Содержание
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ работы общеобразовательной школы по организации досуга детей и подростков
1.1.Особенности подросткового возраста
Глава 2. Досуговая деятельность подростков
Заключение
Список литературы
Выдержка из текста работы
2 Опыт организации культурно-досуговой деятельности детей на примере муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы» 25
2.1 Анализ организации культурно-досуговой деятельности в МАУ ДО «ЦВР» 25
2.2 План мероприятий по организации культурно-досуговой деятельности детей в МАУ ДО «ЦВР» 35
Заключение 42
Список использованной литературы 45
Приложения 48
Введение
В современном мире все глубже осознается значение образования как сферы культурной жизни, в которой не только сохраняются и воспроизводятся культурные идеалы и ценности, влияющие на установки и поведение личности, но и закладываются основы будущего, формируются те значимые социокультурные навыки, которые помогают социуму быстро и эффективно решать стоящие перед ним задачи. По мере развития общества происходит развитие сферы образования и формирование различных социальных институтов общественно-государственного воспитания подрастающего поколения.
Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Дополнительное образование как особый вид образования был выделен в 1992 году с принятием Закона «Об образовании», который создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, идеологизированной, тоталитарной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической, что обусловило существенное изменение статуса внешкольных учреждений.
Особое место в реализации творческих возможностей детей принадлежит многочисленным социально-культурным институтам, а также системе дополнительного образования. К социальным институтам воспитания в нашей стране относится сложившаяся в практике и получившая научное подкрепление система внешкольной работы с детьми. Эта система проектировалась и формировалась в практике как система педагогически организуемой разнообразной деятельности детей в свободное от основной учебы время. Прежде всего, речь идет о созданных для детей, подростков и юношества внешкольных учреждений во всем их видовом разнообразии, о клубах и подобных им любительских объединениях по интересам, о детских и юношеских общественных объединениях, и организациях, о воспитательной работе школ и других образовательных учреждений.
Именно в рамках внешкольной работы разнообразных досуговых центров и комплексов в последнее время создаются инновационно-экспериментальные площадки, на которых дети имеют возможность самореализоваться, выбрать занятие по душе, пообщаться и поделиться своими проблемами и заботами.
Свобода и возможность выбора любимых занятий во внешкольных учреждениях особым образом влияют на характер самоорганизации всей последующей жизнедеятельности человека, на базисную профессиональную подготовку и компетентность, помогают более осознанно и удачно найти идеальную модель будущей профессиональной деятельности, «примерить» ее к своим возможностям и творческого потенциала детей. С приходом во внешкольное учреждение в свободное от уроков время ребёнок попадает в совершенно другую среду, в которой он может выразить свой творческий интерес, раскрыть в себе новые возможности. Ход развития личности, начатый школой, здесь зачастую не получает продолжения, ибо начинается совершенно новый его ход, скорее спонтанный, нежели организованный с учетом уже достигнутого школой.
Учреждение дополнительного образования детей – это тип образовательного учреждения, имеющий свою специфику и задачи в едином образовательном пространстве. Основная из них создать такие условия, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивался в соответствии с его интересами, желаниями и имеющимся потенциалом, постоянно стремился узнать что-то новое, изучал окружающую среду, пробовал свои силы в изобретательстве, творческой деятельности, спорте. Понятно, что в рамках одних только школьных предметов эту задачу решить невозможно. В Концепции модернизации российского образования на период до 2011 года подчеркивается, что учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в развитии склонностей и способностей, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования детей в обеспечении занятости детей и подростков, организации их культурно – досуговой деятельности, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Это подтверждает востребованность такой формы образования в обществе.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что одной из наиболее значимых задач современного общества является решение проблемы способа организации детьми своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. Проблема свободного времени детей и подростков является весьма актуальной и социально значимой. Современное общество требует новых технологий в деятельности всех социальных институтов, работающих с детьми и подростками, в связи с возникшей проблемой социальной и индивидуальной адаптации детей, из-за быстро меняющихся условий жизни, эволюции различных форм обучения, воспитания и развития, необходимости подготовки к жизни и социальному успеху [2, с.3]. Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Большой вклад в осмысление сущности досуга внесли М.А. Ариарский, Д.М. Генкин, В. Д. Патрушев, Ю.А. Стрельцов, А.Ф. Воловик, А.Д. Жарков, Л.Е. Романенко, И.Л. Смаргович и др. Несмотря на все богатство теоретических материалов и системных исследований, посвященных культурно-досуговой деятельности, проблема досуга подростков остаётся актуальной не только для теоретиков, но и для специалистов-практиков, так как большой объём неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им нередко приводит детей к социальным проблемам. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в среднем школьном возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности. Известно, как сложно увлечь современных школьников чем-либо. И также известно, как трудно сохранить, поддержать и развить этот интерес. В современных условиях усилия специалистов учреждений дополнительного образования должны быть направлены на то, чтобы научить детей стремиться к богатой, разнообразной и свободной культуре, которая существует не только для того, чтобы познавать её, но и, прежде всего, для воспитания и совершенствования себя в ней. Она — идеальное средство для развития и самовыражения личности. Досуг — необходимая часть жизни любого человека, а особенно ребёнка среднего школьного возраста, который находится в активном процессе развития. В связи с этим организация досуга приобретает большую значимость, так как свободное время является одним из важнейших средств формирования личности молодого человека. В этих условиях основная задача учреждений дополнительного образования как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, применении новых форм работы, создание условий полной самореализации в сфере досуга [6, с.110].
Поэтому правильная организация свободного времени в школьный период является важным фактором как интеллектуального, так и физического развития.
Поэтому правильная организация свободного времени в школьный период является важным фактором как интеллектуального, так и физического развития.
Степень разработанности темы в науке:
Теоретико-методологическими аспектами дополнительного образования занимались — З.А. Андросова, И.В. Бестужев-Лада, П.П. Блонский, А.А. Бодалев, Е. Вагнер, С. Воровщиков, В.П. Голованов, В.А. Горский, Д.Н. Грибов, Н.А. Денисова, Е.Б. Евладова, В.А. Караковский, В.Е. Каргаполов, М.Б. Коваль, О.Е. Лебедев, Р.А. Литвак, Л.Г. Логинова, Л. Ляшко, Л.И. Новикова, Г.Н. Попова, М.И. Рожков, Е.В. Серединцева, Н.А. Соколова, Т.И. Сущенко, Д. Татьянченко, В.А. Товстик, В.Е. Триодин, Т. Фомина, И.И. Фришман и др.
Отдельные вопросы педагогики внешкольного учреждения раскрывают в своих трудах В.В. Абраухова, Ю.П. Аверичев, А.Г. Асмолов, Т.А. Антопольская, В.А. Березина, А.К. Бруднов, Г.П. Буданова, В.А. Грач, П. Григорьев, О.В. Дедюхина, Н.А. Денисова, О.И. Донина, Н.В. Еремеева, А.Г. Заховаева, З.И. Звягинцева, В.А. Зеленко, И.П. Иванов, С.С. Качалина, Н. Кленова, Д.А. Князевский, М.Б. Коваль, Л.Ю. Круглова, А.В. Кузнецов, С.А. Кумалагова, О.А. Мирончева, Р.Д. Мубинова, А.Н. Музалевская, В.А. Невский, Е.Ю. Ривкин, Е.М. Сафронова, Н.Ю. Сергеева, М.Н. Скаткин, В.И. Скоробогатова, О.В. Ташлыкова, А.В. Федулова, Г.И. Фролова, Н.М. Фуникова, Е.М. Хорева, В.Н. Шацкая, Б.Е. Ширвиндт и др.
О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе РФ «Об образовании».(ссылку надо вставить)
Таким образом, выявлена необходимость организации культурно- досуговой деятельности детей, для обеспечения занятости, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.
Выше изложенное обуславливает тему исследования:
«Организация культурно-досуговой деятельности детей в учреждениях дополнительного образования».
Выявленная необходимость определила проблему исследования, заключающуюся в целостном представлении об организации культурно- досуговой деятельности с детьми школьного возраста в образовательной организации дополнительного образования.
Объектом исследования является культурно-досуговая деятельность детей в учреждениях дополнительного образования.
Предметом исследования – организация культурно-досуговой деятельности детей школьного возраста.
Цель исследования: рассмотреть и проанализировать организацию культурно-досуговой деятельности детей, на примере учреждения дополнительного образования города Североуральска «Центр внешкольной работы»
Задачи:
? рассмотреть понятие и содержание культурно-досуговой деятельности детей;
? выявить основные формы культурно-досуговой деятельности детей;
? дать определение культурно-досуговой деятельности детей;
? рассмотреть созданные условия для организации культурно- досуговой деятельности детей среднего школьного возраста в учреждении дополнительного образования;
Методы исследования: анализ, сравнение, наблюдение, анкетирование.
База исследования: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
1. Теоретические основы организации культурно-досуговой деятельности детей в системе дополнительного образования
1.1 Понятие и содержание культурно-досуговой деятельности детей
Культурно-досуговая деятельность детей в системе дополнительного образования представляет собой целенаправленно организованный процесс, в котором субъект осуществляет предметную, содержательную деятельность, характеризующуюся творческой активностью и влияющую на уровень его культурного развития [7, с.37].
В контексте данной курсовой работы рассмотрим культурно-досуговую деятельность детей среднего школьного возраста. В этот период культурно-досуговая деятельность оказывает большое влияние на процесс развития личности ребенка; она предоставляет условия для духовного развития школьника, укрепления нравственного и физического здоровья, развития творческих способностей ребенка, его саморазвития и самосовершенствования. Культурно-досуговая деятельность вбирает в себя неотъемлемые ценности современной культуры, выражает интересы современного человека, реализует гуманные установки общества по обеспечению прав и свобод человека.
………….
Заключение
Организация культурно-досуговой деятельности детей представляет собой целенаправленно организованный процесс, в котором субъект осуществляет предметную, содержательную деятельность, характеризующуюся творческой активностью и влияющую на уровень его культурного развития. Культурно-досуговая деятельность детей в виду возрастных особенностей имеет своеобразное содержание и выступает средством выработки навыков социального взаимодействия, является временем личной свободы учащихся, способом самореализации и самосовершенствования. К структурным элементам досуга можно отнести: кино, телевидение, техническое творчество, прикладной труд, художественное творчество, книги, экологическая деятельность, спорт, театр, музыка, туризм, коллекционирование и т.д.
К основным формам культурно-досуговой деятельности детей среднего школьного возраста можно отнести творчество, праздники, игровые формы деятельности. Наиболее распространенными формами организации культурно-досуговой деятельности детей являются: кружки, студии; конкурсы, фестивали; конкурсно-игровые программы; тематические программы; интеллектуально-познавательные игры; игры-путешествия; викторины; театрализованные представления; культурно-спортивные программы; музыкально-развлекательные мероприятия; мастер-классы для детей по различным видам ремесел; праздники.
Дополнительное образование детей – вид дополнительного образования, направленный на развитие личности воспитанника, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию. Дополнительное образование детей – организованный особым образом, устойчивый процесс коммуникации, источник мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. Дополнительное образование как последователь внешкольного воспитания сохраняет ориентацию на создание условий для формирования каждым ребенком представлений о самом себе и об окружающем мире. Свобода выбора формы образования дополняется свободой самостоятельного принятия решений в выборе любимого дела всей жизни, что в дальнейшем помогает более успешно овладеть способами деятельности.
Учреждения дополнительного образования наиболее полно и ярко позволяют детям реализовать свои творческие способности, расширить кругозор, а также помочь в выборе будущей профессии, которая зачастую может быть связана с каким-либо видом творчества. В процессе организации культурно – досуговых мероприятий в дополнительном образовании у детей развиваются морально-нравственные основы, интеллект, воображение, освоение норм жизни взрослых. Внешкольные учреждения позитивно влияют на тех детей, которые лишены позитивного семейного влияния, ощущают психологический и нравственный дискомфорт, утратили мотивацию к учебе, не принимают труд как истинную ценность, очутившихся на периферии общественной жизни.
Компетентный и творческий подход администрации и преподавателей в организации культурно-досуговых мероприятий обеспечивает интерес детей к различным мероприятиям, праздникам и стабильность контингента учащихся на протяжении многих лет.
В данной работе мы рассматривали организацию культурно- досуговой деятельности, как приоритетное направление воспитательной работы в учреждении дополнительного образования, были поставлены задачи, которые в ходе исследования выполнили, т.е. в ходе работы была изучена педагогическая и методическая литература, из которой узнали, что многие исследователи рекомендуют включать культурно-досуговые мероприятия в воспитательную работу учреждений дополнительного образования.
В начале исследования при рассмотрении данной проблемы мы провели анализ работы по организации культурно- досуговых мероприятий на базе Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы» города Североуральска. Проанализировав организацию культурно- досуговой деятельности в