Содержание
Введение…3
Глава 1. Понятие и основная терминология организационной структуры управления 5
Глава 2. Создание и совершенствование организационной структуры управления предприятием9
Глава 3. Процесс разработки и принятия по возданию и совершенствованию организационной структуры.19
Глава 4. Совершенствование организационной структуры на примере МУП «Тепловодоканал».24
4.1 Общая характеристика МУП «Тепловодоканал».24
4.2 Исследование совершенствования организационной структуры МУП «Тепловодоканал»29
Заключение..35
Список литературы.37
Выдержка из текста работы
В современных условиях конкурентоспособность и процветание предприятий любых отраслей зависит не столько от ресурсов (материальных, финансовых, человеческих, временных), сколько от эффективности их организации и управления, а также наличия развитых коммуникаций, то есть от эффективности организационной структуры системы управления предприятием, в рамках которой протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений).
Организационная структура системы управления предприятием тесно связана с ключевыми элементами управления — целями, стратегиями, процессами, функциями, персоналом и их полномочиями, что подтверждает ее значительное влияние на все стороны работы предприятия.
В настоящее время обычные представления о предприятии как о монолитной, устойчивой и централизованно управляемой организации уступают место идеям о самореорганизации предприятия как форме адаптации к быстро изменяющимся требованиям рынка, принципам открытости, гибкости и адаптивности. Таким образом, любое предприятие с момента появления нуждается в непрерывном совершенствовании, причем непрерывные организационные изменения подчиняются определенным объективным законам: необходимость структурных изменений возникает при изменениях рыночной ситуации, целей и стратегий предприятия, при достижении определенных этапов организационного развития.
Характерными недостатками организационных структур системы управления предприятием большинства российских предприятий в настоящее время являются: чрезмерная замкнутость структурных подразделений на руководителей высшего уровня с неизбежным снижением эффективности управления в связи с их перегруженностью; наличие множества заместителей руководителей высшего уровня с размытыми и пересекающимися диапазонами ответственности; недостаточная или структурно размытая работа с персоналом; отсутствие или формальное наличие необходимых финансово-экономических подразделений; неадекватная информационная поддержка деятельности предприятия; отсутствие служб управления изменениями и стратегического развития, которые ориентирует предприятие в конкретный момент времени на требования, предъявляемые изменяющимися условиями внешней и внутренней среды.
Необходимость изменений организационной структуры управления возникает независимо от того, какой идеологии развития придерживается предприятие, успешно развивается или находится в кризисном состоянии. Однако от того, как и когда будут осуществляться эти изменения, зависит длительность и эффективность его функционирования.
В настоящее время накоплен значительный опыт теоретического обоснования эволюции организационных структур управления предприятий различных типов, разработаны разнообразные методологические подходы к изучению принципов их проектирования, формирования и закономерностей развития. Однако многие теоретические и методологические выводы, касающиеся проблемы проектирования организационной структуры управления предприятием, до сих пор находятся в стадии разработки и являются предметом научных дискуссий. Известные работы не всегда ориентированы на современные задачи, не отражают особенностей процессов последнего времени.
Ряд важных аспектов, таких как: предпроектный анализ функционирующих организационных структур управления, определяющий необходимость проведения структурных изменений, исследование взаимосвязей различных организационных звеньев, влияние на организационную структуру управления информационного обеспечения, — исследованы недостаточно.
Отсутствие упорядоченности и единства в результатах научных исследований в части определения влияния на организационную структуру предприятия факторов внешнего и внутреннего воздействия, поиска критерия сравнительной оценки эффективности вариантов организационных решений, — препятствует построению методики проектирования адаптивной организационной структуры предприятия.
Все вышеизложенное обусловливает актуальность рассматриваемого вопроса, и подтверждает необходимость в системном рассмотрении проблемы совершенствования организационной структуры системы управления предприятия.
Цель выпускной квалификационной работы – определение основных направлений по совершенствованию организационной структуры системы управления предприятием.
Для достижения цели необходимо поставить и решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические основы построения организационной структуры системы управления предприятием.
2. Провести анализ организационной структуры системы управления на предприятии ООО «Глагол».
3. Разработать мероприятия по совершенствованию организационной структуры системы управления в ООО «Глагол» с целью повышения ее эффективности.
Объектом исследования является полиграфическое предприятие, выпускающее печатную продукцию, ООО «Глагол».
Предметом исследования – организационная структура системы управления в ООО «Глагол».
Методы исследования: сравнительный анализ, экономические, статистические, логические, графические методы обработки, обобщения и анализа информации.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней обоснован механизм оценки эффективности организационной структуры системы управления в ООО «Глагол», что делается на данном предприятии впервые
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в углубленном исследовании и анализе организационной структуры управления на предприятии ООО «Глагол», что делает возможным использование изложенного материала при изучении данной темы и в практической деятельности, в процессе создания и совершенствования организационной структуры предприятия.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе раскрыты теоретические основы построения организационной структуры системы управления предприятием, в том числе рассмотрены: понятие и роль организационной структуры управления в деятельности предприятия; проектирование организационных структур управления; основные виды организационных структур и показатели их эффективности.
Во второй главе проведен анализ эффективности организационной структуры системы управления в ООО «Глагол». В данной главе представлена общая характеристика деятельности ООО «Глагол», проведен анализ организационной структуры системы управления ООО «Глагол» и дана оценка ее эффективности.
В третьей главе разработаны мероприятия по совершенствованию организационной структуры системы управления предприятием ООО «Глагол». Здесь даны рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления в ООО «Глагол», а также представлены мероприятия по повышению эффективности организационной структуры системы управления в ООО «Глагол».
При написании выпускной квалификационной работы был использован обширный материал учебной литературы. Наиболее подробно вопросы построения эффективных организационных структур предприятий затронуты в работах Аверченко Л. К., Балашенко В., Борисовой Я.В., Бекоевой Д.Д., Веснина В.Р., Герчиковой И.Н., Кибанова А.Я., Савиной Е.П. и др…………..
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 32.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. — № 5.
3. Налоговый кодекс РФ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – N 32. – Ст. 3340.
4. Трудовой кодекс РФ от 30.06.2006 N 90 — ФЗ// Российская газета, N 146, 07.07.2006.
5. Приказ Минобразования РФ от 6 сентября 2000 г. N 2571 «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов»// Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. – 2001. – N 1.
6. Аверченко Л. К., Залесов Г. М., Мокшанцев Р. И., Николаенко В. М. Психология управления: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 2005. – 389 с.
7. Балашенко В., В. Романенко Как воспитать идеального менеджера?// Справочник по управлению персоналом. – 2006. — №2. – С. 70-80
8. Берлин А. В. Из опыта управления реструктурированием кадрового потенциала крупного промышленного предприятия// Российский экономический журнал, №1, 2006. – с. 18 – 23.
9. Бекоева Д.Д., Тихенький В.Г., Черняева Г.В. Тренинг как фактор эффективной коммуникации// Управление персоналом. – 2007. — №20. – С. 40-43.
10. Борисова Я.В. Оценка персонала в условиях быстро растущей компании// Справочник по управлению персоналом. – 2006. — №7. – С. 60-66.
11. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. — М.: СИНТЕГ-ГЕО, 2008. – 296 с.
12. Вазгенов А. В. Управление трудовыми отношениями в условиях обострения социальной напряженности»// Проблемы теории и практики управления, № 4, 2006. – с. 33 – 38.
13. Веснин В.Р. Основы менеджмента. Учебное пособие — М.: Триада Лтд., 2008. — 386 с.
14. Власова В.Н. Основы предпринимательской деятельности. — М.: Норма, 2008. – 441 с.
15. Волгин Н. Реформирование оплаты труда — проблема неотложная// Человек и труд. – 2007. — №3.
16. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. Изд. 6-е перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2008. – 585 с.
17. Губанов С. Система организации и поощрения труда (опыт методической разработки)// Экономист. – 2006. — № 3. – С. 19
18. Гуджоян О.Л. Методы принятия управленческих решений. Учебное пособие. — М.: ИНФРА, 2005 – 477 с.
19. Дмитроченко Н. Система оплаты, которая может стимулировать эффективный труд// Человек и труд. – 2007.- №1. – С. 14.
20. Иванова С.В. Корпоративная культура: традиции и современность// Справочник кадровика, № 7, 2007. – с. 24 – 32.
21. Крылов Э.И., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2007. – 406 с.
22. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. Учебник. — 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Новое издание, 2006. – 341 с.
23. Краюхин Г.А. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. СПб.: 2005 — 346 с.
24. Карпов А.В. Психология менеджмента: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2008 – 395 с.
25. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2007. – 648 с.
26. Менеджмент. Учебник/Под. Ред. В. В. Томилова. – М.: Юрайт – Издат, 2006. – 591 с.
27. Организация, планирование, управление деятельностью предприятий: учебник для вузов./ под общ. ред. С.Е. Каменипера, Ф.М. Русинова — М.: Высшая школа, 2006. – 557 с.
28. Подлесных В. И. Теория организации: Учебник для вузов. – СПб, 2006. – 486 с.
29. Пичужкин И.В., Жарков В.Н., Максимов С.А. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2007. – 325 с.
30. Савина Е.П. Искусство планировать развитие персонала// Справочник по управлению персоналом. – 2007. – №1. – С. 33 – 36.
31. Управление персоналом организации. Учебник/ Под ред. Кибанова А.Я. М.:ИНФРА — М, 2007. – 447 с.
32. Управление персоналом: Учебник/ Общ. ред. А.И. Турчинова. – М.: РАГС, 2006. – 391 с.