Содержание
Введение3
Глава I: Проблема познавательной деятельности дошкольников и возможностей ее активизации8
1.2. Возрастные особенности познавательной деятельности старших дошкольников19
Глава II: Пути активизации познавательной деятельности старших дошкольников25
2.1. Диагностика познавательной активности старших дошкольников25
2.2. Развитие познавательной активности старших дошкольников28
2.3. Динамика результатов формирующего эксперимента37
Заключение39
Список литературы41
Выдержка из текста работы
Любой человек находится в перманентном процессе познания мира: он думает, рефлексирует, говорит и понимает речь других людей, чувствует, делится ощущениями. Все эти способности развиваются и совершенствуются в активной познавательной деятельности. Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Развитие познавательных интересов, естественно, связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. Познавательные процессы – психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. К таким процессам относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Познание невозможно без речи и внимания. Результатом познавательной деятельности, независимо от того, в какой форме познания она осуществлялась (с помощью мышления или восприятия), являются знания.
Актуальность. Проблема познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста чрезвычайно важна для системы дошкольного образования. Необходимость компетентно ориентироваться в возраста-ющем объёме знаний предъявляет новые требования к воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигаются задачи развития способности к активной познавательной деятельности. Задача современных дошкольных учреждений – развивать у дошкольников устойчивую потребность в познаниях, потребность в учении или мотивацию учения. Крупнейший учёный А.В. Запорожец в своих работах пишет, что «целью дошкольного обучения должна быть амплификация — максимальное развёртывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив». Развитие личности осуществляется как присвоение ребёнком многовекового опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, навыках, умениях, способах познания и т.п., в ходе которого ребёнок обретает самосознание. Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема курсовой работы «Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста». В процессе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой, исследовательская деятельность повышает уровень развития познавательного интереса дошкольников. Методологической основой исследования являются теоретические положения: о развитии познавательного интереса у детей Г.И. Щукиной, Н.Г. Морозовой, Л.С. Выготского, В.А. Венгера, Т.А. Куликовой Н.Н. Поддъякова и др.
Цель нашего исследования: изучить особенности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: развитие познавательной деятельности у старших дошкольников. Предмет: процесс развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать специальную методическую литературу и практический опыт по теме исследования; изучить проблему познавательного развития в истории педагогики и психологии.
2. Проанализировать понятие «познавательное развитие», выявить его структуру.
3. Определить психолого-педагогические особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
4. Рассмотреть методики развития познавательного интереса.
5. Разработать и апробирование методики, направленных на увеличение познавательной активности детей.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы: метод анализа психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, анкетирование, анализ документов и продуктов деятельности. Практическая значимость курсовой работы обусловлена тем, что её данные могут быть использованы в практической деятельности педагогов, психологов, воспитателей, студентов.
Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1.1. Историко-педагогический аспект проблемы развития познавательного интереса.
Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестного, понять, проверить, выяснить и усвоить.
Проблеме познавательного интереса дошкольников и учащихся, вопросам его формирования и развития посвящено значительное количество исследований. Так, ученые рассматривают данную категорию в аспекте активной умственной деятельности (Л.И.Божович, Н.Ф.Добрынин, Н.А.Менчинская, Г.И.Осипов и др.); как синтетическое образование, включающее в себя интеллектуальные, эмоциональные, волевые факторы (А.Г.Архипов, М.Б.Беляев, Л.А.Гордон, С.Л.Рубинштейн и др.); в связи с избирательной направленностью личности (В.Б.Бондаревский, Л.М.Матюшкин, Г.И.Щукина, И.М.Цветков и др.); в качестве выражения потребности индивида (Б.Г.Ананьев, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, Б.А.Теплов, и др.); в контексте развития мотивационной сферы личности (Б.И.Додонов, А.К.Маркова, Н.Г.Морозова, Л.М.Фридман и др.) и т.д. Во многих работах развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, памятью, вниманием, любознательностью и т.д., то есть интерес предстает как синтез сложных личностных процессов (Л.И.Божович, Н.Ц.Купарадзе, В.Г.Леонтьев, и др.). Конкретизируя и одновременно углубляя проблему, ученые анализируют уровни и проявления становления интереса (В.В.Давыдов, В.В.Репкин, Г.И.Щукина и др.), условия и факторы, влияющие на становление и развитие познава-тельных интересов (А.Д.Алферов, Ю.К.Бабанский, Г.М.Шемякина и др.), методические аспекты исследования интереса (Г.С.Абрамова, А.К.Маркова и др.) и т.д.(2)
Категория познавательного интереса имеет длительный период становления. Выделение интереса в отдельную исследовательскую проблему относится к XVIII веку (Д.Дидро, К.Гельвеций, Ж.Руссо), хотя попытки определения его как понятия содержатся уже в трудах Я.А.Коменского…
Литература.
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под ред. Г.И. Щукиной. — М, 1984.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2001.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968
4. Брушлинский А.В. Субъект. Мышление, учение, воображение. – М., Воронеж, 1996.
5. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.
6. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. М.: 1966.
7. Венгер В.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. — М., 1986.
8. Венгер Л.А. Домашняя школа. – М., 1994.
9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.
10. Годовикова Д. Как измерить детскую любознательность? // Семья и школа, 1985 №10
11. Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание, 1986, № 1
12. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание, 1998, № 10.
13. Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников // Советская педагогика, 1991. № 3
14. Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает?», Москва, «Знание», 1994
15. 3апорожец А.В. Развитие логического мышления у детей дошкольноговозраста. В сб.: «Вопросы психологии детей дошкольного возраста». М., АПН РСФСР, 1948 г.
16. Леонтьев А.Н. О формировании способностей// Вопросы психологии, 1960. № 1.
17. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М., 2003.
18. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье– М.: 1961.
19. Морозова Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. М.: 1967.
20. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М., 2001.
21. Немов Р.С. Психология: Учебн. для ст-тов высш. пед. учебн. заведений. В 3 кн. — Кн. 1. Общие основы психологии. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
22. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000.
23. Познавательное развитие дошкольников: системный подход. —Мурманск: МГПИ, 2002.
24. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте:Сборник научных трудов / Под ред. С.Д. Ермакова. — СПб., 1996.
25. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002.
26. Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. – CПб.: Питер, 2004.
27. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — К.: Рад. Шк., 1988.
28. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. — СПб.:Питер, 2001.-544 с.
29. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М., 1988.
30. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.,1971.
31. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М., 1975.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендации родителям — как организовать познавательную деятельность детей…