Содержание
Введение3
1. Мировая кредитная, потребительская, сельскохозяйственная и сбытоснабженческая кооперация послевоенного периода5
2. Развитие отечественной кооперации в первое послевоенное десятилетие12
3. Особенности развития правовой основы послевоенной кооперации на примере Владимирской области18
Заключение25
Список использованной литературы27
Выдержка из текста работы
Кооперация (от лат. cooperatio — сотрудничество) — форма организации труда, при которой значительное число людей совместно участвуют в одном или разных, но связанных между собой процессах труда.
Кооперация дословно означает "совместная деятельность". В широком смысле слова кооперация — это объединение совместных усилий отдельных людей или групп людей для достижения какой-либо цели. В более конкретном и узком смысле термин "кооперация" используется для обозначения особой общественно-экономической организации товаропроизводителей или потребителей, то есть для обозначения определенного типа социально-экономической организации.
Главная социальная миссия потребительской кооперации — это борьба с бедностью сельского населения. Потребительская кооперация повышает доходы сельских жителей за счет предоставления им рабочих мест и закупки выращенной ими сельскохозяйственной продукции.
Кооперация во всем многообразии ее видов и форм — важнейший элемент рыночной экономики. В основе кооперации лежит идея о потенциальных возможностях мелких и средних предпринимателей к самосовершенствованию, гибкости, выживаемости в самых сложных политических и экономических ситуациях.
Кооперацию называют экономикой бедных. Это справедливо, когда мы говорим о времени ее зарождения. Но, судя по тому, насколько популярна кооперация в мире сегодня, правильнее будет говорить, что кооперация — экономика людей, умеющих считать деньги, экономика рачительных хозяев.
Несмотря на произошедшие в мире социально-экономические перемены, можно признать, что материальная база развития потребительской кооперации хотя и снижается, но остается достаточно мощной и устойчивой для развития этой демократической формы ведения хозяйства. При этом тенденции развития мирового кооперативного сектора экономики таковы, что он остается важной частью, "несущей конструкцией" трехсекторной экономики большинства стран мира, сохраняя за собой возможность, быть специфической формой реализации коренных экономических интересов больших групп населения в каждой стране.
Цель курсовой работы — это углубление знаний по дисциплине "Теория и история потребительской кооперации".
Задачами курсовой работы является изложение, изучение, обоснование выводов и предложений по следующим вопросам курсовой работы:
1.Проблемы развития потребительской кооперации в XXI веке.
.Направления совершенствования правовых, экономических и социальных основ потребительской кооперации.
.Напрвления развития социально-экономической деятельности потребительской кооперации о реализации ее социальной миссии.
. Концептуальные направления развития торговли, общественного питания, промышленности, заготовок, платных услуг.
. Повышение участия пайщиков в экономической деятельности потребительских обществ.
Содержание вопросов курсовой работы изучалось по следующим источникам:
. Теплова Л.Е. «Основы потребительской кооперации».М. Вита-Пресс, 2001 г.
. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения. М. ИКЦ «Маркетинг», 2002
. Концепция Развития потребительской кооперации РФ на период до 2010 года.
В работе имеется 5 рисунков. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключение и списка использованной литературы. Общий объём курсовой работы составил 38 страниц печатного текста.
1. Проблемы развития потребительской кооперации в XXI веке
потребительская кооперация пайщик
В XXI веке условия развития кооперации изменяются по сравнению с концом XIX — началом XX века. Рыночная экономическая система достигла такого уровня развития, при которой значительно возрос уровень жизни населения высоко развитых стран. Расширение количества предоставляемых услуг для удовлетворения потребностей людей всё больше становится привычным для обычных рыночных связей. Повышение уровня жизни населения сопровождается индивидуализацией потребностей и потребления.
Кооперативы как специфические организационно-правовые формы предприятий были созданы в условиях становления и развития капиталистических отношений. Только при капитализме были созданы предпосылки для возникновения кооперативов разных видов. Потребительские кооперативы (потребительские общества) возникли одновременно с другими видами кооперативов, вливаясь в общее кооперативное движение. Поэтому имеет смысл рассматривать общие предпосылки возникновения и развития кооперативов разных видов. Все предпосылки как необходимые условия развития кооперативов можно объединить в три группы:
- социально-экономические предпосылки;
- юридические (правовые) предпосылки;
- идеологические (теоретические) предпосылки.
Эта группа предпосылок включает формирование социальной базы кооперативов, создание условий для накопления денежных средств населением и образования кредитно-банковской системы.
Высокий уровень развития товарно-денежных отношений привел к созданию кредитно-банковской системы, которая заменила ростовщиков (частных денежных капиталистов). Заемные средства (кредиты) стали дешевле. Если ростовщики устанавливали годовую процентную ставку за выдаваемый ими кредит в размере 200-400%, то банки — в размере 16-20%.
Кооперативы объединяют преимущественно средние социальные слои населения, располагающие недостаточными собственными средствами для развития конкурентоспособной хозяйственной деятельности. Поэтому кооперативы очень нуждаются в заемных средствах для закупки товаров большими партиями (потребительские торговые кооперативы), сырья и оборудования (производственные кооперативы кустарей и ремесленников), семенного зерна, племенного скота, машин (сельскохозяйственные кооперативы крестьян и фермеров). Банки, предлагавшие значительно дешевле заемные средства, способствовали развитию кооперативов. Используя собственные и дешевые заемные средства, кооперативы могли значительно расширить объемы своей деятельности и за счет этого увеличить получаемую прибыль. Такие условия развития кооперативов позволили им укрепиться в рыночной экономике и стать равноправными партнерами других субъектов рынка (товариществ, акционерных обществ).
Для создания кооперативов необходимы юридические предпосылки, т.е. законы, позволяющие государственным органам регистрировать каждый кооператив как юридическое лицо.
Создание юридических предпосылок значительно ускорило появление кооперативов разных видов и их объединений.
В возникновении и развитии кооперации при капитализме важная роль принадлежит идеологам кооперации.
Идеологи кооперации — компетентные люди, которые понимали сущность кооперативов, умели составлять кооперативные законы и уставы, донести до других людей особые свойства кооперативов, помочь создать кооперативы и кооперативные объединения. Величайшими идеологами кооперации XIX и начала XX в. были Роберт Оуэн и Ванситарт Нил — в Англии; Шарль Фурье, Луи Блан и Шарль Жид — во Франции; Фридрих Райффайзен и Герман Шульце-Де-литче — в Германии; Николай Чернышевский, Михаил Туган-Барановский и Александр Чаянов — в России.
Кооперативные идеи были поддержаны общественными организациями (профсоюзами), политическими партиями, государственными органами на федеральном и местном уровнях. Общество стало понимать преимущества кооперативов и содействовать их развитию, поэтому можно говорить о том, что в обществе сформировались идеологические предпосылки развития кооперативов и их объединений и создания кооперативного движения.
Таким образом, в условиях становления и развития капитализма были сформированы социально-экономические, юридические и идеологические предпосылки, которые способствовали возникновению и развитию кооперативов и кооперативных объединений разных видов (потребительских, кредитных, сельскохозяйственных, производственных), созданию мощного социально-экономического кооперативного движения.