Содержание
Содержание
Введение4
1. Сущность и законодательное регулирование малого бизнеса7
1.1. Понятие и основные черты малого бизнеса. Преимущества и недостатки малого бизнеса7
1.2. Роль малого бизнеса в рыночной экономике8
1.3. Правовые основы малого бизнеса в России11
2. Направления развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях15
2.1. Особенности развития малого бизнеса в г. Москве15
2.2. Экономическая поддержка малого бизнеса со стороны местных властей и ее развитие в г. Москве20
2.3. Перспективы совершенствования системы поддержки малого предпринимательства на территории муниципального образования23
Заключение30
Список литературы33
Введение
Перспективы строительства развитой рыночной экономики в России во многом связаны с процессами становления малого бизнеса и предпринимательства. Актуальность исследования определяется тем, что в современной России, ставшей на путь рыночных преобразований, до сих пор не использован потенциал этого особого сектора экономики, призванного смягчать последствия системного кризиса, выступать в роли катализатора переходных процессов. Мировая практика показала способность малого бизнеса гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка, поглощать огромную массу потенциальных безработных, обеспечивать рабочими местами социально незащищенные слои общества, вовлекать в производственный процесс неиспользуемое крупными предприятиями оборудование, быть стабильным и значительным источником поступления в бюджет.
Малое предпринимательство один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.
Активное развитие малого предпринимательства соответствует мировым тенденциям формирования гибкой смешанной экономики, основанной на сочетании различных форм собственности, и позволяет решить ряд важных социально-экономических задач формирования рыночной экономики. В данной связи исследование развития малого бизнеса в период реформ, влияния государственной политики на этот процесс, разработка механизма модели управления им в современных условиях характеризуется высокой значимостью, поскольку его воспроизводственный потенциал далеко не исчерпан.
Малый бизнес в современной экономике приобрел новые черты, расширил свое влияние и стал непременным элементом инновационных процессов. Без малого бизнеса трудно представить формирование рыночных основ экономики, укрепление ее предпринимательского слоя и создание конкурентной среды, которые могут обеспечить необходимое движение в сторону нововведений и эффективности производства в рыночной системе. Поэтому использование потенциала экономического роста и инновационности, заключающегося от части в развитии малого бизнеса представляется чрезвычайно важным для современной российской экономики и ее будущего. Однако в России малый бизнес не получил достаточного распространения, рост его в годы оживления экономики незначителен и неустойчив, а количество высокотехнологичных малых предприятий продолжает сокращаться.
В связи с этим, актуальность проблем развития малого бизнеса и влияние органов местного самоуправления на его функционирование в экономической теории и современной российской предпринимательской практике не вызывает сомнений.
Степень изученности проблемы. Самостоятельным объектом экономических исследований малое предпринимательство стало в России только с 90-х годов. Проблемы возникновения и развития малых предприятий нашли отражение в работах А. Блинова, А. Виленского, А. Игнатьева, Н. Ивановой, А. Муравьева, М. Лапусты, А. Орлова, В. Радаева и других. Несмотря на значительное количество работ в области МП, остаются недостаточно исследованными многие теоретические и практические проблемы.
Целью работы, исходя из ее актуальности и практической значимости, является изучение особенностей развития малого бизнеса на территориях муниципальных образрваний.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
раскрыть понятие «малый бизнес», определив его специфические черты;
изучить правовые основы организации и функционирования малого бизнеса в регионах России;
проанализировать динамику развития малого бизнеса в России на примере муниципального образования (г. Москвы);
определить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в муниципальных образованиях;
выявить роль муниципальных органов власти в решении проблем малого бизнеса и наметить направления взаимодействия муниципалитетов и малого бизнеса в дальнейшем.
Объектом исследования выступает малое предпринимательство.
Предмет исследования развитие малого предпринимательства на территории муниципального образования.
Структура работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
1. Сущность и законодательное регулирование малого бизнеса
1.1. Понятие и основные черты малого бизнеса. Преимущества и недостатки малого бизнеса
Однозначного определения малого бизнеса не существует, и множество разных определений применяется в разных странах и разными исследователями в течение многих лет. Определение малой фирмы несет в себе немало проблем. Выделим некоторые, ключевые, на наш взгляд.
Специфика разных отраслей, отражающаяся в первую очередь в степени концентрации производства, требует разработки различных критериев определения, малых фирм для различных сфер деятельности. Например, промышленное предприятие с числом занятых 100 человек является мелким, чего нельзя сказать в отношении посреднической фирмы.
Численность занятых является наиболее распространенным критерием выделения малой фирмы. Это наиболее удобный в практическом отношении показатель. Однако, недостаток этого критерия очевиден на примере электростанции или автоматизированного производства, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками. Ясно, что такие предприятия не могут быть отнесены к малым.
Стоимость основных фондов также не может быть универсальным критерием, поскольку во многих видах деятельности (например, посредничество, услуги делового характера и т.д.) он не имеет большого мысла. Еще один часто используемый показатель — объем оборота не всегда может охарактеризовать размер фирмы, поскольку крупная фирма у которой дела идут неважно может иметь небольшой оборот . Кроме тою. использование показателей, выраженных в денежной форме, затруднено тем, что они находятся под влиянием инфляции, и это требует их постоянного пересмотра.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли.
Малое предпринимательство это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.
Малое предприятие имеет ряд особенностей: работники составляют небольшую команду, объединенную общими целями; в работе используется взаимозаменяемость и взаимопомощь высокая интенсивность деятельности работников, что обусловлено обостренным чувством личной ответственности; нововведения руководителя быстро реализуется.
1.2. Роль малого бизнеса в рыночной экономике
Малый бизнес является неотъемлемой частью крупного производства. Он позволяет более эффективно использовать местные ресурсы и отходы крупных предприятий, создавать новые дополнительные рабочие места, осуществлять перераспределение затрат производства в значительно коротком инвестиционном цикле, стал надежным источником поступления денежных средств в государственные внебюджетные фонды и бюджеты всех уровней. Он способствует формированию среднего класса, выступающего в современном обществе гарантом политической стабильности.
Малый бизнес в развитых странах крупнейший производитель благ и услуг, крупнейший работодатель, катализатор научно технического прогресса. В мире от половины до двух третей всех изобретений приходится на сферу малого бизнеса. Однако приведенная статистика имеет и обратную сторону. Ее показатели формально свидетельствуют, что наши малые предприятия дают национальной экономике в процентном отношении вдвое больше, чем «их малый бизнес дает Западу.
Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта.
Малые предприятия играют важную роль в механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран. Это обусловлено их тесными связями с крупным бизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений. Серийное производство и организация сбыта нового продукта, требующие крупных капиталовложений, соответствующих производственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они передают их для внедрения крупным фирмам.
В рыночной экономике развитых стран предпринимательство построено на принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные предприятия ориентируются не на подавление малого бизнеса, а наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с ним. Поэтому крупные и малые предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Если крупное производство ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, то малые предприятия функционируют на небольших сегментах рынка, в избранных ими нишах с ограниченной номенклатурой изделий. Рыночные ниши представляют собой рынки готовой продукции, прежде всего высокой технологии, которые образуются в тех случаях, когда спрос на определенном рынке не может быть удовлетворен крупным производством из-за малой емкости самого рынка либо из-за того, что производство не может достигнуть такого размера, при котором оно покрыло бы весь спрос на данном рынке. Тенденции современного производства и международной торговли способствуют возникновению подобных ниш.
Создание новых рабочих мест — это важнейший фактор, который несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе.
Малые предприятия, окрепнув технологически и в финансовом отношении, обычно переходят в разряд средних предприятий. Именно субподрядные связи малых предприятий служат неременным условием их последующего выхода на арену самостоятельной конкурентной деятельности. Не прошедшие этап субподрядной деятельности малые предприятия, напротив, не смогли подняться до высокого уровня механизации и выпуска продукции. Малые предприятия, будучи мобильными, легко перемещаются в перспективные ниши экономики. Они играют важную роль для решения проблем занятости и безработицы. Малые предприятия играют важную роль в региональной политике развитых стран, содействуя развитию промышленно отсталых регионов. Они организуются с целью разработки местных ресурсов, освоение которых крупными предприятиями является нерентабельным. Малые предприятия создаются с учетом местных традиций, с использованием новейших технологий и развитой информационной сети.
Выдержка из текста работы
В настоящее время перед нашей страной стоят задачи формирования социально-ориентированной рыночной экономики, которая означала бы то, что она регулируется государством и всем обществом для того, чтобы его цели подчинялись не только интересам одних только собственников средств производства, владельцев предприятий, но также и других участников процесса, в том числе непосредственно производителей материальных благ. Большую роль в формировании социально-ориентированной экономики играет малое предпринимательство.
Необходимость развития малого предпринимательства обусловлена социальной значимостью данного сектора бизнеса, поскольку этот сектор способен быстро реагировать на любые изменения рыночной экономики, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создавать дополнительные рабочие места, и является основным источником формирования среднего класса.
В России развитие малого предпринимательства носит ярко выраженный региональный характер, что обусловлено высокой степенью дифференциации субъектов РФ по экономико-географическому положению и уровню социально-экономического развития. Для экономики территории малое предпринимательство является фактором экономического роста и основой социальной стабильности. Малые предприятия насыщают рынок товарами и услугами, обеспечивают гибкость экономики субъекта и поддержание конкурентных отношений; способствуют снижению безработицы, росту доходов населения и объема налоговых поступлений в бюджет региона; играют ведущую роль в разработке новых технологий, средств производства, товаров и услуг.
Актуальность исследования проблем развития малого бизнеса в городе Москве связана с особой ролью данного региона в формировании общегосударственной политики в области развития и поддержки малого предпринимательства. В столице создана одна из наиболее передовых в стране систем государственного регулирования малого предпринимательства. В Москве, как правило, проходят апробацию новые формы и методы поддержки малого бизнеса с последующим распространением положительного опыта в масштабах всей страны. Однако наряду с тем, что органы власти ведут постоянную работу по поддержке развития малого предпринимательства, в данной области существует множество проблем. На пути развития малого предпринимательства возникают административные барьеры, то есть те препятствия, которые возникают при организации и осуществлении предпринимательской деятельности у субъектов малого предпринимательства, создаваемые отдельными должностными лицами органов исполнительной власти. В Москве одной из самых серьёзных проблем малого предпринимательства является поиск и оформление помещения. Взять помещение в аренду у собственника очень дорого. Аренда же помещения, принадлежащего городу, связана со сбором и оформлением множества документов, хождению по различным инстанциям, что может занять у предпринимателя больше года. Такая же проблема существует и с регистрацией. Кроме того у малого предпринимательства затруднён доступ к различным формам государственной поддержки. Также малому предпринимательству бывает сложно получить информацию о государственных органах и их деятельности; документах, которые им необходимо предоставить; формах поддержки, на которые они могут рассчитывать.
Таким образом, основную проблему в данной области можно сформулировать следующим образом: в условиях объективной необходимости развития малого предпринимательства существуют определённые препятствия, затрудняющие его.
В городе Москве основная работа по развитию малого предпринимательства ведётся в административных округах. В своей работе я рассмотрю деятельность префектуры Центрального административного округа по развитию малого предпринимательства.
Объектом моего исследования является управление развитием малого предпринимательства органами власти.
Предмет моего исследования — развитие малого предпринимательства префектурой ЦАО г. Москвы.
Целью моей работы является разработка проекта развития системы малого предпринимательства в ЦАО города Москвы.
Задачи:
1. Изучить содержание и значение малого предпринимательства для территории и общества.
2. Изучить основные направления развития малого предпринимательства.
3. Проанализировать деятельность префектуры ЦАО г. Москвы по развитию малого предпринимательства.
4. Выявить основные проблемы развития малого предпринимательства в ЦАО г. Москвы.
5. Сформулировать предложения по развитию малого предпринимательства в ЦАО г. Москвы.
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Малое предпринимательство: понятие, сущность, значение
Предпринимательство- это особый вид экономической активности (под которой понимается целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Под малым предпринимательством понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность.1 Иными словами малое предпринимательство- это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, определяющих сущность этого понятия.
Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 августа 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
- в промышленности – 100 человек;
- в строительстве – 100 человек;
- на транспорте – 100 человек;
- в сельском хозяйстве — 60 человек;
- в научно-технической сфере — 60 человек;
- в оптовой торговле – 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении иных видов деятельности – 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица».1
Роль малого предпринимательства состоит в том, что оно выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
Особенностью малого предпринимательства, малого бизнеса является обязательное наличие инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.
Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.1
Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, — создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Кроме того малое предпринимательство обеспечивает население рабочими местами, то есть решает проблемы занятости.
Значение предпринимательства еще и в том, что малые предприятия, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь для того, чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.
Роль малого бизнеса определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах. Это развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы; формирование качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества — среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.
Развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, кризисные явления).
Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.
Необходимо особо подчеркнуть региональную направленность индивидуального предпринимательства. Малая экономика является подлинной базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения.
1.2 Управление развитием малого предпринимательства: субъекты, направления, механизмы
К настоящему времени в стране формально сложилась развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства, которая теоретически должна создавать более благоприятные условия для его формирования и развития. Это многочисленные образовательные институты бизнеса, фонды финансовой поддержки (кредитование, налогово-гарантийная поддержка, лизинговые фонды, «бизнес-инкубаторы» и «технологические парки»).
Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства в высших органах исполнительной власти субъектов РФ. Тем не менее, координация организаций, специализирующихся на поддержке малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, еще далека от совершенства.
К ведению Федерации законодательством отнесено определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки этого сектора: регламентация порядка создания и деятельности федеральных органов исполнительной власти и распределение полномочий между ними; разработка и организация федеральных программ и проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств государственного бюджета; установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в государственный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.
Субъекты Федерации при этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой малого бизнеса на своей территории с учетом местных особенностей и условий, в том числе принимать дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов. В Москве, как уже говорилось помимо работы по развитию малого предпринимательства на городском уровне, проводится большая работа на уровнях округов.
Регулярно разрабатываются и принимаются федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства.
К основным направлениям государственной поддержки, позволяющим реализовывать потенциальный эффект от развития МП, относятся: формирование благоприятного предпринимательского климата; устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров; расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам; развитие лизинга оборудования и технологий, системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи.1
В российских условиях на федеральном уровне проводиться политика, которая похожа на западные аналоги – минимальное финансирование программ развития малого предпринимательства, ограниченное вмешательство в его деятельность на уровне регионов.
Организационную основу управления малого предпринимательства составил Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 августа 1995 г. Он является важным элементом правовой среды малого бизнеса, который сильно зависит от государства.
В законе перечислены направления, по которым осуществляется государственная поддержка малого предпринимательства:
- формирование инфраструктуры его поддержки и развития;
- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
В Законе раскрывается содержание основного инструмента государственной поддержки малого бизнеса – государственных программ. Как свидетельствует Закон, государственные программы могут быть четырех видов:
- федеральная программа;
- региональные и межрегиональные программы;
- отраслевые и межотраслевые программы;
- муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.
Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:
- меры по формированию инфраструктуры его развития и поддержки на федеральном, региональном и местных уровнях;
- перспективные направления его развития и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;
- меры, принимаемые для реализации основных направлений форм его развития;
- меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;
- предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;
- меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;
- меры по обеспечению субъектами малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.
Кроме государственных программ, Закон предусматривает (ст.8) еще один важный инструмент – фонды поддержки малого предпринимательства. Эти фонды имеют статус некоммерческой организации, создаются с целью финансирования программ, проектов и мероприятий по поддержке малого бизнеса и аккумулируют необходимые финансовые ресурсы за счет бюджетных источников, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделяемых на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.
Действующие законодательные и нормативные акты устанавливают комплекс гарантий, стимулов и льгот для малого бизнеса в области налогообложения, ускоренной амортизации, кредитования, страхования и некоторых других сферах.
Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. определено, что законами РФ и законами субъектов РФ «устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также предприятий, учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг». Законодатель сформулировал общую правовую гарантию льготного налогообложения малого бизнеса и защитил его интересы.
В Законе перечислены дополнительные льготы и стимулы для малого бизнеса. Так, субъектам малого предпринимательства предоставлено право применять следующие способы ускоренной амортизации по основным производственным фондам с отнесением затрат на издержки производства:
- путем увеличения в 2 раза установленных законодательством норм для соответствующих видов основных фондов;
- путем дополнительного списания как амортизационных отчислений до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более 3-х лет.
Законом предусмотрена также возможность льготного кредитования субъектов малого предпринимательства. Оно осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства. Сама возможность применения льготного кредитования зависит от объема финансовых ресурсов фондов поддержки малого предпринимательства и условий договорных отношений таких фондов с кредитными организациями, т.е. такой тип льгот не носит всеобщего установленного характера.
Это относиться и к льготному страхованию субъектов малого предпринимательства. Закон устанавливает, что страхование субъектов осуществляется на льготных условиях, а фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать страховым организациям полностью или частично недополученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства.
Наконец, еще одно важное направление — производственно-технологическая поддержка субъектов малого предпринимательства. Согласно Закону федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления разрабатывают и осуществляют комплекс мероприятий по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых для поддержки малого предпринимательства. 1
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕФЕКТУРЫ ЦАО: СИТУАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ
2.1 Анализ деятельности префектуры ЦАО в области развития системы малого предпринимательства
Малое предпринимательство Центрального административного округа занимает лидирующее положение в общегородской структуре малого предпринимательства, как по общим количественным характеристикам, так и по большинству основных отраслей. На начало 2006 года в округе было зарегистрировано 81,524 тыс. малых предприятий, на которых работало 703,127 тыс. человек. ЦАО занимает первое место среди округов Москвы по числу малых предприятий, что составляет 41,45 % от общего количества МП г. Москвы.
В ЦАО, так же как и в целом по Москве, первенство по количеству МП по данным на начало 2006 г. удерживают предприятия торговли и общественного питания (54,72%).
Центральный административный округ является бесспорным лидером не только по общему количеству МП, он также лидирует по числу МП практически во всех отраслях экономики. В ЦАО сосредоточено около половины предприятий столицы в следующих отраслях экономики: финансы, кредит, страхование (46,11 %); операции с недвижимым имуществом (50,50 %); наука и научное обслуживание (51,32 %); общая коммерческая деятельность (52,79 %); информационно-вычислительное обслуживание (55,94 %); культура и искусство (59,61 %). Лишь в таких отраслях экономики как: связь, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки и непроизводственные виды бытового обслуживания населения первенство по числу МП удерживают другие административные округа столицы.
Префектура Центрального административного округа Москвы осуществляет деятельность по развитию системы малого предпринимательства в ЦАО. В Положении о префектуре административного округа города Москвы (с изменениями на 18 ноября 2003 года) в 2.2.1.23. сказано, что префектура ЦАО разрабатывает и реализует программы по поддержке и развитию малого предпринимательства. Одной из важнейших задач префектуры ЦАО является составление в сотрудничестве с созданным ею Территориальным центром развития предпринимательства в ЦАО программ поддержки малого предпринимательства в округе. Во многом такие окружные программы из всех округов Москвы ложатся в основу городской программы поддержки малого предпринимательства. В настоящее время действует «Комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Центральном административном округе г. Москвы на 2007-2009 гг.». В ней выделяются следующие основные задачи:
1. Формирование благоприятной внешней среды для развития предпринимательства через: — совершенствование правового обеспечения предпринимательской деятельности, координацию контрольно-разрешительной деятельности, оптимизацию системы государственного регулирования, дальнейшее внедрение принципа «одного окна» в работу органов исполнительной власти с предпринимателями; пропаганду идей малого предпринимательства, формирование среди населения положительного имиджа предпринимательства.
2. Усиление рыночных позиций малого предпринимательства округа через: обеспечение субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями; внедрение новых форм финансовой поддержки малого предпринимательства, обеспечение устойчивого развития малых предприятий через всемерное повышение качества и конкурентоспособности производимой ими продукции и оказываемых услуг; глобальную информатизацию малого предпринимательства, внедрение современных технологий ведения бизнеса, распространение положительного опыта с широким использованием возможностей сети Интернет; максимальное удовлетворение потребностей малого бизнеса в комплексных консультационных услугах по всем аспектам ведения предпринимательской деятельности путем развития и совершенствования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; обеспечение подготовки и переподготовки кадров для субъектов малого предпринимательства округа, в том числе через дистанционные методы обучения; содействие в продвижении субъектов малого предпринимательства округа на региональные и зарубежные рынки с использованием современных форм и методов информационной, маркетинговой и иной поддержки; развитие малого предпринимательства в инновационной сфере; активное вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.
Кроме того, основными направлениями деятельности префектуры ЦАО в области развития системы малого предпринимательства в настоящее время является подбор участков для бизнес- центров малого предпринимательства; содействие субъектам малого предпринимательства в получении площади; организация конкурсов (один из них- «Московский предприниматель», который первоначально проводится в округе, а затем на городском уровне); обучение субъектов малого предпринимательства; выплата субвенций и др.
Подбор участков для строительства бизнес- центров малого предпринимательства является важным элементом поддержки малого предпринимательства1. Сейчас в округе строительство офисных зданий временно приостановлено и исключение делается только для строительства бизнес- центров для малого предпринимательства. Это строительство будет проводиться на конкурсной основе и будет базироваться на соинвестировании. Это предполагает, что часть средств по строительству бизнес- центров возьмут на себя предприниматели, а большую часть Правительство города Москвы. Префектура ЦАО должна найти площади для строительства таких объектов. В настоящее время, по словам префекта ЦАО С.Л. Байдакова найдено 12 таких участков. После этого, префектура должна написать ходатайство в Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы о выделении средств на строительство. В таких центрах около 10-15% отходит в собственность города, а остальное – в собственность субъектов малого предпринимательства. Однако, в этих центрах предполагается разместить только тех субъектов малого предпринимательства, которые работают в области производства, инноваций ЖКХ, ремесленничества и т.п., и обойти малое предпринимательство, занимающееся торговлей.
Большую роль в развитии системы малого предпринимательства играет то, что префектура ЦАО выдаёт субвенции и субсидии (то есть выделяются безвозвратные средства). Префектура ЦАО проводит конкурс на выплату субвенций и субсидий и принимает решение о выплате их тем или иным организациям. Эти субвенции предоставляются Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы по решению Префектуры ЦАО и могут достигать 250 000 рублей.
Обучение субъектов малого предпринимательства играет важную роль в оптимизации их деятельности. Важность этого подчеркнул префект ЦАО С.Л. Байдаков в интервью московским газетам. В префектуре создан план семинаров для субъектов малого предпринимательства, который включает в себя такие вопросы, как организация работы по охране труда в организациях малого предпринимательства, налогообложение субъектов малого предпринимательства и др. Занятия проводятся в Территориальном центре развития предпринимательства в ЦАО.
Кроме всего вышеперечисленного, префектура ЦАО г. Москвы занимается деятельностью, координирующей работу районных управ по развитию малого предпринимательства.
Таким образом, префектура ЦАО осуществляет деятельность по развитию системы малого предпринимательства в ЦАО, проводя для этого ряд мероприятий. Основными направлениями её деятельности на сегодняшний день является разработка программы развития малого предпринимательства в округе, подбор участков для бизнес- центров малого предпринимательства; содействие субъектам малого предпринимательства в получении площади; организация конкурсов; обучение субъектов малого предпринимательства; выплата субвенций.
2.2 Основные проблемы развития малого предпринимательства в ЦАО г. Москвы
На мой взгляд, одной из самых серьёзных проблем развития малого предпринимательства в ЦАО г.Москвы является сложность поиска и получения помещения. Чтобы получить какое-либо помещение необходимо победить в конкурсе. За 2006 год этот год префектура предоставила субъектам малого бизнеса 31 тыс. кв.м. помещений – преимущественно подвальных и полуподвальных и, по словам префекта ЦАО даже это было сопряжено с ощутимыми трудностями. В особенно сложной ситуации оказываются малые предприятия торговли, т.к. они не входят в семёрку приоритетных отраслей, в которых развивают малое предпринимательство (производство, инновации, ЖКХ, ремесленничество, бытовое обслуживание, социальная сфера и молодежный бизнес1) рынки сейчас закрываются.
Ещё одной важной проблемой, препятствующей развитию малого предпринимательства в округе, является недостаточное развитие информационной поддержки малого предпринимательства. Часто субъекты малого предпринимательства не знают какие бумаги им необходимо собрать, на какие формы поддержки они могут рассчитывать.
Кроме того, важнейшей проблемой для малого предпринимательства остаётся реклама. Для малых предпринимателей представляется очень сложным и дорогим рекламировать свою продукцию, а без рекламы они недополучают клиентов, а, соответственно и прибыли.
Также, малому предпринимательству бывает очень сложно продвинуть свою продукцию на региональные и международные рынки. Для этого ему требуется помощь, которая пока не оказывается в полной мере префектурой ЦАО.
Кроме того, существует проблема административных барьеров. Они представляют собой те препятствия, которые возникают при организации и осуществлении предпринимательской деятельности у субъектов малого предпринимательства, создаваемые отдельными должностными лицами органов исполнительной власти. К этой проблеме относится то, что часто бывают случаи проведения незаконных контрольных проверок общественными организациями по защите прав потребителей; выдвигаются требования по получению благотворительной помощи в пользу общественных организаций по защите прав потребителей; некомпетентность инспекторов, непосредственно осуществляющих проверки.
Также на малых предприятиях ЦАО существует проблема недостаточного уровня безопасности производства работ и охраны труда. Эта проблема выявляется органами, контролирующими безопасность труда. Такое положение существует по причине того, что малый предприниматель не уделяет этой проблеме должного внимания, пытаясь во многом сэкономить.
Особой проблемой является развитие малого предпринимательства в научно-технической сфере. Инновационное предпринимательство играет огромную роль, но доля его в малом предпринимательстве Москвы в целом и ЦАО невелика. Поэтому эта область малого предпринимательства нуждается в стимулировании и поддержке.
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ЦАО ГОРОДА МОСКВЫ
3.1 Предложения по развитию системы малого предпринимательства в ЦАО г. Москвы
На мой взгляд, для частичного решения проблемы поиска и аренды помещений для малого предпринимательства, необходимо создать льготную для малого предпринимательства арендную плату за аренду помещений в течение, например, одного года с момента создания организации. Для этого префектура должна направить письмо-предложение в Управление имуществом города Москвы.
Также, для решения этой проблемы я предлагаю сделать так, чтобы префектура ЦАО обеспечила разработку и создание на своей территории недорогих разборных модульных конструкций, которые можно было бы использовать малому предпринимательству в качестве помещения.
Также, я думаю, префектура может направить письмо в Московскую городскую Думу с предложением об освобождении от налогов, например, на 2 года для социально ориентированного малого предпринимательства, доход которого не превышает определённую сумму. (Это может быть сделано по примеру многих развитых стран).
Проблему недостаточного развития информационной поддержки малого предпринимательства я предлагаю решать с помощью создания специального справочника для субъектов малого предпринимательства ЦАО г. Москвы. В этот справочник я предлагаю включить сведения о государственных органах, с которыми они могут столкнуться, о правах малого предпринимательства на различные формы поддержки и др. полезную информацию. Проследить за созданием и бесплатным или же недорогим распространением такого справочника должна префектура ЦАО. Кроме того, она должна обеспечить публикации материалов, посвященных тематике поддержки и развития предпринимательства в печатных и электронных периодических изданиях округа. Префектура должна также регулярно предоставлять информацию о развитии малого предпринимательства в округе и проведении публичных мероприятий по проблемам малого предпринимательства. Кроме того, я думаю, префектура ЦАО могла бы организовать «горячую линию» для малых предпринимателей, по которой они могли бы получать ответы на все интересующие их вопросы.
Для решения проблемы недоступности и дороговизны рекламы для малого предпринимательства префектуре нужно издать справочник малых предприятий в округе, в котором бы как можно подробнее рассказывалось бы о предоставляемых предприятием услугах, и бесплатно распространять его среди населения.
Для решения проблемы безопасности и охраны труда, я предлагаю распространение методических рекомендаций по обеспечению безопасных условий труда на различных видах производств, трудовых прав и социальных гарантий работников малых предприятий. Кроме того, возможно проведение семинаров, совещаний, «круглых столов» в управах районов с предпринимателями и представителями контролирующих и надзорных организаций по вопросам безопасности и охраны труда на малых предприятиях. Также, префектура ЦАО должна следить и способствовать размещению материалов и публикаций, посвященных тематике охраны труда на малых предприятиях, в городских, окружных и районных СМИ, а также в Интернете.
Для развития малого предпринимательства в области инновационных технологий, я предлагаю проводить мероприятия с участием малых инновационных предприятий, потенциальных инвесторов и потенциальных потребителей инновационной продукции (круглые столы, конференции, презентации инновационных проектов). Также префектурой должен постоянно проводиться мониторинг рынка малых инновационных предприятий с целью принятия решения о форме и виде государственной поддержки.
Также, я предлагаю префектуре ЦАО постоянно проводить обмен опытом по поддержке малого предпринимательства на территории с другими округами, опытом других городов и стран. Также, на мой взгляд, префектура может устраивать, например для победителей окружных конкурсов, поездки в другие регионы и страны, что будет способствовать обмену опытом между малыми предпринимателями, а также продвижению продукции малых предприятий ЦАО на региональные и международные рынки. (Опыт организации таких поездок есть у СЗАО).
Таким образом, в предлагаю префектуре ЦАО направить письмо в Управление имуществом города Москвы с предложением создать льготную для малого предпринимательства арендную плату за аренду помещений в течение, например, одного года с момента создания организации; направить письмо в Московскую городскую Думу с предложением об освобождении от налогов, например, на 2 года для социально ориентированного малого предпринимательства, доход которого не превышает определённую сумму; обеспечить разработку и создание на своей территории недорогих разборных модульных конструкций, которые можно было бы использовать малому предпринимательству в качестве помещения; создать бесплатный или недорогой справочника для субъектов малого предпринимательства ЦАО г. Москвы, в который нужно включить сведения о государственных органах, с которыми они могут столкнуться, о правах малого предпринимательства на различные формы поддержки и др. полезную информацию; издать справочник малых предприятий в округе, в котором бы как можно подробнее рассказывалось бы о предоставляемых предприятием услугах, и бесплатно распространять его среди населения; распространение методических рекомендаций по обеспечению безопасных условий труда; создать при префектуре ЦАО специальную комиссию по вопросам продвижения продукции малых предприятий ЦАО на региональные и международные рынки. Кроме того, я предлагаю префектуре ЦАО постоянно проводить обмен опытом по поддержке малого предпринимательства на территории с другими округами, опытом других городов и стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, я изучила понятие, содержание и значение малого предпринимательства для территории и общества; рассмотрела основные возможные направления развития малого предпринимательства; проанализировать деятельность префектуры ЦАО г. Москвы по развитию малого предпринимательства.
Кроме того, я выявила основные проблемы развития малого предпринимательства в ЦАО г. Москвы: сложность поиска и получения помещения; недостаточное развитие информационной поддержки малого предпринимательства; недоступность и дороговизна рекламы для малого предпринимательства; сложность продвижения продукции малого предпринимательства на региональные и международные рынки; проблема недостаточного уровня безопасности производства работ и охраны труда; развитие малого предпринимательства в научно-технической сфере.
Также сформулированы предложения по ликвидации выявленных проблем развития малого предпринимательства префектурой ЦАО г. Москвы: префектуре ЦАО направить письмо в Управление имуществом города Москвы с предложением создать льготную для малого предпринимательства арендную плату за аренду помещений в течение, например, одного года с момента создания организации; направить письмо в Московскую городскую Думу с предложением об освобождении от налогов, например, на 2 года для социально ориентированного малого предпринимательства, доход которого не превышает определённую сумму; обеспечить разработку и создание на своей территории недорогих разборных модульных конструкций, которые можно было бы использовать малому предпринимательству в качестве помещения; создать бесплатный или недорогой справочника для субъектов малого предпринимательства ЦАО г. Москвы, в который нужно включить сведения о государственных органах, с которыми они могут столкнуться, о правах малого предпринимательства на различные формы поддержки и др. полезную информацию; издать справочник малых предприятий в округе, в котором бы как можно подробнее рассказывалось бы о предоставляемых предприятием услугах, и бесплатно распространять его среди населения; распространение методических рекомендаций по обеспечению безопасных условий труда; создать при префектуре ЦАО специальную комиссию по вопросам продвижения продукции малых предприятий ЦАО на региональные и международные рынки. Кроме того, я предлагаю префектуре ЦАО постоянно проводить обмен опытом по поддержке малого предпринимательства на территории с другими округами, опытом других городов и стран.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 августа 1995г.;
- "Об основах малого предпринимательства в Москве" (в редакции закона города Москвы от 12.11.2001 N65);
- Постановление Правительства Москвы от 20 июня 2006 года №420-ПП «О комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг.»;
- Постановление Правительства Москвы от 10 февраля 2004 года №78-ПП "О городской целевой программе по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2010 годы»;
- Положение о префектуре административного округа города Москвы (с изменениями на 18 ноября 2003 года);
- «Комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Центральном административном округе г.Москвы на 2007-2009 гг.»;
- Анимица Е.Г. «Малый бизнес в России» М.:ИНФРА-М, 1998 г., 208с.;
- Блинов А.О., Шапкин И.Н. «Малое предпринимательство: теория и практика»: уч. для вузов — М: «Дашков и Ко», 2003. – 356 с.;
- Буянкина А.Н. «Малый бизнес: государственное регулирование», М.:ИНФРА-М, 1998, 136 с.;
- Дадашев А., Гловацкая Н., Лазуренко С., Нешитой А. «Эффективность поддержки малого предпринимательства», Вопросы экономики, 7, 2002, с.127-139;
- Ульянова Е.В. «Ученые записки: научно-теоретический журнал», МГСУ, N2(18), 2000, с.56-68;
- Шамхалов Ф. «О государственной поддержке предпринимательства в России», Проблемы теории и практики управления, 2,1998,с.94-99;
- http://www.mbm.ru Малый бизнес Москвы;
- http://www.dmpmos.ru Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы;
- http://cao.mos.ru Официальный сайт префектуры ЦАО;
- http://mbcentr.ru Официальный портал системы поддержки малого предпринимательства Москвы. Малый бизнес Центрального округа;
- http://www.caoinform.ru Интернет-издание ЦАО.
1 Ульянова Е.В. «Ученые записки: научно-теоретический журнал», МГСУ, №2(18), 2000, с.58
1 ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 августа 1995г.
1 Блинов А.О., Шапкин И.Н. «Малое предпринимательство: теория и практика»: уч. для вузов — М: «Дашков и Ко», 2003. – 356 с.
1 Шамхалов Ф. «О государственной поддержке предпринимательства в России», Проблемы теории и практики управления, 2,1998,с.94-99
Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».Экономика и жизнь,1995, N25-26, ст.9
1 Дадашев А., Гловацкая Н., Лазуренко С., Нешитой А. «Эффективность поддержки малого предпринимательства», Вопросы экономики, 7, 2002, с.127-139
1 Постановление Правительства Москвы от 10 февраля 2004 года №78-ПП "О городской целевой программе по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2010 годы»;
1 Комплексная целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства ЦАО г.Москвы на 2007-2009 гг.