Содержание
Введение 3
1. Фонематический слух и его значение для обучения грамоте5
2. Усвоение звукового строения слова детьми дошкольного возраста13
3. Методы и приемы по развитию фонематического слуха детей дошкольного возраста18
Выводы30
Список литературы32
Выдержка из текста работы
Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениямипо состоянию на 29.09.2014 г.) «…Общеобразовательные учебные программы начального образования направлены на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения для последующего освоения образовательных программ основной школы.»[1].
В Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» главой государства Н. Назарбаевым поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, которые формируются в условиях школы [2].
Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.
В современных условиях, когда объём необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиваться лишь освоением определённой суммы знаний: важно развить у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания и умения, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Одно из решающих условий этой задачи — хорошо развитая речь каждого человека общества. Чтобы грамотно писать, необходимо быть орфографически зорким, т.е. обладать фонематическим слухом. «Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка», — писал в прошлом веке теоретик русской орфографии Я.К. Грот. Понятие «орфографическая зоркость» более широкое, чем понятие «фонематический слух» [3].
О значении фонетических знаний и умений в обучении чтению и письму за последнее столетие написано много и убедительно. Вспомним труды К.Д. Ушинского, который придавал принципиальное значение ознакомлению со звуковой стороной языка как основе обучения грамоте. Линию К.Д. Ушинского продолжили передовые дореволюционные и советские ученые-педагоги. Они затратили немало усилий в поисках оптимальных методик обучения чтению и первоначальному письму на звуковой основе. Особо отмечена деятельность одного из теоретиков учебной деятельности — Д.Б. Эльконина. Вслед за К.Д. Ушинским он ставил на первое место вопрос о развивающем потенциале той или иной методики обучения чтению и с этих позиций оценивал ее прагматический результат. Он писал: «Обучение грамоте, первоначальное обучение чтению и письму входит частью в учебный предмет, который называется родной язык, и должно служить своеобразным введением в изучение языка» [4].
Создавая свой букварь, психолог Д.Б. Эльконин досконально изучил лингвистические труды по теории письма и пришел к выводу, что система обучения чтению, которое он характеризовал как «воссоздание звуковой формы слова на основе его графической (буквенной) модели», целиком зависит от характера письменности. Поскольку русское письмо звуко-буквенное (точнее, фонемно-буквенное), читающий оперирует в процессе чтения звуками. Отсюда требование: исходным пунктом в обучении чтению должна стать ориентировка в звуковой действительности языка [5].
Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой в слабой позиции. Учащиеся должны «узнавать» фонемы («основные звуки») не только в сильных, но и в слабой позициях, различать варианты звучания фонемы. Правильность вычленения отдельного звука эффективнее всего контролируется, если работа ведётся с полным словом.
На современном этапе вопрос о развитии фонематического слуха является одним из актуальных вопросов лингводидактики. К сожалению, как показывает практика, учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают серьёзные орфографические ошибки. Это говорит о том, что у них не развит фонематический слух.
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время не у всех детей фонематический слух формируется своевременно, а это влияет на дальнейшее формирование речи, звукопроизношение ребенка, грамотности, а так же на его последующее обучение в школе. Отсюда следует, что учителю младших классов необходимо знать особенности формирования фонематического слуха и при необходимости проводить коррекционную работу.
Исходя из вышеизложенного, выявляется цель исследования: основываясь на теоретические знания выявить значимость развития фонематического слуха для формирования грамотности.
Объект исследования: процесс формирования грамотности у младших школьников.
Предмет исследования: формирование грамотности у младших школьников по средствам развития фонематического слуха.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Дать сущностную характеристику понятию «фонематический слух».
Охарактеризовать понятие «грамотность» и рассмотреть этапы развития грамотности.
Провести анализ учебной программы и учебников по русскому языку для начальных классов.
Рассмотреть методические приёмы работы над формированием фонематического слуха младших школьников.
Подобрать развивающие фонематический слух игры и упражнения для разных возрастных групп
Методы исследования:
— изучение лингвистической, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;
— формулирование выводов.
1. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста
1.1 Понятие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы [6].
Фонематический слух — это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух [7].
Фонематический слух — тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова [4].
Фонематический слух — это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематический слух является одной из составляющих фонематической функции [8].
Фонематический слух — это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение — в «решетке фонем» [9].
Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает, запоминает, повторяет, пишет не то, что ему сказали, а то, что он услышал [10].
Фонетические знания и умения являются предпосылкой формирования всех 4 видов речевой деятельности: понимания, говорения, чтения и письма. Чтобы адекватно воспринимать слышимую речь, нужно иметь развитый фонематический слух, благодаря которому мы различаем слова по их звучанию. Кроме того, развитые фонетические способности позволяют нам проникать за пределы первоначального значения слова: по интонации речи улавливать смысл, который говорящий вкладывает в то, о чем нам сообщает (одобрение, негодование, порицание и т. п.) [11]
Фонетические знания и умения необходимы не только для понимания речи, но и для обучения говорению. Это касается, в частности, произносительных норм, соблюдение которых необходимо для того, чтобы коммуникативная деятельность происходила без помех [11].
Звуки речи — это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала — звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.
У детей младшего школьного возраста формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем [12].
Речевой слух является всецело прижизненным образованием, он образуется в определенной речевой среде и формируется по законам этой среды. Высказанные некоторыми авторами гипотезы о существовании врожденных прототипов языка, которые после рождения развертываются под влиянием речевых воздействий, не получили экспериментального подтверждения.
Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности — устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы и потеря слуха ведет у детей к недоразвитию всей речевой системы (глухонемоте) [13].
Речевой, или систематизированный слух — весьма сложное образование. Существуют два уровня восприятия звукового состава речи. Один из них характеризуется как уровень имитации звуков, не требующий их отнесения к определенным буквам, т.е. речевой квалификации этих звуков. Когда же стоит задача не просто воспроизводить звуки, а относить их к определенным звукам речи (буквам или категориям), то в этом случае восприятие звуков осуществляется на фонематическом уровне, на уровне квалификации звуков [14].
При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным (инвариантным) различительным признакам, по которым одна фонема (как единица языка) противопоставлена другой. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух, так как без него, по выражению Н.И. Жинкина, невозможна генерация речи. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребенка в процессе речевого развития в первую очередь. Развивается и фонетический слух, который осуществляет “слежение за непрерывным потоком слогов”. Поскольку фонемы реализуются в произносительных вариантах — звуках (аллофонах), важно, чтобы эти звуки произносились, нормировано, т.е. в общепринятых, привычных реализациях, иначе их трудно опознавать слушающим. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное. Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения [15].
Таким образом, фонематический слух — это основной компонент восприятия человеческой речи, который помогает различать и узнавать фонемы, составляющие звуковую оболочку слова. Развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит непременным условием обучения грамоте.
1.2 Понятие грамотности и этапы развития грамотности
Грамотность — определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения — один из базовых показателей его социально — культурного развития.
Конкретное содержание понятия грамотности исторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида: от элементарных умений читать, писать, считать — к владению некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах (т. н. функциональная грамотность) [16].
Грамотность — умение читать и писать [17].
Грамотность — в широком смысле знание законов и правил предмета в сочетании с твердыми навыками пользования ими в процессе деятельности. Содержание понятия и уровень грамотности меняются в связи с общим культурным ростом народа и теми требованиями, которые предъявляются к грамотности на определенном этапе экономического политического и культурного развития страны в зависимости от существующего в ней общественного и государственного строя [18].
Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке.
В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, называют «полуграмотными».
В статистике под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни [19].
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка — это одна из основных задач учителя — словесника.
Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Этапы работы по развитию грамотности разделены на этапы таким образом, что всякое новое упражнение находится в тесной связи с предыдущим, опирается на него и делает шаг вперед.
На первом этапе работы дети учатся безошибочно и быстро определять в слове ударение, правильно обозначать на письме ударный звук соответствующей ему гласной буквой.
Учащиеся знакомятся со словами, написание которых определяется произношением, и убеждаются, что в таком слове орфографическую ошибку сделать нельзя, то есть в нём может совсем не быть орфограммы.
На втором этапе отрабатывается умение оценивать каждый гласный звук слова, то есть различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой — в слабой с помощью восприятия слова на слух.
На третьем этапе осваивается новый способ записи слов — запись с пропусками гласных букв в слабой позиции.
Буква, обозначающая любой безударный гласный звук (кроме у, ы, ю), представляет собой трудность для написания в слове. Поэтому безударный звук нельзя сразу обозначать буквой — ее нужно сначала узнавать. А это непросто. Проверять букву мы будем учиться позднее. А пока вместо гласных букв в слабой позиции будем ставить пропуски.
На четвертом этапе отрабатывается умение определять, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании.
Следующим шагом вперед (пятый этап) является восприятие орфограммы на слух.
Шестой этап — выбор правильного варианта из имеющегося набора. Это умение отрабатывается в 1 классе при знакомстве с корнем как значащей части слова.
По мере изучения новых тем и соответственно новых правил добавляются другие приемы проверки написания слов. Формирование навыка грамотного письма у школьников базируется на усвоении грамматической теории и орфографических правил, которые эффективны лишь в случае их точного, уместного и быстрого применения [20].
Орфографические правила могут быть усвоены и могут применяться лишь на основе уровня владения фонетикой, грамматическим, словообразовательным материалом, а также развитым и активизированным словарем и фонематическим слухом.
2. Методические основы развития фонематического слуха у младших школьников
2.1 Анализ учебной программы и учебников
Учебный предмет «Русский язык» относится к образовательной области «Язык и литература». Роль предмета обусловлена значимостью русского языка как средства межнационального общения в Республике Казахстан, как средства познания и обучения в общеобразовательной школе.
Цели учебного предмета:
1.Формирование умения владеть языковыми знаниями по русскому языку во всех видах речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение), в различных ситуациях общения.
2. Воспитание стремления к продуктивному обучению, творческой совместной деятельности с учителем; формирование гражданских, духовно-нравственных качеств личности обучаемого.
Задачи учебного предмета:
1. Овладеть видами речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, слушание).
2. Развить навыки беглого выразительного сознательного чтения, каллиграфического и грамотного письма, развитой связной речи; логического мышления: навыки анализа, сравнения, сопоставления фактов языка, умения делать самостоятельные выводы.
3. Усвоить базовые знания начального курса грамматики русского языка из области фонетики и графики, грамматики (морфология и синтаксис), лексики, морфемики (состав слова, элементы словообразования).
4. Расширить представления обучаемых об окружающем мире, духовно-нравственных ценностях человека, культуры общения посредством русского языка.
5. Заложить основы самоанализа, самостоятельной и творческой работы по русскому языку.
Учебная нагрузка по предмету — распределение часов недельной и годовой нагрузки в соответствии с типовым учебным планом, представленным в ГОСО РК, составляет:
во 2 класс — 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году;
в 3 класс — 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году;
в 4 класс — 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году [21].
Анализ учебников по учебному предмету «Русский язык» дал нам следующие данные:
— в учебнике русского языка для 2 класса общеобразовательной школы всего 583 упражнения, из них 11 упражнений направлены на развитие фонематического слуха. Например:
Рис. 1
Рис. 2
Упражнений на развитие грамотности учащихся в данном учебнике 32. Например:
Рис. 3
— в учебнике русского языка для 3 класса общеобразовательной школы первая часть всего 325 упражнений, из них 4 упражнения направлены на развитие фонематического слуха. Например:
Рис. 4
Рис. 5
Учебник по русскому языку для 3 класса в первой части содержит 23 упражнения, способствующих развитию грамотности. Например:
Рис. 6
— во второй части учебника русского языка для 3 класса всего упражнений 332. Упражнения на развитие фонематического слуха отсутствуют. Упражнений на развитие грамотности 24. Примером может служить следующее:
Рис. 7
— в учебнике русского языка для 4 класса всего 554 упражнения. В данном учебнике форзаце вводится условный знак звукобуквенного разбора (фонетического):
Рис. 8
Для разбора в учебнике дано 5 слов. Грамотность в данном учебнике развивается с помощью 28 упражнений. Например:
Рис. 9
Анализ общеобязательной учебной программы по русскому языку 2 — 4 классы общеобразовательной школы и учебников 2 — 4 классов издания Аматыкітап показал необходимость расширить «арсенал» учителя младших классов упражнениями, дидактическими играми, развивающими фонематический слух, как средство развития грамотности младших школьников.
фонематический слух школьник грамотность
2.2 Методические приёмы работы над формированием фонетического слуха младших школьников
Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка. Но стремительное развитие речевого слуха может тормозить все другие виды слуховой чувствительности. Известно, например, что звуковысотный слух (музыкальный) развивается значительно медленнее, чем фонематический. Это происходит потому, что взрослые гораздо чаще разговаривают с ребенком, чем слушают с ним музыку или поют [26].
Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других[27].
При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом.
Таким образом, фонематический слух формируется у детей очень рано, начиная с момента появления ребенка на свет и на протяжении всего младшего школьного возраста. Отсюда можно сделать вывод, что чем больше будут в этот период общаться и заниматься с ребенком взрослые, тем меньше у него потом будет проблем с развитием фонематического слуха и восприятия, т.е. не будет проблем в дальнейшем обучении ребенка грамоте, письму, чтению и формировании и развитии грамотности.
Развитие фонематического слуха осуществляется с самых первых этапов работы со звуками и проводится в игровой форме.
Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только ещё ставятся и вводятся в самостоятельную речь).
Параллельно с самых первых занятий по грамоте проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического слуха, вследствие и фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения[ 28].
Система воздействия по формированию фонематических процессов включает следующие задачи: развитие слухового восприятия; развитие умения различать высоту, силу, тембр голоса; слова, близкие по звуковому составу; дифференцировать слоги и оппозиционные звуки.
На начальном этапе работы действия детей ограничиваются реакцией в виде различных движений (присесть, подпрыгнуть, поднять-опустить голову), жестов (поднять руку, хлопнуть в ладоши), предъявления карточек с условными обозначениями (красный квадрат — гласный звук, синий квадрат — твердый согласный, зеленый квадрат — мягкий согласный звук и др.), картинок, и т.п.
Для достижения указанной цели и поставленных задач можно использовать следующие игры и упражнения.
При развитии слухового восприятия, внимания, памяти. Сначала внимание учащихся обращают на окружающие их звуки (голоса природы, шумы, звучание музыкальных инструментов, игрушек). Учитель объясняет учащимся, что живые и неживые предметы издают звуки. В работу включают опреде-ление источника звучания (что звучало?).
1. Учитель расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с ними (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно послушать и запомнить, какой звук издаёт каждый предмет. Затем прикрывает их ширмой и просит отгадать, какой сейчас из них сейчас звенит или гремит.
2. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять предметы или игрушки, постепенно усложняя задачу определения неречевых звуков. Последние варианты этой игры могут быть такие: в ряд ставятся несколько игрушек или предметов (стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая и деревянный бочонок), звучащих так, что детям представляется непростой задачей их различить. Количество звучащих предметов постоянно увеличивается от двух до пяти.
3. Для игры необходимо 6 коробок одинаковой формы и цвета с горохом, манной, рисовой, гречневой крупой, мелкими камешками, песком.
Учитель называет образцы содержимого в коробках, которые лежат на столе или нарисованы на картинках. Затем встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, и переставляет их местами. Учащиеся, встряхивая коробок должны отгадать, что там находится [29].
Знакомство детей с понятиями: гласный — согласный, звонкий — глухой, твёрдый — мягкий происходит на основе собственных ощущении ребёнка при произношении звука и при предъявлении карточек или картинок с условными обозначениями. Карточки и картинки используются разнообразные.
Учителем широко используются артикуляции звуков в графическом изображении. Для детей младшего школьного возраста используются обозначения открытых или закрытых губ, красный, синий или зеленый квадраты, колокольчик — звонкий звук, зачёркнутый колокольчик — глухой звук. При закреплении и дифференциации данных понятий широко используются разнообразные картинки: разноцветные зонтики, замки ил домики, грибочки, разноцветный паровозики, воздушные шары и т.п.
Закреплению данных понятий могут помочь стихи:
Гласные звуки.
Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу могут звать и аукаться, но не желают свистеть и ворчать.
Воздух свободно идёт через рот, нет никаких препятствий.
Голос участвует, голос зовёт, звук получается гласный.
Согласные звуки.
А согласные умеют шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть, но они не могут петь.
Звонкие — глухие звуки «Капли — барабаны».
Глухие звуки звучать глухо, голоса в них нет.
Звонкие звуки тревожат ухо, в них скрыт особый секрет.
Послушаем вместе: пугаться, пускать — здесь голоса нет в звуке П,
А в слове бороться и в слове бежать слышится звонкий Б.
Можно все звонкие прокричать, попробуем Б! В! Г!
Глухие можно лишь прошептать, послушайте: П, Ф, К.
П — это капают капли дождя, Б — барабанов бой.
Ф — это фырканье ежа, В — это волка вой.
С — то водичка струйкой бежит, З — зазвенел комар.
Ш — мышонок тихо шуршит, Ж — жук зажужжал.
Т — это дятел по ветке стучит, тупой торопливый звук.
Д — здесь голос уже звучит, всё загудело вокруг.
К — то кукушка в лесной тиши, тянет своё «ку-ку»,
Г — загогочут здесь гуси вдруг, гуляя гуськом на лугу.
И чтобы не спутать кору с горой, за звуками чутко следя,
Помни, что Б — барабанов бой, а П — лишь капли дождя.
Твёрдые — мягкие звуки «Нежный или злой».
Есть мягкие звуки и твёрдые звуки, их можно легко смешать,
Но чтобы не вышло подобной штуки, поучимся их различать.
Мягкие звуки звучат повыше. Звучанье у них нежней,
А твёрдые — словно грубей и ниже. Как будто твёрдые злей.
Послушай, как ласковы мягкие звуки: ель, капель, мель, метель.
Они как нежные мамины руки, что ласково стелют постель.
Твёрдый звук обрывается резко, послушайте: стол, укол.
Для нежности нет в этом звуке места, скорее, он даже зол.
Он строг и отрывист, звучит очень кратко, как двери тревожный стук.
Уходит он быстро, совсем без оглядки, послушайте: молот, лук.
А мягкий звук задержать ещё можно, он не спешит уходить.
Прощается с нами он осторожно, мы можем его продлить.
Послушайте: свежесть, близость, весть — здесь всё протяжно звучит,
Как будто у звуков желание есть чуть — чуть попозже уйти.
Давайте отыщем мягкие звуки в группе предложенных слов:
мел — мель, брат — брать, кров — кровь [30].
Следующим видом работы учителя с детьми над развитием фонематического слуха являются игры с мячом.
1.Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»
Цель: развитие фонематического слуха, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Учитель: Когда услышите звук [А], стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А-У-О-У-И-О-Ы-И-А
2.Игра « Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».
Цель: развитие фонематического слуха, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Учитель: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук [Э]. А-У-О-Э-У-И-О-Э-Ы-И-А
3. Игра «Тихо — громко»
Мы катались по горам
Пели тут и пели там
Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического слуха, работа над силой голоса.
Ход игры: Пропевание заданного звука по демонстрации учителя. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задания друг другу.
4. Игра с передачей мяча «Мяч передавай, слово называй»
Цель: развитие фонематического слуха, быстроты реакции.
Ход игры. Играющие выстраиваются в одну колонну. У игроков, стоящих первыми по одному большому мячу. Ребёнок называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на заданный звук и передаёт мяч дальше.
5.Игра с передачей мяча « Звуковая цепочка»
Свяжем мы из слов цепочку
Мяч не даст поставить точку.
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Ход игры. Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова — начало следующего.Например: весна-автобус-слон-нос-сова…
6. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В…) — и только с этой.
Цель: развитие фонематического слуха, воображения.
Ход игры. Учитель бросает мяч ребёнку и задает ему вопрос. Возвращая мяч учителю, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].
Пример:
-Как тебя зовут?
-Ира.
-А фамилия?
-Иванова.
-Откуда ты приехала?
-Из Иркутска
-Что там растёт?
-Инжир.
7. Игра с перебрасыванием мяча « Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков — называй»
Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.
Ход игры. Учитель, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество [31].
Дидактические игры направленные развитие фонематического слуха.
1.«Рыбалка».
Цель. Развивать фонематический слух, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.
Ход игры. Дается установка: «поймать слова со звуком (Л)» (и другими). Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.
2.«Телевизор».
Цель: развивать фонематический слух, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся.
Ход игры. На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов в картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал слово — экран телевизора открывается.
Например: месяц — спрятанное слово
Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.
3.«Рассели животных».
Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.
Ход игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, поселить их и окошки с прорезями. Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.
4.«Цепочка слов»
Цель: развивать фонематический слух, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.
Ход игры. Кладётся картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая начинающаяся именно с этого звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.
5.«Собери цветок»
Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у младших школьников.
Ход игры. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква например, «С». Рядом выкладываются « цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].
6.«Незнайка с кармашком»
Цель: развивать фонематический слух, совершенствовать звукобуквенный и слоговый анализ слов, развивать внимание.
Ход игры.1 вариант. В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)
2 вариант. В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме.
7. «Найди ошибку»
Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать фонематический слух и внимание.
Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть.
8. «Речевое лото»
Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с данным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.
Ход игры. Детям раздают карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «у кого есть это слово?». Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок.
9. «Волшебный круг».
Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.
Ход игры: 1 вариант. Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком, от названия того предмета, на который указывает другая стрелка (предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.
Например: удочка — уточка, мишка-мышка, коза — коса
мак-рак трава — дрова, кит-кот
кадушка — катушка, усы-уши, дом-дым
10. «Математическая граматика»
Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.
Ход игры. Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке («+», «-«) и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово. Например: С+ТОМ-М+ЛИСА-СА+ЦА = ? (столица)[32].
Вышеперечисленные игры можно использовать не только на занятиях по развитию фонетико-фонематических процессов, но и на уроках русского языка. Смысл таких игр заключается в том, что на их материале учитель может отрабатывать также скорость чтения, слоговой запас слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Ценность дидактических игр состоит в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность в графо-лексической деятельности и создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Знания, усвоенные без интереса, неокрашенные собственным положительным отношением, положительными эмоциями не становятся полезными, а являются «мертвым грузом». Ребенок, радуясь возможности поиграть, с удовольствием выполняет задания учителя и необходимые упражнения. Это естественным образом стимулирует правильную речь ученика, как устную, так и письменную. Все это в комплексе позволяет повысить успеваемость детей по чтению и русскому языку, помогает ребенку избежать трудностей и проблем в усвоении чтения и письма и развитии грамотности.
Заключение
Главной задачей начальной школы является то, что она призвана заложить у ребенка знания, сформировать навыки и умения, развить способности и задатки, необходимые для дальнейшего обучения в школе. Одним из таких необходимых условий является развитый фонематический слух, потому что он является основой для овладения орфоэпическими и орфографическими навыками.
Над проблемой развития фонематического слуха работали многие ученые: Д.Б. Эльконин, К.Д. Ушинский, М.Р. Львов и многие другие.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, учитель должен тщательно продумывать, как эффективно и доступно довести учебный материал до каждого ученика. Ребенку 6-7-летнего возраста присуще наглядно-образное мышление. Он легко и быстро усваивает тот учебный материал, который ему интересен. Составленные вместе с детьми таблицы, схемы, игры могут стать незаменимым пособием на каждом уроке, особенно при проведении анализа слова.
Развитие фонематического слуха требует тренировки слухового аппарата. Поэтому в период обучения грамоте и русскому языку необходимо проводить различные слуховые упражнения (частичный звуковой анализ) — например, на распознавание конкретных звуков в произносимых словах, в скороговорках, упражнения в звукоподражании, в четком произнесении отдельных слов, пословиц, стихотворений и т. д.
В мы своей работе изучив и проанализировав психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу, а также нормативные документы:
1. Дали сущностную характеристику понятию «фонематический слух»;
2. Охарактеризовали понятие «грамотность» и рассмотрели этапы развития грамотности;
3. Провели анализ учебной программы по русскому языку 2-4 классы;
4. Рассмотрели методические приемы работы над развитием фонематического слуха у младших школьников;
5. Подобрали игры, развивающие фонематический слух для младших школьников.
Пришли к выводу: между фонетикой и орфографией существует тесная взаимосвязь, и определили наиболее эффективные, на наш взгляд, задания и упражнения по развитию фонематического слуха.
Таким образом, приемы развития фонематического слуха разнообразны: практика восприятия речи и говорения; аналитико-синтетические задания и упражнения; обнаружение в словах безударных гласных, сомнительных звонких и глухих согласных; фонетические игры; звуковой (фонетический) анализ и другие. Предпочтение отдается тем из них, которые полифункциональны по своему характеру, способствуют самореализации личности, интересны учащимся, помогают более эффективно усваивать учебный материал.
Для успешного развития фонематического слуха учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, тщательно продумывать и выбирать эффективные приемы и методы обучения, доступно доводить учебный материал до каждого ученика.
Список использованной литературы
1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» (сизменениями и дополнениямипо состоянию на 29.09.2014 г.).
2. Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников. Послание народу Казахстана от 27 января 2012 г. Н.А. Назарбаев.
3. Грот Я.К. Орфографическая зоркость / Я.К. Грот // Начальное образование. — 2002. — №9 — С.56-58.
4. Эльконин Д. Б. Как учить детей читать. — М: Знание, 1991.- с. 205.
5. Федоренко Л. П. Принципы обучение русскому языку. — М.: Просвещение,1973. — с. 230.
6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448с.
7. Ряписова А.Г. Педагогика / авт.-сост. А.Г. Ряписова — Новосибирск: НГПУ, 2007. — с. 50.
8. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка. — М.: Просвещение, 2002. — с.172.
9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
10. Грушевская М.С. Недоразвитие речи у младших школьников и его преодоление. — М.: Просвещение, 2006. — с. 215.
11. Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М.: Академия, 1959. — с. 321.
12. Акенова А.К. Методика обучения русскому языку: учебник для студентов педвузов — М.: ВЛАДОС, 2004. — с.114.
13. Бушуева Л.С. и др. Обучение чтению и письму в начальной школе. — Магнитогорск, 1997. — с. 136.
14. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку. — М.: Издательский Дом ОНИКС: Альянс — В, 1999. — с. 214.
15. Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. — Томск: Пеленг, 1992. — с. 203.
16. Большой энциклопедический словарь. Глав. Ред. А.М. Прохоров. — Санкт-Петербург: Советская энциклопедия, Фонд «Ленинградская галерея», 1993. — с. 1632.
17. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. — М.: Высшая школа, 1999. — с. 94.
18. Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова. — Санкт-Петербург: Адлант, 2013. — с. 1591.
19. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в школе: учеб. для студ. педвузов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — с. 36.
20. Бунеева Р.Н. Развитие орфографической грамотности младших школьников. — М.: Просвещение, 2010. — с. 302.
21. Учебная программа «Русский зык» 2 — 4 классы общеобразовательной школы. — Астана, — 2010. — с. 24.
22. Павленко В.К., Клыпа Г.В. Русский язык: Учебник для 2 класса 11-летней общеобразовательной школы. — Алматы: Алматыкітап баспасы, 2009. — 216с.
23. Павленко В.К., Клыпа Г.В. Русский язык: Учеб. для 3 класса 11-летней общеобразоват. шк. В 2-х ч. / В.К. Павленко, Г.В. Клыпа. — Алматы: Алматыкітап баспасы, 2011. Ч. 1. — 152с.
24. Павленко В.К., Клыпа Г.В. Русский язык: Учеб. для 3 класса 11-летней общеобразоват. шк. В 2-х ч. / В.К. Павленко, Г.В. Клыпа. — Алматы: Алматыкітап баспасы, 2011. Ч. 2. — 148с.
25. Павленко В.К. Русский язык: Учебник для 4 класса 11-летней общеобразовательной школы. / В.К. Павленко, Г.В. Клыпа. — Алматы: Алматыкітап баспасы, 2011. — 184с.
26. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М.: «Просвещение», 2005. — 176с.
27. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах, М., 2009.- 23с.
28. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Пед. общество России, 2009.
29. Волков, Б. С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. — М.: Академический Проект, 2004. — 144с.
30. Левин А. Педагогические идеи А.С. Макаренка //Сов. педагогика.- 1989.- № 3.- С.134-138.
31. Ляудис В. Я. Развитие фонематического восприятия в процессе обучения: Автореф. дис…. д-ра психол. наук. М., 1999. — 38 с.
32. Тихомирова Л.Ф. методика знакомства со звуками. — Ярославль: Академия развития, 1999. — 122 с.
Размещено на