Содержание
Содержание:
Введение . 3 стр.
Глава I. Теоретические основы развития общения
младших школьников..5 стр.
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей
общения младших школьников.35 стр.
Заключение..41 стр.
Список использованной литературы42 стр.
Выдержка из текста работы
Проблема общения детей дошкольного и младшего школьного возраста, несмотря на то, что мало исследована в литературе, очень актуальна. Дети постоянно меняются, как меняется и сама жизнь. Они больше умеют, знают, чем, например 20 лет назад. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. С появлением компьютера в жизни детей они меньше внимания стали уделять общению со сверстниками. Что касается общения младших школьников с учителем в современной школе, то оно лишено того содержания обаяния, уважения и доверия, которые были характерны для этой ситуации лет 30 и даже 20 тому назад. И дело не в том, что кто-то стал хуже или лучше (взрослые или дети), просто очень сильно меняется мир, а с ним и система человеческих ценностей. Еще по традиции даже студентам, обучающимся педагогическим специальностям, преподается, что учитель пользуется у младших школьников авторитетом, а жизнь приносит все больше и больше подтверждений обратному. Современные взрослые вообще очень рано перестают быть для детей безоговорочным авторитетом.
Проблема данной темы актуальна еще и тем, что именно в этот период происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.
Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течении его жизни. Поэтому необходимо знать причины затрудненного общения у детей дошкольного возраста и младших школьников, чтобы вовремя провести коррекционную работу с ребенком.
Возникновение ситуаций трудностей в общении обусловлено фактором формирования человеческой общности, особенностями развития личности в определенной социальной среде, социально-психологической природой общения, механизмами отражения и взаимодействия.
Проблема затрудненного общения интенсивно разрабатывается в социальной психологии на протяжении последних 20 лет. Пристальное внимание ученых и практиков к этой сфере объясняется сложностью феномена затрудненного общения, многогранностью его форм и сфер проявления. Наиболее активным являются исследования педагогического общения. Нарушения, барьеры, возникшие в процессе педагогического общения, оказывают влияние на характер отношений между учителем и учеником, на особенности развития личности как школьника.
Данная проблема рассматривалась в работах таких ученых как Д. Кати, Л.Ли, Г. Лассвелл, М. Андерсен, В.Ф. Ломов, А.А. Климов, Л.С. Выгодский.
Разработкой проблем генезиса занимались такие известные психологи, как Дж. Боулби, Р. Спитц, А. Фрейд. В начале 60–х гг. широкое исследование генезиса общения развернулось и в СССР. Советские психологи основывались на прочных традициях изучения взаимодействия детей с окружающими взрослыми, созданных в послереволюционные годы выдающимися русскими педиатрами, физиологами и педагогами раннего детства. Среди них Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, М. Ю. Кистяковская, Р. В. Тонкова–Ямпольская.
Основная проблема – это изучение психологических особенностей общения детей.
Целью является изучение психологических особенностей развития общения детей дошкольного возраста и младших школьников.
Объект: ребенок, как растущий индивид.
Предмет: психические особенности и характеристики общения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать имеющуюся литературу по исследованной проблеме.
2. Исследование особенностей развития общения.
3. Изучение проблемы общения детей дошкольного возраста и младших школьников.
4. Экспериментально оценить коммуникативные качества личности у детей дошкольного возраста и младших школьников, а также их взаимоотношений с окружающими людьми.
Гипотеза — существуют следующие особенности общения детей дошкольного и школьного возраста:
1. общение развивается в новых условиях (детский сад, подготовительные группы, школа) и эмоционально зависит от учителя (воспитателя); общение становится более целенаправленным (влечет познание культурных норм, ценностей, правил).
2. ребенок до школы и младший школьник обладает в той или иной степени следующими коммуникативными качествами — общительность, самостоятельность, организаторские способности, вежливость
Методы исследования:
1) Анализ литературы по проблеме
2) Наблюдение
3) Эксперимент
Методика: анкета для родителей, воспитателей и учителей, предназначенная для оценивания коммуникативных качеств личности у младших школьников.
Глава I. Теоретические основы развития общения детей.
1.1 Понятие общения
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Отражением объективных взаимоотношений между членами группы является субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.
Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников он должен вступить с ними в общение.
Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован как коммуникативная сторона общения. Общаясь, люди обращаются к языку, одному из важнейших средств общения.
Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.
Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ни один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и не с чем сообщенным ему не разберется.
Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить учащихся в совместную с ним деятельность, наладить взаимодействие и взаимопонимание, отвечающее целям и задачам воспитания, т.е. осуществлять полноценное педагогическое общение.
Дидактические и собственно воспитательные задачи деятельности педагога невозможно достаточно плодотворно реализовать без организации продуктивного процесса общения преподавателя и ученического коллектива….
Заключение.
Подводя итоги исследования проблемы общения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В теоретической части выяснена проблема общения детей с окружающими людьми – его природу, возникновение, развитие в первые 7 лет жизни и некоторые продукты общения. Цель работы состояла в том, чтобы показать, как ребенок после появления на свет постепенно вступает в контакты сначала со взрослыми, а потом и со сверстниками. Он реализует при этом свою прирожденную способность стать человеком. Ребенок становится человеком, только присваивая общественно–исторический опыт человечества в процессе общения со старшими по возрасту людьми, живыми носителями такого опыта. Следовательно, общение – условие и важнейший фактор психического развития ребенка.
Другая цель работы была в том, чтобы показать, как в младшем школьном возрасте происходят существенные изменения условий психического развития детей и особенности формирования его личности по сравнению с предыдущим периодом развития. С поступлением ребенка в школу обучение становится ведущим видом деятельности, которая в отличие от игры носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый характер. В процессе обучения в начальных классах игра тоже используется, но она уже связывается с задачами обучения, изменяются ее цели, виды и условия организации. Выделился и новый характер общения младших школьников. Общение становится более целенаправленным, поскольку появляется постоянное воздействие учителя, с одной стороны, и учебного коллектива – с другой. Изменилась социальная роль ребенка, у него появляются новые права и обязанности, которые накладывают отпечаток на взаимоотношения со сверстниками, со взрослыми и родителями. Обратили особое внимание на отношение младших школьников к учителю, показали, что оно не остается неизменным, и раскрыли сильные и слабые стороны такого отношения.
В процессе проведенного исследования гипотеза о существовании определенных особенностей общения, проявляющихся именно в данном возрастном периоде, подтвердилась. Младшие школьники обладают различными коммуникативными качествами. А средняя оценка дает подтверждение тому, что степень развитости этих качеств увеличивается с возрастом и развитием ребенка.
Исследованная проблема дает материал для дальнейшего, более глубокого изучения общения школьников младшей и других возрастных групп.
Список используемой литературы.
1. Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. // Психология детей дошкольного возраста, 1964;
2. R. Davis, 1940; A. Gesell, 1941; L. Stone, 1954
3. Лисина М. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии, 1961.
4. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. – М., 1974. – С. 288.
5. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – М., 1964.
6. Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская A. Г. Восприятие и действие. – М., 1966.
7. Рояк А. Л. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста // Вопросы психологии, 1974.
8. Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе / Под ред. В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина и др. – М., 1976.
9. Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. – М., 1978.
10. Н. Н. Авдеева, М. И. Лисина; И. Т. Димитров; А. И. Силвестру // Исследования по проблемам…, 1980
11. Смирнова Е. О. Влияние формы общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии, 1980.
12. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р. В. Тонковой–Ямпольской, Е. Шмидт–Кольмер, А. Атанасовой–Вуковой. – М., 1980.
13. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении // Психолого–педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. – М., 1980.
14. Веракса Н. Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками // Вопросы психологии, 1981.
15. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений. – М., 1983.
16. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / Под ред. М. И. Лисиной. – М., 1985.
17. Эльконин Б. Д. Особенности психического развития детей 6 -7 летнего возраста. М.,1988.
18. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М., 1994
19. Методики: Немов Р. С. Психология. М., 2000.
20. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной психологии. — М., 2002.
21. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. — М., 2004.
22. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 2004.
23. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для вузов /Под ред.В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2005
24. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: МГУ, 2006.
25. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / сост.: А.В. Мокашенцева. — Новосибирск: Сибирское соглашение; М.: ИНФРА-М, 2007.