Содержание
Рентабельность синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности организаций за определенный период.
В экономической теории применяется несколько определений категорий рентабельности: 1) прибыльность, 2) отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получение, 3) сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами, 4) интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности.
В любом определении рентабельность будет означать процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, расходам на реализацию, средней стоимости основных и оборотных средств, фонду оплаты труда.
Значимость коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников одной организации, но и интересом государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков.
Повышение уровня рентабельности для коллектива организации означает укрепление финансового положения, а, следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев — это информация о результатах применяемой тактики и стратегии о целесообразности ее корректировки.
В этом и заключается актуальность темы исследования.
В данной работе основная задача курсовой работы была ориентирована на анализ возможных путей повышения рентабельности предприятий питания и гостиниц в условиях конкуренции.
Предприятия общественного питания играют важную роль в жизни человеческого общества.
Успешная работа предприятий общественного питания зависит от многих факторов.
Гостиницы также, несомненно, играют важную роль. Гостиница — сложный хозяйственный и имущественный комплекс (здание или часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для производства и предоставления услуг (гостиничного продукта).
Рост и развитие предприятий питания и гостиниц в условиях конкуренции тесно связан с выработкой и реализацией стратеги и тактики управления процессом формирования и увеличения прибыли.
Росту прибыли содействует манипулирование тремя переменными, определяющими ее рентабельность: 1) ускорение товарооборачиваемости; 2) уменьшением массы издержек (расходов); 3) увеличение нормы прибыли путем повышения торговых надбавок.
Многообразие показателей рентабельности определяют альтернативность поиска путей повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.
При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи.
В ходе работы были решены следующие задачи:
1. Изучены теоретические основы рентабельности. Дан анализ понятий прибыль и рентабельность. Рассмотрены основные показатели рентабельности в условиях рыночной экономики и основные факторы, влияющие на уровень рентабельности.
Вторая глава курсовой работы ориентирована на непосредственное рассмотрение способов увеличения рентабельности предприятий питания и гостиниц. Рассмотрена отрасль питания и индустрия туризма с точки зрения конкуренции. Проанализирована необходимость рекламы, как сопоставляющей успеха. Изучены пути ликвидации убыточности и малорентабельности и т.д.
Информационной основой дипломной работы послужили следующие источники: работы авторов: Абрамова Т.В., Барзыкин Ю.А., Шарафутдинов В.Н., Брагин Л.А., Бушманова Н.В., Мазлова М.А., Падалкина О.Н., Верещака В.В., Патти Д. Шок, Джон Т. Боуэн, Джон М., Рогачев А.Ф., Скопина И.В. и другие источники.
Выдержка из текста работы
Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.
Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.
Тема прибыли и рентабельности особенно остра для российских предприятий, поскольку затяжной экономический кризис, составляющими которого являются высокие налоги и неплатежи, значительно обесценивают получаемые прибыли.
К тому же оказавшись с начала реформ в условиях «свободного экономического плавания», предприятия уже не могут полагаться на государственную поддержку, они все больше действуют в условиях самоокупаемости и самофинансирования.
Реальное положение в экономике сегодня таково, что из всех возможных источников инвестирования, реальным для предприятий остается лишь акционирование и использование части прибыли (так как амортизационные отчисления сегодня практически не идут на инвестиционные цели, а банковский кредит пока недоступен, из-за высоких процентных ставок).
Вследствие выше перечисленного, анализ прибыли на предприятии сегодня становится чрезвычайно актуальным. Анализ прибыли позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.
Цель данной работы — анализ резервов и пути повышения рентабельности предприятия, с целью увеличения его рыночной стоимости. Объектом исследования является ООО «Гильдия». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
а) изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
б) определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
в) выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на ООО «Гильдия»;
г) проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности на ООО «Гильдия»
д) произвести оценку предприятия тремя подходами.
В данной работе использована бухгалтерская отчетность предприятия за период с 2011 по 2013 гг.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие, сущность, виды и показатели рентабельности
Для оценки работы торгового предприятия недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает хорошо. Многие торговые предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют разные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель — уровень рентабельности.
Прибыль и рентабельность — тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям.
Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций — как объективно-экономическую категорию, так и количественный и качественный показатель.
Как объективная экономическая категория, рентабельность характеризует прибыльность, доходность, финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.
Рентабельность — синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности предприятия за определенный период. В экономической теории применяются несколько определений категорий рентабельности:
а) прибыль;
б) отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получение;
в) сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами, исчисленными в стоимостной форме;
г) интегральный показатель, обобщающий показатели эффективности.
В любом определении рентабельность будет означать процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из показателей.
Повышение уровня рентабельности для коллектива предприятия означает укрепление финансового положения, а следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев — это информация о результатах применяемой практики и стратегии, и о целесообразности ее корректировки.
Собственников (акционеров и учредителей) показатели рентабельности интересуют с точки зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов в составе общих вложений. Если уровень рентабельности возрастает, то возрастает интерес к данному предприятию других потенциальных акционеров, цена акций в этом случае тоже возрастает. У предприятия появляется возможность не только дальнейшего развития данного вида деятельности, но и возможность получения более высоких дивидендов. И наоборот, при падении уровня рентабельности интерес по вложениям в данное предприятие падает.
Кредиторов и заемщиков денежных средств уровень рентабельности и его изменение интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособности клиента и возможностей для дальнейшего его развития.
В мировой практике достаточно широко используется система показателей рентабельности для оценки эффективности работы фирмы, его текущего положения, для сравнительного анализа привлекательности различных сфер бизнеса.
Система коэффициентов рентабельности объединяет несколько классов:
а) прибыли;
б) рассчитываемые для оценки отдачи производственных активов;
в) рассчитываемые на основе потоков наличных денежных средств.
Первых две группы показателей рассчитываются по данным бухгалтерского учета о прибылях и убытках.
Сюда входят следующие коэффициенты:
а) Прибыль на продажу;
б) Коэффициент текущих расходов;
в) Коэффициент стоимости проданных товаров;
г) Прибыль на инвестируемый капитал;
д) Прибыль на собственный капитал;
е) Коэффициент рентабельности ресурсов (трудовых и материальных);
ж) Коэффициент эффективности прибыли.
Методика расчета этих коэффициентов основана на применении показателей балансовой и чистой прибыли от реализации.
Методика расчета этих коэффициентов основана на применении показателей балансовой и чистой прибыли от реализации.
.Рентабельность товарооборота определяется:
Рр = П : Т х 100 (1.1)
где П — балансовая, чистая прибыль и прибыль от реализации торгового предприятия;
Т — объем розничного товарооборота (продаж).
Ро = П : ОТС х 100, (1.2)
где П — балансовая, чистая прибыль и прибыль от реализации оптового предприятия;
ОТС — оптовый товарооборот, руб.
Рентабельность продаж показывает, какая прибыль получена в расчете на 1 рубль оборота, сколько процентов занимает прибыль в товарообороте.
Преимущества данного метода расчета рентабельности заключаются в простоте, ясности, удобстве использования.
Но данный показатель не позволяет судить об эффективности использования имеющихся ресурсов.
Для этого рекомендуется использовать формулу индивидуальной рентабельности:
ИР = (ТН — ИИО) : ТН х 100, (1.3)
где ИР — индивидуальная рентабельность;
ТН — норма торговой надбавки;
ИИО — издержкоемкость товара.
Анализ индивидуальной рентабельности на практике не производится, так как отсутствует соответствующая первичная информация, необходимая для подобных расчетов. Однако, в последствии он может стать основой для формирования ассортиментной политики торгового предприятия и управления процессом реализации.
.Коэффициент текущих издержек позволяет определить эффективность произведенных расходов и их окупаемость. Для этого расчета применяется следующая формула:
Рио = П : ИО, (1.4)
где ИО — сумма текущих расходов.
Данный коэффициент характеризует величину прибыли на 1 рубль текущих затрат. Чем выше эта величина, тем выше эффективность деятельности торгового предприятия.
.Рентабельность совокупных затрат определяется, как отношение Прибыли до налогообложения к стоимости основных и оборотных фондов, содержания работника: