Выдержка из текста работы
Актуальность данной темы в том, что в нашей современной экономике система гос-закупок является одним из обязательном элементом управления государственными финансами и ресурсами общественного сектора экономики.
Государственные закупки — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиями, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Государственный и муниципальный контракт заключается с победителем – участником закупки, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.
Целью курсовой работы является изучение системы государственных закупок.
Для решения поставленной цели в курсовой работе были определены следующие задачи:
— выявить основные направления совершенствования информационного обеспечения механизма муниципальных и государственных заказов
— исследовать теоретические основы государственных и муниципальных заказов
— проанализировать действующие механизмы государственных и муниципальных заказов РБ
Объектом исследования — выступает информационные технологии.
Предметом исследования выступают механизмы:
1. Процесс информатизации
2. Информационные системы
Методы исследования — анализ и синтез, метод изучение документов.
В целях решения поставленных задач автором применялись следующие научные методы: метод сравнительного и статистического анализа, индукция и дедукция, научное наблюдение.
Информационной базой исследования послужили федеральные акты, методические и информационные материалы Министерства финансов Республики Башкортостан. В ходе выполнение курсовой работы были использованы официальные документы Министерства финансов Республики Башкортостан и официальные данные по отчетам затрат государственных средств.
Размещение госзаказа в Республике Башкортостан курирует Государственный комитет Республики Башкортостан по размещению государственных заказов. Госкомитет является основным уполномоченным органом власти республики по регулированию системы в сфере закупок работ, товаров, услуг для обеспечения нужд Республики Башкортостан.
На начало 2014 года на официальном сайте зарегистрировано около 10159 заказчиков из Республики Башкортостан. Размещение заказов для муниципальных и государственных нужд РБ за 2014-2016 годы на официальном сайте по предоставлению информации о размещенных заказах РБ.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ
Понятие и виды государственных и муниципальных заказов. Существует определенно несколько понятий государственный заказ.
Существует определенно несколько понятий государственный заказ.
1. Государственный заказ — предложение, даваемое уполномоченной государственной организацией другой организации для поставки товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд.
2. Государственный заказ — выдаваемый государственными органами и содержащий из средств государственного бюджета заказ на изготовление определенной продукции, выпуска товаров, проведение работ, в которых заинтересованно государство.
Муниципальный заказ — это заказ со стороны органом МСУ и уполномоченных ими муниципальных учреждений на поставки товаров, выполнения работ и оказания определенных услуг, связанных с решением вопросов местного значения, переданных органами МСУ федеральными законами и законами Республики Башкотостан.
Государственный заказ обеспечивает:
— определенные потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, которые необходимы для решений вопросов местного значения и осуществления государственных полномочий;
— потребности Республики Башкортостан, гос-заказов в товарах, услугах, работах, которые необходимы для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, гос-заказчиков;
— потребности Республики Башкортостан, гос-заказов в товарах, услугах, работах, которые необходимы для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, в том числе для реализации региональных целевых программ.
Гос-нужды – это определяемые в установленном законом порядке потребности РФ или РБ, обеспечиваемые за счет средств бюджета.
Муниципальные нужды – обеспечение за счет средств местного бюджета, в товарах, осуществления государственных полномочий, услугах решения вопросов местного значения.
— защита страны;
— реализация гос.целевых программ;
— образование, здравоохранение, культура.
Федеральными гос-нужды — это определенные потребности Российской Федерации и Республики Башкортостан в продукции, которая необходима для решения поставленных задач жизнеобеспечения, безопасности и обороны страны, для реализации целевых программ и межгосударственных целевых программ.
Система государственных закупок в России осуществляется на 4 уровнях:
— региональном
— федеральном
— окружном
— муниципальном
Осуществление гос-закупок основывается на общих принципах:
— ответственность ;
— открытость и прозрачность;
— экономное расходование бюджетных средств;
— отчетность.
В РФ гос-закупки при работе опираются на действующие законодательство. Орган государственной власти или орган МСУ, который осуществляет закупки определенной продукции, получение средств на закупку данного товара, услуг, работ, формирование заказов на перечисленные услуги и размещения его на свободном рынке.
Заказы размещаются на конкурсной основе. Процедура проведения — трудоемкое и требующие определенных затрат, так как провести все конкурсные процедуры невозможно.
Процесс поставок регламентируется ФЗ от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Согласно данному закону между поставщиком и заказчиком заключается контракт. По государственному контракту на поставку определенного товара для государственных нужд поставщик должен передавать товары государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Товары, поставляемые по государственному договору, должны соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемые данным контрактом.
— качество продукции;
— охрану окружающей среды;
— совместимость и взаимозаменяемость продукции.
Государственный контракт – главный документ, который определяет права и обязанности заказчика и исполнителя. Предусматриваются налоги, субсидии, льготное распоряжение выручкой. За нарушение выполнения контракта взымается неустойка. Для стимулирования добросовестных отношений к выполнению обязательств поставщиком предусмотрено понятие «поставщик для государственных нужд». Таким образом, государственный контракт выступает главным товарно-денежным отношением в сфере государственных заказов между государством и поставщиком.
Муниципальные нужды – обеспечивающие за счет средств местного бюджета муниципальных образований в услугах, работе и товаре, для решения вопросов, осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органами МСУ.
Вывод: государственный заказ — предложение одной государственной организации другой на поставку товаров, услуг, работы за счет средств бюджета. Государственные закупки осуществляются на 4 уровнях. Муниципальные нужды обеспечиваются за счет средств местного бюджета страны.
Проблемы и способы решения госзаказа в Республике Башкортостан
Основными проблемами госзакупок в Республике Башкортостан:
— занижение срока конкурсных предложение ( менее 45 дней);
— завышенная стоимость конкурсной документации;
— нарушение основных правил торгов, указанные в конкурсной документации;
— двусмысленные формулировки в конкурсной документации;
— сокрытие основной информации.
Данные нарушения случаются, потому что недостаточная квалификация специалистов и несовершенство законодательства по госзакупкам. Ограниченные возможности контролирующих органов.
После анализа конкурсного размещения при закупках работ, услуг, товара для муниципальных и государственных нужд, были выявлены следующие недостатки:
— Товары, имеющие однотипный характер, который закупается различными бюджетно-получателями. Из-за снижения объемов закупаемой продукции.
— Показатели различных уровней имеют отклонения значений фактически профинансированных расходов на проведение муниципальных и государственных закупок.
— Заключение договора без фиксации конечной цены поставки продукции с обязательствами заказчика оплатить исполнителю выполнение работы.
— Фактором подорожание продукции, которая поставляется для муниципальных и государственных нужд. Практика осуществляемая поставок в форме товарного кредитования заказчика с неопределенными сроками финансовых расчетов. Она приводит к дополнительным издержкам, которые существенно превышают стоимость финансовых заимствований в коммерческой практике.
— При проведение конкурсов место нарушения правил и процедур, предусмотренных нормативными актами. Это приводит к покупке продукции по более высоким ценам, по сравнению со средними сложившимися ценами, при высоких затратах на проведение конкурса. Имеют место нарекания к качеству товара, поставляемой организации, выигравшей торги.
— Больший объем закупок для муниципальных и государственных нужд проводится без конкурсов. Размещение заказов и методов ценовых котировок применяется крайне широко, а на региональном и местном уровнях является наиболее частой формой закупок.
Поставщики, внося свою посильную лепту в этот рукотворный хаос. Чаще всего источником подобных проблем является:
— халатное отношение
— игнорирование требований конкурсной документации
— незнание процедур и законодательства
— отсутствие координации и плана работы
При изучение №44-Федерального закона появляются процессуальные проблемы. Они осложняют работу заказчиков при применение данного закона.
В законе отсутствует понятие «муниципальные и государственные нужды» и «нужды бюджетных учреждений». В соответствие с пунктами 1 и 3 статьи 13 «Цели осуществления закупок», заказчиком осуществляется закупки для:
— выполнения функций и полномочий гос-органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ;
— достижение целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ, государственными программами субъектов РФ, муниципальными программами.
Требование к участникам является отсутствие в предусмотренном этим федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки – юр.лице. Требование к участникам закупки является правомочность участника закупки заключать контракт. В законе о контрактной системе не определено, какими документами участник должен подтвердить свою правомочность, что создает широту усмотрения комиссии заказчика при принятии решения. Требования к участникам закупки является отсутствие у участником закупки -физ.ли–а либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юр.лица – участника закупки судимости за преступление в сфере экономики.
В №44-Федеральном законе процедуры закупок не признаются несостоявшимися, если при уклонении победителя запроса котировок и участника запроса котировок, как и победителя запроса котировок, цену контракта, участника запроса котировок, предложение о цене контракта, который содержит лучшее условие по данной цене.
Способы решения данных проблем.
Надо определить какими документами участник должен подтвердить соответствие требованию по правоспособности. Разобрать методические рекомендации по порядку проверки соответствия участника закупки указанному требованию. Внести изменение в №44-Федеральный закон, который регулирует действия заказчика при признании процедур несостоявшимися в указанных выше случаях. Исключить из данного закона требование об опубликовании извещения при проведение запроса.
Устранение недостатков в государственных нуждах должно быть направлено на:
— оптимизацию распределения полномочий;
— изменение системы организации финансовых потоков;
— введение контроля со стороны общественности за расходами;
— сокращение количества основных государственных заказчиков, которые осуществляют закупки для государственных нужд.
Вывод: В Республике Башкортостан есть определенные проблемы в госзаказах. Проблемы даже не в самой Республике, как в самом федеральном законе №44-ФЗ. Мы заметили очень халатное отношение, игнорирование конкурсной документации и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение курсового проекта можно выделить следующее:
Вопросы регулирования государственных и муниципальных закупок в Республике Башкортостан является объектом внимания со стороны законодательства. Государственные и муниципальные закупки подразумевают выполнение государством разнообразных функций, предотвращение неконтролируемого повышения затрат, сокращения расходов на государственные и муниципальные закупки.
На данный момент государственные и муниципальные закупки в Республике Башкортостан довольно эффективно работает, но есть и свои проблемы. Которые тесно связанны с процедурой организации, проведения действий госзакупок в РБ. Большинство проблем на данный момент связано с тем, что в Республике Башкортостан, да и в целом в Российской Федерации развита очень сильно коррупция, ну и так же отсутствие гласности и прозрачности процесса государственных и муниципальных закупок, несовершенство нормативно — правовой базы.
В Республике Башкортостан эффективными способами муниципальных и государственных закупок является запросы котировки, открытые аукционы, конкурсы. Менее эффективными являются государственные и муниципальные закупки – торги на товарных биржах и закупки товаров из единственного источника. Для проведения государственных и муниципальных закупках следует изучить рынок, более точно подойти к определению начальной цены контракта, привлечь лучших поставщиков.
В ближайшее время будет организация государственных и муниципальных закупок будет преобразован в связи с принятием обновленного федерального закона. Новый Федеральный закон «О федеральной контрактной системе» взамен существующему №94-Федеральный закон «О размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» значительно преобразует механизм государственных и муниципальных закупок и решит существующие проблемы его реализации.