Выдержка из текста работы
Ручная художественная роспись тканей — своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в «Естественной истории» Плиния. Наибольшей известностью пользуются способы разрисовки тканей с применением различных резервирующих составов. Суть этих способов заключается в том, что участки ткани, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском, последние, впитываясь в ткань, защищают ее от воздействия краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску, затем удаляют резервирующий состав (резерв) и в результате получают белый рисунок на окрашенном фоне.
Много веков назад художники Японии и Китая тушью наносили на рисовую бумагу или шелк удивительные воздушные пейзажи, бытовые сценки, неповторимые в своей красоте цветы, изображения птиц и бабочек. Кисть в руке мастера свободно скользила по поверхности, не стесненная никакими контурами. Может быть, поэтому современная роспись без применения контурных составов называется свободной.
Объект исследования: батик
Предмет исследования: методика преподавания в школе батика.
Цель курсовой работы: разработать методику преподавания батика на занятиях, с учетом возрастных особенностей учащихся среднего школьного возраста,11-12 лет.
Для этого были поставлены следующие задачи:
— изучение теоретического материала по батику;
— овладение техникой, развитие умений и навыков;
— закрепление психолога — педагогических знаний и возрастных особенностей детей школьного возраста.
Методы исследования:
1) теоретические: изучение соответствующей литературы и методических исследований;
2) практические: создание методических рекомендаций по ведению занятий.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БАТИКА
В дословном переводе с яванского «батик» — рисование воском. Как правило, для яванского батика использовались хлопковые ткани. Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Индонезийский классический батик малоцветен. В колорите присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и наиболее яркая краска — индиго-синий. Рецепты изготовления синей краски и самих рисунков были величайшей тайной каждой семьи мастеров. Рисунки определяли также и кастовую принадлежность: никто не имел права повторить царские и королевские орнаменты. В приданом каждой девушки были обязательны вещи, выполненные в технике батика — одежда, красочная материя для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома.
Именно здесь, на Яве, роспись ткани стала развитым декоративным искусством, но его корни все же можно найти в более ранних временах.
Доподлинно неизвестно, какой именно народ впервые стал использовать воск, чтобы резервировать ткань при ее окрашивании, историки называют цифру 2000. Именно столько лет примерно всеми нами любимому искусству батика.
Это стало известно при обнаружении египетских гробниц: некоторые ткани там были окрашены с помощью батика. Также есть исторические данные, что расписанные в этой технике ткани продавались в Китае еще в V веке н.э, потом батик распространился на Японии и весь Дальний восток. В это время в Индии батик выполняют не на шелке, а на хлопке. Мастера батика появились уже в то время.
Вероятнее всего, как раз из Индии батик привезли на Яву. Причем, батиком занималась не прислуга, это искусство очень полюбилось высокопоставленным особам, став их развлечением и способом самовыражения. По стилю и технике батика можно было определить статус человека, его носившего.
Существуют данные о том, как японские женщины часами сидели со скрещенными ногами над кусочком ткани, при помощи чантинга и воска заполняя каждый миллиметр пространства. Эта кропотливая работа могла длиться месяцами. Мужчины тоже не оставались не у дел: они замачивали и крахмалили ткань, красили ее в чане с краской индиго.
В Европе батик начали применять при изготовлении декоративных тканей с первой половины 19 века, причем пионерами в этом деле стали вездесущие голландцы, а методичные немцы впервые поставили производство на поток. Современный батик отличается многообразием приемов. Наряду с традиционным, «горячим» методом резервирования воском, распространен «холодный» метод, в котором в качестве резерва используется гутта, смесь каучука и бензина. Применение акриловых красителей сделало батик гораздо более доступным и вызвало растущий интерес к этой технике, по своим изобразительным возможностям приближающейся к акварели, и вдобавок еще и очень практичной. Все больше людей выбирают батик в качестве хобби или профессии.
После колонизации Явы голландцами в 17 веке яванский батик стал продаваться всюду, не только в Голландии. К 1830 году батиком заболевает Европа, однако, здесь этот процесс был доведен до автоматизма, не был таким многосложным. Вообще, надо сказать, постепенно, батик упрощался, чего только стоит современная техника холодного батика, когда используется контур или резерв вместо воска и закрепляемые утюгом краски.
В 19 веке Япония забеспокоилась: Европа настолько постигла искусство росписи по ткани, рисунки были настолько изощренными, что батик стал приобретать массовость. Японцы тоже стремительно стали делать этот вид искусства массовым.
И тут был придуман метод нанесения воска на ткань с помощью медного штампа, который называется колпаком. Он имеет единственный мотив или рисунок, который выложен медными полосками и булавками, они припаяны к медной рамке. До сих пор эту технику любят на Яве, она позволяет довольно быстро расписать ткань так, как нужно, чем, если бы вы это делали с помощью чантинга.
История батика рассказывает о второй волне любви к этому искусству. Это произошло после второй мировой войны. Батик вновь стал популярен в Индонезии.
Другие страны, практикующие роспись ткани: Африка, Нигерия, Мали, Индия. У всех народов свой подход, свои особенности, в Индии, к примеру, красят хлопковые, а не шелковые ткани.
Сегодня все больше людей увлечены этим видом декоративно-прикладного творчества. Более того, из практических предпочтений, батик начинает приобретать эстетическое значение, все больше творческих людей применяют художественный подход к батику.
1.1 Ткани и материалы
Ткань, как известно, бывает разная, имеет разную толщину, плотность, переплетение нитей. Все это может сыграть огромную роль в росписи по ткани, причем это касается любой из техник батика. В горячей технологии вы увидите, что на разном материале по-разному ведет себя расплавленный воск, в холодном батике это будет еще заметней.
Впитывание краски, ее растекание, то, как будет смотреться работа в конечном итоге, все зависит от ткани для батика.
Самым лучшим для росписи считаются тонкие ткани с полотняным переплетением. Тогда ткань для батика выглядит гладкой, ровной на ощупь, что особенно немаловажно в холодном батике. А вот саржевое переплетение, когда уточная нить пропущена через несколько нитей основы дает ощутимые бугры и углубления на материале, что не очень хорошо сказывается на работе .
Хлопок часто используют в работе в горячейтехнике батика. Хлопок различается по толщине и качеству. Самое главное для нас — чтобы поверхность ткани была ровной, без утолщений, катышков, узелков. Плотность переплетения нитей должна быть довольно высокой, рыхлая ткань не подойдет.
Картины, панно, декоративные подушки — он прекрасно подходит для всего. Обычно хлопок не запаривают после того, как нанесут на него краску.
Поэтому если изделие будет подвергаться стирке, краски нужно использоваться такие, которые не требуют запаривания.
Для росписи способом горячий батик следует запастись более сложными приспособлениями и инструментами. Прежде всего, это металлическая кружка с двойным дном, в котором помещается обычная электролампочка. Эта кружка служит для разогревания резервирующего состава (отсюда и название «горячий батик»). Для нанесения резерва необходим набор различных инструментов. Это так называемые ножи и каталки, медные воронки с отверстиями разных диаметров. Воронки, так же как и ножи и каталки, должны надеваться на деревянные ручки.
Для свободной росписи, кроме приспособлений и инструментов, перечисленных в холодном батике, необходимо добавить круглые и плоские щетинные кисти.
Материалы. Каждый вид ткани требует применения определенных красителей, соответствующих им способов приготовления краски и упрочения полученных на тканях окрасок. Красители, применяемые в ручной росписи тканей, по своим техническим свойствам делятся на группы. В пределах каждой группы красители различаются по цветам. В маркировке красителей имеются буквенные и цифровые обозначения. Сначала указывается группа (прямой, кислотный, основной и т. д.). Оттенок красителя обозначается буквами: Ж—желтоватый оттенок, К — красноватый, 3 — зеленоватый, С — синеватый оттенок.
Цифры, проставленные в маркировке, указывают на интенсивность оттенка, например: кислотный алый—2 Ж, прямой красный — 3 С. Это означает, что в первом случае алый цвет имеет довольно интенсивный желтый оттенок и приближается к оранжевому, а во втором красный цвет имеет синеватый оттенок и приближается к фиолетовому. Чем больше цифра, тем интенсивнее оттенок. В отдельных случаях в маркировке дается характеристика прочности, способ применения или упрочения.
1.2 Колорит
батик роспись творческий занятие
Колорит—одно из средств создания определенного образа, настроения произведения. Не случайно, рассматривая произведение текстильного искусства, употребляют такие эпитеты, как солнечный, весенний, сдержанный, радостный, мрачный и пр. Они рождаются в результате зрительного и эмоционального ощущения, возникающего при первом знакомстве с вещью. Основу этого ощущения составляет глубокая внутренняя связь, существующая во всяком законченном художественном произведении между общим композиционным замыслом, орнаментальным ритмом и колористическим решением. Но только обладая богатым опытом в создании художественных произведений, знаниями закономерностей взаимоотношения цветов, можно проанализировать зрительные ощущения, сказать, почему — то или иное произведение, его колорит хороши или плохи, насколько полно они раскрывают художественную идею произведения, и передать эти знания ученикам.
Выбор основной гаммы и подчинение общего колористического решения этой гамме позволяет осмысленно подходить к вопросу цветового решения произведения. Недостаточно распределить цвета по плоскости изделия. Нужно научиться управлять возможностями, которые дают имеющиеся под рукой краски или пряжа- Колористически гармонично решенная вещь подобна музыкальному произведению, в котором ясно слышится основная мелодия на фоне музыкального сопровождения, не заглушающего эту мелодию, а только подчеркивающего и обогащающего ее.
1.3 Техники росписи по тканям
После нанесения воскового покрытия ткань была окрашена в желтый цвет. Получился белый узор на желтом фоне. Ткань высушили. Далее расплавленным горячим воском (отсюда и название — горячий батик) закрыли все поверхности, которые предполагалось оставить желтыми. Красные и зеленые узоры нанесли кистью. Снова просушили ткань. В последний раз покрыли ткань воском — оставив свободными от этого резервирующего состава только будущие черные поверхности. Опустили ткань в черный краситель, после чего снова просушили и удалили восковое покрытие.
Случайные трещины, образовавшиеся в процессе крашения (на панно можно различить черные, красные и зеленые), по форме легко отличить от тех, которые специально создают в своих работах современные художники.
Сегодня горячий батик стал менее трудоемким, оставаясь по-прежнему живописным, высокохудожественным видом росписи.
Изобретение в начале XX века в России резервирующего состава, не требующего нагревания, сделало нашу страну родиной холодного батика. Простота исполнения, четкий «витражный» контур делают эту технику интересной для опытных мастеров и привлекательной для начинающих.
Техника узелкового батика пришла с островов Океании. Одно из ее названий — «бандана» -подсказывает, вещи какого назначения можно окрашивать в этой технике. Но не только их. Затейливыми переходами цвета часто покрывают футболки, платья, куртки и даже пальто.
Чтобы воплотить в жизнь свой замысел, современные художники нередко сочетают техники между собой. Например, роспись, выполненную в технике холодного батика, могут покрыть трещинами, характерными для горячего, или создать работу сплошь из разноцветных трещин, дополненных небольшими элементами холодного батика.
Роспись ткани с помощью аэрографа, распылителя или аэрозольных баллончиков с автомобильной эмалью можно назвать батиком весьма условно. Но кто знает, может быть, спустя какое-то время этот вид росписи прочно займет свое место в раду традиционных техник росписи ткани.
Монотипия
Техника проста в исполнении, но она дает исключительный эффект. На поверхность листа из стекла или пластика наносится красочный рисунок хаотичные пятна различных размеров и цветов. Когда композиция на стекле будет завершена, на нее сверху кладется ткань и плотно прижимается. Рисунок отпечатывается, далее дорисовываются детали прямо по ткани.
При монотипии можно использовать фотоэффект (не для всех красок работает): на еще не высохшую краску положите различные шаблоны. Поместите работу под яркий осветительный прибор. При высыхании краска под шаблонами посветлеет, что придаст изображению некоторой меланхоличности, туманности, расплывчатости.
Двойной (двухслойный) батик
Оригинальной методикой является методика двойного батика (двухслойного батика). Этот способ росписи позволяет придать картине объемность, более реалистично воспроизводится картина.
Первый слой картины (так принято называть верхний слой) рисуют на прозрачных материалов (сетка, шифон, органза) чтобы было видно второй слой (он же — нижний), который рисуется на более плотных и непрозрачных тканях. На верхнем слое картины художник изображает элементы картины, которые должны быть на переднем плане, а на нижнем слое — элементы заднего плана, композиционный фон.
После отдельной отрисовки двух слоев (можно сказать, что это две отдельные работы), они совмещаются и вместе составляют готовую картину, выполненную в методике двойного батика.
Для добавления задуманной объемности картине недостаточно просто наложить слои друг на друга. Это следует сделать с определенным зазором между ними. Закрепляя слои на подрамнике, расстояние между ними следует оставить порядка 1.5 см, при этом нижний слой можно наклеить на оргалит, а верхний натянуть поверх рамы.
Картины, выполненные таким образом, можно мыть теплой водой (если рама из пластика — то непосредственно даже с рамой). Если на картине имеется паспарту, то раму с паспарту лучше снять, отвинтив шурупы. Оставить картину в ванне, чтобы стекла вода и высох шелк (минут 20-30).
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО БАТИКУ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКАДНОМУ ИСКУССТВУ
2.1 Возрастные особенности детей восьмого класса (среднего школьного возраста)
Поведение в подростковом возрасте — проявление конфликта между привычной зависимостью и желанием обособления. 7-8 класс — пик эмоциональной неуравновешенности. Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим состоянием. Это может приводить к ухудшению дисциплины, особенно на последних уроках или после контрольных работ: подростки начинают громко говорить, хохотать. Настроение подростков подвержено резким перепадам (переходы от безудержного веселья к депрессивной пассивности). Возрастает обидчивость, раздражительность. Даже незначительное замечание нередко приводит к бурной реакции.
Основной сферой интересов становится общение со сверстниками. Поэтому качество учебной деятельности может ухудшаться (на уроках подростки стремятся общаться, переписываться). Становится значимым то, какими видят их одноклассники (статус в классе). Может произойти смена лидеров.
К ухудшению дисциплины на уроках может приводить недостаточно быстрый темп. Подростки начинают мыслить быстрее (развивается формально-логическое мышление), с радостью воспринимают задания, в которых нужно поразмышлять, поспорить, придумать различные варианты решения.
Художественная работа с батиком позволит детям сконцентрироваться на интересной работе, показать свое настроение красками. Многообразие вариантов работы с батиком позволяет детям самостоятельно выбирать способы выражения своего творческого потенциала.
2.2 Методические рекомендации проведения занятий по батику для детей среднего школьного возраста
Занятия по батику могут проводиться по данной методике во внеурочное время.
Дети знакомятся с искусством батика, с его историей. Различные методы и приемы работы с батиком, позволяют детям развивать свое воображение и воплощать его при изготовлении изделий.
На занятиях используются различные методы обучения — объяснительные, демонстрационные, практические. Во время практики дети учатся сами создавать различные изделия.
В среднем школьном возрасте детей сложно заинтересовать видами искусства, только давая знания и демонстрационные материалы, можно вызвать интерес. Необходимо применять различные методы преподавания батика во всевозможных техниках, которые смогут выполнить дети этого возраста. Обязательным компонентом урока, является преподавание современными методами и материалами, чтобы максимально заинтересовать учащихся. Оснащение помещения должно соответствовать всем современным требованиям по эргономике и технике безопасности.
Дети учатся изготавливать изделия росписью батиком, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Овладевая данной росписью, дети приучаются к аккуратной работе, старанию, усидчивости, умению проявлять фантазию в изготовлении собственных изделий. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, учатся разбираться в красках, техниках росписи,
В первом полугодии учащиеся знакомятся с азами росписи батиком по ткани. Дети учатся самостоятельно выбирать и различать виды тканей, знакомятся с цветоведением, композицией. Во втором полугодии закрепляют знания, учатся более сложным приемам, техникам. У детей более развивается представление об искусстве, культурой.
2.3 Тематический план ведения занятий на II полугодие
Данный тематический план рассчитан на II полугодие с посещением занятий один раз в неделю по 2 часа.
№ |
Разделы и темы занятий |
Количество учебных часов |
|||
Всего |
Тема |
||||
Теория |
Практика |
||||
1 |
Вводное занятие. История батика. Инструменты и материалы. Правила безопасности. Цвет. Цветовые сочетания. Шаблоны. |
2 |
2 |
— |
|
2 |
Роспись штампами |
2 |
1 |
1 |
|
3 |
Роспись контурами по ткани |
2 |
1 |
1 |
|
4 |
«Техника кракле» |
4 |
1 |
3 |
|
5 |
Свободная роспись |
4 |
1 |
3 |
|
6 |
Солевой эффект в батике |
2 |
1 |
1 |
|
7 |
Техника росписи по шелку акварельными карандашами |
2 |
1 |
1 |
|
8 |
Техника холодный батик |
6 |
1 |
5 |
|
9 |
Роспись по сырому |
4 |
1 |
3 |
|
10 |
Горячий батик |
6 |
1 |
5 |
|
Итого |
34 |
12 |
22 |
Ниже приводятся планы-конспекты по технике батик.
Урок по технологии по теме «Батик»
Цели урока:
· образовательная — ознакомить учащихся с древней технологией холодного батика;
· воспитательная — прививать уважение к традициям декоративно-прикладного творчества России и других стран;
· развивающая — развивать исполнительские умения, внимание, применять имеющиеся знания на практике.
Задачи:
· познакомить с понятиями и терминами технологии «Батик»
Наглядные пособия и оборудвание:
Презентации с использованием компьютерной техники и готовые изделия техники «Батик»
План урока:
1. Организационный момент — приветствие, просмотр готовности к уроку — 5мин.
2. Объяснение нового материала — знакомство с темой урока — 30 мин.
3. Практическая часть — 40 мин.
4. Завершение урока — подведение итогов — 2 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент — проверка наличия учащихся, готовность к уроку.
2. Объяснение нового материала.
История батика
Искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в Индонезии на острове Ява. Еще до производства первых тканей малайцы наносили на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, узоры с помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.
Когда появились ткани, основы этого метода — нанесение рисунка расплавленным воском — стали применяться для их оформления. Дело в том, что воск, будучи нанесенным, на ткань, не пропускает через себя краситель, т.е. механически резервирует ткань, которую затем можно окрашивать. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей — способ “батик”.
Слово “батик” в переводе с яванского означает “рисование горячим воском”, отсюда и название техники — “горячий батик”.
В батике есть возможность создавать множество различных эффектов путем удаления воска или пасты с окрашенной ткани. Дело в том, что воск не пропускает краску, поэтому участок, который вы покрыли воском, будет светлее другого.
Батик был довольно развит в Египте. В Африке знания о батике передаются от поколения к поколению, и одни из лучших ручных изделий, изготовленных племенами, были созданы с помощью этой техники. Батик является одним из самых выразительных способов воплощения искусства в жизнь. Африка может похвастаться созданием удивительного текстильного дизайна.
В Китае и Японии также широко использовался батик — это многоцветная художественная роспись по шёлку (холодный батик). А в Индии используется технология бандан (узелковый батик, жгутовый).
История, связанная с искусством батика, очень длинна и детальна, она передается от поколения к поколению, тем самым сохраняясь.
В начале ХХ века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной “холодного батика”. Эта техника в сочетании со свободной росписью, достаточно проста в исполнении, но в тоже время содержит некоторые технические приемы, позволяющие создавать уникальные работы
В “холодном” батике существует несколько основных техник, не овладев которыми вы не сумеете сделать красивую роспись. Холодный батик можно разделить на две крупные составляющие: — роспись с применением резерва и — свободная роспись.
Можно сделать занавеску, картину, расписать шелковую блузку или ее деталь. Так что возможности неограниченны.
Итак, что для этого потребуется?
Материалы и инструменты
Вспомогательные приспособления — палитра и пипетки для смешивания красок, алюминиевая фольга и калька (для заворачивания раскрашенной ткани при закреплении красок), рамка и булавки для натягивания ткани, бумажная клейкая лента (ее приклеивают на раму, чтобы не испачкать ее краской), натуральные кисти разных размеров, пульверизатор для распыления краски, соль, прочные нитки, соломинка для коктейля (для разной техники росписи), мягкий карандаш (для прорисовки контура), фен, утюг (для сушки ткани), краски, резерв, специальные стеклянные трубочки, палитра, ткань. рамки, паспарту, бусины, стразы для украшения.
В отличие от горячего, в холодном батике чаще используется натуральный и искусственный шелк, но первые образцы можно делать на хлопке.
Подготовка к работе
Шелк надо обязательно выстирать — это позволит очистить его от возможных загрязнений и застрахует от пятен, образующихся на шелке при попадании на него капелек воды во время работы. Кроме того, если необходимо изделие определенного размера, важно знать, что после стирки шелк дает усадку — примерно 2-3 см на 1 погонный метр. После стирки шелк надо отутюжить и натянуть.
Вам необходимо закрепить ткань. Делается это очень легко: ткань натягивается на особые рамки с крючками или прикалывается к рамке обычными кнопками. Во избежание окраски самой деревянной рамы, лучше на поверхность дерева наклеить скотч.
После того, как вы выполнили подготовительную работу, можно приступать к процессу создания вашей картины.
3. Практическая работа
· Беседа о выборе техники и сюжета работы.
· Выполнение учащимися пробных работ в технике “Батик”.
· Оказание педагогом индивидуальной помощи.
· В ходе практической работы проводится физкультминутка.
Вводный инструктаж по выполнению практической работы
Если вы взяли для росписи тонкий, прозрачный шелк, то рисунок можно не переводить на ткань, а наносить резерв по контурам рисунка на просвет.
Если вести трубочку по ткани слишком быстро и неаккуратно, резерв не успеет проникнуть в ткань и останется на поверхности. При росписи краска в этих местах проникнет по изнанке за контур
Если вы проверите наводку резерва с обратной стороны ткани, то увидите, где необходимо снова нанести состав. Линии резерва с обеих сторон ткани должны совпасть.
Если капля резерва упала на ткань, ее можно растворить бензином.
Если вы затеяли большую роспись, терпеливо проработали все контуры, потратив на это не один час, а потом начали наносить краски, и, о ужас, тут протекло, и там протекло, и здесь…
Не теряйтесь. Скорее берите вновь в руки трубочку с резервом и исправляйте все огрехи.
Если по ткани провести мокрой ватой, резервные линии будут хорошо видны, а краска будет лучше растекаться, но окажется менее насыщенной
Сюжет, естественно, придумывается не на ходу. На ткань нанесите задуманные контуры специальным карандашом, который после стирки сойдет.
Наиболее удобный инструмент для нанесения резерва — стеклянная трубочка длиной 14-18 см. (они продаются в художественных салонах или делаются на заказ).
Для росписи холодным резервом наиболее удобны непрерывные плавные линии. Например, для первых опытов лучше выбрать растительный мотив, где точность рисунка не столь важна. Подкрасить резервные линии помогут обычные цветные карандаши. Способ несложный, но характерный для карандаша штрих сохранится под резервом.
После высыхания резерва расписывается каждый отдельный элемент рисунка.
Роспись получится более нежной и мягкой по тону, если предварительно каждый элемент рисунка смачивать водой.
Как и в любой технике батика, роспись надо вести от светлого к темному, тогда можно будет внести необходимые коррективы, например, очень светлый участок сделать более темным, пройдясь по нему еще раз краской.
Темный цвет осветлить уже никак не удастся.
После того, как вы завершили свою работу, ткань необходимо высушить, Снять воск с поверхности ткани — погладить работу между несколькими газетами разогретым утюгом, меняя газеты по мере необходимости. Следует повторять данную операцию до тех пор, пока воск полностью не сойдет.
4. Заключительная часть
Закрепление:
· Какие материалы и инструменты необходимы для техники “Батик”?
· Назовите основные правила работы с “Батиком”
· Расскажите о правилах безопасной работы с батиком.
Анализ выполненной работы
· Подведение итогов, выставление оценок.
· Домашнее задание: продолжить выполнение работ.
· Уборка рабочего места.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Батик — это целый мир искусства. Разнообразие техник росписи позволяет раскрыть свой внутренний мир и воплотить любые виды росписи по ткани. Овладев техникой батика, мы можем украсить им не только интерьер, но и сделать более интересными и неповторяющимися одежду и аксессуары.
Преподавая батик детям, можно раскрыть их творческий потенциал, узнать их настроение, взгляды, интересы и даже узнать их характер. Детская манера живописи всегда придает вещам особый колорит, мягкость, нежность. Рассматривая такие работы, невольно задумываешься об их безобидности и чистоте. Также можно узнать поближе о личности каждого ребенка. Как капля краски падает на ткань и расплывается в причудливые узоры с плавными переходами, так и лица детей, задействованных в этом удивительном процессе, расплываются в милых улыбках.
Батик может оживить уже давно потускневшие цвета, добавить колорит, придать изюминку а также новый креативный взгляд на старую вещь.
Работы детей получаются не обычными, интересными и очень теплыми.
Занимаясь этим видом искусства можно не просто получить удовольствие от легкого и приятного занятия, но и также создать какую то реально используемую вещь в быту. Можно создать свой уникальный и неповторимый предмет гардероба, декора спальни и детской. И возможно это станет будущей профессией маленького художника.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Аверьянова, А.П. Детский батик./ А.П. Аверьянова — М.: Карапуз, 2007. — 16с
2 Куцакова, А.В. Конструирование и ручной труд в школе./ А.В. Куцакова — М., 1990. — С.3
3 Пакша, Л.М. Развитие творческого воображения детей. Занятия изобразительной деятельностью. Начальная школа./ Л.М. Пакша — М.2005.
4 Понтелеева, Л.В., Художественный труд в школе./ Л.В. Понтелеева, Е.В. Каменов, М.Л. Станоевич-Кастори — М., 1987. — С.5
5 Хроменков, П.А. Методология, теория и технологии межнаучных коммуникаций в высшем педагогическом образовании./ П.А. Хроменков — М.: МГОУ, 2005.
6 Чарнецкий, Я.Я. Изобразительное искусство в школе продленного дня./ Я.Я. Чарнецкий- М.:Просвящение, 1991. — 5с.
Электронный ресурс:
1 Материалы для батика [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.kam.ru/batik__materialy_dlia_batika__2506
2 Материалы для батика [Электронный ресурс] — Режим доступа http://baticworld.ru/materials.html
3 Холодный и горячий батик [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.batik-design.ru/
4 История батика [Электронный ресурс] — Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%F2%E8%EA
Приложение А
Рисунок 1 — Солевой эффект в батике
Рисунок 2 — Техника росписи по шелку акварельными карандашами
Рисунок 3 — Свободная роспись
Рисунок 4 — Роспись штампами
Рисунок 4 — Техника «кракле»
Рисунок 5 — Холодный батик
Размещено на