Выдержка из текста работы
Актуальность темы исследования. Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что в последние десятилетия многое, из того, что устоялось в жизни целых поколений, пришло в движение — экономический уклад, идеология, политические отношения, государство, право. Задаются новые параметры мирового общественного устройства, и новой России предстоит найти в нем свое место. В последние годы российское общество претерпело значительные изменения, которые следует рассматривать в контексте общемировых тенденций. Страна находится в совершенно новой политической, социально-экономической и духовно-нравственной ситуации. Россия ищет себя: свой новый экономический уклад, новые социальные отношения, полноту своего духовного мира и государственности. Центральное место в переменах, происходящих сегодня в России, принадлежит отечественной политической системе. Бурная ломка политических структур, радикальные социальные сдвиги, формирование нового политического сознания и политической культуры народов России, становление новых политических отношений — всё это наиболее впечатляющие особенности современного политического процесса, не имеющего в сущности прецедентов в истории. Современная политическая система России — сложнейший комплекс элементов, структур, норм, традиций, образов. В широком значении — это целый мир, имеющий свою жизненную организацию, источники, архетипы и будущее. Глубокие и сложные процессы в современном российском обществе — социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические и духовные изменения, социальные конфликты и т.д. — происходят в обществе переходного состояния. Ни одна из конкретных проблем, пусть даже очень крупная и значимая, не может сама по себе объяснить содержание и своеобразие этого перехода. Только в свете общего системного подхода к рассмотрению проблемы такого перехода с точки зрения выяснения структурно-функциональных особенностей становления новой политической системы можно правильно понять с позиции социологии сущность и значимость конкретных процессов, происходящих в современном российском обществе.
Степень научной разработанности темы. Исследованию политических систем общества было посвящено большое число работ. Отдельные вопросы данной проблемы нашли свое отражение в работах ученых и практиков различных периодов, как: Г. Алмонд, Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В., А.Б.Венгеров, Марченко М.Н., Корельский В.М., Мелехин А.В. , Лазарев В.В., Н.И. Матузов., А.В. Малько, Курьянов М.А., Наумова М.Д.
Объект исследования. Объектом исследования выступают такие институты политической системы государства, как общественные объединения — это менее формализованные общественные образования, различные фронты, союзы, соборы, другие организации; политические партии — появление таких общественных организаций, как партии, является объективным процессом, который позволяет выявлять общие интересы различных групп, формулировать их, преобразовывать в правовые требования, добиваться их осуществления; религия — политические системы большинства обществ, не вмешивалась в государственную жизнь, в политику, этот принцип закреплялся конституционно, государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь, не вмешивается в государственную жизнь, в политику.
Предмет исследования. Предметом исследования являются нормы гражданского законодательства, правоприменительных и судебных органов, а также теоретические взгляды по теме исследования.
Цель исследования. Цель данной курсовой работы — исследовать и классифицировать политическую систему российского общества.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. дать понятие политической системы;
2. охарактеризовать функции политической системы;
3. исследовать структуру политической системы;
4. изучить типологию политической системы;
5. рассмотреть основные институты политической системы.
Методология и методы исследования. Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания, а также исторический, логический, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие частные научно-исследовательские методы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, содержащих 7 параграфов, и заключения. Объем работы — 30 страниц. Количество использованных источников — 27.
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.
1.1 Понятия политической системы.
Всякое классовое общество политически обозначено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Понятие политической системы позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.
Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются.
Глубокое обоснование и широкое распространение понятие «политическая система» получило лишь в середине XX в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций. Политологи разработали несколько моделей, позволяющих наглядно представить и понять функционирование политических систем. Рассмотрим две из них, составляющие основу теории политических систем — американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда.
По Д. Истону политическая система — это саморегулирующийся и развивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы [2.15].
Политическая система является открытой: она подвержена многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды. Если такое воздействие слабое, тогда политическая система не имеет достаточной информации для принятия стабилизирующих общество решений. Такое воздействие может быть сильным, но односторонним, и тогда система принимает решение в интересах какого-либо одного слоя, а это также может дестабилизировать ситуацию. Наконец, воздействие может быть настолько сильным, что происходит перенасыщение информацией, и это может привести к ошибочным решениям.
В отличие от Истона, Г. Алмонд рассматривает политическую систему как множество взаимодействий, поведений, как государственных, так и негосударственных, которые необходимо исследовать[2.2]. Он отмечает, что любая политическая система имеет свою собственную структуру; все политические системы осуществляют одни и те же функции и смешаны в культурном смысле. Важной особенностью является многофункциональность системы.
Модель Г. Алмонда преодолевает некоторые недостатки модели Д. Истона. Она учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы поступающие не только извне, от народа, но и поступающие от правящей элиты. Правительство, к примеру, решает множество вопросов, имеющих мало общего с интересами и желаниями граждан (применение насилия в отношении отдельных социальных групп, начало войны).
Современные интерпретации политических систем отличаются разнообразием концепций. Существует до двух десятков определения данного понятия, в основе которых различные критерии. В целом, можно утверждать, что политическая система — это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти[2.4].
1.2 Функции политической системы.
Политическая система российского общества — явление динамичное. Функции этой системы отражают направления деятельности ее элементов (государства, партий и др.) в различных сферах политической жизни.
В философском смысле функция (лат. Funktio — совершение, исполнение) — 1) деятельность, роль субъекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит; 2) вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого; 3) определенные направления деятельности системы, в том числе, поддерживающие ее самосохранение и организованность.
Функции политической системы — особый уровень социальных функций. Они направлены на определение общих существенных задач в политической сфере и пути их решения [2.3].
В политологии в рамках структурно-функционального анализа политической системы выделяют следующие функции:
а) определение целей, задач, путей развития обществ……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА
1.1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ от 25 декабря 1993 г. № 4 по состоянию на 26.01.2009 г.
1.2 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ
«Об общественных объединениях» (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г., 10 января 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г., №21 ст. 1930
1.3 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ
«О политических партиях» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, 8 декабря 2003 г., 20, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 31 декабря 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г., № 29 ст. 2950
1.4 Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ
«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»
(с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. №3 ст. 148.
1.5 Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ
«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля 2003 г., 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995г, №33, ст. 3334.
1.6 Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ
«О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июля 1995 г., №27, ст.2503.
2. ЛИТЕРАТУРА
2.1 Агапов А.Б. Некоторые проблемы информационно — правового обеспечения деятельности общественных объединений в Российской Федерации // Государство и право.М 2004., с. 147.
2.2 Алмонд Г. Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. М 2002., с. 122.
2.3 Андреев С.С. Политическая система и политическая организация общества // Социально-политические науки. 2002. №3., с. 23.
2.3 Белов Г.А. Функции политической системы // Кентавр. 1995. №3, с. 64.
2.4 Белов Г.А. «Эволюция нормативной политической системы современного российского общества». 1996. № 1. С. 45.
2.5 Белов. Г.А. Политология. М., Наука 2004., с. 269.
2.6 Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. — М.: Б.и., 1992. — 136 с.
2.7 Борисов В.К. Теория политической системы. М., 2001. с. 129.
2.8 Елисеев С.М. Политическая социология: учеб. пособие. СПб.: Изд.» Нестор-История», 2007., с. 205.
2.9 Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: учебное пособие / Т.И. Заславская. — М.,2004., с. 268.
2.10 Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности Учебное пособие., 2004., с. 163.
2.11 Козлов Е.И. Конституционное право: учебник/Е.И Козлов, О.Е. Кутафин. — М.: Юристъ,2003.-с. 271.
2.12 Краснов Б. И. Политические системы //Социально-политический журнал. 1995. № 3., с. 179.
2.13 Манов Г. Н. Государство и политическая организация общества. — М.: Изд-во “Наука”, 2008., с. 208.
2.14 Марченко М. Н. Политическая система современной России (политико-правовое исследование). — М.: Изд-во МГУ, 1997. с. 219.
2.15 Мельник. Т.Е. Приостановление и запрет деятельности общественных объединений: направления совершенствования. // «Журнал российского права». N 4. 2003., с. 28.
2.16 Д. Истон: “Политическая система” /1953., с. 319.
2.17 Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. — М.: Изд-во Моск. коммерч. университета. 2000., с. 368.
2.18 В.П. Пугачев, А.И.Соловьев: ВВЕДЕНИЕ В Политологию/Издание третье, переработанное и дополненное/ Рекомендовано Государственным комитетом РФ по высшему образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений АСПЕКТ ПРЕСС/Москва 2000. с. 403.
2.19 Социология: Общая теория/ под ред. Ерофеева Н.И.М., 1997., с. 241.
2.20 Черемных Г. Общественные объединения:регулирование деятельности//Российская юстиция, 2006, №4,с.36
2.21 Чудинова И. М. Основы политологии. Учебное пособие. Красноярск: КГПУ, 2005., с. 48.