Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1.ФИЛОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ4
2.ОНТОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ: ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ17
Выдержка из текста работы
Педагогика – наука о воспитании человека. Раскрывает закономерности формир-ия личн-ти в процессе образ-ия, воспит-ия, обучения. Предмет педагогики: воспитательная деятельность, осуществляемая в учебных заведениях (противоречия, закономерности, отношения, технологии орг-ии и осуществление процесса воспитания, которые определяют развитие чел-ка). Функции: теоретические – описательная (изучение, обобщение и описание практического опыта воспитания и обучения); объяснительная (выявление закономерностей, принципов, правил обучения и воспитания); прогностическая (прогнозирование дальнейшего развития пед. теории и практики); — технологические (прикладные) – преобразовательная (разработка новых технологий, методов, приемов, форм, средств, систем обучения и воспитания, моделей школы; учебно-методические пособия); оценочная (экспертиза результатов исследований и их внедрение в школьную практику); коррекционная (внесение корректив в организацию образ-ых процессов, испр-ие ошибок). Категории педагогики: воспитание, обучение, образование + общенаучные категории — формирование, развитие.
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности, профессиональная деят-ть педагога. В широком социальном смысле воспитание – передача накопленного опыта от старшего поколений к младшим. Обучение – это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения и навыки. Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства, путем многократного упражнения. Образование — процесс и результат передачи и присвоения человеком системы знаний, умений и навыков, опыта творч. деят-ти, отношений. Также это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которым овладел обучаемый. Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. Обр-ие различается по уровню – начальное, среднее, высшее) и по содержанию (общее, специальное, профессиональное). Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и современной жизни.
Формирование – процесс становления человека как социального существа, его внешние и внутренние изменения в ходе взаимодействия с реальной действит-тью, в том числе в процессе его воспит-ия и обучения. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.
Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека, осуществляемых под воздействием вншн и внтр факторов.
Система педагогических наук
Фундамент педагогики – философия, и в частности та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания – философия воспитания – разрабатывает методологию (основные идеи, принципы, методы пед. науки).
История педагогики – изучает развитие пед. учений и практики с древнейших времен до наших дней.
Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Выделяются 2 уровня: теоретический и прикладной. Традиционная педагогика содержит 4 основных раздела: общие основы, дидактику (теория общения), теорию воспитания, школоведение.
Дошкольная и школьная педагогика, андрогогика(обучение взрослых) составляют подсистему возрастной педагогики. Здесь изучаются закономерности воспитания подрастающего человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. В компетенции возрастной педагогики и закономерности учебно-воспитательного процесса в профессионально-технических училищах, и особенности воспитания в средних специальных учебных заведениях, и воспитание молодежи, получающей среднее образование через систему вечерних (сменных, заочных) школ.
Социальная педагогика изучает воспитание человека в среде проживания (семейная пед, внешкольное воспит-ие и образ-ие, перевоспитание правонарушителей) .
Специальная пед изучает воспитание, образ-ие и обучение людей с отклонениями в развитии (глухих – сурдопед-ка, слепых – тифлопед-ка, умственно отсталых — олигофренопед-ка, лого- и дефектопед-ка).
Профессиональная пед-ка – обр-ие людей разных профессий.
Сравнит. пед-ка – анализ восп-ия, обучения и образ-ия в разных странах.
Частнае методики – закономерности преподавания конкретных дисциплин (методика преподавания ин. языка.