Содержание
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Роль изобразительного искусства в развитии личности ребёнка…………………………………………………………………………….7
1.1 Особенности декоративно-прикладного искусства…………………………7
1.2 Значение занятий аппликацией для всестороннего развития дошкольников…………………………………………………………………14
1.3 Цвет в изобразительном искусстве и детском творчестве…………………20
Глава 2. Декоративная аппликация в развитии цветового восприятия у детей среднего дошкольного возраста……………………………………….28
2.1Анализ изучаемого вопроса в педагогических исследованиях………….28
2.2Педагогические условия формирования цветового восприятия у детей среднего дошкольного возраста в аппликационной деятельности………35
Выводы………………………………………………………………………………40
Список литературы………………………………………………………………….42
Выдержка из текста работы
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе использования сюжетно-ролевой игры 17
2.1. Изучение уровня развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста 17
2.2.Организация и проведение формирующего этапа эксперимента по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе использования сюжетно-ролевой игры 21
2.3. Результаты опытно-эксперементальной работы по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе использования сюжетно-ролевой игры 23
Выводы по второй главе 24
Список литературы 26
Приложение 29
Введение
Развитие речи – одно из важнейших направлений работы, обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка в XXI веке. Речь детей развивается в единстве с формированием его мышления.
В данной работе рассматривается, как сюжетно-ролевая игра влияет на развитие связной речи детей.
Игра является особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы.
Игровая деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей. Именно поэтому советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Элементы ролевой игры начинают развиваться еще в раннем детстве. В среднем дошкольном возрасте в игровой деятельности детей появляются первые ролевые взаимоотношения. Они указывают на то, что в психике детей 4-5 лет возникают качественные изменения, дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы курсовой работы: «Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры».
Цель курсовой работы: выявить педагогические условия, способствующие развитию связной у детей среднего дошкольного возраста.
Объект: процесс развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста
Предмет: сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом сформирована следующая гипотеза: развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста будет проходить успешно, если использовать сюжетно-ролевую игру.
В соответствии с целью и гипотезой решаются следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературе по проблеме развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
2. Определение уровня развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
3. Экспериментальное обоснование педагогических условий развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
4. Разработка практических рекомендаций по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Поставленные задачи решаются с использованием комплекса методов:
? беседа;
? наблюдение;
? опытная работа;
? педагогический эксперимент;
? теоретический анализ литературы.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № НАЗВАНИЕ ГОРОДА.
?Глава I. Теоретические основы развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста
Внимание к вопросам развития речи в своих трудах обращали еще древнегреческие философы — Платон, Аристотель, Сократ.
Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский (1592-1672). Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию — «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», в котором раскрыл задачи, содержание и методику воспитания детей. Развитию речи в ней посвящается целая глава.
Коменский писал, что «человеку от природы присущи разум и речь, этим он отличается от животного. Ум и язык человека следует развивать». До трех лет главное внимание Я.А. Коменский уделяет правильному произношению, на четвертом, пятом и шестом годах — на основе восприятия вещей — обогащению речи, называнию словом того, что ребенок видит.
Речевое развитие, по его мнению, начинается с четкого правильного называния предметов: нужно учить самим вещам, а не словам, их обозначающим. И.Г. Песталоцци (1746-1827) раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. Язык является необъятным искусством, которым овладел человеческий род.
В обучении языку он выдвинул три основные задачи:
-обучение звуку, или средству развития органов речи;
-обучение слову, или средств) ознакомления с отдельными предметами;
-обучение речи, или средству научиться ясно, выражаться о предметах.
Ф. Фребель (1782-1852) считал, что язык ребенка развивается с раннего детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутреннего мира малыша. Задачу воспитателя Фребель видел в обогащении содержания жизни ребенка. Важно, чтобы ребенок всё хорошо рассматривал, а педагог давал ему необходимый словарь. Следует обозначать словарем не только сами предметы, но и их свойства, качества, отношения предметов друг к другу. Развитие речи Фребель тесно связывал с наблюдением и игрой.
Особая роль в создании системы первоначального обучения отечественному языку принадлежит К.Д. Ушинскому (1824-1870). В системе Ушинского можно выделить целый ряд вопросов, характеризующих её именно как систему в современном понимании: роль родного языка в жизни общества, в развитии и воспитании личности; его место в обучении; цели преподавания; дидактические принципы; средства, методы и приемы обучения родному языку и развития речи.
Е.И. Тихеева активно участвовала в разработке теории и практики на основе творческого использования классического педагогического наследия, изучения опыта детских садов в России и за рубежом, собственного педагогического опыта. Основное место в ее педагогической деятельности заняли вопросы речевого развития детей. Она создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания.
Теоретическую основу разработанной Тихеевой системы составляю следующие положения:
-развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием.
-речь детей развивается в социальной среде, при условии расширения социальных связей, в процессе общения с взрослыми и сверстниками.
Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих людей;
-речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде. Игра и труд создают условия для самостоятельной деятельности в области языка;
-руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка, включая и первый год жизни;
………….
Список литературы
1. Арсентьева, В. П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст] / пособие для воспитателей / В.П. Арсентьева. — Москва: Форум, 2009. – 142 с.
2. Бабаева, Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников [Текст] / Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская / Детский сад: теория и практика, 2011. – 96 с
3. Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников [Текст] / С.С. Бычкова. — М.: Аркти, 2011. – 190 с.
4. Воспитание детей в игре [Текст] / Д. В. Менджерицкая, О. К. Зинченко, Л. П. Бочкарева [и др.]; — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Просвещение, 2003 – 190 с.
5. Давидчук, А. Н. Обучение и игра: 3-5 лет [Текст] / А.Н. Давидчук. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Москва: Мозаика-Синтез, 2009. – 164 c.
6. Игра в педагогическом процессе: Межвуз. сб. науч. тр. [Текст] / Новосиб. гос. пед. ин-т; Н. П. Аникеева. — Новосибирск: НГПИ, 2009. – 121c.
7. Игра и развитие ребенка [Текст]: хрестоматия / сост.: Л. Г. Соловьева, А. С. Михашина. — Архангельск: Поморский университет, 2010. – 551 с.
8. Карабанова, О. А. Развитие игровой деятельности детей 2—7 лет [Текст] / О. А. Карабанова, Т. Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. — М.: Просвещение, 2010.— 96 с.
9. Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст] / С. Н. Карпова, Л. Г. Лысюк. — Москва: МГУ, 2006. – 142 c.
10. Короткова, Н. А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) [Текст]/ Н. А. Короткова // Ребенок в детском саду. — 2009. — № 4. — С. 84-92.
11. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / Под ред. Рузской А.Г. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2011. — 384 с.
12. Михайленко, Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова.-2-е изд.-Екатеринбург: Деловая кн., 2009.–175 c.
13. Недоспасова, В. А. Растем играя: средний и старший дошкольный возраст [Текст] / В. А. Недоспасова. — 3-е изд. — Москва: Росмэн, 2011. – 90 c.
14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 705 с.
15. Санькова, О. А. К вопросу формирования коммуникативных умений [Текст] / О. А. Санькова // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 10. — С. 21 — 22.
16. Сафонова, О. В. Активизация речевого общения старших дошкольников [Текст] / О. В. Сафонова // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 1. — С. 50-56.
17. Сиротюк, А. Как развивать коммуникативные способности: старший дошкольный возраст [Текст] / А. Сиротюк // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 6. — С. 6-7.
18. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е. О. Смирнова. – М.: Академия, 2010. – 151 с.
19. Терещук, Р. К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников [Текст] / Р. К. Терещук. — Кишинев: Штиинца, 2009. — 99 с.
20. Тюнников, Ю. «Когда мои друзья со мной…»: формирование дружеских взаимоотношений между старшими дошкольниками [Текст] / Ю. Тюнников, М. Мазниченко // Дошкольное воспитание. — 2009. – № 10. — С. 24-29.
21. Харчевникова, А.Н. Самостоятельная сюжетно-ролевая игра детей четырех-пяти лет: особенности организации [Текст] / А.Н. Харчевникова // Детский сад: теория и практика. — 2012. — № 10. — С. 48-55.
22. Чернецкая, А. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников [Текст] / А. В. Чернецкая. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2009.-512с.
23. Щербакова, Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре [Текст] / Е. И. Щербакова. — Москва: Просвещение, 2012. — 80 c.
24. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Эльконин. – М.: Владос, 2009. – 360?