Содержание
n
Введение3
1. Проблемы изучения теоретических понятий в методической литературе5
2. Место теоретических понятий в программах по литературе12
3. Изучение теоретических понятий на уроках литературы20
Заключение28
Список использованной литературы29
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования. Практическая цель обучения русскому языку предполагает овладение учащимися двумя видами коммуникации — устной речью и письменной.
Проблема формирования связной речи школьников в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Исследования психологов и педагогов показали, что оптимальным путем развития связной речи младших школьников является такой, при котором навыки связной речи формируются первоначально как система осознанных действий. В результате специальных упражнений происходит их автоматизация.
Таким образом, проблема развития связной речи младших школьников является актуальной, это и определило выбор темы нашего исследования.
Цель нашей исследовательской работы является обоснование развития связной речи младших школьников при работе над сочинением.
Для реализации данной цели необходимо решить несколько логически-взаимосвязанных задач:
изучить научную, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме;
раскрыть сущность, содержание речевых умений;
определить условия формирования связной речи младшего школьника;
разработать рекомендации, направленные на совершенствование речевых умений младших школьников при работе над сочинением.
Объектом исследования является процесс формирования речевых умений младших школьников.
Предмет исследования — работа над сочинением как условие формирования речевых умений младшего школьника.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что ее результаты могут способствовать успешному обучению русскому языку в начальной школе, а также разрешению многих проблем, связанных с обучением детей русскому языку. Практическая ценность состоит в том, что данные методические рекомендации и многие задания и упражнения могут быть применены учителями русского языка в начальной школе.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Психолого-педагогические основы развития связной речи младших школьников при работе над сочинением
.1 Возрастные особенности младшего школьника и их учет в работе по развитию связной речи
Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющие в совокупности своеобразные структуры личности ребёнка на данном этапе его развития. В младшем школьном возрасте существуют специфические особенности формирования различных действий, в частности действий контроля и самоконтроля.
Характеризуя учебную деятельность психологи (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.) подчеркивают, что ее целью является приобретение новых знаний; при этом учебную деятельность и процесс приобретения знаний нельзя отождествлять: знания могут быть получены в процессе практической деятельности. Только тогда, когда человек осознанно ставит перед собой цель — научиться тому, чего он раньше не знал или не умел, процесс получения знаний становится учебной деятельностью.
В.В. Давыдов подчеркивает: целью учебной деятельности должно быть усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта, и вне ее этот опыт не становится достоянием человека. Но система знаний может быть полноценно усвоена только при условии, что развитие мышления достигает определенного уровня обобщенности, приобретает теоретический характер. Решение учебных задач невозможно без сформированности познавательных процессов в целом, в том числе дифференцированного восприятия, позволяющего наблюдать объекты, явления и выделить в них те или иные свойства; без владения логическими операциями, способами целенаправленного запоминания материала и т.д.
Связная речь как необходимая составляющая умения учиться может быть сформирована средствами учебной деятельности.
Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного, или теоретического мышления (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), которое позволяет ученику решать задачи ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутреннее, существенные свойства и отношения. Возникают такие новые качественные образования, как анализ, внутренний план действий и рефлексия — центральное новообразование младшего школьного возраста.
Характеризуя особенности мышления младшего школьника, Л.С. Выготский отмечал, что ребенок «еще недостаточно осознает собственные мыслительные операции и поэтому не может в полной мере овладеть ими. Он еще мало способен к внутреннему наблюдению. Только под давлением спора и возражений ребенок начинает пытаться оправдать свою мысль в глазах других и начинает наблюдать собственное мышление, т.е. искать и различать с помощью интроспекции мотивы, которые его ведут, и направление, которому он следует. Стараясь подтвердить свою мысль в глазах других, он начинает подтверждать ее для самого себя».
Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.
Современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности помогает и предусматривает в качестве одной из задач владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности. Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки развития речи.
В развитии речи выделяются три линии:
—работа над словом;
—работа над словосочетанием и предложением;
—работа над связной речью.
Слово — основная значащая единица языка. Богатство словаря — признак высокого развития каждого человека. Поэтому работе над словарём учащихся придаётся очень большое значение. Особенность словарной работы в начальной школе (как, впрочем, и многих других видов по развитию речи) состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности.
Словарная работа включает в себя четыре направления:
—обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся ранее не знали вовсе, новых значений слов;
—уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
—активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;
—устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.
Все эти направления работы тесно связаны между собой. Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетание и предложение. Работа над словосочетанием ведёт учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений — к составлению предложений, к связной речи. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передаёт мысль ученика, в нём реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание.
Упражнения с предложениями можно разделить на три группы:
.Упражнения на основе образца или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций.
.Конструктивные упражнения — это построение предложений на основе усвоенных закономерностей. С помощью этих упражнений школьники учатся строить предложения без образцов, в соответствии с изученными теоретическими сведениями. Школьники учатся перестраивать предложения, расширять их, объединять.
.Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструктивных задач. Строя предложения, школьники опираются на чувство языка, на усвоенные ранее закономерности.
Все указанные упражнения идут параллельно на всех этапах обучения в школе. Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, — систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели).
Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение, по сравнению с уже усвоенным, сформирует это упражнение.
И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку учащихся к связной речи. Развивать связную речь школьников — это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их.
1.2 Сущность понятия «речевые умения»
Развитие речи — это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.
Речевое умение — это способность человека осуществлять то или иное речевое действие в условиях решения коммуникативных задач на основе комплекса навыков.
Основные умения, которые относятся к связной речи учащихся, следующие:
.Умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства; умение писать на тему, не выходя за её рамки, достаточно полно раскрывать тему, выражая при этом и собственное отношение к изображаемому.
.Умение собирать материал, отбирать то, что наиболее важно, что относится к теме и наилучшим образом реализует замысел, и отбрасывать второстепенное.
.Умение спланировать работу — сначала в общих чертах, затем составить план, записать его, расположить накопленный и отобранный материал в соответствии с планом, построить свой рассказ, своё изложение или сочинение.
.Подготовить языковые средства — лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверить правописание трудных слов.
.Составить весь текст — правильно распределить время для сочинения, сосредоточиться и не пропустить чего-то существенного, постепенно и последовательно развёртывать свою мысль, строить предложения и связывать их между собой, следить за орфографией и пунктуацией, записывать текст с соблюдением полей и красной строки, требований каллиграфии.
.Умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее.
Выделим общие задачи учителя в развитии речи учащихся:
.Обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание разнообразных программ.
.Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся.
.Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи.
.Вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая её с уроками грамматики, чтения, с изучаемым материалом.
.Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.
Главные требования к речи учащихся:
логичность;
точность;
выразительность;
ясность;
правильность.
Оценивая выполнение речевых упражнений учащимися, следует учитывать все перечисленные требования как критерии овладения речью.
Речь тесно связана с процессом мышления.
Современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Понятийное мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека.
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.
Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?
Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.
С позиции деятельностного подхода, в рамках психологической теории мышления, под мышлением будем понимать активную познавательную деятельность субъекта, направленную на целенаправленное, обобщенное, опосредованное познание объективной действительности, открытие новых знаний, прогнозирование событий, действий в ходе решения задач, проблем, на основе переработки и преобразования информации, при подсознательном использовании прошлого опыта и исходного минимума знаний, ориентируемого на предмет исследования с использованием рефлексии.
Основная задача работы по развитию связной речи в начальной школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Решение этой задачи осуществляется путём формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать своё собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление. Таким образом, в комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение следующими сторонами текста:
.Информационно-содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении.
.Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста.
.Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.
.Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
Глава II. Методические основы развития связной речи младших школьников при работе над сочинением
.1 Особенности формированию связной речи младших школьников при работе над сочинением
Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений — написание сочинений разных видов.
Обучение сочинению — это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его.
Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности.
Сочинение — это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.
Согласно программе по развитию речи, во всех классах даются сочинения типа рассказа, но во 2 классе в сочинения вводятся элементы описания, а в 3 классе — элементы рассуждения. Система работы в каждом классе представлена как устными рассказами, так и письменными сочинениями.
Устные рассказы выделяются в особый раздел, так как они проводятся в основном в связи с чтением, что и определяет их методику.
Все сочинения в начальных классах как устные, так и письменные составляются по плану. От готовых планов в первый год обучения дети подводятся к коллективному составлению плана сочинения, а затем и к самостоятельной работе над ними. Что является важной целью в обучении выражения своих мыслей в разных видах сочинений.
К различным видам сочинений даются вопросы для подготовительной беседы. Основная задача этих вопросов — привести в систему впечатления и наблюдения детей, помочь им осознать свой жизненный опыт, определить отношение к тем фактам, которые составляют сюжет рассказа. Если сочинения проводятся по сюжетным картинам или экранным пособиям, то даются вопросы для выяснения их содержания.
К каждому устному рассказу и письменному сочинению даются слова, к ним предлагаются синонимы, учащиеся их используют по-своему усмотрению.
.2 Методики развития речевых умений младших школьников при работе над сочинением
За год обучения в 1-ом классе учащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, т.е. опыт работы над сочинением. Первые сочинения невелики по объему, основным источником для них является личный жизненный опыт. Это рассказы о событиях, развертывающихся во времени. В них описывается начало того или иного действия или события, его развитие и конец. Эти сочинения сюжетны, а потому считаются наиболее доступными для учащихся.
Для проведения сочинений в 1-ом классе не требуются специальные уроки. Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Тематика сочинений подсказывается, а иногда и определяется содержанием читаемых произведений. В ходе работы над сочинением закрепляются те орфографические навыки и умения, которые получают учащиеся на уроках грамматики. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Работа носит обучающий характер.
В процессе подготовки и проведения сочинений необходимо выработать у первоклассников:
. Умение коллективно составлять и под руководством учителя писать небольшие рассказы о своих играх, забавах, работе.
. Умение излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов;
. Умение строить простое предложение: правильно располагать в нем слова, видеть границы предложения;
. Умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.
Чтобы дети овладели этими умениями, необходима система упражнений, основанная на принципе постепенного наращивания трудностей. Поэтому письменным сочинениям в 1-ом классе предшествуют различные обучающие устные упражнения: составление упражнений, объеденных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, объединенные темой, составление предложений по сюжетным картинкам, устные рассказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным.
Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определенном порядке, последовательно. Подготовительная работа к сочинениям начинается в букварный период и проводится на протяжении всего учебного года.
Наиболее элементарными в системе обучающих упражнений являются устные ответы на вопросы, объеденные темой. Эта работа творческая, поскольку от учащихся требуется излагать собственные мысли на заданную тему. Порядок высказывания определяет учитель вопросами. Учащиеся же должны понять вопросы и правильно составить на них ответы в соответствии с темой высказывания. В качестве дидактического материала для этого вида упражнений можно взять демонстрационные картины по развитию речи и учебные диафильмы и диапозитивы.
Сочинения во 2-ом классе — это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия можно вводить элемент описания. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме на протяжении всего учебного года.
Устному рассказу, как и сочинению, нужно обучать. Устные рассказы вначале составляются коллективно и служат образцом для индивидуальных рассказов, которые рекомендуется проводить лишь во втором полугодии. Сочинения также составляются коллективно по плану, данному учителем или коллективно составленному. Готовый план учитель записывает на доске до урока. Если же план составляется коллективно, то запись идет по мере составления.
С третьей четверти в сочинения и рассказы можно включать элементы описания. Эти элементы представляют собой очень краткие описания отдельных предметов, животных, людей. Прежде чем приступить к работе над сочинениями с элементами описания, учитель обращает внимание детей на те фрагменты из изучаемых ими художественных произведений, которые содержат описания и могут служить образцом.
Чтобы описания получились точными, учитель организует наблюдения. В описаниях обычно широко используются прилагательные. Учащимся необходимо указать на это и помочь подобрать нужные слова в каждом отдельном случае. При подготовке сочинений следует проводить ряды прилагательных в сочетании с наименованием тех предметов, которые учащиеся будут описывать, например: березка — молоденькая, красивая, белая, стройная, нарядная; листочки — зеленые, изумрудные, клейкие, мелкие. Эти ряды слов записываются на доске, и, работая с ними, учитель может показать, как из многих слов следует выбирать одно, самое точное и нужное для выражения данного содержания.
Во втором классе расширяется как тематика, так и круг источников для сочинений. К сочинениям на основе жизненного личного опыта прибавляются сочинения по наблюдению за природой и трудом людей, сочинения по сюжетным картинкам (в 1-ом классе по сюжетным картинкам составлялись лишь устные рассказы), сочинения по диафильмам.
Тематика устных рассказов определяется программой по чтению, но в основе их лежат личные впечатления и наблюдения. Работа может проводиться по такому плану:
.Сообщение темы и цели работы.
.Чтение вслух плана рассказа, данного учителем, или коллективное составление плана.
.Коллективное составление плана рассказа по плану.
.Обдумывание рассказа в целом каждым учеником.
.Связные рассказы по плану.
В 3-ем классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования.
Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся: писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях. Писать рассказы по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильма. Самостоятельно составлять план сочинения в форме вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений. Правильно строить простые предложения различных типов. Умению отбирать слова и употреблять их в речи.
Как устные рассказы, так и письменные сочинения проводятся в определенной системе. В начале обучения восстанавливаются навыки работы над сочинением, приобретенные учащимися ранее. Работа начинается с коллективного составления рассказов на темы летних впечатлений. Где это возможно, в сюжеты включаются элементы описания.
В 3-ем классе в сюжетные рассказы и сочинения также вводятся описания единичных предметов и несложных действий: описание рисунка в сочинении « Что я люблю рисовать», описание грибов в сочинении « За грибами». Методика работы над сочинениями с элементами описания та же, что и во 2-ом классе.
Сочинения с элементами рассуждения — новый вид работы. Рассуждение — наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается на понимании причинно следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения. Такими умениями дети еще не владеют, их нужно вырабатывать постепенно.
Большое место в системе работы по развитию связной речи, как в I-II классах, так и в III классе, отводится устным рассказам: по личным впечатлениям и наблюдениям; используя сюжетные картинки; диафильмы; демонстрационные картины.
сочинение связный речь школьник
Заключение
Проблема развития связной речи младших школьников в практике современного образования рассматривается рядоположно с проблемой личностного роста, успешности учащихся в обучении, качественной успеваемости, продуктивности и самостоятельности в различных видах деятельности. Развитие связной речи младших школьников способствует эффективному восприятию, переработке знаний, произведению самостоятельного интеллектуального продукта.
Однако неоднозначность имеющихся теоретико-экспериментальных данных изучения развития связной речи младших школьников, ведет к затруднениям в решении практических вопросов.
Проблема развития связной речи младших школьников — одна из наиболее трудных так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.
Развитие речи — это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.
Выделим общие задачи учителя в развитии речи учащихся:
.Обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание разнообразных программ.
.Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся.
.Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи.
.Вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая её с уроками грамматики, чтения, с изучаемым материалом.
.Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.
Список литературы
1.Алексеев М.Ю. Применение новых технологий в образовании / М.Ю. Алекссев. — Троицк, 2008. — 240 с.
2.Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя школы / Г.О. Аствацатуров. — Москва: Академия, 2008. — 340 с.
.Вяземский Е.Е. Методика преподавания в школе / Е.Е. Вяземский. — Москва: Академия, 2008. — 72 c.
.Вострикова Н.М. О современном понимании и развитии понятия «мышление» в психолого-педагогической литературе / Н.М. Вострикова // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 5. — 165 с.
.Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся / А.И. Горбунова // Современная педагогика. — 2010. — № 3. — 186 с.
.Гульчевская В. Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие / В.Г. Гульческая. — Москва: АРКТИ, 2010. — 323 с.
.Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. — Москва: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.
.Закон Российской Федерации «Об образовании» Издательство: Групп ISBN: 978-5-4252-0188-1. 2011.
.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. / под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. — Москва: ТЦ «Сфера», 2009. — 410 с.
.Капинос В.И. О критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: (Сб. статей из опыта работы). Пособие для учителя / Сост. В.И. Капинос, Т.А. Костяева. — М.: Просвещение, 1986. — С. 80.
.Константинов Н.А. История педагогики / Н.А. Клнстантинов. — Москва: «Просвещение», 2008. — 280 с.
.Кочкарова М.К. О способах формирования интереса к процессу познания / М.К. Кочкарова. — 2008. — №7. — 165 с.
.Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. — Москва: Академия, 2008. — 410 с.
.Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников / В.А. Крутецкий. — Москва: Просвещение, 1976. — 303 с.
.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии / Г.Ю. Ксензова. — Москва: Педагогическое общество России, 2009. — 324 с.
.Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли) / Д.И. Латышина. — Москва: Гардарики, 2008. — 344 с.
.Леонтьев А.Н. Педагогическое общение / А.Н. Леонтьев. — Москва: Знание, 1979. — 47 с.
.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка / Под ред. А.Г. Рузской. М. — Воронеж, 2007. С. 55.
.Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность / В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. — Москва: Роспедагентство, 2008. — 310 с.
.Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик. — Москва: Академия, 2009. — 410 с.
.Никишина И.В. Интерактивные формы методического обучения / И.В. Никишина. — Москва: Академия, 2007. — 430 с.
.Образовательные технологии / Н.В. Полякова // Научно-практический журнал «Завуч». — № 5. — 2009. — 140 с.
.Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос. / А.А. Орлов, А.С. Агафонова.. — Москва: Академия, 2008. — 420 c.
24.Педагогика России. История и современность / А.Н. Джуринский/ — Санкт-Петербург: Реабилитация, 2011. — 320 с.
25.Педагогика и психология / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская — Санкт-Петербург: Гардарики, 2009. — 480 с.
.Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Смирнов. — Санкт-Петербург: Гардарики, 2009. — 512 с.
.Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 112 с. — (Стандарты второго поколения).
.Психология и педагогика. Пространства взаимодействия. — Санкт-Петербург: НИИ школьных технологий, 2010. — 400 с.
.Психология и педагогика / И.В. Андреева, О.Б. Бетина. — Москва: Эксмо, 2008 г. — 224 с.
.Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / [С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др.]. — М.: Просвещение, 2009. — 205 с.
.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 9 класс / В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, М.Н. Махонина, Г.А. Богданова, М.В. Шульга, М.А. Пильгун, А.О. Татур. — М.: Интеллект-Центр, 2011. — 56 с.
32.Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей» на 2012-2017 годы
33.Шамова Т.И. «Образование для XXI века: доступность, эффективность, качество»: Труды Всероссийской научно-практической конференции / Т.И. Шамова. — Москва: МАНПО, 2008. — 325 с.