Содержание
Содержание
Введение3
1.Механизм работы бензонасосов5
2.Технологический процесс ремонта бензонасосов7
3.Ведомость на подборку оборудования, инструмента, оснастки13
4.Технические решения ремонта и эксплеатации бензонасоса ВАЗ-211414
5.Правила техники безопасности и охраны труда17
Используемая литература23
Выдержка из текста работы
- ВВЕДЕНИЕ 2
- Глава 1. Теоретический анализ научно-технической и методической литературы по устройству автомобиля ВАЗ-2108 4
- 1.1 Устройство автомобиля ваз-2108 4
- 1.2 Назначение, типы и виды кривошипно-шатунного механизма 13
- 1.3 Кривошипно-шатунный механизм двигателя ВАЗ 2108 17
- Глава 2. Технология ремонта шатуна автомобиля ВАЗ-2108 23
- 2.1 Технология восстановительного ремонта шатуна 23
- 2.2 Определение годовой программы технологического процесса восстановления детали 32
- 2.3 Разработка технологического процесса 41
- Заключение 47
- Литература 48
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ научно-технической и методической литературы по устройству автомобиля ВАЗ-2108
1.1 Устройство автомобиля ваз-2108
Рис.1. Устройство автомобиля ВАЗ-2108:
1. Блок — фара;
2. Аккумуляторная батарея;
3. Расширительный бачок системы охлаждения;
4. Бачок для жидкости гидропривода тормозов;
5. Двигатель;
6. Воздушный фильтр двигателя;
7. Бачок для жидкости смывателя стекол;
8. Монтажный блок с предохранителями и реле;
9. Внутреннее зеркало заднего вида;
10. Противосолнечный козырек;
11. Заднее сиденье;
12. Дверь задка;
13. Складная полка;
14. Запасное колесо;
15. Задний фонарь;
16. Основной глушитель;
17. Амортизатор задней подвески;
18. Задний мост;
19. Балка задней подвески;
20. Топливный бак;
21. Дополнительный глушитель;
22. Переднее сиденье;
23. Наружном зеркало заднего вида;
24. Боковой указатель поворота;
25. Рулевой механизм;
26. Передний тормоз;
27. Телескопическая стойка передней подвески.
Автомобили ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и модификации на их базе это прежде всего переднеприводные легковые автомобили. Их компоновочная схема характеризуется передним и поперечным расположением силового агрегата (двигателя в сборе с коробкой передач, главной передачей и дифференциалом). От него крутящий момент передается на передние колеса с помощью валов неравной длины, на концах которых установлены шарниры равных угловых скоростей.
Передние ведущие колеса создают высокую устойчивость автомобиля против бокового заноса. Совпадение направления действия силы тяги на передних ведущих колесах с направлением движения колес обеспечивают автомобилю хорошую управляемость, маневренность и проходимость, особенно на скользких и обледенелых дорогах [2].
Переднеприводная компоновка, по сравнению с заднеприводной, позволяет полнее использовать длину автомобиля и уменьшить его массу, сделать удобнее салон и посадку водителя и пассажиров. Увеличивается полезный объем автомобиля без увеличения его габаритов. Это объясняется тем, что отсутствуют промежуточные звенья трансмиссии (карданная передача, задний мост) и поэтому не требуется кожух коробки передач, занимавший значительное пространство в зоне ног на заднеприводных автомобилях, и большой туннель на полу для карданной передачи. На переднеприводных автомобилях в небольшом туннеле пола размещается только система выпуска отработавших газов и привод стояночного тормоза.
Весьма компактна и задняя часть автомобиля. Топливный бак 20 размещается под задним сиденьем, а запасное колесо 14 в нише пола багажника. Благодаря этому получен значительный объем багажного отделения. Клиновидная форма кузова позволяет улучшить его аэродинамические характеристики, т.е. уменьшить сопротивление воздуха при движении автомобиля. Этому способствуют сглаженные наружные поверхности кузова, большой наклон передних и задних стекол, а также плавный переход наружной поверхности передних бамперов в формообразующую поверхность кузова [10].
Малое аэродинамическое сопротивление, новый более экономичный двигатель, а также установка новых шин с уменьшенным сопротивлением качению, позволили получить низкий расход топлива. С уменьшением расхода топлива тесно связано снижение массы автомобиля, на каждый килограмм собственного веса автомобиля обходится примерно в 20 г горючего на 100 км пути. Снижению массы способствовала как переднеприводная компоновка автомобиля (отсутствие тяжелого заднего моста, карданной передачи), так и рациональная силовая схема кузова, широкое применение легких пластмасс и новых конструкционных материалов.
Из пластмасс изготовлены бампера, различные кожухи, детали отопителя, облицовка салона и багажника. Масса деталей из пластмасс достигает 80 кг. Радиатор и многие детали коробки передач также изготовлены из алюминиевых сплавов, что также позволило уменьшить массу и силового агрегата, и автомобиля в целом [20].
Двигатель. На автомобиле установлен новый двигатель, специально разработанный для поперечного расположения, для чего максимально уменьшена его длина. Подбор оптимального процесса сгорания, фаз газораспределения, формы камеры сгорания и газовых каналов все это позволило довести степень сжатия в двигателе до 9,9. В сочетании с новым карбюратором и бесконтактной системой зажигания это улучшило экономичность двигателя. Система охлаждения двигателя жидкостная закрытого типа с принудительной циркуляцией жидкости.
Насос охлаждающей жидкости оригинальной конструкции, расположен в передней части блока цилиндров и приводится в движение ремнем привода распределительного вала. Радиатор алюминиевый с пластмассовыми бачками.
Система смазки двигателя имеет оригинальный масляный насос с шестернями внутреннего зацепления. Насос расположен на переднем конце коленчатого вала и не имеет какого-либо дополнительного привода. Масляный фильтр унифицирован с применяемым на автомобиле ВАЗ-2105. В системе питания установлен топливный фильтр тонкой очистки. Для стабилизации давлений на входе в карбюратор предусмотрена обратная топливная ветвь для слива излишков топлива обратно в бак. Применен новый карбюратор, обеспечивающий экономичное смесеобразование на различных режимах работы двигателя [5].
Система зажигания двигателя электронная бесконтактная. Бесконтактный датчик в датчике распределения зажигания построен на использовании эффекта Холла, коррекция угла опережения зажигания механическая, за счет центробежного и вакуумного регуляторов. Электронная система зажигания повышает стабильность работы двигателя на малых оборотах и улучшает его экономичность [7].
Трансмиссия автомобиля проста, компактна и надежна. Она объединена в единый узел, состоящий из сцепления и коробки передач с главной передачей и дифференциалом. Компактность этого агрегата позволила расположить силовой агрегат поперек автомобиля и осуществить привод передних колес непосредственно от коробки передач, что позволяет наиболее рационально использовать мощность двигателя и уменьшить расход топлива. Трансмиссия сохранила высокую надежность и работоспособность предшествующих моделей и в то же время уменьшена общая масса и уровень шума.
Коробка передач выполнена по двухвальной схеме. Все передачи переднего хода синхронизированы. Большая часть коробок передач выпускается в пятиступенчатом исполнении, но предусмотрено производство и четырехступенчатых коробок передач. Применение в коробке передач маловязкого моторного масла уменьшает потери при передаче крутящего момента и облегчает трогание автомобиля в зимнее время. Сцепление однодисковое сухое с диафрагменной нажимной пружиной и с повышенной износостойкостью фрикционных накладок. Привод сцепления тросовый, что делает его проще. В приводе отсутствуют зазоры, и подшипник выключения сцепления постоянно поджат к диафрагменной пружине с усилием 5-7 кгс.
Подвеска колес. На автомобилях применена принципиально новая подвеска 27 передних колес типа «качающаяся свеча», называемая также по имени изобретателя подвеской «Макферсон». Пружина в такой подвеске расположена фактически над осью поворотного устройства и нагружена меньше, чем в подвеске двух-рычажного типа. В подвеске есть только один рычаг нижний. Подвеска компактна, имеет малую массу. большой ход колес и более эластична. Плечо обката передней подвески отрицательное, так как точка пересечения оси поворота колеса с полотном дороги лежит за пределами наружной части автомобиля. Это способствует повышению устойчивости автомобиля при торможении, когда левое и правое колеса имеют разное сцепление с полотном дороги, а также уменьшает влияние тяговых сил на рулевое управление [6].
Подвеска передних колес хорошо согласуется с задней подвеской 19 из двух качающихся в продольной плоскости рычагов, соединенных между собой поперечиной, играющей роль стабилизатора. Упругим элементом в задней подвеске так же, как и в передней, являются винтовые пружины.
Рулевое управление. С поперечным расположением силового агрегата и подвеской передних колес типа «Макферсон» хорошо компонуется рулевое управление 25 с реечным рулевым механизмом. Оно не требует промежуточных рычагов, компактно и просто по конструкции. Рулевые тяги присоединяются к центральной части рулевого механизма, что позволило упростить конструкцию рулевого привода, так как применяются только два шаровых шарнира. Этот тип рулевого управления обеспечивает небольшое усилие на рулевом колесе (9-12 кгс).
Тормозная система имеет эффективные передние дисковые и задние барабанные тормоза. Привод тормозов с вакуумным усилителем, двухконтурный, с диагональным разделением контуров. Один контур обслуживает тормозные механизмы левого переднего и правого заднего колес, другой правого переднего и левого заднего колес. Такое разделение контуров является наиболее простым и отвечает требованиям по эффективности тормозов в случае выхода из строя одного из контуров, когда автомобиль сохраняет прямолинейное направление движения и теряется не более 50 проц. эффективности торможения.
Кузов трехдверный двухобъемный типа «хэтчбэк». Он совмещает универсальность грузопассажирского кузова со стремительными линиями спортивных автомобилей. Багажный отсек отделен от салона складывающейся пластмассовой полкой, установленной за задним сиденьем. Кузов легко трансформируется в груза пассажирский вариант откидыванием вперед подушки и спинки заднего сиденья. Большие боковые двери обеспечивают удобный вход и выход пассажиров, а задняя дверь облегчает погрузку и выгрузку багажа [3].
Передние анатомические сиденья с подголовниками существенно повышают комфорт. Они, так же как и заднее сиденье, выполнены из вспененного полиуретана с обивкой из трикотажного материала. Механизм бесступенчатой регулировки позволяет плавно регулировать наклон спинки передних сидений. Кроме того, передние сиденья можно перемещать вперед и назад как для подбора оптимального их расположения, так и для обеспечения удобной посадки пассажиров на заднее сиденье. Вследствие отработки силовой схемы каркаса кузова достигнута высокая прочность кузова и «мягкое» гашение энергии удара в случае аварии.
Так при лобовом ударе о неподвижное препятствие на скорости около 80 км/ч лобовое стекло остается в проеме, двери легко открывайся, а перемещение рулевою колеса в салон не превышает 90 мм. Силовая схема кузова гарантирует сохранение жизненного пространства салона при ударах спереди, сзади, сбоку и при перевертывании на крышу [11].
Высокая коррозионная стойкость кузова достигается прежде всего применением стали с цинковым покрытием на всех коррозионно опасных деталях: поперечинах пола, деталях порогов дверей и т.д. Предусмотрено уплотнение сварных швов специальной мастикой. Кроме того, увеличение коррозионной стойкости достигается катафорезным грунтом, специальной обработкой закрытых полостей и нанесением эпоксидного защитного покрытия при окончательной обработке кузова.
Электрооборудование практически полностью оригинально. В приборах и узлах широко применяется электроника и специализированные интегральные схемы (регулятор напряжения, коммутатор системы зажигания, сигнальные реле). На автомобилях устанавливается мало обслуживаемая или необслуживаемая аккумуляторная батарея, малогабаритный стартер с торцевым коллектором, электронная бесконтактная система зажигания, система встроенных датчиков с приборами, контролирующая работу важнейших систем автомобиля. Введен новый прибор эконометр, позволяющий подбирать наиболее экономичный режим движения. Помимо контрольных приборов, автомобили оснащены специальной системой диагностики [15].
Разъем для включения диагностического оборудования станций технического обслуживания размещен под капотом. Он соединен со всеми контрольными точками системы электрооборудования. Система диагностики позволяет обследовать техническое состояние генератора, регулятора напряжения, системы зажигания, аккумуляторной батареи и т.д. Электрический очиститель ветрового стекла имеет три режима работы два постоянных (но с разными скоростями движения щеток) и один прерывистый. На части выпускаемых автомобилей устанавливаются очистители фар. Для улучшения работы очистителей имеется смыватель стекол.
Особенности устройства автомобиля ВАЗ-2109. Автомобиль ВАЗ-2109 отличается oт автомобиля ВАЗ-2108 пятидверным кузовом и небольшими изменениями в системе питания двигателя. Двигатель оснащен заборником холодного воздуха, берущим воздух непосредственно под облицовкой радиатора. Он изготовлен из полипропилена и закреплен над радиатором системы охлаждения двигателя. Заборник соединен с терморегулятором воздушного фильтра полипропиленовым воздуховодом каркас кузова другой формы, с двумя проемами для передних и задних допрей [12].
Передние боковые двери и их механизмы имеют такое же устройство, как и двери автомобиля ВАЗ-2108, отличие только в размерах. Задние боковые двери подобны по конструкции передним, но незначительно отличаются устройством замков дверей. Замки не запираются снаружи ключом и оснащены дополнительной блокировкой против открывания замка изнутри. Рычажок этой блокировки находится на торце двери под наружным замком. Если перед закрытием двери перевести рычажок вниз, то дверь изнутри открыть будет невозможно. Она откроется только наружной ручкой двери.
Особенности устройства автомобиля ВАЗ-21081. На этом автомобиле устанавливается двигатель модели ВАЗ-21081 с уменьшенным рабочим объемом (1,1 л) и только четырехступенчатая коробка передач. Кузов и все остальные узлы и механизмы такие же, как на автомобиле ВАЗ-2108. Двигатель (по сравнению с моделью 2108) имеет другие блок цилиндров, головку цилиндров, коленчатый и распределительный валы. В связи с уменьшенным рабочим объемом двигателя устанавливается карбюратор с иными тарировочными данными, а также несколько измененная система выпуска отработавших газов.
Особенности устройства автомобилей ВАЗ — 21083 и ВАЗ-21093. Эти автомобили отличаются от автомобилей ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 установкой более мощного двигателя 21083 с рабочим объемом 1,5 л. Кроме того, на них применяется только пятиступенчатая коробка передач. На части автомобилей может быть установлена цифровая система зажигания. Двигатель 21083 имеет блок цилиндров с увеличенным диаметром цилиндров (82 мм). Также увеличен диаметр поршней и диаметры впускных клапанов и каналов в головке цилиндров. Карбюратор устанавливается с другими тарировочными данными [21].
Особенности устройства автомобилей ВАЗ-21099. Автомобиль ВАЗ-21099 отличаются от всех вышеописанных автомобилей четырехдверным кузовом типа «седан». Кузов у него трехобъемный, т.е. разделен перегородками на три объема: моторный отсек, салон и багажное отделение объемом 0.43 м3. По устройству и компоновке автомобиль ВАЗ-21099 полностью аналогичен автомобилю ВАЗ-21093 (кроме задней части кузова). На нем тоже устанавливается двигатель 21083 с рабочим объемом 1,5 л и пятиступенчатая коробка передач. Возможна установка панели приборов.
1.2 Назначение, типы и виды кривошипно-шатунного механизма
1.3 Кривошипно-шатунный механизм двигателя ВАЗ 2108
Класс |
Диаметр поршня |
||
A |
ВАЗ 2108 |
ВАЗ 21081 |
|
B |
75,965 |
76,975 |
|
C |
75,975 |
75,985 |
|
D |
75,985 |
75,995 |
|
E |
75,995 |
75,005 |
В запасные части поставляются поршни номинального размера только трех классов: А, С и Е. Этого достаточно для подбора поршня к любому цилиндру при ремонте двигателя, так как поршни и цилиндры разбиты на классы с некоторым перекрытием. Например, к цилиндрам классов В и D может подойти поршень класса С. На двигателе все поршни должны быть одной группы по массе, чтобы уменьшить вибрации из-за неодинаковых масс возвратно-поступательно движущихся деталей. Главное при подборе поршня обеспечить необходимый монтажный зазор между поршнем и цилиндром 0,025 — 0,045 мм. Кроме поршней номинального размера в запасные части поставляются и ремонтные поршни с увеличенным на 0,4 и 0,8 мм наружным диаметром. На днищах ремонтных поршней ставится маркировка в виде квадрата или треугольника. Треугольник соответствует увеличению наружного диаметра на 0,4 мм а квадрат на 0,8 мм. Поршневой палец 10 стальной, трубчатого сечения, запрессован в верхнюю головку шатуна и свободно вращается в бобышках поршня. По наружному диаметру пальцы сортируются на три категории через 0,004 мм соответственно категориям поршней. Торцы пальцев окрашиваются в соответствующий цвет: синий первая категория, зеленый вторая и красный третья. Поршневые кольца обеспечивают необходимое уплотнение цилиндра и отводят тепло от поршня к его стенкам. Кольца прижимаются к стенкам цилиндра под действием собственной упругости и давления газов. На поршне устанавливаются три чугунных кольца два компрессионных 7, 8 (уплотняющих) и одно (нижнее) маслосъемное 6, которое препятствует попаданию масла в камеру сгораний. Верхнее компрессионное кольцо 8 работает в условиях высокой температуры, агрессивного воздействия продуктов сгораний и недостаточной смазки, поэтому для повышения износоустойчивости наружная поверхность хромирована и для улучшения прирабатываемости имеет бочкообразную форму образующей. Нижнее компрессионное кольцо 7 имеет снизу проточку для собирания масла при ходе поршня вниз, выполняя при всём этом дополнительную функцию маслосбрасывающего кольца. Поверхность кольца для повышения износоустойчивости и уменьшения трения о стенки цилиндра фосфатируется. Маслосъемное кольцо имеет хромированные рабочие кромки и проточку на наружной поверхности, в которую собирается масло, снимаемое со стенок цилиндра. Внутри кольца устанавливается стальная витая пружина, которая разжимает кольцо изнутри и прижимает его к стенкам цилиндра. Кольца ремонтных размеров изготавливаются (так же, как и поршни) с увеличенным на 0,4 и 0,8 мм наружным диаметром. Шатун является стальным, обрабатывается вместе с крышкой, и поэтому они в отдельности невзаимозаменяемы. Чтобы при сборке не перепутать крышки и шатуны, на них клеймится номер цилиндра, в который они устанавливаются. При сборке цифры на шатуне и крышке должны находиться с одной стороны. Коленчатый вал 25 отливается из высокопрочного специального чугуна и состоит из шатунных и коренных шлифованных шеек. Для уменьшения деформаций при работе двигателя вал сделан пятиопорным и с большим перекрытием коренных и шатунных шеек. В теле вала просверлены каналы 14 для подачи масла от коренных шеек к шатунным. На заднем конце коленвала установлен маховик 24, отлитый из чугуна. На маховик напрессован стальной зубчатый обод. Технологические выводы каналов закрыты колпачковыми заглушками 26. Для уменьшения вибраций двигателя вал снабжен противовесами, отлитыми заодно целое с валом. Они уравновешивают центробежные силы шатунной шейки, шатуна и поршня, которые возникают при работе двигателя. Кроме того, для уменьшения вибраций коленчатый вал еще динамически балансируют, высверливая металл в противовесах [18].
Рис.4. Кривошипно-шатунный механизм двигателя ВАЗ 21081:
1. Крышка шатуна;
2. Болт крепления крышки шатуна,
3. Шатун: 4. Поршень;
5. Терморегулирующая пластина поршня;
6. Маслосъемное кольцо;
7. Нижнее компрессионное кольцо;
8. Верхнее компрессионное кольцо;
9. Разжимная пружина: 10. Поршневой палец;
11. Вкладыш шатунного подшипника;
12. Упорные полукольца среднего коренного подшипника;
13. Вкладыши коренного подшипника;
14. Каналы для подачи масла от коренного подшипника к шатунному:
15. Держатель заднего сальника коленчатого вала:
16. Задний сальник коленчатого вала:
17. Штифт для датчика ВМТ: 18. Метка (лунка) ВМТ поршней 1-го и 4-го цилиндра;
19. Шкала в люке картера сцепления:
20. Метка ВМТ поршней l-гo и 4-го цилиндров на ободе маховика;
21. Шайба болтов крепления маховика:
22. Установочный штифт сцепления:
23. Зубчатый обод маховика:
24. Маховик;
25. Коленчатый вал;
26. Заглушка масляных каналов коленчатого вала;
27. Передний сальник коленчатого вала (запрессован в крышку масляного насоса);
28. Зубчатый шкив привода распределительного вала;
29. Шкив привода генератора:
30.А. Маркировка категории поршня по отверстию для поршневого пальца:
31.В. Маркировка класса поршня по наружному диаметру;
32.С. Маркировка ремонтного размера поршня,
33. D. Установочная метка;
34.I. Метки для установки момента зажигания; 35. II. Маркировка крышек коренных подшипников коленчатого вала (счет опор ведется от передней части двигателя).
Глава 2. Технология ремонта шатуна автомобиля ВАЗ-2108
2.1 Технология восстановительного ремонта шатуна
Рис.9. Приспособление для контроля шатуна: 2, 6 — индикатор; 3 — основание; 4 — корпус; 5 — стойка; 7 — упор; 9 — базовый палец; 10 — установочный палец; U — скоба
Расточку отверстия в бронзовой втулке до диаметра 50 4+0°. Шероховатость поверхности после расточки равна 0,32 мкм. Перед мойкой масляный канал в шатуне прочищают шомполом. Промывают шатун в моечной машине и обдувают сжатым воздухом.
Изгиб, скручивание шатуна, расстояние между осями отверстий верхней и нижней головок проверяют на контрольном приспособлении.
Настройку индикаторов, установленных на приспособлении, производят по эталону. В верхнюю головку шатуна вставляют установочный палец 10, надевают шатун отверстием нижней головки на базовый палец 9 и кладут выступающими поверхностями установочного пальца 10 на упор 7.
Непараллельность осей отверстий верхней и нижней головок не должна превышать 0,04 мм на длине 100 мм.
Оси отверстий должны лежать в одной плоскости, отклонение не более 0,03 мм на длине 100 мм.
Расстояние между осями должно быть 280±0,03 мм. Контроль отверстий (диаметр 50^0^° mm и диаметр 93+0’021 мм) производят индикаторным нутромером. Шероховатость поверхностей в отверстиях головок — а = 0,63 мкм торцов а=1,25 мкм. Проверяют совпадение отверстий во втулке и шатуне.
Таблица 2.
Анализ дефектов детали и требований, предъявляемых к отремонтированной детали.
Номер дефекта |
Название дефекта |
Метод или прибор контроля |
Размеры |
||
Номинальный |
Пред. допустим. |
||||
1 |
Износ торцов нижней головки шатуна рис.1 поз.1 |
Штангенциркуль |
41,65 |
40,65 |
|
2 |
Задиры поверхности нижней головки шатуна рис.1. поз.1 |
Визуально |
|||
3 |
Износ отверстия под втулку верхней головки шатуна рис 1. поз 4. |
Нутример |
50 + 0,031 |
50+0,04 |
2.2 Определение годовой программы технологического процесса восстановления детали
2.3 Разработка технологического процесса
05 |
Моечная. Мойка и очистка валика от масла и грязи. |
|
Моечная машина. |
||
10 |
Дефектовочная. Выявление изношенных поверхностей |
|
Штангенциркуль, нутример. |
||
15 |
Наплавочная. Наплавка поверхности поверхности торцов нижней головки шатуна. |
|
Установка для автоматической наплавки. |
||
20 |
Предохранительная. Защита поверхностей от действия электролита. |
|
Установка для защиты винипластовыми материалами. |
||
25 |
Наращивающая. Наращивание торцов нижней головки шатуна |
|
Гальваническая ванна. |
||
30 |
Предохранительная. Защита поверхностей от действия электролита. |
|
Установка для защиты винипластовыми материалами. |
||
35 |
Наращивающая. Восстановление оверсти я верхней головки шатуна. |
|
Гальваническая ванна. |
||
40 |
Слесарная. Рассверливание и хонингование нижней головки шатуна после наплавки. |
|
Слесарный станок и инструмент. |
||
45 |
Шлифовальная. Шлифовка верхней и нижней головок шатуна. |
|
Круглошлифовальный станок. |
||
50 |
Токарный станок |
Нормирование операций, связанных с восстановлением поверхностей детали. Техническая норма штучно-калькуляционного времени (в минутах) определяется по формуле:
tшк=to+ tв +tобс+tот+tп-з/n,
где to — основное технологическое время, необходимое для целенаправленного воздействия на деталь (время на хромирование или наплавку);
tв — вспомогательное время, затрачиваемое на установку и снятие детали, измерение размеров, подвод, отвод инструмента и т.д.;
tобс — время организационного и технологического обслуживания рабочего места;
tот — время на отдых и личные надобности работающего;
tп-з — время на подготовительные и заключительные работы, которое рассчитывают на партию деталей;
n — число деталей в партии.
Время (to+ tв) называется оперативным toп, а время (tобс+tот) — дополнительным и берется впроцентах от toп. Тогда
tшт=(1+к/100) toп,
где tшт — штучное время, мин;
к — коэффициент, учитывающий время на обслуживание рабочего места,%.
tшк= tшт+tп-з/n.
Нормирование операции хромирования цилиндрической поверхности.
Основное время нахождения деталей в ваннах (время наращивания металла), мин:
где h — толщина слоя покрытия 0,2мм;
— плотность осаждаемого металла 7,8;
Pк-катодная плотность тока, Рк=60 А/дм2;
С — электрохимический эквивалент с=0,324 г/А ч;
— выход по току =13%;
Вспомогательное время равно: ,
где — вспомогательное время, перекрывающееся основным,=0 мин;
— вспомогательное время, не перекрывающееся основным временем, =0,17 мин;
Норма времени на операцию, отнесенная к одной детали, равна:
Нормирование операции электроимпульной наплавки торцов нижней головки шатуна
Основное время при наплавке, мин:
где F — площадь поверхности 50 мм;
l — длина шва, 13мм;
— плотность осаждаемого металла 7,8;
Kп — коэффициент разбрызгивания металла 0,9;
С — электрохимический эквивалент с=0,324 г/А ч;
-выход по току =13%;
н — коэффициент расплавления 6 г/А ч;
I-сварочный ток, 200 А;
— коэффициент, учитывающий сложность работы (=1)
Вспомогательное время равно: мин.
Дополнительное время составляет 5% от оперативного времени (tо + tв)
Подготовительно-заключительное время принимают 15 мин на партию деталей. Норма времени на операцию, отнесенная к одной детали, равна:
Оценка затрат на восстановление детали. Оценка затрат на восстановление методом хромирования в саморегулирующимся растворе электролита. Затраты на восстановление деталей группируются в себестоимости через следующие калькуляционные статьи:
где — стоимость расходных материалов,
= Км = 0,5 16,37=8,185 коп;
— основная заработная плата производителя,
=tшт Сч=57,6 17,053/60 = 16,37 коп;
— дополнительная заработная плата,
= KЗПд =0,15 16,37=2,45 коп;
— отчисления на социальное страхование:
=KCCТ (+) = 0,15 (16,37+2,45) = 2,82 коп;
— накладные цеховые расходы,
=Кцр =1 16,37=16,37 коп;
— общезаводские расходы,
= КОЗР =0,6 16,37=9,822 коп;
— расходы на эксплуатацию и содержание оборудования,
= КРС70 = 0,65х16,37=10,64 коп;
— прочие расходы,
=0,01 66,65=0,66 коп; 67,32 коп.
Оценка затрат на восстановление методом электроимпульсной наплавки.
Затраты на восстановление деталей группируются в себестоимости через следующие калькуляционные статьи:
где — стоимость расходных материалов,
= Км =1,1 0,95=1,05 коп;
— основная заработная плата производителя,
=tшт Сч=75,4 0,756/60 = 0,95 коп;
— дополнительная заработная плата,
= KЗПд =0,15 0,95=0,14 коп;
— отчисления на социальное страхование
=KCCТ (+) =0,15 (0,95+0,14) = 0,1635 коп;
— накладные цеховые расходы,
=Кцр =1 0,95=0,95 коп;
— общезаводские расходы,
= КОЗР =0,6 0,95=0,57 коп;
— расходы на эксплуатацию и содержание оборудования,
= КРС70 = 0,65х0,95=0,62 коп;
— прочие расходы,
=0,01 4,44 =0,044 коп;
4,48 коп.
Заключение
Литература
1.
2. Автотранспорт. Эксплуатация. Обслуживание. Ремонт-журнал 2005-2007 г. г.
3. Болотов А.К., Лопарев, Л.А. Конструкция автомобилей. — М.: Колос, 2006. — 352 с.
4. Вахламов В.К. Техника автомобильного транспорта. Подвижный состав и эксплуатируемые свойства. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 528 с.
5. Воловик Е.Л. «Справочник по восстановлению деталей», Колос, 1981.
6. Долгополов Б.П., Митротрохин, Н.Н., Скрипников, С.А. Методические указания по выполнению курсовой работы по курсу «Технология ремонта автомобилей и дорожных машин», Москва, 1996.
7. Дубина В.В. Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы двигателя внутреннего сгорания. / В.В. Дубина, Н.П. Чикунов. — Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2003. — 176 с.
8. Иншаков А.П., Карпов, А.М., Славкин, и др. Практикум по конструкции автомобилей. — Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2003. — 124 с.
9. Карагодин В.И., Митрохин, М.Н. Ремонт автомобилей и двигателей. — М.: Мастерство, Высш. шк., 2001. — 496 с.
10. Кутьков Г.М. Автомобили. Теория и технологические свойства. — М.: Колос С, 2004. — 504 с.
11. Малдык Н.В., Зелкин, А.С. Восстановление деталей машин: Справочник. — М.: Машиностроение, 1989 — 420 с.
12. Основы технологии производства и ремонта автомобилей: Метод. указания. / Сост. А.Д. Полканов, ВоГТУ: — Вологда, 1999 г.
13. Практикум по конструкции автомобилей / А.П. Иншаков, А.М. Карпов, В.И. Славкин и др., Под общ. ред. А.П. Иншакова. — Саранск: издательство Морд. ун-та, 2003. — 124 с.
14. Родичев, В.А. Устройство и техническое обслуживание легковых автомобилей. Учебник водителя автотракторных средств категории «В».3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 80 с.
15. Справочник технолога авторемонтного производства. /Под редакцией Г.А. Малышева. — М.: Транспорт, 1977 г.
16. Шадричев, Е.А. «Основы технологии автостроения и ремонта автомобилей», Машиностроение, 1976.
17. Шестопалов, К.С. Легковые автомобили. М.: ДОСААФ, 1983. 208 с.
18. Шестопалов, С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. — М.: Профобриздат., 2001. — 544 с.
19. Ресурсы интернета: http://www.techno.stack.net — федеральный портал «Инженерное образование».
20. Ресурсы интернета: http://www.inauka.ru — портал «Известия науки».
21. Ресурсы интернета: http://www.w 45.ru — библиотека автомобилиста.
22. Ресурсы интернета: http: // www.2a2. ru — справочник по автомобилям.
23. Ресурсы интернета: http: // www. vaz-service. ru