Содержание
Содержание
Введение…2
Глава 1.Творческое воображение у детей младшего школьного
возраста5
1.1 Понятие воображения5
1.2 Виды воображения, как психологическая категория функции7
Глава II. Особенности творческого воображения11
2.1 Психические особенности детей младшего школьного
Возраста11
2.2 Творческое воображение и его развитие у детей младшего школьного возраста..15
2.3 Развитие творческого воображения младших школьников на основе применения базовых элементов ТРИЗ..25
Глава III. Экспериментальное исследование особенностей творческого воображения у детей младшего школьного возраста29
Методика № 1 «Дорисовывание фигур»29
Методика № 2 «Нарисуй слово»..33
Анализ результатов, выводы и рекомендации.35
Заключение37
Список используемых источников39
Введение
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий.
Выдержка из текста работы
Актуальность данной темы определяется особой важностью воображения в развитии индивидуальности и личности ребенка, а позже подростка, юноши или девушки, взрослого человека; в развитии общества в государстве, в развитии каждого государства и мирового сообщества в целом.
Основные понятия, используемые в данной работе: воображение как высшая форма психической деятельности; диагностика как процесс, как способ наблюдения развития, происходящего в данной системе у детей младшего школьного возраста.
Основное содержание данной темы. Воображение по своей природе является высшей психической деятельностью организма человека. Известно, что каждое психическое явление имеет свои, наиболее благоприятные, периоды развития и проявления. Впервые воображение начинает проявляться в раннем детском возрасте, примерно в 3 — 5 лет (период высокой сензитивности). В этот период своей жизни дети неосознанно «пользуются» накопленным материалом, объём которого сформировался к этому времени у каждого из них неосознанно, стихийно, под воздействием окружающей среды, зоны ближайшего развития; слуха, вербального и невербального общения, личных чувственных восприятий, эмоциональных и визуальных впечатлений, интеллектуальных и логических выводов. В данном случае, возрастной аспект, в большинстве случаев, обусловливает несостоятельность осознанной позиции воображения.
Согласно современной периодизации психического развития, предложенной Л.С. Выготским, воображение является центральным психологическим новообразованием у детей дошкольного возраста. Он пишет: «Всякая высшая психическая деятельность была когда-то внешней потому, что она была социальной функцией отношения двух людей раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией одного человека».
В период младшего школьного возраста у детей ведущей становится учебная деятельность; продолжает формироваться внешний и внутренний план действий, актуальный уровень развития ребенка; активизируются функции процесса воображения. Этот период — период начала яркого проявления воображения — принято считать наиболее сензитивным для развития воображения у детей младшего школьного возраста.
Воображение — это психический познавательный процесс создания новых образов (представлений), предметов и явлений на основе переработки и мыслительной реконструкции имеющегося опыта, представлений; процесс преобразующего отражения действительности, основой которого являются знания и впечатления. Воображение различается по видам в зависимости от причин и особенностей возникновения, изменения и преобразования; от степени активности и волевых усилий самого человека.
Результаты зарубежных и отечественных психологических исследований показывают, что воображение, как адекватно-образное мышление, положительно влияет на психику ребенка, его интеллектуальную деятельность, общее развитие и характер.
Психолог О.М. Дьяченко пишет: "Воображение — это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребёнка нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний".
Известно, что физиологической основой воображения являются остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В результате процесса нервной деятельности возникают новые, ранее не имеющие места в реальном процессе восприятия, сочетания базовых образов воображения.
В своих трудах Л.С. Выготский пишет: "Самое существенное отличие воображения от остальных форм психической деятельности человека заключается в следующем: воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений".
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что значение изучения воображения у детей младшего школьного возраста и его диагностирование (в связи с преднамеренностью использования процесса воображения, его дальнейшего формирования и позитивного прогнозирования) актуальны, чем и обусловлен выбор исследования. Выбор данной темы определен также фактами исследования проблем воображения отечественными и зарубежными учеными.
Объект исследования: воображение детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: диагностика воображения у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: эмпирическое изучение воображения детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
— обзор и изучение научно-литературных и других источников по данной теме;
— экспериментальное исследование воображения у детей младшего школьного возраста;
— анализ итогов работы и их интерпретация.
В данной работе были использованы методы: аналитическое изучение научно-психологической, научно-педагогической, психолого-педагогической и методической литературы на предмет уровня развития воображения детей младшего школьного возраста; исследование; диагностика; тестирование; анализ и интерпретация результатов исследования.
Методологической базой исследования выбранной темы являются труды Н. Кузанского, М. Монтеня, Т. Рибо, Э. Канта, Г. Гегеля, К. Юнга, А. Адлера, З. Фрейда , С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, И.П. Фарман, А. Р. Лурии, Н.И. Шевандрина, К.М. Гуревича, М.К. Акимовой, Е.Е. Туник, В.И. Загвязинского, Я.Э. Голосовкера и других авторов.
Работа состоит из титульного листа, оглавления, введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
ГЛАВА I. ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ И ДИАГНОСТИКЕ ВООБРАЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Определение понятия воображения и критериев его оценки в трудах зарубежных и отечественных авторов
Прежде всего, хотелось бы отметить, что истоком изучения теории воображения является философия. Само слово "воображение" — переведенное с imagination — произошло от латинского imaginari — "изображать мысленно".
Как известно, единого мнения по предмету воображения в современной зарубежной и отечественной науке нет. Сходства рассуждений по поводу воображения заключаются в следующем: природа именно сущности воображения свойственна, в большей степени, человеку; незримо объединяет физическую и психическую стороны его жизнедеятельности; воображение невозможно свести воедино к какому-либо научному закону или теории, в нем сходятся, часто — случайно, изученные и проверенные факты; воображение, в итоге, есть творец нового, будущего.
Воображение изучали и изучают с точки зрения явления, процесса, способности и специфической деятельности функций психофизиологической системы объекта.
Воображение есть способность нашего сознания создавать, моделировать в пространстве и времени свои представления, идеи, образы, проекты и умение манипулировать ими.
В психологии воображение также определяют как творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга.
Изучением проблемы воображения занимались Леонардо да Винчи, М. Монтень, П.А. Флоренский, Т. Рибо, Ф. Бэкон, В. Вундт, Ж. Пиаже, К. Маркс, К. Коффка, А. Валлон, В.И. Ульянов (Ленин), И. Кант, Гегель, П.П. Блонский, А. Бине, Г. Айзенк, А.В. Петровский, Р. Штайнер, Дж. Гилфорд, С.Л. Рубинштейн, В.Г. Бехтерев, Г.И. Россолимо, М. Г. Ярошевский, М. Хайдеггер, Я.Э. Голосовкер, А.И. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.В. Запарожец, А.Г. Маклаков, А.Р. Лурия, Л.Д. Столяренко, В. А. Крутецкий, П.Я. Гальперин, В.М. Козубовский, М.И. Лисина, О.М. Дьяченко и многие другие. Так П. А. Флоренский, в своих поздних работах, приходит к выводу, что "мышление", "память", "творчество", "фантазия", "воображение" являются именами одной и той же способности человека. Так, память — это "…творчество мыслительное и … единственное творчество, присущее мысли, ибо фантазия, как известно, есть только вид памяти, а предвидение будущего — тоже не более как память… память — это и есть, по преимуществу, сама мысль в ее чистейшем и коренном значении", способность продуктивного воображения [23].
Память, воспроизводящая прежде воспринятые образы, является, по словам учёных А. Селли и Ф. Кейра, "лишь одним из видов воображения". В данном случае образная память отождествляется с репродуктивным воображением, имея различные с ним функции. В данном случае мы имеем дело с аналитико-синтетическим направлением процесса.
Французский психолог и педагог Т. Рибо, основатель французской экспериментальной психологии, считал существенными чертами воображения внезапность и безличность, метафизичность (вытекает из одной потребности с научным), обилие образов, их яркость и устойчивость с полной и прочной систематизацией жизни в мире фантазий. В своих трудах Рибо пишет: "В порядке практическом, техническом, научном, социальном, чем больше дело подвигается вперед, тем больше нужно и знать, чтоб создавать новое, а без этого люди повторяют старое, полагая, что изобретают новое…". Рассматривая связь воображения с интеллектуальной стороной познания, Т. Рибо открывает диссоциацию (подобие абстракции; дробление рядов состояний сознания) как отрицательную и подготовительную, и ассоциацию как положительную и учредительную — способности воображения; и что реинтеграция (восстановление целого; целостности воспринятого образа) "…по своей природе является препятствием для творчества" [21].
Другой точки зрения придерживается И. Кант, сторонник гносеологической системы, который считал, что воображение выступает как одна из многих способностей души; как основа познания и осознания мира. По мнению Канта, воображение "…есть способность созерцания без присутствия предмета; а творческий характер оно приобретает в случае первоначального изображения объекта, не данного ранее в опыте…". В данном случае имеет место критерий продуктивной деятельности воображения: создание новых, оригинальных идей и проектов без повторения, без дублирования, без воспроизведения шаблонов.
Один из основателей и сторонник гештальтпсихологии К. Коффка изучал воображение через призму восприятия целостности структур — гештальтов (целостных образов). По мнению Коффки, М. Вертгеймера, В. Кёлера, предметы, окружающие нас, воспринимаются нашими чувствами не в виде отдельных, расчлененных теоретически и визуально, объектов, а в виде организованных, завершенных, целостных структур, с четко ограниченными контурами, которые обусловлены степенью резкости и замкнутостью /незамкнутостью очертаний, являющимися основой гештальтов.
Гилфорд считал воображение "дивергентным мышлением" и его критериями оценки воображения стали гибкость, оригинальность, беглость, точность. Именно гибкость, пластика воображающе-мыслительного процесса позволяет легко и быстро "переключать" внимание сознания с одного образа на необходимый, нужный другой, минуя при этом единицы физического пространства и времени. Оригинальность позволяет проявиться яркости, образности, креативности, необычности, нестандартности воображения в образах. Беглость воображения дает возможность продуцировать большое число идей, образов, предложений. Возможность и способность воображения наиболее точно, детально создавать интересующий объект, приводит к более быстрому и точному воплощению результата в реальности. Естественно, имеет место корректировка результата.
С.Л. Рубинштейн утверждает: "Воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое. …Воображение это преобразование данного, осуществляемое в образной форме". В ребёнке естественным образом сочетаются как минимум два направления, два течения процесса воображения: воспроизведение и преобразование, репродукция и свободное творчество.
"Оперирование образами, — писал П.П. Блонский, — начинается с простой автоматической репродукции и спонтанного фантазирования, и кончается сознательной репродукцией и творческим воображением".
По Л.С. Выготскому, воображение есть мыслительный процесс (оно неразрывно связано с мышлением); вполне допустимо единство этих двух процессов: оба возникают в ситуации необходимости решения проблемы, задачи; обусловливаются мотивом потребности субъекта. В данном случае, воображение "предоставляет" образы, целостность картины результата, а мышление — понимание ситуации, задачи.
Сторонники теории персервации (тенденция представлений удерживаться; доминирование в сознании ограниченного числа мыслей и представлений; своего рода ограниченность) считали критерием оценки воображения патологическое состояние, возникающее в результате нарушений деятельности головного мозга, предполагая локализацию психофизиологических патологий в каком-либо из его отделов. Здесь воображение было ориентировано на неадекватную фантазию. Коррегирование стойких результатов не дало.
В.Н. Дружинин (по факту проведения тестов на дивергентное мышление) также, как и Х. Айзенк, пришел к выводу, что на критерии оценки воображения влияет уровень психотизма.
Е.И. Игнатьев, сторонник взглядов Г. Гегеля, отмечает: "Основной признак процесса воображения, в той или иной конкретной практической деятельности, заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления".
С точки зрения Р.С. Немова, воображение есть: психический процесс, который "…заключается в способности создания новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта…, образов, манипулируя ими; основа наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий…", когда последние "…невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны)".
По поводу "схождения" воображения и фантазии, сходятся точки зрения Г. Гегеля и Л. Выготского, имея различные концепции.
Теория Гегеля основана на диалектическом методе (единстве противоположностей) понимания единства воображения и фантазии: "Воображение диалектично: вся работа воображения совершается путями диалектической, спонтанно движущейся логики, язык образный, иногда символический (ибо смыслы диалектической логики двойственны и, с точки зрения формальной логики, противоречивы)", то есть воображение, оперируя логикой, развивает посредством фантазии "свои созерцания, то есть создаваемый смысл".
По мнению Выготского, воображение, питаемое эмоциональной яркостью фантазий, "…позволяет человеку получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения". Таким образом, каждый ребёнок, фантазируя, имеет возможность в действии (в игре, труде, общении, творчестве) проживать переизбыток эмоционального напряжения, компенсировать свои неудовлетворенные потребности.
Воображение по И.П. Фарман является мыслительным актом (ходом, действием), "в процессе которого становится возможным образно представить себе (с разной степенью ясности, отчетливости) практически любой предмет, любую ситуацию, в которых в данный момент возникает потребность" [26, с. 23]. По предположению Фарман, критериями оценки воображения являются как неосознанность, спонтанность, так и разумная сознательность, элементы эстетики (так называемый "инстинкт культуры", Голосовкер Я.Э., "Логика мира", 1987); радость и инсайт; опыт человека; отбор (анализ), обобщение (синтез); мышление образами, символы, образное вИдение, адекватно-образное воспроизведение действительности.
Психолог Анри Бергсон: "Надо уметь и хотеть мечтать бесполезное" (Бергсон А. Материя и память.). Вероятно, здесь имеется ввиду своеобразная "тренировка" творческого мышления, воображения которая не обязывает и обязательно приводит к умению чётко "гранить кристалл" своей творческой, образной мысли.
В современной психологии ведущее место в изучении воображения занимает когнитивная психология, областью исследования которой являются: внимание, восприятие, память, мышление, интеллект, познание, воображение, психофизиологические аспекты языка и речи. Воображение начинают рассматривать как:
– аналитико-синтетическую деятельность, осуществляемую направляющим влиянием сознательно поставленной цели или чувств, которые которые преобладают в человеке в данный момент времени;
– психический процесс, при котором действительность отражается как
объективное или субъективное новое — в виде идей, образов, представлений, — созданное по образу восприятия, памяти и знаний, полученных в процессе непосредственного речевого общения.
Исходя из вышеизложенного, мы предполагаем, что критериями воображения, в трудах зарубежных и отечественных авторов, являются:
— беглость как способность производить количество идей, возникающих в единицу времени; интеллект; логика;
— оригинальность как способность воспроизводить адекватные необычные, яркие идеи, отличающиеся от очевидных, общепринятых, общеизвестных; креативность; инсайт;
— гибкость как способность оригинально, креативно, неординарно подходить к решению задач, вопросов, ситуаций; метаморфоза; степень свободы;
— диссоциативность как способность мыслить абстрактно, детально;
— ассоциативность как комбинаторика;
— восприимчивость как способность и готовность быстро (и когда нужно) переключать свое внимание с одной идеи на другую;
— метафоричность как готовность и способность мыслить ассоциативно, символами; возможность видеть сложное в простом и простое — в сложном; перспектива (прямая и обратная);
— удовлетворенность как позитивное чувство, ощущение, восприятие итога, результата своей деятельности; социальная ценность результатов; радость; энтузиазм;
— отвлеченность как способность к релаксации; степень состояния ненапряжения, расслабленности;
— неконформность.
Я.Э. Голосовкер великолепно замечает: "Воображение есть единственная способность разума, проявляющаяся в абсолютных формах, так, в сказке и мифе достигаются чудесным образом абсолютные цели, утоляющие тоску по абсолюту в человеке. …Воображение вводит в знание и требует от знания абсолютного критерия, именуемого истиной (истина как цель знаний). …Воображение в своем высшем познавательном и творческом плане оперирует одними абсолютами: как положительными, так и отрицательными".
В 1927 году Нильс Бор, датский физик-теоретик, открыв принцип (даже закон !) комплементарности, сказал: "Противоположности — не противоречия, они дополнения".
Таким образом, воображение целостно объединяет вышеперечисленные признаки, которые проявляются в процессе работы воображения в необходимых и нужных ему пропорциях.
1.2. Методы и методики диагностики воображения
Как известно, одним из важнейших направлений в развитии каждой науки является наличие видов и способов получения достоверной информации.
В первую очередь отметим, что в методах исследования акцент делается на фиксировании или разностороннем рассмотрении какого-либо феномена.
В методах диагностики мы имеем направленность на измерение, то есть численное представление интересующей нас характеристики (например, показателя гибкости воображения и т.п.).
Термин "диагностика" произошел от греческих корней dia — между, врозь, около, после, через и gnosis — знание, то есть, диагностика представляет собой распознавание, обнаружение, осознавание, предположение.
В 1734 году Христиан Вольф вводит понятие психометрия (с греч. — «психометрика» — душа и мера), впервые указав на возможность измерения в психологии. Психометрия — область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений.
Первыми стали измерения времени реакции. По факту развития психологических исследований, к измерению "временнЫх характеристик психических процессов…начинают относить все, что связано с количественным определением психических явлений" [27, с. 217— 233].
В психолого-педагогических исследованиях, для систематического сбора и научной обработки информации, применяют психологическую диагностику. Термин «психодиагностика» впервые предложил Г. Роршах в 1921 году.
А. Г. Шмелёв в своей работе пишет: "Согласно современному общенаучному представлению, под термином "диагностика" подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. …Диагностический вывод — это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий» [28, с. 9 — 10]. То есть результаты диагностики определенного объекта, процесса, явления фиксируются и закрепляются для прогнозирования по его статическим показателям.
По убеждению В.И. Загвязинского "…диагностика есть определение качественных и количественных параметров изучаемых объектов на основе принятых критериев и показателей с помощью известных (в том числе стандартизированных) методик, а также на основе конструирования и разработки новых".
От исследователя, выбранной им цели/ целей, темы и условий исследования зависит выбор методологии, методов, методик диагностики. Понятия метод и методика в психологии взаимообусловлены, но не равнозначны: метод включает в себя совокупность методик; методика включает в себя многообразие методов.
Семантический смысл понятия "метод" говорит нам о том, что это может быть «…понятие, регулирующее постановку и осуществление задачи, всякое представление, инструмент эмпирического, теоретического изучения объекта;…метод — регулятор сбора данных, построения вывода" [9].
С.Л. Рубинштейн пишет: "Метод — способ, посредством которого познается предмет науки". Это путь познания мира через ошибки, опыт.
По мнению Н.И. Шевандрина, "…метод — это систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели".
"Метод — это свернутое знание, позволяющее достичь нужного результата"[15].
С точки зрения И.В. Андреевой и О.Б. Бетиной, "метод — это способ получения фактов; это определенный набор операций или процедур, при помощи которых можно получить определенные факты, и эти операции могут с одинаковой достоверностью многократно повторять обученные методике люди" [ 3, с. 15].
Психодиагностика имеет в своем распоряжении большое количество разнообразных методов, которые бывают теоретические и практические. Системная классификация методов состоит:
— методы эмпирические (интроспекция, экстероспекция, понимание);
— методы описательной психологии (биографический, интроспективный, включенного наблюдения, самоотчета, эмпатического слушания, беседы как диалога, герменевтический, интуиции);
— методы объяснительной психологии (общенаучные: наблюдение, эксперимент; конкретно-научные: анализ продуктов деятельности, опрос, тестирование; метанаучные: моделирование, статистический анализ);
— методы практической психологии (консультирования; диагностики: анкетирование, личностные опросники, тесты способностей, проективные методики, репертуарные методики, тесты достижений, экспертное оценивание; обучения (тренинговые): поведенческий тренинг, Т-группы, группы встреч; терапии: гипноз, психосинтез, психоанализ, логотерапия, телесная терапия, клиент-центрированная терапия, трансактный анализ, поведенческая терапия, танцевальная терапия, рациональная терапия, терапия искусством, гештальттерапия, психодрама).
Практические психологи, для решения теоретических и прикладных задач, используют следующие методы:
— феноменологизации и концептуализации (определение феноменов и концептуального соотношения);
— исследования и диагностики (наблюдение, эксперимент, опрос, анализ продуктов деятельности, экспертные оценки, моделирование, тесты);
— обработки и интерпретации данных (чаще всего используются статистические методы);
— коррекции и терапии;
— мотивирования и управления;
— обучения и развития;
— конструирования и творчества.
Поскольку в природе всё взаимосвязано, все эти методы взаимопересекаются и дополняют друг друга. Как известно, метод определяет: структуру исследования; способ познавания изучаемого объекта; методику как способ исследования и сбора информации о данном изучаемом объекте. Методики, в основном, подбираются в соответствии с используемым методом.
Методику определяют: как конкретный способ фиксации эмпирических данных; как один из уровней изучения; как операцию обобщения, способ сбора информации; как процедуры, техники сбора данных, используемых в разных исследованиях.
Всему своё время…Только с начала 19 века начинает расти интерес к проблеме воображения. В это время появляются первые попытки исследовать функции воображения экспериментально ( В. Вундт, Т. Рибо, Ф. Матвеева и другие). Изучение области вопроса воображения расширяется; появляются и разрабатываются новые методы и методики теоретического и практического изучения процесса воображения.
В настоящее время, согласно результатам исследования, существует несколько видов методов исследования и диагностики детского воображения:
— метод "поперечных срезов" (работают с группами детей примерно одного возраста и обучающихся по одной учебной программе; используют конкретную методику; изучается определенный аспект развития, в данном случае — воображение);
— сравнительный метод (работают с разновозрастными группами детей либо с детьми одного возраста, но обучающихся по разным учебным программам; используют конкретную методику, определенный аспект развития; данные сравнивают между собой; делают выводы о том, какие тенденции выбранного аспекта развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены);
— лонгитюдный метод ("продольное" исследование): прослеживается развитие какого-либо психического аспекта одного и того же ребёнка в течении длительного времени;
— эксперимент (констатирующий, формирующий, лабораторный, естественный): каждое направление эксперимента предполагает свой набор более конкретных методов;
— анализ продуктов деятельности;
— экспериментально — генетический метод.
Выбор методики и метода зависит от:
— задачи, поставленной психологом;
— возраста ребёнка, детей (разные методики рассчитаны на разный возраст);
— условий проведения эксперимента.
Методики и методы могут содержать как одиночные тесты, так и батареи тестов. Тесты, в свою очередь, могут быть вербальными (словесными), и невербальными — изобразительными (фигурные, рисуночные), звуковые, двигательные. Некоторые тесты включают несколько заданий (так называемые батареи тестов) по 7 — 10 минут каждое и занимают в целом около 1 часа. Можно проводить каждое тестирование ввиде отдельного задания. Также можно сочетать различные тесты, батареи тестов для получения разносторонних результатов.
Дадим краткую характеристику некоторым методам и тестам.
Метод диагностики воображения художественного — "Рисунок".
В данном методе детям предлагают обычные, стандартные листы бумаги формата А4 и цветные карандаши либо фломастеры (не менее шести разных цветов). Детям дается задание: придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На выполнение задания отводится 5 — 10 минут. В ходе анализа каждый рисунок оценивается в баллах по следующим признакам:
— скорость процессов воображения;
— необычность, оригинальность стиля;
— богатство воображения (уровень фантазии, разнообразие);
— проработанность деталей и глубина образов;
— эмоциональность образов.
Метод диагностики воображения речевого — "Вербальная фантазия".
Ребёнку необходимо придумать рассказ (сказку, историю) о каком-нибудь живом существе — человеке, животном, или о чем-либо другом (по выбору ребенка) и изложить устно в течение 5 — 10 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (сказки, истории) отводится 1 минута, после чего ребёнок приступает к сочинению. Анализ устного произведения и оценка воображения проводятся аналогично методике "Рисунок".
Метод диагностики воображения художественно-прикладного — "Скульптура".
Детям предлагается для лепки пластилин или глина и дается задание: слепить в течении 5 — 10 минут какую-нибудь фигурку, поделку. Воображение каждого ребёнка анализируется и оценивается аналогично предыдущим методикам.
Метод "Спросить и угадать " — это одна из наиболее понятных моделей определения воображения, направленная на выявление чувствительности, любознательности к новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию. При выполнении данного задания нужно задать вопросы к картинке с изображением какой-либо ситуации, попробовать угадать, что предшествовало этой ситуации (предположительные причины возникновения ситуации) и что произойдет в дальнейшем (последствия, предполагаемый результат). Любознательность выражается в количестве и качестве вопросов, определяющих способность ребёнка выйти за пределы изображённой на картинке ситуации, а предположения гипотез о причинах и следствиях событий моделируют творческую способность воображения ребёнка.
Метод "Усовершенствование игрушки ".
Одно из наиболее глубоких, сложных и показательных заданий, которое вызывает большой интерес у детей и обладает высокой степенью валидности (характеристика степени измерения).
Метод "Необычное использование".
Это модификация широко известного теста Джон Гилфорда. В этом задании испытуемым бывает трудно преодолеть ригидность — уйти от тривиальных ответов. Ригидность проявляется в том, что тестируемый фиксируется лишь на одном способе действия, например, предлагает использовать коробки только в обычной функции: как ёмкости, в которые можно складывать что-либо.
Метод "Необычные вопросы".
Задание представляет вариант первого задания, только с более сильным акцентом на необычность вопросов.
Метод "Невероятные ситуации". В этом задании требуется объединение воображения и фантазии. Испытуемый сталкивается с невероятной ситуацией и должен представить себе все возможные выходы из неё. Данное задание является одним из наиболее эффективных, но многие дети считают его невыполнимым либо трудно выполнимым.
Тест "Нарисуй картинку". Оригинальный тест с использованием определенного элемента рисунка в качестве исходной точки для создания картинки. Этот элемент представляет собой цветное пятно, по форме напоминающее простой, обычный предмет, образ. Художественный уровень рисунков в тестах не оценивается, здесь важна сама идея.
Тест "Закончи рисунок". Состоит из 10 различных картинок. Сконструирован автором из нескольких тестов. Как известно из гештальтпсихологии, незаконченные фигуры вызывают желание, стремление завершить их быстро лёгким, простейшим способом. Ребёнок, способный увидеть и объединить несколько/все фигурок в одну целостную композицию, обладает чёткой целостностью восприятия, видения мира, перспективы; личностной целостностью.
Тест "Повторяющиеся фигуры" аналогичен предыдущему, но стимульный материал представляет собой одни и те же фигуры, поэтому тестируемому ребёнку постоянно приходится преодолевать ригидность мышления и выдвигать новые идеи.
Таким образом, психодиагностика, как и любая другая наука, имея цели и задачи, теперь const имеет методики и методы, позволяющие полноценно провести исследования и диагностику.
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ДИАГНОСТИКИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика воображения с помощью теста Е. Торренса "Закончи рисунок"
В данном исследовании был выбран метод диагностики воображения у школьников младшего возраста на основе теста "Закончи рисунок" из образной батареи тестов Е. Торренса. Данный способ исследования можно отнести и к проективному методу.
С точки зрения Е.Торренса, деятельность воображения начинается с появления чувствительности к недостаткам, отсутствию элементов, дисгармонии, проблемам и так далее. Согласно терминологии Е. Торренса, "…происходит идентификация трудностей, возникновение догадок или формирование гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка этих гипотез, их возможное воплощение, что проявляется в создании многообразных рисунков".
Материал данного метода, используемый в исследованиях и диагностике, позволяет активизировать деятельность воображения, не ограничивая его (воображения) свободу действий; выявляет одно из главных его качеств — видение целостности объекта (явления, проекта, ситуации) раньше его составляющих частей. Возможность реконструировать, моделировать объект, комбинировать его составные части, используя анализ и синтез воображения, уже изначально «заложена» природой в детей, в их психический процесс воображения.
Данный тест способствует многозначному нахождению решений поставленных задач, предложенных заданий, развитию видения перспективы. Предложенный вариант теста представляет собой набор картинок с изображением некоторых элементов, незаконченных линий, фигур, используя которые участникам нужно нарисовать каждую картинку — проявляя своё воображение, применяя свои идеи, — закончив рисунок так, чтобы получилось осмысленное изображение. Тест предполагает использование 10-ти картинок, которые не повторяются и не дублируются по своим исходным данным (составляющим элементам), что даёт наиболее продуктивные и надёжные результаты. Детям раздаются отдельные листы бумаги с изображением простых элементов отдельных предметов, линий. Затем им предлагается, на основе каждой из предложенных картинок, нарисовать как можно больше рисунков, причём создание каждого рисунка может производиться как внутри контура, так и за его пределами; при любом, удобном для ребёнка, развороте листка бумаги с изображенной на нём фигурой. Время исполнения рисунков не ограничивается во избежание торопливости, неуверенности, тревожности детей. Слева или справа от каждого рисунка нужно написать название законченного рисунка. В тесте использованы следующие оценочные показатели: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность.
Тестирование проводилось в мае месяце, 2011 года; в групповом варианте; в естественных условиях. Возрастной контингент участников 8-9 лет. Количество человек в классе — 24. Принимали участие дети обоих полов и практически в равном количестве участников. При выполнении данной методики были использованы: стимульный материал (см. Приложение) — листы бумаги формата А4 с незаконченными изображениями фигур, карандаши простые и цветные, ручки, фломастеры. Прежде, чем раздать листы с заданием, детям было объяснено что именно они будут делать (такой шаг дает возможность вызвать у них заинтересованность и создать мотивацию к выполнению задания).
Перед началом выполнения теста школьникам была зачитана инструкция к проведению теста. Для этого был использован следующий текст: "Ребята! Девочки и мальчики! Мы думаем, что вы получите большое удовольствие от предстоящей вам творческой работы. Эта работа покажет всем нам, насколько хорошо вы можете придумывать новое, оригинальное и решать различные ситуации. Для этого вам потребуются и ваше воображение, и способность думать, и умение создавать новые образы.
Мы надеемся, что вы дадите свободу своему воображению, и ваши замечательные результаты порадуют всех нас. Вам это понравится!
Итак, перед вами лист с десятью незаконченными рисунками. Если вы дорисуете к ним свои дополнительные линии, изображения, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайтесь применять новые идеи. Дорисовывать можно что хотите, чем хотите и как хотите; лист можно поворачивать. После завершения рисунка дайте ему название, которое следует написать в строке слева или справа от рисунка." Затем тестируемым были розданы листы с 10-ю незавершёнными фигурами и было предложено приступить к работе.
Целью применения этого метода было определение уровня развития воображения у детей младшего школьного возраста. При исследовании необходимо чёткое осознание концепции воображения, критериев воображения, таких как продуктивность, гибкость, оригинальность, разработанность.
Сначала следует определить, стоит ли результат засчитывать, т.е, релевантен ли он заданию. Те варианты, которые не соответствуют заданиям, не учитываются. Нерелевантными считаются результаты, в которых не выполнено основное условие задания: использование исходного элемента; это те результаты, в которых рисунок участника никак не связан с незавершёнными фигурами, изображениями.
Обработка ответов.
Каждую релевантную идею следует отнести к одной из категорий ответов. Для этого составляем списки тестируемых школьников, списки критериев воображения, определяем баллы выполнения заданий теста. Записываем все данные в соответствующие им графы.
Определяем баллы за продуктивность (количественный показатель): его высчитываем по выполненному числу замыслов, композиций, идей с использованием исходного изображения. Максимальный балл — 10.
Определяем баллы за гибкость: этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категории могут использоваться
как сами рисунки, так и их названия, что иногда не совпадает, идеи. Засчитывается от 0 до 1 балла за каждый неповторяемый нюанс. (Для тех ответов, которые не могут быть включены ни в одну из категорий ответов,
следует применить новые категории с обозначениями "Х1", "Х2" и т.д., что требуется очень редко). Низкий показатель гибкости указывает на ригидность мышления, низкий уровень информированности, ограниченность/неразвитость интеллектуального потенциала и/или низкую мотивацию, самомотивацию, заинтересованность.
Определяем баллы за оригинальность: это результаты, в которых тестируемые:
— проявляют оригинальность, находчивость, пластичность, фантазии; здесь засчитывается максимально 2 балла, минимально — 0 баллов;
— объединяют несколько исходных фигур, элементов в единый рисунок. Такие результаты указывают на нестандартность воображения, творческого мышления и отхождение от общепринятого ограничения. Инструкция к тесту и раздельность исходных элементов рисунков никаким образом не указывает на возможность такого решения, но, вместе с тем, и не запрещает его. Торренс считает необходимым присуждать дополнительные баллы по оригинальности за объединение в блоки исходных фигур:
— за объединение двух рисунков — 2 балла;
— за объединение 3-5 рисунков — 5 баллов;
— за объединение 6-10 рисунков — 10 баллов (максимальная).
Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность. Высокие значения этого показателя характеризуют высокую творческую и интеллектуальную активность, неконформность, устойчивость жизненных позиций. Оригинальность решения способствует умению конструировать.
Определяем баллы за разработанность: при оценке тщательности разработки ответов, баллы даются за каждую значительную деталь, идею, дополняющую исходный стимульный элемент как в границах его контура, так и за его пределами. При этом, однако, добавленный элемент каждого рисунка
должен быть значительным, иначе его разработанность не оценивается. Таким образом, по 1 баллу даётся за:
— каждую существенную добавленную деталь. При этом каждый класс деталей
оценивается один раз и при повторении не учитывается;
— цвет (если он дополняет основную идею рисунка; создаёт фон);
— специальную штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею): тени, объём, тональность;
— украшение (если оно имеет смысл);
— каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую по отношению к основному изображению: так, одинаковые предметы, фигуры разного размера могут передавать идею пространства, перспективу;
— поворот рисунка на 90 градсов и более; необычность ракурса (например, вид изнутри); выход за рамки задания большей части рисунка;
— каждое дополнение в названии сверх необходимого минимума.
Если линия разделяет рисунок на две значимые части, то подсчитывают баллы в обеих частях и суммируют их. Если линия обозначает определенный предмет — пояс, шарф и т. д., то она оценивается одним баллом.
Максимальное количество баллов равно 10-ти.
Таким образом, данный метод даёт возможность достаточно полного изучения воображения у детей младшего школьного возраста; его особенностей и диагностики его развития.
2.2. Анализ результатов исследования и их интерпретация
При анализе рисунков учитывался личностный стиль тестируемого, многообразие проявленных ассоциаций, новизна идей и принципы их творческого воплощения; минимум внимания обращалось на "профессиональную" технику художественного оформления рисунков.
Проведя тестирование на определение уровня развития воображения школьников и получив данные по критериям воображения, мы получаем следующие диагностические данные, представленные в таблице (см. таблицы 1).
Таблица 1. Значения показателей теста (в баллах) учащихся 2-го класса
№ |
Фамилия, имя |
Продуктив ность |
Гибкость |
Оригиналь ность |
Разработан ность |
1 |
|
6 |
2 |
2 |
3 |
2 |
|
8 |
4 |
2 |
4 |
3 |
|
10 |
6 |
2 |
5 |
4 |
|
8 |
5 |
2 |
4 |
5 |
|
8 |
4 |
2 |
4 |
6 |
|
8 |
5 |
2 |
4 |
7 |
|
8 |
5 |
2 |
5 |
8 |
|
8 |
6 |
2 |
5 |
9 |
|
9 |
6 |
2 |
5 |
10 |
|
8 |
5 |
2 |
3 |
11 |
|
8 |
5 |
2 |
4 |
12 |
|
8 |
3 |
2 |
3 |
13 |
|
10 |
5 |
2 |
5 |
14 |
|
8 |
4 |
2 |
5 |
15 |
|
10 |
8 |
2 |
7 |
16 |
|
10 |
6 |
2 |
6 |
17 |
|
9 |
6 |
2 |
4 |
18 |
|
10 |
8 |
2 |
8 |
19 |
|
10 |
8 |
2 |
8 |
20 |
|
8 |
4 |
2 |
5 |
21 |
|
7 |
3 |
2 |
2 |
22 |
|
8 |
5 |
2 |
5 |
23 |
|
7 |
3 |
2 |
4 |
24 |
|
10 |
8 |
3 |
8 |
Проведя расчеты, мы получаем общие (суммарные) и средние баллы критериев воображения (см. таблицу 2).
Таблица 2. Общие (суммарные) и средние баллы критериев воображения
Критерии воображения |
Баллы по классу общие (суммарные) |
Баллы по классу (средние) |
Продуктивность |
204 |
8, 5 |
Гибкость |
124 |
5, 2 |
Оригинальность |
49 |
2 |
Разработанность |
116 |
4, 8 |
Рассмотрим диагностические результаты критериев воображения (в среднем по классу) и их интерпретацию.
Продуктивность. Этот показатель не является специфическим для воображения, но применение его позволяет наблюдать ход творческой мысли под воздействием воображения. Полученные данные показывают, что активность продуктивности в классе выше среднего. Это говорит о наличии у детей устремлений, проектов, идей, которые они готовы воплощать.
Гибкость. Данный показатель оценивает разнообразие идей и стратегий воображения, способность находить связь между различными аспектами.
Здесь полученные данные говорят о том, что дети имеют развивающееся мышление, стремление к информированности, устойчивый развивающийся творческий и интеллектуальный потенциал, волевую самомотивацию и непосредственную заинтересованность.
Оригинальность. Показатель оригинальности характеризует способность выдвигать/проявлять идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных, догматических. Таким образом, эти полученные данные говорят о детской жизненной позиции, конформности, развивающейся творческой и интеллектуальной активности.
Разработанность. Высокие значения этого показателя характерны при высокой успеваемости, способности к изобретательской и конструктивной деятельности, конкретности и точности. Низкие значения — характерны при недисциплинированности, отставании, нерадивости, халатности, невнимательности. Полученные нами данные показывают конструктивную направленность развития способностей, изобретательской деятельности и успеваемости детей в классе.
Исходя из результатов данного исследования, получаем данные (в процентном соотношении) уровня развития воображения детей в классе. Таким образом, уровень развития воображения составил 51, 25%, что соответствует вышесреднему перспективному уровню развития воображения школьников данного класса.
Заключение
В результате анализа проделанной работы можно утверждать, что воображение проявляется в сознании каждого ребёнка способностью творить своим внутренним мысленным "взором" явления, объекты, процессы, проекты, которые не представлены наглядно; они "строятся", создаются в голове, приобретая, тем самым, новый статус [26, с. 22— 23]; что "человек рождается в мире, но человек творит миры".
На сознание и подсознание ребёнка воздействуют окружающие его природа, стихии, предметы, символы, вызывая в нём определённые ассоциации, воспоминания, мысли; пробуждают сознание и побуждают к каким-либо действиям. Предметы и символы, "взаимодействуя" с сознанием и подсознанием ребёнка, образуют вокруг себя так называемое психическое поле, влияющие на мотивы и поступки ребёнка.
Дети младшего школьного возраста усваивают образцы поведения, построения отношений, виды деятельности; имеют определенную свободу действий в применении знаний для наработки собственного жизненного опыта. Воображение познающее и созидающее перерабатывает информацию, впечатления; создаёт способы передачи усвоенного. В этот период появляются целостные видение и планирование, когда дети, до начала каких-либо действий, могут и умеют: построить план действий; последовательно реализовывать этот план, корректируя его по ходу выполнения.
С точки зрения Выготского и, вероятно, многих других ученых, "…игра ребёнка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка" .
В начале ХХ века обычное для людей механистическое восприятие мира было "кардинально трансформировано": физик Макс Планк предлагает термин "квант" для описания базового элемента излучения света. Появляются квантовая физика, квантовая теория света, запутанность квантовых состояний и закономерный вывод: всё есть энергия.
Const только перемены. Мозг содержит так называемые «зеркальные нейроны», которые помогают нам повторять образцы поведения, эмоции, наблюдаемые нами во внешнем мире, в нашем окружении. Как уже известно, мы видим не глазами, а сознанием: наши "…органы чувств просто (!) передают внешние данные, а мозг воспринимает эти данные и обрабатывает…".
Воображение входит в когнитивную сферу психики и является одним из видов психологической деятельности людей. Имея собственный статус, воображение детей взаимосвязано с восприятием, впечатлением, вниманием, мышлением, памятью, представлением, речью, фантазиями, вИдением, креативностью, интуицией, волей, интеллектом, намерением, творчеством, а также с ретикулярной формацией (с лат. ретикул — совокупность клеток, клеточных скоплений и нервных волокон, расположенных на всем протяжении ствола мозга (продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг) и в центральных отделах спинного мозга), сознанием, осознанием, идеями, духовно — нравственными потребностями, бессознательным, мечтами, желаниями и мотивами, планами и целями, поступками, действиями, играми, трудом, отдыхом и многим другим и, в конце концов, с жизнью во всех её проявлениях, со Вселенной.
Наука не стоит на месте и её новым открытием становится нейропластика и новый факт: процесс нейрогенеза (процесс клеточного деления, создающий новые мозговые клетки) продолжается всю нашу жизнь! А это значит, что наш мозг всегда, в любом возрасте способен создавать новые нейронные связи [4, с. 67— 70].
Сила воображения заключается в способности сознания создавать очень яркие картины на основе образов, которые оно может трансформировать. Естественно, это предполагает наличие, воспитание у индивида (в широком смысле этого слова) адекватной самокритичности, ответственности, нравственности, целенаправленности, позитивности, креативности мышления, эмоциональной сбалансированности и так далее.
Как психическое явление, процесс, воображение может быть обусловлено принадлежностью ребёнка к конкретным общностям социума. А.В. Брушлинский и В.А. Поликарпов ( в труде "Мышление и общение") заметили: "Психическое — это процесс, живой, непрерывный, динамичный, формирующийся и развивающийся, порождающий свои продукты и результаты (образы, понятия и так далее) в ходе постоянно меняющегося взаимодействия (деятельности, общения и так далее) индивидов с внешним миром". Психолог А.Л. Свенцицкий отметил, что "…личность является не только объектом тех или иных воздействий со стороны окружающей среды, но и субъектом деятельности". Непроявленное воображение беременной женщины — адекватное либо неадекватное — влияет на ребёнка, что, в свою очередь, влияет на его (ребёнка) воображение и его (воображения) последующую реализацию; на способы реализации.
Невозможно не отметить у детей взаимосвязи воображения с эмоциями (в психологии — закон общего эмоционального знака и закон эмоциональной реальности воображения), которые непосредственно влияют на состояние детей, их настроение, чувства, мысли, впечатления, переживания, создаваемые ими образы, на их внутренний мир, а в итоге — на внешний мир, на их реальность. Осознанно или бессознательно, эмоциональное воображение направляется на проживание полученных ранее психологических травм. К счастью, эмоциями, как и воображением, можно и нужно уметь управлять. Как заметил Мишель де Монтень: "Мозг "хорошо устроенный" стоит больше, чем мозг "хорошо наполненный".
В научных выводах отмечено, что актуальность проблемы воображения определяется задачами развития творческого потенциала общества и разработкой конкретных методик развития игры и продуктивной деятельности ребенка. Это стратегическое государственное планирование, при котором должно учитываться конкретное личностное самовыражение каждого человека. Как известно, большинство существующих в мире "…систем обучения и рекомендаций для самообучения ориентированы на интенсивное развитие абстрактно — логических форм познания действительности, а необходимость
постоянной тренировки образного отражения явлений и предметов внешнего мира, а также связей между ними, в этих системах недооценивается" [6, с. 159 — 160]. Как отметил Я.Э. Голосовкер, "…всякое подавление воображения имеет своим результатом снижение культуры, упадок культуры". В.П. Зимченко, поддерживающий концепцию "бесконечного развития человека", напоминает нам, что "…угасание …воображения молодого поколения грозит нарастанием негативно-депрессивного мироощущения в обществе».
"Мы взяли слово, предложение, логическую последовательность и числа за основу нашей цивилизации, тем самым крайне ограничив свой мозг в способах выражения …, при этом считая самые традиционные из них единственно верными", — отмечают Тони и Барри Бьюзен в своей книге "Супермышление".
На одной из страниц Библии написано: "Без внутреннего видения (воображения) Мой народ погибнет".
У.Р. Эшби утверждал: "Когда мы сможем сформулировать проблему с полной чёткостью, мы будем недалеки от ее решения".
В свое время Луначарский написал: "Роль [воображения] в будущем будет отнюдь не меньше, чем ныне. Очень вероятно, что она примет характер своеобразный, сочетающий научные элементы эксперимента с самыми головокружительными полётами интеллектуальной и образной фантазии".
Изучая печатные и электронные источники по вопросу воображения, мы
пришли к выводу, что каждый ребёнок обладает талантом, способностью создавать и воспроизводить возникающие у него образы; что каждый учёный, исследователь воображения (вообще и детского — в частности) прав по-своему, изучая воображение со своей точки зрения, рассматривая его через призму своего мировоззрения в контексте эволюции человечества; что человек, развивающий "…в себе способность создавать образы, одновременно развивает свою способность к мышлению, восприятию мира, свою память, творческий потенциал и укрепляет веру в собственные силы" [7, с. 71].
За последние века человечество пользуется даром воображения чаще всего неосознанно, спонтанно, но притом ежедневно. По мнению И. Канта, бессознательное, "трансцендентальная способность продуктивного воображения" является основой сознания; именно здесь и так непостижимо для человеческого ума, при предшествующем волевом усилии, происходит обработка информации, ее классификация и хранение. Вследствие этого в сознание поступают совершенно невероятные, неожиданные идеи для решения задач и проблем.
В конце 20 века И.П. Фарман пишет: "Чтобы иметь возможность создавать воображаемые сложные комбинации, моделировать процессы, благодаря которым действительность предстаёт более сложной и богатой, нужна раскованность сознания и смелость воображения. …Ведь воображение проявляется как продуктивная творческая способность, направленная, прежде всего, на активизацию самой человеческой личности, формирование новых представлений человека о самом себе, своих возможностях. Оно функционирует как стимул к движению, активизирует стремление человека выразить своё мироощущение, миропонимание, реализовать свои скрытые потенции, творческие возможности". Давая детям (а так же и себе) — на фоне чувства любви — возможность творческого самовыражения, даже деструктивного, но адекватно, погранично подконтрольного, исходящего из внутреннего мира каждого из них/нас, мы имеем уникальную возможность гораздо лучше, шире и глубже, понять и принять друг друга, себя, мир, Вселенную.
В заключение отметим, что все мы — вместе и каждый лично — ответственны за наше общее настоящее и будущее, и наша общая задача не подавление и жёсткое структурирование взглядов, точек зрений, деятельности, способностей, внутреннего мира у нас и наших потомков, а стремление научиться и научить пользоваться вложенными в нас всех свыше дарами. Это наш шанс на продолжение жизни и эволюции человечества.
Список литературы
1. Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк — Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия: методы, теории и техники. — М.: 1999. — 487 с.
2. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика: Учебник для
вузов. Под ред. М.К. Акимовой , К.М. Гуревича. — СПб.: ПИТЕР, 2008. — 652 с.: ил.
3. Андреева И.В., Бетина О.Б. Психология и педагогика / И.В. Андреева, О.Б. Бетина. — М.: Эксмо, 2008. — 224 с.
4. Ассараф Джон, Смит Мюррей. Ответ / Джон Ассараф, Мюррей Смит; [пер. с англ. М. Башкатова]. — М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2009. — 336 с.
5. Берн Шон. Гендерная психология / Шон Берн. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 318, [2] с.
6. Бодалёв А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися? — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 287 с.
7. Бьюзен Тони, Бьюзен Барри. Супермышление / Пер. с англ. Е.А. Самсонов. — Мн.: Попурри, 2003. — 304 с.: ил. + 16 с. вкл.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Академия, 1997. — 93 с.: ил.
9. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2002. — 694 с.: ил.
10. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с.
11. Дьяченко О.М. Об особенностях воображения у детей дошкольного возраста // Новые исследования в психологии. Интернет — статья. 2009.
12. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Электронный учебник. 2005.
13. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. — М.: Академия, 2005. — 208 с.
14. Клайн Пол. Справочное руководство по конструированию тестов. — Киев,
1994. — 283 с.
15. Костоусов В.П. Конспект по дисциплине "Психодиагностика". — Анапа, 2010.
16. Майерс Дэвид. Социальная психология. — СПб.: Прайм — Еврознак, 2007. — 512 с.
17. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. — М.: СИНТЕГ, 2007. — 668 с.
18. Новикова Н.А. Творческое воображение как перспектива развития личности. Электронный журнал "Педагогика искусства", 2007, №1.
19. Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П. Общая психология. Электронный учебник. 2007.
20. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Интернет — учебник. 2009.
21. Рибо Т. Творческое воображение. — СПб., 1901. Электронный вариант текста.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Глава IX. Воображение. Электронный вариант статьи. 2005.
23. Себар Т.В. Проблема продуктивного воображения в свете христианского гнозиса и аксиологии. Электронный вариант статьи. — Воронеж, 2002.
24. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. — 736 с.
25. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. СПб.: ПИТЕР, 2007. — 170 с.: ил.
26. Фарман И.П. Воображение в структуре познания. — М.: Академия, 2007. — 215 с.
27. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. В 3 Ч. — М.: ВЛАДОС, 2003.
28. Шмелёв А.Г. Основы психодиагностики. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 544 с.
29. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. — М.: Олма — пресс, 2004.
30. Большой толковый психологический словарь под ред. Артура Ребера. — М.: Вече — АСТ, 2000. — 591 с.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bibliofond.ru