Содержание
Введение2
Глава 1. Необходимость эстетического воспитания дошкольников5
1.1 Развитие творческих способностей дошкольников5
1.2 Этапы творческой деятельности детей12
Глава 2. О взаимосвязи музыки и живописи в теории и практике эстетического воспитания18
2.1 Взаимосвязь искусства18
2.1 Экспериментальный анализ восприятия творчества дошкольниками21
Глава 3. Формирование у дошкольников восприятия музыкальных образов и организация условий их влияния на детский рисунок23
Заключение29
Список литературы32
Выдержка из текста работы
Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является изобразительная деятельность детей.
В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам ДОУ выделена образовательная область «Художественное творчество», содержание которой направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, изобразительной деятельности. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.
Цель курсовой работы — выявить приемы и средства изобразительной деятельности, наиболее эффективные для развития творческой активности у детей дошкольного возраста.
Объект исследования — процесс формирования творческой активности у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.
Предмет — приемы и средства изобразительной деятельности.
Задачи курсовой работы:
1) изучить психолого-педагогические аспекты развития творческой активности у детей дошкольного возраста;
2) раскрыть основные понятия по теме исследования;
3) рассмотреть роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка;
4) рассмотреть приемы и средства развития творческой активности дошкольников в изобразительной деятельности;
5) проанализировать особенности развития творческой активности детей на примере программы дополнительного образования.
Методы исследования: теоретический анализ специальной литературы; анализ программы дополнительного образования.
Практическая значимость: выявленные приемы и средства изобразительной деятельности могут быть использованы воспитателями в их практической деятельности по развитию творческой активности у детей дошкольного возраста.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Психолого-педагогические аспекты развития творческой активности у детей дошкольного возраста
1.1 Педагоги и психологи о детском художественном творчестве и творческой активности
Дошкольный возраст — это тот период, когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.
В отечественной психологии рассмотрение воображения как самостоятельного психического процесса было предложено Л.С. Выготским. Выготский показал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой деятельности и получая свое дальнейшее развитие в самых различных видах деятельности (изобразительной, музыкальной) [4].
Что представляют собой творчество? Многие психологи давали свои определения творчества, но все определения к тому, что они сводились к творчество есть деятельность человека, которая создает нечто новое оригинальное. Еще в конце XIX века в детское творчество начало привлекать к себе внимание ученых всех направлений: психологов, педагогов, искусствоведов. Это было обусловлено развитием науки и культуры, возникновением нового направления психологии — детской психологии. За рубежом стали появляться труды по психологии детства. В которых особое место отводилось анализу детского рисунка (Д. Сели, Н. Браунинг, Р. Лампрехт). К. Ричи был первым автором, который посвятил свой труд «Дети — художники» психологическому анализу детских рисунков. В начале 1900-х гг. в Москве стали появляться статьи, читаться лекции о художественном воспитании. Выходят в свет труды ученых, посвященных детскому изобразительному творчеству (Л.Т. Оршанского, А.А. Рыбникова, К.М. Летилова, Ф.Т. Шмидта).
Л.С. Выготский считает, что деятельность человека может быть разделена на два вида:
— воспроизводящую (репродуктивную);
— комбинирующую (творческую).
Репродуктивная деятельность связана с нашей памятью, она воспроизводит, а творческая — эта такая деятельность, когда человек представляет. Творческая деятельность называется воображением или фантазией [4].
Виднейший психолог Б.М. Теплов, характеризуя творчество детей, писал, что одна из важных особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию связана с тем, что творческая деятельность ребенка не может мотивироваться как деятельность учебная, необходимо чтобы какая — то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта деятельности, который на кого-то должен оказать воздействие [23].
Без этого развитие творчества ребенка неизбежно подменится развитием некоторого формального умения. А.В. Запорожец утверждает, что «детское творчество существует», но обращает внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка.
Итак, одной из главных задач детской педагогики и психологии является воспитание ребенка творческой и активной личностью. В дошкольном возрасте дети проходят социализацию, обучение, подготовку в дошкольных учреждениях, где педагоги и воспитатели используют разные техники и приемы для развития ребенка.
В данном возрасте начинает формироваться познавательная и творческая активность. Что же такое активность? Активность — это практическая предметно-чувственная деятельность, направленная не только на преобразование окружающего мира, но и на преобразование самой личности — важнейшее условие и фактор ее психического развития.
В основу изучения познавательной активности дошкольников входит познавательная потребность самого ребенка, его интерес к новому объекту и выступает как свободное экспериментирование, а так же решение ребенком практической задачи, поставленной взрослым. В этом случае познавательная активность подчинена практической цели. Выделяются три уровня познавательной активности у дошкольников:
1. Уровень интереса к внешним свойствам предмета определяется самим предметом.
2. Уровень интереса к функциональным качествам предмета и регуляция поиска определяется с помощью взрослого.
3. Активность направляется целью — достичь желаемого результата.
Рассмотрим особенности творческой активности. В настоящее время вопрос о формировании и развитии творческой активности дошкольника вновь ставится на повестку дня. Это связано с тем, что творческая активность представляется одним из ключевых качеств личности.
Источником активности личности являются “различные потребности”. Это потребности в обучении, деятельности, игре, общении, отдыхе, творческая потребность, потребность в самореализации.
Потребность — это не что иное, как путь или средство ее решения.
Это очень важный вывод для нашего исследования проблемы развития творческой активности дошкольника в процессе изобразительной деятельности. Ребенок, реализуя определенную группу потребностей, развивает в себе те или иные свойства и качества, в том числе и творческую активность. Постоянно совершенствуясь и обособляясь, эти свойства и качества создают целостную личность, что и “позволяет определить активность как системообразующий фактор, основополагающее свойство развития личности дошкольника”, которое определяет направленность человека. А направленность ориентирует внутренние силы организма, его энергию на равновесие с внешней средой [8].
На основе анализа понятий и определений активности личности в психологии на самом общем межпредметном уровне можно выделить следующие существенные родовые признаки активности: качество, деятельность (процесс и результат), готовность. Тогда определение общей активности может быть следующим: общая активность личности — это качество личности, выражающее степень интенсивности ее деятельности, содержание и устойчивость которой определяются внутренней и внешней готовностью к этой деятельности. Готовность к какой-либо деятельности — это непременное условие ее продуктивности. Потребности являются источником творческой активности личности, определяющими ее направленность на творческий процесс. Потребность в творчестве — показатель высокого уровня развития личности. Стремясь удовлетворить свои творческие потребности, человек в практической деятельности на основе внутренней готовности к ней реализует определенные цели. Внутренняя готовность к творческой деятельности проявляется также в особенностях и уровне развития высших психических процессов, связанных с мышлением. Внешняя готовность выражается в самостоятельной реализации собственных возможностей в деятельности; в активном применении знаний, умений, навыков по созданию новых и совершенствованию существующих идеальных и реальных (материальных) продуктов.
Для развития творческой активности детей необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий.
Объективные условия следующие:
а) источники различной художественной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;
б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики;
в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.
К субъективным условиям относятся:
а) художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость;
б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми [16].
Таким образом, творческая активность — сложное интегративное понятие, соединяющее в себе и приводящее во взаимодействие активность и творчество.
1.2 Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка
По мнению В.Штерна, рисунок ребенка — отнюдь не изображение конкретного воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы комплексных переживаний, носит экспрессивный характер — ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому рисунок ребенка субъективен и часто непонятен постороннему человеку.
Для понимания детского рисунка очень важно исследовать не только продукт, результат рисования, но и сам процесс создания рисунка. Н.М. Рыбников отмечал, что для ребенка продукт изобразительной деятельности играет второстепенную роль. На первый план для него выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому дети рисуют с большим увлечением. Маленькие дети изображают на бумаге мало, но при этом говорят, жестикулируют. Только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на рисунок как на продукт изобразительной деятельности [10].
Н.П. Саккулина считает, что к 4-5 годам выделяются два типа рисовальщиков: предпочитающие рисовать отдельные предметы (у них преимущественно развивается способность изображения) и склонные к развертыванию сюжета, повествование (у них изображение дополняется речью и приобретает игровой характер) [21]. Г.Гарднер называет их «коммуникаторами» и «визуализаторами». Для первых процесс рисования всегда включен в игру, драматическое действие, общение; вторые сосредотачиваются на самом рисунке, рисуют самозабвенно, не обращая внимание на окружающее. Это противопоставление можно проследить на конкретных детях, занимающихся в изостудии. Дети, склонные к сюжетно — игровому типу рисования, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Изобразительная сторона развивается у этих детей хуже. Дети, сосредоточенные на изображении, активно воспринимают предметы и создаваемые ими рисунки, заботятся об их качестве.
Зная эти особенности, мы можем целенаправленно руководить творческими проявлениями детей.
По мнению А.В.Запорожца, изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Однако еще более важно то, что по мере овладения изобразительной деятельностью у него создается внутренний идеальный план, который в раннем детстве отсутствует. В дошкольном возрасте внутренний план деятельности еще не полностью сформирован, он нуждается в материальных опорах, и рисунок — одна из таких опор.
Американские авторы В.Ловенфельд и В. Ломберт Бриттен считают, что художественное воспитание оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом растормозится его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация, возможно, впервые. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения. Гораздо важнее изменение в его развитии. По мнению Л.С. Выготского, мы должны рассматривать рисунок с психологической точки зрения, как своеобразную детскую речь и предварительную стадию письменной речи.
Особо важно отметить экспрессивную функцию. рисунка: в нем ребенок не только выражает свое отношение к действительности, но и указывает, что для него является главным, а что второстепенным. В рисунке всегда присутствует эмоциональный и смысловой центры, благодаря чему можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка [12].
Одним из основных условий и показателей физического и нервно-психического здоровья ребенка является своевременное и разностороннее овладение им небольшим арсеналом движений, которые совершенствуют функции центральной нервной системы. Если говорить о пластике, то мы считаем, что нужно делать упор на развитие движений рук у ребенка, а именно пальцев кисти (во время рисования, лепки, упражнений).
В связи необходимостью развития у детей способностей выполнять тонкие манипуляции нужно отметить одно интересное обстоятельство — существование тесной взаимосвязи между координацией тонких, легких движений и речью. Исследования профессора М.Кольцевой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. То же подтверждают многочисленные исследования других специалистов: уровень развития у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук.
Таким образом, в современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста, а также для развития творческой активности детей. Дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, установить связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами художественного творчества, в том числе и рисованием.
2. Изобразительная деятельность как средство формирования творческой активности дошкольников
2.1 Приемы и средства развития творческой активности дошкольников в изобразительной деятельности
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.
Рисование более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация. Графическая деятельность, нанесение штрихов на бумагу привлекает внимание ребенка еще в преддошкольном возрасте. Дети около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия вначале имеют характер забавы, игры с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование приобретает характер изображения. Дети рисуют в детском саду карандашами и красками. Рисуя красками, ребенок имеет возможность более целостно, пусть на первых порах нерасчлененно, передавать форму предмета, его цвет. Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать части и детали предмета. В этом процессе большое значение имеет зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей контур предмета. Рисование цветным материалом (карандашами или красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из глины, сделанные из бумаги [18].
Выражение в рисунке связного содержания требует овладения передачей пространства, в котором располагаются предметы, их сравнительной величины, положения относительно друг другу,
Своеобразием каждого вида изобразительной деятельности определяются задачами воспитания и развития.
Рисованием дети занимаются главным образом сидя за столом, поэтому большое значение имеет воспитание правильных навыков сидения, положения рук на столе, ног под столом. Это очень важно для физического развития детей.
Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается с обращения воспитателя к детям, разговора с ними, а часто применяется также показ какого-либо наглядного материала. Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу. Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы.
Наряду с этим у детей воспитывается все более устойчивое внимание к словесным указаниям, не подкрепляемым показом наглядного материала.
Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт — рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.
Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования [4].
У детей шести-семи лет, находящихся на пороге школы, возникают новые мотивы их интереса к занятиям-осознанное желание научиться хорошо рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает стремление исправлять и улучшать свою работу.
Аккуратность и тщательность выполнения работы зависит не только от дисциплинированности, но и от усвоения навыков пользования карандашом, кистью. Навыки по технике рисования связаны с развитием рук ребенка — координированностью, точностью, плавностью, свободой движений. Развитие движений в разных видах изобразительной деятельности объединяется целевой установкой, направляющей это развитие на изображение и передачу формы предметов или на построение узора, на украшение. Овладевают этими навыками все дети очень различно, однако при правильной методике обучения все они овладевают ими в объеме, предусмотренном программой детского сада [10].
Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления. Воспитателю необходимо учитывать это, намечая содержание занятий, и не лишать детей радости создания персонажей, изображения места их действия и самого действия доступными им средствами, включая сюда и словесный рассказ.
Имеющийся отечественный опыт по развитию творческой активности детей в изобразительной деятельности показывает, что для развития самостоятельной деятельности необходимо методическое руководство. Следует планировать примерную тематику детских занятий, намечать приемы руководства. Все это способствует подержанию устойчивого интереса детей к изобразительной деятельности.
Педагог может использовать целую группу методов с целью развития самостоятельных действий с художественным содержанием. Это — организация целенаправленного наблюдения, беседы, вопросы.
При помощи указанных методов педагог способствует формированию замысла (выбор объекта, содержание будущей композиции), отборе материала (бумага, краски, цветные мелки), реализации замысла (нахождение выразительных средств для наилучшего воплощения содержания рисунка, лепки), оценке продукта деятельности.
Изучение влияния изобразительного искусства, например, на развитие творчества в рисунках детей старшего дошкольного возраста показало, что в замыслах детей под влиянием показа иллюстративного материала происходит конкретизация образов, обогащение их путем использования и комбинирования увиденных деталей, свойств предмета; проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение к герою и сюжету; внимание направляется на выбор средств для передачи образа, изображаемого события.
Анализ рисунков подтверждает, что иллюстративный материал помогает ребенку найти различные способы для передачи своего замысла: в образах рисунков появляется выразительность; использован колорит как средство выражения содержания; даны разные композиционные решения.
Опытная работа специалистов показала, что именно в процессе педагогического руководства развитием самостоятельной изобразительной деятельности детей возрастает их инициатива, активность, умение применить в новых условиях полученные в обучении навыки, раскрываются творческие возможности [6].
Работа воспитателя по развитию творческой активности дошкольников не должна ограничиваться лишь педагогическим воздействием непосредственно на детей. В активизации творческой активности и развитии инициативы, в обогащении их образными художественными впечатлениями важную роль играют и условия в семье. Для ознакомления родителей с задачами художественного воспитания детей специалисты советуют проводить родительские собрания. На них необходимо давать развернутую характеристику детского творчества, той работы по изобразительной деятельности, которая проводится на занятиях. Следует обратить особое внимание на необходимость тесной связи детского дошкольного учреждения и семьи в целях художественного развития детей. Не только в детском саду, но и дома ребенок должен иметь благоприятные условия для развития своей творческой инициативы.
Таким образом, роль педагога в управлении изобразительной деятельностью детей довольно велика и требует от него особых качеств и навыков.
Личность ребенка многогранна и наиболее яркие качества личности, ее оттенки могут проявляться и развиваться лучше всего в разнообразных видах деятельности. Однако формирование у каждого ребенка творческой инициативности — процесс длительный и в значительной мере все-таки зависит от уровня познавательных и художественных интересов.
Задача педагога — своевременно оценить и правильно направить творческие способности ребенка.
Несомненно, вопрос развития творческой активности дошкольников, и развития его личности в целом, в изобразительной деятельности нуждается в дальнейшем глубоком изучении.
2.2 Особенности развития творческой активности детей на примере программы дополнительного образования
Особенности развития творческой активности детей мы рассмотрим в данной курсовой работе на примере программы дополнительного образования «Мастерская Карандаша», разработанной коллективом воспитателей детского сада №22 города Читы. Это программа художественно-эстетической направленности, которая является адаптированной к особенностям образовательного процесса для детей дошкольного возраста.
Новизна программы в том, что «Мастерская Карандаша» является интегрированным курсом, который включает в себя следующие виды изобразительного творчества: рисование, аппликация, лепка из пластилина (плоскостная и объемная), осуществляемые в нетрадиционной технике, что способствует развитию творческого начала в детях с раннего возраста. Перечисленные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой и дополняют друг друга в течение всего учебного года.
Разнообразие изобразительных материалов, овладение способами работы с ними, дополнение рисунка жестами, словами, звуками, создание условий для детского экспериментирования, свободного выбора сюжетов, средств, чувство сопереживания, осознание собственных возможностей творчество дошкольников и воспитателей создают радость открытий и взаимопонимания в общении.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития творческих способностей воспитанников, развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
— Формировать основы художественной культуры. Развивать интерес к искусству;
— Формировать устойчивый интерес к изодеятельности. Обогащать сенсорный опыт детей, включать в процесс ознакомления с предметами, обследование их при помощи движений рук по предмету.
— Учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в изодеятельности, используя выразительные средства;
— Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и, одновременно, точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность;
— Учить новым способам работы с уже знакомым материалом: рисование по сырому слою, свечой, по шелку, «ниткография» и т.д., разным способам создания фона для изображаемой картины.
Отличительной особенностью программы является разработка занятий на четыре года обучения, начиная с младшего дошкольного возраста, для дополнительных занятий в ИЗО-студии с детьми дошкольного возраста. Но заниматься можно начинать с любого года обучения, т. е. ребенок может придти в студию и в 3 и в 4 и в 6 лет и развивать творческие и технические навыки в изодеятельности, т. к. занятия в студии являются дополнительными и развивают уже имеющиеся у ребенка навыки и способности. Принцип тематизма в программе является основным. В течение года последовательно рассматривается каждая тема как ведущая. Изображение природы, животного мира, сказочных сюжетов связано с обучением детей умению самостоятельно выбирать различные выразительные средства, уметь передавать радостное настроение праздника, используя разные способы (графический, пластический, декоративно-силуэтный, нетрадиционный). Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.
Предполагаемый возраст детей:
· 1-ый год обучения 3-4 года;
· 2-ой год обучения 4-5лет,
· 3-ий год обучения 5-6 лет.
· 4-ый год обучения 6-7 лет
Срок реализации программы: 4 года.
Реализация программного материала предполагает 1 час занятий 2 раза в неделю по 15 минут (3-4 года), 20 минут (4-5 лет), 25 минут (5-6 лет), 30 минут (6-7 лет).
Занятия проводятся во вторую половину дня, в ИЗО-студии.
Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Выполнение поочередности тем и указанных в них задач занятий обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
Ребенок дошкольного возраста имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника помогает программа по изобразительной деятельности «Мастерская Карандаша». На занятиях дошкольник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.
Уже к концу 2-го года обучения дошкольник умеет проявлять инициативу: самостоятельно на занятиях выполняет задания на пройденные темы по представлению и памяти; дает оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать свою точку зрения.
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией дошкольники научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, лепки, аппликации.
Результативность образовательной программы определяется по результатам диагностики знаний, умений, навыков детей к концу учебного года, участию воспитанников в городских и краевых конкурсах детского творчества.
В детском саду организуются выставки работ, вернисажи к памятным и праздничным датам, а также персональные выставки воспитанников ИЗО-студии.
В области рисования к концу учебного года обучающиеся должны знать:
· названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их смешивания;
· применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
· основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
· название материалов и инструментов и их назначение;
· правила безопасности и личной гигиены.
Обучающиеся должны уметь:
· правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
· определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
· получать простые оттенки (от основного к более светлому);
· рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
· рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
· изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
Создание изостудий в ДОУ позволяет строить занятия с детьми индивидуально, учитывая интересы и потребности ребенка, его способности в той или иной художественной деятельности
Методическое обеспечение программы дополнительного образования. Программа сопровождается:
· разработанными методиками для диагностики:
— уровня развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста;
— невербальной креативности;
· разработками занятий;
· образцами выполненных работ.
В приложении к курсовой работе представлен учебно-тематический план первого года обучения по программе «Мастерская Карандаша» для детей в возрасте 3-4 года (см. приложение).
В процессе изобразительной деятельности детей создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности и творческой активности дошкольников. Уже в младшем дошкольном возрасте передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина, положение в пространстве, содействуют развитию чувства цвета, ритма, формы — компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений, а следовательно, способствуют развитию творческой активности детей.
Использование различных приемов на занятиях по изобразительной деятельности детей способствует выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети могут осваивать художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Заключение
Итак, цель курсовой работы — выявить приемы и средства изобразительной деятельности, наиболее эффективные для развития творческой активности у детей дошкольного возраста, была достигнута.
Мы установили, что развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом и с педагогом — актуальнейшие проблемы современной педагогики. Известно: дошкольный возраст является наиболее благоприятным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.
Творчество — не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества (особенно ее педагогические аспекты) остается одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью.
Рассматривая вопросы развития творческой активности дошкольников, мы выявили, что в настоящее время появилось немало альтернативных программ воспитания и обучения дошкольников. Тем не мнение, вопрос о развитии творческого потенциала ребенка остается актуальным. Дело в том, что большинство новых программ концентрируется, прежде всего, на познавательных аспектах развития. Поэтому и существует противоречие между теоретическими подходами к природе творческих способностей детей, с одной стороны, и практикой их развития — с другой.
Формирование творческой личности, личности эстетически развитой и нравственной — одна из важнейших проблем современной дошкольной педагогики. Решать эти сложные задачи помогает искусство. Любовь к прекрасному, которую педагог привьет своим подопечным в детстве, лейтмотивом пройдет через всю жизнь, поможет понять истинные ценности, обогатит яркими эмоциями.
Теоретическое обоснование программ творческого развития, внедрение в практику лучших образцов литературы, музыки, изобразительного искусства, театра, их взаимодействия имеют неоценимое значение в развитии творческой активности детей дошкольного возраста.
Значение искусства в жизни человека, в особенности в детские годы, невозможно переоценить: оно готовит его к вступлению в жизнь с учетом самой ценности детства. В эти годы закладываются основы интеллекта человека, формируются разнообразные потребности, взгляды и идеалы.
При этом следует учитывать возрастное развитие дошкольников: физиологическое (физический статус, резистентность, здоровье); когнитивное (устойчивые навыки, данные при рождении); аффективные (эмоциональные); психологические (восприятие, речь, мышление, память, воображение, представление). Это требует от педагогической практики разработки таких условий, которые могли бы обеспечить художественное образование как системное.
Список литературы
1.Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. — М.: Пед. Общество России, 2002. — 147с.
2.Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов/ сост. Кривоногова Л.Д. — 2-е изд. — Мозырь: Белый ветер, 2006. — 46 с.
3.Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей // Дошкольное воспитание. — № 3. — 2005. — с.41-43.
4.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1991. — 276с.
5.Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. — Ярославль, 2010.
6.Гмошинская М.В. Работа младенцев красками — начало творческой деятельности // Дошкольное воспитание. — № 2. — 2009. — С.30-33.
7.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. — М., 2004. — 193с.
8.Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. — № 4. — 2008. — 21-29; № 5. — 2008. — 3-13.
9.Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования». — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 255с.
10.Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. — М.: Сфера, 2010.
11.Карпенко, Л.А. Словарь: психология. — М., 1990.
12.Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: ВЛАДОС, 2001.
13.Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. — М.: Педагогическое общество России, 2009.-128 с.
14.Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. — М., 2008.
15.Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников. — Киев, 1986.
16.Лилов А. Природа художественного творчества. — М., 2003. — 184с.
17.Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. Ступени творчества. — М., 1987.
18.Петровский, А.В. Психология словарь, 2-е изд. — М., 1990.
19.Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. — М., 2011. — 187с.
20.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 128с.
21.Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. — М., 2007. — 202 с.
Приложение
Учебно-тематический план программы «Мастерская Карандаша»
Первый год обучения (возраст детей — 3-4 года)
Таблица
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|
1. |
«Чем мы будем рисовать» знакомство с материалами и оборудованием |
1 |
0 |
1 |
|
2. |
«Мы будем лепить» знакомство с материалами и оборудованием |
1 |
0 |
1 |
|
3. |
«Как гуляют карандаши» знакомство с техникой работы с карандашами |
1 |
0 |
1 |
|
4. |
«Как гуляют краски» знакомство с техникой работы с красками и кистью |
1 |
0 |
1 |
|
5. |
«Разноцветные дорожки красок» закрепление знаний цветов и техники владения кистью |
1 |
0 |
1 |
|
6. |
«Карандаши танцуют» закрепление знаний цветов и техники владения карандашами |
1 |
0 |
1 |
|
7. |
«Когда дружат краски» знакомство с техникой смешивания красок |
1 |
0 |
1 |
|
8. |
«Я гуляю» Рисование в технике «примакивание» |
1 |
0 |
1 |
|
9. |
«Первые снежинки» рисование пальчиками |
2 |
0 |
2 |
|
10. |
«Мы играем со снежками» бумажная пластика (мятая бумага) |
1 |
0 |
1 |
|
11. |
«Теплая ладошка» печать ладошкой |
1 |
0 |
1 |
|
12. |
«Что умеют лепить наши ручки» закрепление техники лепки из пластилина |
1 |
0 |
1 |
|
13. |
«Дерево в снегу» рисование красками (дорисовывание веточек) |
1 |
0 |
1 |
|
14. |
«К детям елочка пришла» рисование пальчиками |
1 |
0 |
1 |
|
15. |
«Снеговички» бумажная пластика (мятая бумага) |
1 |
0 |
1 |
|
16. |
«Красивые свечи» рисование по сырому |
1 |
0 |
1 |
|
17. |
«Зажигаем новогодние огоньки» |
1 |
0 |
1 |
|
18. |
«К нам пришел на праздник Дед Мороз» |
1 |
0 |
1 |
|
19. |
«Краски новогоднего праздника» |
2 |
0 |
2 |
|
20. |
«Мы ждем праздник» |
2 |
1 |
1 |
|
21. |
«Озорные котята» |
2 |
1 |
1 |
|
22. |
«Котята играют» |
1 |
0 |
1 |
|
23. |
«Бяка-закаляка» |
1 |
0 |
1 |
|
24. |
«Кто живет в сказочном лесу?» |
2 |
0 |
2 |
|
25. |
«Стоит в поле теремок» |
2 |
0 |
2 |
|
26. |
«Кто в тереме живет?» |
1 |
0 |
1 |
|
27. |
«День и ночь» |
2 |
0 |
2 |
|
28. |
«Моя мамочка» |
2 |
0 |
2 |
|
29. |
«Цветы для мамочки» |
2 |
0 |
2 |
|
30. |
«Широкая масленица» |
1 |
0 |
1 |
|
31. |
«Филимоновские игрушки» |
2 |
1 |
1 |
|
32. |
«Мы милашки-куклы неваляшки» |
2 |
0 |
2 |
|
33. |
«Мы матрешки-вот какие крошки» |
2 |
0 |
2 |
|
34. |
«Великая пасха» |
2 |
1 |
1 |
|
35. |
«Светит солнышко в окошко» |
2 |
0 |
2 |
|
36. |
«Первые листочки» |
2 |
0 |
2 |
|
37. |
«Разноцветный луг» |
2 |
0 |
2 |
|
38. |
«На лужайку выполз жук» |
2 |
0 |
2 |
|
39. |
«Лето красное пришло» |
1 |
0 |
1 |
|
41. |
Оформление вернисажей |
9 |
0 |
9 |
|
Итого: |
68 |
4 |
64 |
Размещено на