Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
1 ОСОБЕННОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА5
1.1 Формы оплаты труда5
1.2 Дополнительные стимулирующие меры9
1.3 Система льгот, как стимулирующий фактор13
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА17
2.1 Стимулирующий механизм программы17
2.2 Мероприятия для включения в программу стимуляции труда в организации21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ29
ЛИТЕРАТУРА31
Выдержка из текста работы
Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения процесса организации труда и заключается в том, что для эффективности работы предприятия необходим персонал.
Цель работы — разработка программы по совершенствованию организации труда предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
рассмотреть теоретические аспекты организации труда в ООО Чикаго;
проанализировать рыночные возможности предприятия ООО Чикаго;
провести анализ организации труда ООО Чикаго;
сделать выводы и внести предложения улучшению организации труда работников на предприятии ООО Чикаго.
Предмет исследования — организация труда работников на предприятии ООО Чикаго.
Объект исследования — торговое предприятие ООО Чикаго.
Работа состоит из четырех глав. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты организация труда работников торговли: формы организации и разделения труда, организация рабочих мест, условия труда, материальная ответственность работников торговли.
Во второй главе представлен портрет предприятия ООО Чикаго, финансово — хозяйственная деятельность, проведен анализ материальной базы.
Третья глава содержит анализ организации труда работников в торговом предприятии «ООО Чикаго».
В четвертой главе представлена программа совершенствования организации труда работников в торговом предприятии «ООО Чикаго».
Для написании работы использованы законодательные акты, нормативные документы, учебная и методическая литература, данные статистики, документация предприятия, результаты собственных исследований, а так же ресурсы сети Internet.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА РАБОТНИКОВ
.1 организация труда работников торговли
Процесс труда в торговле достаточно сложен и многообразен. С одной стороны, он имеет производственный характер и связан с расфасовкой, упаковкой, комплектацией товаров и т. п. Управление такой деятельностью требует специальных знаний. С другой стороны, трудовая деятельность в торговле имеет коммерческий характер, что выражается в установлении хозяйственных связей, определении спроса, рекламной деятельности и т. д. Здесь первостепенное значение имеют вопросы управления персоналом, создания единой « команды».
Организация труда в торговле — это совокупность организационных, технических и экономических мероприятий, направленных на целесообразное и эффективное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов при продаже товаров и обслуживания покупателей.
Основным элементом системы стимулирования труда является заработная плата работников. Оплата труда отражает взаимоотношения между нанимателем и наемным работником по поводу использования рабочей силы. Наемный работник продает свою рабочую силу, которую наниматель использует для производства материальных благ и достижения своих целей. За использования наемного труда наниматель выплачивает работнику заработную плату.
Заработная плата — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
Рассмотрим отдельные аспекты организации труда:
Подчеркивая самостоятельность организации труда как элемента организации производства, необходимо отметить, что между всеми входящими в ее состав элементами существует тесная взаимосвязь. Основой любого трудового процесса является его технический базис. Разнообразное содержание, многообразие форм и методов организации труда определяются многообразием и сложностью техники, которой оснащено предприятие. Изменения в технике, происходящие под влиянием технического прогресса, изменяют и характер самого труда. Наибольшее воздействие на организацию труда оказывает механизация и автоматизация производственных процессов. Высокие требования также предъявляются к надежности оборудования, его эргономическим характеристикам, что позволяет регламентировать обслуживание оборудования, улучшить условия труда исполнителей.
Организация труда оказывает непосредственное влияние и на технологию производства, являясь, посредством установления трудоемкости работ, критерием оценки различных вариантов технологического процесса.
1.1.1ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА РАБОТНИКОВ
Различают индивидуальную и бригадную формы организации труда. В магазине ООО «Чикаго» — индивидуальная форма организации труда. Работник магазина используется на определенном участке торгово-технологического процесса и на него возлагается товарно-материальная ответственность за сохранение товара, обслуживания покупателей и т.д. Так, например: продавец несет ответственность за качество товара продаваемого товара, за качество обслуживания покупателей. Грузчики несут ответственность за разгрузку товаров. Заведующие за своевременное пополнение ассортимента, за своевременную доставку товара в магазин, т.к. она составляет заявки на товар и определяет дату поставки товара. Бухгалтера отвечают за точное и своевременное выполнение хозяйственных операций. Директор отвечает и несет ответственность за качество выполняемой работы персонала и за управление всеми операциями торгово-технологического процесса. Важное направление организации труда это разделение труда, представляющее собой расстановку работников по рабочим местам и закрепление за ними определенных обязанностей по их специальностям и квалификации. В связи с этим важное значение имеет рациональное разделение труда работников магазина. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников для выполнения торгово-технологических операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника. Основными формами разделения труда в магазине ООО «Чикаго» являются: функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное.
Функциональное разделение предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения. С учетом этого признака весь персонал магазина подразделяется на три категории: управленческий, основной, или торгово-оперативный, и вспомогательный. Товарно-отраслевое разделение позволяет работникам магазина специализироваться на продаже отдельных или нескольких товарных групп. Это способствует более глубокому изучению ассортимента товаров, более квалифицированному и производительному обслуживанию покупателей. Разделение труда по квалификационному признаку основывается на распределении обязанностей работников магазина в соответствии с их квалификацией. Рациональное использование квалифицированных кадров благотворно сказывается на повышении уровня обслуживания покупателей. Так, с учетом квалификации продавцов подразделяют на первую, вторую и третью категории. При этом продавец первой категории выполняет более сложные работы, на его долю приходятся более ответственные функции, связанные с обслуживанием покупателей. Соответствующие различия имеются и в круге обязанностей, а также в выполняемых функциях между продавцами второй и третьей категорий. Продавцы третьей категории — работники без опыта или с очень низким опытом работы. В основном они работают на всех отделах, помогают продавцам первой и второй категории в обслуживании покупателей и подготовки товаров к продаже (написание ценников, сверка цены, выставление товаров на оборудование т.д.). Продавцов третьей категории нанимают на работу и дают испытательный срок на три месяца. Если продавец показывают себя с лучшей стороны, тогда продавца поднимают до второй категории. Продавцы первой категории это лучшие работники, обладающие большим стажем работы и высокой квалификацией.
1.1.2разделение труда. требования к персоналу
Численность работников, структура штата магазина зависит от типа предприятия и размера его торговой площади, условий и режима работы, методов продажи товаров, количества рабочих мест и других показателей, влияющих на трудоемкость работ. В связи с этим, важное значение, имеет рациональное разделение труда работников магазина, предусматривающее наиболее целесообразную расстановку работников для выполнения торгово — технологических операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого. Основными формами разделения труда являются: функциональное, товарно — отраслевое, квалификационное.
·Разделение труда по товарно-отраслевому признаку связано со специализацией и ограничением в выполнении конкретных трудовых операций и процедур, например специализация продавцов на продаже одного какого-либо товара
·Квалификационное разделение труда подразумевает распределение обязанностей в соответствии с квалификацией, с этой целью выводятся категории. Структура штатов отражена в штатном расписании (Приложение 1). Штатное расписание утверждает руководитель предприятия.
·Функциональное разделение трудам по этому признаку весь торговый персонал делится на управленческий основной и вспомогательный:
.Управленческий: руководители: директор, зам директора, главный бухгалтер, менеджер, начальник отдела маркетинга, заведующий отделом секции, администратор торгового зала, заведующий складом. Специалисты — это, работники которые занимаются анализом поступающей информации, разработка экономических, технологических и организационных решений (работники бухгалтерии, отдела маркетинга, товароведы, инспектор по кадрам и т.д.).
.Технические исполнители (секретарь руководителя, старший кассир).
.Основной персонал: продавцы, контролеры — кассиры и кладовщики.
.Вспомогательный персонал: уборщицы, грузчики, охранники, фасовщицы. (Приложение 2)
Одним из важных направлений разделения труда является его кооперация, которая выражается в совмещении работниками магазина профессий, специальностей функций.