Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Задание3
Введение4
1Основная часть5
1.1Цели и задачи разработки5
1.2Описание алгоритмов основных процедур6
1.2.1Глобальные переменные и константы6
1.2.2Основной модуль приложения7
1.2.3Инициализация графического режима9
1.2.4Разработка раздела «Новая игра»10
1.2.5Заполнение игрового поля случайными цифрами12
1.2.6Вывод игрового поля14
1.2.7Поиск пустого элемента15
1.2.8Перемещение клетки с цифрой на место пустой16
1.2.9Проверка окончания игры19
1.2.10Получение результата игры21
1.2.11Вывод лучших результатов игры25
1.2.12Раздел Помощь26
1.2.13Процедура автоматического завершения расклада27
1.2.14Отображение картинки из файла28
1.2.15Последовательная смена картинок31
1.3Описание входных и выводных данных32
1.4Программное и аппаратное обеспечение программы.32
Заключение33
Библиографический список34
Приложение35
Полный листинг приложения35
ЗАДА
Выдержка из текста работы
Целью работы является разработка программ на языке программирования Паскаль, а так же закрепление теоретических знаний по дисциплине, отработка навыков алгоритмизации и отладка задач на ЭВМ.
Основная цель любой программы — обработка данных, чтобы произвести действие над данными и отображение реальных объектов данных.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Курсовое проектирование является одной из важнейших форм индивидуальной работы студентов.
Основными целями курсового проектирования являются:
систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе изучения дисциплины «Информатика»;
приобретение практических навыков самостоятельной разработки общетеоретических и методических вопросов программирования;
развитие навыков самостоятельной работы с научно-технической литературой, выполнения библиографического поиска и его использования при анализе возможных вариантов проектных решений;
развитие навыков математической формулировки поставленной задачи и самостоятельного выбора методов ее решения;
приобретение навыков проведения экспериментов, сбора данных и программирования на ПЭВМ основных алгоритмов обработки данных;
Курсовая работа призван выявить знания студентов по дисциплине «Информатика» и умение применять эти знания в работе. В процессе проектирования студент должен показать умение пользоваться научно-технической литературой, обобщать накопленный опыт и делать обоснованные выводы и рекомендации.
3. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Система программирования Турбо Паскаль, разработанная американской корпорацией Borland, остается одной из самых популярных систем программирования в мире. Этому способствуют, с одной стороны, простота лежащего в ее основе языка программирования Паскаль, а с другой- труд и талант сотрудников Borland во главе с идеологом и создателем Турбо Паскаля Андерсом Хейлсбергом, приложивших немало усилий к ее совершенствованию. Придуманный швейцарским ученым Никласом Виртом как средство для обучения студентов программированию, язык Паскаль стараниями А.Хейлсберга превратился в мощную современную профессиональную систему программирования, которой по плечу любые задачи — от создания простых программ, предназначенных для решения несложных вычислительных задач, до разработки сложнейших реляциооных систем управления базами данных. Появление Windows и инструментальных средств Borland Pascal with Objects и Delphi для разработки программ в среде Windows лишний раз показало, какие поистине неисчерпаемые возможности таит он в себе: и Borland Pascal, и используемый в Delphi язык Objects Pascal основываются на Турбо Паскале и развивают его идеи.
4. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ
Структуры рассмотренных нами программ имеют вид:
Program name;
{Раздел описаний}
begin
{Раздел операторов}
end.
Слова Program, begin, end выделяют две части программы — раздел описаний и раздел операторов. Такая структура обязательна для любой программы, что является следствием жесткого требования языка: любой нестандартный идентификатор, используемый в исполняемых операторах, должен быть предварительной описан в разделе описаний.
В рассматриваемых в этой курсовой работе задачах понадобились следующие типы данных:
INTEGER — целочисленные данные, во внутреннем представлении занимают 2 байта; диапазон значений — от -32768 до +32767; данные представляются точно;
REAL — вещественные данные, занимают 6 байт; диапазон возможных значений модуля — от 2.9Е-39 до 1.7Е+38; точность представления данных — 11…12 значащих цифр;
CHAR — символ, занимает 1 байт;
STRING — строка символов, занимает МАХ+1 байт, где МАХ — максимальное число символов в строке;
BOOLEAN — логический тип, занимает 1 байт и имеет два значения: FALSE (ложь) и TRUE (истина).
5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ НА ТУРБО ПАСКАЛЕ
5.1. Постановка Задания №1
Составить программу вычисления значений функции F(X) на отрезке (A,B] в точках X1=А+Н, где Н=(В-А)/М, М — заданное число
Номер варианта |
Функция |
Параметры |
|||
А |
В |
М |
|||
x-sin(x) |
0 |
/2 |
10 |
5.2 Листинг Программы с комментариями
Program 1; {раздел описаний}
const
pi=3.14;
A=0;
B=pi/2;
M=10;
var {переменные}
h,x,f:real; {вещественные данные}
i:integer; {целочисленные данные}
begin {раздел операторов}
x:=0;
i:=1;
h:=(B-A)/M;
while (x<=B) do {оператор цикла с предпроверкой условия}
begin
x:=x+h;
f:=x-sin(x);
writeln(‘Nomer shaga :’,i:3,’ x=’ ,x:4:4,’ | ‘,’ F(x)= ‘,f:6:6);
inc(i); {выводит сообщение на экран компьютера}
end;
readln;
end.
5.3 Контрольный пример
При запуске, программа выводит на экран значений функции F(X).
5.4 Постановка Задания №2
Даны матрица A pазмеpом m*n и вектор В pазмеpом m. Записать главную диагональ элементы вектора, а в вектор элементы главной диагонали.
5.5 Листинг Программы с комментариями
Program 2; {раздел описаний}
const
m=5;
n=5;
var {переменные}
a:array[1..m,1..n] of integer;
b:array[1..m] of integer; {массив чисел}
i,j,t:integer; {индексы массивов}
begin
randomize;
for i:=1 to m do {счетный оператор цикла}
begin
for j:=1 to n do
begin
a[i,j]:=random(99);{задаем массив}
write(a[i,j]:3); {сообщаем о вводе (a[i,j]:3)}
end;
writeln;
end;
writeln;
for i:=1 to m do
begin
b[i]:=random(9);{задаем вектор}
write(b[i]:3); {сообщаем о вводе (b[i]:3)}
end;
writeln;
writeln;
writeln(‘Perestanovka’);
writeln;
for i:=1 to m do
for j:=1 to n do
begin
if i=j then {условный оператор}
begin
t:=a[i,j];
a[i,j]:=b[i];
b[i]:=t;
end;
end;
for i:=1 to m do
begin
for j:=1 to n do
begin
write(a[i,j]:3);
end;
writeln;
end;
writeln;
for i:=1 to m do
write(b[i]:3);
readln;
end;
END.
5.6 Контрольный пример
При запуске, программа меняет местами главную диагональ элементов матрицы и элементы вектора.
5.7 Постановка Задания №3
Подсчитать, сколько раз входит символ ‘a’ в текст из пяти строк, сколько раз символ ‘b’ и сколько раз символ `c’. Выдать информацию, какой символ из этих трех встречается наиболее часто.
5.8 Листинг Программы с комментариями
Program 2;
s1,s2,s3,s4,s5:string;
i,j,ch_a,ch_b,ch_c:integer;
s:array[1..5] of string;
begin
Writeln(‘Vvedite 5 strok texta’);
Readln(s[1]);
Readln(s[2]);
Readln(s[3]);
Readln(s[4]);
Readln(s[5]);
for i:=1 to 5 do
for j:=1 to Length(s[i]) do {цикл посимвольного анализа}
begin
if s[i][j]=’a’ then inc(ch_a);
if s[i][j]=’b’ then inc(ch_b);
if s[i][j]=’c’ then inc(ch_c);
end;
writeln;
writeln(‘a=’,ch_a,’ b=’,ch_b,’ c=’,ch_c);
if (ch_a>ch_b) and (ch_a>ch_c) then write(‘Bolyshe bukv A , = ‘,ch_a);
if (ch_b>ch_a) and (ch_b>ch_c) then write(‘Bolyshe bukv B , = ‘,ch_b);
if (ch_c>ch_a) and (ch_c>ch_b) then write(‘Bolyshe bukv C , = ‘,ch_c);
readln;
end.
5.9 Контрольный пример
Вводим текст с клавиатуры. Нажимаем клавишу Enter. Видим окно, представленное на рисунке.
Программа подсчитывает число символов ‘a’, ‘b’, `c’ и выдает информацию, какой символ из этих трех встречается наиболее часто.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основываясь на условиях технического задания:
Работа выполнена полностью.
Результаты обработки данных правильные.
Исходя из особенностей программы:
Вывод информации на экран при работе программы отражает текущие процессы вычислений полностью.
Достаточно продумано отображение данных для удобства пользователя.
Использование команд ввода-вывода информации минимально, что положительно влияет на быстродействие выполнения программы и при компиляции занимает минимум оперативной памяти компьютера.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Васильев П.П. Турбо Паскаль — мой друг. М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1995.
2.Белецкий Я. Турбо Паскаль с графикой для персональных компьютеров/Пер. с польск. Д.И.Юренкова. М.: Машиностроение, 1991.
3.Фаронов В.В. Турбо Паскаль 7.0. Начальный курс : учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2007.