Содержание
Введение………………………………………………………………………..2
1 Развитие логического мышления у младших школьников…………..5
1.1 Основные уровни и виды мышления……………………………5
1.2 Основные операции и фазы мыслительной деятельности…..15
1.3 Развитие логического мышления……………………………….21
2. Диагностика логического мышления…………………………………..26
2.1 Способы диагностирования логического мышления…………26
2.2 Упражнения для развития логического мышления………….28
Заключение……………………………………………………………………32
Список используемых источников………………………………………..34
Выдержка из текста работы
На сегодняшний день общеобразовательная школа выступает в качестве того общественного учреждения, которое самым непосредственным образом отвечает за качество человеческой истории. Неудивительно, что в обществах, ориентированных на прогрессивный сценарий развития, государственные вложения в сферу образования весьма значительны. Ибо уже и сейчас ясно, что выигрывают, и будут выигрывать в экономическом и культурном плане те страны, которые смогут создать наиболее совершенную систему образования, гарантирующую экстенсивное и интенсивное развитие интеллектуальных способностей подрастающего поколения.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели.[11] Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой как таковой, теперь придётся на знакомом ему материале решать ещё и новые нестандартные задачи. Следует, уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большой
__________________________________________________________________
[11] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – Москва: Просвещение, 2010 – с. 28, 30, 91
степени это реализовывать.
Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному.Недаром говорил Ломоносов: «Математику уже, зачем учить следует, что она ум в порядок приводит, она – школа мышления».
Значительное место вопросу развития у младших школьников логического мышления уделял в своих работах известнейший отечественный педагог В. Сухомлинский. Суть его размышлений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путем выявлял особенности мышления детей. О работе в этом направлении он так пишет в своей книге «Сердце отдаю детям»: «В окружающем мире — тысячи задач. Их придумал народ, они живут в народном творчестве как рассказы-загадки».
Сухомлинский наблюдал за ходом мышления детей, и наблюдения подтвердили, «что прежде всего надо научить детей охватывать мысленным взором ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними… Изучая мышление тугодумов, я все больше убеждался, что неумение осмыслить, например, задачу — следствие неумения абстрагироваться, отвлекаться от конкретного. Надо научить ребят мыслить абстрактными понятиями».
Развивая своё логическое мышление, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он податлив к любым попыткам манипулирования им извне.
К числу задач, стоящих перед школой, относится развитие логического мышления учащихся, от уровня сформированности которого во многом зависит сознательность, эффективность усвоения основ наук, умение самостоятельно ориентироваться в постоянно растущем объеме информации, применять имеющиеся знания с максимальной пользой, создавать наиболее выгодные условия для приобретения новых знаний и для сообщения их другим. Перечисленные умения играют большую роль не только в процессе обучения, но и во всей жизнедеятельности человека. Поэтому развитие логического мышления учащихся – это одна из важных задач, которая особенно актуальна для начального звена обучения.Поскольку младший школьный возраст, по мнению отечественных ученых (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.), является сенситивным периодом для начала систематической и последовательной работы по развитию логического мышления, с возникновением которого другие познавательные процессы (память, внимание, представление, восприятие) интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Кроме того, с переходом мышления на новую ступень развития связано появление таких важных новообразований, как внутренний план действий и рефлексия.
К различным аспектам проблемы развития логического мышления вообще и в процессе обучения в частности обращались и продолжают обращаться многие отечественные и зарубежные исследователи в области психологии, педагогики, логики (Дж. Брунер, Л. С. Выготский, А. Д. Гетманова, С. И. Гин, Д. П. Горский, В. В. Давыдов, М. Доналдсон, А. А. Ивин, А. З. Зак, Л. В. Занков, В. Ф. Паламарчук, Ж.П. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, О. К. Тихомиров, М. Н. Шардаков, Д. Б. Эльконин и др.). Методисты рассматривают пути развития логического мышления учащихся в ходе изучения различных дисциплин (О. В. Алексеева, Г. А. Бакулина, М. А. Екимова, Н. Д. Есипова, Н. В. Калягина, Е. Н. Полякова и др.).
Вместе с тем, несмотря на теоретическое осмысление данной проблемы, на важность развития логического мышления, на требования программ о необходимости формирования логических умений в процессе обучения, проблема развития логического мышления учащихся еще не получила должного разрешения в практике современной начальной школы. Об этом свидетельствуют результаты сравнительно недавно проведенных исследований уровня развития логического мышления младших школьников. Они показывают, что логическое мышление у большинства учащихся начальных классов находится на недостаточном уровне развития (Х. К. Бардединов, В. С. Егорина, Н. Д. Есипова и др.).
По мнению преподавателей среднего звена, учащимся, приходящим из начальной школы, недостаёт важных качеств, которые способствуют развитию мышления и всех мыслительных операций для дальнейшего обучения. Вот примеры таких недостатков:
— низкий уровень развития речи;
— медленный темп чтения;
— неполноценное развитие памяти;
— невнимательность;
— несамостоятельность;
— неорганизованность;
— неумение сосредотачиваться;
— медленно перестраиваются с одного вида работы на другой;
— неумение слушать не только учителя, но друг друга;
— отсутствие познавательного интереса; и т. д.
Всё это свидетельствует о том, что развитие мышления и те качества, которые должны быть сформированы у учащихся к концу обучения в начальном звене, не сформированы или развиты в незначительной степени.
Проблема состоит в том, учащимся начальной школы для полноценного усвоения материала требуются навыки логического анализа. Однако исследования показывают, что даже в 4 классе лишь незначительный процент учащихся владеет приёмами сравнения, подведения под понятия, выведения следствий и т.п. Учителя начальной школы в первую очередь, зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления.
Всё это обусловило актуальность исследования.
Цель исследования: изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме развития логического мышления в младшем школьном возрасте в процессе обучения и выявить наиболее эффективные направления деятельности педагога начальных классов по развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся.
Объект исследования: логическое мышление младшего школьника.
Предмет исследования: педагогические условия развития логического мышления младших школьников.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме позволило выдвинуть гипотезу: если в процессе обучения учителем планомерно и систематически будут использоваться вспомогательные модели, то это будет способствовать более высокому уровню развития логического мышления (развитие логического мышления младших школьников будет эффективным).
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
— изучить теоретические основы развития логического мышления младших школьников ;
— провести эмпирическое исследование уровня развития логического мышления учащихся младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; методической и учебной литературы по проблеме.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав — теоретического и практического характера, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Формирование логического мышления младших школьников — важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы.[9]
Многие исследователи отмечают, что целенаправленная работа по развитию логического мышления младших школьников должна носить системный характер (Е.В. Веселовская, Е.Е. Останина, А.А. Столяр, Л.М. Фридман и др.). При этом исследования психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.) позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса развития логического мышления младших школьников зависит от способа организации специальной развивающей работы.[27]
В работах данных авторов доказывается, что в результате правильно организованного обучения младшие школьники весьма быстро приобретают навыки логического мышления, в частности, умение обобщать, классифицировать и аргументированно обосновывать свои выводы…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы видим, что в настоящий момент имеется большая необходимость в создании системы заданий, способствующих развитию всех мыслительных операций в целом. Задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать все возможности для развития мышления детей. Для этого необходимо организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых будет представлена комплексная система заданий на развитие мышления.
Проблема развития логического мышления очень актуально на данном этапе с переходом на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Стандарт второго поколения в математической подготовке младших школьников не предполагает революции. Он поддерживает традиции начального обучения математике, но расставляет иные акценты и определяет иные приоритеты. Определяющим в целеполагании, отборе и структурировании содержания, условиях его реализации является значимость начального курса математики для продолжения образования вообще и математического в частности, а также возможность использования знаний и умений при решении любых практических и познавательных задач.В стандарте обозначено, что в ходе освоения школьник должен получить возможность овладеть «основами логического и алгоритмического мышления, записи и выполнения алгоритмов». Очевидно, что одной лишь работы с готовыми алгоритмами арифметических действий, эпизодического решения логических задач, что обычно предлагается в учебниках математики, недостаточно для создания реальной основы для развития логического мышления. К сожалению, как правило, учитель не создает ситуаций для успешного формирования логического мышления. Поэтому очень важно, чтобы современные формы и методы обучения математике способствовали формированию умения следовать инструкции, правилу, алгоритму; учили рассуждать, правильно использовать математическую терминологию, строить высказывание, проверять его истинность, формулировать вывод.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Александрова С.С. Психологические особенности младшего школьника // Психолог в школе. – 2010. — № 5. – 78 с.
2. Алексеева О.В. Логическая подготовка младших школьников при обучении математике. — М., 2007. – 192 с.
3. Болотина Л. Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа – 2009. — № 11. – 92 с
4. Волошкина М.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроке математики // Начальная школа. – 2009. — № 9/10. –
84 .
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология./ Под ред. В.В.Давыдова.
Москва, 1996. С.405 – 408
6. Гончарова О. С. Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах / О. С. Гончарова // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 329-331. (глава 1)
7. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. – М., 2006. – 234 с.
8. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н.М. Никольской. — М., 2007. – 356 с.
9. Игры — обучение, тренинг, досуг. /Под ред. В.В. Петрусинского. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
10. Истомина Н.Б., учебное пособие:Методика обучения математике в начальной школе, 2000г.
11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – Москва: Просвещение, 2010 – с. 28, 30, 91
12. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. – М., 2009. – 234 с.
13. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов. — Саратов: Лицей, 2000. — 64с.
14. Логические игры и задачи на уроках математики /А. П. Тонких, Т. П. Кравцова, Е. А. Лысенко и др. — Ярославль, 2006. – 432 с.
15. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М., 2007. С. 182 – 203.
16. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М., 2004. Гл.9
17. Немов Р.С. Психология. — М., 2008. – 368 с.
18. Никольская И.Л. Привитие логической грамотности при обучении математике. — М., 2007. 321 с
19. Никольская И.Л. О единой линии воспитания логической грамотности при обучении математике // Преемственность в обучении математике. Пособие для учителей: Сб. статей. — М., 2007. – 412 с.
20. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М., 1981.
21. Общая психология: курс лекций/ сост. Е. И. Рогов. М., 2003. – 448 с.
22. Орлова Е.В., Воровщиков Сергей, Каюда Г.П. «Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников». Издательство: 5ЗА ЗНАНИЯ, 2008г.
23. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. — М., 2008. – 456 с.
24. Развитие логического мышления в процессе обучения математике в начальной школе: Сб. статей. — 2-е изд. — М., 2007. – 345 с.
25. Развитие логического мышления в процессе обучения в начальной школе: Методическое письмо / Н.С. Рождественский, В.К. Ягодовская, Р.А. Менчинская, А.С. Пчёлко. — М., 2007. – 237 с.
26. Смирнов С.А., учебное пособие: «Педагогические теории, системы, технологии», 2000г.
27. Стойлова Л.П. Математика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 424 с.
28.Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. / И.Э.Унт. — Москва: 1990. С.9 – 16
29.Филь В.Я. Обучение и развитие младших школьников.– М., 2008. – 278 с.
30.Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. / Г.И.Щукина. – Москва: 1971. – 92с.
31.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2008. – 360 с.