Помощь студентам, абитуриентам и школьникам

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

  • Форма для контактов
  • Политика конфиденциальности
2009 - 2020 © nadfl.ru

Пример курсовой работы по жилищному праву: Разгосударствление и приватизация

Раздел: Курсовая работа

Содержание

Введение3

1. Понятие, функции и критерии выбора способа приватизации4

2. Этапы приватизации6

3. Результаты приватизации11

Заключение17

Список использованной литературы19

Выдержка из текста работы

Приватизация в России — приватизация, процесс перевода государственного имущества Российской Федерации под контроль частных лиц, который осуществлялся в России с начала 1990-х годов (после распада СССР) и сопровождался исключительным уровнем насилия и коррупции. Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность, что привело к падению уровня жизни населения, спаду в экономике, образованию и усилению организованной преступности.

Приватизация часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками. С приватизацией связывают появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную. В народе даже её стали называть «прихватизация».

С другой стороны, приватизация проводилась в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке: конфронтация Верховного совета РФ с Президентом и Правительством затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ; Правительство испытывало сильное лоббистское давление со стороны Верховного совета; на момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность, массовым явлением стала спонтанная приватизация — захват контроля над предприятиями их директорами, настроенными не на развитие предприятий, а на быстрое получение прибылей.

Главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства. В то время как в определенных сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что приватизированные предприятия переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль — а в перспективе и в собственность — их директоров.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена важностью разгосударствления, и реформирования в России, важностью анализа приватизации в России, и приватизационных программ в бывших союзных республик, а также необходимостью подведения итогов и перспективы развития приватизации в России.

Таким образом, целью курсовой работы является — финансовые аспекты разгосударствления и приватизации.

Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи.

Во-первых, необходимо рассмотреть понятие приватизации, реформирование отношений собственности в РФ, разобрать приватизационную экономическую реформу в России, проанализировать приватизацию как форму разгосударствления.

Во-вторых, провести анализ и оценку хода приватизации, законодательную базу приватизации, и приватизационные программы бывших союзных республик.

В-третьих, рассмотреть итоги приватизации в России, проанализировать перспективы приватизации в Российской Федерации.

Основными источниками информации для ответа на поставленные вопросы служат данные Счетной палаты Российской Федерации, законопроекты в области приватизации, журналы по данной отрасли и учебная литература.

1 РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ, РЕФОРМИРОВАНИЕ В РОССИИ: НАЧАЛО ПРИВАТИЗАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

1.1 Приватизация как форма разгосударствления

Известны два пути преодоления тотального выведения предприятий из под прямого контроля государства, т.е. разгосударствления: через самоуправление или через приватизацию.

Приватизация в переходной экономике является преобладающей формой разгосударствления, с одной стороны, и наделения граждан собственностью за счет тех или иных форм перераспределения общественного имущества, с другой. Под приватизацией, как правило, понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц. На базе государственных предприятий могут возникать частные и смешанные фирмы в различных организационно-хозяйственных формах от индивидуальных предпринимательств до всех видов корпораций.

Главное содержание приватизации заключается в трансформации предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно-техническом комплексе (звеньев «единой фабрики» плановой экономики), к фирмам, базирующимся на капитале. Капитал как самовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.

Зарождение и развитие отношений по капиталу (при сохранении в превращенной форме отношений по труду) кардинальным образом меняют всю систему интересов в рамках предприятия и требуют новых механизмов их согласования. В процессе приватизации в ходе массовых трансакций (передачи, перехода прав собственности) появляются новые социальные категории — собственников (акционеров), управляющих (менеджеров), наемных работников. Приватизация, таким образом, создает предпосылки для коренных изменений в структуре общественных групп и отношений.

По существу, приватизирующиеся предприятия переходного периода — это основная ячейка, где совершается главное таинство рыночной трансформации экономики. Успешность и темпы трансформации зависят как от общей логики и последовательности проходимой экономической политики (внешние условия и среда функционирования капитала), принципов и методов самих реформ отношений собственности (подходы к приватизации и реформированию госсектора), так и от рыночной реструктуризации экономики (консолидация и эффективный перелив капиталов). При этом именно рынок капитала является ключевой проблемой создания эффективного комплекса рыночных механизмов в переходной экономике.

Конкретные методы проведения реформы собственности зависят от того, на каких принципах передается государственное имущество новым собственникам. Это прежде всего выбор между платной (за полную стоимость или на льготных условиях) или бесплатной формами приватизации. Весьма остро перед началом приватизации во всех странах стоял вопрос о том, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий — все граждане, только члены трудовых коллективов, обладатели достаточных для выкупа капиталов. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизации иностранного капитала. По всем этим проблемам в постсоциалистических странах шли острые дискуссии социально-политического и экономического плана. Приватизация вообще является одним из наиболее политизированных элементов рыночной трансформации.

Огромные массы меняющих форму собственности государственных активов во всех постсоциалистических странах потребовали достаточного разнообразия возможных легальных форм приватизации. Причем соображения социальной справедливости, получавшие все большую общественную поддержку, в ходе реформ раздвинули круг возможных участников за счет включения в число новых владельцев активов населения, работников и управляющих компаний, бывших владельцев или их наследников, утративших некогда право собственности в процессе социалистической национализации. Характерно также, что приватизация во многих странах с переходной экономикой проводилась одновременно с либерализацией законодательства о предприятиях и предпринимательской деятельности.

Раскрывая вопрос о «приватизация как форма разгосударствления», необходимо отметить и сами формы приватизации.

Почти десятилетний опыт постсоциалистической приватизации позволяет осмыслить результативность ее отдельных форм для роста инвестиционной активности и эффективности экономики.

Приватизация государственных и муниципальных предприятий — это приобретение гражданами, акционерными обществами, товариществами в частную собственность объектов государственной собственности (предприятий, цехов, зданий, акций, паев, лицензий). «Частная собственность» в этом контексте означает всякую форму негосударственной собственности, в том числе акционерную, паевую и др.

Формами приватизации являются:

1. продажа государственных предприятий в частные руки

2. продажа акций работникам предприятий

3. сдача государственных предприятий в аренду

4. публичная продажа акций населению

В 1992-1993 годах всем гражданам России безвозмездно передавалась часть государственной собственности стоимостью 10 тыс. рублей (в ценах 1984 года) путем выдачи ваучеров (приватизационных чеков). Их можно было вкладывать в акции приватизируемых предприятий, но ваучерная приватизация была малоуспешной: в результате скупки приватизационных чеков по низким ценам и всевозможных спекуляций большая часть промышленных предприятий по низким ценам перекочевала в руки бывшей номенклатуры, директоров заводов и т.п.

1. Продажа государственных предприятий в частные руки -осуществляется путем организации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, так как только действительно богатые лица могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами общества.

2. Продажи акций работникам предприятия — означает развитие рабочей акционерной собственности. Продажа акций рабочим является эффективным средством повышения их заинтересованности в результатах своей работы, росте производительности труда и прибыльности предприятий.

3. Сдача государственных предприятий в аренду — это физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный период и за определенную плату. Арендатор получает возможность самостоятельно организовать производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством и нести финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения эффективности их работы. В этих же случаях могла использоваться такая форма, как заключение контракта на управление предприятием. Подписание контракта представляет управляющим полный контроль над функционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективного управления предприятием.

4. Публичная продажа акций населению — одна из наиболее распространенных форм приватизации, при которой государственное предприятие превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий.

Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих.

1.2 Реформирование отношений собственности в России

«На парламентских слушаниях на тему «Банкротство промышленных предприятий. Законодательство и практика», прошедших 21 января 1999 г. в Государственной думе, ведущие политические и государственные деятели России дали оценку проводимых с 1992 г. реформ. Семилетний период 90-х гг. закончился полным разрушением материально-технической базы страны, социальном сферы, обнищанием большинства (до 70%) населения». Реформирование отношение собственности / С.А. Зубанов, Вестник Астраханского ГТУ. Экономика, 2001- http://scholar.google.com/scholar_host?

Раздел государственно-корпоративной собственности, разрушение той властной структуры, в рамках которой существовала номенклатура, привел к ликвидации самой номенклатуры как стабильной пожизненной политико-экономической Элиты.

Проблема преобразования отношений и структуры собственности является одной из ключевых в ходе реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой. Триада «стабилизация — либерализация — приватизация» стала классической для содержательного определения направлений таких реформ. В России этот процесс начался не сразу. Ему предшествовала целая серия подготовительных мероприятий идеологического и правового характера. Точно так же с завершением приватизационных программ реформа собственности в переходной экономике не завершается, а лишь получаст мощный толчок, т.к. только после первого шала приватизации начинается формирование действительно эффективной системы прав собственности.

Цель реформы собственности как фундаментального элемента системных реформ в переходной экономике заключается в обеспечении базовых условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Приватизация дает явные преимущества для экономической эффективности потому, что она устанавливает первоначальные права частной собственности. При этом такие декларированные потенциальные цели приватизации, как «всеобщая справедливость» или пополнение доходов Госбюджета, неизбежно уходят на второй план. Собственно приватизация в условиях переходной экономики не ведет автоматически к появлению устойчивых жизнеспособных предприятий, она лишь создает необходимые экономико-правовые предпосылки для этого.

В условиях высокоразвитой рыночной экономики основной проблемой в рамках государственных приватизационных программ является выбор и отработка технических аспектов передачи прав собственности на отдельные компании в частные руки, прежде всего в целях обеспечения экономической эффективности дальнейшего функционирования этих компаний. В обществе, вырастающем из экономики, основанной на всеобщем огосударствлении, для образования частной собственности существуют четыре пути.

Первый — это официально принятая модель приватизации, перехода от государственной к частной собственности в её развитых видах и формах, так или иначе ориентированных на развитие частнособственнических отношений. Второй путь — осуществляемые стихийно, вопреки существующему законодательству, процесс присвоения государственного имущества теми или иными лицами. Третий — путь легализации, т.е. превращения в официальные частнособственнические структуры тех хозяйственных звеньев, которые сложились на теневом рынке в предшествовавшие десятилетии. Четвертый — путь возникновения частной собственности на базе накопления средств отдельным лицом.

Следует также отметить, что развитие частной собственности в странах «тоталитарного наследия» проходит два трудно разграничимых этапа. На первом этапе государственно-номенклатурные структуры и теневой рынок переходят от прежних форм собственности к формам псевдочастной собственности. Второй этап чем-то напоминает процесс первоначального накопления капитала, когда конкуренция и концентрация капитала осуществляется в предельно жестких формах с широким использованием внеэкономического принуждения, в условиях нестабильности политической системы, отсутствия развитой системы спецификации прав собственности. Все это создаст возможность манипулирования внеэкономическими механизмами корпоративных связей, мафиозного давления и иных отношений, нарушающих характерные для устойчивой частнособственнической рыночной экономики правила совершенной или несовершенной конкуренции. В условиях переходной экономики такие неформальные отношения в период первоначального накопления капитала играют качественно более значимую роль, чем в большинстве развитых стран.

«Именно поэтому проблема приватизации оказалась ареной серьезной социально-экономической борьбы. Если говорить о формальной стороне дела, то в государственной программе приватизации предусматривалось образование на базе государственных предприятий только акционерных обществ открытого типа. Такой подход к приватизации базировался на двух основных аргументах. Во-первых, создание акционерных обществ закрытого типа ведет к формированию коллективной собственности, объявленной в то время заведомо неэффективной. Во-вторых, АО закрытого типа не оставляют никаких долей для народной приватизации при помощи ваучеров. Такой поспешно-принудительный характер акционирования обеспечивал лишь смену организационно-правовой формы предприятий, практически ничего не добавляя к стимулам предпринимательской или трудовой активности. Более того, создание ОАО на деле лишь усилило номенклатурно-корпоративное содержание приватизации: большинство ОАО перешло в руки администрации, управляемой теми же «неформалами», либо остались в руках государства. И все же при всех недостатках российской приватизации первый ее этап к концу 1994 г. был завершен». Реформирование отношение собственности / С.А. Зубанов, Вестник Астраханского ГТУ. Экономика, 2001- http://scholar.google.com/scholar_host?

С принятием законодательства, регулирующего банкротство предприятий, по словам Е. Гайдара, наступил второй этап приватизации. Появилась реальная возможность приобретения всеми заинтересованными лицами значительной части государственных паев в предприятиях, смены «неэффективного» собственника «эффективным». Однако и второй этап реформирования отношений собственности в нашей стране приобретает, по словам руководителя Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, гипертрофированный характер, обусловленный во многом все теми же «неформальными отношениями» внутри российской экономики. Все это приводит к тому, что банкротство на сегодняшний день — самый дешевый способ «приватизации». Самый эффективный механизм нового передела собственности запустило правительство С. Кириенко. Это было знаменитое постановление от 22 мая 1998 г. № 476 об ускоренном банкротстве «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства». Механизм ускоренного передела собственности использовался в основном для ее отъема у самого ленивого и нерадивого собственника — государства. Причем это происходило зачастую, как утверждает заместитель председателя Правительства РФ П. Жуков, при попустительстве (или даже содействии) лиц, призванных интересы того собственника охранять. Таким ускоренным путем были, в частности, «приватизированы» предприятия, занимавшие практически монопольное положение на рынке ряда стратегических товаров. Это явилось одной из причин, по которым правительство Е. Примакова признало механизм ускоренного банкротства порочным. Однако проблемы это не решило. Постановление не применяется, но оно указало самый «эффективный» способ применения статьи 86 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» — продажу предприятия (бизнеса) должника. Точно так же практическое прекращение в текущем году инициации банкротств со стороны ФСДН ничего существенно не изменило. В последнее время нередки случаи, когда процедуры банкротства возбуждаются в отношении заведомо платежеспособных предприятий.

«На сегодняшний день определены три типа мотивации подачи заявления о банкротстве.

Во-первых — дело о банкротстве возбуждается по вполне объективным показателям, когда имеет место очень серьезный кризис в производстве, в финансах, экономике должника, когда идет речь об уже по сути остановившемся предприятии и невозможно рассчитывать на его финансовое оздоровление без применения механизмов банкротства. Во-вторых, дело о банкротстве возбуждается с целью получения от должника долгов. Наконец, третья категория дел, вызывающая наибольшую тревогу, это дела, которые возбуждаются с целью захватить незаконными средствами чужой, эффективно работающий бизнес. Это происходит в тех случаях, когда заинтересованным лицам не удалось цивилизованным способом добиться приобретения собственности на данном предприятии, но интерес к его бизнесу сохраняется. Для передела собственности начинают использовать механизмы банкротства». Реформирование отношение собственности / С.А. Зубанов, Вестник Астраханского ГТУ. Экономика, 2001- http://scholar.google.com/scholar_host?

К сожалению, ныне действующий Закон «О несостоятельности (банкротстве)», существенно облегчив вхождение в процедуру банкротства, не поставил никаких заградительных барьеров для такого рода его применения. Поэтому количество процедур банкротства, имеющих криминальный аспект, в последнее время растет. Так, известны попытки вывести из под контроля «Роснефти» предприятие «Пурнефтегаз». Существуют другие примеры, когда, опираясь на механизм банкротства, пытаются заняться переделом собственности крупных платежеспособных предприятий, имеющих устойчивый финансовый поток.

Из сказанного напрашивается вывод, что в этой ситуации представляется необходимым осуществить адаптацию действующего законодательства о банкротстве к тем реалиям, которые существуют сегодня в нашей экономике. Необходимо определить место данного законодательства в обшей системе гражданского права.

1.3 Общая характеристика приватизационной экономической реформы

Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

«В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса». Приватизация. Общая характеристика приватизации — http://www.bibliotekar.ru/biznes-38/21.htm

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

Объективные причины развития приватизационного процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.

Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, — инструментом государственного регулирования долговременного характера. Непосредственными целями приватизации являются:

— формирование слоя мелких и средних собственников;

— сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

— перераспределение экономических основ власти.

Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации — акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.

Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.

Эти черты сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструмента государственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметь общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада (многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).

Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.

Успешное проведение приватизации и особенно постприватизационное развитие предприятий зависит от создания и функционирования управленческих как государственных, так и не государственных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.

Исходя из сказанного напрашивается вывод, процесс приватизации в России показывает следующие перспективы: ведущим способом приватизации станет продажа предприятий (имущества, пакетов акций) на инвестиционных конкурсах; сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация условий приватизации оставшихся государственных крупнейших научно производственных комплексов, малых и средних предприятий.

2 АНАЛИЗ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ, И ПРИВАТИЗАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ БЫВШИХ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК

2.1 Законодательная база приватизации

«Приватизация в России началась после принятия Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» в 1988 году. На этом этапе она осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы. При этом реальные ее масштабы оставались неизвестными. По оценкам ОЭСР к лету 1992 года (начало осуществления программы приватизации) более 2000 предприятий были приватизированы «стихийно». Только в 1991 году началась разработка законодательства о приватизации Законом РФ от 3/7/1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» (с изменениями от 5/7/1992)». Приватизация в России — http://ru.wikipedia.org/wiki

До середины 1992 года Верховный Совет РФ принял ряд законов и постановлений, регламентирующих процессы приватизации и банкротства хозяйственных субъектов, в том числе и Законы РФ «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР». Законом о приватизации организация и проведение единой государственной политики приватизации, включая ее нормативное и методическое обеспечение, возлагались на Государственный Комитет РФ по управлению государственным имуществом (ГКИ). В качестве продавца и временного владельца государственного имущества был определен Российский фонд федерального имущества (РФФИ). При этом ГКИ был подотчетен Правительству РФ, а РФФИ — Верховному Совету РФ.

В России к нормативной базе приватизации относились также Государственные программы приватизации на 3 года. Они включали задания на текущий год и прогноз на два следующих. На основании этих законов Государственный комитет России по управлению государственным имуществом (ГКИ) издавал нормативные акты, а также давал разъяснения этих актов и Программы приватизации. При этом за пределами юрисдикции этих законов оставалась приватизация земли и жилищного фонда, социально-культурных учреждений и объектов культурного и природного наследия. Кроме указанных законов отдельные аспекты приватизации попадали под действие и других законов, например, «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25/12/1990.

«С ноября 1991 г. начался этап форсированной приватизации. В его основу был положен указ No.341 Президента РФ от 29/12/1991, утвердивший «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год». Указ No.66 от 29/1/1992 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» определял практический механизм приватизации. Государственная программа приватизации на 1992 год была принята Верховным Советом РФ в июне 1992 года. «Она провозглашала следующие цели:

— повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;

— создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;

— привлечение иностранных инвестиций, социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

— содействие процессу финансовой стабилизации РФ;

— создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации в 1993-1994 гг.» Приватизация в России — http://ru.wikipedia.org/wiki

В РФ Программа приватизации предусматривала ваучерную, денежную и «малую» приватизацию. Согласно законодательно принятой программе малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях. Крупные же предприятия должны были быть обязательно акционированы до приватизации. Корпоратизация средних предприятий до их разгосударствления оставалась на решение самих предприятий.

«Программа приватизации устанавливала ограничения на приватизацию, обязательные для всех органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, при этом запрещая введение дополнительных ограничений этими органами и расширенного толкования ограничений. При рассмотрении вопроса о приватизации объектов и предприятий правительство РФ, ГКИ и его территориальные органы имели право запретить приватизацию либо путем преобразования предприятия в акционерное общество открытого типа с закреплением 100 % акций в государственной собственности, либо преобразования его в государственное (казенное) предприятие, финансируемое за счет государственных источников». Механизм и законодательная база приватизации — http://literus.narod.ru/Bussines/MirEcon/4-g7-3-2.htm

В случае принятия решения о приватизации способы ее проведения в каждом конкретном случае определялись рабочей комиссией по приватизации соответствующего комитета по управлению имуществом. Предприятия со стоимостью активов на 1/1/1992 не более 1 млн руб. попадали под так называемую «малую» приватизацию через аукцион или конкурс. Объекты нежилого фонда, сданного ранее в аренду, объекты незавершенного строительства, имущество ликвидируемых или действующих предприятий также приватизировалось через аукцион. Предприятия-должники оставлялись до специальных указов президента РФ.

Основная же масса предприятий должна была быть в процессе приватизации превращена в акционерные общества открытого типа (АООТ). Для них предусматривались следующие формы приватизации: закрепление пакета акций (в том числе и «золотой» акции) в государственной или муниципальной собственности; льготная продажа и передача акций членам трудового коллектива приватизируемого предприятия; выкуп имущества арендными предприятиями по договорам аренды; продажа акций на чековом («ваучерном») или денежном аукционе; продажа акций по конкурсу, в том числе и приватизационному. Можно лишь пожалеть, что конкурсы неаукционного характера до 1995 г. практически не сыграли никакой роли. В российских условиях жестко применялась аукционная форма приватизации.

Нормативная база приватизации, принятая в краткие сроки часто без межведомственного согласования, естественным образом не могла быть достаточно полной. В развитие Госпрограммы приватизации был издан ряд указов президента и ведомственных документов. При этом не были определены механизмы управления госсобственностью, не сформулированы требования к новым собственникам по защите окружающей среды, механизмы обеспечения экономической независимости, безопасности и обороноспособности страны (из акционированных к 1995 г. 1110 предприятий ВПК 20 % были объявлены неплатежеспособными), взаимоотношений, распределения прав и обязанностей в части управления госсобственностью центра и регионов.

Излагая суть вопроса законодательная база приватизации, приходим к выводу, что вообще отсутствовали нормы и критерии, ограничивающие объемы преобразований одной формы собственности в другую. Понятия национализации и секвестра отсутствовали в нормативной базе вообще.

2.2 Анализ и оценка хода приватизации

Российская приватизация носила беспрецедентный характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономического базиса общества.

Так, в начале 1992 г., несмотря на процесс передела государственного имущества в ходе спонтанной (или «номенклатурно-бюрократической») приватизации, государственная форма собственности оставалась преобладающей, а предприятия государственного сектора обеспечивали две трети всего товарооборота.

«В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации», от 14 октября 1992 года № 1229 «О развитии системы приватизационных чеков в Российской Федерации», которые предусматривали наряду с деньгами использование до 1 июля 1994 года приватизационных чеков в качестве средств оплаты при приобретении объектов приватизации, за 1992 год было приватизировано с оплатой в денежной форме 46815 предприятий. В федеральный бюджет поступило около 0,04 млрд рублей. Предоставление рассрочки до трех лет и отсрочки платежа, широко используемое в тот период при значительных темпах инфляции (более 1300% в 1992 году), дает основание считать, что в формировании доходов бюджетов средства от приватизации составляли несущественную долю». Счетная палата Российской Федерации / Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации — http://rusref.nm.ru/priv00.htm

По данным Госкомстата России, к середине 1992 г. структура собственности (по составу и объему активов) была следующей: 349381 государственное и муниципальное предприятие с полной балансовой стоимостью более 35,6 млрд рублей; 80809 федеральных объединений, организаций, предприятий и учреждений со стоимостью основных фондов более 24,1 млрд рублейhttp://rusref.nm.ru/priv32.htm — _ftn1.

Распределение государственных и муниципальных предприятий по условиям приватизации было следующим: 25% активов запрещены к приватизации, для приватизации более 53% активов необходимо было решение государственных органов разного уровня, при этом более 50% государственных предприятий относилось к категории запрещенных к приватизации.

Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тыс. государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тыс., в 1994 году — до 112,6 тыс.

«По данным Госкомстата России, за период с 1993 по 2003 годы было приватизировано 96414 государственных предприятий, в том числе 16701 предприятий федеральной формы собственности, или 17,32% от общего числа приватизированных предприятий. При этом в 1993-1994 годах было приватизировано 71829 предприятий (соответственно 49924 и 21905), что составляло 74,5% от общего количества предприятий, приватизированных в 1993-2003 годах». Счетная палата Российской Федерации / Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации — http://rusref.nm.ru/priv00.htm

Согласно отчету Госкомимущества России за 1996 год, в результате выполнения Государственной программы приватизации по состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126793. В 1999 году в государственной собственности находилось 150 тыс. предприятий, Российская Федерация являлась участником (акционером) в 3896 хозяйственных товариществах и обществах, в 2500 акционерных обществах, представляющих базовые отрасли народного хозяйства, доля государства превышала 25% уставного капитала. Кроме того, в отношении 580 акционерных обществ использовалось специальное право на участие Российской Федерации в их управлении («золотая акция»)http://rusref.nm.ru/priv32.htm — _ftn2.

Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации отражена в таблицах 1 и 2.

приватизация разгосударствление экономический реформа

Таблица 1 — Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации в 1993-1997 гг.

1993

1994

1995

1996

1997

Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий,
объектов — всего

42924

21905

10152

4997

2743

в том числе по формам собственности:

федеральная

7063

5685

1875

928

374

субъектов Российской Федерации

9521

5112

1317

715

548

муниципальная

26340

11108

6960

3354

1821

Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу:

100

100

100

100

100

акционирование

31,1

44,8

27,7

22,5

18,1

продажа на аукционах

6,3

4,4

4,2

3,9

5,5

коммерческий конкурс

30,4

24,0

15,9

8,9

9,6

инвестиционный конкурс

1,3

1,2

1,1

0,7

0,5

выкуп арендованного имущества

29,5

20,8

29,8

32,1

14,6

продажа имущества ликвидируемых, ликвидированных предприятий и не завершенных строительством объектов

0,4

1,5

4,2

5,7

9,1

продажа недвижимости

—

—

15,4

22,9

38,5

продажа земли

—

—

0,6

1,5

2,6

прочие

1,0

3,3

1,1

1,8

1,5

Данные приведены по состоянию на дату приватизации.

Таблица 2 — Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации в 1998-2002 гг.

1998

1999

2000

2001

2002

Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов — всего

2129

1536

2274

2287

2557

в том числе по формам собственности:федеральная

264

104

170

125

86

субъектов Российской Федерации

321

298

274

231

226

муниципальная

1544

1134

1830

1931

2245

Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах:

100

100

100

100

100

продажа государственного и муниципального имущества на аукционе и коммерческом конкурсе

76,1

74,6

73,0

73,9

61,4

из нее продажа:

имущества ликвидируемых и ликвидированных предприятий

6,0

5,2

5,0

3,6

1,8

недвижимости

47,6

47,7

56,7

59,1

47,4

земельных участков в составе имущественного комплекса приватизированных предприятий

4,0

2,3

3,4

4,9

7,2

Выкуп государственного и муниципального имущества, сданного в аренду:

арендатором в соответствии с договором об аренде

6,8

8,3

18,0

20,0

32,9

посредством преобразования в открытое акционерное общество с правом первоочередного приобретения акций арендатором

0,3

—

—

—

—

Продажа акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации:

работникам общества

9,6

12,0

3,7

3,2

3,4

на специализированном аукционе

1,6

1,9

2,0

0,4

0,0

на аукционе и коммерческом конкурсе

4,6

2,2

2,8

1,3

0,8

Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества с закреплением 100% акций в государственной или муниципальной собственности

0,9

0,7

0,3

0,5

0,6

Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ

0,1

0,3

0,1

0,7

0,8

Отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций

0,0-

0,10,

1

Данные приведены по состоянию на дату приватизации. Всего в 1992 — 2002 гг. изменили форму собственности 140,3 тыс. государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов.

По оценкам экспертов, начальные этапы приватизации создали определенные предпосылки для решения задач преодоления кризисных явлений в экономике и дальнейшего развития.

Очевидно, что в течение 90-х годов был осуществлен переход к реальному многообразию форм собственности. Институт частной собственности получил правовое оформление, стал одним из инструментов привлечения частной инициативы граждан к решению экономических проблем. Приватизация и связанные с ней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни и общественного сознания, положили начало формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и самостоятельности товаропроизводителей, новой системы общественных ценностей. В результате приватизации образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции.

Приватизация содействовала становлению и развитию целого ряда новых экономических институтов, способствовала созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке.

Однако, несмотря на внушительные количественные итоги начальных этапов приватизации, а также ряд других положительных моментов, основные стратегические цели, заявленные в Государственной программе приватизации, практически достигнуты не были.

Приватизационные процессы, развивавшиеся в течение десяти лет, привели к существенному изменению структуры собственности в Российской Федерации в целом.

«В качественном плане структура российской собственности является весьма специфической и отличается от структуры собственности развитых государств с рыночной экономикой. Ее основными чертами стали преобладание акционерной формы собственности, причем преимущественно в форме открытых акционерных обществ; аккумулирование на ранних этапах приватизации основной части капитала в руках «инсайдеров» — работников и менеджеров приватизированных предприятий; обесценивание приватизируемой собственности, ее продажа лицам, происхождение капитала которых не было связано с развитием реального производства; сохранение значительного числа пакетов акций в собственности государства, как правило, по величине ниже контрольного и даже блокирующего пакетов»http://rusref.nm.ru/priv32.htm — _ftn3. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы — http://ru.wikipedia.org/wiki

Следует отметить, что такая структура собственности не являлась продуктом эволюции, она не была обеспечена соответствующей ей институциональной средой: отсутствовали как экономические институты, так и законодательные основы защиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительных пакетов — миноритарных акционеров.

В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаяся структура собственности будет носить переходный характер и должна в дальнейшем трансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходе приватизации станет приход на предприятия новых внешних инвесторов, в том числе иностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки будут инвестировать средства в развитие этих предприятий в обмен на участие в акционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались — очень многие предприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в акционерном капитале.

«В качестве положительного результата следует отметить тот факт, что параллельно процессу приватизации шло интенсивное образование новых частных предприятий. За указанный период общее количество предприятий и организаций возросло с 2250 тыс. до 4149,8 тыс., при этом количество государственных предприятий уменьшилось с 322 тыс. до 157 тыс. (в 2002 году) и составило 3,78% общей численности зарегистрированных юридических лиц.

Процессы приватизации 1993-2003 гг. сопровождались изменением структуры занятости населения, на практике наглядно демонстрировало увеличение доли населения, занятого в частном секторе экономики в указанный период». Счетная палата Российской Федерации / Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации — http://rusref.nm.ru/priv00.htm

Но, как уже неоднократно отмечалось, между количественными «успехами» разгосударствления собственности и качественными изменениями в экономике не существует прямой зависимости. Напротив, массовая распродажа государственных активов в отсутствие должных правовых и институциональных условий привели к замедлению процесса формирования эффективных собственников и не стали инструментом содействия реструктуризации и модернизации экономики.

Более того, в результате приватизации в России, по оценкам экспертов Мирового банка, в настоящее время существует самый высокий в мире уровень концентрации частной собственности. То есть сложилась ситуация, тормозящая процессы достижения конкурентоспособности российской экономики. Формирование слоя мелких и средних собственников и предпринимателей, являющихся в развитых демократических государствах движущей силой экономического развития и опорой политической стабильности, не состоялось и было отодвинуто на неопределенное время

Руководствуясь выше изложенным, приходим к выводу, что отраслевой анализ итогов приватизации, проведенный по результатам контрольных мероприятий Счетной палаты, свидетельствует, что организация и контроль за ходом приватизации во всех отраслях экономики были возложены в основном на единственный орган исполнительной власти — Госкомимущество России (Минимущество России), осуществлявшее полномочия собственника. Отраслевые министерства по существу были отстранены от участия в определении приоритетов и содержания приватизационных мероприятий, не привлекались к контролю за ходом приватизации и использованием федеральной собственности в «профильных» секторах экономики, а выполняли лишь второстепенные функции. В результате при приватизации зачастую не учитывались отраслевые особенности предприятий и важность сохранения производственных связей, что в конечном итоге приводило к негативным последствиям для экономики в целом.

К сожалению, большинство целей приватизации, провозглашенных в 1992 г., фактически не достигнуты (за исключением создания узкого «слоя» частных собственников). В настоящее время цели основных направлений приватизации федерального имущества до 2006 г. — «максимизация вклада приватизации федерального имущества в увеличение темпов роста и повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации» (раздел I Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2004 год и основных направлений приватизации федерального имущества до 2006 года, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 1165-р). При этом задачами приватизации в 2004-2007 гг. являются:

— обеспечение приватизации федерального имущества, которое не используется для обеспечения функций и задач государства;

— обеспечение поэтапного сокращения числа федеральных государственных унитарных предприятий;

— проведение структурных преобразований в соответствующих отраслях экономики;

— формирование доходов федерального бюджета.

Важным звеном в законодательстве о приватизации являются также ежегодно утверждаемые Правительством РФ прогнозные планы (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год. В указанных документах определяются основные направления приватизации на соответствующий период и содержатся перечни объектов, подлежащих приватизации. Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Утвержденные программы приватизации федерального имущества с 2003 по 2009 годы содержало большое количество имущества подлежащих приватизации, но в 2010 году было добавлено в перечень приватизации — стратегические предприятия и стратегические акционерные общества.

Премьер-министр России Владимир Путин подписал распоряжение, которым утвердил программу приватизации федерального имущества на 2010 г. и основные направления приватизации федерального имущества на 2011 и 2012 гг.

Программа предусматривает, что в 2010-2012 годах будет осуществляться приватизация федеральных государственных унитарных предприятий, не обеспечивающих выполнение государственных функций РФ. В 2010 году планируется завершить приватизацию порядка 250 ФГУПов, в отношении которых приватизационные процедуры были начаты в 2009 году.

В случае принятия президентом РФ соответствующего решения в 2010 году могут быть акционированы ФГУПы, исключаемые из перечня стратегических предприятий, в том числе как в рамках формирования вертикально интегрированных структур в стратегических отраслях экономики, так и с последующим включением вновь образованных акционерных обществ в стратегический перечень.

Кроме того, для получения дополнительных доходов федерального бюджета правительством могут быть приняты решения о приватизации пакетов акций, имеющих высокую инвестиционную привлекательность.

Крупными бюджетообразующими объектами приватизации в 2010 году являются пакеты акций открытых акционерных обществ «ТГК-5», Росгосстрах, «Московский метрострой», «Искитимцемент», «Тыретский солерудник».

Кроме того, в случае принятия президентом РФ решения о прекращении или снижении доли участия РФ в управлении АО, включенными в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, на основании отдельных решений правительства РФ в 2010-2011 годах будут приватизированы пакеты акций морских и речных портов, пароходств и судоходных компаний. В их числе акции ОАО «Мурманский морской торговый порт», «Современный коммерческий флот» (не более 25% минус 1 акция из находящихся в федеральной собственности акций), «Новороссийский морской торговый порт», «Аэропорт Кольцово», «Аэропорт Анапа», «Аэропорт Толмачево».

В 2010-2012 годах будет также продолжена работа по формированию на основе акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, интегрированных структур в стратегических отраслях экономики.

Исходя из оценки прогнозируемой стоимости предлагаемых к приватизации объектов в 2010 году ожидаются поступления в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества в размере 18 млрд руб. В 2011 и 2012 годах ожидаются поступления в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества в размере 6 млрд и 5 млрд рублей соответственно. Прогноз доходов от продажи федерального имущества может быть скорректирован в случае принятия правительством РФ решений о приватизации акций и иного имущества, имеющего высокую инвестиционную привлекательность.

2.3 Приватизационные программы бывших союзных республик

В 1991 году приватизационное законодательство разрабатывалось почти во всех экссоюзных республиках. Очевидно, что в силу конкретных политических и экономических обстоятельств нормативные акты по приватизации в каждой из республик находятся на разных стадиях готовности, различаются между собой как конкретные приватизационные программы, так и концептуальные подходы к разгосударствлению и приватизации. К началу декабря 1991 года законы (программы) о приватизации госсобственности уже приняты, помимо РФ, в Литве, Эстонии, Беларуси, Молдове, Таджикистане, Украине, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане. Почти во всех республиках в рамках приватизации, помимо возмездной формы, предусмотрено распределение среди населения различных видов инвестиционных чеков (Казахстан, Украина, Молдова, Армения, Литва, Эстония, Беларусь). В Латвии, Литве и Эстонии особое внимание уделяется урегулированию имущественных прав бывших владельцев той или иной собственности, национализированной после 1940 года, и их наследников.

«Если Прибалтийские республики в своей приватизационной политике взяли четкий курс на скорейший переход к «рыночной» структуре собственности и готовы к радикальным шагам в этой сфере, то республики Средней Азии во многом даже на концептуальном уровне не намерены выходить за рамки «малой» приватизации (торговля, сфера обслуживания и т.п.), ориентируясь в своем законотворчестве на утратившее юридическую силу законодательство СССР. В Туркмении, согласно июньскому заявлению президента республики, просто не предусматривается разгосударствление госсобственности (хотя уже в сентябре было принято решение о приватизации 150 убыточных промышленных предприятий). Начиная с сентября, по мере ускорения процесса распада СССР, можно говорить и об усилении расхождения законодательной базы бывших союзных республик, что сказывается и в области приватизации». Начало приватизации в России — http://protown.ru/information/hide/3015.html

«В Литве 28 февраля был принят закон о первичной приватизации, дополненный в марте «Изменениями к закону о приватизации». На первом этапе предполагается первичная приватизация за рубли, на втором — за литы или СКВ. Литовское гражданство является обязательным, а все граждане должны получить чеки на сумму до 10 тыс. рублей в зависимости от возраста. К 4 июня было открыто уже 413 тыс. именных приватизационных счетов, к началу августа документы о выделении государстве n-ных приватизационных выплат на общую сумму 7,7 млрд. руб. получили уже около 1,5 млн. граждан Литвы. Со 2 сентября началась подписка на акции объектов «малой» приватизации, активно используются инвестиционные счета населения, возрастает число холдинговых компаний, которые обслуживают вложения населения в акции. С точки зрения правительства, приватизации подлежит 2/3 госсобственности, а в 1991 году — не менее 50%. В 4-м квартале 1991 года правительство рассчитывало приватизировать госимущество на сумму 5 млрд. рублей. В мае также принят закон о приватизации жилья, в сентябре — закон о приватизации неплатежеспособных госпредприятий, с 1 октября вступил в силу закон о приватизации имущества сельскохозяйственных предприятий». Начало приватизации в России — http://protown.ru/information/hide/3015.html

В Латвии на основе постановления Верховного Совета о госсобственности и основных принципах ее конверсии в апреле-мае начата практическая работа по осуществлению приватизации, которая носит более открытый, чем в Литве, характер: латвийское гражданство при приватизации не дает преимуществ. Приняты законы о приватизации в сельском хозяйстве , в июне-июле обсуждались проекты законов о приватизации жилья и о компенсациях за национализированную землю.

В сентябре Верховный Совет восстановил право собственности всех иностранных государств на принадлежавшее им до 40-х гг. имущество, в ноябре были приняты законы «О денационализации домовладений» и «О возвращении домовладений законным собственникам».

Обсуждение приватизационного пакета было начато эстонским парламентом в апреле, в этот же период началась разработка методик оценки стоимости отчужденного имущества и методики частичной приватизации накопленного за годы Советской власти имущества республики. В соответствии с подготовленной к началу июня программой реформы собственности в Эстонии уже в 1991 году намечена продажа акций госпредприятий и малая приватизация (до 50% объектов со стоимостью не более 0,5 млн.руб.) В июле в Эстонии принят закон об основах реформы собственности, в соответствии с которым все граждане Эстонии имеют при приватизации преимущество и наделяются «облигациями народного капитала» для обмена на акции, а граждане Эстонии — бывшие собственники (их наследники) — именными ценными бумагами в качестве компенсации.

«На Украине разработка закона о приватизации началась в мае, а его парламентское обсуждение проходило осенью. В ноябре Верховный Совет утвердил концепцию разгосударствления и приватизации, поручив правительству разработать необходимый пакет документов. Предполагалось, что малая приватизация в форме аукционов будет предшествовать «большой» приватизации, а гражданам будут предоставлены специальные сертификаты по 5 тыс. руб.». Начало приватизации в России — http://protown.ru/information/hide/3015.html

В Белоруссии рассмотрение приватизационной программы началось в мае в рамках программы стабилизации экономики. В 1991 году предполагалось начать малую приватизацию (сфера обслуживания), акционировать 60 и перевести на аренду с выкупом 100 предприятий. В июне парламент принял закон о приватизации, согласно которому приватизация может происходить в таких формах, как выкуп, конкурс, аукцион, продажа акций, а граждане наделяются специальными приватизационными бонами. Приватизация возможна как добровольного, так и принудительного характера. В ноябре на Верховном Совете была принята концепция приватизации и разгосударствления (идейно близкая уже не действительной союзной), реализация которой должна начаться с 1 января 1992 года в соответствии с законом «О приватизации в Белорусской ССР».

Фонд государственного имущества Молдовы был создан уже в марте, а приватизационная программа принята в мае в рамках общей антикризисной. Первичная приватизация намечена на 1991-1992 годы, когда должно быть приватизировано до 50% предприятий торговли, общепита и сферы обслуживания. Если в этот период основные расчеты будут производиться посредством «бон национального достояния», то в дальнейшем основной формой станет выкуп по рыночной цене акций средних и крупных госпредприятий. В июне парламент Молдовы принял закон о приватизации, был создан Госдепартамент приватизации.

В Казахстане в марте-апреле шла интенсивная разработка приватизационного законодательства, причем сразу в трех вариантах, на основе которых к началу мая был подготовлен проект закона «О преобразовании государственной собственности в республике». Предусмотрена широкомасштабная приватизация (практически все отрасли), причем в короткий срок, госпредприятия будут продаваться частным лицам и преобразовываться в акционерные общества с последующей продажей акций. В первом чтении закон был принят в июне, а в мае и июле парламент рассматривал соответственно проекты документов о госкомитете по управлению госимуществом (который уже действует) и Жилищного кодекса, включая вопросы приватизации жилья. 13 сентября президент Казахстана подписал постановление «О программе разгосударствления и приватизации в Казахской ССР на 1991-1992 годы (первый этап)» и положение «О купонном механизме приватизации собственности в республике». Купоны населению будут выдаваться на сумму, зависящую от стажа работы, и использоваться при приватизации жилья в первую очередь. К приватизации намечены, помимо объектов «малой» приватизации, производящие товары народного потребления средние и крупные предприятия, страховые общества и банки.

«Первая приватизационная программа в Армении была разработана еще в марте, а в мае в Ереване прошел первый аукцион по продаже магазинов. К началу июня в Армении подготовлена правительственная программа стабилизации экономики, предусматривающая радикальную малую и большую приватизацию и ускорение ее темпов. Тем не менее в июле первичная приватизация была приостановлена, и Комиссия Совмина Армении по приватизации начала рассмотрение новых концепций. 20 августа постановлением Совета министров был создан Комитет по распоряжению госимуществом, в обязанности которого входит разработка программы приватизации и оценка имущества. В Грузии программа приватизации и закон находятся в стадии разработки. В Азербайджане только в июне принят закон об основах экономической самостоятельности, где вводится в самом общем виде понятие частной собственности». Начало приватизации в России — http://protown.ru/information/hide/3015.html

Исходя из сказанного можно придти к выводу, что во многих республиках уже в марте-августе 1991 года были приняты законодательные акты, в соответствии с которыми госпредприятия и организации союзного подчинения, расположенные на их территории, переходят в юрисдикцию республик (Украина, Эстония, Грузия, Азербайджан, Кыргызстан, Казахстан). Как правило, эти акты четко оговаривают, что приватизация союзных предприятий может проводиться только по решению республиканских органов, управляющих госимуществом, и по законам республики. Логическим завершением этого процесса после августовского путча стало окончательное оформление республиканской юрисдикции над всей собственностью на их территории во всех республиках бывшего СССР.

3 ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ

3.1 Итоги приватизации в России

По мнению многих специалистов, несмотря на политическое противостояние исполнительной и представительной ветвей власти в 1992-1998 гг., нанесшее огромный ущерб не только приватизации, но и всей экономической реформе в стране, и как следствие на невыполнение ранее намеченных проектировок темпов приватизации, именно в области приватизации в России произошли самые важные и серьезные перемены на пути от командной к рыночной экономике. По полному праву утверждается частная собственность, собственниками уже стали десятки миллионов людей, на некоторых приватизированных предприятиях уже начались структурные преобразования, осваиваются современные технологии, обновляется продукция.

«Пожалуй, самая лучшая оценка результатов приватизации в России дана большой семеркой Запада, которая была готова поддержать наш успех и выделяла финансовые средства для прямой помощи частному бизнесу в России. Многие частные фирмы Запада проявили похвальные дальновидность и прозорливость, вкладывая свои капиталы в экономику России, несмотря на неотработанность многих законов и юридических правил в отношении иностранного капитала. И если в стране, где пока сохраняется неблагополучие в экономике, что-то (и причем очень важное) решительно меняется к лучшему, это вселяет надежду, вызывает интерес». Итоги приватизации в России — http://literus.narod.ru/Bussines/MirEcon/4-g7-3-6.htm

Тем не менее, по официальным данным, темпы приватизации госсобственности в России в последние годы замедлились. Получить реальные данные о всем процессе приватизации, включая жилищную и садово-огородную сферы, пока не представляется возможным. Процесс этот приобрел весьма широкий и неоднозначный характер. Многие публикуемые или сообщаемые Госкомимуществом данные носят противоречивый характер, очень часто меняются и плохо поддаются научной обработке и анализу. Вместе с тем ясно, что наиболее высокие темпы приватизации характерны для торговли, общественного и бытового обслуживания населения. В одном только 1993 г. было приватизировано около 60 тыс. предприятий этой сферы, что составляло более 70% всех приватизированных за указанный год предприятий вообще.

«Однако число фермерских хозяйств в последние годы не увеличивается. По официальным данным, после бурного роста числа фермерских хозяйств в 1991-1994 гг. (в 1991 г. они составляли всего 4,4 тыс., в 1992 г. — 49 тыс., а в 1993 г. — 183 тыс.) это число стабилизировалось на уровне 270-280 тыс. в 1994-1997 гг. Наряду с процессом создания новых фермерских хозяйств происходит процесс их разрушения из-за трудностей с материально-техническим обеспечением, ухудшением финансового положения и т. д. Практически сегодня оба эти процесса взаимно компенсируют друг друга. Средний размер фермерского участка стабилизировался на уровне 43-44 га.». Итоги приватизации в России — http://literus.narod.ru/Bussines/MirEcon/4-g7-3-6.htm

Однако главное движение в процессе приватизации происходит в промышленности. Слой «буржуа» здесь стремительно растет. В целом по промышленности России более 40% занятых работает на приватизированных предприятиях, что представляет собой главный вклад в экономическую реформу, системную трансформацию России.

В легкой и пищевой промышленности уже более половины государственных предприятий перестали быть государственными. Но здесь велик процент приватизации по пути акционирования, что, строго говоря, является скорее разгосударствлением, а не приватизацией. В результате акционирования на первом этапе создавалась не частная, а все-таки коллективная собственность, собственность работников данного предприятия, своего рода колхоз в промышленности и в других несельскохозяйственных отраслях.

Практика показала, что переход государственной собственности в руки трудовых коллективов — это лишь первый шаг, уход от государственной, но не создание частной собственности. Он не приводит к формированию частной собственности, реального собственника. В результате разгосударствления формируются не более чем предпосылки для последующего формирования такого собственника внутри предприятия через перераспределение и концентрацию акций у ограниченного числа акционеров. В условиях отсутствия зрелого рынка и мощного частного сектора в России, по существу, создавался на первом этапе приватизации сектор акционерных предприятий, которые не являются ни государственными, ни частными и работают по принципу группового эгоизма.

Хуже обстоит дело с приватизацией в отраслях тяжелой индустрии: в машиностроении, металлургии, химической и добывающей промышленности. Именно в этих отраслях в России работают особо крупные предприятия, приватизация которых порождает самые трудные проблемы и на деле, как правило, направляется в русло того же акционирования. Приватизация крупных предприятий, или большая приватизация, является делом более сложным и длительным.

«К 1997 г. в России было приватизировано свыше 55% общего количества государственных предприятий по состоянию на начало процесса приватизации. Негосударственным сектором стало производиться сегодня не менее 70% ВНП страны». Итоги приватизации в России — http://literus.narod.ru/Bussines/MirEcon/4-g7-3-6.htm

«В 1993 г. удельный вес предприятий в ходе малой приватизации, приватизированных путем выкупа арендованного имущества, составил 31%; предприятий, проданных по коммерческому конкурсу, — столько же и на аукционе — 7%; приватизированных посредством акционирования — 29%. Не получила сколько-нибудь значительного распространения продажа с инвестиционных торгов, а также продажа имущества ликвидированных предприятий. На долю этих форм пришлось всего лишь 2% приватизированных предприятий». Итоги приватизации в России — http://literus.narod.ru/Bussines/MirEcon/4-g7-3-6.htm

Таким образом, на первом этапе приватизации в России фактически не были развиты инвестиционные торги — важная форма увязки приватизации с экономическим ростом страны. Впоследствии они получили более широкое развитие.

Важным вопросом всего процесса приватизации в России является оценка капитала, подлежащего разгосударствлению и приватизации. Основные фонды в процессе приватизации оценивались по балансовой стоимости без учета фактически изменившейся их стоимости в связи с либерализацией цен с января 1992 г. Это означало занижение их реальной стоимости.

Реальная стоимость приватизационных чеков, выпущенных на сумму старой балансовой стоимости основных фондов (1,5 трлн руб.), также была занижена, что не только умаляло доход их держателей, но и также создавало благоприятные условия наживы всевозможных криминальных структур. Установлены далеко не единичные факты, когда комитеты по управлению имуществом продавали государственное или муниципальное имущество частным предприятиям и лицам по чисто символической цене, а тысячи ваучеров за бесценок скупали богатые ловкачи, представители теневых или мафиозных структур. И в то же время продажа государственной собственности в частные руки, как правило, осуществлялась по рыночной цене. Если цена была низка, то это лишь чаше всего отражало низкий спрос потенциальных инвесторов на ее приобретение. Не следует забывать, что низкокачественные советские заводы и другие объекты приватизации в новых рыночных условиях не могли стоить дорого. Они требовали крупных вложений до приведения их состояния в соответствие новым требованиям рыночного спроса.

В обществе сильны настроения и против продажи государственной собственности иностранному капиталу. Широко распространено мнение, что среди новых собственников-капиталистов преобладают выходцы из старой партийно-хозяйственной номенклатуры, которые накопили свои капиталы нелегально тем не менее одной из наиболее важных современных черт в развитии российской приватизации является увеличение числа иностранных инвесторов, приобретающих акции предприятий на чековых аукционах. Госкомимущество РФ подготовило проект постановления Правительства, согласно которому иностранные инвесторы, выразившие желание участвовать в чековых аукционах, могут приобретать акции предприятий за приватизационные чеки без согласования с Министерством финансов РФ. Известно, что по ранее принятому Закону об иностранных инвестициях для покупки ценных бумаг иностранными физическими и юридическими лицами требовалось разрешение Минфина.

«В заключение нельзя не сказать о серьезных противоречиях, имеющихся в принципиальном подходе к приватизации. Среди специалистов есть сторонники бесплатной раздачи государственного имущества трудовым коллективам (О. Богомолов, П. Бунич, Л. Пияшева, Б. Пинскер и др.). По иному пути происходит приватизация в Москве. Ее антиподом является приватизация в Нижнем Новгороде, которая осуществляется в соответствии с Государственной программой приватизации. По мнению Госкомимущества РФ, люди, бесплатно получившие собственность, работать лучше не стали, там же, где предприятия выкупались за плату, эффективность их работы значительно возросла». Итоги приватизации в России — http://literus.narod.ru/Bussines/MirEcon/4-g7-3-6.htm

Сопротивление процессу приватизации оказывала и правящая российская элита, не утратившая своей тяги к социалистическим «ценностям».

Проанализировав вышеизложенные данные придем к тому, большая часть госсобственности в топливно-энергетическом комплексе страны были выведены из приватизационного процесса в первой половине 1993 г., предпринимались попытки отменить уже принятые решения о приватизации (Балтийский завод), закрепить контрольный пакет акций за федеральным правительством.

3.2 Перспективы приватизации в Российской Федерации

Видимо, в качестве программного документа на ближайшие годы можно рассматривать «Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ № 1024 от 9 сентября 1999 г.). Более того, высока вероятность, что данный документ станет определяющим и для периода до 2010 г. (как в силу его одобрения наиболее вероятным кандидатом в президенты, так и в силу очевидной невозможности дополнить его радикально по существу). Общие цели и принципы приватизации носят традиционно декларативный характер, но предлагаемые новые подходы к организации продаж заслуживают внимания. «В частности:

— дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности:

«а) высоколиквидные предприятия приватизируются исходя из необходимости соблюдения баланса между размером привлекаемых инвестиций и размером средств, поступающих в бюджет, с учетом их реальной ценовой оценки, максимально приближенной к мировому уровню;

б) низколиквидные предприятия могут быть проданы «эффективным собственникам» по минимальной цене при наличии бизнес — плана и реализации мер контроля за системой показателей деятельности предприятия);»

— при приватизации высоколиквидных пакетов акций с ориентацией на значительные поступления средств в бюджет вознаграждение финансовых консультантов должно зависеть от величины полученных при приватизации средств»; Приватизация 1999 г. Управление госсобственностью — http://www.protown.ru/information/hide/3149.html

— расширение инструментария приватизации:

а) выпуск производных ценных бумаг, обеспеченных государственным имуществом, позволяющих размещать их на зарубежных рынках ценных бумаг (отсроченное право на приобретение акций, находящихся в государственной собственности);

б) купля — продажа акций на биржевом и внебиржевом рынках в целях оптимизации участия государства;

в) продажа по результатам прямых переговоров с инвесторами, в том числе в случае признания аукциона (конкурса) несостоявшимся (при этом цена объекта должна быть не ниже его стартовой цены на несостоявшемся аукционе);

г) продажа государственного имущества с рассрочкой оплаты под гарантии банков;

— принятие приватизационных решений на основе представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключения приватизационных договоров, детально регламентирующих взятые инвестором на себя обязательства;

— предпродажная подготовка предприятий с привлечением финансового консультанта, аудитора, оценщика, юридического консультанта, консультанта по менеджменту;

— проведение коммерческих конкурсов с социальными условиями:

— «определение оптимального количества унитарных предприятий (предположительно 1500-2000 против 13786 в 1999 г.) и их преобразование в АО (за исключением социально значимых случаев)»; Приватизация 1999 г. Управление госсобственностью — http://www.protown.ru/information/hide/3149.html

— продажа по минимальной цене объектов незавершенного строительства, зданий и сооружений, не используемых для государственных нужд, преимущественно в целях создания новых производств (при условии принятия новым собственником обязательств в соответствии с разрабатываемой системой контролируемых показателей);

— определение целесообразности создания вертикально интегрированных промышленных структур, использующих государственное имущество на основе доверительного управления;

— при наличии инвестиционных условий продажи преимущество для тех отраслей, где возможна быстрая отдача (при этом инвестиционные программы должны быть сжаты во времени до технологически приемлемого уровня).

Многие из указанных выше новаций потребуют внесения поправок в закон о приватизации (продажа через биржи, к примеру 9% акций «ЛУКОЙЛа» по замыслу РФФИ, прямые продажи), поэтому в 2000 г. использование этих методов может оказаться под вопросом). Не менее затруднительно с правовой точки зрения выпускать производные ценные бумаги, обеспеченные государственным имуществом (необходимы поправки в бюджет, снятие противоречий между законом о приватизации и законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» и др.)

Традиционной проблемой как для приватизации, так и для государственного управления остаются также непроданные миноритарные пакеты акций (менее 25%). Уже в 1997-1998 гг. шла речь о массовом сбросе остаточных пакетов фактически бесплатно, однако их количество остается значительным. Предположительно, начиная с 2000 г. в отношении этих пакетов могут быть приняты следующие решения:

— внесение в уставный капитал других АО;

— увеличение государственного пакета акций до уровня не ниже блокирующего за счет внесения государственного имущества в уставный капитал общества или приобретения акций этого общества на вторичном рынке с последующей продажей пакета акций стратегическому инвестору;

— передача государственного пакета акций эмитенту либо субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) в счет бюджетного финансирования, обуславливая это погашением и в дальнейшем отсутствием задолженности по заработной плате, по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и по другим параметрам;

— продажа государственного пакета акций по льготной цене работникам предприятий, в том числе в процессе создания народных предприятий.

«Важнейшей предпосылкой для определения дальнейших целей приватизации является понимание того факта, что в России в настоящее время не существует объектов для какой-либо новой целостной приватизационной модели. Соответственно, речь может идти только о формировании новой концепции приватизации, которая была бы ориентирована на максимально полный охват различных аспектов (решение проблем) функционирования предприятий, преимущественно уже корпоратизированных и полностью и/или частично приватизированных». Приватизация 1999 г. Управление госсобственностью — http://www.protown.ru/information/hide/3149.html

Это означает также, что в силу высокой дифференцированности массива имеющихся объектов при собственно приватизации необходимо использование самых разнообразных подходов (их комбинаций), которые в подавляющем большинстве уже присутствуют в законодательстве РФ.

Из данной главы напрашивается следующий вывод, фундаментальной целью является оптимизация структуры собственности (с точки зрения народнохозяйственных пропорций и на микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста. Бюджетные и социальные цели приватизации в сложившейся ситуации объективно должны носить производный характер, однако по отдельным группам предприятий могут взаимодополняться с указанной фундаментальной целью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переход к рыночной модели экономического развития в России был одобрен Правительством Российской Федерации в октябре 1991 года. Тогда же была подготовлена и первая программа радикальных экономических реформ. Одними из основных ее пунктов были разгосударствление и приватизация предприятий в промышленности, торговле и сфере услуг.

В первой главе курсовой работы, было рассмотрено разгосударствление, и реформирование в России: начало приватизационного процесса, где было установлено, что цель реформы собственности как фундаментального элемента системных реформ в переходной экономике заключается в обеспечении базовых условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Приватизация дает явные преимущества для экономической эффективности потому, что она устанавливает первоначальные права частной собственности. При этом такие декларированные потенциальные цели приватизации, как «всеобщая справедливость» или пополнение доходов Госбюджета, неизбежно уходят на второй план. Собственно приватизация в условиях переходной экономики не ведет автоматически к появлению устойчивых жизнеспособных предприятий, она лишь создает необходимые экономико-правовые предпосылки для этого.

Во второй главе, рассматривался анализ приватизации в России, и приватизационные программы бывших союзных республик, и там основным вопросом было анализ и оценка хода приватизации. Очевидно, что в течение 90-х годов был осуществлен переход к реальному многообразию форм собственности. Институт частной собственности получил правовое оформление, стал одним из инструментов привлечения частной инициативы граждан к решению экономических проблем. Приватизация и связанные с ней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни и общественного сознания, положили начало формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и самостоятельности товаропроизводителей, новой системы общественных ценностей. В результате приватизации образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции.

В третей главе курсовой работы, рассматривались итоги и перспективы развития приватизации в России, важнейшей предпосылкой для определения дальнейших целей приватизации является понимание того факта, что в России в настоящее время не существует объектов для какой-либо новой целостной приватизационной модели. Соответственно, речь может идти только о формировании новой концепции приватизации, которая была бы ориентирована на максимально полный охват различных аспектов (решение проблем) функционирования предприятий, преимущественно уже корпоратизированных и полностью и/или частично приватизированных.

В целом, решение изложенных в курсовой работе задач позволило бы создать надежную базу законодательства в области приватизации, долгосрочного роста российского приватизационного рынка и повышение его роли как в рамках национальной, так и мировой экономики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Итоги приватизации в России — http://literus.narod.ru/Bussines/MirEcon/4-g7-3-6.htm

2. Приватизация 1999 г. Управление госсобственностью — http://www.protown.ru/information/hide/3149.html

3. Приватизация в России: итоги и перспективы / А.С. Булатов. Экономика: учебник — http://polbu.ru/bulatov_economy/ch131_i.html

4. Счетная палата Российской Федерации / Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации — http://rusref.nm.ru/priv00.htm

5. Реформирование отношение собственности / С.А. Зубанов, Вестник Астраханского ГТУ. Экономика, 2001- http://scholar.google.com/scholar_host?

6. Приватизация — http://ru.wikipedia.org/wiki

7. Экономические реформы в России (1990-е годы) — http://ru.wikipedia.org/wiki

8. Приватизация. Общая характеристика приватизации — http://www.bibliotekar.ru/biznes-38/21.htm

9. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993—2003 годы — http://ru.wikipedia.org/wiki

10. Приватизация в России — http://ru.wikipedia.org/wiki

11. Сергей Шахрай. Приватизация: итоги и перспективы — http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=1122274198&archive=1122275080&start_from=&ucat=14&

12. Начало приватизации в России — http://protown.ru/information/hide/3015.html

13. Механизм и законодательная база приватизации — http://literus.narod.ru/Bussines/MirEcon/4-g7-3-2.htm

Размещено на

Похожие работы

  • дипломная  Совершенствование управления предприятием на основе его разгосударствления и приватизации
  • курсовая  Разгосударствление и приватизация как предпосылки создания необходимых рыночных структур
  • курсовая  Теория разгосударствления и приватизации и ее реализация
  • курсовая  Разгосударствление экономики и приватизация собственности в России
  • курсовая  Приватизация в России: проблемы и итоги
  • курсовая  Приватизация в России:проблемы и итоги

Свежие записи

  • Помощь на экзамене
  • Сочинение
  • Бизнес-план
  • Лабораторная работа
  • Семестровая работа

Рубрики

  • FAQ
  • Дипломная работа
  • Диссертации
  • Доклады
  • Контрольная работа
  • Курсовая работа
  • Отчеты по практике
  • Рефераты
  • Учебное пособие
  • Шпаргалка