект исследования: развитие идей Л.С. Выготского о развивающем обучении.
Предмет исследования: концепции развивающего обучения советского периода.
Цель исследования: обосновать роль и значение идей Л.С. Выготского для дальнейшего развития теории развивающего обучения в концепциях советского периода.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить краткую биографию и научно-творческое наследие Л.С. Выготского.
2. Изучить роль и значение идей Л.С. Выготского для последующего развития теории развивающего обучения.
3. Изучить концепции развивающего обучения советского периода.
Для достижения цели и решения поставленных задач использовался следующий метод исследования:
— аналитическое исследование психолого-педагогической литературы.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
НАУЧНОГО ПУТИ Л. С. ВЫГОТСКОГО
1.1. Краткая биография Л.С. Выготского и его научно-творческое наследие
Выготский Лев Семенович (1896-1934) — выдающийся психолог. Основоположник одного из наиболее значимых направлений психологии и развитии ребенка. Ему, его школе, ученикам и последователям принадлежит одна из важнейших ролей в развитии российской психологии.
Лев Семенович вырос в Гомеле, на границе Белоруссии, России и Украины. Его образ жизни и образование были обычными для зажиточной еврейской семьи того времени, и лишь в силу везения и собственных способностей ему удалось поступить в Московский университет.
По окончании университета он вернулся в Гомель и преподавал в нескольких институтах, играя важную роль в литературной и культурной жизни провинциального города. Он организовал психологическую лабораторию в Педагогическом училище и приступил к работе над рукописью учебника по психологии для учителей средних школ. В последствии Выготский получает предложение работать в Институте экспериментальной психологии в Москве.
Переезд в Москву дал Выготскому возможность сотрудничать с А.Р. Лурией, который занимался тогда психоанализом, и другими известными учеными. Л.С. Выготский включился в целый ряд исследований, и в 1925 году к защите была принята его докторская диссертация «Психология искусства».
Лев Семёнович Выготский в широком объеме занимался педагогикой, консультационной и исследовательской деятельностью. Он был членом многих редколлегий, и сам много писал. В это время психология Выготского представляла собой гуманистическую реактологию: разновидность теории научения, в которой делается попытка признать социальную природу человеческого мышления и деятельности. В концептуальных вопросах Л.С. Выготский подчеркивал фундаментальную роль единой методологии, например, в своем «Историческом значении кризиса психологии» (1926). Здесь он попытался дать схему истинно марксистской психологии — материалистической науки о социальном поведении людей.
Несмотря на материалистическую форму своей теории, Выготский придерживался эмпирического эволюционистского направления в изучении культурных различий мышления, создав «культурно-исторический» подход к психологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы, по теме нашего исследования, даёт нам возможность сформулировать следующие выводы:
1. Выдающийся русский психолог Лев Семёнович Выготский внёс неоценимый вклад в развитие детской психологии. Он впервые обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребёнка.
В последствии его идеи нашли своё отражение в современных теориях развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
2. В начале 50-60-х годов Л.В. Занков попытался практически реализовать идеи развивающего обучения. Он разработал новую систему начального обучения, но она так и не была внедрена в школе.
3. Вначале 60-х годов Д.Б. Эльконин, проанализировав учебную деятельность школьников, отметил ее своеобразие и сущность не в усвоении тех или иных знаний и умений, а в самоизмерении ребенком самого себя как субъекта. Был заложен фундамент концепции развивающего обучения, в которой ребенок рассматривается не как объект обучающих объектов учителя, а как самоизменяющийся субъект учения.
4. Главное отличие развивающего обучения Л.В. Занкова от теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова заключается в том, что оно направленно на развитие эмперического сознания ребёнка, между тем, как главной целью системы Эльконина — Давыдова является развитие у учащихся теоретического сознания.
И в заключение отметим, что, не смотря на наличие различных теорий развивающего обучения, оно представляется как довольно стройная система, так как все теории направлены на претворение в педагогическую практику, идеи о том, что обучение должно помогать, способствовать развитию детей.
Необходимо сказать, что конечная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, то есть хотеть, любить и уметь учиться.
ЛИТЕРАТУРА
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности./ Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии – Изд. «Союз»; СПб, 1997.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – 3-е издание, М., 1996.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения – М., 1986.
5. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. : Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
6. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. Учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
7. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник – М., Российское педагогическое агентство, 1996.
8. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? – Томск: Пеленг, 1993.
9. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманитар изд. центр ВЛАДОС, 2006.
10. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология для студентов вузов, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004.
11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
12. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология: учебное пособие. – изд. 2-е, М.: Флинта: Наука, 2011.
13. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 2001.
14. Хрестоматия по истории психологии. М., 2002.
15. Хрестоматия по психологии. М., 1997.
16. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды – М.: Педагогика, 1989.
18. Ярошевский М.Г. Выготский: в поисках новой психологии. СПб., 1993.