Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. Экономическая сущность расходов бюджета Российской Федерации4
1.1. Сущность и функции федерального бюджета4
1.2. Структура, состав и сущность расходов6
Глава 2. Анализ динамики расходов бюджета РФ за 2005 2008 г.г.8
Глава 3. Основные перспективные направления по эффективному использованию средств государственного бюджета РФ20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ26
ПРИЛОЖЕНИЯ28
Выдержка из текста работы
Основное место в финансовой системе любой страны занимает бюджет, так как именно с момента принятия государством данного документа финансы приобретают всеобщий характер. С помощью бюджета государство имеет возможность использовать свои финансовые ресурсы для экономического и социального роста, стимулировать производственные и социальные процессы. Доходы и расходы бюджета — это две группы отношений, через которых проявляется регулирующая роль бюджета. Бюджетные расходы, являясь компонентом общей финансовой категории бюджета, представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Именно эти затраты формируют экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств бюджета по различным направлениям. Безусловно, одну из наиважнейших ролей в регулировании экономики государством играют расходы федерального бюджета. Главное назначение расходов является обеспечение выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них полномочий.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что именно в расходной части бюджета отражается реализация основных направлений бюджетной политики. Поскольку государственные средства должны результативно расходоваться не только на федеральном уровне, но и на региональном и местном уровне бюджетной системы, необходимо четко определить ответственность за реализацию решений задач в области расходования бюджетных средств, но и самое важное хорошо организовать процесс управления расходами. Перечисленные задачи решаются на стадии планирования расходов при составлении проектов бюджета на определенный период. Очевидно, что вопросы приоритетности расходов в условиях ограниченности бюджетных ресурсов становятся актуальными. Ну и вообще в настоящий момент расходы федерального бюджета являются одной из острой проблематикой современной экономической теории и практики хозяйствования, и, конечно же, подлежат обязательному рассмотрению.
Цель моей курсовой работы предопределяется раскрытой выше актуальностью: исследование вопросов сущность, формирования и исполнения расходов федерального бюджета Российской Федерации и пути их оптимизации.
В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы будут решены следующие задачи:
— рассмотрение понятий федерального бюджета, его функции и роль в государстве, характеристика бюджетной системы РФ, сформулированы определения доходов и расходов бюджетов, их виды.
— раскрыть понятия и сущность расходов и доходов бюджета;
— рассмотреть особенности исполнения федерального бюджета по расходам;
— проанализировать динамику расходов федерального бюджета;
— рассмотреть проблемы оптимизации расходов и пути их решения.
1. СУЩНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
1.1 ПОНЯТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА , ЕГО ФУНКЦИИ И РОЛЬ В ГОСУДАОСТВЕ
В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Несмотря на то, что материальное содержание бюджета не постоянно, постоянно меняются объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него и направления расходов, однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.
В качестве экономической категории бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда посредством налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения в государственный бюджет ежегодно мобилизуется значительная часть накоплений предприятий, организаций и доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.
В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как социально-экономического явления.
Федеральный бюджет — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации
Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти — Федеральным Собранием.
В любой стране государственный бюджет — ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Федеральный бюджет России — главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений изменяются.
Бюджет выполняет ряд функций:
1. Аккумулирующая или функция образования бюджетного фонда — Данную функцию выполняют доходы бюджета. Структура доходов непостоянна и зависит от общего экономического положения в стране и приоритетов экономической политики в стране.
2. Перераспределительная или функция использования бюджетного фонда — так с помощью бюджетных доходов и расходов происходит перераспределение ВВП страны.
3. Контрольная — с помощью данной функции осуществляется контроль над действиями исполнительной власти, выявляется финансовое положение отдельных экономических субъектов, отраслей хозяйства, территориальных образований.
4. Регулирующая — означает, что в условиях рыночной экономики основным государственным инструментом является финансовая система, а центральным звеном — бюджет.
Кроме четырех функций, которые являются основными, бюджет может выполнять симулирующую, информационную и другие функции. Они являются дополнительными, и их состав зависит от назначения бюджета.
Свою деятельность бюджет выполняет на основании соответствующих принципов:
1) Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации.
2) Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней.
3) Принцип самостоятельности бюджетов.
4) Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
5) Принцип сбалансированности бюджета.
6) Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств.
7) Принцип общего (совокупного) покрытия расходов.
8) Принцип гласности означает.
9) Принцип достоверности бюджета.
10) Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств .
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает федеральный бюджет — имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Это крупнейший денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему.
Бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Федеральное законодательство предусматривает обязательность финансового обеспечения функций, выполняемых органами государственной власти и органами местного самоуправления через соответствующие бюджеты.
Бюджетное устройство — организация бюджетной системы.
Звеньями бюджетной системы являются:
— федеральный бюджет;
— региональные бюджеты субъектов РФ — республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;
— бюджеты местных административно-территориальных образований — районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.
Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой Правительством РФ. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями.
Уровни бюджетной системы.
Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет — это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы. Бюджет субъекта РФ — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджеты субъектов РФ — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очер……..
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
2. Бюджетное послание президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах.
3. Налоговый кодекс.
4. Оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета за январь-сентябрь 2012 года.
5. «О Федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»: Федер. закон РФ от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ.
6. «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов»: Федер. закон РФ от 03.12.2012 № 216-ФЗ.
7. Основные результаты и направления бюджетной политики на 2013 и период до 2015 года.
8. Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.
9. Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. -2-е изд., перераб. и доп. — М.:ЮНИТИ-ДАНА,2008. — 639 c.
10. Бюджетная система Российской Федерации / Бурханова Н, 2012. — 45 с.
11. Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: учеб. пособие/ Д.В. Дементьев, В.А. Щербаков. — М.:КНОРУС,2008. — 248 c.
12. Ермасова Н.Б. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. -2-е изд., перераб. и доп. — М.:Юрайт,2010. -794 c.
13. Чернецов С. А. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособие. — М.: Магистр, 2008. — 527 c.
14. Финансы. Денежное обращение. Кредит./Под ред. Г.Б. Поляка. -3-е изд., перераб. и доп. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 639 c.
15. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, М.Л. Седова/ Финансы и статистика, 2012. — 496 с.
16. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник / ред.: Г.Б. Поляк. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 640 с.
17. Финансы, денежное обращение и кредит, С.А. Чернецов. ИЗДАТЕЛЬСТВО: Магистр,2011 г. — 528 c.
18. www.cbr.ru.
19. www.ach.gov.ru.
20. bujet.ru.
21. www.minfin.ru.
22. www.consultant.ru.
23. info.minfin.ru.