Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. КАДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ7
1.1 История возникновения кадетского движения и его развитие в России7
1.2 Концептуальные подходы кадетского движения7
1.3 Роль государства в развитии кадетского движения28
Выводы по главе37
ГЛАВА 2. ОТКРЫТИЕ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ НА II СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ44
2.1 Диагностика потребности открытия кадетских классов на II ступени обучения44
2.2 Разработка модели открытия кадетских классов на II ступени обучения51
2.3 Рекомендации по применению модели открытия кадетских классов на II ступени обучения66
Выводы по главе70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ77
ПРИЛОЖЕНИЯ81
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования. Иностранный язык (ИЯ) остаётся одним из самых популярных предметов у российских школьников. Как утверждают авторы заметки в одной известной газете, комплекс «незнания языка» изрядно отравляет жизнь современных молодых людей. Высокий уровень мотивации, обусловленный разными факторами, вызывает и высокие требования обучаемых, а также их родителей к учебному процессу. Неудовлетворенность качеством школьного преподавания ИЯ побуждает родителей обращаться к услугам репетиторов, которые, кстати, останутся востребованными и с введением единого государственного экзамена, так как, чтобы хорошо сдать его, выпускники школ также должны быть подготовлены соответствующим образом. С чего начинают занятия многие репетиторы? Обычно с диагностирования уровня владения ИЯ школьником и затем переходят к основательному, последовательному повторению материала. На наш взгляд, репетиторы чаще занимаются тем, что игнорируется авторами большинства современных учебников и учителями, а именно, повторением пройденного.
Если посмотреть на методические исследования и учебники последних лет, то видно, что авторы в основном озабочены обучением новому, а не проблемой сохранения усвоенного ранее. В лучшем случае в некоторых учебниках предлагаются таблицы и несколько обобщающих грамматических упражнений. Но это далеко не всё, что следует повторить, к тому же такой способ не исчерпывает все необходимые приёмы организации повторения, отвечающие современным требованиям к обучению ИЯ.
Мы рассмотрим проблему специальной организации повторения усвоенного ранее на уроках ИЯ на старшей ступени.
Следовательно, объектом исследования является процесс обучения ИЯ в старших классах. Предметом исследования данной курсовой работы является эффективность использования повторения на старшей ступени обучения иностранным языкам.
Исходя из этого, задачами теоретической части данной курсовой работы являются:
1. Проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу с целью изучить сущность повторения и выявить основные требования к применению повторения на старшей ступени обучения иностранным языкам.
2. Выявить теоретические основы организации повторения в процессе обучения ИЯ, в том числе психолого-педагогические закономерности.
3. Проанализировать методическую литературу с целью выявить основные направления, по которым происходит повторение на старшей ступени обучения иностранным языкам.
Задачи практической части курсовой работы:
1. Проанализировать учебно-методические комплексы по английскому языку на предмет использования повторения на старшей ступени обучения иностранным языкам.
2. Разработать упражнения и задания для использования их при повторении на старшей ступени обучения иностранным языкам.
Основные методы исследования, использованные при написании курсовой работы:
1. критический анализ литературных источников;
2. наблюдение;
3. беседа.
Глава 1. Повторение как важный элемент при обучении иностранному языку.
Особенности процесса
овторения
в обучении.
На старшей ступени усложняются содержание речи учащихся и воспринимаемых ими текстов, характер речевых задач; расширяется объём иноязычного материала. Это предполагает способность и готовность учеников быстро извлекать необходимые языковые средства из долговременной памяти и правильно их использовать в речевой деятельности на ИЯ, что требует не только сохранения эталонов слов, грамматических явлений, знаний, но и умения быстро, правильно и в соответствии с ситуацией и целями общения применить их. Поэтому в обучении ИЯ следует повторять не только сам языковой материал или факты о стране изучаемого языка, но и действия, операции с этим материалом.
Под повторением при обучении ИЯ мы понимаем комплекс специальных методических приёмов, предполагающих организованную повторяемость языковых средств, тем/подтем, лингвистических и социокультурных знаний, речевых действий и операций с ними в новых условиях
1.2. Основные концепции учителей-новаторов.
Г. А. Китайгородская выдвинула принцип поэтапно-концентрической организации обучения
лагодаря этому снимается проблема специальной организации повторения.
Е. И. Пассов
подробно проанализировал повторяемость языкового материала на этапе формирования навыков
И. Л. Бим выдвинула идею построения учебного процесса по спирали
Специфика старшей ступени
1.3. Основные требования к организации повторения.
Выводы
к главе 1.
Таким образом, повторение выступает как объективное условие прочного усвоения содержания учебного предмета и развития обучаемого. Его субъективную значимость мы видим в том, что ученики получают возможность оценить результаты своей учебной деятельности, проявить себя, не утратить то, чему ранее научились, обретают свободу в самовыражении. Без повторения обучение теряет смысл. Не имеет смысла и механическое, буквальное повторение, противоречащее творческому характеру речевой деятельности.
Глава 2. Психологические основы повторения.
2.1. Память и повторение.
память
память
Кратковременная память
Долговременная память
Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря. Кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, который пропускает нужную, уже отобранную информацию в долговременную память.
Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал в целом, должна сама по себе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, легче запоминается и воспроизводится.
.2. Мышление и повторение.
Память по мере своего развития всё более сближается с мышлением.
Мышление
П. Я. Гальперин разработал теорию формирования мышления
Выводы
к главе 2
Старшие школьники характеризуются высшей ступенью своего развития. Мышление абстрактное, учащиеся легко ориентируются в явлениях родного языка, поэтому используется дедуктивный метод презентации материала, т.е. сначала сообщаются знания. Следовательно, на старшей ступени обучения необходимо повторять тот материал, который давался на начальном этапе индуктивным методом.
Глава 3. Способы организации повторения на старшей ступени обучения иностранному языку.
3.1.
Основные
риёмы
повторения.
Структура обсуждаемых содержательных вех для моделирования ситуаций может быть представлена следующим образом.
Что? |
Кто? |
Когда? |
Где? |
|
Факты
Характеристики Мнения Оценки Причины Следствия |
— одноклассники — друзья — молодёжь — родители — учителя -старшее поколение |
— в детстве
— сейчас — в юношеские годы — через … лет |
— дома — в школе — в городе — в общественных местах — «у нас» — «у них» |
.2. Задания для инвентаризации лексики.
ВВЕДЕНИЕ в тему/проблему предполагает не только семантизацию новых слов, но и обязательное припоминание знакомых слов.
Так, во вводной беседе на английском языке используется приём «мозгового штурма» лексики. Сразу же идёт запись плана-конспекта с ключевыми словами в тетради.
Вот пример такой беседы по теме «Кем быть?» (проводится на ИЯ):
Учитель: Скоро вы закончите школу, и проблема «что делать, кем быть?»
волнует каждого. Какие профессии сейчас популярны у молодёжи?
Ученики: Юриста, экономиста, врача…
Учитель: Что привлекает молодых людей в будущей профессии?
Ученики: Возможность зарабатывать, общаться с интересными людьми, найти работу за границей…
Учитель: Что не нравится молодёжи в некоторых профессиях?
Ученики: Низкая зарплата, грязная работа, короткий отпуск…
Учитель: Что требуется для того, чтобы найти хорошую работу?
Ученики: Хорошее образование, компьютерные навыки, знание ИЯ, связи…
Если учащиеся не знают, как выразить мысль по-английски, учитель подсказывает им и записывает новее слово. В такой беседе от них требуются самостоятельные речемыслительные и мнемические усилия для припоминания, инвентаризации известных слов в связи с новой ситуацией применительно к новому содержанию, что развивает комбинаторные механизмы. Знакомые и новые слова проходят через различные анализаторы в тесной связи с их значением и функцией в речи.
Приводим примеры заданий для инвентаризации лексики:
Распределение слов:
Monday/at 5 o’clock/winter/last year? Etc.
Ранжирование:
Кто лучше запомнит:
. Методические мероприятия по повторению грамматического материала.
методические мероприятия
Если речь идёт о…, |
то используйте… |
|
o действии с указанием времени или места в прошлом (last, ago, yesterday, in…); |
The Past Simple Tense: -ed |
|
o факте биографии, последовательных действиях в прошлом; |
Отрицательную/вопросительную форму: did |
|
o о том, что сделано или нет до сих пор, без указания времени;
o о результатах действия. |
The Present Perfect Tense
Have/Has+3 форма глагола |
грамматические разминки в начале урока
После устного фронтального выполнения грамматической разминки это же задание проводится письменно, и тогда каждый ученик получает возможность проверить себя.
Языковые грамматические упражнения
упражнения по кругу
№ 4. Дополните столбик однокоренными словами:
Entertainment (noun) |
Exciting (adj) |
(to bore) (verb) |
Повторив таким образом необходимый материал, учащиеся переходят к обсуждению проблемы. При этом для достижения конечной цели (выражения мнения о различных вариантах досуга в развёрнутых, аргументированных, не подготовленных заранее высказываниях) снова предлагаем задания, при выполнении которых повторяется материал с различной речемыслительной задачей и в разных режимах работы. Примеры заданий:
Выводы
к главе 3
Заключение
память
Таким образом, актуальность темы курсового исследования её практической и теоретической значимости в современной системе образования способствовали решению ряда задач, поставленных нами в начале исследования: