Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
1.1.Сущность воспитательной работы школы
1.2. Личностно ориентированный подход как наиболее результативный в воспитании
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
2.1. Организация экспериментальной работы по проблеме исследования
2.2. Результаты и их обсуждение
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Выдержка из текста работы
В настоящее время решение задач гуманизации образования и духовного возрождения общества невозможно без повышения роли эстетического воспитания в учебно-воспитательном процессе современной школы.
Общественно-политические изменения, произошедшие за последние годы в нашей стране, выдвинули новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Сегодня обществу необходимы творческие силы, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию.
Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают: готовность к продуктивной творческой деятельности; социальная адаптация; способность легко ориентироваться в решении творческих задач; национальное самосознание. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания школьников. Поэтому активизация внимания к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе эстетического воспитания приобретает особую актуальность.
Эстетическое воспитание создает личность средствами искусства, в том числе народного искусства, которое представляет собой важный фактор нравственно-эмоционального целостного воздействия на личность. Именно в народном искусстве сохраняется связь времен, историческая память поколений, народное мировоззрение. Обладая большими познавательными, воспитательными и развивающими возможностями, народное искусство активно участвует в процессе эстетического воспитания и развития личности учащихся.
Систематическое и целенаправленное приобщение детей к народному искусству служит более гармоничному развитию их личности.
Эстетическое воспитание следует рассматривать в непосредственной связи не только с изучением народного искусства. Оно также связано с декоративной деятельностью в области народного художественного творчества. Специфика такой деятельности состоит в том, что посредством художественного труда школьники создают красивые и одновременно полезные вещи, развивая, таким образом, способность к творчеству.
Данная работа в педагогическом плане опирается на труды таких ученых и педагогов, как H.К.Крупская, Э.М.Моносзон, В.А.Сухомлинский, В.Н.Шацкая, С.Т.Шацкий. А также на дидактические положения Ю.К.Бабанского, И.Д.Зверева, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, В.В.Краевского.
Общие вопросы теории эстетического воспитания и художественного образования разрабатывались в трудах многих ученых, в том числе Г.В.Беды, В.С.Кузина, Б.Г.Лихачева, Е.Е.Рожкова, Н.Н.Ростовцева, Е.В.Шорохова. Художественно-эстетическому развитию личности ребенка посвящены работы Д.М.Кабалевского, Б.В.Квятковского, В.А.Космянской, В.А.Сухомлинского, Б.М.Теплова, Н.Б.Халезовой, В.Н.Шацкого, Б.П.Юсова.
Ознакомление с перечисленными исследованиями по проблемам эстетического воспитания детей средствами народного искусства показало, что в целом накоплен положительный опыт в данном направлении. Вместе с тем можно значительно расширить использование народного искусства в учебной практике. Одним из средств решения этой задачи является использование в обучении и воспитании такого вида народного искусства как татарский народный костюм.
Существует необходимость более глубокого ознакомления школьников с искусством народного костюма как важной части материальной и духовной культуры татарского народа. Это особенно актуально в связи с возрастающим интересом общества к истокам национальной культуры и искусства, историческому прошлому своего народа.
Народный костюм, аккумулируя в себе опыт целой этнической общности, носит ярко выраженный этнический характер. Его основополагающие элементы, как правило, являются общими для всех членов этой общности, различия же социального характера касались обычно лишь качественной стороны материалов, используемых для изготовления костюма.
Одновременно при наличии общих этнических черт народный костюм в каждом конкретном случае был оригинален. Ни один элемент его, даже у представителей одной возрастной и социальной группы народа, не повторял другой; они соотносились между собой не как копии, а как вариации, без которых, как известно, народная традиция не может существовать.
Учитывая изложенное, мы считаем, что проблема исследования состоит в поиске дополнительных учебно-воспитательных средств и методов, открывающихся с изучением такого вида народного творчества как татарский народный костюм, повышающих эффективность эстетического воспитания учащихся в процессе изучения народного искусства, что отвечает потребностям социальной и педагогической практики.
Актуальность:
Мы считаю, что в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного.Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.
Цель исследования: поиск путей повышения эффективности эстетического воспитания и художественного образования учащихся с учетом специфики национального искусства Татарстана, в частности татарского народного костюма, в процессе их художественно-образовательной деятельности.
Объект исследования: эстетическое воспитание младшего школьника в процессе изучения татарского народного костюма.
Предмет исследования: татарский народный костюм как средство эстетического воспитания младших школьников.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать педагогическую, методическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Определить наиболее эффективные формы и методы воспитания учащихся средствами традиционного татарского искусства.
3. Выявить особенности влияния на эстетическое воспитание младших школьников, осуществляемое посредствам народного костюма.
Гипотеза: изучение татарского народного костюма оказывает большое влияние на эстетическое воспитание учащихся если:
— использовать воспитательные и развивающие возможности искусства татарского народного костюма как специфического средства эстетического воспитания;
— использовать специфику художественно-творческой деятельности, связанной с изучением и изготовлением татарского костюма.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования необходимым стало решение следующих задач:
— определить возможности использования искусства татарского народного костюма в системе эстетического воспитания и художественного образования;
— ознакомиться с историей, особенностями структуры, декоративного и художественного решения, различными функциями и образным языком, характерным для татарского костюма;
— обобщить и проанализировать педагогический опыт преподавания вопросов народного декоративно-прикладного искусства, в том числе народного костюма.
Методы исследования:
— теоретический анализ педагогической, психологической, социологической литературы по проблеме;
— анализ педагогической деятельности и передового педагогического опыта, — систематизация и обобщение;
— педагогическое наблюдение,
— изучение творческих работ детей,
— сравнительный анализ.
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания младшего школьника .
1.1. Сущность эстетического воспитания.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством).
Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания [3, с.12]…
Заключение
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание.
На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует эстетико-ценностную ориентацию личности, развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру.
Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства – все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания – формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
В работе рассмотрены методы использования народного искусства как средства воспитания школьников, охарактеризованы его черты, особенности, виды. Сравнивая эти положения с практической ситуацией в школах, можно сделать вывод, что на сегодняшний день народное искусство практически не используется на уроках, а если и используется, то делается это неправильно и бесцельно. Всё сочетание и весь комплекс занятий должны проходить в общей системе, по конкретным программам, в связи с другими предметами и практическими занятиями. Необходимо внедрять искусство в школу, в сознание людей, ведь оно таит в себе столько потенциала для развития различных сфер жизни, что даже нельзя его сравнить с рядом обычных тематических уроков
Пути воспитания с помощью народного искусства бесконечно разнообразны. Вопросы приобщения детей к народному искусству в настоящее время привлекают к себе внимание всё большего числа педагогов, художников, исследователей детского изобразительного творчества.
На основе проделанной работы можно сделать вывод, что:
1) народное искусство – своеобразный катализатор детского изобразительного творчества;
2) в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений;
3) произведения народного искусства (живопись, графика, скульптура) способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.
Таким образом, каждый учитель должен сформировать у себя определённый уровень знаний (теоретических и практических), умений и навыков работы в сфере использования искусства. К современному учителю предъявляются высокие требования, и одно из этих требований, по-нашему мнению, должно быть следующее: дать ребёнку полную картину о народном искусстве, его историческом развитии, восприятии его как неотъемлемого элемента повседневной жизни и развитие интереса, любви, чуткости к произведениям искусства, желание творить самому.
Список литературы
1. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности / Б.Н. Бессонов. – М.: 1988. – 256 с.
2. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие / В.И. Волынкин. – Ростов: Изд-во Феникс, 2007. – 441 с.
3. Егорова А.В. Образовательные программы по эстетическому воспитанию детей / А.В. Егорова. – М.: Изд-во ВЦХТ, 2000. – 548 с.
4. Завьялова М. К. Татарский костюм. Татар или киеме. Tatar Costume. / М. К. Завьялова — Казань.: Изд-во Заман , 1996 . – 587 с.
5. Кадыйрова Л. Х. Декоративно – прикладное искусство татарского народа в художественно – эстетическом воспитании учащихся средней общеобразовательной школы / Л. Х. Кадыйрова. – Казань.: Изд-во Казанск. Ун– та, 2004. – 456с.
6. Костерин Н.П. Учебное рисование / Н.П. Костерин.– М.: Изд-во просвещение, 1980.- 272 с.
7. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 класс. Пособие для учителя / В.С. Кузин.-М. Изд-во второе, 1983. – 357с.
8. Кан-Калик В.А. Никандров Д.Н Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик , Д.Н.Никандров. – М.: Изд-во просвещение, 1990. –190с.
9. Костерин Н.П. Учебное рисование / Н.П. Костерин.– М.: Изд-во просвещение, 1980.- 272 с.
10. Коменский Я.А. Избр. Пед. Соч.: в 22-х т. / Я.А. Коменский. – М.: Изд-во просвещение, 1982.– 450с.
11. Кадыйрова Л. Х. Декоративно – прикладное искусство татарского народа в художественно – эстетическом воспитании учащихся средней общеобразовательной школы / Л. Х. Кадыйрова. – Казань.: Изд-во Казанск. Ун– та, 2004. – 456с.
12. Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.,
Просвещение 1985 природоведения: Пособие для учителя начальных школ / Б.Т Лихачёв. — М.: Изд-во просвещение, 1988. – 457с.
13. Луначарский А.В. О воспитании и образовании / А.В. Луначарский. – М.: Педагогика, 1976. – 636 с.
14. Федорова-Давыдова А.А. , Недошивина Г.А. Мастера искусства об искусстве / А.А. Федорова-Давыдова, Г.А. Недошивина:– М., 1965-1970с.
15. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье / Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. – М.: Изд-во педагогика, 1995. – 142 с.
16. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе / С.В. Мухина. –М.: 2-е изд-во просвещение, 1990.–432c.
17. Неменский Б.М. Познание искусством / Б.М. Неменский. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 305 с.
18. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстет. Воспитания / Б.М. Неменский Б.М.. – М.: Изд-во просвещение, 1987. – 287 с.
19. Неменски Б.М. Фомина Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд: Книга для учителя / Б.М. Неменски Н.Н Фомина. -М.: Изд-во просвещение, 1991. – 267с.
20. Неменский Б.М. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе / Б.М. Неменский. – М.: Изд-во просвещение, 1992.–239с.
21. Прасолова Л. В. союзе с красотой (эстет. Воспитание учащихся во внеклас. Работе) книга для учителя: из опыта работы / Е.Л. Прасолова. – М.: Изд-во просвещение, 1987. – 240 с.
22. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство / Л.Д. Рондели. – М.: Изд-во просвещение, 1984. – 234c.
23. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: учеб. Пособие / Л.Б.Рылова. – Ижевск.: изд-во Удм. Ун-та, 1992. – 310 с.
24.Степанов Е.Н. , Горелик И.Ф. Создание системы дифференцированного обучения и воспитания учащихся: Научно-методическое пособие / – Псков.: Изд-во просвещение ,1998. – 453с.
25. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество: Книга для учителей / Л.В. Шевчук – М.: Изд-во просвещение, 1985. –345с