Выдержка из текста работы
- Возрастные особенности человека как предмет психологии развития.
- Основные методы изучения психики ребенка: эксперимент, наблюдение.
- Вспомогательные методы изучения психики ребенка: опрос, беседа, тестирование, анализ продуктов деятельности.
- Система научных психологических понятий, описывающих процесс развития.
- Значение детства для развития ребенка как личности в русле различных теорий.
- Общие подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин).
- Сравнительный анализ эмпирических и теоретических представлений о периодизации развития детей.
- Развитие мышления и речи по Л.С. Выготскому
- Теории интеллектуального развития ребенка: Ж. Пиаже, Дж. Брунер.
- Психосексуальное развитие ребенка как основа периодизации детского развития по З. Фрейду: за и против.
- Значение эпигенетической теории Эриксона для оптимизации воспитательного воздействия на ребенка. Кризисные периоды развития.
- Кризисные моменты жизни ребенка.
- Кризис новорожденности и его роль для дальнейшей жизни ребенка.
- Формирование сенсорных и моторных схем в течение первого года жизни.
- Развитие игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
- Предпосылки формирования речи в младенческом возрасте.
- Этапы становления речи в раннем детском возрасте.
- Развитие мышления у детей раннего возраста. Пути его совершенствования.
- Личностные новообразования младенчества.
- Зарождение социальных чувств в период раннего детства: истоки и способы воздействия.
- Развитие личности в период раннего детства. Роль речи в этом процессе.
- Становление самосознания в раннем детстве и дошкольном возрасте.
- Развитие познания, общения и речи в дошкольном возрасте.
- Мышление и основные пути его развития в дошкольном детстве.
- Дошкольный возраст: основные достижения в развитии личности.
- Индивидуальные различия в психологической готовности детей к обучению в школе .
- Главные направления и содержание развития внимания, памяти, мышления и речи в младшем школьном возрасте.
- Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте.
- Основные изменения познавательных процессов в подростковом возрасте.
- Мотивы учебной деятельности школьников.
- Проблемы психологического развития подростков в современных условиях.
- Кризис подросткового возраста.
- Типы акцентуаций характера у подростков.
- Направления в развитии сознания и самосознания в юношеском возрасте.
- Пути совершенствования интеллектуального развития в период ранней юности.
- Межличностные отношения в подростковом и юношеском возрасте.
- Значение личностных новообразований ранней юности для дальнейшей судьбы человека.
- Основные виды психологической помощи детям на разных этапах развития.
Экзаменационные вопросы по возрастной психологии и психологии развития
- Предмет и задачи возрастной психологии.
- Эволюционные, революционные и ситуационные изменения в психике и поведении ребенка.
- Движущие силы, условия и законы психологического развития. Хронологический и психологический возраст.
- Возрастные особенности человека как предмет психологии развития
- Классификация методов в возрастной психологии. Метод наблюдения в возрастной психологии.
- Опрос как метод психолого-педагогического исследования детей.
- Эксперимент и особенности его использования в детской психологии.
- Использование психологических тестов при изучении детей.
- Законы психического развития (по Л.С. Выготскому).
- Биогенетический подход к рассмотрению проблем развития личности. Теория рекапитуляции.
- Нормативный подход в возрастной психологии (А. Гезелл).
- Теория трех ступеней детского развития (К. Бюлер).
- Теория конвергенции двух факторов детского развития (В. Штерн).
- Теория психоанализа и возрастные периоды по 3. Фрейду.
- Эпигенетическая теория развития (Э. Эриксона).
- Развитие морального сознания личности (по Л. Колбергу).
- Развитие личности ребенка в деятельности и общении (Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина).
- Понятие развития. Соотношение понятий «обучение» и «развитие» (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже).
- Кризисы и их значение в развитии ребенка.
- Роль воспитания в формировании личности ребенка. Родительский авторитет.
- Типы и стили воспитания.
- Критерии периодизации детского развития. Периодизация Д.В. Эльконина как соотношение развития аффективно — потребностной и познавательной сфер.
- Период новорожденности: социальная ситуация, ведущий вид деятельности и личностные новообразования, психофизиологические особенности младенцев.
- Обязательные комплексные мероприятия, рекомендованные для качественного общего развития ребенка в период младенчества и новорожденности.
- Развитие речи с рождения до 3-х лет. Особенности восприятия младенцев и памяти в раннем младенческом возрасте. Психическое развитие ребенка в раннем детстве.
- Игровая деятельность в раннем возрасте. Этапы развития игровой деятельности.
- Основные закономерности развития восприятия и мышления у детей от 1 до 3 – х лет. Развитие памяти и речи у детей в период раннего детства.
- Кризис первого года жизни.
- Обязательные комплексные мероприятия, рекомендованные для качественного общего развития ребенка в период раннего детства
- Общая характеристика дошкольного возраста.
- Игра как ведущий вид деятельности дошкольников.
- Развитие восприятия и внимания у дошкольников. Зависимость развития восприятия от деятельности.
- Память и мышление дошкольников.
- Речевое развитие детей 3 – 7 летнего возраста.
- Обязательные комплексные мероприятия, рекомендованные для качественного общего развития ребенка в дошкольном возрасте.
- Проблема готовности к школьному обучению.
- Период младшего школьного детства: социальная ситуация, ведущий вид деятельности, личностные новообразования.
- Обязательные комплексные мероприятия, рекомендованные для качественного общего развития ребенка в младшем школьном возрасте.
- Эмоционально-волевая сфера младшего школьника.
- Развитие памяти, мышления и внимания у младших школьников.
- Мотивы учебной деятельности школьников.
- Развитие детского коллектива. Общая характеристика подросткового возраста.
- Развитие познавательной сферы подростков. Память и мышление.
- Кризис подросткового периода. Общая характеристика.
- Влюбленность и дружба у старших подростков.
- Особенности психического развития юношества.
- Юношеский период и его роль в жизни человека.
- Направления в развитии сознания и самосознания в юношеском возрасте.
- Пути совершенствования интеллектуального развития в период ранней юности.
- Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте.
Вопросы к зачету по возрастной психологии
- Предмет и задачи возрастной психологии.
- Эволюционные, революционные и ситуационные изменения в психике и поведении ребенка.
- Движущие силы, условия и законы психологического развития. Хронологический и психологический возраст.
- Классификация методов в возрастной психологии. Метод наблюдения в возрастной психологии.
- Опрос как метод психолого-педагогического исследования детей.
- Эксперимент и особенности его использования в детской психологии.
- Использование психологических тестов при изучении детей.
- Кризисы и их значение в развитии ребенка.
- Роль воспитания в формировании личности ребенка. Родительский авторитет.
- Типы и стили воспитания.
- Критерии периодизации детского развития. Периодизация Д.В. Эльконина как соотношение развития аффективно — потребностной и познавательной сфер.
- Период новорожденности: социальная ситуация, ведущий вид деятельности и личностные новообразования, психофизиологические особенности младенцев.
- Развитие речи с рождения до 3-х лет. Особенности восприятия младенцев и памяти в раннем младенческом возрасте. Психическое развитие ребенка в раннем детстве.
- Игровая деятельность в раннем возрасте. Этапы развития игровой деятельности.
- Основные закономерности развития восприятия и мышления у детей от 1 до 3 – х лет. Развитие памяти и речи у детей в период раннего детства.
- Кризис первого года жизни.
- Общая характеристика дошкольного возраста.
- Игра как ведущий вид деятельности дошкольников.
- Развитие восприятия и внимания у дошкольников. Зависимость развития восприятия от деятельности.
- Память и мышление дошкольников.
- Речевое развитие детей 3 – 7 летнего возраста.
- Проблема готовности к школьному обучению.
- Период младшего школьного детства: социальная ситуация, ведущий вид деятельности, личностные новообразования.
- Эмоционально-волевая сфера младшего школьника.
- Развитие памяти, мышления и внимания у младших школьников.
- Развитие детского коллектива. Общая характеристика подросткового возраста.
- Развитие познавательной сферы подростков. Память и мышление.
- Кризис подросткового периода. Общая характеристика.
- Влюбленность и дружба у старших подростков.
- Особенности психического развития юношества.
- Юношеский период и его роль в жизни человека.