Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические вопросы развития слухового восприятия у глухих детей дошкольного возраста6
1.1. Роль слуха в развитии ребенка6
1.2. Особенности психического развития глухих детей дошкольного возраста12
1.3. Цели и задачи развития слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста18
Выводы по главе 124
Глава 2. Коррекционная работа по развитию слухового восприятия у глухих детей дошкольного возраста25
2.1. Методики изучения состояния слуха глухих детей дошкольного возраста25
2.2. Средства, пути развития слухового восприятия28
Выводы по главе 235
Заключение36
Список литературы37
Выдержка из текста работы
Детская глухота была и остается одной из серьезных проблем здоровья населения. Чрезвычайная актуальность проблемы детской тугоухости и глухоты обусловлена тем, что снижение слуха в «доречевом» периоде приводит не только к нарушению речевого общения, но и к нарушению интеллекта и психики ребенка.
По данным статистики ВОЗ в мире насчитывается более 500 млн. людей, состояние слуха которых страдает в той или иной степени. В России число таких больных составляет по различным данным от 15 млн. до 20 млн. человек. В среднем на каждую 1000 родов приходится 1 случай врожденной тугоухости или глухоты. В 70%-85% случаев подобные нарушения расцениваются как генетически обусловленные. Приобретенные нарушения слуха у детей в 75% случаев связаны с острыми отитами, перенесенными в возрасте до 3 лет, а также с негативной экологической ситуацией (Г.А. Таварткиладзе, 2003-2006).
В России сегодня более 600 тысяч детей и подростков, страдающих нарушениями слуха различной степени тяжести. Из общего числа только 150 тысяч детей состоят под диспансерным наблюдением. Значительную часть – 64% — составляют дети и подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Число детей-инвалидов по слуху выросло за 2-3 года на 20% (Загорянская М.Е., 2003-2006). Данные российской статистики являются неполными, т.к. отсутствует национальный регистр инвалидов по слуху.
Диагностика нарушений слуха у детей раннего возраста, адаптация таких детей в среду слышащих, возможность помочь им стать полноценными членами общества – сложная задача, требующая участия специалистов различного профиля: врачей, педагогов, психологов, социальных работников и родителей.
Слуховое восприятие — многоуровневый, системный процесс, выполняющий отражательную и регулятивную функции в поведении (Л.С.Выготский, 1982). В онтогенезе на развитие высших форм восприятия, связанных с другими когнитивными процессами, оказывают влияние созревание структур мозга, индивидуальный опыт ребенка, культурный и образовательный уровень социальной среды (Ж.Пиаже, 1969). У слабослышащих и глухих, вследствие сенсорной и общей психической депривации, созревание структур мозга и психических образований может быть замедлено, а индивидуальная деятельность и опыт ребенка — существенно ограничены.
Вследствие этого основой компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития детей является ранняя слуховая диагностика и индивидуальная деятельность ребенка в специально организованной среде обучающих и коррекционных занятий.
Особенности поведения и психологии людей с недостатками слуха впервые привлекли внимание педагогов и врачей-психиатров приблизительно в середине XIX в. В начале XX в. появляются первые собственно психологические исследования. К их числу относится опубликованная в 1911 г. в России работа А. Н. Поросятникова, посвященная изучению особенностей памяти глухонемых школьников. В 20-е г. систематическая разработка проблем специальной психологии (и сурдопсихологии, в частности) проходила под руководством Л.С.Выготского и под влиянием его идей. Его ученики Л.В.Занков и И.М.Соловьев с сотрудниками проводят исследования развития восприятия, памяти, мышления и речи детей с нарушениями слуха. Результаты этих исследований были обобщены в первой монографии по сурдопсихологии «Очерки психологии глухонемого ребенка», вышедшей в 1940 г.
В дальнейшем исследования в области сурдопсихологии продолжались под руководством И.М.Соловьева. На разных этапах становления сурдопсихологии большой вклад в ее развитие внесли такие ученые, как А.П.Гозова, Г.Л.Выгодская, Н.Г.Морозова, М.М.Нудельман, В.Г.Петрова, Т.В.Розанова, Л.И.Тигранова, Ж.И.Шиф и другие.
Вместе с тем проблема формирования слухового восприятия у глухих детей дошкольного возраста недостаточно разработана в психолого-педагогической литературе.
Цель работы – изучение особенностей развития слухового восприятия у глухих детей дошкольного возраста.
Объект исследования – слуховое восприятие глухих детей.
Предмет исследования – коррекционная работа по развитию слухового восприятия глухих детей дошкольного возраста.
Задачи работы:
1. Изучить роль слуха в развитии ребенка.
2. Рассмотреть особенности психического развития глухих детей дошкольного возраста.
3. Выделить цели и задачи развития слухового восприятия глухих детей дошкольного возраста.
4. Рассмотреть методики диагностики слухового восприятия глухих детей дошкольного возраста.
5. Изучить средства коррекции слухового восприятия глухих детей дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретические вопросы развития слухового восприятия у глухих детей дошкольного возраста
1.1. Роль слуха в развитии ребенка
Психическое развитие ребенка происходит прежде всего в процессе чувственного восприятия окружающего мира, которое связано с деятельностью различных органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания. Восприятие окружающего посредством слуха дает возможность «озвучить» происходящее, отразить его значительно полнее, чем это происходит при работе одного лишь зрения. Основной особенностью слуха является отражение внешнего мира в форме звуковых образов.
Все воспринимаемые человеком звуки делятся на шумы и музыкальные звуки. Однако между шумами и музыкальными звуками нет резкого различия, так как акустическая часть шума носит ярко выраженный музыкальный характер, а музыкальные звуки включают различные шумы. В звуках человеческой речи также представлены как шумы, так и музыкальные звуки.
Звуковой образ содержит три параметра, связанных с объективными характеристиками звука: громкость (соответствует интенсивности), высоту (соответствует частоте) и тембр, или окраску (соответствует структуре звукового спектра) для звуков сложного состава. Звуки окружающего мира никогда не имеют статической структуры. Поэтому для звукового образа характерна его динамическая структура, определяемая изменением и взаимосвязью громкостных, высотных и тембровых признаков во времени………………………….
Заключение
Дошкольный период является диагностическим по отношению к выявлению слуховых возможностей глухих детей: уточняется состояние тонального слуха дошкольников, их возможностей в восприятии на слух речи и неречевых звучаний.
В процессе развития слухового восприятия глухие дошкольники учатся реагировать на разнообразные звуки (неречевые и речевые), т.е. обнаруживать наличие звука.
Одновременно с обучением реагировать на разнообразные звуки дети учатся различать на слух звучание игрушек, слов, словосочетаний, фраз. Различение звучаний происходит при непосредственном зрительном выборе объектов. Так, перед ребенком ставят либо игрушки, звучание которых нужно определить (например, при выборе из двух: барабан, дудка), либо предметы, картинки, таблички, соответствующие словам, фразам, различаемым ребенком на слух (например, при выборе из трех: дом, собака, рыба).
После того как глухие дошкольники научатся различать на слух первые слова и фразы, они обучаются их опознаванию на слух; в отличие от различения, никакой зрительной опоры не дается. Ребенок повторяет воспринятое на слух слово (словосочетание, фразу, текст), воспроизводит его как услышал, и лишь затем педагог подкрепляет сказанное картинкой (предметом, табличкой). При этом сурдопедагог должен быть уверен, что ребенок правильно соотносит свое проговаривание с тем или иным предметом, действием, фразой. Весь новый речевой материал глухие сначала учатся различать на слух, а затем – опознавать на слух.
На третьем-четвертом годах обучения педагог начинает учить детей распознавать на слух незнакомый по звучанию речевой материал, воспроизводя услышанное слово (словосочетание, фразу) точно, приближенно или говоря отдельные элементы речевого задания.
Список литературы
1. Аксенова Л.И. Восприятие глухих детей // Дефектология. – 2005. — №21.
2. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). — М., 2005.
3. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста: Программы для специальных дошкольных учреждений / Л.П.Носкова, Л.А.Головчиц, Н.Д.Шматко и др. – М., 1991.
4. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
5. Диагностика развития дошкольника. Методическое пособие. – Орёл: ОГУ, 1999. – 216 с.
6. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера, В.М.Хомловской. — М.: Педагогика, 1978.
7. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. — М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. — 160с.
8. Коррекционная педагогика / И.А.Зайцева, В.С.Кукушин, Г.Г.Ларин и др. — Ростов н/Д: МарТ, 2002. — 301 с.
9. Кузьмичева Е.П. Развитие слухового восприятия глухих учащихся первого класса. – М., 1996.
10. Кузьмичева Е.П. Содержание и организация работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения в школе глухих. – М., 1970.
11. Лапшин В.А. Основы дефектологии. — М.: Просвещение, 1991. — 143 с.
12. Леонгард Э.И. Формирование устной речи у глухих дошкольников. – М., 1971.
13. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: LINKA-PRESS, 1997. – 176 с.
14. Миронова Э.В., Шматко Н.Д. Формирование речи у глухих детей // Дефектология. – 2005. — №5.
15. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985.
16. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
17. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М.Трофимова, С.П.Дуванова, Н.Б.Трофимова, Т.Ф.Пушкина. — СПб.: Питер, 2006. — 304 с.
18. Пелымская Т.В. Выявление нарушений слуховой функции у детей первого и второго годов жизни: Педагогический аспект // Дефектология. – 1987. — №1. – С.74-81.
19. Психология глухих детей / Под ред. Ж.И.Шиф, Т.В.Розановой, Н.Я.Яшковой, И.М.Соловьевой. – М., 1971.
20. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. — М., 2000.
21. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Академия, 2001. – 312 с.
22. Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. — М.: Академия, 2006. — 464 с.
23. Хода Л.Д., Звездин В.К. Онтогенез ребенка // Дефектология. – 2004. — №3.
24. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. – М., 1995.
25. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка. – М., 2003.